Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Опрос добра и зла в духовном смысле

Значение добра в духовном смысле - благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. А кто ни будь, из нас оглядывался вокруг себя, смотрел на своих близких, друзей и просто прохожих? Смотрел не с точки зрения обогащения, а с точки зрения милосердия и понимания. Пытались ли вы понять души окружающих вас людей, а может они потерялись уже в этом бурном веке, а вы этого не заметили. Быть может именно в ту минуту, когда вы были рядом с ними, им нужно было ваше добро, а вы просто прошли мимо. Или быть может вы чуткий и радушный человек, которому не безразлично окружение и ты всегда рядом с нуждающимся.

Но не зря наши прабабушки говорили: «Не суди и не судим будишь». Но мне так хочется оглянуться вокруг себя и посмотреть какие люди меня окружают. И чего больше на белом свете добра или зла.

Задумавшись об этом, я стала сначала анализировать себя и своё поведение, а потом моё окружение и только после провела среди людей анкеты и тест. И всё что у меня получилось я сейчас Вам и опишу.

Добро в моём понимании – когда каждый из нас делает то, что необходимо окружающим. Оказывая помощь близкому – мы делаем добро. Каждому человеку присуще созидание к окружающим. Но только люди бывают разными, кто-то делает добро и молчит об этом, а кто-то поможет другу встать с колен и начинает бить себя в грудь и кричать об этом на всю школу или город. Вот, мол, какой я герой.

С малых лет мама мне говорила: «Помоги мне дочка». И я с радостью помогала ей. Прошли годы, и у меня появилась младшая сестра. Я стала ей помогать в освоении окружающего мира. То пирамидку собрать, то носочек одеть. Ведь она младше меня на 5,5 лет и я являюсь её «фрегатом» по жизни. С кого ей надо брать пример?! С меня в первую очередь, ведь я ближе ей по разуму, чем родители. А на мне с момента её рождения лежит большой труд и ответственность. И мой труд заключается в познании окружающего мира сестрой через добро, ласку и взаимопонимание.

Вот, бывает, останемся мы с ней вдвоём в детской комнате. Уже стемнеет за окном, да и ночь прокрадывается не заметно, а ей спать не хочется. Ляжем мы вместе на мой диван и начинаем мечтать о лете, о бабушках. Или библию детскую начну ей читать. Да только я читаю, а она всё картинки рассматривает и вопросы задаёт. А это кто? А кто сын его?! Так за мечтами, книгами и рассказами ночь приходит. Так разве это не добро, что я сестре читаю и объясняю.

А кто как не я, ей маме с папой подарок сделать помогу. То здесь отрезать, то там подклеить. Вот и готово. А ведь подарок этот, не только для сестры добро делает (она мастерить учится, и любовь в него вкладывает), но и маме с папой. Ну разве есть на свете лучше подарок для родителей, чем вещь сделанная руками детей.

А разве не добро когда она столь малое создание мои проказы на себя берёт, мол, она нахулиганила, а не я. Добро, ведь мама брови на неё хмурит, а не на меня. А стишок сестра на праздник мне приготовит - разве неприятно, приятно, так раз сердцу и душе приятно, значит снова добро рядом.

Тройку в школе получу, кто меня пожалеет, сестрёнка милая.

А кто на улице мою сестру с подругой разнимет да и помирить сможет?- я. Ну разве не добро это всё? Добро!? Да только это ещё начало нашей жизни. А сколько я ещё сделаю добра ей, а она мне!? Только Богу известно.

А я бабушек люблю, я их вместе соберу, и на грядке и в квартирах я им мигом помогу.

Да, бабушки и дедушки милые наши. Только живут далеко.

Вижу я их только летом, когда с родителями в отпуск приезжаю. Первые дни мне даже не верится, что вот они рядом. Слово доброе скажу им – добро делаю. В щёчку нежно поцелую – сердце радостью налью им. Если крепко обниму – жизнь на годик им продлю. Да, раньше маленькая была – не видела как тяжело им приходится. Всю неделю с 8-00 до 17-00 на работе, а в выходные на грядках работают. А годы их не жалеют и не щадят. Вот кому, как не мне им помочь. Пусть летом, но добро делаю – им помогаю. Клубнику прополю, грядки полью, урожай соберу. Вечером песни пою. Концерт с младшей сестрой сделаю, да и им покажу. Утром снова в огород, где тлю собрать, где инструмент подать. На стол накрыть, посуду помыть. То картошку прополю, то им ягод соберу, а сестру свою родную за собой везде веду. Хоть и мало помогает, но к труду всё ж привыкает. И вот опять доброе дело.

