Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Отношения Русской Православной Церкви и советского государства

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и советского государства были сложными. Церковь старалась удержать свою власть а советское власть отрицала существование бога запрещала какую – либо веру. Церковь вставала против Октябрьской революции, которую она назвала сатанинским делом и подвергла анафеме. А советская власть пыталась искоренить у народа веру в бога.

В данной работе рассмотрены факты противоречий как внутри церкви, так и между Русской Православной Церковью и советским государством.

Открывшийся 15 августа 1917 г. в Москве Поместный Собор РПЦ проводил в целом консервативную линию и выступал против обновления во всех областях. Церковники-прогрессисты выступали за реформы в вероучительной и канонической областях, в сферах церковного управления и церковно-приходской жизни. Они пытались провозгласить новую эпоху догматического творчества и союза с интеллигенцией. Господствующие круги церкви отстаивали традиционный статус церкви а обновленцы фактически предлагали буржуазно-демократические реформы, но эти противоречия отошли на второй план в ходе Октябрьской революции.

Декларация прав народов России 2 ноября 1917 г. отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. 11 декабря Ленин подписал постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата просвещения, затем были приняты акты о передаче всех актов гражданского состояния в ведение государственных органов» 11 декабря Совнарком организовал комиссию для разработки декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, первоначальное название проекта было «О свободе совести, церковных и религиозных объединениях», однако в январе 1918 г. проект утвердили под названием «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Это название подчеркивало главную цель закона. В декрете указывалось также, что все имущества церковных обществ становятся народным достоянием.

Избранный с помощью жребия патриарх Тихон встал против революций, которую он назвал сатанинским делом и подверг анафеме. Он в дальнейшем достаточно резко выступал против Брестского мира, косвенно поддерживал белогвардейские движения, развивал связи с эмиграцией. Но обновленческое движение тоже первоначально встало в умеренную оппозицию советскому строю. В ходе гражданской войны противоречия в церкви не могли не обостряться, так как РПЦ как массовый институт испытала на себе все влияния политики, различных политических сил. Но не забывалась главная функция церкви.

Тихон призывал служить панихиду по всем убиенным. В момент приближения деникинцев к Москве он запретил встречать белых колокольным звоном. В то же время Тихон четыре раза обращался с заявлениями, где осуждал террор и кровь со всех сторон и в том числе со стороны большевизма, еврейские погромы Петлюры. Но при этом он фактически признавал советское правительство. В годы военного коммунизма духовенство было приравнено к лишенцам и они выживали только благодаря верующим. В ходе гражданской войны погибло несколько тысяч священников и 28 архиереев.

К концу гражданской войны выяснилось, что РПЦ сохранила свои позиции и началось даже их усиление. Большевизм в это время передает в музеи мощи святых, изымает церковные ценности для организации помощи голодающим Поволжья, отправляя часть этих средств на поддержку Коминтерна. По поводу сопротивления духовенства и верующих в Шуе в 1922 г. Ленин писал Молотову, что в условиях голода надо производить изъятие ценностей самым решительным и бешеным образом, дать самое беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавлять его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли его в течение десятилетий. Началось закрытие монастырей — более 500. Церковь желала помогать голодающим, но правительство не допускало этого, чтобы не усиливать авторитет РПЦ; Поэтому был арестован митрополит Вениамин, особенно проявлявший в этом отношении активность и ведший антисоветскую деятельность.

В 1922г. при ВЦИК была создана особая Комиссия по отделению церкви от государства, которую возглавлял сначала Красиков, затем Смидович. В 1929 г. она стала называться Постоянной комиссией по вопросу культов, кроме того, при Политбюро работала антирелигиозная комиссия во главе с Ярославским. В ОГПУ имелся отдел 6 во главе с Тучковым по «обслуживанию» РПЦ. ГПУ активно вмешивалось во внутрицерковную жизнь, опасаясь влияния РПЦ на население и ее конкуренции с марксистской идеологией. Была начата подготовка к усилению всяких оппозиционных тенденций в РПЦ, с этой целью ГПУ поддерживало ранее возникшее обновленческое движение, стимулировало его материально, поощряло, провоцировало и т. д.

