Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Музей объеденяший биологию и литературу

Но совсем недавно мы узнали о ещё одном интересном месте нашего округа - Литературном Центре-Музее К. Г. Паустовского.

Мы посетили его и получили массу удовольствия.

Паустовского не зря называют «певцом природы». Он с необычайной красотой и точностью описывает флору и фауну России. Нас, как учеников школы с углубленным изучением химии и биологии, не могло это не заинтересовать. Как известно, все предметы связаны между собой, будь то биология или литература. И мы решили с помощью творчества Паустовского еще раз доказать это.

Цель:

Провести «тропинку» к Паустовскому (расширить образовательное пространство, перенеся отдельные занятия по биологии и литературе на базу музея).

Задачи:

- установить связь с литературным центром-музеем Паустовского;

- разработать материалы лекций для учащихся средних классов,

- на собственном опыте почувствовать и понять связь между биологией и литературой с помощью творчества Паустовского;

- передать полученные знания ученикам как своей школы, так,и возможно, другим.

Гипотеза:

Если установить межпредметную связь между биологией и литературой, используя ресурсы музея имени Паустовского, то можно добиться повышения интереса, как к творчеству писателя, так и к учебным предметам.

Методы: комплексные

Для выполнения поставленной цели мы:

- Посетили центр-музей Паустовского, установили связь с его работниками.

- Используя дополнительную литературу, предоставленную работниками музея и интернет ресурсами, мы составили и провели собственную экскурсию в этом музее для детей нашей школы

- Провели опрос учителей и учащихся по теме работы,

- Проанализировали результаты проведенной экскурсии и предоставили методический материал педагогам начальной и средней школы.

Зарождение идеи

Начали мы нашу работу с того, что спросили у учителей, знают ли они о музее и были ли там с детьми. Результаты оказались плачевными: несмотря на близость музея к нашей школе, большинство учителей даже не знали о его существовании. Другие же слышали о нем, но с детьми его не посещали. Странно, что мы не используем те возможности для обучения, которые находятся рядом с нами. Мы сделали вывод, что из-за незнания учителей дети теряют прекрасную возможность узнать мир этого писателя, полюбить природу с помощью его творчества, что необходимо для проявления интереса к биологии. Тогда мы решили сами «пройти тропинку» к К. Г. Паустовскому, познакомившись с материалами музея и людьми, которые хранят память о писателе.

Мы решили попросить помощи при составлении материала у сотрудников музея. Они с энтузиазмом отреагировали на нашу просьбу. Мы были приглашены на подробную экскурсию по музею. Придя туда, мы попали на экскурсию детей из другой школы. Они с большим интересом слушали все, что рассказывал экскурсовод, задавали массу вопросов, что произвело на нас большое впечатление. После экскурсии детей состоялась наша беседа с Платоновой Ларисой Андреевной и Бурлаевой Галиной Сергеевной – сотрудницами музея, в которой мы узнали очень многое не только о экспозиции музея, но и о его истории. Это действительно оказалось очень интересно. Мы рассказали о том, что в современной школе, к сожалению, творчество Паустовского изучается в малом объеме, и дети знают очень мало о нем. А так хотелось бы им рассказать обо всем этом. Тогда Лариса Андреевна предложила нам самим провести экскурсию по их экспозиции для детей нашей школы. Это был наш счастливый билет!

Подготовка к экскурсии

Для начала мы познакомились с историей этого музея. Он находится в старом здании, которое было построено для усадебного садовника князя Голицына и сохранилось под названием «Флигеля садовника». Затем несколько раз здание погибало, восстанавливалось и перестраивалось, переходило от одного владельца к другому.

С середины XIX века сдавалось горожанам под дачу на сезон и приобрело другое историческое название — «Серая дача» по цвету окраски фасада, который сохраняется до настоящего времени. И только в ноябре 1975 года в нем образовали музей Паустовского. Но как оказалось, не это первоначально место зарождения музея.

В школе номер 456 работала Зоя Всеволодовна Квитко. Эта учительница очень любила творчество Паустовского и увлекала им своих учеников. Зоя Всеволодовна с детьми посещала места, связанные с именем этого писателя, по всей России. После путешествий у них оставалось много вещей, хранящих историю Константина Георгиевича. В последствии собралась целая коллекция, которая была организована в маленький народный музей. Таким образом, появилось «племя паустовцев», возглавляемое Зоей Всеволодовной Квитко и Ильей Ильичом Комаровым, и первое здание музея находилось на Яснополянской улице 12 лет. Музей разрастался, и появилась необходимость арендовать новое помещение. Был выбран молодежный клуб «Спутник-2». Шумная обстановка клуба не способствовала обоснованию музея. И только потом музей переехал в здание, в котором он находится и по сей день.