А они, хрусталики наши, сколько добра на белом свете сделали

Вот один мой прадедушка, Коперин Дмитрий Дмитриевич всю жизнь сапожником и кочегаром проработал. То тепло в квартиры давал, то ноги людей обувал. Мама рассказывала, он ей с детства свет в дом приносил, всюду сказочными героями окружал. Если купит орешки, то от белочки скажет, если первую морковку то зайчик передал. А мама капризная была, и есть ей многое не хотелось, так он её сказочками да героями завлечёт, и накормит. А в годы Великой Отечественной Войны, он в доме за старшего остался. Брат его родной ушёл в начале войны и пропал без вести. Так прадедушка в лес ходил где не только грибы и ягоды собирал, но и дрова рубил и по птичьим гнёздам за яйцами лазил (может кто осудит его, мол, птиц губил, да время тяжёлое было, маму с сестрой кормить надо было) и на поля ходил за мороженой картошкой, и окопы копал и обозы возил. Он являлся ветераном труда и тружеником тыловиком. Голубей после войны завёл, разводил их и продавал, так деньги первые он начла зарабатывать, а про школу забыть ему пришлось как три класса до войны закончил, так и всё.

Супруга его, моя прабабушка Коперина Лидия Михайловна, всю свою жизнь отдала детям. Она в садике работала детей к школе готовила, сколько благодаря ей читать и считать детей научилось. А как она с ними лепила, рисовала, из осоки плела и мягкие игрушки шила. Зимой мама говорила у них в садике вырастали снежные сказочные герои, так их моя прабабушка своими рука на морозе лепила, затем раскрашивала и водой поливала. Она до сих пор мне с сестрой летом что-нибудь из пластилина лепит. В войну она тоже работа на фабрике. Скот пасла, да только корова у них одна была на начало войны, и когда её мама уехала копать окопы, бабуля её репейником накормила, так корова у них слегла. Прабабушка не знала тогда что корове это нельзя. В годы войны прабабушка в семье тоже за старшую осталась. Два брата её с отцом воевали, и сестра старшая на фронт ушла. Так моя прабабушка помогала дома нянчиться с младшими, ведь семьи большие тогда были.

О сестре прабабушки отдельно сказать нужно. Звали её Минеева Нина Михайловна, на фронт ушла молодой девчонкой-медсестрой. Через год войны она уже была глав. врачом медицинского эшелона, была на всех фронтах, что только бедная не повидала. Сколько жизней она спасла нашим и немцам. Как она говорила, помощь надо было оказывать всем, и нельзя было выбирать. Как по неделям ночами она не спала, всё операции делала. Как обезболивающих не было а ребятам молодым ноги ампутировать надо было, и приходилось ей с такими же молодыми девчонками простынь скручивать и в рот вкладывать, хорошо, она говорила если спирт был так хоть бойцу чуть-чуть капнешь чтоб боль поменьше чувствовал. А сколько приходилось тяжело раненых ребят по голове гладить и говорить, что не умрут они, а сама знала, что миг последний их настал. Сколько?! Сколько пришлось раз писать умер, умер, умер Сколько вынесло это молодое сердце и душа. После войны она работала, детским врачом и тут её подвиг не знал границ. Она и после войны спасала жизни, только уже детские. И одна из тех жизней была жизнь моей мамы. Уж не знаю точно, что было там, но если бы не Нина Михайловна, не было моей мамы, а значит и меня с сестренкой. Не зря же ко всем орденам и медалям, она ещё и являлась ЗАСЛУЖЕННЫМ врачом РСФСР.

Другая моя прабабушка Лапшина Александра Николаевна. В годы войны была Ворошиловским стрелком и работала на фабрике «Рольма». Там она всю жизнь и протрудилась. Выросла она без родителей. На ноги её с двух лет ставила старшая сестра. И как им, было, не тяжело выросли они и родили своих детей. Но не было бы моего папы, если бы в те тяжёлые военные годы мой прадедушка Лапшин Юрий Николаевич не спас мою прабабушку. В домах тогда было только печное отопление, и вот как-то раз прабабушка затопила печь и что–то у неё было не так, что стала она угорать, так как ко всему этому она после смены на фабрике спала. Но на наше счастье именно в то время она познакомилась с молодым парнишкой, который решил зайти за ней погулять, но, почувствовав не ладное, он выбил дверь и вытащил бабушку. Так началась их совместная жизнь. Сам прадедушка всю жизнь проработал водителем на грузовике, что он только не возил, кому он только не помогал. Он даже в фильме на своей машине снимался «33 зуба», только его там не видно одна машина, зато прадедушка общался с Евгением Леоновым.

Вот какие они у меня, но, сколько бы не было добра ими сделано, на свете божьем, а живут они плохо. Дом их (Лапшиных) это старый барак, который вот-вот развалится. Жить в нём они остались одни, на первом этаже, окна дома их в землю вросли, полы сгнили, печь развалилась, а дела до них никому нет. Бабушка моя Котельникова Галина Юрьевна куда только не писала, куда только не звонила и мэру и губернатору и даже президенту, но дело не сдвинулось, как жили, так и живут. И в газете про них писали, но, увы. Сколько сил бабушка потратила, чтобы достучаться до сердец чиновников, ответ один нет жилья. А не получили квартиру мои прабабушка и прадедушка хоть и стояли на очереди первые, так как время изменилось и не стали давать квартиры от организаций. А к бабушке с дедушкой (Котельниковым) не едут, так как те высоко живут, а им не подняться - ноги больные. Бабушка же моя Галина Юрьевна всю жизнь проработала на швейной фабрике, швеёй-мотористкой. Сколько её руками было сшито одежды. Но не смогла бы бабушка столько сшить одежды, да и другие швеи тоже, если бы не мой дедушка Котельников Александр Викторович который работал механиком и устранял все неполадки машин.

