Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2017-06-06

По святым источникам области. Часть 2

Продолжение

Историческое прошлое объекта исследования

Как к иконе – к воде припаду,

Вскрикнет птица в ночном камыше.

Сладко выпью с ладони звезду,

Пусть в моей загорится душе.

Евгения Корешкова (с. Владимирское)

«Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа. Не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание НЕВИДИМОГО ГРАДА КИТЕЖА!»

Николай Бердяев

Родник. Вслушайтесь в однокоренные слова - Родина, родной, родимый. Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение.

Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из- под земли. Сама родная земля- матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающехолодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой в мороз, не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится.

Вода на Руси издавна считалась даром Божьим, источником благодати духовной, здоровья телесного. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете.

Уровень озера Иссык – Куля, Байкала, Севана и других источников воды уменьшается на миллионы кубометров. Годовой дефицит Иссык – Куля в девяностых годах определялся 400-500 миллионами кубометров, то в 2006 году он удвоился.

Водопроводная вода, которую мы пьем, не соответствует нормам. И вполне возможно, что в ближайшее время человечество обратится к чистым родникам, где вода кристально прозрачна и полезна для здоровья. Но в каком состоянии находятся сейчас родники?

Слово родник происходит от слова род, поэтому необходимо знать, как живет этот источник воды.

История почитания на Руси святых источников, кладезей, рек и озер

Наши предки ощущали свою большую зависимость от многих природных стихий, но особенно от стихии воды. Ведь воды не только их поили, кормили, но и нередко угрожали и разливами, наводнениями, или низкой водой во время засух. К рекам люди тянулись, вдоль них, по берегам, они селились. Все реки на территории будущей Руси, задолго до ее возникновения, большие и малые, были почитаемы.

В древних былинах о русских богатырях упоминаются и Дунай, и Днепр, и Волхов. В одной из них – «Рождение богатыря» - именно с рекой Днепром – водной стихией связывается рождение богатыря.

Однако позднее, когда славяне уже перестали верить в речных идолов «водяных», «русалок», в таинственную силу рек, появились и другие критерии, позволяющие выделить наиболее почитаемые водные объекты.

Как правило, святыми русские люди называли какие-то выдающиеся события, явления, нередко объяснимые не волей случая, а только Провидения. Это мог быть и источник, долгожданный и неожиданно забивший, и озеро, обладавшее водой с целительными свойствами. Иногда святыми назывались острова, полуострова, которые сыграли какую-либо важную роль при освоении русскими мореплавателями и землепроходцами труднодоступных территорий.

Некоторые природные уголки называли святыми из-за их связи с тем или иным явлением. Иногда поводом для названия являлось озарение или видение глубоко верующих русских людей.

В России святыми названы весьма разнообразные природные объекты – реки, озера, ключи, холмы и горы, острова и полуострова, мысы и заливы.

Россия – страна озер. Особенно богата ими северная Русь. И это не случайно. Здесь раньше располагались льды последнего материкового оледенения. С их таянием все понижения рельефа были затоплены талой водой.

Много в России и Святых озер. Одно из них – Святозеро расположено в Южной Карелии, недалеко от Петрозаводска. Среди огромных вековых елей здесь некогда стояла часовня. Со всех сторон озеро окружено лесом.

Некоторые Святые озера отличаются от обычных целительными свойствами воды. Среди них – озеро на Соловках (на Большом Соловецком острове). Набожные крестьяне в старину не вступали в Соловецкую обитель, предварительно не омывшись в этом озере.

В послереволюционную эпоху в России тщательно уничтожались всяческие упоминания о святых местах. Поэтому многие из них были переименованы, исчезли с карт, но не из памяти народной. Не часто встречается слово «святой» в наименованиях рек.

Наиболее почитаемыми были реки и озера, которые сыграли ощутимую роль в военных операциях и мирных отношениях с соседями и с заморскими странами.

Образы священных природных уголков русской земли запечатлеваются в народном сознании в преданиях, сказаниях, сказках, песнях.

Еще одно, наполовину засыпанное Святое озеро сохранилось в древнерусском городе Городец недалеко от Нижнего Новгорода. Как гласит предание, в его водах крестились местные жители.

По преданию, уберегло от врага и Божиим промыслом защитило жителей целого древнерусского города озеро Светлояр, одно из самых почитаемых небольших озер России. Это природный памятник федерального значения. Само его название меньше известно, чем имя города, связанного с этим озером – града Китежа.

Светлояр находится в нашей области (Воскресенский район), примерно в 90 км северо-восточнее Нижнего Новгорода. Оно невелико, овальной формы, длиной 450 м и шириной 350 м. Вокруг него простираются леса. Почти со всех сторон они подступают к самому берегу. особенно крупные и высокие сосны и ели растут на северном побережье. Южный берег озера низкий, луговой.

Поразительно велика глубина Светлояра – до 30 м. Связано это с его происхождением. Гипотез по поводу происхождения этого озера несколько.

Еще одна удивительная особенность Светлояра – оно практически не зарастает. И причина такого явления в его глубине, в постоянном потоке к поверхности глубинных подземных вод. Озеро, привлекающее прозрачностью вод, красотой берегов, поражает удивительными особенностями. Это делает его таинственным и загадочным. Много историй сложено об этом природном уголке русской земли, о таинственном граде Китеже. Сказывают, что построил его в начале 13 века князь Георгий Всеволодович, пораженный красотой местной природы. Он назвал город Большим Китежем, чтобы отличить его от Малого Китежа, или Городца, расположенного на Волге. Казалось, Большой Китеж был надежно упрятан в дремучих лесах от нашествия конников татаро-монголов. Однако хан Батый, разорив Городец, подошел к Большому Китежу. И хотя сам князь и его войско погибли, город не был взят врагом. Он просто исчез: земля разверзлась, город провалился и оказался на дне озера. Сказывают, что иногда на дне Светлояра слышен звон колоколов. В некоторых сказаниях о граде Китеже говорится также, что он был прибежищем старообрядцев. Вода в озере с давних пор слывет лечебной, святой.

Родники и кладези

Ключи на Руси издавна назывались родниками. Откуда такое название? Недавно оно имеет общий корень со словом «родина». Если родина – место, где родился человек, то родник – место рождения бьющей из-под земли воды.

Ключи не столь масштабные и заметные природные явления как озера, реки. Наоборот, они чаще неприметны, и, тем не менее, некоторые из них считают настоящим чудом.

Многие «избранные» ключи, родники, криницы с целительной водой почитались, как отмечает этнограф и путешественник С. Максимов, не только как лечебные. Они слыли в русском народе как святые. И поэтому с ними связываются различные религиозные обряды, молебны, нередко возле них строились часовни.

