Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мой приход. От становления храма к возрождению человека

Приветлив будь и дружелюбен,

Ко всем внимателен и прост.

Путь к Богу прям, хотя и труден,

Но он ведет к вершинам "звезд":

К приобретению достоинства,

Духовных знаний, мастерства.

Стяжи душою доблесть воинства,

Любовь и правду Божества.

Протоиерей Владимир Бороздинов

Мне 10 лет. Я, как и всякий ребенок, люблю играть во дворе. Общаясь со сверстниками, я замечал, что многие из них нецензурно выражаются, обманывают родителей, ленятся. Год назад я окунулся в особый мир – мир душевности, любви, красоты, созданный в воскресной школе кафедрального Свято-Георгиевского морского собора. Заметив разницу в поведении детей, я обратился к маме с вопросом: «Почему дети, посещающие воскресную школу, ведут себя иначе, чем сверстники на улице?» Ответ заставил меня задуматься: как вера может изменить человека?

Поэтому я решил провести собственное исследование и поставил цель: проследить на примере истории храма связь между становлением храма и возрождением человека.

Задачи:

1. Изучить литературные источники об истории кирх Пиллау.

2. Изучить историю появления православного храма в Балтийске.

3. Изучить архивные документы в школьном Музее Боевой Славы и истории города.

4. Изучить историю взаимодействия православия и военно-морского флота.

5. Взять интервью у настоятеля Свято-Георгиевского морского собора игумена Софрония (Колосова) о жизни современного прихода.

6. Взять интервью у прихожан Свято-Георгиевского морского собора.

7. Составить виртуальный альбом фотографий «Мой приход».

В своей работе я использовал методы:

-изучение литературных источников

-интервью

-анкетирование

Кирхи Пиллау (довоенное название г. Балтийска)

В городской библиотеке мне предложили книги: С. А. Якимова «Символы Балтийска» и А. Ф. Гостюхина, Л. В. Горюновой, А. Н. Кузнецова, Е. В. Нагимова «Балтийск: Пиллау – Балтийск: Прошлое и настоящее». Но я не нашел в них достаточно материала по этой теме. Поэтому я обратился к руководителю школьного музея Горюновой Людмиле Владимировне. Она помогла мне собрать материал о кирхах Пиллау.

1) Крепостная кирха. Впервые была сооружена в 1635 году шведами (деревянная и очень простая). С 1651 года богослужения не велись из-за её ветхости, В 1652 году она сгорела от молнии. По приказу Великого Курфюрста в 1658-60 годах инженером Хегевальдом была построена новая каменная кирха, которая простояла до 1711 года. В 1720 году была построена более просторная и торжественная кирха. В период русской оккупации на чердаке кирхи хранили зерно. 8 октября 1761 года кирха сгорела по неосторожности русских. Вновь построенная кирха (первое богослужение прошло 11 сентября 1768 года) сохранилась до 1945 года. Она была посвящена "Святой троице". По своей форме была крестообразна и не имела башни. Орган был сооружён в 1794 году.

2) Кирха Старого Пиллау. Построена в 1598 году и была посвящена "Спасителю". 3 августа 1657 года полностью сгорела от молнии. Первый камень в фундамент новой кирхи был заложен 4 августа 1674 года, а освящение её состоялось 8 сентября 1575 года. Кирха первоначально имела башню, о чём упоминается ещё в 1760 году. Была она без всяких украшений, прямоугольная, с высокой, со скатами крышей. После Второй Мировой войны русские использовали её как кузницу. Алтарь, оставшийся от сгоревшей кирхи, сделан в 1599 году. Внутри кирхи находилось надгробие лейтенанта Иоганнеса Зоера (умер в 1677 году).

3) Реформистская кирха. Уже в XVII веке на Хакене возникает реформистская община, которой решением Курфюрста было предоставлено право использовать крепостную кирху. И лишь только в 1866 году была построена отдельная реформистская кирха на улице Мюленштрассе 1 (угол Предигерштрассе). Кирха не имела башни и была построено, в готическом стиле. Община собрала на постройку 2775 талеров: кроме того, пастор Ваас. ведущий службы в Голландии, Шотландии и

Англии, внёс 5758 талеров (собрав эти деньги в перечисленных странах). Во время Второй Мировой войны реформистская кирха предоставила лютеранам право проводить там службу. В 1934 году интерьер кирхи был совершенно перестроен.

