Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Миссионерская деятельность православной церкви в Забайкалье

Данная статья является попыткой изучения некоторых сторон истории Русской Православной церкви, в частности деятельности православных миссий.

Сложность написания статьи заключалась в отсутствии научных работ, которые бы давали цельное представление о деятельности миссионеров в Забайкалье.

На основе изданных в последнее время статей, можно было почерпнуть сведения и осветить некоторые страницы из истории православия Бурятии.

В статье описываются периоды деятельности Забайкальской духовной миссии, приводятся примеры из публикации миссионеров, даётся характеристика деятельности как православных, так и бурятских миссионеров.

Так как по данным Священного Синода миссионеров, занимающихся историей Бурятии, насчитывалось не менее 100 человек, поэтому данная тема имеет дальнейшие перспективы.

В истории России православная церковь сыграла огромную роль и оказала влияние на все стороны развития общества. Воссоздавая историю России, мы всегда обращаемся к истории Русской православной церкви.

В истории Сибири Православная церковь оставила заметный след в освоение сибирского края в Бурятии в частности, оказала большое влияние на все сферы жизни местного населения. Значительный вклад она внесла в освоение и развитие Сибири в первые столетия после присоединения этого региона и Бурятии к России.

Одна из ключевых ролей здесь в XVIII - первой половине XIX в. принадлежала Иркутской епархии. Основанная в 1727 г. Епархия в это время охватила огромную территорию от Прибайкалья до Тихого океана. Её основными задачами было укрепление православия в Восточной Сибири и его распространение среди коренного населения.

По инициативе духовенства в Восточной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. было сооружено большое количество православных храмов, многие из которых являлись настоящими архитектурными шедеврами. Примером этого служат кафедральный Богоявленский собор в Иркутске Посольский Спасопреображенский монастырь в Бурятии и др.

Духовенство Иркутской епархии занималось созданием школ и собиранием библиотек, исследованием нового края, его природы, географии, истории, быта, языка и верований коренных жителей, в том числе и бурятского народа. В истории России и Сибири останутся в памяти имена архимандрита Иоасафа Хотунцевского, священника Иннокентия Вениаминова и других, многое сделавших для просвещения и изучения региона.

Вместе с тем, православной церкви в Восточной Сибири в XVIII - первой половине XIX в. довелось столкнуться с немалыми трудностями, которые заключались, с одной стороны, в огромных пространствах, большой удаленности приходов, отсутствии дорог, грубости сибирского быта и нравов, распространении в среде коренных народов различных верований, с другой – в отсутствии достаточного числа священно-и церковнослужителей, в нехватке средств, что толкало духовенство на злоупотребления, подрывающие авторитет церкви.

В таких условиях успешная деятельность православной церкви в регионе во многом зависела от личности и позиции архиереев. В этот период во главе Иркутской епархии стояли высокообразованные талантливые иерархи: Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Нерунович, Софроний Кристолевский, Михаил Миткевич и другие. Им удалось решить многие вопросы укрепления епархии. В Забайкалье большим препятствием для успешной деятельности явилось недостаточное число священнослужителей, нехватка средств, недостаточное знание языков, обычаев и традиций бурят и эвенков.

Создание Иннокентием Кульчицким Иркутской епархии (1727 г. ) укрепило православие, началась работа по подготовке кадров духовенства со знанием бурят-монгольского языка, подготовка священнослужителей бурят.

Основная задача миссионеров заключалась в распространении и укреплении православия среди инородцев. Наиболее одаренные миссионеры лично внесли вклад в исследование края, проявили себя на научном поприще. усилиями православного духовенства была открыта православная миссия в Пекине, в 1715 году. Представители православного духовенства входили в состав российского посольства в Пекине при подготовке и подписанию Буринского договора посольством Саввы Рагузинского (1727г. )

Именно Первая Даурская миссия, в состав которой входили два монастыря- Селенгинский Троицкий и Посольский Спасопреображенский, основанные на восточном побережье Байкала, сыграла ключевую роль в продвижении России на Восток, здесь формировались духовные миссии в Китай и Монголию, здесь они пополнялись переводчиками, проводниками.