Россияне с любовью дают названия ключам. Например, у И. С. Тургенева родничок на берегу реки Исты называется Малиновой водой.

Нередко места, где расположены источники, казались настолько привлекательными, что вблизи них создавались поселения. Так, по преданию, Петр I увидел в низовьях Дона поразивший его родник, названный им Богатый колодезь. Позднее здесь начал строиться город Ростов на Дону.

Родников, колодцев с ключевой водой – многие тысячи по всей России. Ключи питают большие реки и малые, озера. Есть в разных уголках земли русской ключи, к которым стремятся не только местные жители, но едут и со всех сторон России.

Но есть и малые, незаметные лесные ключики, дарящие живительную водицу.

Как это прекрасно и спасительно, когда изнемогая от усталости, тратя последние остатки сил, человек вдруг находит родник

Если вам встретился родник, не откладывайте доброе дело – сохраните Божий дар, и лди будут вам благодарны. Сделать это не сложно. Очистить родничок от мусора, ила, осторожно посадить у истока дерево. Для этой цели пригодны деревья, которые растут вдоль рек: ива, ольха, черемуха, калина. Особенно неприхотливой и полезной является ива. Родники часто губят из-за отсутствия знаний. Поэтому следует помнить. Что в прибрежной полосе малой реки, родника (от 15 до 100 м) нельзя распахивать территорию, на ней должны располагаться луга или высадки деревьев и кустарников. Категорически запрещается выпас кота, строительство животноводческих ферм и комплексов. Особенно губительно действуют на водные источники стоки свиноводческих ферм, которые могут полностью вывести реку или ручей из строя. В водоохраной зоне (300-500 м) нельзя применять никакие удобрения и пестициды.

Эти меры помогут сберечь водные источники. Перед началом любых работ по поиску воды иди благоустройству колодца, важно не забыть обратиться к Богу с молитвой о помощи.

При реализации проекта «По святым местам» участники не ограничились чисто практическими задачами – очистить, углубить, защитить. Искали идею, образ источника, вспоминали свои корни, историю своей малой Родины, легенды, рассказанные предками.

Водные ресурсы Нижегородской области

Нижегородская область богата пресными подземными водами. Их потенциальные эксплуатационные запасы составляют 8,5 млн. м3/сут.

По состоянию на 01. 01. 2000г. на территории области разведано 55 месторождений и участков подземных вод с общими запасами 2 696,4 тыс. м3/сут. , из которых только 1 261,3 тыс. м3/сут. подготовлены к промышленному освоению. Централизованными водозаборами эксплуатируется 12 месторождений (участков) с общим водоотбором 191,5 тыс. м3/сут. , что составляет 7,2% разведанных запасов.

На Нижегородской земле немало святых источников. Чем же они знамениты и полезны?

Кстовский район - Родник, святой источник "Серебряные ключи"

В 3-х километрах от Сергача расположен так называемый Святой Ключ.

Раньше тут росли старые дуплистые вязы. В дупле одного из деревьев, по-преданию, была обнаружена икона, а источник стал святым. "Серебряные ключи"- более позднее название родника (вернее-двух родников). В Нижнем Новгороде был исследован химический состав воды и найдена значительная концентрация ионов серебра, вода вследствии этого очень долго не портится, хранясь годами. Рядом с родником находится одноимённый санаторий Горьковской железной дороги "Серебряные ключи". Поезд Сергач-Москва тоже носит такое же название. Было время, когда за "серебряной водичкой" приезжали из других областей. Сейчас традиция брать воду из родника имеет ,пожалуй, лишь местное значение: молодожены приезжают помочить руки с кольцами в святой водичке.

Ключ находится в селе Безводное. По заверениям местных жителей, вода в источнике проходит через слой серебра. Поэтому его так и называют. Известны случаи исцеления. Вот один из них: у женщины отказали ноги. Муж ее каждый день приносил больной из источника воду для питья. Через два месяца женщина встала на ноги. Вода помогает при заболеваниях ног и щитовидной железы.

Как добраться: автобусом от Кстова до села Безводное. Дойти до храма, перед ним будет асфальтированная дорога, ведущая вправо. Повернуть и идти по ней 2 километра вдоль берега до лестницы, ведущей вниз к колодцу. На машине – проехать Кстово и повернуть налево, где будет указатель «Безводное 8 км».

Святой источник под храмом Иоанна Предтечи

В Сарове Нижегородской области восстановили источник под храмом Иоанна Предтечи.

Строители раскрыли пол в самом центре храма, где по описаниям находился источник. Под бетонными полами находился строительный мусор, которым в 40-х годах прошлого века засыпали источник. Копать было очень тяжело: быстро набиралась вода, и ее не успевали откачивать, говорится на сайте Нижегородской епархии.

Строители обнаружили сильно прогнивший древний сруб колодца. Копая дальше, углубились на 4,5 метра и дошли до породы – доломита, после чего прекратили раскопки. На сегодня в колодце постоянно стоит столб воды высотой примерно 70 – 80 см, выше вода не поднимается.

В дальнейшем над святым источником или рядом с ним по проекту Ю. А. Коваля из города Владимира (он же – автор проекта восстановления всего храма Иоанна Предтечи) будет установлена мраморная купальня, в которую из источника будет перекачиваться вода.

Церковь Иоанна Предтечи была поставлена прямо над источником, бившем когда-то из-под горы. Он давал начало короткому ручейку, впадавшему в реку Сатис. Рядом с этим источником появились постройки монахов, поселение которых позднее переросло в Саровскую пустынь.

Именно здесь, у источника, по первоначальному замыслу строитель Иоанн предполагал поставить первый саровский храм, но потом переменил свое решение. Отсюда и неофициальное название церкви – «храм над колодцем первоначальника».

Одновременно со строительством церкви шло сооружение монастырского водопровода. Вода источника, находившегося под церковью, насосом подавалась по трубам наверх. Делалось это при помощи «машины с одноконным лошадиным приводом». Резервуар для воды емкостью 500 ведер находился в северо-восточной угловой башне, получившей из-за этого название Водяной. Из бака по деревянным трубам вода шла в квасоварню, хлебную, больницу и другие здания монастыря. Позже угловая башня была снесена.

Источник под церковью Иоанна Предтечи использовался не только для монастырского водопровода. К бассейну, в который был заключен источник, по праздникам совершался крестный ход и там служились молебны с водоосвящением. В 1893 году своды над колодцем под церковью были отделаны и расписаны, арки закрыты застекленными решетками.

