Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ княгини Ольги

Период становления Древнерусского государства одно из самых интересных и немного таинственных периодов русской истории. Читая об этом времени, так и представляешь как Вещий Олег собирает свою дружину в поход на Киев, который в последствии назовет «матерью городов русских»; как мужественный князьСвятослав смело предупреждает своих противников «Иду на вы!»; как Игорь поддавшись уговорам своих дружинников возвращается к древлянам, где найдет свою погибель. Перед первыми русскими князьями стояли трудные задачи: укрепить свою власть, обеспечить первенство Руси на важнейших торговых путях, защитить рубежи страны от набегов кочевников. Решение таких задач было только по плечу сильным и выносливым мужчинам. Но среди первых русских князей яркой вспышкой выделяется правление женщины – княгини Ольги. Личности поистине легендарной.

Враги прозвали ее Кровавой, современники – мудрой, христианская церковь – Святой. Кто она была на самом деле? На этот вопрос пытались ответить многие историки Карамзин, Ключевский, Соловьев и др. До сих пор остаются вопросы на который трудно получить ответ? Неоспоримо одно – эта женщина внесла существенный вклад в становление древнерусского государства. Цель данной работы изучить правление великой княгини Ольги. Исходя из цели, мы поставили следующие задачи: рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику княгини Ольги и показать ее вклад в становление древнерусского государства; показать какой предстает эта правительница в легендах, истории и искусстве.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА В ЛЕГЕНДАХ

О происхождении Ольги известно немного. Никто не знает ничего достоверного. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого <Плескова> - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское. В одних источниках сообщается, что родители ее были люди простые, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги. Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга.

И начал князь говорить ей нескромные речи. Но девушка твердо ответила князю: “Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!” Игорь замолк. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Тогда вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки и взял ее в жены.

В других источниках можно прочесть, что Ольга происходила из знатного северного рода и была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла. Встречается в источниках и сообщение о том, что до замужества она носила имя Прекраса, а Ольгой княгиня была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак.

В 945 г. князь Игорь погибает во время сбора дани в древлянской земле.

Для того, чтобы отомстить древлянам и погубить всех, кто был повинен в смерти Игоря, княгиня, как рассказывается в летописи, пустилась на разные хитрости.

Сначала она убедила древлянского князя по имени Мал, что хочет выйти за него замуж, а потому ждет его в гости вместе с близкими ему людьми. Ольга обещала устроить в честь жениха предсвадебный пир, и древляне охотно приняли ее приглашение. Однако вместо пиршественного стола их ждала большая глубокая яма, в которую вооруженные люди Ольги столкнули всех прибывших. Потом княгиня приказала засыпать яму землей и заживо похоронить там своих гостей.

Но этого ей было мало. Древляне прислали гонцов, они просили Ольгу больше не держать на них зла и завершить дело миром. Княгиня ответила согласием и вновь заявила о своем желании выйти замуж за наиболее достойного из древлян. Те и явились к Ольге, чтобы она сделала свой выбор.

Показывая свое расположение и проявляя гостеприимство, княгиня велела по славянскому обычаю истопить баню, чтобы гости после долгой дороги как следует попарились перед обильным застольем. Однако и на этот раз древляне угодили в ловушку. Ольгины слуги по ее знаку подожгли деревянное строение с запертыми людьми, и за считанные минуты оно сгорело дотла.

Спустя какое-то время Ольга направила к древлянам своих послов и заверила, что больше мстить не будет, но идет к ним с малой дружиной, чтобы на том месте, где был убит ее муж Игорь, совершить тризну — погребальный пир — и воздать должное памяти князя. Не подозревая дурного, древляне приготовили, как того требовал обычай, сладкий хмельной напиток из меда. Позаботившись о том, чтобы они выпили как можно больше и не могли сопротивляться, Ольга обратила против них своих воинов, и множество древлян было перебито.

Минул год после гибели мужа. Ольга задумала вновь пойти на древлянскую землю, чтобы уничтожить главный город древлян Искоростень, жители которого убили Игоря.

Но Ольгина рать не смогла взять этот город. Тогда княгиня начала с древлянами переговоры. Она потребовала, чтобы от каждого двора ей дали по три голубя и по три воробья.

Обрадовавшись, что им удалось так легко откупиться, оголодавшие и утомленные долгой осадой защитники Искоростеня быстро выполнили Ольгину просьбу.

А она, собрав эту странную дань, велела своим воинам привязать к лапкам птиц завернутые в тряпицы тлеющие древесные уголья. Прилетев в родные гнезда под крышами домов, сараев, конюшен и других построек, пернатые принесли с собой смертоносный огонь, от которого вспыхнул и сгорел весь город. Теперь все древляне были строго наказаны, и Ольга посчитала, что полностью расквиталась с ними за мужа. Недаром летописцы и народная молва прозвали Ольгу кровавой и хитрой.