4) Католическая кирха. Несмотря на малочисленность католической общины (1910 год - 274 человека), всё же была построена кирха "Мария Морская звезда" на улице Шоссештрассе 18 (угол Зеештрассе). Освящена 15 августа 1910 года. Это единственная кирха города, которая имела башню. Летом она была местом паломничества из Эрмланда. Цоколь кирхи, построенный в готическом стиле, был из гранита (его брали на о. Борнхольм). Длина кирхи - 23м, ширина - 11м, она была рассчитана на 200 кресел и 200 стоячих мест.

5) Крепостная капелла Лохштедта. Уже в 1422 году были сведения о службе в Лохштедте одного пастора и существовании кирхи. Пастор был из деревни Св. Адальбертэ и службу проводил в кирхе этой деревни до 1669 года, пока кирха не превратилась в руины (полностью обветшала). Пастор стал жить в деревне Тенкиттен, а кирхой временно служила капелла южного флигеля Орденского замка Лохштедт. Постройка эта датируется 1280 годом (приблизительно), но после секуляризации 1525 года была в запустении. В 1760 году, по приказу русского губернатора, капелла значительно перестроена и сделана более удобной. В 1869 её вновь обновили, а в 1896 установлен новый алтарь.

История появления православного храма в Балтийске

Появление православного храма в Балтийске не случайно. Так, в конце XVII века в составе Великого посольства в Пиллау прибыла походная церковь, где в день именин Петра I прошли всенощные бдения и литургия, за что священники получили в награду тринадцать золотых монет. В середине XVIII века российские коменданты Пиллау заботились о православной церкви в крепости, сохраняя инвентарь, впоследствии вывезенный в Кронштадт.

Готический собор — свидетель многих событий. Его возвели в 1866 году на деньги прихожан реформистской общины, собранные ими в Голландии, Англии и Шотландии. Фасадная часть здания разделена несколькими рядами стрельчатых окон. В собор ведут три входа: центральный и два — с внутреннего дворика. Помещение кирхи, служившее аудиторией для проповедника, имело скромное архитектурное

6 убранство. Вдоль стен располагались галереи для прихожан, а солнечный свет проникал сюда через цветные витражи окон. Завершенность интерьеру придавал арочный потолок. В 1934 году помещение кирхи перестроили. Здание сильно пострадало во время штурма Пиллау в апреле 1945 года. Следы от пуль и снарядов и сегодня видны на его стенах. В послевоенные десятилетия здесь долгое время размещался клуб моряков, затем военный склад.

Из рассказа прихожанки Кукушкиной Нелли Моисеевны я узнал, что в период до 90-х годов в Калининградской области не было ни одного православного храма. Поэтому верующие люди (чаще в храмовые праздники) ездили в Литву (Каунас и другие города). Пожилым людям было очень трудно, но другого выхода не было. Когда они узнали, что в Балтийске восстанавливается храм, все обрадовались. На открытие храма было много народа. Ещё Нелли Моисеевна вспомнила о своём детстве в г. Тбилиси. По её словам в Грузии были действующие православные приходы. И хотя пионерам и комсомольцам запрещали верить в Бога, они, сняв галстуки, приходили в храм, чтобы приобщаться через Таинства к Богу. Нелли Моисеевна подтвердила мои мысли о том, что иметь свой приход необходимо каждому человеку. От посещения храма, люди становятся нравственнее, чище, добрее, лучше.

Настоятелем кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота является игумен Софроний (Колосов).

Анатолий (так звали в миру отца Софрония) родился и вырос в Калининграде. Выбор профессии был для него сложным решением, с самого начала он колебался между служением врача и служением священника. Врачебную стезю выбрали его родители и сестры, священниками же были дядя и дед, принявший мученическую смерть на Беломоро-Балтийском канале. Сначала Анатолий окончил медицинское училище, работал фельдшером в больнице, а потом поступил в Московскую духовную семинарию. Уже, будучи семинаристом, он тесно сошелся с православной общиной, сформировавшейся в Калининграде к середине 80-х годов. Приезжая домой на каникулы, привозил сюда книги, участвовал в совместном чтении молитв. В итоге, община сама предложила Анатолию принять сан и возглавить первый в Калининграде православный приход. Летом 1985 года, рукоположенный накануне в кафедральном соборе Смоленска, священник впервые ступил на Калининградскую землю.