Храм Иоанна Предтечи в Сарове

Церковь святого пророка Иоанна Предтечи была построена не на горе, как остальные саровские храмы, а под горой. Первое здание церкви стоящее на источнике, было построено еще в 1752 году. Основанием храма служила огромная каменная арка, под которой находился Святой источник первоначальника Иоанна с чистой родниковой водой. Родник был сильный, вода в нем как бы кипела. Из источника вытекал ручей, бегущий в Сатис. Вода из родника поднималась вверх и направлялась по водопроводу по всем помещениям монастыря. В дни освящения воды к источнику из обители совершался крестный ход.

В 1950 году купольная часть храма была разрушена, здание разделили перегородками на три этажа, там расположились светские учреждения. В 1999 году храм передали Нижегородской епархии, но основная часть реставрационных работ началась в 2003 году - в год 100-летия канонизации Серафима Саровского. Храм Иоанна Предтечи восстановлен в Сарове по старинным чертежам и расписан в соответствии со старинными фотографиями. Работы вели мастера иконописной мастерской нижегородца Алексея Анциферова. Под его руководством работали 15 иконописцев из Нижнего Новгорода и Москвы.

Родник, святой источник Святой Троицы

Источник расположен близ Покровского скита - подворье Дивеевского женского монастыря. Сёстры назвали его Троицким, а между собой - "говорящим", так как однажды во время молебна и поминания Святых и величания Пресвятой Троицы вода в источнике забурлила, и так сильно что, начала выплёскиваться из бережков.

Об этом удивительном месте рассказывают, что, иногда в источнике видят отражение пятикупольного храма, ушедшего под землю во время вражеского набега. У источника стоит деревянный крест а чуть выше, на пригорке, бревенчатая часовня.

Богородский район - Ключ князя Владимира

Родник, святой источник в честь святого равноапостольного князя Владимира

В 5 минутах езды от клуба «Новинки» в д. Сартаково располагаются православная церковь и святой источник «Князь Владимирский», куда приезжают нижегородцы за чистой родниковой водой.

История: заброшенный источник бил в этом месте давно. Четыре года назад житель села Владимир Исайчев построил на заброшенном источнике часовню и купальню. Часовню назвал в честь своего небесного покровителя князя Владимира. Часовню освятили. У местных жителей есть замечательный обычай ездить на ключ князя Владимира в день свадьбы - побыть в святом месте, испить водицы. Очень красивое место, заряжает положительной энергией. Рядом построена церковь, крытая просторная купальня, есть домик для продажи церковных товаров.

Как добраться: от автостанции Щербинки надо ехать автобусами № 218, 219, остановка сразу после учхоза «Новинки». До ключа идти по асфальтированной дороге к деревне Сартаково до первого поворота направо. Повернуть направо и дойти до памятника. Сразу за памятником (перед магазином) поворот налево и - спуск к источнику.

Храм в деревни Сартаково

Храм полностью деревянный. Сруб для него был составлен в Сибири из деревьев породы сибирской сосны. Рядом с храмом - небольшая звонница. Все убранство храма изготовлено из натурального материала – из липы с применением сусального золота – на средства благотворителей из Москвы. Настоятелем новой церкви назначен отец Кирилл, бывший ректор Нижегородской семинарии и настоятель Благовещенского мужского монастыря.

Инициатива строительства церкви принадлежит председателю Всероссийского общественного движения «Возвращение к истокам», заместителю председателя Арбитражного суда РФ, уроженцу села Сартаково Владимиру Исайчеву. Чин освящения совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

После освящения храма состоялось открытие фестиваля «Хрустальный ключ», который проводится также по инициативе Владимира Исайчева. На фестивале епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий вручил награды людям, потрудившимся в возрождении храмового комплекса в селе Сартаково.

С появлением храма деревня Сартаково будет переименована в село.

Чкаловский район - Источник Казанской иконы Божией Матери

Источник находится в деревне Фомино, около села Пурех. С незапамятных времен здесь стояла церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в советское время ее взорвали. На месте алтаря забил мощный источник.

Как добраться: автобусом до Чкаловска от автостанции «Канавинская» до остановки «Село Пурех». От села до деревни Фомино около 5 км. На автомобиле через Заволжье – 60 км, а потом еще 20 км до села Пурех.

Родник, святой источник в честь архангела Михаила

Жителям села Федоровка теперь не нужно ходить за святой водой в церковь – у них такая вода бьет из-под земли.

Как поставили часовню Архангела Михаила – покровителя деревни, прочистили родник, да построили для него домик с надежной крышей, люди потянулись отовсюду. Лечиться. В самой – то деревне ключевую воду издавна пьют, невзирая на наличие водопровода в каждом доме.

Как показал мониторинг по заболеваниям, процент заболеваемости мочекаменными болезнями в селе Федоровка ничтожно мал. Это связывается с тем, что люди пьют воду именно из родника. В Федоровской воде содержится много серебра, а по-православным обычаям она считается святой. Зимой в Федоровке, где нет даже магазина, родник – единственная ниточка, которая связывает сельчан с остальным миром.

На Крещение за пару часов здесь больше пятидесяти машин с приезжими насчитали. Так что благодаря источнику, теперь в деревне и жизнь бьет ключом.

Дальнеконстантиновский район - Баранов ключ

Ключ находится в деревне Козловка. Весть о святых свойствах ключа облетела страну в первой половине 19 века. Говорят, что один купец по фамилии Баранов заболел и ослеп. Однажды во сне ему явилась Богоматерь, она и указала место, где он, помолившись и умывшись водой святого ключа, получит исцеление. Когда родственники привезли купца на указанное во сне место, там действительно бил ключ, а над ним на деревьях висела икона. Баранов умылся родниковой водой и прозрел. С этого момента ключ прозвали Барановым. Вода помогает при заболеваниях глаз, болезнях ног, лечит нервные расстройства.

Как добраться: автобусом от автостанции на площади Лядова до деревни Козловка, пройти по асфальтированной дороге, рядом с источником будет озеро. Потом спуститься по лестнице – по арзамасской трассе. Дальнее Константиново находится в 70 км к югу от Нижнего Новгорода вблизи шоссе Нижний Новгород-Саранск.

Святые ключи 12 апостолов

В нескольких километрах от райцентра Вад в направлении деревни Зелёные Горы расположены 12 родников, каждый назван в честь одного из 12-ти апостолов. Родники находятся в небольшом овраге, вниз ведут ступени. Имеется часовня и купальня с мужской и женской половинами. Вода из всех 12-ти родников собирается в общую канавку, затем фильтруется в купальню. Место очень красивое.

Где находится: село Вад, Вадский район.

Как добраться: на рейсовом автобусе от автостанции на площади Лядова доехать до Вада, а затем еще около 7 км по дороге к селу Зеленые Горы (Зеленый дол).

