Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2017-06-06

По святым источникам области. Часть 1

Обоснование выбора объекта исследования

Живи, родник,

Пои нас век от века,

Одаривай водою ледяною,

Одаривай здоровьем человека!

Живи, родник!

Как встарь звени, играя,

По камушкам стекая в ручеек,

В Крещенье счастье освящая!

Глотни от бодрости,

От силы, Русь святая!

Живи, родник!

Живи, вода живая!

Описание проблемы

Вода – самое ценное вещество на земле. Вода есть жизнь – жизнь телесная, а для Православных христиан она является началом и духовной жизни. Именно погружением в воду для нас приоткрываются Врата Царства Небесного, и именно поэтому у русских людей с древних времен особое отношение к родникам. Как источник – начало любой реки, так и вода при Крещении дает нам начало жизни во Христе. На истоке великой русской реки Волги, Матушки-Волги, как с любовью говорят русские люди, стоит часовня-храм. Во многих других подобных местах христиане тоже возводят часовни-храмы.

Как водой, при освящении жилища священником оно очищается, так и русские реки, несущие воды святых источников, освящают и очищают землю, моря и океаны. Сегодня наши соотечественники продолжают традиции Земли Русской – строят часовенки вблизи живоносных источников.

Жизнь идет, все больше и больше людей хотят окунуться в эту благодать, и, порой, одной купальни становится недостаточно, чтобы принять всех желающих.

Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а об ее спасении.

Экология, экологическое мышление, экологическое состояние – вот главные слова нашего времени. Что они значат?

Экологично – значит, здорово, и учителя географии, биологии, химии и литературы учат правильно строить свои взаимоотношения с Природой и Человеком, Человека с Человеком. Экологично – значит, справедливо и учителя истории и обществоведения помогают разбираться в народных традициях, связанных с отношением Человека и Природы.

В истории человеческого общества издревле проявлялся некий внутренний конфликт между человеком и природой. Иллюзорные представления о неиссякаемости природных ресурсов в последнее время становятся все более очевидными. Теперь настало такое время, когда экологические проблемы необходимо решать. Возьмем, к примеру, самый близкий и необходимый нам природный ресурс – воду.

С каждым годом все чаще приходится видеть, как дети ломают ветки, сжигают деревья, безжалостно относятся к окружающему их миру животных, растений, да и к самим окружающим их людям, загрязняют воду и неэкономно ее используют. Маленькие дети уже используют нецензурные выражения в своем лексиконе, неуважительно относятся к близким людям и месту своего проживания. Наши жилые дома, подъезды, лифты превратились в свалки мусора, место встречи молодежи и распития ими спиртных напитков, а то еще хуже – в место для туалета. Очень обидно бывает, заходя в такие дома с маленькими детьми, за жителей таких домов. Хочется сказать: «Одумайтесь, люди! Ведь от того, как мы будем относиться к окружающему нас миру, будет зависеть и наша жизнь».

Поэтому в нашей школе для просвещения молодого поколения постоянно ведется работа по формированию экологической культуры в молодежной среде. Капля по капле, но, как говорят, «вода камень точит». Если постоянно говорить о том, как нужно относиться к природе, что может произойти, если Человек будет продолжать потребительски к ней относиться, то невольно слушатели будут задумываться над этими вопросами, станут рассказывать другим людям о правильном поведении человека по отношению к природе.

Формирование экологической культуры начинается с самого раннего детства. Поэтому школа уже 2 года тесно сотрудничает с д/с № 50 по проведению природоохранных мероприятий, а с 2009-2010 учебного года мы стали сотрудничать еще и с д/с № 20. Учащиеся нашей школы приходят к ним в детский сад на экологические мероприятия, а их выпускники становятся участниками экскурсий, конкурсов и мероприятий на территории школы. Таким образом, поддерживается преемственность между детским садом и школой по проведению экологической работы с детьми, их нравственному и эстетическому воспитанию. Во время встреч мы обмениваемся опытом работы с детьми, показываем свои достижения, выставки рисунков, поделок и т. п.

Наша школа существует всего лишь третий год, но нам хочется сделать ее уютной, красивой, а также украсить территорию возле школы, агитировать местное население в защиту природы родного края.

Кроме этого, если сравнить экологические условия разных школ города, находящихся в Пушкинском и Рождественском микрорайонах, то можно отметить, что наша школа находится в экологически чистых условиях. Рядом находится прекрасный лес, в котором можно проводить свободное время, организовывать экскурсии, походы, туристические соревнования, знакомить учащихся с растительностью и животным миром родного края, следить за чистотой в лесу и в местных водоемах.

К сожалению, из-за изменений в политической и социальной жизни, в организации воспитательного процесса в учебных заведениях в 90-х годах 20 века намного снизился уровень нравственной и духовной культуры учащихся. Сейчас среди молодежи преобладают материальные интересы, направленные на обогащение любыми путями, снизился интерес к образованию, меньше стали обращать внимание на воспитание личности «настоящего» человека, готового и в огонь, и в воду ради другого человека. Конечно, не все люди сейчас стали такими «черствыми». Есть примеры настоящего героизма среди молодых парней, которые выполняют свой долг на службе в армии, в милиции, на боевом посту. Но таких людей становится все меньше. Среди молодежи сейчас преобладает культ пития разнообразных спиртных напитков, курение, наркомания. Для того, чтобы повысить уровень духовной и нравственной культуры школьников учащиеся выбрали следующие пути разрешения проблемы:

1. Проложить экологическую тропу от здания школы по территории прилегающего леса по маршруту «Школа – пришкольный лес – котлован – озеро - школа». Сейчас этот проект перешел из стадии теоретической к стадии практической. Размещены стенды на экологической тропе, развешаны листовки экологического содержания в лесу, посажены цветы в покрашенные для этого «колеса-клумбы», подготовлены информационные материалы (презентации, листовки), разработаны экскурсии для учащихся с играми и заданиями. Финансирование проекта пока недостаточное, поэтому стенды сделаны пока не все. Но мы надеемся, что все-таки в течение этого учебного года работа по оформлению экологической тропы будет закончена.

