Учеба  ->  Высшее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Осень Патриарха

«Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где ты живешь. Чувство родины в каждом гражданине соизмеримо его личному творческому вкладу в общенародное дело».

Л. Леонов, писатель

«Личности – локомотивы истории.

Личности, вышедшие из глубин самого народа, великие труженики с щедрой душой, чьи мысли, дела не меркнут в тумане времени».

Н. Ф. Катанов, ученый-языковед, первый ученый хакас.

Оба эти высказывания в полной мере относятся к герою моего исследования, который отдал себя служению родной земле. Земля эта, раскинувшаяся в южной Сибири, в долинах реки Абакан и ее многочисленных горных и степных притоков, по верховьям Чулыма и левобережья среднего течения великого Енисея, зовется Хакасией. Земля древняя, с непростой судьбой. Эту судьбу и разделил со своей землей мой дед, Алексей Николаевич Гладышевский, которого здесь называют патриархом высшей школы Хакасии. Всю свою долгую жизнь он проработал сначала в Абаканском государственном педагогическом институте, преобразованном 10 лет назад в ХГУ (Хакасский государственный университет). Его специальность- история древнего мира.

Его лекциями заслушивались студенты разных поколений (в высшей школе республики он проработал более полувека около, 60 лет!в высшей школе республики он проработал более полевека )государственном педагогическом инстинуте, преобразованном 10 лет назад ). Имя Алексея Николаевича известно многим жителям Хакасии, тем, кто интересуется историей своей малой родины, как древней, так и современной. Он до сих пор (а ему в этом году исполнилось 82 года!) регулярно печатается в газетах республики и за ее пределами. Его статьи об историческом прошлом одного из регионов Сибири с большим интересом читают, дают им высокую оценку за познавательность, за то, что они открывают неизвестные факты из исторического прошлого Хакасии, богатом древнейшими памятниками материальной культуры. Мы живем, как говорят ученые, в уникальном месте, Хакаско-Минусинской котловине. Здесь на протяжении тысячелетий человечество создавало неповторимое историко-культурное наследие.

На территории нынешней Хакасии находится свыше 30 000 памятников древности. Можно сказать, что Хакасия – республика – музей под открытым небом. До наших дней сохранялись пещеры- стоянки древних людей, руины древних городов, древние оросительные системы, оборонительные укрепления, крепости, менгиры, писаницы. О том времени сохранились удивительные летописи – на камне. Тысячи наскальных изображений на девонском песчанике хранит Хакасия. В мире больше нет такой картинной галереи под открытым небом, но она сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Виноваты в этом не только время и сама природа, но и современные «варвары», оставлявшие на писаницах рисунки и «автографы».

Алексей Николаевич до глубокой старости сохранил удивительную память. Он и сейчас не отходит от письменного стола. Подолгу сидит в архивах Абакана, Хакасского научно-исследовательского института, в Архивах Абаканского и Минусинского музея им. Мартьянова.

Он активный участник всех научных конференций по истории, этнографии, археологии, истории христианства в Хакасии. Выступления его в виде статей публикуются в сборниках по итогам ежегодных научных чтений. От него исходит мудрость, понимание сложных вещей. Когда вспоминаю свое детство, возвращаюсь к завораживающим рассказам деда об истории.

Мой интерес к истории России, истории древнего мира воспитан именно им. Он руководил моим чтением по истории Древней Греции, Египта начиная с 5-го класса. Мифы древних греков, египетские пирамиды, история древних царств Ближнего Востока - все увлекало и захватывало меня в рассказах деда.

Удивительную жажду к познанию сохраняет Алексей Николаевич до сих пор. Открывает, исследует, отыскивает новые факты в жизни общества, отдельных людей, которые оставили добрый след на земле, где мы живем. Он живет так, как подобает человеку с большой буквы, и продолжает учить, как должен учить учитель, от Бога. Данное исследование составлено мною по воспоминаниям деда и материалам домашнего архива.

Как же начиналось увлечение историей, древностями у мальчика Алеши Гладышевского?