История: По легенде, Святые ключи нашел Серафим Саровский, когда шел на Зеленоградскую ярмарку. Ключи по количеству назвали именами апостолов: в честь Иоанна Богослова, Луки, Марка и т. д. Раньше на этом месте был заболоченный овраг. Несколько лет назад 13 источников (в честь 12 апостолов и святого Павла) были благоустроены: сделаны мостики, купальня, на каждом ручейке установлен крест, икона апостола и текст молитвы.

Ключи стекаются в купальню. Купальня разделена на мужскую и женскую.

Вода из источников считается целебной - она лечит депрессию и другие нервные расстройства.

Святые целебные источники Дивеевского монастыря: в Цыгановке:

Святой целебный источник в честь иконы Божией Матери «Казанская»;

Святой целебный источник в честь преп. Серафима Саровского; в Кременках:

Святой целебный источник «Явленный». Здесь 09 сентября 1670 года после битвы явился Лик Божией Матери. Считается, что каждый день прежде чем пройти по святой Канавке Пресвятая Богородица, этой родниковой водой умывает Свое пресветлое лицо; в Хрипуново:

Святой целебный источник в честь равноапостольных Константина и Елены. По молитвам происходили случаи исцеления кожных и других заболеваний; в Автодеево:

Святой целебный источник в честь Сошествия Духа Святаго; в Канерге:

Святой целебный источник в честь Святой Троицы, в простонародье «Говорящий»; в Сатисе:

Святой целебный источник в честь Сошествия Духа Святаго; в Хохлово:

Святой целебный источник в честь святителя Николая.

в Кутузовке: прудок старца Иоанна

Дивеевский район - источник в честь Казанской иконы Божией Матери

Источник существовал еще в 16 столетии. В 1933 году местный житель обнаружил близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери, которая спустя годы чудесным образом обновилась.

Это важно!

Для купания женщинам необходимо иметь свежую хлопчатобумажную сорочку, мужчинам – рубашку. В воду заходить только со светлыми мыслями. Во время купания необходимо трижды окунуться со словами: «Во имя отца, и Сына, и Святого духа. Аминь!». На источнике можно набрать воды.

Село Дивеево находится в 180 км от города Нижнего Новгорода по арзамасской трассе. Сами источники находятся за селом в нескольких километрах. Источник в честь Иверской иконы Божией Матери находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Старинный.

Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивееве и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

В 1845 году на месте источника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Часовня была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В 50-е годы часовня на короткое время была восстановлена, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.

По описаниям, последняя часовня была высокой, со множеством икон на стенах. В центре ее находился сруб-источник. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Здесь купали больных детей, брали воду из ведра и обливались. Когда часовню разрушили, иконы раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году эта икона чудесным образом обновилась.

В 1991 году над источником была возведена часовня и купальня, вновь затем перестроенные в 1997 году. В источнике часто совершается Таинство Крещения, по причине близости к Казанской деревянной церкви.

Казанский Источник. На северней окраине села Дивеева вблизи деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери находится Казанский источник. Он пробился из-под земли еще во времена Иоанна Грозного после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 г. В 30-е годы XX века на источнике подо льдом была найдена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Икона помещена в Троицком соборе в приделе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Родник, святой источник преподобной Матушки Александры Дивеевской

Святой источник матушки Александры расположен в пойме речки Вичкинзы, у основания её восточного крутого берега. Возле него в наши дни находится плотина, которая соединяет село Дивеево с деревней Вертьяновом (ныне ул. Заречная) проездом и переходом. В направлении деревни Вертьяново источник расположен по левую сторону возле её начала. По правую сторону плотина образует большой искусственный водоём.

Среди местного населения передаётся из поколения в поколение такая подробность: матушка Александра любила возле источника находить в молитве отдохновение по совершении тайных трудовых подвигов. Здесь на неё снисходила Божья благодать, восстанавливая силы подвижницы.

К источнику, как к другим святым природным ключам, систематически совершаются крестные ходы, молебствия. Он, как и другие источники, благоустроен, на нём поддерживается определённый порядок.

Рассказывается, что лет около трёхсот назад этот источник находился в другом месте, чуть выше по течению речки: напротив каменного (ныне бездействующего) Казанского храма. Однажды на Дивеево обрушилась страшная стихия - необыкновенный ливень. Со всех менее или более высоких мест в рельефные понижения хлынули водяные потоки. Такой же поток излился и в том месте, где находился источник.

С окончанием ливня источник исчез, его завалило смытой с крутого берега речки Вичкинзы землёй. Подземные же воды вышли на поверхность метров на триста ниже по течению речки, как раз там, где ныне и находится источник матушки Александры.

В порядке подтверждения правдоподобности рассказа можно привести такие местные наблюдения. С окончанием строительства плотины, первой же весной в половодье водоём стал заполняться всё выше и выше. Когда вода дошла до какой-то определённой отметки, она устремилась по подземному ходу в источник матушки Александры. Ключевая вода в нём потеряла обычную прозрачность, стала мутной. Так продолжалось несколько дней, до той поры, как горизонт воды в водоёме по отношению к подземному ходу понизился. Наблюдаемое явление повторялось несколько весенних половодий кряду. А говорит это о том, что в крутом берегу Вичкинзы остался тот подземный ход, по которому в своё время изменили своё направление подземные воды с выходом на месте нынешнего источника матушки Александры.

Схема расположения святых источников в Дивеево

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Старинный.

Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивееве и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

В 1845 году на месте источника уже стояла часовня, что можно видеть на земельном плане того времени. Часовня была деревянная и неоднократно перестраивалась и обновлялась. Местные жители поддерживали ее до 1939 года, когда она была разрушена советскими властями. В 50-е годы часовня на короткое время была восстановлена, чтобы затем вновь подвергнуться разрушению.

По описаниям, последняя часовня была высокой, со множеством икон на стенах. В центре ее находился сруб-источник. По желобу, установленному в срубе, вода вытекала из часовни. Здесь купали больных детей, брали воду из ведра и обливались. Когда часовню разрушили, иконы раскидали по полю. Еще до этого случая, в 1933 году местный житель обрел близ источника вмерзшую в лед Казанскую икону Божией Матери. В 1943 году эта икона чудесным образом обновилась.

В 1991 году над источником была возведена часовня и купальня, вновь затем перестроенные в 1997 году. В источнике часто совершается Таинство Крещения, по причине близости к Казанской деревянной церкви.

Источник Матушки Александры в селе Дивеево. Новый.

Это ближайший к монастырю источник. На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ и теперь если вы будете искать Александровский источник, то вам укажут на этот родник.