Из интервью с игуменом Софронием (Колосовым), я узнал, что кафедральный Свято – Геогиевский морской собор Балтийского флота начал работу в 1991 году. Это здание было занято складами Военторга. В виду того, что в Балтийске больше церковных зданий не было, то прихожане обратились к командованию Балтийского флота, в чьем ведении было это здание, и им пошли навстречу. Склады Военторга убрали, а здание храма передали православной общине. И с октября 1991 года это здание – церковное.

За заслуги в его открытии командиру эскадры вице- адмиралу В. И. Литвинову вручили орден Русской Православной церкви во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира III степени, а первому иеромонаху Анатолию (ныне игумену Софронию) – золотой наперсный крест.

Храм назван в честь Георгия Победоносца, т. к. Георгий Победоносец является покровителем всех воинов. Из детского православного календаря я узнал, что великомученик Георгий, названный Победоносцем, считается небесным покровителем всех православных воинов. Образ великомученика Георгия Победоносца всегда высоко почитался на Руси. Великие русские князья считали святого Георгия своим покровителем. Уже с XVI века в герб Московского князя был включен всадник, поражающий змея, – изображение святого великомученика Георгия Победоносца. Георгиевский крест считался в России высокой воинской наградой. Целые полки в Русской армии награждались георгиевскими штандартами и георгиевскими серебряными трубами.

Поскольку храм находится в главной базе Балтийского флота, то было принято решение назвать его морским собором в честь Георгия, покровителя воинов. Кафедральным его назвали, т. к. здесь кафедра епископа Балтийского.

Так возникло название храма Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота.

На вопрос о том, как он относится к тому, что православный храм находится в здании бывшей реформистской кирхи, батюшка ответил, что храм – это не архитектура. Это – люди. Содержание этого храма православное. Церковь освящена православным епископом, совершаются православные богослужения. Архитектура никак не влияет на внутреннее содержание. Люди, объединенные одной верой, одной молитвой не придают этому никакого значения.

Летом 1996 года в соборе установили часть уникального иконостаса, над которым девять месяцев трудились искусные резчики по дереву из города Сафоново Смоленской области. Продолжительный экономический кризис не позволил мастерам завершить начатую работу. Об общем замысле иконостаса можно судить лишь по царским вратам. Декоративная резьба их нижнего яруса посвящена обитателям моря, среднего — земле, а верхнего — небесной сфере. Символический характер носит, и художественное оформление нижней части иконостаса в виде ажурной вязи канатов и якорей в морской пене, изображение розы ветров, дельфинов, морских коньков и звезд. Плащи Архангелов Михаила и Гавриила окрашены в цвета навигационных огней на Северном и Южном молах — красный и зеленый. Центральное место над иконостасом занимает фреска, сюжетом которой послужила библейская притча «По морю как по суху». В августе 1997 года состоялась церемония освящения иконостаса, что означало восстановление церкви в общественной и духовной жизни, внесение ее в реестр храмов Калининградской епархии.

Храм официально носит титул «главного морского собора Балтийского флота», а его духовенство окормляет военных моряков православного вероисповедания.

Попробуем разобраться, почему в нашем городе был открыт именно морской собор.

На груди двуглавого орла

Вещий смысл Великого Закона:

Воин, поражающий Дракона, -

Вечная борьба Добра и Зла.

Топчет конь увертливое Зло,

Бьет копье Небесного Мессии.

На груди измученной России

Это поле битвы пролегло.

Ю. Шевченко

История взаимодействия православия и военно-морского флота

Исторически сложилось так, что до революции православные россияне несли на себе большую часть тягот флотской службы. В эпоху Петра Великого на церковные средства издавали военно-морскую литературу. Богослужение на кораблях носило обязательный характер и проводилось ежедневно. Нарушителей подвергали

9 денежным штрафам и физическим наказаниям. В патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах заготавливали корабельный лес и регулярно проводили рекрутские наборы. На церковь возлагали уход за ранеными и больными, а также престарелыми чинами флота. Впервые в Кронштадтском морском госпитале в качестве помощниц появились женщины-монахини.

