Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Познакомимся с историей Кайского края

План проекта

1. Введение

1. 1 Цели. 2

1. 2 Задачи. 2

1. 3 Проблема проекта. 2

1. 4 Основополагающий вопрос. 2

1. 5 Планируемый результат. 2

2. Основная часть

2. 1 История создания и развития Кайской земли. 3 а) Откуда пошла Кайская земля. 3-4 б) Становление Кая и его основатели. 4- 6 в) Административные изменения с 16-18 века 6-7 г) Кай – бунтарный край. 7-9

2. 2 Ф. Э. Дзержинский в кайской ссылке. 9-10

2. 3 Экономическое развитие Кайского края с 18-19 веков а) Промышленность и отходничество. 10-11 б) Сельское хозяйство. 11

2. 4 Жизнь и быт кайских жителей а) Одежда и обувь. 12 б) Быт. 12-13 в) Традиции13-14

2. 5 Установление Советской власти в Кае а) От коллективизации до наших дней. 14-15

2. 6 Достопримечательности Кая а) Церкви Кайгорода. 15-16 б) Легенды старого Кая. 16-17 в) Музей Дзержинского. 17-

2. 7 Чем Кай привлекателен сегодня (Проект «Кай- всему свету край » в рамках федеральной целевой программы «Культура России(2006-2011годы). 17-19

3. Исследования

1. « Роль музея в развитии духовной культуры, традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения». 19-20

2. « Какие традиции сохранились в вашей семье ?». 20-21

Выводы. 21

4. Приложение

5. 1. Анкета «Как вы относитесь к традициям?». 21 Список литературы. 22

Как на Каме-реке глазу темно, когда

На дубовых коленях стоят города

В паутину рядясь – борода к бороде –

Жгучий ельник бежит, молодея, к воде.

Упиралась вода в сто четыре весла,

Вверх и вниз на Казань и на Чердынь несла,

Так я плыл по реке

Осип Мандельштамп.

В настоящее время мы, подрастающее поколение, ощущаем необходимость изучения истории своего родного края, народа, возрождения культуры села.

Очень важно, чтобы мы, ныне живущие, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, чтобы изучение нашей истории облагораживало, при соприкосновении с былым не покидали гордость за свою малую Родину!

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине, месту, где ты появился на свет, где ощутил и навечно сохранил материнское тепло, где впервые прикоснулся душой и сердцем к скромной и неповторимой красоте северной российской природы.

Краеведческая работа способствует развитию у нас познавательных интересов, любознательности, собирательной активности, увлечению историей своего края, села.

История создания и развития Кайской земли

Откуда пошла Кайская земля

Самое древнее поселение не только Верхнекамья, но и всего Северо-восточного и восточного регионов Кировской области, - это, без сомнения, с. Кай. Глядя на это небольшое село, не верится, что когда-то оно имело статус уездного города и по своему значению не уступало другим городам России 16-18 вв. Сюда стекались торговые люди с западной стороны: с Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Хлынова; и восточной: Чердыни, Соли Камской и др.

Широко известно, что Вятская земля прародина пермских финнов, предков коми – зырян, пермяков, удмуртов и др.

Исследователь Вятского края Д. М. Захаров утверждает, что не случайно этот населённый пункт был назван именно так. Слово «кай» относится к древним волоковым терминам, наряду с «волосницей», «волькой» и т. д.

Название Кай происходит от пермского Кайю, где «ю» - «река», значение же слова Кай равнозначно глаголу движения кайны, т. е. «лезть, влезать, взобраться», «идти, пойти в направлении». Кайю, таким образом, означает «волоковая река, по ней на волок надо идти вверх по течению». Захаров также считает, что волоковой глагол «кайны» повлиял на булгарский язык.

Становление Кая и его основатели

Считается, что Кай основали лесопромышленники Строгановы в 1558 г. Но, одновременно, исследователи не сомневаются, что он существовал и ранее как вятское поселение, являющееся центром торговли с удмуртами, коми – зырянами, пермяками, хантами. Сюда задолго до официального основания приезжали вятчане из Хлынова, Слободского и других городов за солью, пушниной и т. д.

Строгановы обратились к Ивану Грозному за разрешением осваивать земли по верхней Каме. Царской грамотой Строгановым дозволялась на землях по Каме и Чусовой ставить крепости, принимать к себе всяких людей, заводить селения торговать беспошлинно рыбой и солью.

Строгановы возводили Кай не на пустом месте. Территория была уже разведана и заселена финно-угорскими племенами язычниками. Строгановы укрепили Кай бревенчатыми стенами из земляных валов и превратили в крепость. При организации управления в Приуралье он был отнесён к Великопермскому уезду, как входящему во владение Строгановых. Во вновь приобретённой вотчине Строгановы наладили добычу соли и железорудное дело. В 1609 г Н. Г Строганов приобрёл место в Кайгороде для постройки «двора на приезд» и судовую пристань с амбаром. Кайгороду отводилась особая роль: Пермские городки добывали соль, а Кай – продавал.

Итак, в непроходимых девственных лесах, окруженных болотами, людьми Строгановых был основан Кайгородок. Стоял на берегу р. Камы, так как водный путь сообщения при тогдашнем бездорожье был основным. «Пограничные крепостницы» строились на возвышенностях, имели защитные сооружения: ров с земляным валом, деревянный частокол-тын, рубились башни «глухие» и «проезжие» (то есть, с воротами, через которые можно было попасть в крепость). Внутри укреплений располагался гарнизон – отряд «служилых людей». Имелась и пристань на реке, так как по Каме в Кай доставлялись товары. Постепенно крепость обрастала пашенными угодьями, вокруг нее селились крестьяне, активно развивалась торговля.