Источник в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Дивеево. Новый.

Нынешний источник Иверской иконы Божией Матери появился совсем недавно. Раньше на этом месте было несколько небольших разрозненных ключей, и люди, чтобы напиться и умыться, руками разгребали землю, постепенно их углубляя. По рассказам старожилов, в середине 70-х годов здесь увяз трактор, а когда его вытащили, то в образовавшуюся яму стала собираться ключевая вода.

Несколько лет назад над источником устроили каменную купальню. Вода из этого источника обладает целебной силой, особенно помогает страждущим недугом беснования.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка.

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но, строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Поток паломников на этот источник с каждым годом растет. Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают еще большее число страждущих.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ поселка Сатис.

Источник Преподобного Серафима Саровского близ поселка Сатис не столь знаменит, как остальные. Известно о нем лишь немногим, в основном жителям поселка Сатис, Сарова и Дивеева. Расположенный на берегу реки Сатис, он не отличается особым благоустройством. Людей на нем бывает меньше, чем на других источниках, но приходящие сюда сердечно хвалят воду, почитая ее целебной. Время его появления относится, также как и у Цыгановского источника, ко времени закрытия старинных источников в Сарове.

Источник находится в том же лесу, где подвизался в своих бесчисленных подвигах Святой Саровский старец, поэтому, естественным образом, приходящие связали его название с именем великого подвижника Преподобного Серафима.

Родник, святой источник преподобного Серафима

Будущий источник входил в запретную зону. В 1960-х годах охранникам показался белый старичок, ударил посохом в землю и забил ключ. Колючую проволоку отодвинули, освободив образовавшееся озерцо. Неоднократно пытались засыпать источник, но всегда что-то мешало: то техника ломалась, то начальников, отдавших указание засыпать, снимали с должности, то исполнители категорически отказывались это делать.

Сейчас здесь часовня и место для омовения. В праздничные дни совершаются торжественные молебны.

Источник и ближняя пустынька преподобного Серафима

В прошлом в Саровских лесах, и особенно вдоль горы, пробивалось множество источников с чистейшей ключевой водой. Иноки берегли их и благоустраивали. Много источников было вдоль реки Саровки. Монахи посадили тут тополя, и паломники шли мимо них к колодцам, вплоть до самого большого, расположенного на ближней пустыньке. Этот источник почитался издавна, еще до прихода старца Серафима. Называли его Богословским, потому что рядом на кресте была установлена икона апостола Иоанна Богослова.

В жизни преподобного Серафима, как я уже писал в книге «Святые места России», было двенадцать явлений Богородицы. Как повествует житие, 25 ноября 1825 года после утреннего правила старец Серафим впервые за пятнадцать лет своего затворничества вышел в лес и направился к своей пустынной келье — деревянной избушке в сосновом лесу на берегу реки Саровки.

Но, не дойдя до нее, верстах в двух от обители, недалеко от Богословского родника, там же, где стояла на столбике икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, он увидал на пригорке шедшую к нему Владычицу, а позади Нее двух апостолов — Петра и Иоанна Богослова.

Преподобный Серафим остался на этом месте и начал трудиться над устройством чудесного источника. Он ходил к реке Саровке, собирал там камни, носил их к источнику и обкладывал ими источник со всех сторон.

Видя труды преподобного, братия построила ему на той же горке около родника небольшую келью без окон, в которой он мог бы укрываться от дождя и стужи, и все это место получило название «ближней пустыньки», а источник стали называть Серафимовым.

Это были годы, когда в день к преподобному Серафиму подходили под благословение не менее двух тысяч человек, а в праздники это число удваивалось и даже утраивалось. Но народ не мешал ни его молитве, ни его телесным подвигам, без которых, как говорил старец, в «умосозерцательную жизнь прийти невозможно». Старец работал то в огороде, то возле источника, то рубил дрова; ходил, неся в руке топорик, а за плечами суму, наполненную песком и камнями, поверх которой лежало Евангелие.

Многие удивлялись, что Серафим, которому было тогда уже почти семьдесят лет, продолжает подвиги. Однажды подвижника посетил Арсений, епископ Тамбовский. Серафим и в это время укладывал камни, но, увидев приближение архипастыря, тотчас же оставил свое занятие и повергся к его стопам.

— Что ты тут делаешь? — спросил епископ Арсений.

— А вот, святой владыко, — отвечал преподобный, — камешками берег выкладываю, чтобы вода-то не обмывала берега и не портила его.

Епископ пожелал осмотреть пустынь отца Серафима, и старец провел его в свою келью. Арсений увидел деревянную избу с небольшими сенцами, а в ней грубый деревянный стол, два стула, иконы, горящую лампадку и две богослужебные книги. «Не ходи, батюшка, замараешься», — простодушно предупредил его Серафим, но Арсений все же вошел в другую комнату. Он увидел небольшое помещение, такое тесное, что только один человек может войти туда и оставаться там стоя или преклонив колени; присесть и облокотиться было не на что. Это было место уединенных молитв Серафима, здесь также был образок с лампадкой. Приняв от владыки последнее благословение, отец Серафим поклонился Арсению в ноги и, как тот ни протестовал, оставался на коленях и продолжал кланяться ему, пока преосвященный совсем не скрылся из виду.

«Нет выше послушания, чем послушание Церкви», — говорил преподобный Серафим. Когда люди спрашивали его, зачем он носит на плечах суму с песком и Евангелие, он отвечал: «Томлю томящего мя». Его труды на источнике тоже были предприняты недаром. Саровский иеромонах Анастасий рассказывал, что однажды Серафим в беседе сказал ему: «Вот, батюшка, я молился, чтобы вода сия в колодце была целительною от болезней».

Что ж, она действительно стала целебной еще при жизни великого старца. «Этой молитвой преподобного, уже тогда имевшего великое дерзновение к Богу, — писал в 1904 году Леонид Денисов, — и объясняются два обстоятельства:

1) то, что вода из Серафимова источника никогда не портится, сколько бы времени ни стояла она даже в открытом сосуде;

2) то, что посещающие Саровскую пустынь и купающиеся в павильонах при источнике во всякое время года здоровые и больные не получают вреда для здоровья, а напротив, улучшение его и исцеление от болезней, хотя вода в источнике даже летом имеет от 6 до 10 градусов. Пишущий эти строки на своем опыте проверил и то, и другое».

Первой исцеление от источника получила дивеевская сестра Прасковья Ивановна Шаблыги-на: 9 декабря 1823 года отец Серафим подал ей выпить студеной воды, и у нее сразу же пропал кашель. А вот еще несколько примеров чудодейственной силы родника.