В дореволюционной России многие государственные награды носили религиозный характер. Петру Великому принадлежит идея поместить на военно-морском флаге изображение креста Святого Андрея — покровителя Руси. Высшей наградой кораблю за мужество и воинскую доблесть был Георгиевский кормовой флаг, с вручением которого, экипаж переименовывался в гвардейский, а матросские бескозырки отличались особыми ленточками с тремя черными и двумя оранжевыми полосами цвета пороха и пламени.

В разные периоды истории Балтийского флота десятки кораблей и судов носили имена святых апостолов, пророков, православных великомучеников и церковных праздников, при этом церковной иерархии соответствовал класс и ранг корабля.

Флотское духовенство участвовало в морских походах, кругосветных плаваниях и экспедициях, вдохновляло воинов на подвиги во время сражений. Советская власть упразднила институт военных священников и отделила церковь от государства. Но, несмотря на это, многие верующие защищали Отчизну в годы Великой Отечественной войны. В конце XX века на Балтийском флоте началось возрождение духовно-религиозной деятельности. Историческим событием всероссийского значения назвал передачу частицы святых мощей адмирала Федора Ушакова в Свято-Георгиевский морской кафедральный собор в Балтийске митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По его словам, начавший свой ратный труд на Балтийском флоте «Федор Федорович особым образом, физически и духовно, возвращается сегодня на берега Балтики, связывая прошлое и настоящее». 25 ноября 2001 года в соборе установили раку в форме морского корабля с частицей мощей адмирала Ф. Ф. Ушакова. Из интервью с игуменом Софронием мне стало известно, что раку для этого вырезал прихожанин храма, капитан второго ранга. Он занимается судомоделизмом. Эта рака является точной копией ладьи времен жизни Федора Ушакова. Ее масштаб 1:44 см. На крышке, с внутренней стороны, изображен Федор Ушаков в полный рост.

Город Балтийск – главная военно-морская база Балтийского флота – стал первым из "столиц" всех российских флотов, куда из Санаксарского монастыря республики Мордовия перенесли частицу мощей великого российского флотоводца. У памятника Петру I на площади Балтийской славы перед парадными расчетами моряков Балтийского флота был отслужен молебен. Рака со святыми мощами Федора Ушакова в сопровождении командования флота и духовенства была установлена на флагманском катере, который обошел в военной гавани строй боевых кораблей Балтийского флота. День памяти святого праведного Федора Ушакова отмечается в день его прославления – 5 августа и в день его кончины – 15 октября.

Адмирал Ф. Ф. Ушаков начинал свою службу на Балтийском флоте, был создателем Черноморского флота России и первым его командующим. Не проиграв ни одного сражения на море, выйдя в отставку, он посвятил оставшуюся жизнь общественной и духовной деятельности. Славные победы адмирала Ф. Ф. Ушакова укрепили мощь российского государства, а благодарная память о патриоте и человеке прошла через века. Орден и медаль его имени, учрежденные в годы Великой Отечественной войны, стали символом доблести и чести военных моряков. На иконе с ликом Ф. Ф. Ушакова приведены его знаменательные слова: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

В 2007 году ученик нашей школы Король А. работал над темой «Святой праведный воин адмирал Ф. Ф. Ушаков». Андрей стал победителем V-го Всероссийского молодежного конкурса научно – исследовательских и творческих работ и Всероссийского форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЕКО-2007» под руководством Войтенко Е. П. Из беседы с ним, я узнал, что эта тема была выбрана для исследования не случайно. Андрей учится в военно-морском классе, а Федор Ушаков – не только замечательный человек и великий флотоводец, но и первый адмирал, причисленный к святым. До него подобной чести были удостоены два русских полководца – Александр Невский и Дмитрий Донской.

Сотрудничество Русской Православной Церкви и Балтийского флота продолжается и сейчас. Стали традиционными благословение проводов на боевую службу, молитвы о здравии моряков, благополучном выполнении поставленных целей и задач, а также соучастие в радостных встречах моряков-балтийцев.