Он родился в 1923 году в г. Минусинске в семье потомка ссыльного поляка.

В Минусинске в 1887 году открывается музей, создателем которого был Николай Михайлович Мартьянов. По профессии он был провизор, в истории остался как великий просветитель. Музей теперь называется «Мартьяновским», и о нем знают далеко за пределами Сибири.

Трехлетнего Алешу в музей привел его отец, Николай Иннокентьевич, служащий банка. Мальчика очень испугал шаман из экспозиции (в полном одеянии и с бубном). Мать А. Н. Гладышевского по-своему потом объясняла увлечение сына историей: «Это тебя шаман стукнул». Связал его с музеем и дед, Иннокентий Николаевич, работающий в нем переплетчиком книг. От деда остались книги, в том числе и по истории Сибири.

После смерти отца А. Н. Гладышевский с матерью переехали в Абакан. Учился он в школе №1, которую окончил в 1942 г. После выпускного вечера всех одноклассников призвали в армию. Шел второй год Великой Отечественной войны. Он, как инвалид детства, остался в городе, поступил в Учительский институт, который был в 1944 году преобразован в Педагогический. Студентами первого курса, наряду со вчерашними выпускниками, становились пришедшие с войны фронтовики, в основном после госпиталей.

В годы войны в Абаканском Педагогическом институте работала группа преподавателей-профессоров, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Харькова.

Один из них - профессор С. А. Токарев читал лекции по древней истории и был крупнейшим специалистом по вопросам истории религий. Очень хотелось тянуться за ним, иметь хороший уровень знаний. Это был замечательный ученый, простой и доступный в общении человек.

Наверное, это повлияло на выбор в будущем Алексеем Николаевичем не только темы кандидатской диссертации по шаманизму, но и своей профессии педагога. Старания в учебе студента Гладышевского оценили: ему, студенту 4-го курса, поручили вести семинар по истории древнего мира у первокурсников. Так А. Н. Гладышевский, еще, будучи студентом, становится преподавателем, потому что доценты и профессора возвращались в свои вузы из эвакуации. Преподавать было некому.

Из выпуска 1946 году только двух студентов оставили работать на кафедрах в «Альма-матер»: математика и историка А. Н. Гладышевского.

В 1954 году Алексей Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по теме «Шаманизм и его реакционная сущность».

Продолжал работать на кафедре, вел общественную работу, был любимцем студентов исторического факультета, увлекавших своими лекциями по древней истории.

Спец. командировка в Китай

И вдруг судьба его осчастливила 2-х годичной командировкой в КНР, где он читал лекции уже китайским студентам и знакомился с жизнью другой страны, ее традициями.

Очень интересны страницы жизни Алексея Николаевича, связанные с работой его преподавателем в Северо-Восточном педагогическом университете в г. Чанчуне Гиринской провинции Китайской Народной Республики. Министерство просвещения Российской Федерации поручило Абаканскому педагогическому институту в 1955 году подготовить преподавателя из числа дипломированных историков для командирования в КНР. Руководство Абаканского педагогического института рекомендовало преподавателя, кандидата исторических наук Гладышевского Алексея Николаевича.

Северо-Восточный педагогический университет. В рабочем кабинете. 1956 год.

Работал он в Китае - 2 года с 1955 по 1957. Почему посылали советских историков? Это объяснялось тем, что после революции 1949 года, когда Китай стал народной республикой, а ее руководителем и вождем Мао Цзе Дун, прежних опытных историков и обществоведов освобождали от работы в Китайских вузах, т. к. они обучались в Японии, Германии и Англии и считались носителями буржуазной идеологии. Их заставляли переучиваться. Пожилые люди ходили строем на занятия по марксизму-ленинизму и изучению трудов Мао, а советские преподаватели готовили им в это время смену. Два года Алексей Николаевич вел в Чанчуньском университете историю древнего мира и одновременно был советником ректора. Ректор-депутат Всекитайского народного собрания, участник великого похода Мао и лично знакомый с ним, внимательно относился к рекомендациям молодого советника. Китайцы строили систему высшего образования по советскому образцу и брали на заметку советы советских преподавателей, в том числе и А. Н. Гладышевского. Он был очень удивлен, когда китайские товарищи в конце спецкомандировки преподнесли ему целый журнал с его рекомендациями.

