Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Некоторые сведения по истории деревень Кигинского района

Меня всегда интересовала история родного края. Главной целью этой работы является изучение исторических сведений, касающихся родного Кигинского района. Эти материалы позволяют понять глубже историю Башкортостана и России. История родного края дорога каждому. Каждый человек должен знать историю своего родного края и свою родословию.

Для изучения истории края Кигинского района имеются труды Р. Р. Аскарова "Легенды и были Кигинского райна", А. С. Обыденнова "Археологические памятники Южного Урала". Для полного восполнения материала можно использовать рассказы пожилых людей, живущих в моём районе, а также документы из районного архива и музея.

Археологические материалы по Кигинскому району

Материалы по археологии позволяют говорить о том, что территория Кигинского района издавна стала зоной освоения человека. Имеется следующий вывод ученых: «Территория нынешнего Кигинского района была заселена еще в эпоху мезолита в VII – V тысячелетиях до нашей эры. Отдельные находки на поселениях каменных орудий без керамики свидетельствует о том, что проникновение древних охотников на айскую равнину сопровождалось освоением каменного века. К мезолиту или насколько более позднему относится случайная находка, хранящаяся в музее Верне-Кигинский средней школы №1. Это обломок каменного гарпуна с одним рядом зубцом, из которых сохранилось десять. Длина обломка 13 см. Гарпун был найден в июле 1986 года учеником 6-го класса Виталием Павловым. На берегу реки Киги в 200-х метрах южнее местечка Кажегир - Тау. »

На территории Кигинского района хорошо представлены материалы эпохи бронзового века. Выделяются несколько сменяющих друг друга культур. Одна из культур относится к XVII веку до нашей эры. Ученые сделали следующий вывод: «Переселенцы, по антропологическому типу европеоиды, оставили возле с. Юкалеулево могильник из 12 курганов. Коллективные погребения европеоидов свидетельствуют о далеких миграциях на северо-восток древних индоевропейцев, основными видами хозяйственной деятельности которых были скотоводство и мотыжное земледелие». Эта культура позже была сменена: «Анализы керамики позволил сделать вывод о том, что юкаликулевское поселение заселилось дважды. В XIII – XIV веках до нашей эры в северной части было сооружено два наземных прямоугольных дома с площадью 70 кв. м. Это было поселение так называемой черкаскульской археологической культуры, называемой Черкаскуль. Племена черкаскульской культуры обитали в лесном Зауралье, занимались рыбной ловлей, скотоводством и немного земледельцем. В этническом отношении ученые относят их к проуграм, предкам современных хантов и манси, а также венгров. Юкаликулевское поселение было одним из крупных памятников проугров на востоке Европы. »

Со временем эта культура также была сменена: «Через несколько лет черкаскульский поселок сгорел и на его месте возник новые поселок уже другой, хотя и родственного поселения, межовской культуры. Памятники межовской культуры распространены от Тобола до Волги по южной части лесной зоны и лесостепи. Время существования этих памятников – рубеж II – I тысячелетий и начало I тысячелетии нашей эры. Межовской поселок на юкаликулевском поселении был большим. По крайней мере, дома были заселены межовцами. Уровень хозяйственной деятельности межовцев по сравнению с черкаскульцами был несколько выше. В стаде животных возрастает роль лошадей и мелкого рогатого скота. Межовцы были на Урале первыми металлургами, освоили добычу железа и изготовление железных орудий. На юкаликулевском поселении в 1978 году были найдены железная мотыга и нож – самые древние железные орудие на Урале. Изготовление относится к началу I тысячилетии нашей эры. »

Но юкаликулевское поселение, не является единственным памятником археологии межовской культуры в Кигинском районе. В семи километрах выше по течению реки Ай, у деревни Ибраево находится точно такое же поселение межовской культуры. На поселении найдены бронзовый серп и обломки керамики с примесью толченых раковин и талька в глине. В одном из курганов около Юкаликулевской школы оказалась могила, в которой было совершено коллективное захоронение нескольких человек. Можно полагать, что все они были убиты в одном бою и были захоронены вместе. Такие погребания хорошо известны на территории Марийского края. Люди, захороненные в могильнике, принадлежат европеоидной расе, так называемой абашевской культуре. Родиной абашевцев было лесостепь Подонья, откуда они в поисках родных источников проникают в ХVI веке до н. э. на Южный Урал. На реке Ай их встретило иноязычное поселение, в схватке с которым погибли абашевцы. Их противником, возможно, могли быть юкаликулевские черкаскульцы. Небольшая часть черкаскульской и абашевской керамики имеет сходные черты. Вывод ученых таков: Кигинский район издавна был зоной освоения человека, выделяется несколько сменяющих друг друга культур. Это – Черкаскульская, Межовская, Абашевская. Ученые говорят о следах войны, которые, по их мнению, подтверждают о насильственной смене культур. Но я считаю, что, хотя имеются следы войны, культуры сохранили преемственность. Они перенимали характерные черты друг у друга.