Мой приход сегодня

В наше время заметно расширяется возрастной состав прихожан за счет притока молодежи в храм. Больше людей приходит в храм на праздники, а особенно на престольный праздник, который проходит 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В день престольного праздника, «мы обращаемся с молитвами к святому великомученику и Победоносцу Георгию, испрашивая сил, терпения, веры и любви, для того чтобы продолжать свое служение в лоне Русской Православной Церкви», – отметил отец Софроний – настоятель Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота. Из беседы с ним я узнал о современной жизни моего прихода: в храме освещаются все этапы жизненного цикла человека: крещение новорожденного, венчание брачующихся, отпевание умерших и постоянное поминание их. В храме происходят таинства исповеди и причастия. Из результатов анкетирования родителей моих одноклассников видно, что они посещают храм (72%), но чаще делают это по православным праздникам (76%).

На вопрос о том, какую роль приход играет в жизни нашего города, батюшка ответил, что церковь, а приход является составной частью русской православной церкви, конечно же, оказывает огромное влияние на нравственные составляющие горожан. Человек посещает храм, слышит проповеди, его ориентирует священник к чтению душеспасительных книг, совершает таинства. В таинствах церковных черпаем благодать Духа Святаго. Поэтому, чем раньше начинаем приобщаться к церковным таинствам, тем больше потенциальная возможность не быть покинутыми Богом.

Меня интересовал вопрос, какие они, современные прихожане? По мнению отца Софрония все православные люди разные. Вот пять пальцев на руке: все разные. Ударь один, наколи – болит вся рука. У каждого свое образование, свое воспитание. Но единство верующих людей в том, что каждый в отдельности составляет тело Христово. Наше единство в вере, в церковном единении, и в этой среде воспитывается современный православный человек. В храм, конечно же, привносится много своего мирского негативного, но структура церкви такова, что человек, приходя в храм, не зная ничего, но посещая и молясь, приобретает опыт, приобретает определенные

12 знания. И эти знания, которые он применяет в своей жизни, помогают ему духовно расти. К примеру, человек раньше курил и пил, понимая, что это грех. Он исповедался об этом грехе. И, желая самому исправиться, конечно, ему Господь помогает. И человек исправляется. Т. е. церковь является «организмом», в котором человек исправляет свою жизнь, если он того хочет. Потому, что спасение человека происходит с двух направлений: желание человека и желание Божье.

Также игумен подтвердил мое мнение о том, что человеческие качества меняются с обращением людей к вере. Он привёл много примеров. Например, человек пил, гулял, а, придя к вере, стал кротким, смиренным, терпеливым. В глазах появился огонь, который начал через молитву согревать изнутри. По рассказу батюшки меняется человек очень сильно, по всем позициям, когда человек начинает каяться, понимать свой грех. Он воспитывается любить Бога, ближнего. Т. к. православные объединены одними таинствами, одними причастиями. «Бог есть любовь» – говорил Господь. Вера человека возвышает, поднимает его над всем творным миром и помогает ему достичь духовных высот. И это является основой жизни православного человека.

Четвёртый год мы изучаем в школе «Основы православной культуры». Из анкетирования своих одноклассников я узнал, что этот предмет нравится (89%). Ребята считают, что этот предмет помогает воспитывать такие качества, как доброта, помощь ближним, послушание, ум, честность, любовь, трудолюбие и другие. Из анкетирования родителей я выяснил, что 86% считают, что уроки «Православной культуры» влияют на нравственное развитие ребенка.

Мой приход посещают разные по возрасту люди. У некоторых из них я взял интервью. Я искал ответ на главный вопрос: Как меняется человек, придя к вере?

Прихожанка Снегир Валентина Васильевна пришла к вере через великую скорбь. У неё умер сын. В храме она получила утешение и подтверждение тому, что сын её жив, а душа человека это бессмертное чувство. По её словам, человек, который посещает храм, становится милосерднее, добрее, чище.

В жизни прихожанки Петропавловской Натальи Николаевны произошел такой случай, что она обратилась к нашему настоятелю с просьбой о помощи. Близкий ей человек попал под влияние одной из сект. Для неё это было очень болезненно. Она постаралась приложить все усилия, чтобы вытянуть его оттуда, образумить.

А поскольку своими силами не могла справиться, то обратилась к нашему настоятелю игумену Софронию. Он неоднократно встречался с этим человеком, разговаривал с ним, всячески наставлял его. И результат был положительным: близкий человек Натальи Николаевны оставил секту, разорвал полностью все отношения с этой организацией. Сама Петропавловская Н. Н. постоянно ощущает помощь батюшки, его духовные наставления. И, благодаря этому, она смогла за последние годы жизни справиться со многими трудностями, неурядицами в личной и семейной жизни. По её словам, само ощущение, что она причастна к храму помогает в жизни. «Мне становится легче, зная, что тебя оберегает Всевышний. Недаром в православии говорится «Всё, что ни делается – всё по Воле Божьей». Нужно приходить в храм, в место, которое освящено Богом, насыщено специальной атмосферой, намолено верующими людьми», - считает Наталья Николаевна.