Сосна у здания Чаньчунского университета, посаженная А. Н. Гладышевским с семьей в 1957 году.

Справа памятник ректору Чен-Фан-У. Фото 2000 г.

Алексей Николаевич с семьей садит сосну около университета

1957 г. Китай.

Было много забавных случаев, когда он попадал впросак из-за незнания традиций. Так он предложил занять под учебные аудитории половину огромных обеденных залов, потому что аудиторий для занятий не хватало. И понял, что этот совет нелепый только тогда, когда уяснил строгое правило: весь Китай садится обедать ровно в двенадцать часов и ни минутой позже! Или посоветовал стирку постельного белья в общежитии «перепоручить» девушкам. Оказалось, что стирка по традиции только мужское занятие!

Так он познавал традиции этого древнейшего народа, уклад его жизни и культуру на практике.

Благодаря связям ректора он выступал с лекциями в университетах ряда городов: в Шанхае, Ухане, Ханчжоу, Тяньцзине, Гуанчжоу, Сиане.

На лекции с переводчиком Ху-Дун-Вэем.

КНР г. Чанчунь. 1956 г.

Побывал в самых разных провинциях – от северных до самых южных. Впечатления от поездок по Китаю были настолько яркие и глубокие, что А. Н. Гладышевский считал это подарком судьбы для всей семьи. Жена Алексея Николаевича - Евдокия Михайловна – преподаватель математики – не была просто домохозяйкой в Китае в течение этих двух лет, воспитывая двух детей дошкольного возраста. Она была методистом секции учителей математики базовой школы университета. Для этого с ней работал отдельный переводчик. Она вела большую общественную работу, организовала переписку учеников своей Абаканской школы №10 с базовой средней школой университета в Чанчуне. В музее школы №10 был целый отдел, посвященный этой дружбе, много подарков, писем, присланных китайскими детьми.

Алексей Николаевич успешно выполнил свою миссию, благодаря замечательному переводчику Ху-Дунь-Вэю, который прекрасно владел русским языком. Теперь он профессор кафедры русского языка и литературы Северо-Восточного педагогического университета. Дружба их продолжается до сегодняшнего дня.

С переводчиком Ху-Дун-Вэем. г. Чаньчунь, 1955 г.

Судьба переводчика Ху-Дунь-Вэя была сложной. В годы культурной революции он был в числе миллионов молодых людей отправлен на «перевоспитание» в деревню. О его судьбе семья Гладышевского не знала 10 лет. Это были годы, когда отношения с Китаем СССР были напряженные. К счастью, это окончилось, и связь восстановилась.

В 1994 году Ху-Дунь-Вэй был в Москве и посетил своих друзей в Абакане.

Первая встреча с переводчиком через 30 лет на ж/д ст. Красноярск. Алексей Николаевич и Евдокия Михайловна Гладышевские 1987 г.

1994 г. Ху-Дун-Вэй в гостях у друзей в Абакане. Экскурсия на СШ ГЭС.

По рекомендации Алексей Николаевича он встречался со студентами Хакасского Государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абаканские студенты с большим интересом слушали китайского профессора. Он сообщил о том, что готовит к изданию на китайском языке переведенный им выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» с комментариями.

А тогда в 1956 году, по материалам лекций А. Н. Гладышевского Министерство просвещения КНР издало в Пекине учебное пособие «Первобытное общество». Через год Северо-Восточный университет в Чанчуне издал полный курс его лекций под названием «История древнего мира» в трех томах.

Китайские студенты-историки на лекции А. Н. Гладышевского, переводимой переводчиком Ху-Дун-Вэем.

Научно-педагогический труд абаканского историка удостоен Ордена «Дружбы» Китайской народной республики.