Сведения из истории деятельности православной миссии в Забайкалье встречаются в «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева (1965). До 1917 года в отечественной исторической науке церковная и светская история развивалась более или менее независимо друг от друга. Светские историки прошлого не вели систематических исследований в сфере истории церкви. В их работах можно найти сведения о деятельности православной церкви в Восточной Сибири, в которых негативно освещалась миссионерская деятельность (Н. М. Ядринцев «Сибирские иногородцы,1891).

Наиболее полное освещение истории православия можно найти на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей», издаваемых регулярно с середины XIX в. В «Трудах православных миссий Восточной Сибири, (1878-1883 г. г) регулярно печатались отчеты о путешествии священников, статьи и документы по истории церкви, научные исследования служителей церкви.

Отрывочные сведения о миссионерской деятельности можно найти в работах историков советского периода, которая освещалась с негативных позиций («История Сибири,1868, «История Бурят-Монгольской АССР 1951г. , Егунов Н. П. 1963г. ).

В последнее время основное внимание историков уделено исследованию христианизации местного населения и её влиянию на культурное развитие бурятского народа (Е. М. Залкинд 1970г. ; Шумилевич М. М. 1976г. )

Документальные материалы о историческом развитии русской церкви представлены в двухтомном труде А. В. Карташова «Очерки по истории русской церкви».

Положительную роль миссионеров подчёркивает в своих работах Г. М. Михайлов, видный учёный- этнограф Бурятии.

В 1997г. в сборнике «Историческая судьба православия в Сибири» опубликованы тезисы докладов И. Ю. Ваниной, В. И. Екинцева миссионерской деятельности в Забайкалье. На основе привлечения новых, ранее неиспользовавшихся архивных материалов попытались преодолеть односторонний подход к церковной истории, исправить многие ошибочные положения и выводы советских и дореволюционных историков, более объективно оценить процесс православного миссионерства в Восточной Сибири. Эта работа расширяет представления об Иркутской епархии. В монографии О. Е. Наумовой «Иркутская епархия XVIII- первая половина XIXвека» изданной в 1996 году в Иркутске, показано место и роль Иркутской епархии в освоении Восточной Сибири русскими людьми. Е. С. Митыпова исследовала историю распространения и развития православной церкви в Западном Забайкалье, в 1997 году вышла в свет её книга «Православные храмы в Забайкалье XVII-началоXXвв. »

На основании краткого анализа историографии данной темы можно сделать вывод, что история деятельности миссионеров в Бурятии представляет собой недостаточно изученную научную проблему. С началом возрождения православия стали доступны книги богословного содержания; брошюры с наставлениями и поучениями.

Основная задача работы заключается в том, чтобы познакомиться с малоизвестными страницами в деятельности православной церкви в развитии Восточной Сибири, дать представление о просветительской деятельности миссионеров в Забайкалье.

Забайкальская православная миссия

Забайкальская православная миссия занимает особую страницу в истории распространения и развития православия в Забайкалье. Устройство Забайкальской православной миссии разделяют на три периода: а) Период становления (1681-1800)

Миссионерская деятельность в Забайкалье началась после постановления Собора 1681 г. , в Москве об основании Даурской миссии. Согласно решению Синода (1681г. ) и по предложению царя, что Сибирь «страна пространна» и в ней множество «народа Христа не знающего», были отправлены двенадцать московских иноков с благословения патриарха Иокама. В феврале 1681 года Тобольский митрополит Павел приказал игумену Феодосию, попу Макарию и с ним еще 10 монахам- «12 братам с Москвы» - отправиться в «Дауры» и «где приищут –построить монастырь во имя живоначальныя троица на Селенге –реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить в православную веру иноземцев».

Игумен с братией были снабжены казной и церковной утварью, для миссионерской деятельности, им были даны благословенные грамоты и правила архимандрита Павла первоклассного Московского Симонова монастыря, митрополита Сибирского и Тобольского для развития миссионерской деятельности.

Миссионерам были даны инструкции, приехав в Даурье, В Селенгинск и другие города и остроги «приглашать всяких иноверцев к истинной православной, поучать со всяким тщанием и ревностью, без всякого оскорбления, опасаясь, чтобы какими – нибудь словами не отдалить строптивых иноземцев».