2. Продолжить работу на пришкольной территории и близлежащем водоеме по обустройству и озеленению. На территории возле крыльца школы был осуществлен социальный проект «Клумбы»: выложена щебенка, посажены цветы, сделаны клумбы из подручного материала. Сейчас на зиму часть цветов перенесена в школу, собраны семена для посадки новых цветов весной. Пришкольный водоем находится под охраной учащихся школы. Мы с ребятами следим за чистотой и порядком по берегам озера. Проходя возле озера, можно увидеть, как растет семейство уток (в озере обитает 2 семьи уток, которые каждую весну прилетают сюда, выводят птенцов и осенью улетают обратно в теплые страны).

3. Познакомиться со святыми водными источниками нашего района и области, узнать их историю, чем они полезны, провести обустройство одного из источников («Никола-ключ» в районе деревни Дроздово недалеко от магазина у дороги).

4. Проводить в течение учебного года и во время работы летнего школьного лагеря «Родник» различные природоохранные мероприятии: вечера, конкурсы, викторины, выставки рисунков, плакатов, подготовка презентаций, защита исследовательских работ экологического содержания, выпуск информационных материалов для учащихся и населения города.

Чтобы осуществить эту работу, потребовалось желание, умение, фантазия и творчество учителей и учащихся, спонсорская помощь от городских организаций. Но мы уверены, что такая работа даст свой результат и учащиеся нашей школы не будут чувствовать себя Хозяевами Природы, а станут ее защитниками и помощниками.

Информационная карта проекта

Цели проекта Формирование экологической культуры у учащихся школы, природоохранная деятельность школы Проложить экологическую тропу от здания школы по территории прилегающего леса по маршруту «Школа – пришкольный лес – котлован – озеро -

Задачи проекта 1. Выяснить, когда появились, где находятся и чем полезны водные источники области, облагородить один из источников района.

2. Пропагандировать среди местного населения и учащихся школы природоохранные идеи.

3. Продолжить озеленение школы, пришкольной территории и очистку близлежащих территорий от мусора.

4. Проводить экологические исследования.

5. Оформить станции на тропе, изготовить и установить информационные щиты, подготовить экскурсоводов, разработать игры на станциях, выпустить буклеты.

Объект Учебно-воспитательный процесс в школе по формированию духовно-нравственного и экологического сознания среди учащихся, исследования родителей и учителей, подрастающего поколения в детских садах

Методы анализ научной литературы, внеклассных мероприятий;

исследования сравнение полученных результатов;

анализ и синтез продуктов исследования (водных источников);

анкетирование, опрос учащихся, местного населения;

беседы с учащимися, родителями, местным населением;

наблюдение за происходящими явлениями в природе метод математической статистики.

Предмет Территория возле школы, в пришкольном лесу, водные источники района и области, качество учебно-воспитательного исследования процесса в школе

Участники Учащиеся школы проекта Учителя МОУ СОШ № 19

Родители

Авторы проекта экологическая группа учащихся 8-10 классов МОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов

Кураторы проекта Хрипунова Татьяна Вадимовна – зам. директора по УВР, учитель химии и экологии, руководитель кружка «Живая планета»

Веселова Екатерина Вячеславовна - старшая вожатая

Любшин Юрий Алексеевич – учитель технологии, руководитель кружка «Техническое моделирование»

Шерстнева Ольга Евгеньевна – учитель биологии, классный руководитель 5 Б класса

Маслова Елена Викторовна – учитель физкультуры, руководитель секции «Пеший туризм», классный руководитель 6 В класс

Костина Екатерина Анатольевна – учитель ОБЖ, руководитель секции «Пеший туризм», классный руководитель 5 В класса

Щелманова Н. Ю. – классный руководитель 8 А класса

Сроки реализации проекта 2009 – 2010 учебный год

Кадровое Учащиеся 8-10 классов МОУ СОШ № 19

обеспечение: В работе над проектом участвуют следующие кураторы:

Экологический отдел – Хрипунова Т. В.

Информационный отдел –Шумагина О. В.

Технический отдел – Любшин Ю. А.

Художественный отдел – Ячникова О. В.

Отдел обслуживания и поддержки – Веселова Е. В.

Гипотеза исследования: по итогам проведенных мероприятий у учащихся школы, родителей и учителей должен повыситься уровень экологического сознания, духовной и нравственной культуры, из уровня потребителя перейти к уровню защитника природы.

База проведения исследования: МОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов, пришкольная территория, территории района и области.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов исследования в работе с местным населением, со школьниками по пропаганде природоохранных и экологических знаний, облагораживание святого источника на территории района, знакомство учащихся с другими источниками, историей своего родного края.

Апробация и внедрение результатов исследования будет осуществляться посредством:

- сообщения результатов исследования на школьной радиолинейке, через школьные газеты «Максимум» и «Эрудит», школьный сайт;

- подготовки презентаций по данной тематике, проведения научно-практических конференций на базе района и школы;

- проведения туристических походов и экскурсий по святым местам области;

- информационных щитов в пришкольном лесу и «листовок», расклеенных на подъездах близлежащих домов, содержащих советы по охране природы.

Структура: проект состоит из введения, обоснования выбора объекта исследования, изучения исторического прошлого данных объектов, результатов исследования состояния водоемов и их практического использования, практической части (качественное исследование воды, организация туристических походов и экскурсий), массово-разъяснительной работы среди учащихся и населения города, заключения, библиографического списка и приложений.