Описание древнего Кайгородка содержится в романе Алексея Иванова «Сердце Пармы» (второе название «Чердынь – княгиня гор»), ставшего бестселлером и получившего несколько престижных литературных премий. «На Каме, у Кайского волока, где некогда шалил рыселицый леший Висел, испросив позволения, вятичи начали рубить новый городок среди боров – беломошников, который навек бы повязал вольный город Хлынов – Вятку с вольными городами Соликамском и Чердынью неослабевающим потоком текли в Пермь с Руси замордованные боярами и усобицами мужики-серносошники, селились, корчевали лес, сеяли рожь, поднимали дома, растили детишек». И дальше: «Кай-городок увидели издалека, и князь удивился, как быстро и основательно обустроился торговый люд. На взгорье стояла крепостница с тынами и башнями, уже распираемая изнутри толстобокими купеческими амбарами. Среди хором даже церковка была как репа – бочкастенькая, с пузатенькими главками. На речах полно скотины; по берегам вверх брюхом лежат расшивы, пришедшие весной с товаром с низовий и теперь ждущие октябрьских паводков, чтобы «укатиться обратно в Пермь»

Благодаря выгодному месторасположению на торговом пути Кайгород развивался и богател. В 16 веке были окончательно проложены и освоены великие водные пути из Московской Руси в Сибирь. Самый удобный из них так называемый камский путь. Он шел от Великого Устюга на Соль Вычегодскую, отсюда по р. Вычегде до Усть-Сысольска (современный г. Сыктывкар) и по р. Сысоле до ее верховьев, близко подходящих к р. Каме у Кайгорода, затем через волок и по Каме до Соли Камской, далее на Верхотурье по р. Туре до р. Тобола в реки Иртыш и Обь.

Исследователь А. В. Эмаусский считает этот открытый в 1597 году путь более удобным и коротким, чем использовавшиеся ранее морской, чрезкаменный и чердынский варианты, которые проходили по северным морям и рекам.

В Кайгороде была своя ратуша, и жил воевода. Уезд подразделялся на четыре вотчины. По шестой ревизии 1795 г Кайский край стал подразделяться на Волокитинскую и Лойнскую волости. От Кайгорода шла дорога на Слободской и Хлынов, известная под названием Воронинская, и далее через Орлов и Котельнич на Нижний Новгород.

Через Кайгород проезжало царское посольство времен Петра 1, направленное в Китай в 1692 году.

Позднее вдоль камского водного пути был проложен сухопутный путь. Он шел от Великого Устюга на Кай, Чердынь, Верхотурье и далее в Сибирь и Китай. В те годы большая дорога верховья Камы не отличалась спокойствием. Путешественников и купцов нередко грабили разбойничьи ватаги. После опустошительного набега иноземцев 1581 года Кайгород стал укрепляться, но от нападения город это спасало не всегда.

Кайгородцы не оставались в стороне от грабежей. В челобитной царю Василию Ивановичу Шуйскому от 10 марта 1607 года крестьяне Зюздинской волости жалуются, что «кайгородцы правят тягло на них себе, а подмогу, животы их грабят насильством, сами их бьют, бесчестят, волочат их в поклепных в пашенную пору». Опасности на главном торговом пути из европейской России в Сибирь не могли остаться незамеченными, ведь это была самая короткая дорога и 18, и даже в 19 веке по линии Тотьма – Устюг – Лальский посад – Кай-городок.

Около 1783 года был проложен новый, так называемый «Большой Сибирский Тракт», оставивший в стороне все упомянутые города Вятской губернии, в том числе и пермские – Соликамск с Верхотурьем. Кай оказался в стороне от оживленных торговых путей, и с этого времени его былое значение постепенно начало утрачиваться. Кайгород теряет своё прежнее значение как административный и торговый центр.

В 1802 году территория Кайгородского уезда отходит частью к Слободскому, частью - к Глазовскому уездам. Кайгород исключается из числа городских поселений, становится заштатным, а затем 11 января 1854 года переименовывается в село. Жители из мещан превращаются в крестьян.

Административные изменения с 16-18 века

В писцовых книгах Яхонтова от 1579 года уже упоминается Кайгородский уезд, смежный с Чердынским и равноправный с Усольским. Он находился на западной окраине Перми Великой и занимал громадную территорию. Его южная граница проходила южнее истока реки Камы, захватывая все верхние ее притоки, речки Порыш, Колыч, Лупью и др. от устья Порыша восточная граница уезда пересекала Каму, шла на север до границы бывшего Пустозерского уезда и до реки Сысолы выше села Койгородского (бывший «выселок» Кайгорода, ныне районный центр Республики Коми); далее граница шла на Юго-восток к истокам реки Кобры и до серединной ее части.

В административном отношении Кайгородский уезд подразделялся на, собственно, Окологородской стан, его центральную часть, по которой пролегал Сибирский тракт, и на три волости: Волосницкую, Зюздинскую и Колычскую, получившие свои названия от соответствующих притоков Камы. В 1678 году в уезде было 1017 дворов (для сравнения: в соседнем Чердынском – свыше 3000).

Благодаря торговле, Кайгород благополучно рос и развивался. Там была ратуша, много посадских людей и купцов. Но управлялся он пока великопермскими наместниками и воеводами, жившими в Чердыни. В самом городке из администрации находились только старосты и судьи.