. Генеральша Мавра Львовна Сипягина страдала от злого духа. Она чувствовала страшную тоску, не могла соблюдать постов и других предписаний Церкви. Серафим послал ее к источнику напиться воды. Тут же у нее из гортани вышло множество желчи. С тех пор она была здорова.

. Татьяна Васильевна Баринова жаловалась отцу Серафиму на свою болезнь: у нее на руке был непроходимый лишай, и вся рука была обвязана. Старец велел ей обмыть руку водой из источника. Баринова подумала: «Ах! Как же я это сделаю, если у меня и от малейшего прикосновения сырости болезнь руки усиливается». Однако, умыв руку, она не почувствовала никакой боли. Напротив, рука ее тотчас очистилась, болезнь прошла бесследно.

В августе 1831 года у Серафима была Ольга Петровна Лубкова. Старец уже попрощался с Лубковой, но минуты через три вышел на дорогу и снова подозвал ее к себе: «Возьми-ка эту бутылочку со святой водицею. Может быть, кто захворает, так и дай ее, она больным полезна». Домой в Нижний Ольга Петровна добралась благополучно, все ее домочадцы были здоровы. Но уже за ужином дочь Лубковой Олимпиада почувствовала головокружение и тошноту. В Нижнем Новгороде тогда свирепствовала холера, и все фельдшеры и врачи находились в разъездах. Больная страдала от холерных припадков, помощи не получала; состояние ее ухудшалось. Тут вспомнили о воде преподобного Серафима. «Я выпила глотка три, — вспоминала потом Олимпиада, — и вдруг, вместо тошноты, почувствовала сильную испарину и расположение ко сну. Меня оставили одну. Открывши глаза, я прежде всего ощутила особенную свежесть во всем теле и возвращение сил, а увидев перед собой стакан с целебной водою, тотчас выпила несколько глотков и встала здоровою. Нельзя описать всей радости и удивления моей маменьки о случившемся. Она плакала в чувстве благодарности к дивному старцу, изумляясь его прозорливости и моему чудесному исцелению».

Следующий эпизод рисует нам, как происходили исцеления в келье старца.

В Саровской пустыни был инок Александр. У него была расслаблена правая рука: он не мог ею ни есть, ни креститься без поддержки левой руки. В келье Серафима Александр упал старцу в ноги, прося его святых молитв. «Помолись Царице Небесной и положи Ей три поклона». После того как инок исполнил это, Серафим взял бутылку со святой водой и протянул ее так, чтобы Александр взял ее правой рукой.

— Батюшка, не могу взять этой рукой, она у меня очень болит и вся расслаблена.

— Бери и пей, — повторил Серафим и снова подал бутылку в больную руку.

К своему удивлению, Александр смог взять бутылку. Он напился святой воды и исцелился. С тех пор никаких болей в руке он не чувствовал.

Исцеления на источнике после смерти святого

После кончины старца тысячи паломников устремились в Саровскую пустынь, и каждый паломник обязательно приходил на ближнюю пустыньку старца Серафима, чтобы омыть здесь свое тело струей целебной саровской воды. Воду уносили с собой в бутылочках, изготовленных в монастырской мастерской. Вода эта хранилась долгие месяцы. Замечательно и то, что вода из источника, будучи холодной, не холодила. После обливания бросало в жар, делалось тепло. Православные люди особенно полезным считали принимать омовение на праздник Богоявления (19 января), и никто при этом не заболевал.

Часто исцеления на источнике происходили после явлений людям преподобного Серафима. Вот один из таких случаев.

. 1902 год. Утром 12 января Александр Яковлевич Пуаре, пристав 1-й Кремлевской части Нижнего Новгорода, был поражен внезапным параличом. Попытавшись встать с постели, он упал. Левая рука и нога «были недвижимы и висели как плети, язык был парализован, рот искривлен». Врачи определили паралич левой стороны всего тела и предупредили, что вскоре может произойти повторный удар. 10 февраля к Пуаре зашел его друг П. А. Большаков и принес ему пузырек воды из источника преподобного Серафима и книжку о нем. Впоследствии сам Пуаре вспоминал: «Прослушав чтение о жизни старца, я спокойно уснул и ночью во сне видел отца Серафима; жена моя, по вероисповеданию католичка, также видела старца во сне. 11 февраля утром я принял чайную ложку принесенной мне воды, а 12 февраля я принял вторую ложку этой же воды; перед принятием воды я молился по правилу отца Серафима и молитву заканчивал словами: „Преподобие отче Серафиме, моли Бога о мне". Тут я внезапно почувствовал, трудно сказать, какое-то радостное, вдохновенное чувство и уверенность, что я могу встать с постели, и действительно встал с постели, и хотя слабо, но прошелся по комнате, а на другой день я уже без помощи палки мог ходить; силы мои настолько стали возобновляться, и я настолько поправился, что 13 апреля ездил в Саровскую пустынь помолиться на могилке преподобного Серафима. Прожил в Сарове два дня и два раза становился под ледяную струю воды источника преподобного старца Серафима Опасения врачей не оправдались. Я здоров».

Купальня и часовня

В 1889 году Саровский игумен Рафаил, выполняя распоряжение Синода, приступил к благоустройству мест, связанных с отцом Серафимом. Ни одно из этих мест не сохранилось к тому времени в первозданном виде. На месте ближней пустыньки построили новую келью. За образец взяли настоящую, хранившуюся в Дивееве. Над самым колодцем поставили часовню, воду источника отвели в специальную купальню. Позднее, в 1904 году, когда поток богомольцев вырос, купальню расширили. Было сделано четыре отделения с пятью кранами в каждом. Вот как описывал источник богомолец, побывавший в Сарове в июне 1904 года: «Источник Преподобного Серафима — это ключ чистой и холодной воды, вытекающей из берега Саровки. Но в настоящее время его уже не видно: так все переустроено для потребностей народа Над самим источником устроена красивая восьмигранная деревянная часовня; посередине ее большой круглый колодезь, обнесенный решеткой, на которой стоят ведерки. К этой-то часовне над источником, в спуске к речке, примыкают две купальни (для мужчин и для женщин), и каждая из них состоит из двух отдельных: верхней и нижней. В стене простые желоба, из которых беспрерывно льется довольно толстая струя воды, бегущая сверху из колодца в часовне — источника».

Массовые исцеления на источнике летом 1903 года

Список чудес и исцелений, совершенных отцом Серафимом, стал составляться в 1890-х годах. Тогда же началась подготовка к канонизации старца, но дело затянулось и было ускорено только в 1902 году, когда за скорейшую канонизацию отца Серафима высказался Николай П.