Так разве не доброе это всё?! Разве не добрые дела у меня прабабушки и прадедушки делали?! Добрые, и вряд ли кто спорить будет.

Бабушка моя Булатова Нина Дмитриевна всю жизнь проработала строителем - она сметы на дома составляла. И не было бы этих красивых микрорайонов, если бы она со своим отделом не просчитала все до мелочи. Но и о ней и моём дедушке, Булатове Александре Николаевиче, вы ещё не один раз прочтёте дальше.

Друзья вы наши ближние, друзья вы наши младшие. Мы то заводим вас, то бросаем. Это я про домашних кошек и собак. Сколько их кинутых и брошенных бегает по улицам наших городов. А разве были бы они на улицах, если бы люди умели отвечать за свои поступки. Завёл животного, так и будь добр неси за него ответственность до конца жизни. А то заведут, бросят, а потом жалуются, что бросаются они на людей. Так как им не бросаться, если голодно им и холодно. Я очень люблю животных. И постоянно их подкармливаю. Хлеб, косточки и разные остатки пищи, я не в мусорный бак, а братьям меньшим, собакам. Но не просто я еду им бросаю, но и стараюсь, чтобы всем хватило. Если вижу, что боится щенок, в стороне стоит от собак, я ему подальше кину. Если беременна собачка, то ей больше еды дам. А они за это меня добрым взглядом встречают из школы, а иногда и в школу провожают. А если крошки на столе остаются, то птичкам их обязательно в кормушку отнесу. Но не сама я такая добрая и милосердная родилась, а дедушка меня Булатов Александр Николаевич, примером своим надоумил.

Вот прошлым летом случай у нас был такой. Бабушка с дедушкой (Булатовы) в деревне дачный домик строят, стены построили, а на крышу денег нет. А в деревне мы тоже птиц подкармливаем, вот и до подкармливались. Приезжаем мы как–то в выходные на дачу, а у нас в доме трясогузки ходят. В доме строительный беспорядок, и в одном углу доски стоят. Я смотрю, а трясогузки всё туда бегают. Заглянула туда, а там гнездо их. Так и жили они у нас, пока птенцов на крыло не поставили. Я же всё это время их кормила. А галку, мы с дедушкой (Булатовым) на улице подобрали. Крыло у неё сломанное было и шея кривая. То ли потрепал её кто–то, то ли упала. Но взяли мы её домой, вылечили, и живёт она у нас уже 5 лет. Выпустить мы бы рады, но не может летать она. Поэтому сидит она в большой клетке, которую нельзя закрыть. Хочет в клетки сидит, а хочет по полу ходит. В выходные на дачу едем и её с собой берём. Хоть воздухом подышит, по земле походит, да червячков собирает. Есть собака у бабушки с дедушкой. Так вот и её щенком дедушка подобрал на улице. И теперь уже как 6 лет живёт, она полноправный член нашей семьи. Ну, разве это не добро?! До этой собаки, у бабушки с дедушкой другая была, так там случай ещё ужасней был. Шёл дедушка с работы, да вот сердце его повело не по обычному маршруту, а по рельсам железнодорожным, и окинул его ужас. На рельсах один, за одним щенки лежат, стал их дедушка как грибы после дождя в сумку складывать и насобирал он их четверых (не поднялась какого-то человека рука, щенков утопить на рельсы положили, мол, богу доверили, да и на том спасибо, отвёл бог щенков от погибели). Принёс домой, рассмотрев дома щенков, они обнаружили, что они слепые, видно недавно родились. Как потом выяснилось, и есть они сами, не могли, и в туалет ходить тоже. Мама моя в то время ещё в школе училась, и легло воспитание уход и выкармливание на её плечи. Но трудно было бы ей одной справиться, да в роду у нас повелось знакомиться и влюбляться на всю жизнь ещё на школьной скамье. И вот уже тогда моя мама, дружила с папой. И именно он помогал ухаживать за щенками. Кормили они их сначала из пипетки, чтобы в туалет сходили влажной ваткой гениталии протирали. Одним словом вырастили, воспитали и в добрые руки отдали, но одну рыжую лапочку себе оставили.

Вот оно добро и милосердие человеческое

Если бы люди исполняли заповеди Божьи, слушались Господа, то и звери слушались бы их. И не только звери. По молитвам святых во время голода и неурожая даже горькие ядовитые травы становились съедобными. *

Б. Ганаго «Готово ли сердце»;белорусский Экзахарт-Белорусская Православная Церковь,2005,2006. Белорусь, Минск.