Со вступлением на престол новой династии царей Романовых, в 1613 году, в Чердыни, Соликамске и Кайгороде были учреждены особые воеводства, а их статус соответственно вырос.

В 1636 году в Чердыни, оставшейся в стороне от Сибирского тракта, воеводство упразднили, а город и уезд подчинили Соликамску. Но в Кайгороде, стоящем на главном пути в Сибирь, как и в Соликамске, воевода остался. Кайгород, как и другие крупные населенные пункты России, имел свой герб. Утвержден он 28 мая 1781 года, вместе с гербами других городов Вятки. Автор Кайского герба – герольдмейстер Волков.

В верхней части герба отобразился герб г. Вятки – рука, держащая натянутый лук со стрелой; в нижней части на голубом фоне – три скобы рыбьего клея, которым жители города торговали.

В царствование Алексея Михайловича, во время учреждения Вятской епархии в 1658 году, Кайгород со своим уездом вместе с западными Строгановскими владениями вошел в ее состав. До 1705 года торговля вятчан солью оставалась одной из самых главных статей дохода. Пунктом обмена и покупки соли был Кай, привлекавший к себе торговых людей не только из Вятки, но и других мест.

По указу Петра 1 от 18 декабря 1708 года «О разделении территории России на восемь губерний» Вятская земля и Кайгородский уезд Пермской земли вошли в состав Сибирской губернии. Вятская земля и Кайгородский уезд в 1719 году образовали Вятскую провинцию Сибирской губернии.

По реформе 1720 года в четырех городах Вятской провинции: Хлынове, Слободском, Кунгуре и Кайгороде - были созданы магистраты, в которых посадское население избирало по два бургомистра. В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши. И, наконец, в 1775 году, по новой губернской реформе, на всей территории Вятского края было образовано единое Вятское наместничество, образован Кайгородский уезд, который в 1782 году насчитывал 12601 человек.

Кай - бунтарный край

Маршрут «По стопам

За свою многовековую историю, в Кайском крае не раз были восстания и бунты.

1673 г. Два года спустя после крестьянского восстания С. Разина вспыхнул бунт и в Кайгороде. Поводом к нему послужил денежный сбор, которым обложил кайгородцев воевода Г. Х. Волков. Отказавшись платить налог, посадские люди восстали, изгнали воеводу, старост и захватили власть в свои руки. Несколько месяцев они жили самостоятельно, пока из Москвы не прибыли стрельцы под командованием Л. Ермилова, которые жестоко расправились с бунтовщиками.

Начало 18 столетия. Война со шведами незамедлительно отразилась большими поборами по всей Руси, в том числе и Кайгороде. Восстание начали посадские люди. Вскоре к ним присоединились крестьяне. Воевода И. С. Радилов сам справиться не мог и попросил помощи у хлыновского воеводы. Кайгородцы не смогли оказать большого сопротивления, и в 1710 г восстание было жестоко подавлено.

Революционные настроения в народе стремительно набирали обороты. По Вятке прокатилась волна забастовок и погромов. Кайгородцы, вконец замученные непосильными налогами, имеющие недоимки, слышали, естественно, о бушующих в стране политических страстях. А с появлением в селе новых людей, иными глазами смотревших на царя и его представителей, на подати и указы, свободомыслие крестьян усилилось. Это были и ссылаемые в этот глухой уголок политически неблагонадежные лица и приезжие интеллигенты. «Вольнодумцев» объединил студент Московского университета Владимир Аристархович Соколов, направленный врачом в Кайскую больницу. Он давал молодежи читать запрещенные властями книги, приходившие к нему вместе с медикаментами по почте, устраивал чтения у себя на квартире, объяснял ситуацию в стране и губернии.

Так Соколов организовал из наиболее активных крестьян кружок, который взялся на подготовку будущего восстания. Члены кружка решили первым делом разоружить полицию и взять власть в свои руки. На квартиры к полицейским послали анонимные письма с угрозами физической расправы. Так в 1906 году началась Кайская «республика».

18 августа в селе справлялся религиозный праздник святых Фрола и Лавра, из деревень в кайские храмы прибыло много народу. Уездные власти, видимо, узнали, что здесь возможны беспорядки и прислали на усиление уряднику и двум стражникам еще трех стражников из Слободского.

Когда полицейские совершали обход по селу для наблюдения за порядком, из толпы в их сторону послышались крики: «Кровопийцы, дармоеды, собаки!» Но дальше оскорблений дело не доходило. При вторичном обходе одного из полицейских, отставших от других, толпа человек окружила и хотела побить, но он стал обороняться железной тростью. Подоспевшие на помощь стражники разогнали людей, но успокоить их уже не смогли.

Вечером крестьяне ходили по селу и пели революционные песни. На требования урядника прекратить беспорядки, отвечали, что, дескать, улица принадлежит им, и они с нее не уйдут. Тогда стражники стали стрелять из револьверов в воздух и обнажили шашки. В ответ селяне потребовали у старосты села И. Покидкина созвать сход на следующий день.

19 августа на сходе в волостном управлении Владимир Соколов встал на стол и зачитал Выборгское воззвание бывших членов Государственной Думы (8 июля 1906 года 1 Госдума была распущена; в ответ на это группа депутатов подписала знаменитое Выборгское воззвание, призывающее народ к неповиновению) и призвал присутствующих не платить податей и не давать правительству рекрутов. Затем предложил обсудить действие полицейских. Сход решил обезоружить их, выгнать из села. 22 августа состоялся еще сход. На сходе говорили о свободе, неповиновении властям, о необходимости создания Кайской республики и вооруженной дружины для отпора карателям. Они договорились, что в случае нападения зажгут костры на Кашиной горе и ударят в церковный колокол. По этому сигналу все кайцы должны собраться для обороны.