На начальном этапе миссионерской деятельности были основаны Троицко-Селенгинский и Посольско-Преображенский монастыри. Временем прибытия двенадцати монахов и устройства двух монастырей (1681-1685г. г. ), датируется основание I Даурской миссии.

Переписные книги, составленные первыми устроителями монастырей, дают общую картину деятельности миссионеров, в том числе разрешение ими духовных, хозяйственных, строительных вопросов. Миссионеры строго придерживались правил крещения, разработанных Синодом, «чтобы иноверцы, которые крестились и которые желают креститься содержались так, как пастырем прилично и должно».

Начальный период христианизации имел добровольный, мирный характер. Поступая в монастырь на правах пашенных крестьян и вкладчиков, новокрещенные поселялись там, где им «полюбится» и могли работать на себя на монастырских полях, сколько «мочь их возьмет».

По ведомости 1723 года, число вкладчиков и ново-крещенных, живших в отчинах Селенгинского монастыря, достигло до 60 человек. Новокрещенным давали право в выборе места, им выделялись земли, деньги, подарки. Буряты не только меняли верования, но изменялись их условия жизни, переходи к оседлому образу жизни. Миссионеры для успешного проведения крещения обучали бурят и тунгусов русскому языку, возводили их в духовный сан.

Во второй половине XVIII в русское правительство официально выступило против насильственного крещения аборигенного населения Сибири, духовенство на местах продолжало свой труд по обращению нехристиан, в обществе усилились призывы некоторых церковных деятелей не столько христианизации, сколько к русификации нерусского населения.

Архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин выдвинул тезис о том, что «православие должно вести борьбу не просто с чужой верой, но и с чужой национальностью». По мнению архиепископа миссионеры должны были убеждать аборигенов в превосходстве русского национального быта, миссия православия провозглашалась миссией обучения.

Но не все русское духовенство поддерживало идею о необходимости русификации «иногородцев», По-мнению иеромонаха Дионисия русское правительство в отношении нерусских народов было больше в роли опекуна, т. к. оно не могло приказывать и насильно заставлять переменить веру на другую. Миссионеры могли действовать при этом только убеждением, все другие средства миссия должна была отвергнуть, как «не согласные с основными принципами Православия».

Первая Даурская миссия смогла просуществовать на протяжении десятилетий, благодаря упорству монашеской братии, которые были в основном выпускники духовных академий, семинарий и с уважением относились к другому верованию, несли христианское учение страждущим.

б) Второй, наиболее значительный период в миссионерском движении начинается с 1862 г. «Преосвещенный Парфений организовал в 1862 г. Миссионерское дело учреждением двух миссий – Иркутской и Забайкальской. Центром второй был Посольский монастырь, вверенный управлению викария, преосвященного Вениамина. ». На этом этапе определяется структура, принимаются устав, формируются миссионерские станы согласно административно-территориальному устройству бурят и тунгусов, начинается финансирование за счет казны и вновь образованного комитета православных миссий.

Миссионеры столкнулись с немалыми трудностями на пути осуществления своей деятельности. Они заключались, с одной стороны, в огромных пространствах, большой удаленностью приходов, отсутствием дорог, грубости сибирского быта и нравов, распространением среди коренных народов шаманизма и ламаизма, с другой – отсутствием достаточного числа священно-и церковнослужителей, в нехватке средств, что вело духовенство на злоупотребления, подрывавшие авторитет церкви.

Во второй период на территории были организованы Баргузинская, Кударинская, Закаменская, Аннинская, Селенгинская, Тункинская миссии.

Отстраненность правительства от дел христианизации дала простор для расцвета творческой мысли миссионеров и многообразия форм миссионерской деятельности. Духовенство Забайкальской миссии занималось созданием школ и собиранием библиотек, исследованием нового края, его природы, географии, истории, быта, языка и верований коренных жителей. Нередко ему приходилось выступать в даже качестве врачей и агрономов. Были построены церкви в русских (или смешанных) селениях. Например, для руководства деятельностью Аннинской миссии в 1863 году было открыто приходское попечительство. Попечительство в основном ведало школьными делами для детей бурят в районе Курбы была организована подвижная школа, впоследствии преобразована в стационарную и многие ламы Ацагатского дацана получили в этой школе первоначальное образование. В состав попечительства входили отставной губернский секретарь Н. Ф. Казанцев, учитель Иван Зосимович Гантимуров, бурят Василий Васильевич Дубинин.