Совсем недавно А. Н. Гладышевского пригласили на Юбилей Чанчуньского университета, возле ворот которого выросли две огромные сосны, посаженные маленькими елочками моими бабушкой и дедушкой – Гладышевским Алексеем Николаевичем и Евдокией Михайловной.

Алексей Николаевич был очень тронут, но поехать не мог. Не те годы.

Дружбу доцент Гладышевский и профессор Ху-Дунь-Вэй пронесли через десятилетия (уже 60 лет!). Она помогает творческим связям Хакасского Государственного Университета им. Катанова с Северо-Восточным педагогическим университетом. Сохранилась переписка у Алексея Николаевича с преподавателями, ректором, деканом исторического факультета Северо-Восточного университета в Чанчуне со словами благодарности.

Перевод с китайского текста.

Благодарность Советскому специалисту

А. Н. Гладышевскому за оказанную Помощь.

Советский специалист по истории древнего мира Алексей Николаевич Гладышевский с 1955 г. по 1957 г. читал лекции на курсах усовершенствующихся преподавателей по истории древнего мира при Историческом факультете нашего университета и одновременно совмещал с должностью советника ректора. В течение этих двух лет тов. Гладышевский в области учебной работы, руководства научно-исследовательской работы и передачи советских передовых учебных опытов сделал блестящий вклад и добился больших успех.

В течение двух лет на курсах усовершенствующихся преподавателей по истории древнего мира, где занимались 28 слушателей, которые являются преподавателями 26 вузов, тов. Гладышевский систематически читал лекции по истории древнего мир, Знакомил слушателей с новейшими достижениями в этой области советской науки и руководил работой по другим учебным звеньям и тем самым повысил научный и идеологический уровень слушателей, создал благоприятные условия для дальнейшего повышения качества их преподавания.

В течение этих двух лет тов. Гладышевский не щадя сил составил лекции по истории древнего мира в объеме 870 иероглифов в кит. переводе с богатыми материалами и строгой научной системой. Эти лекции будут важным пособием для усовершенствующихся преподавателей и других научных работников по истории древнего мира, как в области учебной работы, так и в области научно-исследовательской работы.

Ректор Северо-Восточного

Педагогического Университета

Чен-Фан-У

8 июля 1957 г.

С семьей и китайскими коллегами на экскурсии по Китаю. КНР 1956 г.

Автографы китайских друзей-учителей математики Базовой школы с благодарностью Евдокии Михайловне Гладышевской за методическую помощь в преподавании математики.

Евдокия Михайловна Гладышевская с китайской учительницей математики. 1957 г. г. Чаньчунь. КНР

Учитель, ученый, просветитель

Работа на кафедре

Алесей Николаевич вернулся после Китая в родной Абакан. Ему было еще только 34 года. Он продолжал работать на кафедре истории, читал лекции, вел общественную работу, был лектором-пропагандистом «Общества знаний», преподавал в Вечернем университете.

И одновременно с этим занимался научной работой. Но времени на нее оставалось мало. «Затягивала текучка», как говорил он: большая учебная нагрузка, бесконечные заседания и собрания, на которых надо было присутствовать, решать какие-то вопросы, которые были далеки от его научных интересов.

А. Н. Гладышевский проработал еще 10 лет в ХГУ, Хакасском Государственном Университете, созданном на базе Педагогического института. Его общий стаж работы в Абаканском Пединституте составляет 57 лет. Его ученики разъехались не только по Хакасии, они работают в разных уголках нашей страны. Многие из них уже доктора и кандидаты наук, заслуженные преподаватели. В школах нашей республики практически все учителя истории, так же как и мои, Волкова Т. И. и Калуга Е. В. , учились у моего дедушки. «Учитель учителей» - такое почетное звание с достоинством носит А. Н. Гладышевский, гордясь своими учениками.

Не зря же говорят: «В ученике учитель возродится». Данное высказывание подтверждается жизнью и делами этого большого труженика!

Еще 19 лет продолжалась его работа преподавателем после официального выхода на пенсию, после 60 лет.