Далее мы начали готовить экскурсионный материал, использовав для этого такую литературу, как: автобиография Паустовского «Повесть о жизни», журнал, издаваемый музеем - «Мир Паустовского», рассказы Паустовского, Интернет ресурсы.

Сначала мы решили провести экскурсию в двух или трех залах, так как посчитали, что рассказать обо всех залах будет для нас очень сложно. Но мы настолько увлеклись работой, что все-таки рискнули взять на себя ответственность за полную экскурсию. И сотрудники музея, и наш руководитель поддержали эту идею.

После мы собрали группу учеников седьмого класса и отправились в музей.

Экскурсия

План экскурсии

- 1 зал. Далекие годы. Беспокойная юность.

- 2 зал. Морской зал.

- 3 зал. Кара-Бугаз.

- 4 зал. Мещерский зал.

- 5 зал. Тарусский зал.

Быть в роли экскурсоводов было сложно, но очень интересно и познавательно для нас. Но, не смотря на то, что у нас уже был опыт подобной работы (мы работали экскурсоводами в Доме Деда Мороза в г. Великом Устюге), это оказалось достаточно трудно. Организовать детей, заинтересовать их, вовлечь в беседу о Паустовском не так легко, как кажется на первый взгляд. Но, тем не менее, мы считаем, что нам это хоть немного удалось. Дети задавали вопросы, рассматривали экспонаты, делились своими знаниями о Паустовском и природе. Мы были горды за них и, одновременно с тем, благодарны за помощь и поддержку.

В гости к детям

Информация о том, что мы делаем такую интересную и полезную работу, облетела всю школу. И к нашей большой радости этой работой заинтересовались и учителя начальных классов. Нам предложили провести открытый урок у детей первого и третьего классов. Мы, конечно же, не отказались. Нам было интересно, как маленькие дети пройдут эту «тропинку к Паустовскому». Заинтересуются ли они творчеством этого писателя? Мы начали подготовку.

Мы составили план урока:

1. Рассказ о детстве и школьных годах К. Г. Паустовского.

2. Детские рассказы К. Г. Паустовского с описанием природы или животных. («Акварельные краски», «Кот-ворюга» и др. )

3. Зарисовки детей.

Помощь в организации этих уроков нам оказали сами учителя начальных классов.

Третьеклассники

Первый урок мы проводили у

третьего класса. Еще до звонка дети начали нас расспрашивать о том, что мы им расскажем на этом занятии. Как только они услышали, что мы отправимся в мир Паустовского, дети тут же вспомнили, что уже читали его рассказы. Больше всего им понравился «Барсучий нос». Начало можно было считать удачным. Раз ребята уже были немного знакомы и творчеством Константина Георгиевича, значит, работа будет продуктивной.

И действительно, о самом писателе дети слушали с неподдельным интересом. Какие уроки любил Паустовский, какие оценки получал. И рассказы они слушали, затаив дыхание. А когда мы предложили нарисовать им запомнившихся героев, в гласе началась настоящая работа! Дети с большим энтузиазмом взялись за дело. Каждый рисовал то, что ему больше всего понравилось. Нам даже не пришлось подсказывать сюжеты рисунков!

Честно сказать, мы думали,

3 класс что дети будут рисовать только забавного кота-ворюгу. Но каково же было наше удивление, когда мы увидели рисунки детей! Кто-то очень

. оригинально и необычно нарисовал хитрого кота, кто-то красиво изобразил природу, а кто-то совместил два сюжета. Вот как необычно и здорово работает фантазия наших детей. Мы ими очень гордились.

После урока учительница попросила нас провести в феврале детям экскурсию по музею. Дети тоже воодушевились этой идеей. Ну, как тут отказать? Теперь мы планируем ещё ближе познакомить наших маленьких учеников с творчеством и жизнью Константина Георгиевича Паустовского.