Начало нового этапа обновленческого движения относится к 1922 г. , когда группа недовольных курсом Тихона во главе с Введенским, Красницким, Белковым потребовала устранения патриарха Тихона и изменения отношения православия к государственному строю. Используя дезорганизацию церкви в связи с отречением Тихона, группа создала высшее церковное управление под председательством архиепископа Антонина Грановского и оформилась в так называемую Живую церковь. Она выступила за радикальную реформу, человек понимался как венец создания, вечность — как развитие нравственного устроения личности, спасение надо было искать в трудовой жизни, литургия приближалась к народному пониманию. Главное было в примирении с социальной революцией. Вопросы идейного реформаторства сочетались с борьбой с монашеством и с засильем иерархов. I съезд жизнецерковников поддержал сторонников радикалов во главе с Красницким и ввел брачный епископат и демократизировал церковное управление. Умеренная группировка Антония вышла из Живой церкви и создала новое формирование — «Церковное возрождение» христианско-социалистического характера. Она оотреклась от старой клановости и провозгласила союз пастыря с народом. Вскоре был организован «Союз общин древнеапостольской церкви» во главе с Введенским, оказавшийся самым жизнеспособным. Он упростил богослужение, перевел его на русский язык. Общая задача всех обновленческих организаций была: приблизить РПЦ к веку радио и Дарвина, социальных проблем и Эйнштейна. Обновленчество осуждало тихоновщину и провозглашало принцип лояльности в отношении советской власти. Если обновленчество до революции носило политически-государственный характер, то теперь — социальный. Обновленчество было поставлено перед проблемой освящения революции и социализма. И оно сделало это. В 1923т. был созван Поместный Собор обновленческой церкви. Собор приветствовал Октябрьскую революцию и призывал честных христиан бороться за ее идеалы. Этот Собор аннулировал анафему Тихона, лишил его сана патриарха и упразднил патриаршество вообще. В то же время начался кризис обновленческого движения. Патриарх Тихон раскаялся в своей антисоветской деятельности и вновь взял на себя бразды церковного правления. Он нанес мощный удар против обновленцев, объявив им анафемы и смело, используя традиционный консерватизм верующих. Обновленчество было вынуждено отказаться от ряда намеченных реформ, чтобы не отталкивать от себя клир. Выяснилось, что единственное серьезное сохранившееся отличие обновленцев от тихоновцев заключается в способе церковного управления — соборное, коллегиальное управление, а не патриарший деспотизм. Начался упадок обновленчества. Главная причина его была в том, что был взят слишком быстрый темп реформ, не сообразуясь с характером массового религиозного сознания. Сойдя с политической арены, обновленцы стимулировали процесс политической и идеологической трансформации официального православия» Собственно - они апробировали те требования приспособления РПЦ к действительности, которые позднее реализовала преодолевшая раскол РПЦ

Патриарх Тихон в заявлении. Верховному Суду 16 июня 1925 г. провозгласил принцип аполитичности церкви. Раскаиваясь в своих политических действиях, он заявил, что теперь он не враг советской власти, и отмежевывается от зарубежной и внутренней контрреволюции. Осуждая сотрудничество духовенства оппозицией: Тихон в обращении к пастве 28 июня писал, что российская церковь аполитична и не желает быть ни красной, ни белой, она должна быть и будет единой соборной апостольской церковью и всякие попытки втянуть ее в политическую борьбу должны быть осуждены. В своем завещании, опубликованном в «Известиях» 15 апреля 1925 г. , Тихон призывает духовенство и верующих рассматривать советскую власть как установленную Богом, действующую для всенародного блага и требующую соответствующего к себе отношения. Не допуская никаких компромиссов в области веры, верующие должны быть искренними в отношении советского строя.

Принцип аполитичности знаменовал собой новый этап развития РПЦ. Он прокламировал обособление и полную нейтральность церкви в отношении государства, являющейся государством в государстве. Отойдя от принципа политической оппозиции на принцип политического невмешательства, церковь спасла себя как институт. Однако объективно она не могла оставаться вне государственной и общественной жизни. Складывающийся политический авторитарно-тоталитарный режим не мог, в свою очередь, оставить такой институт, как РПЦ, вне своего контроля.