О хитрости Ольги говорят и другие истории, например о ее крещении в Константинополе.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА В ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

После смерти Олега Русью стал управлять сын Рюрика князь Игорь. Он прилагал много стараний, чтобы заслужить славу мудрого властителя и доброго воина. Но далеко было Игорю до Вещего Олега. Желая повторить победоносный Олегов поход на Царьград, Игорь снарядил туда десять тысяч кораблей, но потерпел жестокое поражение от византийского флота. Два года спустя русский князь, собрав большую дружину, вновь появился у византийских берегов. У него было достаточно сил, чтобы угрожать самому Царьграду однако правитель Византии император Роман Лакапин предложил русскому князю богатые дары на всю дружину, если тот с миром уйдет из его владений. Игорь согласился на эти условия, считая их выгодными, а греки радовались, что так легко отделались: ведь подойди русские к Царьграду, пришлось бы откупаться куда более высокой ценой.

В это время на Русь стали часто нападать печенеги. Раньше они грабили русские купеческие караваны на торговых путях. И было их устрашающе много. Отважные, свирепые, не знающие усталости, они за считанные часы могли преодолеть на своих резвых, выносливых лошадях огромное расстояние и появиться там, где их никто не ждал. Внезапно окружив неприятеля, они с дикими криками обрушивали на него град стрел, пущенных из тугих дальнобойных луков, а потом действовали копьями. Если встречали сильный, ожесточенный отпор, так же мгновенно, как нападали, скрывались и без труда уходили от преследования. Подобно варягам, печенеги за деньги были готовы выступить на любой стороне и обычно оказывали военную помощь тому, кто больше платил.

Однажды огромное войско печенегов оказалось на подступах к Киеву. Но не удалось степнякам застать русских врасплох. Князь Игорь, заранее предупрежденный об опасности, успел собрать большую, рать, и она вышла навстречу врагу. Печенеги не решились принять сражение и повернули вспять. Позднее князь Игорь заключил с ними мир, и какое-то время они не только не тревожили Русь своими набегами, но даже ходили в составе Игоревой дружины на Византию.

Возможно, княжил бы Игорь до глубокой старости, но погубила его непомерная жадность. Удерживая под своей властью восточнославянские племена и земли, что присоединил еще Олег, Игорь всегда с большой охотой отправлялся собирать с них дань. И вот как-то пошел он за данью в страну древлян, взял с них положенное и уже пустился было в обратный путь да передумал: решил еще больше запросить. К тому же и дружина роптала. Воины жаловались на то, что грядет зима, а они разуты и раздеты, и оружие у них плохонькое. Отослал Игорь основную дружину с тем, что уже собрал, в Киев, а сам с малым отрядом вновь явился к древлянам и потребовал от них дополнительную дань. Видя такую ненасытную жадность князя, древляне вознегодовали и жестоко расправились и с ним, и с его людьми, убив всех до единого.

После смерти Игоря власть перешла к его вдове Ольге. Обычай того времени требовал: око за око, зуб за зуб, кровь за кровь, жизнь за жизнь. И Ольга, став правительницей Руси, первым делом отомстила за погибшего мужа. Больше пяти тысяч древлян нашли смерть от рук ее воинов. Однако из печального опыта мужа княгиня извлекла полезный урок: взымая дань, надо знать меру, алчность до добра не доведет.

Ольга прослыла разумной и справедливой правительницей. Она установила мудрые порядки, стараясь сделать гак, чтобы среди людей жила правда, а зло было наказано.

В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.

Хотя начало правления Ольги было омрачнено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась укреплением княжеской власти. Одно из главных деяний княгини Ольги - установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Она отправилась в путешествие по землям, назначая “уставы” и “уроки” (повинности) и устанавливая погосты (опорные пункты управления), которые стали небольшими центрами ее власти. Не один год объезжала княгиня свои земли, и благодаря этой деятельности традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских тиунов (управителей). С. М. Соловьев считает, что следы этой хозяйственной деятельности видны во всех тогдашних русских землях, а не только древлянских и новгородских, как гласит летопись.

Утвердив свою власть и добившись внутреннего спокойствия, Ольга переходит к вопросам внешней политики. Следующим шагом мудрой правительницы стал выход на международную арену. Не было в это время военных побед, не присоединялись новые территории. Княгиня Ольга повышала престиж Руси дипломатией. Посетив Византию, она была принята императором с большими почестями, были подтверждены мирные договора между двумя державами. При Ольге Русь стала известна в самых отдаленных странах Европы.

За долгие годы правления Ольга заслужила звание «мудрейшей из людей».

Ольга стала первой русской княгиней, принявшей христианство.

Крепки были на Руси обычаи старины, тверда вера в Перуна и других древних славянских божеств. И Ольга вынуждена была поклоняться всему, чему некогда поклонялись предки и что теперь почитали родичи. Но княгиня была Киеве, и нужна была новая вера, которая объединяла бы людей, несла бы им свет правды и добра. И такая вера была у греков в Византии. Называлась она христианской, а люди этой веры — христианами. Ольга хорошо понимала, как много дает человеку христианство, сколько в нем блага для людей, как оно смягчает сердца и укрепляет дух.