Приедешь летом к бабушкам, красота. Но посмотришь на них вечером, на лавочке, и сердце обливается. Сидят бедные соседские бабули лет по 70-75 на лавочке, да и обмывают косточки окружающим. Кто куда пошёл? Кто кому, что-то сказал? Кто что сделал? И всё. Вот вся их жизнь. Но разве они этого достойны. И глядя на них, нам с девчонками хочется их порадовать, сделать, что-то приятное, вот мы и устраиваем с подружками для них концерты. Мы поём песни, ставим сценки, читаем стихи. Бывает танцуем и поём частушки, которые так любят бабушки. И лица у них становятся светлыми, радостными. И порой кажется, что они готовы сбросить груз прожитых лет, и вспомнив молодость свою, смело пуститься в пляс. Смотря на таких бабушек, нам всем хочется радовать их чаще. Может этими маленькими концертами, мы продляем им минуты их жизни. Добро ли это?! Добро.

Ведь даже если, это не ваша бабушка, а чья–то, то мы тоже должны их любить, беречь и уважать. И должны мы быть им благодарны за жизнь подаренную.

Большую часть жизни, это с 8 до 17, мы, дети проводим в школе. Школа, это не объемлемая часть нашей жизни. Мы в ней находимся по пол дням, а то и больше. В школе мы не только покоряем азы наук, но ещё мы учимся толерантно относиться к другим. А взаимоотношения с взрослыми, тоже формируется в школе. Одно дело, когда ты общаешься дома с родными и близкими, а другое в школе. В домашнем общении, ты знаешь реакцию мамы, предугадываешь ответ папы. А учителя, это совершенно, посторонние взрослые люди. И нам необходимо найти к ним подход, необходимо, научиться общаться с ними. Общение происходит не только на уроке в момент познания и контроля, но и в свободное время. Свободное время для ученика, это время после уроков и дополнительных занятий. Учителя делают нам добро, то, что учат нас. А наше добро учителям заключается в оказании им посильной нам помощи. Помочь справиться с первоклашками, поиграть с ними, посмотреть за ними. Помочь полить цветы, повесить фотографии, проконтролировать, чтобы к аппаратуре никто не подошёл. Отнести или принести классный журнал. Помочь выставить оценки в дневники.

А сколько сил тратят с нами учителя. Ведь им надо и урок подготовить интересный, и объяснить нам новый материал, тетради проверить и поинтересоваться нашими делами. А про внеклассную работу и говорить страшно. Сколько разных мероприятий проходит в школе после уроков, а экскурсии в музей, а посещение библиотек. Так как живём мы в маленьком северном военном городке, и родители почти у каждого второго военные, то и из города мы выезжаем редко, и мало что нам известно за его пределами. Так и знали бы мы ещё меньше, если бы не наши классные руководители, которые постоянно что-то придумывают, то поездку в кинотеатр, то в аквапарк, то в океанариум, то в областной музей, даже за границу возят. А учителя иностранного языка детей в Англию возили раньше, дети там в течении месяца познавали язык, учились, но жаль что вряд ли такая поездка повториться, так как дорого стало.

А завуч школы вместе с директором нашёл возможность завязать дружеские отношения с немцами и норвежцами, мы даже проводим дни культуры данных стран в своей школе. Но не добро, ли это?! Добро. Мы растём и развиваемся как личности. Пусть мы встречаемся с гостями из других стран в России, и не в нашем городе (он же военный), но показываем, друг другу концерты, делимся шуточными песнями и познаём языки.

А ведь это только малая часть, которая пока известна мне, наверняка в будущем я много прекрасного и доброго открою для себя в школе.

В целях заботы об окружающей среде, я в школе хожу в « Экологический патруль» (который организовала тоже учительница), где мы с ребятами занимаемся озеленением нашей школы и территории около неё. Мы убираем мусор со школьной территории, полем, копаем, сажаем цветы, деревья, кусты, елки и сосны. Нам хочется, чтобы на нашем севере, бедной растительности, был маленький зелёный уголок. И мы создаём этот зелёный уголок в нашем городе на территории, около, нашей родной школы. Цветочную рассаду мы выращиваем сами в кабинете биологии. Деньги на семена, кусты, деревья, нам даёт директор школы, и часть мы собираем через благотворительные ярмарки и разного рода мероприятия. Все благотворительные ярмарки и мероприятия мы организуем сами. На наших ярмарках дети могут купить красивую игрушку, салфетку и многое другое, а деньги пойдут на озеленение школы. Мы организуем работу «Зелёного кинозала, где дети за символическую плату могут смотреть фильмы на экологическую тематику на переменах между уроками и после уроков». И много ещё других, мероприятий которые мы сами организуем и проводим. В этих мероприятиях мы делаем добро себе, окружающему миру и близким. Добро себе – заключается в открытии души, сердца, в упоении внутреннего я от того, что делаю другим. А ученикам школы, мы помогаем понять угрозу, нависшую над окружающим миром и одновременно, помогаем внести свой труд в спасение окружающей среды. Мы прививаем через труд, ответственность и любовь к природе. Нагнувшись один раз к матушке Земле, и посадив цветок, вряд ли этот человек будет потом срывать цветы с клумбы, или ходить по газонам. Он задумается о тех, кто это создал. Выходя на субботник к школе под эгидой, и убирая мусор и фекалии собак, школьник не только приучается к труду, но он ещё и воспитывается, как эколомически грамотная личность. Поднимая раза 2-3 в год мусор, около школы, мы думаем: « Если бы мы не бросали мимо урн и убирали за своими животными, то и труда нашего тратилось бы меньше».