Заметный след в деятельности Аннинской православной миссии оставил Симеон Стуков, его поездки по краю, посещение родовых кочевий бурят, строительство станов и храмов, ежегодные отчеты в отделы Забайкальской миссии, этнографические заметки, статьи показывают деятельного человека, священнослужителя. Каждой из миссии на определенной территории основывались миссионерские станы (1862-1864). Количество миссионеров в станах в середине XIX –начале XX века достигает 13-20 человек, полный состав Забайкальской миссии в 1874 году представляет собой 17 миссионеров с 17 причетниками и 1 сотрудником; число крещенных, по данным Иркутской епархии, в 1877 году превышало 10 тысяч бурят, а эвенков -642 человека, по официальным данным 1891 года число крещенных уже достигало до 35 тысяч, а вначале XX века до 85 тысяч. Следует отметить, данные епархии достоверно отражали численность крещенных составленных на основе отчетов священнослужителей, но точность в документах не прослеживается.

Финансирование миссионерских станов осуществлялось за счет государственной казны, благотворительных пожертвований состоятельных купцов и крещенных бурят и тунгусов, а также церкви.

в) Третий период (конец XIX-нач. XX вв) характеризуется просветительской деятельностью миссионеров. В 1894году Забайкальская область выделена в самостоятельную епархию.

На съезде миссионеров в 1899 году по инициативе Преосвященного Мефодия образуется Забайкальский комитет Православного Миссионерского общества с центром в г. Чита. Миссионерский комитет развивает издательскую деятельность: публикация отчетов, этнографические заметки, статьи, очерки.

Улучшается деятельность миссионерских училищ, подбираются учителя со знанием бурятского языка.

Например, созданное Братство св. Мелодия и Кирилла и св. Иннокентия чудотворца при Читинской и Забайкальской епархии под председательством епископа Мелетия в 1885 году, позволило увеличить число школ от 30 до 96, соответственно число учащихся от 425 до 1200. В течение года число распространение учебников по краю до 1956 экземпляров. На нужды школ, издательской деятельности братство собирало средства от частных лиц и приходов.

Православная церковь, как государственная религия России, на протяжении трех столетий существования на Забайкальской земле также способствовало закреплению влияния России у границ Монголии и Китая.

К началу XX века в географическом отношении миссионерские церкви, часовни и станы были расположены от Саянских гор на западе до Яблоневского хребта на востоке, количество миссионерских церквей достигало 25 (без учета часовен).

Культурно-просветительская деятельность миссионеров

Русская православная церковь в XVIII-первой половине XIXвека сыграла значительную роль в развитии культуры и распространении знаний в Восточной Сибири.

Главными направлениями в просветительской православной церкви было создание и укрепление системы духовного образования в Иркутской епархии, создание церковных школ для просвещения местного населения, содействие духовенства распространению знаний среди населения, перевод церковной литературы на языки сибирских народов и составление гамматик этих языков.

На пути миссионеров стояло немало трудностей, когда они, в основном по одиночке, забрасывались в незнакомую, иногда даже враждебную среду. Сталкиваясь с жизнью бурятского народа не каждый миссионер был способен на какую бы то ни было деятельность, кроме основной, по обращению инородцев в христианство. Особую ценность представляет материал миссионеров, которые, выполняя свою работу, исследовали край.

Исследуя бурятскую культуру (историю, религиозные верования, традиции и обычаи) миссионеры ставили цель: через понимание культуры народа выявлять пути безболезненного принятия христианства инородцами и затем деятельное изучение края.

Все работы миссионеров публиковались в церковной периодике, где не содержатся биографические данные рядовых служителей церкви.

Известны имена миссионеров — этнографов и исследователей. Так И. А. Подгорбуновский был преподавателем Иркутской духовной семинарии, В. Копылов -священник, К. Стуков — протоиерей, Н. Затопляев -аларский священник. Все миссионеры знали бурятский язык. Труды И. А. Подгорбуновкого носят более фундаментальный характер. Им опубликованы такие работы: «Буряты» (исторический очерк)1890г. , «Шаманические верования монголов и бурят» 1895г, «Буддизм, его история и основные положения его учения» 1990г.