В дальнейшем РПЦ перешла от принципа аполитичности к принципу лояльности в отношении к советскому государству. Эта новая ориентация предполагала признание советской власти и необходимость политического регулирования религиозно-церковной жизни. Новый патриарх Сергий в первое время придерживался тихоновской концепции церковно-государственных отношений. Но вскоре он предпринимает усилия для разработки нового курса с учетом опыта обновленческого движения. Это нашло отражение в «Послании пастырям и пастве» 29 июля 1927 г. , которое положило фактически начало новому периоду истории, РПЦ. Послание осудило взгляды той части духовенства, которое считало революцию недоразумением и поэтому недолговечной. Было сказано РПЦ вместе с народом а следовательно, и с правительством. СССР является гражданской родиной православных. Духовенство, которое не желало признать власть, должно было отстраниться от дела. Постепенно местоблюститель, созданный Синод, епископат и клир все больше отмежевывались от своей оппозиционной линии. В религиозной литературе не просто констатировалась зависимость в прошлом РПЦ от самодержавия, но вроде бы осуждался этот факт. Вроде бы, так как в 1942 г. РПЦ заявила, что в синодальный период РПЦ церковь находилась в услужении государства, тем самым ненавязчиво проводилась некая параллель между Россией прошлой настоящей.

После смерти Тихона патриаршая церковь оказалась в состоянии внутренней борьбы, верх в которой взял митрополит Сергий. Он завершил преодоление обновленческого раскола и встал на путь ортодоксии и традиционализма. РПЦ сумела приспособиться к действительности без смены богословских основ под лозунгом традиционализма. Сергий консолидировал на этой основе духовенство.

В 1929 г. государство уточняло церковную политику: Было принято постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» которое просуществовало вплоть до 1990 г. По этому закону вводилась обязательная регистрация религиозных объединений, которые получали в бесплатное пользование молитвенное здание и культовое имущество, могли приобретать и арендовать имущество, без права собственности. Но им запрещалось организовывать взаимопомощь, заниматься благотворительностью, устраивать экскурсии организовывать библиотеки, собирать собрания, паломничества. То есть деятельность РПЦ значительно сужалась и ограничивалась. Основополагающим понятием было религиозное объединение, которое образовывалось как минимум 20 гражданами старше 18 лет по месту их жительства.

Из числа этой двадцатки избирались ее исполнительные органы, причем с 60-х гг. священникам запрещалось входить в этот орган. Верующие могли нанять его или уволить, что вызвало противоречия, которые были на руку парторганам. Некоторые секты — иеговисты, пятидесятники, адвентисты, кришнаиты и др. запрещались. Таким образом, был введен жесткий курс по отношению к религии и церкви, который в дальнейшем ужесточался. В 1930-х гг. в ходе коллективизации и раскулачивания шло жестокое преследование РПЦ, был взорван храм Христа-Спасителя. В 1937—^ 1938 гг. была уничтожена большая часть духовенства, однако РПЦ в целом вышила благодаря мудрой политике патриарха, который внешне полностью подчинился системе власти, но добивался изнутри решения отдельных проблем.

Митрополит Сергий и его окружение предприняли акции по осуждению внутренней и внешней эмиграции — духовной контрреволюции. На базе неприятия нового политического курса в РПЦ возникли расколы так называемые иосифлянский, григорианский, даниловский, сторонники этих расколов встали в оппозицию к новому курсу, считая его прислужничеством перед властью и изменой православию. Церковный центр вел с ними резкую борьбу и они в начале 30-х гг. распались. В 1931 г. объявила о самоликвидации Украинская, автокефальная церковь, большинство приходов которой воссоединилось с РПЦ. После нападения Германии на СССР эта церковь вновь возобновила свою деятельность, сотрудничая с фашистами. Собор архиереев лишил архиепископа Поликарпа духовного сана.

Церковным кругам пришлось изменить свое отношение к эмигрантскому духовенству, вождем которого был митрополит Антоний Храповицкий. В городе Сремские Карловицы в 1921 г. был созван эмигрантский Собор, который сформировал Заграничный архиерейский синод РПЦ. Карловацкая группировка выступила за реставрацию монархии в России и стала поддерживать многочисленные контрреволюционные акции. Патриарх Тихон занял весьма непоследовательную позицию. В 1922 г. он издал указ об упразднении зарубежного Синода, чему тот не подчинился, Тихон не принял более решительных мер в отношении эмигрантов и его можно понять. Митрополит Сергий потребовал от Карловацкой церкви подписки о политической лояльности советскому государству, которое духовная контрреволюция отвергала. Постановлением патриаршего местоблюстителя и Синода 22июня 1934 г. архиереи и клирики зарубежной церкви были преданы церковному суду. Священнослужителям зарубежной церкви было запрещено служение, чему они не подчинились. Карловацкая церковь заняла антисоветскую позицию. Сменивший Антония митрополит Анастасий официально приветствовал Гитлера в его борьбе с СССР и призвал православных молиться за его победу. Анастасий служил молебны власовцам во время войны и призывал эмиграцию объединиться вокруг освободителей России — Гитлера и Власова. После войны он призывал забросать СССР атомными бомбами, которые, по его мнению, были менее опасны для России, чем социалистический строй.