Мы с учителем организовали поездку для школьников нашей школы в «Лесное хозяйство» поселка Мурмаши Мурманской области, целью нашей поездки было донести до детей весь тяжкий труд лесников, специфику выращивания сосен, лиственниц из семян. Благодаря столь трудоёмкой работе тружеников лесхоза наши леса ещё живы. Нам так повело, что позволили нам посадить саженцы на выгоревшую площадь леса. Сначала нас научили, как правильно надо сажать, затем показали, и мы приступили к работе. Сил мы потратили не мало, но когда ехали домой, мы чествовали не только усталость на и гордость, ведь мы снова приложили немало сил в спасение окружающего мира.

Ну, разве это не добро?! Добро, ведь помимо озеленения и трудолюбия мы помогаем своим, ровесником задуматься над своим поведением и поведением взрослых. А это в свою очередь является шагам к спасению будущего Земли и человечества. Вот оно, «Добро»! Добро, для будущего, поколения.

В школе у нас создана организация « Волонтёров». Главной целью которых, является помощь нуждающим. Мы, будучи обученными на собраниях волонтёров, организуем разного рода мероприятия приносящие пользу. Это познавательные спектакли для дошколят и первоклассников. Организуем тематические вечера для детей малообеспеченных семей.

На день смеха первого апреля, мы организовали разные игры на переменах для первоклашек. И каждый раз у нас были победители. Мы вручали детям чупа - чупсы, закладки, линейки, ластики, жвачки, наклейки и многое другое. Все сувениры мы покупали на свои деньги, и пусть они были не столь дорогие, но были от чистого сердца. Нам показалось, что никто из малышей не ушёл обиженным и расстроенным.

Может, вы скажите, что это пустяк, но нет. Для маленького города, где мало, что можно посещать, где нет кинотеатра, театра, приезжий цирк, наши спектакли играют не последнюю роль в жизни ребят.

Если, вы анализировали вместе со мной мои поступки и поступки окружающих меня людей, то должны были сделать вывод, что хоть ещё столь мал мой жизненный путь, но добра на нём немало. И возможно кто - то заметил в моих поступках и поступках окружающих меня людей добро, а кто – то не нашел ничего доброго. Но, на мой взгляд я могу с уверенностью сказать: « Да, добрых людей и добрых поступков на свете много»! Пусть то добро, которое я вам описала ещё столь мало, по сравнению с человечеством. Пусть оно маленькое зёрнышко, на поле полном злаков. Но зерно является истоком к общечеловеческому взаимоотношению, уважению, любви и всемирному добру к человечеству.

По слову апостола Иона, «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»*Поэтому старцы и советуют: «Делай дела любви даже без любви. Господь увидит твоё старание и разожжёт в твоём сердце огонёк любви».

Святой ХХ века отец Алексей Мечёв делится своим опытом: «Посылает Господь какого-нибудь человека, надо отнестись к нему внимательно, пойти к нему, войти в его положение, посвятить ему уголок своего сердца. И наше сердце будет всё расширяться и расширяться».

Случай сделать добро кому-нибудь есть милость Божья к нам. Поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другим.

*Ин. 4:20

Проанализировав, свои поступки и моего окружения, мне стало интересно, а что думают, о добре люди и видят ли они его вокруг себя. Я составила вопросы для своей анкеты и опросила учеников с 6 по 11 класс школы, учащихся колледжа и взрослых людей. И вот, что я получила.

На вопрос: « Что вы понимаете под словом добро?»

1. – Это хорошее отношение ко всему миру, взаимопонимание. 3

2. – Это то, что человек может дать людям.

3. – Это человеческие чувства.

4. – Это уважение и материальная помощь;1

5. – Это уважение и взаимопомощь.

6. – Это всё что делает мир светлее.

7. – Это хорошие поступки.

8. - Это когда делают добро окружающим.

9. – Это всё светлое, искреннее, возможное.

10. – Это хорошее дело, помощь другим.

11. – Это обращение к человеку, а он тебе поможет.

12. – Это то, что направлено на улучшения человека.

13. – Это счастье, удача.

14. – Это когда один человек желает и делает добро другому.