Началась подготовка к торжествам — пожалуй, самому яркому событию в саровской истории. Канонизация была приурочена ко дню рождения старца — 19 июля 1903 года. Особенную торжественность событию должно было придать участие в нем царской семьи.

Ожидалось небывалое стечение народа. И действительно, хотя точно подсчитать количество богомольцев невозможно, но, по оценкам, в те июльские дни их собралось в Сарове двести-триста тысяч. Никогда раньше эти места не видели такого многолюдия. Были приведены в порядок дороги, в самом Сарове срочно строилось временное жилье, столовые, часовни, лавки, медицинские учреждения. В нескольких верстах от монастыря возник целый городок для паломников. Вечером 17 июля 1903 года в Саров прибыли Николай II и другие августейшие паломники.

На праздновании открытия мощей преподобного Серафима летом 1903 года у источника его имени происходили массовые исцеления. Очевидцы описывали кучу костылей и протезов, валявшихся рядом с источником. Они были брошены за ненадобностью выздоровевшими калеками.

В газетах писали: «Факты исцелений, телеграфируют из Сарова, многочисленны и подтверждаются дежурными офицерами и свидетелями из народа. Источник осаждается. Пускают по десяти человек. Давка ужасная. Больные и увечные с понятным нетерпением ждут своей очереди: они знают, что нет убожества, которое не исцелилось бы сегодня».

Саровские монахи рассказывали, что именно благодаря купанию в источнике у ближней пустыньки императрица Александра Федоровна родила долгожданного наследника престола. Царь с царицей были на источнике дважды. Первый раз они посетили его в сопровождении свиты, второй — одни, чтобы искупаться.

Русские писатели об источнике реподобного Серафима

Свое исцеление в источнике Преподобного Серафима описывал известный духовный писатель Сергей Нилус.

«. Лет восемнадцать или двадцать тому назад я впервые почувствовал приступы двух болезней, в последнее время разросшихся до застарелых мучительных недугов. Один из них лет десять назад потребовал даже операции, которую мне сделал в Москве профессор Склифосовский. После операции я года три чувствовал себя лучше, но потом старая болезнь возобновилась с еще большей силой. Приступы ее доводили меня до состояния, близкого к обмороку.

. Я пошел к источнику о. Серафима, этой русской Вифезде, целительная сила которой дана свыше по молитвам о. Серафима и от которой я и себе ждал чудесного исцеления. От монастыря до источника версты три или четыре. Я, последнее время дома еле таскавший ноги, прошел это-расстояние без малейшего признака утомления.

Уж это было чудо. В устроенную у самого источника купальню я вошел — платье, бывшее на мне, хоть выжми. Не дав себе времени остыть, весь как был, разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, спустился под кран, из которого сребристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: „Верую, Господи!" — и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены.

Первое мгновение я совсем задохнулся: ледяная вода меня обожгла — дух захватило.

Но какое дивное чувство наступило по выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы — далекая юность, казалось, вернулась вновь. »

Перед отъездом из пустыни писатель еще раз пошел к источнику:

«Кашля моего как не бывало, другая моя болезнь настолько ослабела, что я чувствовал себя почти здоровым. Только в левом ухе от моего жестокого носоглоточного катара оставалась глухота, еще не затронутая благодатным действием чудесного лечения. Последнее мое купанье в источнике о. Серафима довершило мое исцеление: томившая меня глухота и шум в левом ухе исчезли моментально, как только я успел плеснуть на него водой из-под крана благодатного источника».

Нилус описал еще два случая чудесных исцелений.

«Не могу умолчать о двух чудесах, бывших на моей родине, в с. Золотареве Орловской губернии, от воды о. Серафима. Дочка нашего приходского священника, о. Никольского, девочка трех лет, после кори лишилась зрения на один глаз. Врачи осудили ее быть кривой после безуспешного лечения, продолжавшегося более года. После трех дней примачивания больного глаза водой батюшки, девочка, прежде целыми днями сидевшая в темном углу и не выносившая света, выздоровела совершенно и теперь вот уже третий год видит одинаково обоими глазами.

Сын станционного сторожа станции Золотарево Савелия Суденникова, мальчик 5 лет, катался на салазках с горы, ударился пяткой со всего размаха о стенку. Ногу свело. Мучительные боли не поддавались лечению, продолжавшемуся более года. Было решено сделать операцию. Вода о. Серафима, которой растирали больную ногу, исцелила ребенка. На третий день применения чудесного лечения мальчик, не ходивший более года, стал ходить, опирался на палочку. Боли же прекратились после первого растирания».

А вот свидетельство другого известного писателя — Евгения Поселянина, который присутствовал при открытии мощей святого в 1903 году.

«Я только что вошел в монастырские ворота, как между колокольней и соборами встретил толпу народа, окружавшую старуху с мальчиком, исцелившимся поутру у источника. Я в первый раз видел близко только что исцеленного. Мальчик лет 8-9, с умными глазами, весело подпрыгивал. Чрезвычайная радость и оживленность светятся на его лице.

Мальчика этого зовут Петр Ильич Зобник; он родом из Моршанского уезда Почаевской волости, из села Бодина.

Он два года не ходил, и у него была искривлена шея. Недавно матери его во сне Царица Небесная сказала: „Веди его к старцу Серафиму, и он будет исцелен". Его привели в Саров. На ночь мальчик сильно плакал и наконец уснул. Утром, после ранней обедни, его купали, и он тут же закричал: „Я хочу бечь", и шея у него выпрямляется. Старушка бабушка его плачет, рассказывая об этом событии, а мальчик, держа ее за руку, радостно смотрит на людей и на весь мир Божий».

В 1904 году Саровскую пустынь посетил Василий Васильевич Розанов, известный писатель и философ.

«Я быстро разделся и благоговейно дал облить себя ледяной струей, — писал он. — Столь же быстро накинув сорочку, я почувствовал самую сладостную теплоту в теле, здоровую, свежую. Моментально изменяется настроение духа: энергия, веселость и ко всему готовность удвоилась! Усталости как не бывало».

Исцеление от изображения

Вот поразительная история женщины, которая исцелилась от источника, хотя на нем не бывала и его чудесной водой не пользовалась.