Очень значимыми стали для меня слова Андрея Короля, ученика 11б класса, послушника нашего храма. По его мнению, люди меняются, но только тогда, когда сами этого захотят. Если люди не захотят меняться в лучшую сторону, они и не изменятся. Храм никого не меняет. Люди сами приходят туда, ища чьей-либо помощи или утешения. По его словам, человек, приходя в храм, меняется на протяжении всей своей жизни. Верующие люди становятся духовно – нравственными. У них появляется возможность заботиться о себе, как о духовном теле. Приходя в храм, поставив свечу, помянув родных, появляется радость, поднимается настроение, на душе становится легче. Люди становятся милосерднее, ответственнее. Они становятся одухотворенными.

Разными путями приходят люди к вере. Бывает так, что в традиционно верующей семье, веру обретают с младенчества. А бывает и по-другому. «Через горнило сомнений прошла Осанна моя», - говорил Достоевский. А бывает так. Живет человек, не задумывается, - ни о Боге, ни о вере, ни, в сущности, о себе. И вдруг что-то происходит в жизни такое, что переворачивает его жизнь. В этом я убедился в ходе своей работы над темой «Мой приход. От становления храма – к возрождению человека».

Для меня эта работа была полезной – я научился брать интервью, проводить анкетирование и обрабатывать результаты, работать с литературными источниками, узнал историю храма, познакомился со многими замечательными людьми, приобщился к таинствам православной церкви (исповедался, причастился).

Я сделал вывод, что в России культура и религия неразрывны друг от друга. А православие было и остается национальной особенностью, основой духовной культуры русского народа. Встреча с прихожанами и игуменом Софронием (Колосовым) оставила глубокий след в моей душе. В их глазах огонь веры, который согревает изнутри. Это добрые, смиренные, одухотворённые люди. По словам игумена Софрония: «Вера человека возвышает, поднимает его над всем творным миром и помогает ему достичь духовных высот. И это является основой жизни православного человека».

Есть пословица: невольник – не богомольник. Церковная пословица! Это значит, что никому свою душу насильно не вложишь и верующим силком быть не заставишь. Что мы можем сделать? Не тащить наших сестер, братьев, друзей по классу, пока еще не верующих. Но жить так, чтобы они, смотря на нас, захотели понять, что такое мы имеем в душе и в жизни своей, чего у них нет и отчего жизнь их более пуста, и сами вслед за нами пошли бы в церковь Божию. Только тогда их вера будет настоящей православной.

Есть такая древняя пословица: были бы братья, будет и братство; будут православные люди, великое их братство, будет и православная Россия. На ядерных ракетах, на обширных границах да на больших деньгах - только на таком, материальном, богатстве, великой России не построить. Нужна крепость духа. Над этим и надо трудиться.

Возникает желание оставаться с теми людьми, от которых исходит незлобие и душевная простота. Мне очень хочется, чтобы в больших и малых городах возрождались храмы и люди сеяли доброе, вечное.

Беседа с прихожанкой Свято – Георгиевского морского собора.

В период до 90-х годов в Калининградской области не было ни одного православного храма. Поэтому верующие люди (чаще в храмовые праздники) ездили в Литву (Каунас и другие города). Пожилым людям было очень трудно, но другого выхода не было. Когда мы узнали, что в Балтийске восстанавливается храм, все обрадовались. На открытие храма было много народа. Мое детство прошло в г. Тбилиси. В Грузии были действующие православные приходы. И хотя пионерам и комсомольцам запрещали верить в Бога, мы, сняв галстуки, приходили в храм, чтобы приобщаться через Таинства к Богу. Иметь свой приход необходимо каждому человеку. От посещения храма, люди становятся нравственнее, чище, добрее, лучше.

С прихожанкой нашего храма

Интервью с настоятелем Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота игуменом Софронием (Колосовым).

Когда открыли собор и почему его назвали Свято-Георгиевским морским собором?