Со студентами-историками ХГУ. г. Абакан 1998 г.

Оборотная сторона фото со студентами.

Ученый об ученом

Судьба дала ему долгую жизнь, не просто долгую, а активную, как историка и научного исследователя.

Он дарил людям одно открытие за другим. В 2000 году в издательстве Хакасского Государственного Университета им. Н. Ф. Катанова вышла книга А. Н. Гладышевского о С. Д. Майнагашеве. Историк–исследователь много лет занимался поисками следов научной, литературной и общественной деятельности молодого талантливого ученого-хакаса Майнагашева Степана Дмитриевича. Жизнь Майнагашева С. Д. трагически оборвалась рано, в 1920 г. Годы его жизни 1886-1920. В 34 года он был расстрелян, и имя его было предано забвению. Его обвиняли в создании карательного отряда против партизан, хотя он не имел к этому никакого отношения.

А. Н. Гладышевский открыл заново имя лучшего представителя хакасской интеллигенции в своей книге. Восстановил доброе имя человека, незаслуженно репрессированного. Он разыскал материалы, документы, напечатал много статей, о том, что сделал для своего народа этот талантливый человек. Автор книги доказательно показывает, что мог бы сделать еще для своей малой родины Хакасии, да и для всей России этот человек. Неравнодушный к людскому горю и нужде, честный и прямой по своим душевным качествам, С. Д. Майнагашев был поэтом, переводчиком родного фольклора, увековечивая устные предания. Алексей Николаевич пишет в своей книге «Степан Дмитриевич Майнагашев» «Его имя не предано забвению»: «Степан Дмитриевич Майнагашев своей многогранной деятельностью оставил глубокий след в истории Хакасии. Хакасы считали его своим национальным лидером, патриоты Сибири знали его как деятельного члена Сибирской Областной Думы, востоковеды России - как талантливого молодого ученого-тюрколога. Его имя, как ученого вошло в библиографический словарь отечественных тюркологов». [i]

Книга о С. Д. Майнагашеве - это книга ученого об ученом. В ней приводятся ранние публикации самого А. Н. Гладышевского. Таких публикаций было девять с 1991 по 1999 годы. Список публикаций включает научные и общественно-публицистические работы С. Д. Майнагашева. Из них видно, какие разносторонние интересы проявил он как ученый: он собирал устные предания и песни своего народа, занимался вопросами о земельном устройстве инородцев Минусинского уезда. Поднимал на страницах Минусинской газеты «Труд» вопросы кредитования среди инородческого населения, его беспокоило и сокращение скотоводческого хозяйства. С. Д. Майнагашев вникал в жизнь своих сородичей и земляков- современников.

Алексей Николаевич приводит в книге убедительные факты, которые подтверждают, что гибель С. Д. Майнагашева была большой утратой для науки и литературы. Он мог быть талантливым автором исследований о жизни сибирских тюрков. Он мог стать замечательным драматургом, был «переводчиком Божьей милостью», как утверждает автор первой о нем книги А. Н. Гладышевский.

В книге публикуются написанная собственноручно автобиография С. Д. Майнагашевым «Минин оскеним» от 30 апреля 1913 года, список научных и общественно- публицистических работ Степана Дмитриевича. Это 11 публикаций, статей по этнографии, переведенные на русский язык хакасские сказки, шаманская «Песня духу огня».

В приложении книги А. Н. Гладышевский дает отрывки из пьесы «Свадьба», которая ставилась в Минусинском театре. Очень привлекательным, С. Д. Майнагашев показан и по внешности: красивый, стройный. Благородство во всем его облике. Таким он выглядит на фотографиях, на последних страницах монографии. Там же приводится и карандашный портрет С. Д. Майнагашева. Его сделал художник алтаец Г. И. Гуркин. Это был друг и политический единомышленник Майнагашева, и он тоже был членом Сибирской Областной Думы от горного Алтая, называвшегося тогда Каракорумом.

