Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Православное прошлое и настоящее села Суетово

Очевидно, что история Российского государства теснейшим образом связана с историей Русской Православной Церкви. Поэтому добросовестный исследователь прошлого не обходит стороной проблемы церковной истории. Да иначе и быть не может. Ведь большая часть бытия нашей страны – это история православной державы. Русский человек не мыслил себя вне Православия. Неудивительно, что между словом «русский» и «православный» очень часто ставился и ставится знак равенства.

Я считаю, что полюбить свою землю, свою малую родину можно лишь тогда, когда ты знаешь её историю. Без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно развитие личности, её духовное становление. А корни наши в Православии.

О том, что в селе Суетово ещё в XVIII веке была построена первая каменная церковь, я впервые узнала на уроках истории православной культуры земли Смоленской.

В начале Великой Отечественной войны Свято-Троицкая церковь села Суетово была разрушена, и вот сейчас, почти через 70 лет, в д. Суетово идёт активное строительство нового Свято-Николаевского храма, возрождаются православные традиции.

Мною были опрошены 40 человек, проживающих на территории нынешней деревни Суетово, в возрасте от 28 до 84 лет. В результате опроса я выяснила, что 32 человека только слышали, что в деревне Суетово была церковь.

Осведомлённость жителей села Суетово о существовании местной церкви

Описать, как выглядело здание храма, когда оно было построено, назвать фамилии священников смогли всего лишь 5 человек.

Осведомлённость жителей села Суетово о том, как выглядело здание храма, когда оно было построено

Никто не смог сказать, кто строил церковь, но 38 из 40 опрошенных хотели бы узнать о судьбе храмов села Суетово, историю своей малой Родины.

Заинтересованность жителей села Суетово исторической судьбой местных православных храмов

Результаты опроса убедили меня в необходимости сохранения исторической памяти моих земляков.

После того, как я побывала на том месте, где в XVIII веке над селом возвышался Троицкий храм, мне не давали покоя вопросы: «Кто строил эту церковь? Как она выглядела? Какова была её судьба на протяжении двух веков? Какую роль играла Церковь в жизни прихожан?»

Чтобы ответить на все эти вопросы, увидеть то, что было утрачено нашим русским народом за прошедший XX век, я тщательно собирала материалы в государственных и частных архивах, библиотеках, беседовала со старожилами д. Суетово.

Цель моей статьи: выяснить, каков был исторический путь церквей села Суетово на протяжении двух веков: с XVIII по XX век, и какую роль играла Церковь в жизни моих земляков.

Для своего исследования я выдвинула гипотезу о том, что Свято-Троицкая церковь на протяжении двух веков своего существования была центром духовной жизни прихожан, центром воспитания и просвещения, центром, вокруг которого развивалось село.

Для достижения цели своей статьи я поставила перед собой следующие задачи:

1. Провести опрос общественного мнения с целью выяснения значимости данного исследования для жителей деревни Суетово.

2. Выяснить:

• как выглядели церкви села;

• кто их строил;

• какие русские народные и православные традиции были связаны с храмами;

• какую роль играла Церковь в просвещении и воспитании населения.

3. Способствовать

• воспитанию бережного отношения к историческому и культурному прошлому села;

• пробуждению чувства любви и гордости за свой край.

Объектом моего исследования является социальное служение православных приходов в XVIII-XX веках.

Предметом исследовательской работы является приход Свято-Троицкой церкви села Суетово в XVIII-XX веках.

Методы, которые я использовала при написании работы:

• опрос общественного мнения;

• интервьюирование;

• фотографирование;

• беседа;

• изучение архивных материалов, справочной литературы;

• анализ и систематизация изученных материалов.

Архивные сведения о первых церквах XVIII века в селе Суетово

К сожалению, пока в архивных документах удалось найти сведения о церквях села Суетово, только начиная с XVIII века.

В XVIII веке в селе Суетово при местном кладбище существовали 2 деревянные церкви: Свято-Троицкая церковь и Церковь во имя Алексия, человека Божьего. Когда они были построены – неизвестно. Но известно, что Алексиевская Церковь была построена дворянином Алексеем Фёдоровичем Тумило-Денисовичем.

В 1778 году на месте деревянной Свято-Троицкой церкви строится каменное здание. Строит его полковник и дворянин Михаил Самуилович Тумило-Денисович.

Из родословной рода Тумило-Денисовичей следует, что в момент строительства церкви ему было 65 лет, и у него в это время рождается сын. Можно предположить, что он построил церковь в знак благодарности Богу за наследника.

Свято-Троицкая церковь выглядела, как и все сельские храмы того времени. Была она двухкупольная, двухэтажная, имела 3 престола: 1 –– во славу Святой Живоначальной Троицы, второй – в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий - во имя святого Николая Чудотворца.