Ход исследования:

1. Изучение литературы по теме «Святые источники области», материалов краеведческого характера, документов по экологической проблеме.

2. Для активизации работы по сохранению святых мест организовать экскурсии, туристические походы, субботники, конкурсы рисунков и плакатов, стихов в рамках акции «Живи, родник, живи».

3. Проведение экскурсии на озеро Светлояр, Никола-ключ, в Дивеево с целью выяснения место нахождения источников и их обследования.

4. Исследование водных ресурсов Нижегородской области.

5. Проведение анкетирования «Мое отношение к родникам»

6. Практическая значимость проекта «По святым местам ».

Мероприятия, проводимые в МОУ СОШ № 19, связанные с водой и ее исследованием

Колодец

Колодец старый и бездонный

Давно исчерпали до дна,

В снегу и на траве зеленой

К нему тропинка не видна.

И тех, кто жизнью кочевою

И кто в деревне жить любил,

Он самой-самой ключевою

Водою чистою поил.

И часто, мимо проезжая,

О нем я вспомню не один:

Его вода была живая –

Рождала голос из глубин.

Рудольф Панферов

Литературный обзор о воде

Вода – дар Божий

Вода – простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода. По замыслу творца вселенной она стала основой жизни на земле. Не случайно ученые мужи последних столетий, доискиваясь найти жизнь на других планетах солнечной системы, столько усилий направляют на обнаружение следов воды.

За всю историю мира вода – дар Божий, являлась причиной спасения и гибели, исцеления и смерти, примирения и раздора, наконец, поклонения и страха. Чувство страха перед могуществом и величием водной стихии увлекало язычников обожествлять саму воду, водяных божеств-идолов. Посейдон, Даждь-бог, русалки, водяные, чудище Лох-Несса – все они порождены человеческой фантазией из трепета перед таинственной силой воды.

Но минуло время верований в русалок, а трепет перед стихией не уменьшился.

Люди быстро привыкают к достижениям цивилизации. Дети, которым исполнилось 10-12 лет не представляют себе, что еще недавно люди обходились без автомобиля, телевизора, видеомагнитофона, компьютера, мобильного телефона

А разве можно жить без водопроводной воды? С таким пренебрежением к этому безвкусному, бесцветному и одновременно бесценному веществу относятся жители больших городов. Те, кто вырос в деревне, знают, как тяжело достается питьевая вода, а жители пустыни и подавно. Ведь и о кислороде мы не думаем, пока нам легко дышится. А стоит лишиться его, мы готовы отдать все, что у нас есть за глоток чистого, свежего воздуха.

- Чашу жемчужин за глоток воды! – воскликнул один сирийский купец, умиравший от жажды в Аравийской пустыне несколько веков назад. Но никто из слуг и приближенных не смог исполнить отчаянную мольбу несчастного. Колодец, к которому стремился караван через знойные пески, иссяк. Пришедшие сюда люди, не знавшие, что воды здесь больше нет, погибли

К сожалению, истинную цену воды мы понимаем только тогда, когда испытываем нестерпимую жажду. А из школьного курса химии порой помним только ее формулу – Н2О.

Знаменье чудное явилось:

Из недр подземных вдруг возник,

Как знак, как Божеская милость,

Прозрачный ключ, святой родник

А. Горбовский

Святая вода

Сейчас часто можно услышать во время православных праздников, Крещения о святой воде, которая излечивает от различных заболеваний, помогает разрешить какие-то проблемы человека. Чтобы святая вода принесла пользу – нужно заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, следует возносить в уме и в сердце какую-либо молитву.

Человек впервые окунается в святую воду при крещении, когда во время этого таинства трижды бывает погружаем в купель. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его к новой жизни во Христе. В этом очищении нуждаются все, независимо от возраста крещаемого – как взрослые, так и младенцы.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, всякой бытовой вещи.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой принимая святую воду в болезнях и всякой немощи. Крещенская вода принимается верующими только натощак.

Святая вода гасит пламя страстей, укрепляет человека, исцеляет немощи, отгоняет злых духов – вот почему окропляют ею жилище и всякую вещь, которую освящают.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

О применении и хранении святой воды

Святую воду пить необходимо и в то же время вовсе не обязательно. Установит некий «питьевой режим», т. е. давать рекомендации в каких количествах употреблять святую воду также невозможно. Одному исцеление принесет капля, другому полезно будет объездить множество святых источников, зимой и летом омываясь в них с головы до ног.

Главное, не сомневаться, что Божественная благодать подействует посредством святой воды, что вы получите просимое. Если с первого раза не получилось, надо попробовать еще. В любом случае всякое соприкосновение со святыней благотворно влияет на человека.

Святую воду необходимо не только бережно хранить, но и регулярно употреблять. Недопустимо вечное хранение воды «про запас», если ее принесли из храма один раз на Крещение по принципу «чтоб была в доме, потому что у всех есть». Это своего рода заточение святыни. Благодать святой воды не уменьшается сколько бы она ни хранилась, а вот люди, не обращающиеся к святыне обкрадывают себя.

Не стоит держать святую воду в шкафу рядом с продуктами, бакалеей. Тем более не нужно ставить ее в холодильник – святая вода не портится. Сосуд лучше хранить на отдельной полке в закрытом от света месте или рядом с иконами и другими освященными предметами. Наши предки ставили святую воду у икон или в особое место, где осквернения быть не могло. А употребляли не только в экстренных случаях: при болезнях, душевном расстройстве, неприятностях, но и в остальное время не забывали с молитвой прибегать к воде.

Если святая вода при правильном хранении в доме все же испортилась (помутнела, приобрела неприятный вкус и запах), это признак того, что у ее обладателей духовные проблемы. Испортившуюся воду необходимо вылить в реку или другой природный источник. Святую воду нельзя выливать в раковину или канализацию.