В отличие от эмигрантов, РПЦ во главе с местоблюстителем Сергием заняла патриотическую позицию. Сергий 22 июня произнес проповедь, в которой он благословил народ на подвиг и призвал священство не предаваться размышлениям о возможных выгодах по другую сторону фронта, позднее он осудил священников-коллаборационистов. До 1943 г. он был в эвакуации в Ульяновске и вернулся в 1943т. РПЦ организовала сбор средств для Красной Армии, на которые были построены танковая бригада и эскадрилья истребителей. В ответ Сталин признал РПЦ юридическим лицом, разрешил крестные ходы на Пасху, начали открывать закрытые ранее храмы, семинарии, вернули из лагерей ряд попов.

В сентябре 1943 г. РПЦ избрала Собором епископов Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Это был конец всякого обновления и начало нового этапа развития. Одной из главных причин было стремление власти укреплять взаимодействие с РПЦ как одной из основ патриотизма. С другой стороны, на территории оккупированных зон немцы открыли много церквей, и требовалось объяснить народу, что они не будут закрываться после освобождения, в-третьих, в Москву приезжал глава англиканской церкви и Сталин хотел продемонстрировать величие и свободу РПЦ. Новый патриарх добился открытия семинарий, возвращения Троице-Сергиевой лавры, освобождения из лагерей некоторых архиереев. Одновременно Сталин назначил чекиста Карпова председателем Комитета по делам религий — фактически новым обер-прокурором. Сталин предоставил патриарху здание бывшего немецкого посольства в Чистом переулке. Вплоть до смерти Сталина кассовых гонений на церковь не было. Их проводил уже Хрущев.

Правящая партия усилила после войны атеистическую пропаганду через вновь организованное общество «Знание», которое заменило пресловутый «Союз безбожников». В 1945 г. состоялся Собор, избравший патриархом Алексия вместо умершего Сергия. РПЦ расширяла свое влияние на Западе, особенно в странах Восточной Европы. Острой проблемой было существование униатской церкви, которая считалась пятой колонной Ватикана. Эта уния с большим трудом после арестов била ликвидирована. Сталин стремился поднять роль РПЦ до уровня Константинополя, превратить ее в православный Ватикан. РПЦ принимала активное участие в комитетах защиты мира и была проводником внешней политики страны, направленной на укрепление мира и безопасности в советском понимании.

Правление Хрущева ознаменовалось новыми гонениями на РПЦ. Были введены курсы научного атеизма, осуществлялось провоцирование священников на измену РПЦ и массовое закрытие храмов, особенно на бывших оккупированных территориях, оде число храмов и монастырей сокращалось вдвое. Попытки Маленкова сопротивляться этой линии были пресечены после его отстранения от власти. Была в полном объеме восстановлена практика давления на церковь и богоборчества 20-30-Х гг. В 1958 г. вышло постановление Совмина о монастырях в СССР, по которому из 62 было закрыто 40 монастырей. Незарегистрированные общины запрещались. Парткомы обязывались не просто вести атеистическую пропаганду; а препятствовать регистрации объединений. В ответ возникли в церкви движение в защиту церкви, религиозный самиздат, особенно среди баптистов. Антирелигиозный, погром имел много причин — идеологических и политических, но главным была несовместимость режима и независимого религиозного института РПЦ.

В 1966 последовал новый указ Президиума ВС РСФСР «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах», в котором было установлено взимание штрафов в размере 50 рублей за любые нарушения. Это было дополнение к другим ранее принятым решениям — привлекать нарушение законодательства по культам по ст. 190-1 УК РСФСР. То есть сложился юридический механизм гонения на верующих. Самым ярким протестом было «великое стояние» у ЦК 16—17 мая 1966 г. , после этого сопротивление было подпольным. Религиозное движение носило межконфессиональный характер, было заметным явлением, власти были вынуждены закрывать глаза на него и даже перейти к новой практике взаимоотношений с духовенством.