15. – Это когда всем хорошо и когда ты помогаешь другому.

16. – Это когда делают добро другим.

17. – Это когда есть деньги.

18. – Это хороший поступок.

19. – Это помощь другим.

20. – Это когда ты делаешь, что – то хорошее.

21. – Это когда человек делает хорошо.

22. – Это хорошо.

23. – Это любовь и уважение к другим.

24. – Это хорошо.

25. – Это хороший поступок.

26. – Это хорошие поступки.

27. – Это взаимопомощь.

28. – Это хорошие отношения.

29. – Это помощь другому.

30. – Это хорошо.

31. – Это хорошее дело.

32. – Это, то, что человек делает бескорыстно.

33. – Это значит приносить счастье.

34. – Это хорошие дела.

35. – Это уважение.

37. – Это хорошие поступки.

38. – Это душа человека.

39. – Это всё хорошее.

40. – Это отлично.

41. – Это когда ты для блага человека делаешь всё возможное.

42. – Это хорошее отношение.

43. – Это уважение.

44. – Это помощь.

45. – Это внимание к людям.

46. – Это счастье.

47. – Это хорошо.

48. – Это взаимовыручка.

49. – Это когда делают хорошее дело.

50. – Это хорошее отношение.

По всем этим высказываниям можно сделать диаграммы, которые отразят чувства опрошенных. В них я, показывая три категории людей- с трёх сторон:

Из диаграммы видно, что те условные группы по которым я разделила мнение опрошенных показывают следующее:

80% считают, что добро, это когда ты, помогаешь другим бескорыстно.

16%считают, что добро, это когда есть уважение, счастье и душа у человека.

4% считают, что добро, это материальное положение, т. е. есть деньги (устрашающий фактор)

На второй вопрос:«Что вы понимаете под словом зло?».

Я получила вот такое разнообразие ответов:

1. – Это всё то, что причиняет вред окружающим.

2. – Это всё плохое.

3. – Это плохое.

4. – Это плохое отношения к человеку.

5. – Это убийства, теракты и преступления.

6. – Это всё ужасное.

7. – Это ужасный поступок.

8. – Это противоположенное слово добру.

9. – Это ложь.

10. – Это предательство.

11. – Это когда тебя обманывают.

12. – Это противоположенное слово добру.

13. – Это плохие поступки.

14. – Это когда человек желает плохое другому.

15. – Это когда ты делаешь плохое.

16. – Это то, что приносит вред.

17. – Это мало денег.

18. – Это плохие поступки.

19. – Это не помогать другому.

20. – Это когда ты делаешь плохое.

21. – Это когда человек не помогает.

22. –Это плохо.

23. – Это ужас.

24. – Это когда человек желает плохое другому.

25. – Это плохой поступок.

26. – Это плохие поступки.

27. – Это жестокость.

28. – Это плохое поведение.

29. – Это действие которое мешает другому.

30. – Это плохо.

31. – Это вредное дело.

32. – Это плохое дело.

33. – Это вред.

34. – Это плохой вред.

35. – Это проблема.

36. – Это плохое дело.

37. – Это дело вредное.

38. – Это не хорошо.

39. – Это дело неприятное.

40. – Это вредные привычки.

41. – Это когда делают зло.

42. – Это ненависть.

43. – Это плохое отношение.

44. – Это ужас.

45. – Это ненависть.

46. – Это очень плохо.

47. – Это оскорбление.

48. – Это плохо.

49. – Это ужас.

50. – Это оскорбление.

Как видно из диаграммы 80% опрошенных под злом, понимают всё то, что причиняет вред окружающим. И я согласно с их мнением, думаю, что и многие согласятся со мной.

16% под злом, понимают вредные привычки и вредное дело, и они в какой то степени правы.

4% под злом, понимают материальные проблемы, т. е. когда нет или мало денег.

№3 Следующим вопросом, который меня заинтересовал, был: «Часто ли вы отмечаете в поступках других людей добро?»

И вот что я получила, из 50 опрошенных людей - 31человек ответил, да часто, а остальные -19, ответили отрицательно.

Вот как это выглядит в диаграммах:

Как видно, что к счастью люди часто замечают в поступках окружающих их людей добро, и это радует.

№4 На вопрос - «Часто ли вы отмечаете в поступках других людей зло?». Я получила следующий результат: 19-сказали, да, часто.

31-нечасто

По диаграммам, это выглядит так:

И эта диаграмма, подтверждает верность предыдущей, так как в ней те, кто больше видит в окружении добра, меньше замечают зла. И это чудесно.

№5 На вопрос - «Как часто вы делаете другим людям добро?»

20 респондентов сказали, что часто, а 30 –отметили что редко.

В диаграммах эта картина выглядит так:

Увы, мы анализируем поведение окружающих, а как видно из диаграммы составленной по анкете, сами добра делаем мало. Видимо мы всё ждём, как бы нам побольше добра сделали.