Руководитель восстания Владимир Соколов 24 августа уехал из Кая. А 28 августа туда прибыла конная полиция из уездного города. Полицейские каким-то образом узнали о плане обороны и зажгли костры на площади, а тех, кто приходил, хватали. Расправа была жестокой. 28 человек, организаторов Кайской республики, арестовали и отправили под конвоем в Вятку. Через год участники восстания были освобождены. Организатора массовых неповиновений В. А. Соколова арестовали по этому делу лишь в 1913 году. Прокурор на суде требовал 15 лет каторги, но осужденный получил 6 месяцев тюрьмы и был выпущен под залог в 100 рублей на свободу.

Ф. Е. Дзержинский в кайской ссылке

С 20 декабря 1898 года по 28 августа 1899 года в Вятской губернии жил «пламенный борец за коммунизм», «рыцарь революции» Феликс Эдмундович Дзержинский, высланный сюда на три года за принадлежность к Виленской социал-демократической организации, руководство нелегальной ученическим кружком, революционную пропаганду и агитацию среди фабричного и ремесленного населения Вильно и Кавно. С 27 июля по 15 августа он находился в Вятском тюремном замке, а 17 августа прибыл к месту ссылки, в г. Нолинск. Было ему в ту пору 21 год.

Вскоре Дзержинскому и его другу А. И. Якшину определили новое место ссылки. В морозный день 21 декабря 1898 года в сопровождении жандармов они отправились из Нолинска и 30 декабря 1898 года прибыли в Кай.

Сначала ссыльные поселились в доме Семена Ионыча Шанцына, а затем в феврале 1899 года переселились на новую квартиру: в дом Терентия Анисифоровича Лузянина. Из писем Дзержинского о селе Кае: «Эх, какая даль Село здесь немалое. Лежит в яме, так что только после того, как подъедешь к нему вплотную, становится видным. Лес тянется с двух сторон версты две от села Кругом же Кая все болота С конца мая до половины июля, масса комаров, прямо миллиарды, как говорят. Придется маятся порядочно, чтоб привыкнуть к ним. »

К ссыльным часто приходили местные жители за советом. Они видели в новых поселенцах людей знающих, грамотных. Дзержинский объяснял им, как защищаться от обсчетов хозяина, составлял крестьянам прошения и жалобы об установлении душевого надела, о разделе имущества и т. д.

Однако деятельность Феликса Эдмундовича не осталась незамеченной со стороны властей. Против Дзержинского полиция возбудила судебное дело по обвинению его в незаконной адвокатуре. Уездный исправник опросил людей и вынужден был записать, что «Дзержинский платы никакой не брал, в дом к ним не заходил, а последние сами заходили к нему на квартиру».

Феликс Эдмундович с нетерпением ожидал лета. С ним было связано много планов. Главным из них – побег. В отличие от Нолинска в с. Кайгородском постоянной работы Дзержинский не имел. Бедствовал, просил о выдаче пособия на приобретение теплой одежды.

Ранним утром 28 августа 1899 года Дзержинский бежал из ссылки. Спустя полгода после побега из Кая, когда он находился в Варшавской крепости, Дзержинский написал сестре: «Летом в Кайгородском я весь отдался охоте. С утра до поздней ночи, то пешком, то на лодке, я преследовал дичь. Никакие препятствия меня не останавливали Ты думаешь, может, что эта охотничья жизнь хоть сколько-нибудь меня успокаивала? Ничуть! Тоска моя росла все сильнее и сильнее. Перед моими глазами проходили различные образы прошлого и еще более яркие картины будущего, а в себе я чувствовал ужасную пустоту, которая все более возрастала Эта жизнь в Кае отравляла меня»

Экономическое развитие Кайского края с 18-19 веков

Промышленность и отходничество

Большое значение для развития Кайского края имели экономические преобразования. Главная задача – всемирное развитие отечественной промышленности. В течение нескольких десятилетий в Кайгородском уезде появились пять предприятий: Кирсинский, Песковский, Омутнинский, Залазнинскй, Пудемский.

Край издавна славился не только удобными водными и сухопутными путями, необъятными лесными просторами и пушными зверями. Знали люди и о наличии здесь огнеупорной глины, золота и богатых залежах железной руды. Последнее обстоятельство сыграло главную роль в экономическом развитие всего нашего края.

После освоения Верхневятского монастыря монахи узнали, что приобретённая ими земля по берегам Вятки не простая – железорудная. Этот факт грех было не использовать.

Прошло сто лет. Слава о верхнекамских залежах железной руды не давало покоя предприимчивым людям. В 1689 г. хлыновский купец А. Тропицын построил железоделательный завод на берегу р. Чудовой, близ села Екатеринино. Это было старейшее металлургическое предприятие по производству чугуна и железа во всём Вятском крае. Купец поставил на заводе доменную печь для выплавки чугуна и горны для перековки его в товарное железо. Однако хорошее, качественное железо там по каким-то причинам не получалось.

Совокупное бремя чрезмерной налоговой повинности и неблагоприятные условия для эффективного земледелия привели к тому, что в 18-19 вв. крестьянам стало очень трудно кормиться одним сельским хозяйством и многие из них были вынуждены зарабатывать на жизнь промыслами или нанимались в работники - «зимогорить»- вдали от родных деревень. Это занятие получило название отходничества. Из отхожих промыслов наибольшее развитие имели извоз, бурлачество, рубка и сплав леса, заводские работы. Большинство отходников уходило на работу из года в год, постепенно отрываясь от земли и превращаясь в наёмных рабочих.

