Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Погребальный обряд

Погребальный обряд эвенков-ороченов

Смерть эвенки-орочены объясняли уходом живой души хэян из тела человека и поселением души мугды.

Камлание шамана – проводы мугды в мир буни – проходило в зависимости от того, когда человек умер и в каких условиях находился труп. Обряд похорон производился без шамана.

Считалось, что души хэян и мугды жили почти такой же жизнью, как и люди на земле. Поэтому, по покойникам не плакали. Смерть рассматривалась как несчастье, горе, но как считали эвенки, умерший обязательно встретится со своими близкими. Боязнь покойника, по всей вероятности, развилась в результате появления представлений о шаманских мирах и земле Буни.

Погребальный обряд у эвенков-ороченов

По описыванию Николаева С. И. до середины XIX века эвены и эвенки хоронили людей преимущественно на деревьях. Такие воздушные захоронения носили одинаковое название с тем лабазом, где сохраняли кости убитых зверей «дэлкэн». Способ приготовления гроба был одинаков с охотничьим дэлкэном – применялись гробы-долбенки, дощатые срубные ящики (колбо) и корьевые гробы. Только под нажимом царской администрации и русских миссионеров эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии начали переходить к погребению своих покойников на православный лад (закапывание в землю). О рассматриваемых погребальных обрядах автору рассказали Гермогенов Д. П. , Павлов Е. С.

После наступления смерти покойника раздевали, мыли и одевали во все новое пожилые эвенки. Погребальную одежду готовили заранее, шили ее годами, хранили в специальных берестяных коробах, обшитых камусом «мата5а».

Тело покойного должны были мыть те, кто постарше. Людям моложе покойника делать это не разрешалось. Тело и живот обмывали кровью жертвенного оленя или теплой водой после обмывания умершего одевали в лучшие одежды и укладывали на коврик – кумалан.

При пошиве одежды покойника пользовались нитками без узлов, а на рукавице и обуви вырезывались особые отверстия. Считалось, что это способствует прочности одежды на «том свете».

На носке обуви пришивалась небольшая серебряная пластиночка, чтобы покойник «во мраке того света ощущал свои ноги, ориентируясь на блеск пластиночки». В качестве «фонаря-светильника» на грудь покойнику ставилось зеркало. Покойника также вооружали деревянным посохом с гвоздяным наконечником, им он должен был «отбиваться от злых духов». Чашки, тарелки, ножи, чайники, оставляемые у покойника, обязательно обламывались или пробивались. По старинным поверьям, целые вещи, оставляемые у покойника, шли на вооружение нечистым силам против человечества.

Г. М. Василевич в своей монографии «эвенки» отмечает: к концу XIX в. большинство эвенков слегка обмывали горячей водой грудь и живот усопшего. После обмывания приступали к одеванию в заранее приготовленные и богато орнаментированные одежды, ничего не завязывая и не застегивая. Одетого покойного укладывали на новую шкуру или на кумалан. Прежде жена клала на грудь покойного свою прядь волос, (муж укладывал свою ей в подмышку).

Около мужчины клали пальму или отказ, лук, стрелы, охотничий нож, лыжи, котелок, огневой припас, трубку с кисетом и другие приметы; около женщины – орудия обработки шкур, женский посох, трубку с кисетом и мелкие личные вещи. Ребенку клали шкатулку с идолами – охранителями, синкен и игрушки. Обычно, одев покойника, все садились вокруг и приступали к трапезе, время, от времени подбрасывая кусочки еды в воздух, остатки бросали в огонь.

На следующий день сородичи заготовляли долбленую колоду из высохшего дерева или гроб из трех досок (нижней и боковых), которые закрепляли шпеньками на поперечных палках. Уложив покойника со всеми вещами в гроб, покрывали его нюком от чума и выносили головой вперед через специально открытое отверстие, расположенное около того места, где находилась его голова перед смертью. Эвенки–орочены для покойника изготовляли колоду, которая по внешнему облику напоминала килевую или плоскодонную лодку. Лодки-колоды обоих типов делались из сухой красноватой внутри древесины лиственницы мугдыкен, но ни в коем случае не дуплистой. Длина колеблется от 1 до 2,5 м, ширина и высота от 25 до 40 см. Мужчину к месту захоронения несли мужчины, женщину – женщины, ребенка – отец или близкие по крови родственники-мужчины. Лодку-колоду с покойником надевали на заранее приготовленные, обрезанные и отесанные из живых лиственниц два столба так, чтобы голова покойного была направлена на заход солнца. Под лодкой разводили огонь, в который лили жир для окуривания. Личные вещи и предметы связывали в один узел и помещали на соседнее дерево. Шкуру жертвенного оленя вместе с головой, внутренностями и ногами вешали около помоста, придавая ей вид живого животного. Мясо съедалось участниками обряда.

Для жертвы обычно брали верхового или передового оленя, принадлежащего покойнику, убивали его путем удушения (апкив) или ударом ножа или палки в сердце. При обдирании ноги ниже колен и голову не отделяли от шкуры, а внутренности от головы.

Окончив обряд, его участники, пятясь, отходили от места погребения и возвращались домой. В похоронах участвовали только родственники. Местом захоронения обычно служили острова с высокими, хорошо просматривающимися местами.

Это делалось для того, чтобы душа человека не беспокоила оставшихся в живых сородичей. По представлению верхнеамурских эвенков, душа умершего не может преодолевать водные пространства. Страх перед умершим был велик. Места захоронений обычно не посещались, и эвенки обходили их стороной. Для того, чтобы оставленные вещами покойника и лодкой-колодой не воспользовались харчи со своими помощниками, вещи приводились в негодность, а лодку-колоду специально изготовляли ассиметричной.

Подобные типы захоронений встречаются по рекам Олекма, Алдан, Учур, Угино, Гонам и в ряде других мест

Захоронения в земле у эвенков-ороченов в основном были распространены в смежных с расселением якутов и русских местах. Обряд похорон остался таким же, как при верховых захоронениях, только лодки-колоды изготовлялись без отверстий для столбов и ставились в могилу. Как правило, сверху насыпали небольшой холм и устанавливали крест. Испорченные личные вещи предметы клали сверху на могилу или развешивали на соседних деревьях. Шкуру жертвенного оленя вместе с головой и ногами вешали рядом. Голова покойника, как и в верховых захоронениях, обязательно должна быть направлена на заход солнца.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)