№6 На вопрос - «Как часто вы делаете другим людям зло?»

15 опрошенных ответили, что довольно часто, а 35 редко.

В диаграммах эта картина выглядит так:

Увы, здесь мы сталкиваемся с тем фактором, что добра мы делаем мало, а вот зло за нами не заржавеет.

№7 На вопрос: Согласны ли, вы с поговоркой «Добро и зло рядом ходят?» И попросив объяснить её, вот, что я получила».

1. Если сделать добро, то люди к вам лучше будут относиться, если сделать зло, то они меняют своё отношение.

2. Внутренний мир может измениться значит его отношение к другим.

3. Человек не может быть добрым либо злым.

4. Да человек может делать добро и в тоже время и зло.

5. До поры до времени.

6. Они не разделены.

7. В жизни люди все меняются.

8. Поскольку трудно различать, добро от зла.

9. Без добра не может быть зла.

10. В каждом человеке существует и та и другая половинка.

11. За добром скрывается зло.

12. В каждом есть часть добра и зла.

Из опрошенных мной людей 23 согласны с этой поговоркой, а другие 27-нет.

В диаграммах эта картина выглядит так:

В данном случае, мнение людей почти разделилось пополам. Кто-то согласен, а кто-то нет. Но как прекрасны и интересны высказывания людей. В каждом из них по моему мнению, есть доля правды.

Тест на: «Диагностику индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения», по Т. Лири.

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделённого на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная(доминирование-подчинение) и горизонтальная(дружелюбие-враждебность)оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

0-4 балла- низкая АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

5-8 баллов - умеренная

9-12 баллов – высокая ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ДО ПАТОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЕ

13-16 баллов -экстремальная

Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов от0-16. Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование=(I-V) +0,7*(VIII+II-VI)

Дружелюбие=(VII-III)+0,7*( VIII-II-IV+VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путём сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представителями разных людей.

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

I. Авторитарный

13-16- диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на своё мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают её.

9-12-доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8- уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

Эгоистичный

13-16-стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюблённый, расчётливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

Агрессивный

13-16-жёсткий и враждебный, по отношению к окружающим, резкий, жёсткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12-требовательный,прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всём обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8-упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

Подозрительный

13-16-отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всё жалуется, всем недоволен.

9-12-критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытый, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8-критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

Подчиняемый

13-16-покорный, склонный к самоуважению, слабовольный, склонный уступать всем и во всём, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12-застеничивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учёта ситуации.

0-8-скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

Зависимый

13-16- резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12-послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8- конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

Дружелюбный

9-16-дружелюбный любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех. «быть хорошим» для всех без учёта ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.

0-8-склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми.

Альтруистический

9-16-гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремиться помочь и сострадать всем.

0-8-ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, бескорыстный и отзывчивый.

Результаты диагностики:

Мной было опрошены как респонденты принимающие участие в первом анкетирование, так и взрослые.

Всю собранную информацию, я анализировала, подсчитывала, и строила диаграммы. И вот что я получила:

«Учащиеся»

Типы отношения к окружающим(среди опрошенных) Подсчёт кол-ва людей в соответствии набранными баллами

13-16 9-12 0-8

Авторитарный 9;10;10 4;1;5;3;2;6;4;7;2;0;8;7;6;1;5;6;3;7;6;8;6

Эгоистичный 2;1;6;4;3;5;2;4;2;0;7;8;6;2;3;6;6;7;6;6;2;6;2;6

Агрессивный 12 5;5;6;4;4;3;7;3;5;2;4;7;1;4;4;5;7;8;8;6;2;8;4

Подозрительный 9 4;7;5;3;6;3;5;4;2;7;8;2;5;2;3;5;8;4;4;4;6;4;6

Подчиняемый 10;10 4;2;5;7;4;5;6;3;2;1;1;2;2;5;3;1;7;7;8;8;4;7;

Зависимый 9;10 7;4;6;8;5;6;7;4;5;3;0;2;8;5;2;4;5;7;6;6;6;4

Дружелюбный 10;10;11;9;9 8;0;4;2;6;5;7;1;8;5;2;4;5;6;6;6;6;3;6

Дружелюбный 11:13;12;11;9 6;0;3;5;2;1;4;0;6;2;4;4;2;6;5;5;5;6;6;

«Взрослые»

Типы отношения к окружающим(среди опрошенных) Подсчёт кол-ва людей в соответствии набранными баллами

13-16 9-12 0-8

Авторитарный 9;10;12 7; 8;8;7;8;8;8;8;4

Эгоистичный 9;9;10;10;9 8;7;6;8;8;4;8

Агрессивный 9;9;9;9;10;9;10;9;10 8;4;8

Подозрительный 10;9 7;7;7;7;4;8;8;8;7;7

Подчиняемый 9;9;10;12;9 8;8;8;4;6;6;6;

Зависимый 9;9;10 7;8;8;8;8;6;6;6;

Дружелюбный 9 5;4;8;7;7;6;4;4;4;7;7

Дружелюбный 9;9;9;9;9;9 8;6;4;6;8;4

В таблице я разным цветом показывала разных респондентов, это в свою очередь помогло мне в построении дискограммы и облегчит ваше понимание. Все результаты я занесла на дискограмму, по каждому отдельно. И ещё составила среднюю общую дискограмму, по детям и взрослым. А затем для лучшего понимания получившегося, я детскую и взрослую дискограмму начертила вместе, только цвет выбрала разным, для лучшего понимания какая взрослая дискограмма, а какая детская. И что у меня получилось, вы можете посмотреть.

