Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Моя малая и большая Родина

У каждого имеется Родина: малая и большая. Малая Родина – это дом, где ты родился, твои родители, где жили твои предки. Это – улица, двор, где ты вырос. Это – луга поля, леса, где ты собирала ягоды, грибы. Это – реки, озера, ключи, которые поили тебя студеной водой, угощали рыбой, орошали твои сады и огороды. Это – твоя деревня, где ходил в садик, учился в школе.

А большая Родина это наша республика Татарстан.

Сегодня возрос интерес каждого к своей малой Родине. Многие стараются узнать, как можно больше о своих корнях, о своем роде, об истории своей деревни, города или села. Нас, членов кружка краеведения, это тоже заинтересовало, и мы начали изучение истории деревни Варзи Омга.

Занимаясь в кружке краеведения, мы столкнулись с интересной находкой, каменным топором.

Нас заинтересовала данная находка. Мы, по совету руководителя нашего кружка Ахметзяновой С. Г. , стали изучать этот топор.

Эта довольно интересная находка для наших краев. Местом находки оказалась деревня Варзи Омга. В этой деревне родилась руководитель нашего кружка.

Здесь родились и жили ее родители, ее предки. Поэтому нам стало интересно и начали более глубоко изучать историю этой деревни. Все что мы узнали и изучали, вносили в определенную картотеку. Потом распределяли по разделам.

История населенного пункта

Деревня Варзи Омга одна из самых древних деревень не только в Агрызском районе, даже в республике. Дата основания, судя по архилогическим раскопкам, приходится к периоду существования мазунинской культуры.

Малый зуб мамонта найден на берегу ИЖа.

Расположено на юго-западе Агрызского района, на берегу реки Варзинка.

Название деревни происходит от названия одного из кипчакских племен «баржы» (варзи). Некоторые ученые утверждают, что это название двух удмуртских племен (варзи и омга). Это вполне возможно, потому что здесь, когда-то, жили удмуртские племена

Позвоночная пластинка мамонтенка найдена на берегу ИЖа.

1959 году археологи Татарстана проводили исследования на юго-востоке республики. В результате были найдены остатки двух жилищ. Эти жилища относятся к мазунинской культуре, представители которой жили в первом тысячелетии нашей эры. Представители мазунинской культуры считаются предками финно-угорских народов. В 1965 и 1979 годах в деревне Варзи Омга проводили исследования ученые Удмуртии. Во время этих исследований были найдены ножи наконечники копий, сделанные из бронзы, бронзовый сосуд, отшлифованные каменные топоры. Их можно теперь видеть в музее УДГУ.

Каменный топор, который имеется в нашем музее, был найден случайно, во время пахоты, недалеко от того места, где вели исследования ученые- археологи Удмуртии. Длина топора 17см, ширина-6см. Имеет острие. Имеется просверленная дырка для черенка. Топор кремневый, отшлифованный. Вес-2кг. На этом месте были также найдены заостренные кремневые пластинки разного размера. К сожалению, эти пластинки утеряны. На месте раскопок можно видеть также основание жилища. Жилище, видимо, было в форме полуземлянки. Об этом свидетельствует земляная стена. Все, что мы узнали и изучали, дают нам основание предполагать, что данная деревня одна из древнейших деревень нашего региона.

За всю свою историю деревня меняла свое место два раза. Первый раз, когда удмуртские племена оставили эти места, примерно 15 век. Тогда эти места стали заселяться ногайскими племенами. Они переместились ближе к речке Варзинка. Ногайцы занимались земледелием, охотой, бортничеством и животноводством.

В 17 веке деревня перестраивалась заново. Она переселяется с юго-востока на юго-запад, на современное место.

Керамические сосуды найденные в деревне В. Омга.