Исторические сведения деревень Кигинского района

На месте известных археологических памятников находятся деревни, исторические сведения которых нас заводят вплоть до XIII в. Очень интересны сведения о деревне Кадырово. располагающейся в настоящее время на соседней дуванской земле. До 60-х годов прошлого столетия она входила в состав Кигинского района. Фазулла Нурмухаметов, родом из этой деревни, создал уникальную генеалогию деревни Кадырово. Из этого шэжэрэ известно, что в XIII веке башкиры были полностью покорены монголами. После распада в XV веке Золотой Орды южные башкиры попали под власть ногайского хана, западные башкиры — казанского хана, а северо-восточные и восточные башкиры - сибирского хана. Южные башкиры, спасаясь от ига ногайских ханов, бежали в северные районы. В их числе был и род Юламана. После прибытия в наши края они поселились на месте деревни Сураш. сожженной неприятелями. Здесь они основали новую деревню. Когда у Юламана родился сын Габделкадыр, в честь этого события деревню назвали Кадыр.

Сведения деревни Юкаликулево позволяют заглянуть на историю села середины XYIII века. Жители помнят легенды происхождения деревни. Одна из версий в возникновении д. Юкаликулево такая: двое стариков приплыли по реке Ай и поселились на месте деревни. Вторая версия - это рассказ Сиражетдиновой Гайше (1887-1979). На берег реки Ай поселились три семьи (Давлетша, Валишин, Шаймурат). Давлетша по национальности был казаком, (такой национальность есть?), а остальные - башкиры. Деревню назвали Бакалыкул, она была расположена на правом берегу реки ай. В XVI веку н. э. из Казани приезжает еще одна семья, их в деревню не впустили, они поселились на левом берегу реки. Глава этой семьи был образованным человеком, а в деревне таких не было, и в конце концов им разрешили поселиться в деревне. Один из сыновей Абдуллы (такое имя было у Казанского татара) Габделкабир остался в деревне, один уехал в д. Улькунды, а третий в Таймиево. Деревня Юкаликуль на реке Ай обозначена также на плане Зиновьева, составленным в 1735 году. А в книге А. З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» говорится, что д. Юкаликулево возникло на вотчине Тырнаклинский волости как башкирское селение. В 1764 г. и 1 июня 1780 г. были припущены на основе двух договоров от вотчинников - Тырнаклинцев. Первыми припущинниками были Марат Саитов, Арсланбек Сафаров и Абдулзелиль Хайсинов "С товарищи". В другом источнике в «Ревизских сказках» подтверждаются вышеуказанные даты за исключением последней, вместо 1780г. показан 1785г. Однако существует другая точка зрения о том, что еще в 1733 г. в Юкаликулево упоминается мишари как жители. История села д. Юкаликулево отражает взаимоотношение башкир и мишар, переселение мишар с разрешения башкир в их вотчинные земли.