Все работы Подгорбуновского вялятся ценными и содержательными истории и краеведению Бурятии. В историческом очерке «Буряты» дается характеристика расселения бурят, приводятся статистические данные о численности (в к. XIX в. в Забайкалье их насчитывалось -170849). Используя сведения из китайских летописей (династии Тан), предания бурят рассматривает вопрос о времени проникновения бурят к Байкалу. Появление бурят в Прибайкалье связывается с историей Чингисхана. Подтверждая этот факт, автор использует данные трех летописей: Санан Сэцэна, Алтан Тобчи и Юань-чао-ми-ши. Автор прослеживает судьбу бурят обитавших в южном Прибайкалье и описывает предания хоринских бурят о их переселении из Монголии в Забайкалье.

В очерке дается описание знакомство бурят с русскими, продвижение русских и подчинение бурят русскими.

Затем автор исследуя историю бурят дает характеристику двум периодам:

I. подчинение бурят русскими (80-е годы XVII в. в Забайкалье) до ревизии Сибири графом Сперанским в 1819 году;

II. с утверждения в 1822 г. «Устава об управление сибирскими инородцами», усиление просветительской деятельности среди инородцев до начала XX в.

В заключительной части автор высказывается о взаимовлиянии бурят и русских друг на друга. Он отмечает как негативные, так и позитивные стороны. «За эти 200 лет под влиянием русских изменился их характер, изменились многие обычаи и привычки, изменились семейные отношения. Многое изменилось к лучшему, а кое-что и к худшему. »

Проводя исследовательскую работу, используя определенные документы, И. А. Подгорбунский показывает себя не только как священник, но и как высокообразованный человек.

Другой миссионер, священник В. Копылов, опубликовал интересную в этнографическом плане статью «Религиозные верования, семейные обряды и жертвоприношения северобайкальских бурят». В своей статье автор рассказывает о сути шаманской веры, приводит предания о мифическом быке, описывает семейные обряды северобайкальских бурят.

Г. А. Стуков, проводя исследования, написал работу «Алфавитный список лекарственных растений, употребляемых ламами в их тибетской лечебной практике».

Быстрое распространение ламаизма в Забайкалье в первой половине XIX века пробудило духовенство к исследованию этого религиозного течения.

«Много интересовался ламаизмом известный миссионер К. К. Струков (1809-1883), который в 40-е годы XIX века активно изучал его. Впоследствии К. К. Струков опубликовал ряд статей на эту тему в «Иркутских епархиальных ведомостях» и других изданиях. За свои труды он был избран в 1862 году членом РГО, а в 1865году награждён серебряной медалью общества».

Наиболее солидное исследование буддизма и ламаизма, созданное в середине XIX века, принадлежит перу иркутского архиепископа Нила Исааковича. Это «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири». Автор первый в России дал обобщённое, систематизированное представление об этой религии, и её разновидности- ламаизме. К книге во многом примыкает его статья «Врачебное искусство у забайкальских лам», опубликованная в 1857 году в «Вестнике» РГО.

Архиепископ Нил известен своей книгой «Путевые заметки по Сибири», в которой содержится много интересных сведений по географии, этнографии и истории Восточной Сибири.

Значительна работа переводческой комиссии, основанной Православной Забайкальской миссией при Казанской Академии в 1892 году при братстве св. Гурия.

Известны труды под редакцией профессора В. В. Миротворцева, переведенные на бурятский язык, это история Ветхого и Нового Завета, учение о христианской вере в беседах с бурами, жития св. Николая Чудотворца, житие св. Иннокентия. В Казани же издаются труды протоиерея Орлова «Грамматика бурятского разговорного языка» и А. Бобровникова - «Первая монгольская грамматика на русском языке».