Кроме регулярно употребления внутрь, ею можно окроплять квартиру, помещения в доме. Но не следует ополаскивать святой водой младенца или болящего во время купания (святая вода может попасть в канализацию).

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию твоему молитвами Пречистыя Твоея матери и всех святых Твоих. Аминь.

Применение святой воды и льда в лечебных целях

Многие скептики считают, что при водолечении дело в психологии: из 10 человек как минимум трое почувствуют себя лучше, если поверят в то, что пьют целебную, а не простую воду, даже если вместо минеральной воды, не зная об этом, будут пить водопроводную. Такое явление называют эффектом плацебо. Считается, что при лечении какой бы то ни было водой этот эффект составляет не менее 30%.

Вода для детей

Рекомендации употребления воды для приготовления приищи или лечения детей зависят от возраста ребенка и состояния его здоровья. Лучше остановиться на двух видах вод:

▪ Минимально минерализованные или олигоминеральные воды подойдут малышам. Рекомендуется смешивать их с сухим или коровьим молоком; поить из бутылочки. Улучшают пищеварение и работу почек.

▪ Среднеминеральные воды рекомендованы для употребления в периоды бурного роста, особенно если это воды, богатые кальцием, который способствует формированию костей. Они ценятся как хорошее мочегонное средство. Такие воды идеально подходят детям, активно занимающихся спортом: они восстанавливают баланс веществ, потерянных с потоотделением.

Детям не рекомендуется давать воды, изобилующие минеральными солями.

Вода в жизни человека

Вода является главной составной частью оболочки земного шара – океанов, морей, рек, озер. В виде пара вода всегда присутствует в земной атмосфере. Она относится к числу очень важных «геологических деятелей» (подземные воды) и, что особенно важно, является непременным составным элементом всех организмов растительного и животного мира.

Французский физик Делюк установил в 1772 году, что плотность воды имеет наибольшее значение при температуре + 40С. При создании в конце 18 века метрической системы мер и весов это свойство было использовано для определения грамма и килограмма.

О том, что вода представляет собой по химическому составу соединение водорода с кислородом, первым (в 1783 году) объявил французский ученый Лавуазье.

В 1860 году Д. И. Менделеев впервые указал на критическую температуру, то есть температуру, выше которой пар не может быть превращен в жидкость ни при каком давлении.

Общеизвестны свойства воды «разъедать» железо и многие другие металлы (коррозия). Вода обладает способностью растворителя – в ней хорошо растворяются очень многие вещества. Существует гигроскопическая (поглощенная тем или иным веществом, но не вступившая с ним в «химический союз») и конституционная (вошедшая в состав молекул другого вещества) вода. В небольших количествах вода может быть катализатором (например, с совершенно сухим хлором даже щелочные металлы не вступают во взаимодействие).

Вода в природе совершает непрерывный круговорот: испаряясь из естественных водоемов, в верхних слоях атмосферы ее пары конденсируются в мельчайшие капельки, образующие облака. Из них вода возвращается на землю атмосферными осадками – дождем, снегом и др. Причем та, что выпадает в виде осадков, - наиболее чистая из всех природных вод: 10 литров чистой дождевой воды имеют всего около 0,34 грамма сухого остатка.

Невозможно переоценить физиологическое и гигиеническое значение воды, ее роль в нормальном течении сложнейших физиологических процессов в человеческом организме, в создании людям наиболее благоприятных условий жизни.

Основные источники водоснабжения

Атмосферные воды. Это воды, поступающие с осадками (снег и дождевая вода). Для водоснабжения они используются крайне редко. Наибольшее содержание различных примесей в атмосферной воде наблюдается в засушливых районах, а также в зоне промышленных городов, воздух которых обычно загрязнен как химическими веществами, так и микроорганизмами. В некоторых случаях атмосферная вода в городах содержит свыше 450 мг/л взвешенных и растворенных веществ. При этом основным ингредиентом является ион серной кислоты (SO42-).

Поверхностные (наземные) воды. К поверхностным относятся воды океанов, морей, рек, ручьев, прудов и т. д. На сегодняшний день это основной источник водоснабжения городов. Эта вода вбирает в себя все виды поверхностных загрязнений, химические выбросы, патогенные микроорганизмы – все, что приносит с собой хозяйственная и промышленная деятельность человека. Часть вредных примесей удаляется при очистке в очистных сооружениях или их содержание теми или иными способами доводится до концентраций, разрешенных санитарными нормами.

Подземные воды. Подземные воды пропитывают толщу земной коры примерно до глубины 13-14 км, заполняя поры, трещины и пустоты в виде тончайших пленок, капель. Струй и даже потоков. Подземные воды чаще всего бывают доброкачественными. Располагаясь на глубине, они меньше загрязняются различного рода нечистотами, хотя и не гарантируют их полное отсутствие. Подземные воды делят на грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды залегают на первом водоупорном слое. Образуются они в результате фильтрации через почву и грунт атмосферных и поверхностных вод. Эта вода используется большинством сельского населения, жителями больших городов. Наиболее надежными с гигиенической точки зрения являются глубокие межпластовые воды. Залегают они в водопроницаемых породах, образуя несколько горизонтов, перекрытых сверху и подстилаемых снизу водоупорными слоями. Питание этих вод происходит за десятки и сотни километров от места накопления. Вследствие наклона подстилающих водоупорных слоев вода движется от области питания, освобождаясь от взвешенных частиц, бактерий и обогащаясь минеральными веществами и зачастую радиоактивным газом – радоном. Хотя и здесь многое зависит от состава и характера водоносных пород.