История деревень Киги, Юнус, Кургаш Кигинского района отражает историю башкирских восстаний. Особо богата в этом отношении история села Юнусово. В 1990 году в Юнусово побывала аспирантка БГУ, занимавшаяся сбором фольклора. В то время в деревне самым пожилым по возрасту был 93-летний Фасхетдин Хизбуллин. Из его уст аспирантка записала множество уникальных легенд, истории происхождения интереснейших топонимических названий. С первых же слов дед Фасхетдин удивил своих слушателей, сказав, что предки жителей Юнусово участвовали в восстании под руководством Сары-Мэргэна. Первым крупным восстанием башкир в XVII веке было восстание 1662— 1664 годов. Оно охватило весь Башкирский край. Во главе его стояли башкирские старшины Ишмухамед, Конкас и Девеней Давлетбаевы. В пределах Сибирской дороги восстание возглавлял Сары-Мэргэн. На подавление восстания из Казани и Тобольска царское правительство двинуло войска. В первом же сражении повстанцы были разбиты. Услышать имя предводителя восставших более трехвековой давности не из уст историка, а простого деревенского старика, было поразительно. История села связана и с восстанием Карасакала. Первый раз деревню, которая располагалась в верхнем течении реки, сожгли каратели после подавления восстания Карасакала. Часть жителей — мужчин, которых каратели настигли в горах, перебили. А стариков, женщин и детей спасла от верной гибели бабушка Загифа. Она увела их в место, которое сейчас называется Загифатау'. А было это так. Услышав, что все юнусовские мужчины с первых дней пошли в ряды повстанцев, сюда направили отряд карателей. Один из жителей сумел заранее предупредить односельчан. В деревне были одни старики, женщины и дети. Напуганные известием, люди прибежали во двор престарелого Умар-муллы. А молодой мулла был в рядах повстанцев. Когда все собрались, Умар-мулла сказал: «Всех детей, подростков, девушек оставьте у Загифы-абыстай (жена муллы). Она знает, где их прятать. Каратели уничтожают детей, особенно подростков. Их не ищите, будьте спокойны. А сами идите в горы. За вами пойду и я. Аллах с нами!». Люди перешли через реку и пошли в горы. Шли они по дорожке, которая называлась «Йома юлы» (Йома — пятница, священный день у мусульман). Они думали, что если пойдут по этой дороге, им поможет Аллах. Умар-мулла поднялся на вершину близлежащей горы, чтобы привлечь внимание карателей. Войдя в деревню, одна часть карателей сразу пошла по домам, сжигая все. а другая приступила к преследованию населения. Увидев на горе человека, царские солдаты направились к нему, стали допрашивать. Не получив ни единого ответа, Умар-мулле отсекли голову и пошли дальше. Загифа-эби повела детей в противоположную сторону', по речке Гульелга через заросли ивняка, черемухи, густые кустарники, которые мешали каждому шагу. Но она все же вывела на еле заметную тропку. На вопросы детей, что это за тропа, бабушка ответила молчанием. Старушка ни словом не обмолвилась, что это волчья тропа. Загифа-эби знала, что это самое надежное место, тем более волки летом никакой опасности не представляют. Она привела детей к разветвлениям нынешней Загифатау. После ухода карателей люди вернулись в деревню, и увидели лишь дымящиеся головешки на месте домов. Загифа-эби вернулась с детьми лишь на третий день, все они были живы и здоровы. Узнав о гибели своего старика, она слегла и больше не встала.

Историю села Юнус связывают и с грозной Крестьянской войной 1773-1775 гг. Со слов муллы Файзуллы Хамидуллина: «деревня Юнусово когда-то состояла из трех частей, в каждой было по одной мечети и по одной мельнице. А разорили их царские солдаты во время восстания башкир во главе с Салаватом Юлаевым». Юнусовцы приняли участие в восстании 1773—1775 годов. Этому способствовал Ягун-мулла, который считается основателем деревни Ягуново названной в его честь. Он поднял на борьбу не только своих односельчан, но и старомухаметовцев, и ибраевцев и юнусовцев. 2 июня 1774 года недалеко от деревни Верхние Киги произошла встреча Емельяна Пугачева с Салаватом Юлаевым. О своей встрече Пугачев рассказывал «Пришел в башкирское селение, где нашел стоящих на конях башкирцев до 3 тысяч человек. » А июня 1774 года у деревни Верхние Киги произошло крупное сражение с отрядом Михельсона. Волнения крестьян продолжались и после ухода основных сил повстанцев из северо - восточного региона Башкирии. Но силы были неравные, восставшие потерпели поражение. Рассказывают, что возвращаясь в родные места, группа участников восстания разделилась на Имантау (Дубовая гора) на две части. Один из отрядов спустился прямо в деревню Бузат, перешел реку Киги, на противоположном берегу которой были топкие болота. Там они затопили имеющиеся пушки и ядра. Это место до сих пор называется Ядровое болото. Другой отряд прошел через Юнусово и чуть выше деревни сбросил лишнее оружие в котловину мельничного пруда. Вскоре объявились каратели со стороны деревни Ибраево. На ночлег царские солдаты расположились на южном склоне Шалкантау. С наступлением темноты все старики, женщины и дети, вся живность были направлены в далекие леса. Остались только те, кто мог держать в руках оружие. Карателей было немного, поэтому выбрали самых умелых сорок человек. На стан карателей напали перед рассветом. Перебили весь отряд, но и своих тоже полегло немало. Позже в Верхние Киги прискакал случайно оказавшийся поблизости очевидец и рассказал об этом своим односельчанам. При этом он отметил, что там все трупы облеплены мухами. Поляну назвали в народе Себенле (себен — муха). Сами же юнусовцы дали другое название «Крыкты» (6ыр6— сорок). Объявился большой отряд царских карателей. Но в деревне каратели нашли лишь около десятка дряхлых стариков, которые никак не хотели покинуть свои дома. Их собрали вместе, приказали указать, где спрятано оружие, место с кладом Салавата. Старики только пожимали плечами. Ничего не добившись, солдаты убили их всех и долго безрезультатно рыскали по округе. Затем подожгли дома, мечеть, мельницы. По решению царских чиновников земля была отобрана у юнусовцев. а населению не разрешалось возвратиться на прежнее место жительства. Тогда наследники Абкадыр-батыра ушли к своим сородичам в деревню Кадырово. Род Суербая основал свою деревню. Сейчас эта деревня называется Сюрбаево, которая находится в 10 километрах от села Арсланово Кигинского района. Род престарелого Юнус-муллы подался к кургашевцам. Прошли годы. Юнус-мулла позвал к себе сыновей и сказал: «Недолго мне осталось жить. Скоро я покину этот мир, а вы возвращайтесь на свою землю». Возможно, к тому времени смягчились законы, и юнусовцы возвратились обратно, возродили свою родную деревню. Поэтому-то старожилы других деревень иногда называют деревню Юнусово «Малый Кургаш».