В 1844 году, отказавшись от преподавания в Казанском университете, по собственному желанию был переведен настоятелем Посольского монастыря Иркутской епархии Даниил Савиллов (1798-1871). Одновременно его назначают старшим миссионером по Забайкальскому краю. В 1847 году Сивиллова определяют настоятелем Троицко- Селенгинского монастыря. Во время его правления (до 1863г. ) продолжалось постройка каменкой ограды вокруг монастыря, искались и описывались древние иконы монастыря XVII века, написан краткий исторический очерк Троицкого монастыря. Используя архив и книгохранилище монастыря, Сивиллов определил, что «в библиотеке хранятся некоторые характерные свитки по их древнему почерку письма, а другие по содержанию». Но Сивиллов не называет эти «древние свитки» и не рассказывает о их содержании, что позволило бы узнать о некоторых строках истории Забайкалья в XVII веке.

В 1848-1849 годах Сивиллов сотрудничал с Русским географическим обществом, посылая ему различные сведения о Забайкалье, за что получил благодарность от учредителей общества. Сивиллов был человеком просвещенным и выступал против борьбы с семейскими, как требовал глава Восточно-Сибирской епархии архиепископ Нил. Объявив его «в ереси старообрядцев», в 1863 году Сивиллова переводят в Борисоглебский монастырь близ Ростова. Может быть, поэтому результаты его миссионерской деятельности в Забайкалье были ничтожны.

Значение миссионерской деятельности в Забайкалье были прежде всего в просвещении народа. О миссионере Нукутского стана Африкане Медведеве, прожившим 13 лет и 7 месяцев в том селе, знавшим бурятский язык, открывшим школу в Зунгаро-Быкотах, содержавшем у себя престарелых и сирот. Он был настоящим духовником Его приглашали н сугланы, советовались на выборах с ним, часто посещали его на дому. Он был достаточно грамотным человеком, написал ряд работ: «Последование о исповеди», «Поучение пред исповедью», с кратким объяснением 10 заповедей Закона Божья, «Краткое наставление при отправлении домой после исповеди и приобщения святых тайн» и ряд других работ на наречии северо-байкальских бурят.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что духовенство Иркутской епархии сыграло заметную роль в изучении восточной части Российской империи и народов, её населявших. Дневники, отчёты, труды свидетельствуют о исследовательских интересах лучших его представителей. И поныне их труды являются ценным источником сведений о регионе.

По мере хозяйственного освоения Восточной Сибири русскими, расширения и укрепления русской административно-управленческой системы усиливалось распространение христианства. История христианизации бурят прошла два основных этапа- феодальный и буржуазный. Начальный период, связанный с деятельностью Даурской миссии (1681) был не особенно успешным. В 1727 году с упразднением Даурской миссии, была учреждена Иркутская епархия. Она должна охватить своей деятельностью не только Бурятию, но и Якутию и весь Дальний Восток. Позднее в её структуре были образованы две духовные миссии — Иркутская (1861 г. ) и Забайкальская (1862 г. ), а также различные комитеты и отделы. В XVIII в и первой трети XIXвека усиливаются меры по насаждению христианства. Второй период охватывает хронологические рамки со второй половины XIX- началаXX века. Вырабатывается новая система внедрения христианства, меняются методы и средства привлечения бурят в лоно православной церкви. К числу таких мер относились:

1. Увеличение числа миссионеров в бурятских ведомствах. Стан состоял из церкви, церковного приюта, миссионерской школы с пансионом при ней. В 1870 году в двух миссиях епархии насчитывалось уже 22 стана, в 1877 -35, а в начале XX веке-41.

2. Увеличение числа миссионеров за счет коренных народов. Обучали их в училище при Посольском монастыре, в Иркутской духовной семинарии и Нерчинском духовном училище. Выпускники училищ и школ определялись для дальнейшей учебы в города России- Казань, Москву, Санкт-Петербург. В Казанской духовной семинарии имелось специально монголо-бурятское отделение. Существовали также женские духовые заведения, где обучались бурятки: Иркутское училище девиц духового ведомства, училище при Иркутском Знаменском монастыре, Читинская женская Богородитская община, Забайкальское епархиальное женское училище.

3. Перевод и издание на бурятском языке богословской литературы с целью отправления службы на местном языке и распространения в улусах. За сто лет существования бурятского православия священниками бурятами переведены на родной язык свыше 40 богословских и религиозных сочинений. Только Яковом Афанасьевичем Болдоновым (род. 1808), одним из первых учителей бурят, переведено на бурятский язык «Символ веры», «Молитва господня», «Божественная литургия», «Краткая священная история Ветхого завета» К переводческо-издательской работе широко привлекались буряты (не только миссионеры хорошо владевшие русским, бурятским и монгольскими языками, освоившие христианское вероучение досконально).