Наклонное расположение водоносных слоев обуславливает наличие гидростатического давления воды, заключенной между водоупорными пластами, поэтому при выходе на поверхность через скважины вода может подниматься выше уровня поверхности земли, нередко образуя фонтан. Такую воду называют артезианской по имени французской провинции Артуа, носившей в древности название Артезия, где в 12 веке была впервые в Европе получена фонтанирующая вода.

Запасы пресной воды

Вода занимает почти ¾ земной поверхности, составляя океаны и моря, реки и озера, водохранилища и каналы, пруды и ручьи, другие водоемы и ее потенциальные запасы в виде ледников, паров атмосферы. Несомненно, основную часть гидросферы – водной оболочки нашей планеты составляет океан, его средняя глубина составляет 4 км. Если посмотреть на структуру гидросферы, то сразу станет понятна ее роль, а вместе с тем и та забота, которую проявляет человечество об обеспеченности жителей планеты пресной водой.

Структура гидросферы

Составляющие части гидросферы

Доля составляющих частей в общем балансе гидросферы (%)

Мировой океан 93,96

Подземные воды (в том числе зоны активного водообмена) 4,12 (0,27%)

Ледники 1,65

Озера 0,019

Почвенная влага 0,006

Пары атмосферы 0,001

Речные воды 0,0001

В том числе воды водохранилищ 5000 км

В том числе оросительные системы 2000 км

Таким образом, по таблице видно, что пресные источники занимают очень скромное место. Если говорить не о процентном соотношении, а об объемах воды, то общий объем гидросферы составляет около 1460 млн. км3, из них на воды суши приходится около 90 млн. км3, или 6,1%, а на воды атмосферы 13-15 тыс. км3, или 0. 1%, хотя более правильно здесь сказать пары атмосферы, т. к. ежегодно они дают 520 км3 осадков, из которых формируются все пресные водоемы суши.

Еще недавно господствовало твердое убеждение, что человечеству на все обозримое будущее хватит воды. Но как уже ясно видно из изложенного, запасы воды на земном шаре далеко не беспредельны, а в связи с бурным развитием промышленности, сельского хозяйства ее во многих местах уже не достаточно.

Питьевой режим и баланс воды в организме человека

Организм человека находится в состоянии постоянного обмена веществ с окружающей средой: различные неорганические и органические вещества непрерывно поступают в организм, претерпевают там многообразные превращения, а «отработанные», ненужные или излишние с такой же закономерностью выводятся наружу, в окружающую среду.

Вода входит в состав каждой клетки и количественно занимает в организме первое место среди неорганических веществ. Среднее содержание воды в теле взрослого человека составляет 65% общего веса. Даже такая плотная ткань, как кость, содержит около 20% воды, в печени, мышцах, в мозгу – 70-80, в крови – около 80, в других жидкостях и секретах (поте, молоке, желудочном соке и т. д. ) – до 99% воды. Основные же депо в организме – мышцы, кожа, печень. В мышцах (в абсолютных величинах) содержится около половины всей воды, входящей в состав организма.

Вода служит постоянным участником интенсивных биохимических процессов, происходящих в мышечной ткани. Выпитая вода всасывается в желудке, кишечнике и разносится кровью по всему телу. Только в жидкой водной среде совершаются процессы пищеварения и усвоения пищи в желудочно-кишечном тракте, идет синтез живого вещества в клетках организма.

Просачиваясь с растворенными в ней солями через органические «стенки», разделяющие ткань, вода течет от более слабого раствора к более крепкому, пока концентрации обоих растворов не сравняются. Этот процесс, носящий название «осмоса», играет существенную роль в жизни человеческого организма. С его помощью живые клетки получают необходимые им вещества. Поддерживая осмотическое давление, вода участвует и в минеральном обмене. Она необходима также для выведения различных «вредностей», образующихся в результате обмена: вымывает из клеток отработанные продукты, выносит их из организма (главным образом через почки с мочой, через кожу с потом и т. д. ).

Вода играет важную роль в регуляции температуры нашего тела. Так, при высокой температуре окружающего воздуха (например, в жаркую погоду или в горячих цехах заводов) и перегревании человеческого организма отдача избыточного тепла идет в основном за счет испарения пота. При этом из-за большой потери воды человек испытывает чувство жажды. Однако компенсировать эту потерю пресной жидкостью нельзя, т. к. с водой теряется и некоторое количество солей. Поэтому перед длительным походом по летней жаре рекомендуется в целях уменьшения потоотделения съедать посоленный кусочек хлеба. Очень важно, чтобы в горячих цехах действовали специальные установки с минеральной водой.

Существуют разные виды обмена веществ – углеводный, белковый, жировой, минеральный, витаминный и др. Для осуществления сложнейшей «технологии» создания живой материи, покрытия энергетических затрат на те или иные проявления жизни организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, а также минеральные вещества и вода. Обмен веществ включает в себя как непременный, органически входящий в него процесс – обмен воды, или водный обмен. Совокупность процессов всасывания воды в желудке и кишечнике, распределение ее между тканями организма и выделение через почки, легкие, кожу – в этом и состоит сущность водного обмена.

Клетки и межклеточные вещества живых тканей представляют собой сложные системы, отдельные части которых содержат в качестве необходимого компонента воду. водные растворы минеральных и органических соединений заполняют мельчайшие ячейки клеточных структур и составляют основу тканевых жидкостей. Частицы воды входят в состав более плотных образований, из которых формируются клеточные и межклеточные структуры. Следовательно, кроме свободной воды в организме присутствует вода, связанная с другими веществами, так называемая гидратационная, или «вода набухания».

С годами содержание в теле воды снижается, организм как бы постепенно «усыхает». исследования показали, что в тканях старого человека содержание воды не превышает 60%. Очень важно поддерживать нормальный водный баланс и не допускать ни перегрузки, ни излишних ограничений в приеме жидкости.