Прихожанами церкви являлись жители 16 окрестных селений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что само наличие в селе Суетово в XVIII веке двух деревянных и одной каменной церквей подчёркивает значимость Церкви для прихожан, её большую роль в жизни русского народа. Этот факт уникален для сельских приходов. Это свидетельствует также о том, что село Суетово было крупным населённым пунктом, торговым центром для близлежащих поселений. Смоленские священники не раз выбирались народом для заключения торговых договоров. Духовенство наблюдало за правильностью торговли. В притворах церквей вывешивались товары. В монастырях и храмах хранились образцовые весы.

Деятельность Церкви в XIX веке

Село Суетово располагалось при речке Холынке и являлось центром Суетовской волости, в состав которой в XIX веке входило около ста населённых пунктов. В 1873 году село Суетово находилось в Духовщинском уезде, в приходе числилось 158 дворов.

Само же Суетово в XIX веке состояло из 5 населённых пунктов: села Суетово, двух деревень: старого Суетова и нового Суетова, а также двух владельческих усадеб. Старое Суетово располагалось там, где сейчас построены многоэтажные дома. Новое Суетово расстраивалось в направлении станции Свищёво. В селе Суетово находилась церковь, министерское училище, 2 лавки, фельдшерский пункт, казённая винная лавка, дровяные склады, кузница. На Троицын день здесь устраивалась ярмарка.

В 1873 году деревянные Алексиевская и Троицкая церкви уже не существовали. Действовала лишь каменная Свято-Троицкая церковь.

В 1898 году священником Троицкой церкви села Суетово был Иаков Сергеевич Семёнов.

Как во всех церквях, так и в Троицкой церкви села Суетово, помимо причта был церковный совет, который помогал вести церковную летопись, клировые ведомости, брачные обыски, исповедные книги, приходно-расходные книги, книги указов (с 1843 года), книги описи имущества, книги венчиков, книгу добровольных пожертвований (с 1846 года).

Архивом церкви также заведовал церковно-приходской совет.

При церкви имелась библиотека.

Храм в селе был центром не только религиозной жизни прихода, но играл важную роль в просвещении населения. В 1898 году в селе действовало министерское училище, а в приходе была школа грамоты с 1880 года. Уроки в них вели священник Иаков Сергеевич Семёнов и его дочь Александра.

Таким образом очевидно, что Церковь была центром просвещения и воспитания, духовным центром, вокруг которого развивалось село, торговля. Церковь выполняла функции Загса, суда, архива.

Церковь в советский период: 30-40-е годы XX века

Новые страшные времена наступили для Смоленской епархии, как и для всей Русской Церкви, после большевистского переворота 1917 года. Советская власть видела в Церкви Христовой одного из главных своих врагов и поэтому с первых дней существования повела с ней беспощадную борьбу.

Уже летом 1918 года в Смоленской губернии начинают закрывать храмы и преследовать духовенство.

Эта участь не обошла и церковь села Суетово.

Настоятелем Троицкой церкви с 14 августа 1923 назначается Феодор Сергеев Берёзкин, диаконом - Иоанн Ульянов. Фёдор Сергеевич Берёзкин, 1882 года рождения, был уроженцем села Суетово. Из архивной справки Управления ФСБ России по Смоленской области удалось узнать, что о. Фёдор был арестован 21 июня 1928 года Смолгуботделом ОГПУ по Ярцевскому уезду, содержался под стражей в Ярцевском ДПЗ и обвинялся в антисоветской пропаганде и вредительстве советской власти по ст. 58, п. 10 УК РСФСР. Постановлением Совещания при Коллегии ОГПУ от 2 ноября 1928 года Берёзкина Фёдора Сергеевича приговорили к административному выселению и лишили права проживания в крупных городах РФ сроком на три года. В архивном уголовном деле №11461-с есть сведения, что Берёзкин Фёдор Сергеевич убыл в г. Нижний Новгород. Заключением Прокурора Смоленской области от 16 сентября 1992 года Берёзкин Ф. С. реабилитирован. К сожалению, о дальнейшей судьбе последнего священника Свято-Троицкого храма села Суетово больше ничего неизвестно.

В 1937-1938 годах встал вопрос о преобразовании Суборской семилетней школы крестьянской молодёжи в среднюю. Деревня Суборь находилась в четырех километрах к северу от Суетова. Среднюю же школу было решено организовать в деревне Суетово. С этой целью здание Свято-Троицкой церкви решили переоборудовать под школу.

Решением Смоленского облисполкома №2126 от 4 октября 1939 года храм был закрыт и передан на образовательные нужды.

Из воспоминаний ветерана педагогического труда Суетовской школы Виктора Григорьевича Морозова стало известно, как перестраивалась церковь под школу, и о том, как выглядела церковь накануне окончательного разрушения в начале Великой Отечественной войны. Вот, как он описал эти события в своём дневнике:

«В первую очередь были сняты все колокола, так как они были из ценного металла. Несколько позже, когда уже колокола были сняты и отвезены на станцию Свищёво, где их погрузили на платформу и отправили по назначению, приехали подрывники из г. Ярцево и подорвали колокольню. От небольшого взрыва колокольня рухнула, образовав огромную гору кирпича и щебня. Там, где стояла колокольня, возвели деревянную пристройку.