Была деревня Бузат, которая связана с именем Салавата Юлаева. Происхождение названия деревни легенды связывают с конем Салавата Юлаева, Первая легенда гласит, что однажды ночью на взмыленном бузате (белом коне) прискакал Салават со своими сподвижниками. Попросили быстро заменить коней. Заменили и поскакали дальше. Всех загнанных лошадей выходили, один бузат не выдержал и пал. Коня батыра не стали бросать на растерзание собакам и похоронили. С тех пор и гора, и река, и деревня стали называться Бузат. Вторая легенда связана с крупным сражением у деревни Верхние Киги между повстанцами и царскими войсками 3 июня 1774 года. Во время сражения под Салаватом пал его любимый конь Бузат. После 6итвы Салават Юлаев приказал похоронить своего коня на пригорке рядом небольшой деревней. Ее жители и назвали деревню Бузатом в честь коня вождя восставших башкир.

Имеются ряд легенд о кладе Салавата Юлаева. В книге Виктора Сидорова, посвященной жизни, славному боевому пути и последним дням национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, говорится о преданиях-легендах: бытующих в Кигинском, Салаватсксом районах Башкортостана и сопредельных с ними районах Челябинской области. В некоторых из них рассказывается о том, как Салават сам зарыл кладь. Верхнекигинпы утверждают, что клад находится на Имантау (Дубовая гора). В начале 80-х годов краевед Рафаэль Халиуллин занимался его поиском, и небезрезультатно. Правда, он нашел на Имантау не сундук с драгоценностями, а пушечные ядра времен восстания 1773—1775 годов. Одни старожилы деревни Юнусово рассказывали, что Салават утопил казну при отходе повстанцев в одном из озер. Тракторист Ж. Зайнашев во время работы под фундаментами старого Бузата вывернул множество монет — более одного ведра медяков чеканки 1788 года. Понятно, что это не клад Салавата. В соседней Челябинской области среди башкир бытуют предания о том, что клад Салавата спрятан 1 Азов-горе (А8ау тауы), что недалеко от Полевского рудника. В одном из разговоров Фасхетдин Хизбуллин сказал: «После разгрома восстания и ухода населения из деревни часто приходили местные чиновники со своими помощниками. Однажды утром они были удивлены тем, что вдруг река изменила свое направление, каким-то образом потекла по старому руслу. Оказалось, ночью около всех трех разрушенных мельниц были разобраны плотины от старого русла. Котловины запустели. И следы «ночных разрушителей» во множестве были обнаружены именно около них. На дне котловин не оказалось даже сброшенного оружия, а о золоте или серебре говорить не приходится. Так что, от клада и следа не было. Ведь клад делают не для того, чтобы он кому-то достался. А для того, чтобы достать и воспользоваться в нужное время».

На карте Сибирской дороги 1755 года обозначены некоторые населенные пункты, располагавшиеся вдоль реки Киги. Были следующие деревни: Аюка (в трех километрах от современной деревни Кургаш). Абкадыр (на месте деревни Юнусово). Емангул (на месте современной деревни Сутыш (Сагирово), Баймухамет (на месте деревни Тукай), ниже Баймухамета — «:ый7ый» (думается, это Нижние Киги). Названия остальных деревень отсутствуют. Это и понятно — все населенные пункты на карте невозможно показать. К тому же, в ходе крупного башкирского восстания 1735—1740 годов, особенно во главе с Карасакалом, каратели никого не щадили: ни повстанцев, ни женщин, ни детей. Сотни деревень были сожжены и опустошены. Тогда на свободные места по приказу царского правительства стали переселять в массовом количестве русских крепостных крестьян, татар и представителей других народов Поволжья.