Распространенными отхожими промыслами были также заготовки древесного угля, добыча и отжиг железной руды для железоделательных и чугунолитейных заводов.

Сельское хозяйство

Развитие промышленности не внесло существенных изменений в аграрный характер Кайского края.

Исключение составляли лишь места возникновения заводов, работники которых занимались как второстепенным видом деятельности огородничеством. Остальная часть населения края, которая не отбывала заводская повинность, жила за счёт хлебопашество.

Преобладающей системой обработки земли стало трёхполье, но в отдельных случаях ещё продолжало сохранятся и подсечно – огневая система. Главными зерновыми культурами были: озимая рожь, ячмень, овёс. Здесь также сеяли лен, коноплю, на огородах – репу и редьку, которые считались лакомством. Главная вспомогательная сила, естественно, - лошади. Обычно урожая не хватало до весны. В этих случаях приходилось питаться низкокачественным хлебом, смешанного с отрубями, лебедой и т. п.

Санитарный врач А. Радаков, побывавший в 1877 году в Кайской волости и своими глазами видевший положение кайгородских крестьян, писал: «Урожайным годом жители этой местности называют тот, в который хлеба хватает до половины зимы. О мясе крестьяне почти не имеют понятия, едят один сухой хлеб, в который примешивают кору, отруби, и т. п. Печеный хлеб имеет вид куска грязи »

В «Вятских губернских ведомостях» в 1874 г. Бронников писал:

«Кайский край по преобладанию в нём болот и лесов, по слабости населения считается самым бедным, всегда голодным, изобиженным от природы во всех отношениях ».

Причиной тому были не только скудные земли, но и большие казённые подати. Общая сумма выплат в среднем составляла 3 руб. с души. По своей бедности кайским крестьянам платить било не чем. Для выколачивания их власти применяли самые суровые меры. Порка недоимщиков в те времена было обычным делом.

Жизнь и быт жителей Кая

Одежда и обувь

В Кайском крае вся одежда была домотканой. Самым распространенным, издавна используемым материалом был лён.

Зимняя верхняя одежда – это пониток, зипун и полушубок; летняя – шабур. Нарядные головные уборы у молодых женщин – «наколка», у взрослых и пожилых – «шамшура». Девицы на увеселительные сборища всегда являются в ситцевых сарафанах с непокрытой головой, заплетённые в косы, украшенные лентами. Замужним женщинам с непокрытой головой ходить было нельзя, праздничный сарафан их украшался кружевами спереди и сзади.

Самым древним видом одежды считается рубаха. Женская рубаха отличается от мужской длинной и более богатой отделкой. Крестьянки и горожанки, и даже дворянки носили одного покроя рубахи. Разница была только в качестве ткани. Мужская рубаха была менее украшена, но и к ней относились с должным уважением и вниманием.

Обязательным было ношение пояса. Считалось зазорным показаться на людях без пояса. Пояс дарили новорожденному и опоясывали сразу после крещения. Провожая в последний путь, покойника тоже опоясывали. Женщины носили пояс высоко, под грудью; мужчины подвязывали его ниже поясницы.

Основной крестьянской обувью были лапти, лишь зимой, во время холодов, - валенки. В наших краях лапти носили аж до 50-х г. 20 в. Будничные плели из грубого широкого лыка. Куда наряднее выглядели розовые лапти из вязового лыка. Такими они становились после опускания их в горячую воду. Держались лапти на оборах- кожаных узких ремешках из конопляного волокна. Ноги оборачивали для тепла в холщёвые портянки, затем в суконные онучи.

Жили кайцы и синеглинцы в курных, полусгнивших избах, с виду скорее похожих на телячью стойку. Внутри грязь, нечистоты, потолок весь в саже. В углу, в зыбке, качается ребенок в разлезающихся от ветхости тряпках. Рядом с люлькой помещался в зимнее время скот. Вследствие нечистоты чесотка принадлежит к числу самых распространённых болезней. Избы крайне тесны: на каждого человека приходится 213 куб. саженей воздуха, т. е втрое менее, чем требует гигиена. Смертность громадная: в Кайском крае умирает 1 из 20. Средняя продолжительность жизни в Кае 18 лет.

У кайгородцев было пристрастие к хмельному напитку, который назывался бражкой. Она делалась из овсяной муки, употреблялась как в простые, так и в воскресные дни; у крестьянина не найдешь иногда хлеба, а брага постоянно и везде есть; она бывает холодная и теплая- «теплуха»; последней употребляется как в праздничные дни, так и при родах, крестинах, свадьбах, и похоронах и при других случаях. Бражка была крепкой. «. даже самый сильный мужчина, если не сваливается с ног, выпивший несколько ковшей, так, по крайней мере, бывает пьян; пьют её все от мало до велика, почему между ними не редко можно встретить больных, страдающих катаром желудка. ». Напиток этот составляет особенность местного края.

Традиции

В силу своего удобного географического положения оседлое население Кайской земли постоянно соприкасалось с «пришлыми» людьми разных национальностей, которые проходили по Сибирскому тракту. А потому Кайский край необычайно богат традициями, на которые не могли не повлиять как древнейшие ее жители – чудь, так и соседствующие народы – вятчане, пермяки.