Таким в этом исследовании предстает перед читателями этот человек, и его имя благодаря труду ученого-историка А. Н. Гладышевского не предано забвению, «а должно занять достойное место» в истории Хакасии и его народа».

С 1992 году Хакасская республиканская организация жертв политических репрессий начала поиск архивно-следственного дела в отношении С. Д. Майнагашева долгие поиски вел Хакасский «Мемориал».

В 2000 году прокуратура края дала справку о реабилитации С. Д. Майнагашева посмертно. Через 80 лет и четыре месяца за отсутствием какого-либо преступления в его действиях.

Восстановлено его честное имя. И немало этому помогла книга историка А. Н. Гладышевского.

К истории христианства в Хакасии

В 2004 году вышла новая книга А. Н. Гладышевского

«К истории христианства в Хакасии». [ii]

Издание книги было осуществлено при личной поддержке А. И. Лебедя

Организационная и финансовая поддержка была автору оказана правительством Республики Хакасия. В этом издании впервые правдиво автор отразил, как происходила христианизация хакасов и значение православия в истории и культуре хакасского народа.

А. Н. Гладышевский многие годы занимается историей православия в Хакасии. Он поднял много архивных материалов, ранее неизвестных, различные публикации светских и церковных изданий конца XIX-XX вв. Автор пишет, что в последние годы имели место попытки фальсифицировать историю. Это видно из того, что появляются такие названия исследований, как «Столетняя война Хакасии против России», «Насильственная христианизация хакасов» и др. В этих условиях необходимы научные исследования для достоверного освещения истории и современности.

Автор в своей книге по новому отражает все стороны сложного процесса христианизации хакасов. Он раскрывает роль православной церкви в приобщении хакасов к духовным ценностям мировой культуры и особенно ее роль в распространении грамоты среди коренного населения. Церковь открыла церковно-приходские школы, переводила и издавала религиозные тексты на местные диалекты. Все это стало началом для создания хакасской письменности.

Публикации Томского государственного архива А. Н. Гладышевским использованы в книге «Из истории христианства в Хакасии». Автор начал с истоков христианства в Хакасии. Это было в первой четверти XVIII в. Вначале желающих принять крещение было немного. Использовались приказы самого Петра I в 1720 году, меры Степных Управ, исправников, священников-миссионеров. Это было не простое дел - посещение богослужений степняками- инородцами из-за кочевого образа их жизни. Инородцы продолжали быть верными вере своих предков-шаманов.

Первый инородческий приход в Хакасии был открыт в 1770 году в Аскизе. Далее узнаем из книги историю всех приходов Хакасии, их было много. Описание имущества церквей, деятельность священников, служивших в них, количество прихожан, все это описано в этой первой книге, правдиво показывающей весь сложный путь коренного народа Хакасии к православным и духовным ценностям.

Здесь есть и поименный список священников, служивших в православных церквях и судьбы священников, репрессированных в 20-30 е годы, несправедливо обвиненных на долгие сроки и даже расстрелы.

Алексей Николаевич использовал огромное количество архивных материалов. На 10 страницах дан перечень источников, на которые он делает ссылки в своем исследовании. Это огромный труд.

11 июля 2004 года состоялась презентация книги А. Н. Гладышевского « К истории христианства в Хакасии».

Презентация книги А. Н. Гладышевского (справа), председатель правительства республики Хакасия А. И. Лебедь (в центре), епископ Ионафан (слева).

На презентации присутствовал епископ Ионафан, глава Абаканско-Кызыльской епархии. Он поблагодарил автора книги за многолетние кропотливые научные исследования, высказал свои замечания и пожелания.

Все выступавшие отмечали, что автор впервые рассказал подлинную историю о Православии в Хакасии.

Он рассказал, как совершалось массовое крещение хакасов, распространение среди них грамоты, разрушив штамп советской историографии о насильственной христианизации хакасов.

С директором ХакНИИЯЛ, профессором

В. Н. Тугужековой после презентации книги.

Переписка Ярилова А. А. с Катановым Н. Ф.