В первый раз в первый класс

На втором уроке мы отправились

к первоклассникам. Честно говоря, было немного страшно. Вдруг, ребятам станет скучно? Или может рассказы не понравятся? Но, откинув сомнения, мы вошли в класс.

Как оказалось, ребята уже ждали нас. Они приготовили альбомные листы, карандаши и фломастеры. Уже неплохое начало.

Вопреки нашим страхам, дети слушали все очень внимательно. Старались не шуметь, задавали вопросы, делились впечатлениями, отвечали на наши вопросы. С маленькими ребятами было очень интересно работать. Их любопытству не было придела, что очень помогало нам в нашей работе.

Предложение нарисовать запомнившихся героев, было принято с большим восторгом. Здесь ребята порадовали нас не меньше. Они тоже рисовали не только кота-ворюгу, но и деревья, лес, природу. А некоторые девочки попытались нарисовать розовый закат.

Ребята ещё и рассказывали нам о своих рисунках. Что они нарисовали, почему они изобразили именно этого героя, что ещё понравилось в проведенном занятии.

В конце и первоклассники, и учитель попросили нас почаще заходить с такими интересными работами, и увлекать ребят в процесс обучения.

Результаты и выводы

По результатам анкетирования, семиклассники стали больше читать. Не только рассказы Паустовского, но и любую другую литературу. Им так же, как и нам стали интересны межпредметные связи. Некоторые ученики поделились с нами своим восторгом от того, как красиво и необычно Константин Георгиевич описал природу. Теперь прогулка по парку превратилась для них в настоящее приключение. И это приятно. Если ребята проявят наблюдательность и любопытство, им самими станет намного интереснее и легче учиться.

Учителя тоже заинтересовались иворче6ством Паустовского. Теперь на внеклассном чтении они рассказывают ребятам о Константине Георгиевиче и изучают его творчество. Ребята воспринимают это не с недовольством, а наоборот, с большим интересом.

Мы же готовимся к февральской экскурсии. Кажется, что уже проводили ее, а все равно волнуемся. Но теперь дети сами читают рассказы Паустовского, что бы во время посещения музея задавать нам вопросы и делиться впечатлениями.

Мы очень рады, что эта работа оказалось полезной для нашей школы. Когда становиться интересно хотя бы одному ученику, то это уже значит, что работа проделана не зря. У нас есть ещё много планов на счет этой работы. Нам готовы помогать ребята из разных классов. И это воодушевляет.

Вот и закончилась наша пробная экскурсия, но мы собираемся продолжать эту работу. Проведенные нами исследования подтверждают нашу гипотезу о межпредметных связях, ярким примером которых является творчество К. Г. Паустовского и естественная наука биология. Детям стало легче и интересней изучать биологию, а так же ученики стали больше читать. Так как мы ученицы 11 класса и нам остался последний год обучения в школе, мы собираемся передать нашу работу ученикам и учителям, которые так же будут развивать начатый нами проект и, может быть, найдут другие межпредметные связи. Так же, мы хотим, чтобы дети не только воспринимали полученную информацию, но и участвовали в ее создании. Таким образом, у них будет вырабатываться интерес не только к творчеству, но и к изучаемому предмету. И поэтому обучение в школе не станет для детей сложной и скучной работой, а интересным и увлекательным процессом.

Мы будем продолжать работать над этим проектом. У нас есть много планов и идей, воплощениями которых мы хотим заняться. И что ещё приятнее, теперь нам будут помогать ученики нашей школы.

Залы экскурсии

1 зал. Далекие годы

Паустовский Константин Георгиевич

родился 31 мая 1892 в Москве. Отец его был железнодорожным служащим. Мама не работала, а сидела с детьми. Женщина была суровая, но как говорил о ней сам Паустовский: «Неласковость ее была напускная».

Помимо Паустовского в семье было два старших брата и сестра, с которыми Константин находился в теплых отношениях. «Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник».

Через несколько месяцев родители отправляют детей в Киев к бабушке и дедушке. Паустовскому тогда было всего несколько месяцев.

Деревня, где жил дед, находилась на берегу реки Рось, недалеко от белой церкви. Маленький Паустовский очень любил дедушку. «Маленький, седой, с бесцветными добрыми глазами, он все лето жил на пасеке за левадой - отсиживался там от гневного характера моей бабки-турчанки». С Максимом Григорьевичем Костя ходит на рыбалку, слушает его интересные сказки.