Свадебные традиции в Кайгороде, как и в других местах, сложились издревле и мало чем отличались то традиций Волго-Вятского региона. Временами обряд, конечно, в чем-то изменялся, но его основа – старинные обычаи – оставалась незыблемой. Менялись только детали обряда. Кайская свадьба в некоторых деталях отличалась, например, от Лойнской и Кирсинской.

Старинный свадебный обряд в Кае был такой: сватовство, сговор (рукобитье, малые смотрины), девичник (вечерка, большие смотрины, пропивка), баня, венчание и свадебный пир, отводины (хлебины). Для родителей жениха и невесты это был серьезный момент, готовиться к которому начинали задолго до свадьбы.

Время свадеб обычно, как и по всей России, начиналось после завершения полевых работ. Достигнув брачного возраста, молодежь собиралась на вечерки. Существовал обычай: на церковный праздник Покрова (1 октября) девушки просили о замужестве: «Батюшка Покров! Покрой землю снежком, а меня женишком!»

Кибановский праздник (название по месту Кибаново, где это происходило) или Семенов день – религиозный праздник, который отмечался 1 сентября только в Кайском крае. Он продолжался три дня у деревянной часовни Усекновение Главы Иоанна Предтечи и Симеона Столпника, которая стояла когда-то в густом лесу на берегу Порыша, притока Камы, верстах в 20 от Кая и 12 верстах от бывшей когда-то деревни Копчиково.

Обряд проходил так. Живущие поблизости от часовни крестьяне за неделю до праздника брали оттуда икону Симеона Столпника и приносили ее в Кайскую церковь. А 1 сентября, после утрени, в сопровождении других икон ее торжественно несли обратно. Для совершения главного молебна, который проходил в 4 часа вечера на берегу Порыша возле часовни, собирались верующие из многих губерний. Во время службы больные люди, несмотря порой на холод, заходили в освященную во время службы воду (иные по самое горло), которая считалась целебной, в надежде на исцеление. По свидетельству очевидцев, были случаи исцеления больных. По окончании молебна иконы из кайских церквей уносили обратно, а духовенство ходило по местным деревням с крестами.

На берегу Порыша для прибывших издалека паломников был построен специальный дом. Крестьяне к этому празднику готовились заранее: варили пиво, бражку, пекли всевозможную стряпню.

В настоящее время этот праздник ныне известный как Семенов день, возрожден. На высоком берегу Порыша, на месте бывшей часовни, в 2006 году установили деревянный крест.

Установление Советской власти в Кае

От коллективизации до наших дней

Осенью 1928 года в стране началась массовая коллективизация сельского хозяйства. Не избежал этой участи и Кайский край. Одной из первых организовалась коммуна «Искра» в Чакушском сельском совете – 26 августа 1927 года. В коммуне были детские ясли, столовая, пекарня, клуб, позднее построили мельницу и свинарник. Первым председателем избрали Л. Лихачева.

Коллективизация набирала силы. В каждой деревне стали появляться свои ТОЗы (товарищество по обработке земли), сельхозартели, СОЗы, коммуны.

Становление колхозного строя, как и по всей стране, проходило сложно. Было много недовольных. Подчинялись только под давлением власти. Но больших бунтов по поводу коллективизации не было. И вот почему. Тем, кто не хотел идти в колхоз, землю давали на дальних починках и самую плохую, облагали непокорных непосильными налогами. Кроме того, если крестьянину сдавать налог было нечем, то уводили скот с его двора.

Чтобы ускорить процесс превращения свободных крестьян в колхозников коммунистической партией перед райкомами была поставлена задача: ликвидировать кулачество как класс на основе сплошной коллективизации. Теперь к кулакам могли причислить любую не вступившую в колхоз семью. С такой «слишком богатой» семьей власть могла сделать что угодно. Так крепостное право, отмененное в Российской Империи в 1861 году, было вновь применено к крестьянам. И крестьянство как класс исчезло. На смену свободному труженику появился наемный рабочий, который работал под принуждением, а не за результаты труда.

Во время Великой Отечественной войны большая часть колхозников-мужчин ушла на фронт. Женщины и дети заменили их. Тяжелое было время. Фронту отдавали все. Хлеб отправляли государству целыми обозами. После этого наступали голодные дни. От голодной смерти колхозников спасал картофель, выращенный на своем огороде. А когда его не хватало, в ход шли отруби, клевер, лебеда, крапива Работали за «палочки» (трудодни), денег у людей практически не было. Семьи колхозников облагались большими налогами и еще подписывались на государственные займы. Война унесла более 325 жизней из села и деревень Кайского края. В с. Кай из 650 человек населения 102 погибло на фронте.

После войны началось укрупнение колхозов. В 1957 году колхозу «40 лет Октября» за выполнение плана вручено переходящее Красное Знамя райкома КПСС и райисполкома. В честь 40-й годовщины Октября колхозники решили сдать государству сверх плана 100 тонн молока. В колхозе к тому времени уже работали две электростанции и начали строительство третьей, имелась одна пилорама, в то же время приобрели и вторую. Колхозники строят новые здания свинарника, телятника коровника, конного двора зерносклада. Они купили кормозаправочников, легковую машину, паросиловую установку.

В январе 1959 года в этот колхоз влился еще один – имени Суворова. Так возник колхоз имени Ф. Э. Дзержинского, просуществовавший до марта 1967 года, когда он был преобразован в совхозы мясомолочного направления – «Кайский» и «Южаковский». Совхоз «Кайский» жил и благополучно развивался до самых рыночных реформ.