По представлениям христиан, и небо, и землю, и все, что есть на небе и земле, сотворил Бог. Сын Божий Иисус Христос однажды пришел на землю и учил людей быть добрыми, любить Бога больше всего в мире и любить других людей, никого не обижать и никому не делать зла.

Побывав в Царьграде с его великолепными христианскими храмами, увидев, как живут греки, русская княгиня решила принять христианскую веру. Ольга хотела видеть крещеной, то есть принявшей христианство, и всю Русь. Еще при Игоре в Киеве был поставлен храм Ильи Пророка, и молилось там немало людей из дружины, а также тех, кто состоял при дворе князя. Надеялась Ольга, что вслед за ней и другие обратятся в новую веру. Но тогда лишь немногие последовали ее примеру. Даже сын Ольги Святослав, князь-воин, отказался креститься. С юных лет водил он в походы большую и храбрую дружину, искал славу и добычу с оружием в руках. Святослав не захотел отказываться от веры в древних славянских божеств. Новая вера, которую приняла мать, была непонятна Святославу и не подходила для его простой военной жизни. И сам Святослав, и вся его дружина считали христианскую веру слишком мирной, мало подходящей для таких храбрецов и молодцов, как они.

Все княжение Святослава прошло в походах и сражениях. Своих противников он заранее извещал: «Иду на вы!» («Иду на вас!»). Он подчинил Киеву вятичей, разгромил Хазарское царство и всех, кто платил хазарам дань. Закрепившись в Черноморье, на Дунае, в Болгарии, Святослав стал подолгу жить в городе Переяславце на завоеванной им земле, а в Киев наведывался лишь изредка, наездами. Этим однажды и воспользовались печенеги: зная, что князя с дружиной поблизости нет, они осадили Киев. Святослав едва успел вовремя прийти на выручку горожанам и отогнать печенегов в степи.

Ольга крестилась в Константинополе в 955 или 957 году. Ее крещение приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Она получила благословение от патриарха, а византийский император Константин стал ее крестным отцом. В крещении она была названа Еленой, но ее крещение не повлекло за собой крещения Руси. Сына своего Святослава Ольга не смогла отвернуть от язычества. Но несомненно, впоследствии это оказало влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства (православие) уже для всего русского народа.

Вскоре Ольга отошла от государственных дел и занималась только пропагандой христианства. Она построила несколько церквей. Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, она забыла языческую жестокость и стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году в глубокой старости, но потомки хранили о ней самую добрую память.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА В ИСКУССТВЕ

Образ великой княгини Ольги привлекал к себе внимание не только историков, но и живописцев.

Художник В. Сазонов в стиле романтизма изобразил встречу князя Игоря и Ольги. Согласно летописи, Ольга жила под Псковом, где случайно ее встретил Игорь. На картине Игорь предстает молодым прекрасным воином, который пленен красотой скромной девушки, в которой еще не угадывается будущая жесткая, но мудрая правительница земли русской.

Важным событием в жизни княгини Ольги стало принятие христианства в 955г. или 957г. Побывав в Царьграде с его великолепными храмами, русская княгиня поняла как много дает человеку христианство, сколько в нем блага для людей, как оно смягчает сердца и укрепляет дух.

Княгиня Ольга – первая известная в истории женщина-правительница на Руси. При ней Русь не вела внешних войн, но занимала высокое положение на международном поприще. Княгиня преуспела в укреплении политических и торговых отношений с Византией, обменялась посольствами с германским императором Оттоном I.

Ольга заботилась о благе своих подданных и своим примером показала, что женщина может быть отличным правителем наряду с сильными мужчинами.

В летописях не мало миниатюр посвященных разным периодам жизни княгини Ольги. В Радзивиловской летописи на миниа- тюре показана месть Ольги за убийства Игоря: древлянских послов, явившихся сватать ее за князя Мала, принесли в ладье в глубокую яму и засыпали землей.

При крещении княгиня получила новое имя Елена, а ее крестным отцом стал византийский император Константин. Княгиня Ольга одна из первых русских правителей способствовала распространению христианства на Руси.

Святая равноапостольная Ольга (память 24 июля), великая княгиня. Одной из первых на Руси приняла христианство и по мере сил способствовала его распространению.

Из книги «Православие: словарь школьника». Автор священник Ярослав Шипов

В Легендах княгиня Ольга предстает кровавой и хитрой, летописцы нарекли ее мудрой, а церковь святой. После креще- ния Ольга стала более терпимой, смиренной, доброй и мягкой.

Такой она изображена на картине М. Нестерова.

Наиболее выразительным образ княгини Ольги получился у Васнецова В. М, который с 1885 г. работал над росписями в только что отстроенном Владимирском соборе в Киеве, храме-памятнике, посвященном 900-летию крещения Руси. Главной идеей росписи стало осмысление религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Работая над воплощением образа княгини Ольги, Васнецов В. М. показал ее умной,волевой, решительной и непреклонной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)