Паустовский поступает в 1-ю Киевскую гимназию, которая считалось одной из самых лучших. Особое внимание там уделяется гуманитарным наукам, например русскому, литературе, иностранным языкам и т. п. Профессора гимназии внимательно и строго следили за успеваемостью своих учеников. Любимым предметом Константина, как ни странно, была география. Учитель по географии был не только педагогом, но и хорошим другом, рассказывающим любознательному Паустовскому о дальних странах. «Два чувства тогда владели мной: восторг от разнообразия и красоты мира и грусть от невозможности увидеть его», - пишет Паустовский.

Когда Костя учится в пятом классе, мама и отец Паустовского расстаются. Папа уходит из семьи, а мама с дочерью уезжают в Москву. Этот разрыв отражается на успеваемости Паустовского. Некоторые предметы он запускает, и получает неудовлетворительные оценки. Однако Константин берет себя в руки и оканчивает гимназию без троек.

Беспокойная юность.

По настоянию старшего брата,

Паустовский поступает в киевский университет на физико-математический факультет. Однако, предметы ему не интересны. Он убегает с лекций и приходит на занятия другого профессора. Под его влиянием, Паустовский переводится на историко-филологический факультет.

Но в 1915 начинается война. Она перечеркивает все планы Паустовского, и он вынужден переехать обратно в Москву, так как мать осталась одна с сестрой, а старшие братья уходят добровольно на фронт. Паустовский переводится в Московский институт и начинает подрабатывать вагоновожатым и кондуктором.

Однажды, разбираясь с бумагами, Константин находит статью из газеты, в которой говориться о том, что оба его брата погибли на фронте в один и тот же день. Более в тылу Паустовский оставаться не мог. Он уже пытался попасть в армию, но его не призвали. Во-первых, у него было плохое зрение, во-вторых, он студент, и, в-третьих, он был единственным кормильцем в семье.

Паустовский оканчивает медицинские курсы и отправляется на войну в качестве санитара. Там он проходит через многое: Константин видит смерть людей, видит боль и страдания, которые приносит война. Работа санитара сложна – порой на одного мед брата приходилось по 40 человек раненных. Там же он встречает в свою первую жену Екатерина Степановна Загорская. Любовь создаёт в нём образ, он пишет стихи своей любимой. Поэзия нравится Паустовскому, и он решает отправить 16 своих стихов на суд И. А. Бунину. Писатель читает присланное, и видит, что молодой человек очень талантлив, однако ему стоит перейти на прозу. «Писатель поёт с чужого языка<> Мне кажется, ваша поэзия в прозе» - пишет он. Паустовский следует совету и переходит на рассказы, которые получаются у него намного лучше. Константин начинает печататься в разных газетах и пользуется большим уважением среди читательской публики.

2 зал. Морской зал

Этот зал называется морским главным образом потому, что самые светлые воспоминания Паустовского были связаны с приморскими городами. И первые его рассказы были именно о морях. При переезде в Одессу, Константин Георгиевич пишет сборники рассказов и очерков "Морские наброски", "Минетоза", "Встречные корабли". Морской зал Паустовский был не только замечательных писателем, но и хорошим знатоком моря и морского дела. Он с точностью описывал все части корабля, различал ветра, разбирался в картах. Его морские рассказы учёные называют «мини-справочниками». Там же в Одессе Паустовский знакомиться с редактором газеты «Моряк» и устраивается туда на работу журналистом.

3 зал. Кара-Бугаз

В 1923 году Паустовский переезжает обратно в Москву. Там он продолжает работу в различных газетах, разъезжает в командировки по всей России и пробует себя в различных типографических должностях.

Всесоюзную славу Паустовскому приносит повесть «Кара-Бугаз». Так называется залив Каспийского моря, которое переводится как «Чёрная пасть». Причиной такого зловещего названия служит такое интересное биологическое явление, как испарение. Этот залив окружён засушливыми пустынями и, когда вода приливает к берегу, через 2-3 часа она полностью исчезает и оголяется чёрное дно, похожее на пасть благодаря окружающим скалам.

В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Эта повесть полностью предавала его стиль, его язык.

4 зал. Мещёрский зал

Мещёрский край занимает особое место в творчестве и жизни Паустовского. Попал он туда в первый раз, благодаря нечаянно попавшей в его руки карте, в которую был завёрнут сыр. Так как Константин Георгиевич очень хорошо разбирался в схемах, он посчитал эту местность очень интересной и захотел побывать там.

Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей».

В Мещёре Константин Георгиевич полностью находился в тех условиях, которые были ему необходимы и близки. Со своими друзьями он ходил на охоту, рыбалку, в походы, при этом создавая свои очерки и рассказы. Паустовского называют Левитаном прозы. Тем не менее, он описывал природу не только высокохудожественно, но и с необычной научной точностью. Ему нравилось изучать природу, описывать всё до мельчайших деталей.

В экспозиции музея предоставлены фотографии, сделанные фотографом, путешествовавшем по местам, описанных в рассказах Паустовского. Хотя фотографии сделаны на старую технику и являются чёрно-белыми, всё равно фотографу удалось передать всю яркость и точность красоты природы Мещерского края, которую нельзя передать словами.

«В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом, и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещёрского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов"».

5 зал. Тарусский зал

Тарусса – это второе любимое место Паустовского. Попал он туда благодаря своей третьей жене, которая не пожелала жить в Мещёре. Домик в Таруссе

им подыскал их общий знакомый. Природа края была необычайно красива и любима писателем, но из-за тяжелой болезни астмой, Константину Георгиевичу было трудно дышать местным туманным воздухом. Тем не менее, здесь писатель прожил последние годы своей жизни счастливо, живя на природе, создавая рассказы и новеллы. Он ходил на рыбалку, вспоминая старые годы, когда ещё дед учил его «охоте на рыб».

Все произведения Паустовского переведены на 70 языков мира, профессоры университетов обучают своих студентов русскому языку именно с их помощью.

Чтобы отдать дань уважения, следует заметить один случай. Знаменитая американская актриса и певица Марлен Дитрих однажды прочитала новеллу Паустовского «Телеграмма». Проплакав всю ночь, она попросила принести ей все переведённые произведения этого писателя. Он настолько поразил её, что певица мечтала о встрече с ним. Однажды, она гастролировала в Москве в Доме Литераторов. Об этом узнал сам Константин Георгиевич, который находился в очень тяжёлом состоянии в больнице. Но он очень хотел увидеть звезду, хотя врачи категорически запретили ему это. Он попросил передать Марлен через своих друзей его произведения с автографами. Но всё-таки позже, под контролем врача, он прибыл в Дом Литераторов и скромно сел в задние ряды. За кулисами кто-то шепнул Дитрих о том, что её любимый писатель в зале, и тогда она вышла на сцену и попросила подняться к ней Паустовского. Как только писатель поднялся на сцену, Марлен упала перед ним на колени в знак уважения.

После смерти писателя память о нём продолжает жить не только в его произведениях. Улицы с его именем есть в Одессе, Москве, Ялте. Существуют три корабля с именем Паустовского – в Санкт-Петербурге, Одессе и Ялте. Существует даже малая планета с именем великого писателя.

Опрос

Мы опросили ребят до и после - как им помогает литература в школьных предметах? Результаты не могут не порадовать.

Прочитанных произведений Паустовского Помощь литературы, в том числе произведений Паустовского, в других предметах

До экскурсии 2-3 малозначительна

После экскурсии 5-6 Примеры из художественной литературы очень помогают разобраться в некоторых предметах

У нас в школе 40 учителей. Мы задали им вопрос: «Слышали ли вы о музее К. Г. Паустовского? А если да, то были ли там с детьми?»

Опрошенные Слышали Не слышали Были

Учителя начальной школы 5 2 3

Учителя средней школы 2 18 1

Учителя старшей школы 10 3 3

Мы так же расспросили учеников, какие из предложенных рассказов Паустовского они читали.

До посещения экскурсии После посещения экскурсии

«Заячьи лапы» 21 21

«Похождения жука носорога» 6 9

«Золотой линь» 3 7

«Мещерская сторона» 2 5

«Корзина с еловыми шишками» 21 21

«Теплый хлеб» 12 17

«Кот-ворюга» 21 21

Из опроса нам стало понятно, что после нашей экскурсии дети стали больше читать рассказы Паустовского. А значит, больше увлеклись как литературой, так и биологией. Что ещё раз подтверждает верность нашей гипотезы - в методике обучения детей нужно использовать те ресурсы, которые вызывают у них интерес и большее понимание изучаемого предмета, нежели простое заучивание материала учебника.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)