За последние годы совхоз неоднократно менял свое название: КДП «Кайский», СПК «Кайский». Сейчас он СПК «Колхоз «Колос. Есть небольшая ферма и стоянка с тракторами и машинами. Вот и все, что осталось от крупного некогда хозяйства. Наверное, государству сейчас не нужны колхозы, как во время коллективизации кулаки и середняки. Не нужны также и крестьяне, потому как для этого не созданы экономические условия.

Достопримечательности Кая

Церкви Кайгорода

На рубеже 14 – 15 вв. , во время интенсивного освоения земель в бассейне рек Вятке и Камы, русские переселенцы принесли свою религию- православную веру. Появились первые культовые постройки: часовни, монастыри, храмы.

Древним считался Успенский монастырь в Кайгороде. Летописцы не называют его основателя, но легенды прошедших веков утверждают, что «когда Трифон шёл в Вятскую землю, он не был принят кайгородцами, за что проклял Кайский край ».

Примерно в то же время была основана пустынь «Живоначальная Троица», располагавшаяся ниже по Каме, преобразовавшаяся позднее в Плеский монастырь. В старинных документах она упоминается в 1639 г. под названием Троицкая Варлаамова пустынь, в честь основателя Варлаама.

Были в крае также часовни, которые стояли обычно на старой Сибирской дороге, служили местом отдыха путников и центром христианской религии для всех близлежащих деревень. Это часовни – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; Чакушская – в имя святой мученицы Параскевы – Пятницы, куда, возможно, и совершался Крестный ход по погибшим; Кибановская – во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святого Симеона Столпника, возле которой происходил молебен на р. Порыш.

В самом Кайгороде было несколько храмов. В первой половине 18 столетия – это уже упоминавшийся Успенский монастырь и Преображенская церковь. В марте 1764 г. Вятской епархии дано указание выявить 5 лучших монастырей, остальные упразднить. В число неперспективных попал и Успенский монастырь.

В 1766 г. построена новая Николаевская церковь. Через год появилась трёхпрестольная Воскресенская и Флоро-Лавровская церкви.

Начало упадка монастырей и церквей началось с упразднения Сибирского тракта. Движение торговых людей и путников по нему стало уменьшаться, а в первой половине 18 столетия почти прекратилось, переместились южные уезды. Первыми это почувствовали монастыри и пустыни, черпавшие основной доход не от прихожан, а от путников. Многие церкви были ссажены.

В настоящее время на территории Верхнекамья действует две церкви: Покровская – в Кирсе, и Николаевская – в Рудничном.

Легенды старого Кая

Таинственная гора

Вниз по Каме от села Кай, чуть в стороне есть высокая гора, сплошь покрытая столетними соснами. Она омывается двумя речками – Пыелкой и другой Безымянной. То есть гора представляет собой своеобразный остров. Однажды рыбаки окрестных деревень ставили здесь по весне «фитили» (местное название рыболовных приспособлений) и другие снасти. Запоздали и пришлось заночевать у подножия горы. Ночью рыбаков разбудили жуткие звуки, нёсшиеся с вершины. Там кто-то плакал, ржал, как жеребёнок, хохотал, аукал. Рыбаки в страхе убежали от этих мест, побросав снасти, лодки и котомки. Только утром они решили вернуться на место ночлега. Здесь они увидели полный погром.

С тех пор стали называть эту гору Чёртовым Городищем. Мужики, ездившие за сеном, утверждали, что в ночь под Рождеством на вершине горы светились костры, какие-то тени поднимались до небес, на много вёрст разносился шум и треск.

О Каме и Вятке

Жили когда-то две сестры чаровницы лесные, владычицы двух могучих рек – Камы и Вятки. Взгляните на карту: родившись почти рядом, эти две дочери Волги и Каспия дружно бегут по тайге бок о бок полтысячи верст к северу. Так, может быть, и убежали бы сестры-реки к могучему молодцу Северному ледовитому океану, да встретился им на пути Коми – зырянский бог охоты Чемпульто. Красив и величав, нет равному ему по силе в лесу. Но не за силу и красоту чтят его зыряне-охотники, а за отзывчивость и доброту. И столько в его сердце было этого чувства, что не уместилось оно в груди бога-великана, и он, вынув сердце, спрятал его в заветном месте, как раз на пути Вятки и Камы.

Влюбились сестры в красавца-бога. Да не суждено было ни одной из них стать его невестой. Поссорились из-за бога хозяйки рек и разбежались в разные стороны – одна к западу, другая – на восток. А огорченный Чемпульто ушел в зырянские леса оплакивать свое одиночество.

По другой легенде, убил великого бога его злой и несокрушимый брат – бог зла и смерти Кым (в честь его названа одна из речек). Решив сам жениться на сестрах-красавицах, унес тело брата на Северный Урал и придавил его там камнем-горою. Испугались сестры злого бога, разбежались в ужасе в противоположные стороны, а потом через тысячи верст обе повернули на юг к Волге-матушке.

А там, где осталось лежать сердце доброго Чемпульто, с тех пор повисли постоянные туманы, дав этому урочищу название «Дымное». А люди уверяют, что туманы родит тепло, исходящее от горячего сердца Чемпульто.

Музей истории села Кай

С 27 июля 1898г по 28 августа 1899г в Вятской губернии жил «пламенный борец за коммунизм», «Рыцарь революции» Феликс Эдмундович Дзержинский, высланный сюда на три года за принадлежность к Виленской социал-демократической организации, руководство нелегальным ученическим кружком, революционную пропаганду и агитацию среди фабричного и ремесленного населения Вильно и Ковно.