Почти двухсотлетний труд Иркутской епархии, получивший решительную поддержку губернских и областных властей, Синода и царского правительства, принес определенный результат: создалась бурятская Православная церковь. В начале XX веке в ней насчитывалось 85 тысяч бурят.

Бурятское миссионерство занимает определенное место в истории Православной церкви. Многие имена забыты, а их творчество и вклад в общий прогресс народа со стороны ученых не получил какой-либо оценки. Буряты — миссионеры составляли образованную и активную часть народа. Во многом их сложная и противоречивая деятельность не понималась, не одобрялась соплеменниками. Также встречались среди миссионеров люди с низкой подготовкой, преследовавшие лишь корыстные цели. Так как для успешного внедрения христианства предоставлялись различные льготы и привилегии за содействие в крещении бурят. Но не они определяли лицо миссионерства.

«К сожалению, точное число и фамилии всех бурят -миссионеров второй половины XIX- начала XX века учеными не установлены.

Например, в 1886 году в Забайкальской миссии числились из бурят: 4 священника, 2 диакона, 5 псаломщиков, 1 учитель и 4 переводчика, не считая старост, попечителей и других лиц. Возможно их численность могла достигнуть 40-50, без учета женщин, работавших в миссионерских школах и пансионах.

Списки миссионеров из числа бурят можно найти в Иркутских и Забайкальских епархиальных ведомостях, в «Дополнениях» к ним, а также в «Трудах Православных миссий Иркутской епархии. В документах приводятся фамилии, должность, место службы и другие сведения.

Упоминается свыше 20 фамилий. Приведем некоторые из них:

1)Байкальский В. М. -бывший лама, переводчик, сотрудник Селенгинской миссии.

2)Берестов Александр Михайлович — бывший лама, учитель Хужиртайской миссионерской школы

3)Норбоев Алексей -1848-1891, бывший хуварак, окончил школу первого Казачьего полка, занимал должность учителя, письмоводителя, при начальнике миссии, служил в Посольском монастыре, священник в ряде церквей Забайкалья, благочинный III отдела Забайкальской духовной миссии.

4)Чистохин Яков Афанасьевич -священник ряда церквей в Тункинском ведомстве, переводчик, член переводческой миссии в г. Казани, этнограф- собиратель. Умер в 1913 году.

Практически нет такой территории, из которой не выдвинулся миссионер. Аларь, Баланганск, Бохан, Оса, Кудинск (Эхиты), Тунка, Байкала Кудара, Баргузин, Хоринск, Кяхта, Селенгинск, Нерчинск, Чикой — везде были миссионерские станы и бурабы- миссионеры.

В обязанности миссионеров входило обучение и воспитание детей в миссионерских школах и пансионах. Количество учащихся постоянно росло. В 1903 году бурятское православие имело в губернии 59 миссионерских школ, в которых обучалось 1400 человек»

В 1848 году по Забайкальской миссии значились 8 училищ с контингентом учащихся 114

В научной литературе деятельность миссионеров получила однозначную оценку — отрицательную.

Т. М. Михайлов в своих исследованиях полагает, что сравнивать всех миссионере не следует. Потому что материальная база у некоторых была неплохой. В миссионерских школах одинаково встречались как талантливые и добросовестные педагоги, так и догматики, невежды. Основываясь на отчетных обеих миссий епархии (Иркутский и Забайкальской), где содержится достаточно обильный материал о работе школ и усилителей, Т. М. Михайлов приводит примеры о усердных, даровитых миссионеров: Я. и П. Болдановых, И. Баранова, А. Берестова, М. Махачкеева, М. Пателина, А. Норбоева и других.