Природа родного края

Природа, где расположена деревня, отличается своей красотой и богатством. Нельзя представить день без яркого солнца, ночь без луны. Точно так жизнь любой деревни, маленькая она или большая, невозможно без серебряного родника, бьющего из-под горы или без полноводной реки, мирно несущей свои воды к морю. Места, где расположена деревня очень красивые. Эти места богаты лесами, лугами и водными ресурсами. На юго-восточном склоне, в километрах от деревни, растет смешанный бор. В основном деревья естественного происхождения, высокоплотные, с очень редким для района и РТ смешением пород. Площадь 60 га. Преобладает сосна с елью, с подлеском. Данный бор находится под защитой Кичкетанского заказника. Недалеко от бора растет березовая роща.

Леса

Леса богаты грибами и ягодами. Старая русская пословица «Возле леса жить - голоду не видать» не потеряла своего значения.

Издавна величали лес «кормильцем и батюшкой»: он согревал и укрывал, и кормил, и одевал, и защищал. Всегда считалась: страна с хорошими лесами – богатая страна.

Водные ресурсы

Деревня богата водными ресурсами. Посреди деревни течет маленькая, но полноводная река Варзинка. Ширина реки 3-4 метра, глубина 80-120 см. Во время половодья ширина и глубина реки меняется, является притоком реки Иж. Река Иж находится в двух километрах от деревни Варзи Омга. Длина реки 248км, ширина от 8 до 30 метров, глубина от 05 до 3,0 метров. Река Иж принимает 69 притоков (26 в РТ). Средний, многолетний слой годового стока 129мм. Слой стока половодья 86мм. Расход межени в устье 12,5 куб. м/с. Река многоводная. Имеет хозяйственное, рекреационное, бальнеологическое значение. Богота рыбой. Отмечены выходы минеральных вод (шифалы су). Река Иж является памятником природы. Площадь водосбора 8480 кв. м. Она несёт свои воды с востока на запад. Таких полноводных, широких рек, занимающих огромные площади, всего несколько в нашей республике.

Животный мир

Если совершить маленькое путешествие по берегу жемчужины наших краев, то услышим многоголосие певчих птиц. Иногда невольно вздрагиваешь, услышав, как с шумом вспархивают утки, а над головой летают множество чаек. На остров, скрытый от чужих глаз камышами, спустились дикие гуси. Здесь они выводят своих птенцов. Но самое главное, здесь обитают стая белых лебедей. Да, в нашем Иже есть и эти удивительные прекрасные птицы.

Иж является красивейшим уголком нашей природы

Природа одарила деревню чистыми, студеными родниками. Их три. Родник «Нугай», берет свое начало из глубины сложного бора. Родник является притоком реки Варзинка. Название родника происходить от имени старика Нугая, который открыл этот родник. Родник «Туктар», находится недалеко от деревни, в 0,5 км. Свое начало берет от оврага Медвежье. Взрослые считают родник священным. Возле родника очень красивые места. Поэтому, летом здесь много отдыхающих. Следующий родник «Гали». Родник находится за подлеском в двух километрах от деревни, посреди заливного луга. По преданиям, родник первым увидел пастух Гали, поэтому родник назвали его именем.

На окраинах деревни много красивых, сенокосных лугов. На лугах много ягод, имеются редкие растения, которые занесены в Красную книгу Татарстана.

В сложном бору и в подлесках можно встретить много животных и птиц. Здесь нашли приют сохатые, дикие кабаны, лисицы и зайцы. Встречаются и волки. Из птиц наши края облюбовали серые цапли.

Население деревни

Основным богатством любого общества являлись и являются его люди. Так и у деревни – основное богатство это люди. Уменьшение людей в деревне приводить к её постепенной гибели. Но, к сожалению, в деревне Варзи Омга жителей становятся все меньше. Может получиться так, что деревня, когда-то жившая полнокровной жизнь, существовавшая многие века, исчезнет с лица земли.

Численность

На сегодняшний день в деревне Варзи Омга народу осталось мало, всего 125 человек Причиной уменьшения численности населения является в основном безработица. Если сравнить по годам, то увидим следующее: В1762 году было 115 человек, в 1926 году 1004, в 1992 году 247, а в конце 2005 года всего 125 человек. С 1926 по 1941 год численность населения составляла 1450 человек. Из них 120 человек были переселенцами из поселка «Мортый».