Человек чрезвычайно остро реагирует на нарушение водного баланса. Так, при утрате влаги в размере 6-8% от веса тела он впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% влаги вызывает нарушение глотательного рефлекса; затем начинается галлюцинации; в конце концов, останавливается сердце – оно оказывается не в состоянии проталкивать по сосудам сгустившуюся кровь. При потере организмом более 12% влаги наступает смерть. Животные погибают при потере 20-25% воды. Избыточное же потребление воды приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы, вызывает изнуряющее потоотделение, сопровождающееся потерей солей, ослабляет организм.

Лишение воды опасней, чем лишение пищи: без еды человек может прожить больше месяца, без воды – максимум несколько дней. Физиологическая потребность составляет в среднем 2,5 л воды в сутки, но она может изменяться в зависимости от условий внешней среды, уровня обменных процессов, характера мышечной работы и т. п. Так, при средней физической работе нужда в воде может повышаться до 4 – 4,5 л в сутки и более, при высокой наружной температуре воздуха – до 3,5 л и т. д.

В условиях жаркого климата при низкой влажности она может достигнуть 6 л и более в сутки.

Из необходимых человеку в обычных условиях 2,5 л в сутки – 1 л приходится на питьевую воду, 1. 2 л – на ту, что поступает с пищей, и 0,3 л – на воду, образующуюся в самом организме в процессе обмена веществ.

Питьевая вода и вода, содержащаяся в пищевых продуктах, начинают всасываться (поступают в кровяное русло) еще в желудке, а затем этот процесс продолжается и заканчивается в тонком кишечнике. Кроме того, в результате окисления различных соединений на каждые 100 Кл энергии получается около 12 мл воды, причем наибольшее количество ее образуется при окислении жиров (107 мл от 100 г жира). При окислении 100 г углеводов образуется 55 мл, а белков – 41 мл воды.

В норме из организма выделяется в сутки 2. 5 л воды: через почки – около 50%, через легкие – 13, через кишечник – 5%, остальная часть воды (примерно 32%) выделяется кожей. Посредством потоотделения удаляется 0,85 л – 34%, при дыхании – 0,32 л в сутки – около 13%. Однако эти соотношения могут резко изменяться (в зависимости от климата, степени физической нагрузки). Так, при заболевании сахарным диабетом почки начинают выделять огромные количества воды (до 8-10 л в сутки!). интенсивная физическая работа, пребывание в горах увеличивают количество воды, «уходящей» в парообразном состоянии через легкие. При работе в горячих цехах или в жаркую погоду масса воды, теряемой через кожу, может достигать 6-10 л. Огромное количество воды выделяется через кишечник при диарее.

Во всех случаях, вследствие обезвоживания организма, человек испытывает чувство жажды, побуждающее его часто и помногу пить.

Водное голодание организм переносит очень тяжело. Сухая пища без воды приводит к гибели подопытных животных в течение нескольких дней. В то же время известны случаи «благополучного» 50-дневного пищевого голодания человека при достаточном потреблении в этот период воды.

Общее количество выделяемой из организма взрослого воды в норме должно равняться количеству вводимой (т. е. в среднем 2,5 л). В этом случае соблюдается состояние «водного равновесия», нормальный баланс воды.

Организм обладает специальными нейро-гуморальными системами, которые регулируют как прием и выделение воды, так и ее распределение между тканями и органами. Благодаря этой «водной службе» излишки поступившей воды удаляются почками через 2 часа после введения. Зато при недостаточном содержании жидкости в пищевом рационе, при невозможности утолить жажду по мере ее возникновения расход воды начинает преобладать над ее приходом. Это может весьма отрицательно сказаться на общем состоянии: появятся сильная жажда, ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ослабление процессов пищеварения и т. д.

Причиной отрицательного водного баланса могут быть также усиленное выделение жидкости из организма при недостаточном пополнении его водных ресурсов, например, в жаркий летний день, при работе в горячих цехах, при напряженной мышечной деятельности и т. п. Частое питье воды в этих случаях в известной мере восполняет ее расход, однако ликвидировать отрицательный водный баланс не всегда удается – остается ощущение жажды, уменьшается выделение мочи, организм находится в «дискомфортном состоянии».

Положительный водный баланс имеет место в тех случаях, когда задерживается выделение воды из организма или она поступает в избытке. Такого рода кратковременный физиологический положительный водный баланс может быть тогда, когда, например, человек пьет и после утоления жажды, после соленой пищи и т. д.

Водный баланс, являясь показателем водного обмена, в то же время тесно связан с общим обменом веществ. Особенно это относится к минеральному обмену, обмену солей, микроэлементов. Общеизвестно, что почки, кожа, кишечник выделяют воду в виде раствора, содержащего соли. Соли – главный компонент, за счет которых в клетках и тканевых жидкостях создается осмотическое давление. Водный обмен, в частности, тесно связан с обменом хлористого натрия. Поэтому нередко говорят о водно-солевом обмене. Задержка воды в организме также осуществляется лучше всего, если она «вводится в виде солевого раствора, изотонического крови (т. е. с содержанием солей, аналогичным тому, что имеет сама кровь)».