Патриарх Алексий I скончался в 1970 г. и новым патриархом был избран Пимен Извеков — человек малообразованный, грубый, слабохарактерный, но полностью устраивавший эти власти. Он контактировал с менее агрессивным в атеистическом отношении Брежневым. В это время верующих было 10—15 % среди городского населения и 25% среди сельского. Власти отошли от хрущевского агрессивного атеизма и стали пытаться включить духовенство в советскую систему на основах веротерпимости. Церковным структурам предоставлялись всякие поблажки. РПЦ получила Свято-Данилов монастырь, и т. д.

В целом отношение советской власти к религии было противоречивом. Официально вера является частным делом по отношению к государству, но не частным делом в отношении партии. Но поскольку КПСС была стержнем СССР то религия постоянно становилась предметом заботы-вмешательства государства-партии. То есть объявленная свобода совести была фактически ограниченной, не осуществленной до конца.

С приходом Горбачева и началом политики перестройки, гласности, демократизации наступил» перемены во взаимоотношениях РПЦ и государства. Переломным стал 1987 г. , когда были сняты многие ограничения и предоставлена возможность РПЦ защищать верующих. Состоялась встреча Синода и Горбачева, на которой Горбачев получил петиции с требованиями РПЦ о подготовке нового религиозного законодательства, прекращении преследования верующих. В июне 1988 г. состоялся собор, на котором был принят устав об управлении РПЦ, который расходился с основами законодательства. Празднование 1000-летия крещения Руси усилило авторитет РПЦ. Однако были и минусы — раскол религий, активизация униатства. Украинская православная церковь стала автокефальной. Несмотря на новый демократический этап РПЦ стала переживать новые сложности, связанные с распространением сектантства, ересей, мистицизма, безнравственности и культа насилия и потребительства, политизацией духовной жизни, с расколом общества.

29 октября 1990 г. был принят российский закон «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. Он был принят вразрез с принятым месяцем раньше законом СССР «6 свободе совести и религиозных организаций». Если союзный закон не отменял предыдущие законы, а постановил пересмотреть их, то ВС России все отменил сразу и сформулировал новые нормы. Ключевой статьей закона являлась статья 5, в которой провозглашались равноправие религий, граждан, отделение церкви и атеистических объединений от государства, светский характер образования, ответственность за нарушение законодательства. В 1991г. прекратил работу Совет по делам религий при Совмине и контроль над этой сферой перешел к Министерству юстиции, в ведение церкви передано свыше 200 храмов и монастырей. 3 апреля 1993 г. Президент распорядился поэтапно передать РПЦ культовые здания, которые ранее принадлежали церкви, а теперь находились в федеральной собственности.

29 октября 1990 г. был принят российский закон «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. Он был принят вразрез с принятым месяцем раньше законом СССР «6 свободе совести и религиозных организаций». Если союзный закон не отменял предыдущие законы, а постановил пересмотреть их, то ВС России все отменил сразу и сформулировал новые нормы. Ключевой статьей закона являлась статья 5, в которой провозглашались равноправие религий, граждан, отделение церкви и атеистических объединений от государства, светский характер образования, ответственность за нарушение законодательства. В 1991г. прекратил работу Совет по делам религий при Совмине и контроль над этой сферой перешел к Министерству юстиции, в ведение церкви передано свыше 200 храмов и монастырей. 3 апреля 1993 г. Президент распорядился поэтапно передать РПЦ культовые здания, которые ранее принадлежали церкви, а теперь находились в федеральной собственности.

Закон был скоропалительный и нуждался в юридической доработке. После расстрела Белого дома президентские структуры и Государственная Дума приступили к разработке нового закона. Этот проект вызвал большие дискуссии в обществе, что было связано со стремлением российских законодателей обеспечить известные преимущества для функционирования традиционных российских религий, имеющих исторические корни. Это было направлено против распространения в России западных и восточных сект тоталитарного характера, деятельности миссионеров таких конфессий, которые раньше вообще не наблюдались на территории России. Дума опасалась подрыва национального самосознания и потери православных основ нравственности. Против законопроекта интенсивно выступил Римский Папа и правящие круги США. Ельцин также отказался подписать закон, несмотря на его, активную поддержку РПЦ и лично патриархом. После переговоров и консультаций парламент принял новый вариант закона, который подписал президент.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» подтвердил право каждого на свободу совести и вероисповедания, равенство религий и граждан перед законом, но при этом категорически была подчеркнута особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Обращено внимание на то, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм составляют неотъемлемую часть культурного наследия народов России.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)