Из таблицы и дискограммы можно сделать вывод, что все мы похожие. Для детей характерно:

• уверенныость в себе, но не обязательно лидер, упорные и настойчивые эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

• упрямость, упорство, настойчивость и энергичность критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

• скромность, робкость, уступчивость, эмоциональность, способность подчиняться, послушно и честно выполняет свои обязанности.

• ожидание помощи и советов, доверчивость, склонность к восхищению окружающими, вежливость.

• склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость при решении проблем и конфликтных ситуациях.

• следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми ответственный по отношению к людям, деликатные, мягкие, добрые.

• эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, бескорыстный и отзывчивый.

А для взрослых характерно:

• доминантность, компетентность авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

• стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюблённый, расчётливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый

• требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всём обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

• критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям

• скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности

• склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми

• ответственный, по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый.

• эмоциональный отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, бескорыстный и отзывчивый.

И если быть внимательным, то можно заметить, что между детьми и взрослыми есть много общего. Например, те и другие скромные, ответственные, склонные к сотрудничеству. А разное то, что взрослые лидеры, считают себя успешными в делах, менее зависимы, требовательны и стремятся быть над всеми. И это правда, ведь если не помощь взрослых, нам было бы трудно чего- нибудь тостич от жизни. А добро и помощь характерно всем.

Проанализировав проведённую мною работу, я пришла к выводу, что так много чудесных и милых людей среди нас. Но как не прискорбно, есть и противоположность, но её так мало, что мы можем помочь людям изменить своё мнение об окружающих нас людях. Надо всего лишь оглянуться вокруг себя, проанализировать своё поведение, быть может, именно оно является помехой в столь добрый мир окружения. Из работы видно, что многие честно и открыто, говорят о своих поступках, а значит и лицемерия на земле, почти нет. Быть может, столь не радостная открылась картина перед нашим взором, что многие ещё находятся на той ступени, когда ещё только формируется личность. И может отсюда, эта денежная алчность в людях, что они ещё не знают о том, что смысл жизни заключается не в деньгах. А в отношении с ближним, во взаимном понимании, любви.

Дальше мне стало интересно, а как люди уживаются друг с другом и берут ли они в расчёт отношения между собой и своё я. А так же присутствует ли у них реальное понимания себя и своего окружения. Для это я обратилась за помощью к психологам, которые мне подобрали необходимый тест Т. Лири, который основывался на определении темперамента людей и их отношении. Проводила я его на своих ранее опрошенных респондентах, и взрослых -большинство их родителей.

И по проведённому мною тесту Т. Лири, можно заметить, что между детьми и взрослыми есть много общего. Например, те и другие скромные, ответственные, склонные к сотрудничеству. А разное то, что взрослые лидеры, считают себя успешными в делах, менее зависимы, требовательны и стремятся быть над всеми. И это правда, ведь их требовательность в первую очередь обращена к нам, они же думаю о нас о нашем будущем. И если не помощь взрослых, ни их пример нам было бы трудно чего- нибудь тостич от жизни. А добро и помощь характерно всем. Так значит и сотрудничество и взаимопонимание между поколениями есть. Надо только быть внимательными друг к другу. И помнить о том, что слово больно ранит. И прежде чем что-что сказать надо несколько раз обдумать и всё взвесить, да и мысленно встать на место другого непомешает.

Мне было приятно читать высказывания опрошенных мною людей, ведь столько нового и необычного я там нашла. Мне казалось, что на мгновение приоткрылся ларец в человеческие души. И быть может, отвечая на мои вопросы, многие уже поняли допущенные ими ошибки, и неповторят их никогда.

Я думаю, что моя работа поможет многим людям понять, что в каждом из нас живёт добро, а злость и жестокость порождает зло.

О люди! Услышьте меня,

Зову оглянуться, я вас.

Ведь нас окружают соседи твои,

Мы на земле живём не одни.

И если поможешь, ты мне, я тебе,

То жизнь на земле протечёт как во сне.

Доброты на свете много! И в моей работе можно наблюдать, как много милых, добрых людей живёт на земле. А значит, добро победит зло!

Замечательный русский поэт Константин Романов (великий князь Константин Константинович) написал молитву в стихах:

Научи меня, Боже любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришёл искупить

Ты Соею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)