Для подержания в нормальном состоянии водного обмена многое «делает» центральная нервная система. Опытами с раздражением различных отделов головного мозга было установлено прямое влияние некоторых из них на водовыделительную функцию организма – мочеотделение и потоотделение. На водный обмен также влияют гормоны желез внутренней секреции (щитовидная железа, гипофиз, надпочечники, половые железы, поджелудочная железа). Свой вклад в этот процесс вносит и печень. Таким образом, регуляция водного обмена осуществляется нервной системой через посредство эндокринных органов и путем воздействия на выделительные системы, на функциональное состояние различных тканей человеческого организма. Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Установлено. Что суточная потребность в воде взрослого человека равна 30-40 г на 1 кг веса тела. В среднем же принято считать, что в сутки человек потребляет суммарно 2,5 л воды и столько же выводится из организма. Непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи) взрослый человек в среднем потребляет в сутки около 1,2 л воды (48% суточной нормы). Остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи – около 1 л (40% суточной нормы). В кашах содержится до 80% воды, в хлебе – около 50%, в мясе – 58-67%, рыбе – почти 70%, в овощах и фруктах – до 90% воды. В целом наша «сухая еда» на 50-605 состоит из воды. И, наконец, небольшое количество воды, около 0,3 л (3%), образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Водный баланс организма человека зависит от двух факторов: содержания натрия (обыкновенной соли) и воды. Когда жидкости в организме становится недостаточно, под воздействием натрия воду начинают отдавать в кровь все клетки нашего тела, в том числе и осморецепторы, расположенные в гипоталамусе – отделе головного мозга. Они вырабатывают особый антидиуретический гормон (АДГ). Этот гормон поступает в почки и «приказывает» им задерживать дефицитную воду, и мы начинаем испытывать чувство жажды. Если же в крови слишком много воды, происходит обратный процесс: натрий заставляет осморецепторы впитывать воду, они сокращают выработку АДГ, и почки начинают трудиться на полную мощность, так что в это время желание пить сменяется на прямо противоположное. Даже небольшие изменения водного баланса тут же приводят в действие вышеописанный процесс: уже при однопроцентной нехватке воды человек начинает испытывать жажду. На каждую 1000 потребляемых килокалорий нужно выпивать около 1 л воды. Но необходимо помнить, что около 60% необходимой жидкости человек получает с пищей. При определенных заболеваниях пить слишком много просто вредно. В первую очередь, это болезни, при которых пациент принимает лекарства-диуретики, которые заставляют почки выделять больше жидкости и соли: если такой больной будет бессистемно заливать в себя жидкость, у него может развиться гипонатриемия – состояние, когда концентрация натрия в крови понижена до опасного уровня. То же самое относится к людям, у которых из-за различных заболеваний повышен уровень АДГ.

Профилактика обезвоживания

Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. Организм человека быстро адаптируется к изменению солевого состава питьевой воды. Однако, процесс привыкания требует некоторого времени. поэтому при резкой (а тем более частой) смене характеристик воды возможны нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, известные в народе как «болезнь путешественников».

Существует группа обезвоживающих напитков, которые по ощущениям человека утоляют жажду, обладают приятными вкусовыми качествами, а на самом деле способствуют выведению жидкости из организма. Спиртные напитки, пиво, чай, кофе, кока-кола подавляют выработку АДГ и оказывают мочегонное действие. После их употребления почки работают на полную мощность, создавая угрозу обезвоживания. Если пить чай и кофе часто и помногу. То может наступить хроническое обезвоживание. Следует избегать также сильно газированной воды: она стимулирует выделение желудочного сока, а значит, провоцирует чувство голода.

При повышении температуры тела во время простудного заболевания на каждый градус обмен веществ ускоряется примерно на 7%. На столько же возрастает и потребность организма в жидкости. Поэтому во время болезни лучше пить больше жидкости: простой воды, морсов, отваров.

Непременно увеличить питье следует при неприятном заболевании – диарее. Сильная диарея может привести к обезвоживанию, причем больному необходимо восполнять запасы не только жидкости, но минеральных солей и сахара.

Потребность в жидкости возрастает и при более серьезных заболеваниях. Так. Людям, склонным к образованию камней в почках, медики советуют выпивать не менее 2,5 л воды в сутки, чтобы избежать рецидивов. Необходимо много жидкости и при инфекциях мочевыводящих путей; людям же с редким заболеванием – несахарным диабетом – нужно просто много пить. однако все серьезные изменения водного баланса необходимо согласовывать с врачом, который правильно подберет питьевой режим, учитывая индивидуальные особенности организма, степень заболевания и действие принимаемых лекарств.

Качество питьевой воды

О качестве воды можно судить по ее органолептическим свойствам, т. е. тем, которые мы можем определить с помощью наших органов чувств; химическому составу и характеру микрофлоры.

Органолептически можно установить прозрачность, цвет, запах, вкус и температуру.

Прозрачность воды определяется по ее способности пропускать свет. Она считается достаточно прозрачной, если через 30-сантиметровый ее слой можно прочитать обычный шрифт.

Запах и вкус подземных вод зависят от растворенных в них минеральных солей, газов. Они определяются в баллах:

▪ 1 балл – весьма слабый запах и привкус, который может обнаружить только дегустатор;

▪ 2 балла – слабый запах и привкус, который ощущает человек, если обратить на это внимание;

▪ 3 балла – заметный запах и вкус, который вызывает у потребителя неодобрение;

▪ 4 балла – ясно выраженный запах и привкус;

▪ 5 баллов – запах и привкус очень сильные.

В питьевой воде запах и привкус – их интенсивность не должна превышать 2-х баллов.

Температура воды влияет на утоление жажды. Наилучший эффект вызывает вода с температурой 8-12 градусов. Она действует освежающе, стимулирует функцию кишечника.

Представление о доброкачественной и загрязненной воде сложилось в давние времена. Так во время холерной эпидемии в Гамбурге жители соседнего города Альтана, употреблявшие воду из одного источника – реки Эльбы, не заболевали. Роберт Кох, наблюдавший эту эпидемию, обратил внимание на то, что вода, поступавшая в г. Альтон, фильтровалась через песчаные фильтры. Причем в воде прошедшей фильтрацию, число бактерий все время было менее 100 в 1 мл. В 1885 г. Эшерих открыл кишечную палочку. Оказалось, что она дольше других микробов не погибает в воде. На этом основании считают. Что если нет кишечной палочки или очень мало, то в воде нет и других микробов, которые способны вызвать инфекционные заболевания.