А. Н. Гладышевский и сегодня за письменным столом. Он и сейчас находит интересные темы для публикаций. Студентов и преподавателей Хакасского Университета он знакомит с жизнью, научной и общественной деятельностью ученых, оставивших свой след в истории нашей республики.

Это известный ученые почвовед Ярилов А. А. , работавший до революции в Минусинском музее, бывший после смерти Мартьянова его заведующим.

С работниками и гостями Мартьяновского музея, участниками Краеведческих чтений.

(Алексей Николаевич в среднем ряду в центре)

Это и первый хакасский ученый профессор Катанов Н. Ф. Все знают, что его имя носит наш университет, национальная гимназия.

Алексея Николаевича привлекли письма Н. Ф. Катанова к Ярилову А. А. и сейчас, он их готовит к изданию. Когда-то Н. Ф. Катанов во время учебы в Красноярской классической гимназии (поступил в 1876г. , окончил в 1884 г. ) был репетитором в семье Яриловых их сына–гимназиста младших классов Ярилова Арсения. Яриловы были владельцами винного завода. Потом Катанов поступил в С-Петербургский университет, 1884-1888 г. г. он был студентом факультета восточных языков (изучал арабско-персидско-турецко-татарские языки). Под руководством академика Радлова В. В. и профессора Н. И. Веселовского и И. Н. Березина работал над своими записками о сагайском наречии.

В эти годы он переписывался со своим бывшим учеником, Яриловым А. А. Двадцать писем Катанова к Ярилову того времени к нему со своими комментариями Алесей Николаевич готовит к публикации.

Выступление А. Н. Гладышевского на Мартьяновских чтениях (в центре депутат Госдумы от Хакасии Майнагашев Г. И. ).

Николай Федорович Катанов писал и о своих поездках в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Китайский Туркестан. Туда он был командирован Географическим обществом и Академией Наук Санкт-Петербурга для подробного исследования быта и языка тюркских племен.

В письмах Катанова Н. Ф. , очень известного профессора-тюрколога Казанского университета, много интересного материала о самой личности ученого, научной деятельности, работах, о которых он писал Ярилову.

За рабочим столом. г. Абакан 2004 г.

Вручение почетного звания Ветерана Университета. 2001 г.

Заключение

Труд Гладышевского Алексея Николаевича оценен правительственными наградами: «Медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Медаль в ознаменования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Медаль Ветерана труда», «Медаль 50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Медаль 60 лет Победы в Великой Отечественной войне»; правительство КНР наградило Алексея Николаевича орденом «Дружбы», он отличник народного просвещения, почетный член Ученого Совета ХГУ, а также имеет многочисленные грамоты за доблестный труд.

Он автор шести книг, более 40 статей, опубликованных в научных сборниках Чанчуня, Якутска, Читы, Улан-Удэ, Минусинска, Абакана, Новосибирска, Черногорска и около ста научно-популярных статей в периодической печати.

Алексей Николаевич и Евдокия Михайловна Гладышевские среди внуков и правнуков.

Все написанное здесь мною, вызывает уважение к моему деду, как неутомимому труженику, историку-исследователю, получившему звание Заслуженного деятеля науки республики Хакасия.

Восемьдесят два года назад в простой семье родился обыкновенный мальчишка. Но было в мальчугане то, что отличало его от других: искра таланта, жажда знаний, желание служить родному народу. Он умеет заниматься кропотливым трудом ученого и беспокойным трудом учителя. Умеет держать слово и нести ответственность. Он обладает такой энергией, что вовлекает всех окружающих в крутой водоворот своих идей и планов. Как хакасская степь с ее сильным, напористым ветром, наполненная ярким многоцветием, так и Гладышевский Алексей Николаевич, с его безграничной любовью к родной земле, остается одновременно отцом, дедом, учителем, ученым и просветителем, подвижником с чувством ответственности перед каждым человеком, живущим рядом с ним.

Я горжусь своим дедом, его жизнь является примером не только для меня, но и для всех окружающих его людей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)