Этот поселок был заложен в1800 году Рафиком Халиловым. Общая площадь поселка составляла 20 гектаров. В 1835 – 40ые годы поселок был достроен. Здесь жили сыновья, внуки и правнуки деда Рафика. Руководитель нашего кружка Савда Габделхаевна является потомком данного рода. У них была мельница, заложили лес вокруг поселка, был пруд, где выращивали рыбу. Жили своим трудом. Так было до 1930 года. В 1930ых годах началось раскулачивание. Жителей поселка стали разгонять в разные стороны. Трех внуков старика Рафика раскулачивали и сослали в Сибирь. Остальные переселялись в деревню Варзи Омга.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. 360 человек уехали на фронт. Вернулись не все. 170 погибли. Их имена занесены в книгу памяти Республики Татарстан.

Если рассмотреть социальный состав на сегодня, то мы увидим следующее:

- служащие – 13

- работники с/хоз-ва - 16

- не работают – 6

- пенсионеров – 78.

Служащие в основном трудятся в сфере образования и культуры, торговли. 16 человек работают фермерами и в хозяйстве «Ак Барс». Неработающие это – инвалиды. Как видно, в деревне, способных трудиться, осталось мало. Причиной тому – ликвидация колхозов, низкая оплата труда, отсутствие работы. За счет дачников, летом численность населения возрастает.

Этнический состав населения

  • татары – 105 (88,4 %)
  • русские – 4 (3,6 %)
  • узбеки - 1 (1,6 %)
  • удмурты – 1 (1,6 %)

Религия – ислам.

Занятия

Основное занятие земледелие. Занимаются так же пчеловодством и животноводством. Есть одно фермерское хозяйство. В личных хозяйствах выращивают кур, птиц.

Культура

Образование

В деревне Варзи Омга до 1917 года работало медресе и мечеть, где получали религиозное образование. В1918 году здесь открылась начальная школа. Известно также, что 1816 году открылась уездная начальная школа. В начале 20 века уездное земство открыла еще одну школу. Здесь, по рассказам долгожителей, обучались дети из зажиточных семей. Учили математику, географию, русский язык. Начальная школа работает и сегодня. Но количество детей осталось мало, всего 4 учащихся. После четвертого класса учебу продолжают в Кичкетанском лицее, который находится в пяти километрах от деревни.

Праздники

В деревне Варзи Омга есть дом культуры. Несмотря на малолюдность здесь всегда интересно. Проходят различные мероприятия, отмечаются юбилейные даты уважаемых в селе людей, дни пожилых, инвалидов.

Обычаи и традиции

В 1996 году открылась новая мечеть. Традицией стали проведение Ураза байрам, Курбан-байрам. Ежегодно проводится праздник гусиного пера

В деревне Варзи Омга родился и вырос основатель татарской советской драматургии Тази Гиззат. Поэтому, на республиканском уровне, проводятся различные мероприятия, отмечались юбилейные даты Тази Гиззата. В древне имеется памятная стела, посвященная великому драматургу. Его близкие, сын Казбек Тазиевич и внуки имеют тесную связь с нашим лицеем. В музее лицея есть отдел, посвященный драматургу.

Современное состояние деревни

К сожалению, деревня сегодня пустеет. Во многих домах деревни не живут люди. Молодежь не хочет оставаться в деревне, так как нет работы. В связи с этим резко пала рождаемость. В результате есть угроза опасности закрытия начальной школы. Несмотря на стремление местного самоуправления создать условия для жизни из – за отсутствия работы люди вынуждены искать работу в соседних горадах. В деревне есть два магазина, работает дом культуры. Построена асфальтированная дорога, проведен газ, во многих домах имеется телефонная связь. Деревня очень красивая, летом утопает в зелени.

Нам очень хочется, чтобы такие деревни как Варзи Омга жили еще долго, радуя людей своей красотой и богатством.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)