Сейчас в том доме, где жил Дзержинский, находится музей. Он сейчас пользуется большой популярностью у посетителей, что связанно с 450-летием Кая. Посетив его, можно познакомиться со всей историей Кая, с его прошлым и настоящим. В музее сохранилась комната с той обстановкой, в которой жил Дзержинский: это и старинная мебель, деревянная посуда, другая домашняя утварь, старинная одежда, в общем, все напоминает быт начала 19 века. На сегодня музей истории с. Кай – один из центров патриотического воспитания населения края. Музейный фонд насчитывает более 600 экспонатов , в том числе 370 экспонатов – основного фонда. Кроме этого в музее представлены поделки из бересты, лыка, глины кайских умельцев.

Чем Кай привлекателен сегодня

С 2009 году музей участвует в реализации федеральной целевой программы «Культура России» (2006-2011годы) , что позволит создать условия для сохранения культурного наследия , развития существующих традиций , их распространению среди населения средствами музея , организацией туристической деятельности по принципу « тур выходного дня». В перспективе музей превратится из центра экспонирования и консервации в культурный центр, ведущий просветительскую деятельность.

Проект «Кай- всему свету край » ставит цель сохранения культурного наследия народов России, популяризацию культуры и традиций Кайского края. Используются также археологические памятники XIII-XY веков, «Кайское городище», IY- XYI веков Гидаевская курганная группа.

План мероприятий по реализации проекта :

✓ Подготовка гостиного дома в с. Кай

✓ Выпуск каталога «Туристические возможности Верхнекамского района»

✓ Подготовка и издание буклетов «Легенды старого Кая», «История села Кай», «Народные промыслы Кая», «Музей истории села Кай», «Дзержинский в кайгородской ссылке», «Знатные люди Кая»

✓ Подготовка и изготовление карты Верхнекамского района с туристическими маршрутами на основе паспортов объектов культурного наследия- археологического памятника «Кайское городище», «Марьин кокошник »XIII-XV вв.

✓ Изготовление сувенирной продукции

Мероприятия экскурсионного обслуживания :

Маршрут Кирс- Лойно- Кай

Экскурсия «Пешком в историю»

• Археологический памятник Кайское городище «Марьин кокошник»- XIII- XVI вв (приложение №)

• Кашина гора

• Старинный Большой Сибирский путь

• Памятник Ф. Э. Дзержинскому

• Памятник республиканского значения Дом, в котором жил, находясь в ссылке в 1899 г Ф. Э. Дзержинский

Обзорная экскурсия по музею.

Мастер – класс по лозоплетению , ткачеству, вязанию половиков, лоскутному шитью

Фольклорный праздник «Как в старину бывало»

Природа Кайского края- верховья р. Камы

• Обзорная экскурсия по музею села Кай;

• Экскурсия по лесу с егерем, фотоохота, сбор ягод, рыбалка

• Кайская баня

• Развлекательная программа «Кайские посиделки»

Маршрут «По стопам святого Трифона Вятского»

• Обзорная экскурсия по районному историческому музею города Кирс;

• Село Кай – деревня Южаки. Пеший переход на реку Порыш к месту молитвенного подвига святого Трифона Вятского

«Роль музея в развитии духовной культуры, традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения»

С Музеем истории в с. Кай я впервые познакомилась во время экскурсии с одноклассниками еще когда училась в 6 классе. Затем еще неоднократно посещала его. Там я ознакомилась с историей села, с его прошлым и настоящим. Это значительно облегчило работу над моим проектом.

В доме, где сейчас находится музей, жил Дзержинский, когда был сослан в Вятскую губернию в 1837 году. В музее много старинных экспонатов. Можно увидеть простую деревенскую комнату со старинной утварью. Находясь в этой комнате, кажется, что попадаешь в другой век.

В музее также выставлены работы местных народных умельцев : изделия из лозы , бересты. Мастерская народных умельцев создана при музее. Всем желающим приобщиться к ним предлагают проведение мастер- класса по лозоплетению- Остроносов А. и лоскутному шитью – Черницына М.

Работники музея способствуют сохранению и пропаганде традиций :

- проводят фольклорные праздники « Как бывало в старину »

✓ Троицкие гуляния

✓ Масленица

✓ Коляда

- регулярно в районной газете помещают краеведческий материал по истории с. Кай, об обычаях , традициях и быте жителей в прошлом.

В последние годы число посетителей музея истории с. Кай увеличилось.

Анкета №1 «Какие традиции сохранились в вашей семье».

Цель: узнать об отношении жителей Кая к традициям.

В силу своего удобного географического положения Кайская земля была необычайно богата традициями. Мы решили узнать, сохранились ли традиции у современных жителей Кая.

Оказалось, что жители Кая до сих пор сохранили такие традиции, как празднования Пасхи, Земли Именинницы, Масленицы, Святки, Дня Ивана Купала, изготовление бражки.

Вывод: отношение к традициям современных жителей Кая практически не изменилось. Это связано с тем, что население хорошо знает историю своего села, а в этом большую роль играет музей.

4. Общий вывод.

Работая над проектом, мы узнали много нового и интересного о этнокультурном наследии с. Кая. А именно, как шло развитие села, об экономическом развитии, о промыслах жителей. Мы провели анкетирование среди жителей села и молодёжи, выяснили, как они относятся к истории села, к сохранившимся традициям. Также мы посетили музей, там нас познакомили с бытом крестьян, узнали о том, как они проводили своё свободное время. Но самое главное, мы поняли, что интересоваться прошлым нужно, чтобы знать и помнить вклад наших предков и, чтобы сохранить то, что создавалось много веков

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)