Следует признать тот факт, что в условиях царизма, темноты и невежества, миссионеры несли в народ не просто другую веру и обрядность, но и ценности христианства и европейской культуры, способствовали развитию духовного мира и умственных способностей детей, взрослых. В документах находит отражение и то, что буряты-миссионеры выступали инициаторами открытия новых школ в улусах, распространяли русские книги, газеты и журналы. Проповедуя христианские нравственно-этические нормы, они боролись против шаманских традиций, чрезмерного употребления спиртного в религиозных целях, а также массового уничтожения животных, что отрицательно сказывалось на физических и материальном положении шаманистов.

Определенный вклад внесли миссионеры в научное изучение истории, быта, культуры бурятского народа, историко-этнографическое исследование народа. За 100 лет существования бурятского православия священниками-бурятами переведены на родной язык свыше 40 богословских и религиозных нравственных сочинений.

Я. Чистохин перевел около десяти наименований, Н. Доржиев вместе с архиепископом Нилом полностью перевел Евангелие. Я. И П. Болдоновы — учителя — просветители — написали статьи и заметки по этнографии бурят, собирали и издали сотни произведений устного-народного творчества.

Общая характеристика деятельности бурятских миссионеров не может быть однозначной. Подобно ламам, они раскрывали сущность шаманистского мировоззрения, вводили народ в мир более цивилизованный, приобщая к народным ценностям, содействовали общему развитию.

Конечно, для объективной оценки роли и места деятельности бурят -миссионеров потребуется дальнейшее изучение источников, привлечение архивных материалов.

С учреждением в XVII веке в Забайкалье православной духовной миссии, духовенство начинает сталкиваться с современно незнакомой ему средой, бытом, чуждыми верованиями, традициями и обычаями. Чтобы добиться наилучших результатов в деятельности «приведения инородцев в православие», миссионерам нужно было хорошо изучить образ жизни коренного населения. Представителям миссионерства удалось добиться значительных результатов и оставить заметный след в изучении религии, истории, этнографии региона.

Большую сложность для Русской православной церкви в регионе представлял крайне низкий уровень культурного и нравственного развития населения, поверхностное усвоение веры частью людей, исповедавших православие. В Восточной Сибири православной церкви пришлось столкнуться и с влиянием на коренные народы буддизма и шаманизма, что затрудняло их христианизацию.

В XIX веке Православная церковь расширяет свое влияние в Забайкалье, оказывая благотворное влияние на все стороны жизни региона. Бурный рост церквей во многом был связан с увеличением христианского населения- как руссих поселенцев, так и коренных жителей, обращённых в православие в результате миссионерской деятельности, которая явилась одной из центральных задач епархиального духовенства. По его инициативе было сооружено значительное количество храмов, которые практически все сохранились до настоящего времени и представляют собой уникальный пласт истории и культуры православия в регионе.

В историческом краеведении недостаточно освещен вопрос о просветительской деятельности православного духовенства. Усердием духовенства в Забайкалье сформирована сеть церковноприходских школ, начало которой положено миссионерской школой Посольского монастыря, где обучались дети эвенков и бурят. Деятельность миссионерских училищ и церковноприходских школ в Анинске, Тугнуе, Кяхте, Верхнеудинске и Селенгинске способствовала распространению грамотности среди населения. Выпускники этих училищ определялись для дальнейшей учебы в города России, преподавателями во вновь открываемые школы, переводчиками на государственную службу.

Монастыри и приходские церкви способствовали церкви способствовали формированию оседлых селений, распространению земледельческой культуры русских крестьян.

Высоко оценивая вклад православной церкви в освоение и изучение края, необходимо учитывать, что она в первую очередь преследовала цели укрепления православия. Не переоценивая конкретные результаты деятельности православной миссии в Забайкалье и не идеализируя историю церкви, следует подчеркнуть, что духовенство сыграло заметную роль в изучении края и его народа. Следует согласиться, что многие труды миссионеров не утратили научного значения и являются ценными источниками.

В заключении, подводя итоги деятельности православного и бурятского миссионерства, необходимо подчеркнуть обширность и многогранность темы. В данной работе не ставилась задача всестороннего и исчерпывающего раскрытия темы. Свою работу рассматриваю как приближение к истории края, деятельности православной церкви в Восточной Сибири.

Православная церковь, выражая интересы самодержавного государства, являлась проводником его политики, а деятельность миссионеров способствовала распространению русской культуры на жизнь народов Сибири, грамотности и научной деятельности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)