Анна Семеновна Рубцова, жена директора канцелярии генерал-губернатора Северо-Западного края, по приезде в город Вильно захворала и около четырех лет страдала от различных болезней. «Разболелся у меня нос — в левой ноздре сделалась опухоль и краснота снаружи, — писала она Саровскому игумену. — Восемь месяцев меня лечили различные врачи, но ничего не помогало: одни говорили, что это полип, другие грозили еще более серьезной болезнью. Наконец решили сделать операцию весной, если нарост не уступит лечению, но операция была для меня очень опасна вследствие моего малокровия. Однажды. игуменья Флавиана присылает мне житие иеромонаха Серафима с шестью картинами, между которых была и его пустынька с колодцем. Прочтя обо всех исцелениях, явленных им при жизни и по смерти, я приложила эту картинку к лицу своему и заплакала, говоря: счастливые эти люди — они видели тебя, угодник Божий, и через твои молитвы и благословение получали исцеления от этого источника; а я не могу никогда сделать этого, живя так далеко от места сего. Больная ноздря моя как раз прижалась под самым изображением желобка, и, к удивлению моему, из нее показалась кровь; затем мне как бы чуть-чуть стало свободнее дышать. На другой день я опять повторила то же, и опять пошла кровь. И каждый раз, как я прикладывала, кровь показывалась из носа — опухоль и мешки стали опадать, и нос мой пришел в надлежащий порядок».

Судьба источника в советское время

Бывшая монахиня Дивеевского монастыря (ныне схимонахиня Маргарита) рассказывает, что уже при большевиках как-то решил искупаться в источнике один представитель власти, и что же — из крана на него хлынул кипяток! Именно после этого все постройки на пустыньках Серафима были снесены, а источники основательно залиты бетоном.

Вода, не найдя больше выходов, ушла вглубь. Сильно обмелели реки Саровка и Сатис. Сейчас место, где стояла купальня, обнаружено. Остатки купальни раскопали, нашли вымощенные красивой глазурованной плиткой лесенки, ведущие вниз, а также несколько отделений купальни, отгороженных друг от друга невысокими кирпичными стенами. В настоящее время источник Преподобного Серафима снова действует и привлекает к себе множество паломников.

Cоветы паломникам Серафимо-Дивеевского монастыря

Ошибка 1. «Поболтать в дороге – не грех»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем шумно устраиваться и разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете.

Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад, в противном случае вы вряд ли хорошо осознаете то, за чем, ради чего едете. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи.

1. МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы. Когда сознание стало Вам изменять и Вы почувствовали, что сильно устали, закрывайте глаза и постарайтесь уснуть. Там, в Дивееве, спать Вам придется мало, а трудиться – много, так что копите силы уже в пути.

2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. Паломник – не турист, отсюда и разница поведения. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь. Поэтому можете молчать – молчите.

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в Дивеево и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае в Дивееве Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

Ошибка 2. «Кто такой Серафим, я узнаю завтра»

Если Вы едете в Дивеево впервые и не успели прочитать книги о жизни и подвигах преподобного Серафима, тихонько подойдите к старшему Вашей группы с просьбой рассказать по дороге о батюшке Серафиме. Вам не откажут в просьбе.

В момент рассказа настройте сердце на позитив – жизнь Серафима Саровского столь чиста и удивительна, что Вы быстро почувствуете к нему доверие и любовь.

Постарайтесь «установить личную связь» со святым еще ДО приезда к нему в гости и тогда, скорее всего, он примет Вас с великим вниманием.

Ошибка 3. «Мясо - в сумку, сигареты – в карман»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой в Дивеево, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Если Вы уже набили сумку мясным, выложите все это ДО посадки в автобус, чтобы не было соблазна.

Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в Дивееве, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома. Свой сознательный отказ от вредных привычек объясните себе как «маленький подвиг во имя Преподобного Серафима» (который, к слову, тоже не курил, не ел мяса и уж, конечно, не красил губы ).

Ошибка 4. «Не уверен, что смогу»

Приехав к святому источнику Серафима, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»».

Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете. Источник, к которому вы приедете, излечивает даже очень сильные хвори, оттого и едут к нему со всего света. И это просто чудо, что у Вас есть возможность туда попасть!

Ошибка 5. «Хочу все сразу»

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного Дивеевского монастыря.

Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов Вот несколько добрых советов.

1. НЕ ЗАНИМАЙТЕ по три очереди сразу (одну – к мощам Серафима, другую – за свечами, третью – на обзорную экскурсию), иначе Вы снова собьете сердце с нужного настроя. Сначала купите свечи и подайте записки, а потом уже занимайте очередь к мощам. Тогда Вам не придется бегать туда - обратно, договариваясь в очереди, что «Вы здесь стояли».

2. Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге в Дивеево. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть. Если Вы будете заполнять записки у Храма, людская толкотня будет мешать Вам сосредоточиться и Вы обязательно кого-нибудь забудете помянуть.

3. Будет очень уместно, если вместе с Вашими поминальными записками Вы закажете от своего имени благодарственный молебен Преподобному Серафиму – это будет формой Вашей личной благодарности святому старцу.

4. Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда. Там, в Дивееве, преподобный Серафим незримо помогает людям сделать все, что требуется.

Ошибка 6. « О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в Дивееве они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках (в Дивееве их несколько), тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Я видела в Дивееве паренька, который вместо 3-х раз окунался в источниках по 10 раз подряд, и видела даму, которая целовала в Муромском храме все без разбора иконы (не заметя среди них картину Страшного Суда с нечистым в центре). Результат - паренек по дороге домой начал чихать, а облобызавшая иконы дама приехала домой очень расстроенная, узнав, что расцеловалась с лукавым духом.

Не берите количеством купленных свеч, поклонов или иконоприкладываний: подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Напоследок поделюсь с вами, братья и сестры, некоторой информацией, которая, возможно, пригодится и Вам.

И несколько полезных советов.

1. Перед купанием попросите старшую группы объяснить, как именно нужно купаться, как правильно складывать руки и что при этом говорить.

2. Договоритесь заранее с кем-нибудь, чтобы в момент выхода из воды Вам подали бы руку – часто бывает, что человек после купания выходит, не помня себя.

3. Возле святого источника есть икона Преподобного Серафима: перед купанием подойдите к ней и «пошепчитесь» с батюшкой. Попросите у него силы и решимости.

Перед спуском к воде скажите: «Господи, помоги!» (либо: «Батюшка Серафим, помоги!») и спускайтесь в воду, раскрыв сердце чуду исцеления, а не страху намочить голову.

4. Войдя по пояс в воду, не стойте в неуверенности – от этого только холоднее - соберитесь с духом и быстро окунайтесь! При первом погружении у Вас захватит дух, однако это – нормально и никто от этого не умирал. Стало быть, и Вы не умрете. Напомню, пусть Вам подаст кто-нибудь руку, когда Вы будете выходить из воды.

Через 3 минуты после купания вы почувствуете, как тело наливается жаром. И уже не холодно, а жарко и радостно.

Тщеславным людям, с высокой степенью гордыни, такое купание особенно полезно, знаю это по себе.

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)