Храм был открыт в 1991 году. Это здание было занято складами Военторга. В виду того, что в Балтийске больше церковных зданий не было, то мы обратились к командованию Балтийского флота, в чьем ведении было это здание, и нам пошли навстречу. Склады Военторга убрали, а здание храма передали православной общине. И с октября 1991 года мы имеем это здание, как церковное здание. Этот храм назван в честь Георгия Победоносца, т. к. Георгий Победоносец является покровителем всех воинов. А поскольку храм находится в главной базе Балтийского флота, то было принято решение назвать этот храм морским собором в честь Георгия, покровителя воинов. Кафедральным его назвали, т. к. здесь кафедра епископа Балтийского.

Так возникло название храма Кафедральный Свято – Георгиевский морской собор Балтийского флота.

Как Вы относитесь к тому, что православный храм находится в здании бывшей реформистской кирхи?

Храм – это не архитектура. Это – люди. Содержание этого храма православное. Церковь освящена православным епископом, совершаются православные богослужения. Архитектура никак не влияет на внутреннее содержание. Люди, объединенные одной верой, одной молитвой не придают этому никакого значения.

Мой приход сегодня.

В храме освещаются все этапы жизненного цикла человека: крещение новорожденного, венчание брачующихся, отпевание умерших и постоянное поминание их. В храме происходят таинства исповеди и причастия. В наше время заметно расширяется возрастной состав прихожан за счет притока молодежи в храм. Больше людей приходит в храм на праздники, а особенно на престольный праздник, который проходит 6 мая в честь памяти святого Георгия Победоносца, имя которого носит храм.

Расскажите о, привезенной в наш храм, частице мощей Федора Ушакова.

25 ноября 2001 частица мощей была перенесена в г. Балтийск, в наш храм. Раку для этого вырезал наш прихожанин, капитан второго ранга. Он занимается судомоделизмом. Эта рака является точной копией ладьи времен жизни Федора Ушакова. Ее масштаб 1:44 см. На крышке, с внутренней стороны, изображен Федор Ушаков в полный рост.

Какие они, современные прихожане?

Все православные люди разные. Вот пять пальцев на руке: все разные. Ударь один, наколи – болит вся рука. У каждого свое образование, свое воспитание. Но единство наше в том, что каждый в отдельности составляет тело Христово. Наше единство в вере, в церковном единении, и в этой среде воспитывается современный православный человек. В храм, конечно же, привносится много своего мирского негативного, но структура церкви такова, что человек, приходя в храм, не зная ничего, но посещая и молясь, приобретает опыт, приобретает определенные знания. И эти знания, которые он применяет в своей жизни, помогают ему духовно расти. К примеру, человек раньше курил и пил, понимая, что это грех. Он исповедался об этом грехе. И, желая самому исправиться, конечно, ему Господь помогает. И человек исправляется. Т. е. церковь является «организмом», в котором человек исправляет свою жизнь, если он того хочет. Потому, что спасение человека происходит с двух направлений: желание человека и желание Божье.

Какую роль приход играет в жизни нашего города?

Церковь, а приход является составной частью русской православной церкви, конечно же, оказывает огромное влияние на нравственные составляющие горожан. Человек, посещает храм, слышит проповеди, его ориентирует священник к чтению душеспасительных книг, совершает таинства. В таинствах церковных мы черпаем благодать Духа Святаго. Поэтому, чем раньше мы начинаем приобщаться к церковным таинствам, тем больше потенциальная возможность не быть покинутыми Богом.

По Вашему мнению, как меняются качества человека, когда он приходит к вере?

Качества человека меняются категорически. Я могу привести много примеров. Например, человек пил, гулял, а, придя к вере, стал кротким, смиренным, терпеливым.

В глазах появился огонь, который начал через молитву согревать изнутри. Меняется человек очень сильно, по всем позициям, когда человек начинает каяться, понимать свой грех. Он воспитывается любить Бога, ближнего. Т. к. мы объединены одними таинствами, одними причастиями. «Бог есть любовь»- говорил Господь. Вера человека возвышает, поднимает его над всем творным миром и помогает ему достичь духовных высот. И это является основой жизни православного человека.

С настоятелем Свято – Георгиевского морского собора Балтийского флота игуменом Софронием (Колосовым)

Беседа с послушницей Свято Георгиевского морского собора.