Так, между Юнусово и Теплым Ключом возникла русская деревня Ус-пенка. Время и история образования этой деревни неизвестны. В настоящее время ее нет. На месте бывшей Успенки находится летняя карда Вакия-ровской молочной фермы. От жителей Успенки сохранилось название родника "Захар" — от старого башкирского названия "З131р", то есть "прекрасный".

С жителями Успенки связана кличка «Борзые», которая среди русских закрепилась за юнусовцами. Из Успенки в соседнее Юнусово прибыли шесть мужиков молоть муку. Выгрузили мешки и в ожидании очереди стали распивать самогонку, закурили. А мельники — башкиры, не приученные ни тому, ни другому, попросили тех выйти из мельницы. «Гости» не послушались. Тогда возмущенные хозяева выбросили всех клиентов в пруд. Выпустили из воды лишь тогда, когда те отрезвели. Вернувшись в свою деревню, мужики рассказали односельчанам о том, как поступили с ними за непослушание башкиры. С тех пор и пошло среди местных русских: «Ох и злые эти юну-совские — как собаки борзые».

Первое название деревни Юнусово было Абкадыр. Это название отражает историю взаимоотношения башкир с миром степей. Раненого Абкадыр-батыра везли сюда на войлоке, притороченном к седлам между двумя лошадьми. До этого его род жил там, где горы граничат с «киргизскими» степями (казахскими — прим. авт. ). Однажды киргизы похитили красивую дочь Абкадыра. Собрав своих джигитов, батыр немедленно пустился на Карымту. Киргизов накрыли ночью, предварительно повязав и взяв в плен около десятка охранников. Отбили девушку и повернули обратно. Но Абкадыр был ранен стрелой в спину. Аксакалы решили: киргизов много, в покое не оставят, они перебьют все племя, если не покинуть эти места. Шли долго и достигли нашего края к глубокой осени. Однажды ночевали в глухом сосновом бору, защищаясь от пурги. Этой ночью умер Абкадыр-батыр. а к утру взошло яркое солнце, и люди увидели прекрасные места. Здесь же похоронили батыра и решили основать деревню. Ныне та дорога на склоне Игештау называется Йома юлы, так как они прибыли сюда в пятницу. Деревню назвали в честь Абкадыр-батыра. Башкиры привели с собой и пленных киргизов. Их не продали, над ними не издевались, а с течением времени разрешили жениться на башкирских девушках. Потомки тех киргизов здравствуют и поныне.

Бытует несколько преданий о происхождения названия "Киги". Одни связывают его со словом ":ай7ы" – горе, другие со словом :ый7ыр (имя человека).

Наиболее вероятны сведения из легенды, рассказывающей о том, что когда – то человек по имени :ый7ыр нанялся к баю пасти лошадей. За добросовестное отношение к своим обязанностям бай обещал к награду кобылу. Пастух усердно выполнял наказ хозяина. Заработав обещанное, ушел от бая и стал жить самостоятельно. Однако случилось беда. Кобыла потреялась. Долгие поиски оказались безрезультатными. И пастух снова вернулся к баю и принялся за прежнее дело. Но, как говорят, беда одна не ходит. На охраняемое им стадо напали волки. Табун разбежался. :ый7ыр решил найти лошадей. Так он оказался в лесу. Блуждая несколько дней, пастух неожиданно выше к табуну. Дикие лошади испугались человека и отпрянули в сторону. Среди них :ый7ыр увидел свою кобылу, которую уже не надеялся найти. Лошадь узнала своего хозяина и последовала за ним, уводя за собой все стадо.

Возврашаясь домой, :ый7ыр встретил незнакомых людей. Это были башкиры, преследуемые карательным отрядом царя. Бежавшие познакомились с :ый7ыром и стали его друзьями. Разбогатевший пастух сновыми друзьями отправились на берег реки, обосновали себе жилищ. Затем построили еще дома, появилась целая деревня, которая получила свое название по имени первого жителя.

Река протекавшая рядом, получила то же название. Селение расположившиеся вверх по реке, получило название Верхние Киги ((рге Кый7ы). Так гласит легенда. Некоторые сведения деревень Кигинского района отражают историю взаимоотношения башкир со степным миром, переселение в башкирский край мишар, русских и башкирских восстаний.

Таким образом, изучая некоторые сведения по истории сел моего родного Кигинского района, я узнал, что на данной территории происходили богатые исторические события. События уходят вглубь веков. Здесь находятся следы первобытности. Прошло по земле кигинцев движение пугачевцев. Осталось с того времени много преданий и легенд. На этой земле отражается история переселения мишар, русских. Богата земля кигинцев преданиями по башкирским восстаниям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)