Открытия, сделанные более 100 лет тому назад, считаются верными и до сегодняшнего дня. Так в соответствии с государственным стандартом вода считается безопасной в эпидемиологическом плане, если это обеспечивается числом болезнетворных микроорганизмов в 1 см3 воды не более 100 и бактерий группы кишечной палочки в 1 дм3 воды не более 3, что называется коли-индексом.

Источники загрязнения водоемов и грунтовых вод известны достаточно хорошо – это различные сточные воды. Поверхностный сток с загрязненных территорий, свалки, водный транспорт, воздушные выбросы. Несомненно значительную роль в загрязнении вод играет использование в с/х средств защиты растений, удобрений, как минеральных, так и органических.

При исследовании производственных сточных вод в них оказываются опасные для здоровья человека вещества, в том числе обладающие канцерогенными – способными вызывать опухолевые заболевания и мутагенные – вызывающие изменения клеток и субклеточных структур.

В мире с 1977 г. производится глобальный мониторинг качества воды. Для этого имеется 344 станции, в т. ч. 240 на реках, 43 на озерах и 61 на подземных водах. Большинство из них расположены вблизи городских и промышленных центров. Качество воды определяется на этих станциях более чем по 50 показателям, в т. ч. по содержанию кишечной палочки, нитратов, взвешенных частиц, нитритов, растворенного кислорода, тяжелых металлов, органических загрязняющих веществ и другим. Уровень названных вредных примесей в анализируемых водах варьирует в широких пределах и нередко превышает допустимый уровень. В европейском бюллетене ВОЗ указывается на интенсивное загрязнение вод Албании. В Великобритании также наблюдается загрязнение водоемов кадмием, свинцом, мышьяком, ртутью. Некоторые из них, в частности мышьяк, обладают канцерогенным действием. Значительное загрязнение водоемов отмечается в Германии.

Хлорирование воды на водопроводных сооружениях с одной стороны обеззараживает воду, с другой ведет к образованию в ней многих опасных веществ, в т. ч. подозрительного на канцерогенность хлороформа и других хлорсодержащих соединений.

В загрязнении вод открытого океана наибольшее значение имеют атмосферные осадки и сбросы с материков – 44%, морской транспорт – 12%, сбросы мусора – 10%, прибрежные предприятия – 1%. Значительное загрязнение наблюдается в водах балтийского моря, где обнаруживается ртуть, нефтепродукты и другие вредные вещества. Ртуть находят в рыбах и зоопланктоне.

В питьевую воду химические вещества попадают не только в результате загрязнения источников водоснабжения, но и вследствие выщелачивания веществ из водопроводных труб - свинцовых, медных, асбоцементных и других. Установлено, что очистные водопроводные сооружения пропускают в питьевую воду 5-10% асбеста, содержащегося в воде, а в дождевой воде, собранной с шиферных крыш, содержатся асбестовые волокна в концентрациях до 500 млн. / литр.

Во многих странах водоемы загрязнены бактериями, вирусами, особенно это относится к рекам Азии, Центральной и Южной Америки.

Существующие нормы ПДК (предельно допустимой концентрации) рассчитаны на взрослое население, - и на людей, масса тела которых составляет 70 кг. В силу этого от неблагоприятных воздействий наименее защищены дети. Считается, что в результате загрязнения окружающей среды нитратами, свинцом и другими веществами растет заболеваемость не только аллергическими, сердечно-сосудистыми, но и психическими болезнями.

В Российской Федерации значительного улучшения качества требует вода, поступающая из источников централизованного водоснабжения, коммунальных и ведомственных водопроводов.

Издавна была замечена связь между заболеваниями населения, нередко массовыми, и водным фактором. Особенно большое значение придается водному фактору в распространении острых кишечных инфекций и некоторых глистных инвазий. Оказалось, что некоторые патогенные микроорганизмы могут длительно сохраняться и даже размножаться в природной воде.

Основным резервуаром болезнетворных микроорганизмов, кишечных вирусов и яиц гельминтов в окружающей среде являются фекалии и хозяйственно-бытовые сточные воды. Домашние и дикие животные также могут стать источником болезнетворной для человека микрофлоры. известно, что содержание кишечных вирусов в хозяйственно-бытовых сточных водах достигает 700 на 100 см3 сточных вод.

По данным ВОЗ 80% всех инфекционных болезней в мире связано с неудовлетворительны качеством воды или нарушением санитарно-гигиенических норм вследствие ее недостатка. Водным путем распространяется большая группа кишечных заболеваний, таких как холера, брюшной тиф, дизентерия, а также желтушный и безжелтушный митоспирозы, амебиаз, вирусная диарея, дранкулез (ришта) и другие болезни.

Способы улучшения качества питьевой воды

Под улучшением качества воды понимают комплекс мероприятий, направленных на осветление (устранение мутности воды), обесцвечивание (устранение цветности воды) и обеззараживание (освобождение воды от болезнетворных микробов).

Осветление достигается методами отстаивания и фильтрования воды. В результате этих мероприятий происходит и обесцвечивание воды.

Обеззараживание воды является наиболее важным процессом улучшения качества воды и может осуществляться химическими и физическими методами. В настоящее время наибольшее значение приобрели хлорирование, озонирование и облучение воды ультрафиолетовыми лучами.

Чтобы обезопасить себя от опасных «водных» заболеваний, полезно проводить дополнительную очистку воды бытовыми водоочистительными фильтрами.

В настоящее время на рынке их достаточно много и, конечно, приобретая фильтр, необходимо разобраться в его основных характеристиках, в чем его недостатки или преимущества перед другими.

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)