Вера в Бога во мне была заложена еще с детства. Сколько я помню себя, со мной всегда была молитва «Живые помощи». Я никогда не ложилась спать без молитвы, и не перекрестившись. Хотя о том, чтобы пойти в церковь помолиться, даже мысли не возникало. Да и не было тогда в Калининградской области ни одного действующего православного храма. Я считаю, что в храм люди, к Господу, чаще всего, приходят в горе, в болезни. У меня была великая скорбь. Когда умер сын, я нашла ответы на все свои вопросы в церкви. И, что мой сын жив, и, что душа человека – это бессмертное чувство. Я выполняю в церкви свое послушание и считаю, человек, который посещает храм, становится милосерднее, добрее, чище.

Беседа с послушницей Свято - Георгиевского морского собора

Наша семья приехала из Украины. Моя бабушка, тётя, мама знали молитву, молились и меня учили. Потом, став уже взрослой, я сама пришла в храм. Когда я училась в музыкальном училище, меня заметили и пригласили петь в церковный хор. По окончании училища, работая и живя в Балтийске, стала прихожанкой Свято – Георгиевского морского собора. Спустя некоторое время, я попросила настоятеля нашего храма назначить мне послушание. И я стала петь в церковном хоре.

В моей жизни произошел такой случай, что я обратилась к нашему настоятелю с просьбой о помощи. Близкий мне человек попал под влияние одной из сект. Для меня это было очень болезненно. Я постаралась приложить все усилия, чтобы вытянуть его оттуда, образумить. А поскольку своими силами не могла справиться, я обратилась к нашему настоятелю игумену Софронию. Он неоднократно встречался с этим человеком, разговаривал с ним, всячески наставлял его. И результат был положительным: он оставил секту, разорвал полностью все отношения с этой организацией.

Наш храм помогает многим людям. Например, не так давно для одной из наших прихожанок собирали деньги на операцию. Помогал весь приход. С Божьей помощью операция прошла удачно, и она сейчас на ногах и приходит на службу.

О себе я могу сказать, что я постоянно ощущаю помощь батюшки, его духовные наставления. И, благодаря этому, я смогла за последние годы жизни справиться со многими трудностями, неурядицами в личной и семейной жизни.

Само ощущение, что я причастна к храму помогает в жизни. Мне становится легче, зная, что тебя оберегает Всевышний. Недаром в православии говорится «Всё, что ни делается – всё по Воле Божьей». Нужно приходить в храм, в место, которое освящено Богом, насыщено специальной атмосферой, намолено верующими людьми.

Интервью с прихожанкой нашего храма

Как ты пришел в храм?

В храм я хожу с самого раннего детства. Туда меня привела мама. И с тех пор я постоянно посещаю храм.

Ты работал над темой «Святой праведный воин адмирал Ф. Ф. Ушаков». Как ты выбрал эту тему?

Это связано с патриотическим воспитанием. Я учусь в военно–морском классе, а Федор Ушаков – не только замечательный человек и великий флотоводец, но и первый адмирал, причисленный к святым. До него подобной чести были удостоены два русских полководца — Александр Невский и Дмитрий Донской. На конкурсе, когда я рассказывал об этом, многие люди не знали об этом. Ушаков, как нам известно, начинал свой путь с Балтийского флота. И в 2001 году, как раз в 55– летие города Балтийска были перенесены частицы святых мощей Ф. Ушакова.

Андрей, а ты выполняешь послушание в храме?

Да, я являюсь послушником Свято – Георгиевского морского собора. Вначале я был просто прихожанином, но затем попросился в алтарь и батюшка взял меня на службу.

Меняются ли люди, приходящие в храм?

По моему мнению, люди меняются, но только тогда, когда сами этого захотят. Если люди не захотят меняться в лучшую сторону, они и не изменятся. Храм никого не меняет. Люди сами приходят туда, ища чьей-либо помощи или утешения. Я, приходя в храм, меняюсь на протяжении всей своей жизни. Я чувствую, что кардинально отличаюсь от своих сверстников, не похож на них.

Верующие люди становятся духовно – нравственными. У них появляется возможность заботиться о себе, как о духовном теле. Приходя в храм, поставив свечу, помянув родных появляется радость, поднимается настроение, на душе становится легче. Люди становятся милосерднее, ответственнее. Они становятся одухотворенными.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)