Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мой Пушкин. Экскурсия по музеям Пушкиногорья

Пушгоры, Пушкинские горы – так называют известный всем близ Пскова Пушкинский заповедник, который знакомит с корнями пушкинского рода /музей-усадьба ПЕТРОВСКОЕ/ и фамильным кладбищем, которым стала земля, купленная дедом, у Святогорского монастыря.

По окончании Михайловской ссылки А. С. не раз мысленно возвращался в места, ставшие для него «милым пределом». Приезжает он сюда не однажды и после ссылки. В 1829 году была написана элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных», заканчивалась она предельно искренними строфами:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть.

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Мы побывали у могилы поэта. Возложили к подножию памятника цветы. Поставили в храме (в том самом, где отпевали поэта) свечи на помин души раба Божьего Александра.

Центральной частью экскурсионного маршрута являются музеи-усадьбы МИХАЙЛОВСКОЕ и ТРИГОРСКОЕ. Приглашаю вас отправиться со мной в заочную экскурсию и побывать там, где огорчался и радовался, открывал для себя удивительную историю русичей и постигал невообразимую красоту родной природы великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

МИХАЙЛОВСКАЯ усадьба Пушкиных невелика. Господский дом. В центре перед ним раскинулся подъездной круг, на котором растут 26 лип и большой раскидистый вяз. Посадил вяз младший сын поэта Григорий Александрович. По обе стороны дома – флигель «Домик няни» и господская кухня, дом управляющего, дом приказчика. Именно такой запечатлена усадьба на литографии П. Александрова по рисунку псковского землемера И. Иванова /1837 г. /. Это единственное сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени.

При входе в усадьбу по еловой аллее на деревянном лафете стоит старинная пушка-мортирка. Из этой пушечки обычно стреляли, давали салют по случаю какого-либо торжества. Крестьяне шутили: «Как же так: у Пушкиных – и без пушки».

Господский дом уединенный,

Горой от ветра огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам

М. И. Осипова, бывавшая в доме Пушкина, рассказывала: «Вся мебель, какая была в домике при Пушкине, была «ганнибаловская». Пушкин себе ничего нового не заводил. Самый дом был довольно старВся обстановка комнаток Михайловского была очень скромна». Зайдемте же в дом!

ПЕРЕДНЯЯ. В этой комнате 11 января 1825 года произошла встреча А. С. с лицейским другом И. И. Пущиным. «Смотрим друг на друга, целуемся, молчим Вход к нему (в комнату Пушкина) прямо из коридора. Против его двери – дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев»,- писал в своих Записках - воспоминаниях И. Пущин.

КОМНАТА НЯНИ (ДЕВИЧЬЯ). В этой комнате в годы ссылки Александра Сергеевича жила его няня, Арина Родионовна. Сюда же собирались дворовые девушки Михайловского для занятия рукоделием. В этой комнате Пушкин слушал сказки Арины Родионовны, сам читал ей свои произведения.

КОМНАТА РОДИТЕЛЕЙ. Стены украшают две итальянские гравюры конца 18 века на сюжет «Метаморфоз» Овидия. Мемориальная вещь в комнате родителей – икона «Троица Новозаветная» 18 века. Этой иконой отец поэта Сергей Львович благословил своего младшего сына Льва на брак.

ГОСТИНАЯ. Из комнаты родителей можно пройти в маленькую гостиную (зальце). Из нее двери ведут в переднюю и на балкон. Возможно, именно с этого крыльца Пушкин отправлялся из дома, когда к нему приезжали непрошенные гости. Точно так же поступал и Онегин:

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

Зальце напоминает нам онегинскую гостиную:

Везде высокие покои:

В гостиной штофные обои,

Портреты дедов на стенах

И печи в пестрых изразцах.

И сейчас стены обтянуты штофными обоями, а на стенах – «портреты дедов». Здесь же портрет матери Пушкина - Надежды Осиповны и портрет Василия Львовича Пушкина, дяди поэта. Мемория в этой комнате – рисунок «Две собаки» О. С. Павлищевой, сестры Александра Сергеевича. Двери из гостиной ведут в столовую.

СТОЛОВАЯ. В центре комнаты – большой круглый стол-сороконожка, буфет с посудой пушкинского времени. На одной из стен висит портрет А. С. Пушкина (О. Кипренский, 1827 год, копия, выполненная в 60-ые годы 19 века по заказу лицейского музея А. С. Пушкина).

Литературная экспозиция этой комнаты рассказывает о встречах А. С. Пушкина с лицейскими друзьями, поэтому здесь представлены портреты А. А. Дельвига, И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера, А. М. Горчакова.

И, наконец, КАБИНЕТ. «Комната Александра, - писал И. И. Пущин, - была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и пр. ». Скромным, непритязательным по обстановке выглядит кабинет и сейчас.

В центре комнаты – письменный стол красного дерева из Тригорского, имения друзей Пушкина Осиповых-Вульф; кресло красного дерева (вольтеровское) от тверских Вульфов. На столе «разбросаны исписанные листы бумаги», список комедии А. С. Грибоедова, привезенный в подарок опальному другу И. И. Пущиным, первый сборник стихотворений 1825 года. В книжном шкафу на подвесной полке – дубликаты книг из библиотеки поэта. Среди них – сочинения Державина, Жуковского, Карамзина, Шекспира. Книги – единственное богатство кабинета. «Книг, ради бога, книг», - писал Пушкин в одном из писем брату Льву. С подобной просьбой он обращался ко многим своим знакомым и друзьям. И книги приходили ему едва ли не с каждой оказией.

Из мемориальных вещей в кабинете представлены пушкинская железная трость, подножная скамеечка А. П. Керн, небольшая этажерка, в книжном шкафу – фарфоровая чернильница в виде фигурки Амура верхом на дельфине из Полотняного Завода; вазочка для перьев из дерева, папье-маше с перламутром и серебряный подсвечник А. С..

На стене над диваном висит портрет английского поэта Байрона. Такой портрет был «подарен Александром Пушкиным девице Анне Вульф 1828 года Тригорское». На каминной полке стоит небольшая статуэтка Наполеона.

Во многом кабинет Пушкина напоминает деревенский кабинет Онегина, в котором Татьяна видит «и стол с померкшею лампадой, и груда книг и лорда Байрона портрет, и столбик с куклою чугунной». Отсюда в июле 1825 года Пушкин написал Н. Н. Раевскому: «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить».

(Звучит стихотворение «Пророк»).

Прекрасен Пушкин прочитанный. Но Пушкин, узнанный в рощах, парках и усадьбах Михайловского и Тригорского, становится для нас еще дороже. Кто, проходя по аллеям и дорожкам заповедных парков, не вспоминает его стихи, письма, разговоры с друзьями, протянувшими ему руку помощи и сочувствия в тягостные для него годы ссылки? Глаза наши всматриваются в каждую тропинку, деревце, камень. Мы вслушиваемся в птичий гомон, шепот ветра и ищем в них ответа: как же это было при нем?.

Мир Тригорского – это три его былинные горы, его райские кущи, это веселый дом Осиповых-Вульф. Не ищите того, что видели в Михайловском. Их нельзя сравнивать. Там все иначе, и Пушкин совсем другой.

В Михайловском Пушкин – человек, гонимый судьбою, отшельник, поэт, пророк. Суровые сосны и ели старого бора шумят об этом.

В Тригорском Пушкин – просто добрый человек, балагур и весельчак, забавник и ухажер, «гуляка праздный» Здесь все и всегда радостно, и в природе парка всегда слышится веселая песня, и в ней «без конца и без краю весна».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)