В здании церкви проходили также колхозные собрания.

Школа просуществовала в церкви не более 3-4-х лет. Началась Великая Отечественная война, оккупация Смоленщины фашистами. Во время войны церковь была полностью разрушена. Немцы использовали строительные материалы от церковного здания для ремонта дорог».

Возрождение Церкви в деревне Суетово в XXI веке

На месте каменной Свято-Троицкой церкви села Суетово в настоящее время можно найти лишь огромные камни-валуны. Место, где располагалась церковь, заросло кустарниками и деревьями. Рядом с церковью находилось кладбище. До настоящего времени сохранились лишь три гранитные надгробные плиты с фамилиями Рейнгард, Морозовой, Величко. Иван Николаевич Величко с сыном Николаем и дочерьми Юлией и Надеждой были дворянами. Коллежский асессор Иван Николаевич Величко и жена его Екатерина Ефремова владели «землями сельца Редюкина с деревней Бабиной, а земли сельца Ланино, сельца Суборь, деревень Хоблино, Крутень и Ледищи были землями общего владения майора Платона Петровича и штабс-капитана Сергея Петровича Тумило-Денисовичей, а также полковничей дочери девицы Софьи Николаевны Величковой, штабс-ротмистра Сергея Михайловича и штабс-капитана Константина Михайловича Диотовских». Все перечисленные деревни находились раньше на территории Суетовской волости. В настоящее время в них уже никто не проживает.

Но возрождается православное прошлое села Суетово. В марте 2005 года в деревне Суетово был зарегистрирован приход Свято-Николаевской церкви в арендованном здании Суетовской сельской администрации. 6 марта 2005 года настоятелем прихода был назначен священник Димитрий Коротаев. В молельном доме стали совершаться богослужения.

29 августа 2005 года настоятелем Свято-Николаевской церкви назначается иерей Феодор Зинченко.

В сентябре 2005 года началось строительство нового каменного здания Свято-Николаевского храма.

19 декабря 2005 года, в день празднования памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, в Свято-Николаевском храме была совершена Божественная литургия, после чего состоялось освящение места под строительство нового храма.

В честь этого события был совершён крестный ход.

В ноябре 2006 года была завершена закладка фундамента здания церкви.

К продолжению строительных работ приступили летом 2007 года.

29 августа 2007 года произошло историческое событие для жителей села Суетово - освящение закладного камня в основание строящейся Свято-Николаевской церкви викарием Смоленской епархии епископом Вяземским Игнатием.

В алтаре, на месте закладки камня, установили памятную плиту с надписью: «Основася храм сей в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца при Патриархе Московском и Всея Руси Алексие, святительстве Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Епископом Вяземским Игнатием, 27 сентября 2005 года».

Свято-Николаевская церковь строится по проекту ярцевского архитектора Владимира Юрьевича Наумова. Он уникален тем, что содержит в себе элементы древнего зодчества, выполненные из современного строительного материала.

«Один из красивейших вновь строящихся храмов Смоленской епархии», - так говорят о Свято-Николаевской церкви все прихожане и жители Суетова.

В течение 2007-2008 года стены храма возводила бригада строителей под руководством Алексея Владимировича Попова. 19 июля 2008 года она закончила свою работу.

Заказ на изготовление куполов и крестов выполняет смоленская бригада кровельщиков под руководством бригадира Андрея Копейчикова.

8 сентября 2008 года состоялось освящение креста на купол храма. Чин освящения провёл благочинный Ярцевского благочиннического округа протоирей Василий Мовчанюк в сослужении настоятеля Свято-Николаевского храма иерея Феодора Зинченко и духовенства Ярцевского округа.

Возрождаются и православные традиции в деревне.

Уже третий год подряд совместно со школой, работниками Суетовского сельского Дома культуры с благословения отца Фёдора и матушки Юлианы проводится для детей села Рождественская ёлка, праздник Масленицы, Пасхи, организуется посещения православных святынь земли Смоленской.

Отец Фёдор – частый гость в школе. С его помощью был оформлен кабинет основ православной культуры, присутствует он и на родительских собраниях, и на всех значимых школьных мероприятиях.

Впереди - интересная работа по завершению строительства храма, его оформлению, изучению истории села Суетово. Судьба наших земляков Морозовых, Рейнгард, Тумило-Денисовичей, Величко, священников села Суетово Семёнова, Берёзкина, Ульянова. Какова она? А вдруг кто-то из их родственников ещё жив, но не знает, где похоронены их предки?

Нам, детям нынешней эпохи, предстоит возродить былую святость своей Родины, восстановить историческую память нескольких поколений.

Исстари на Смоленщине было много храмов

На примере судьбы церквей села Суетово можно проследить историю государства Российского, что происходило в нашей стране в разные периоды времени.

Строительство церквей на Руси определялось не только религиозными соображениями, но и социальными, политическими, административными. Возводились они трудом и талантом народа, который воплощал в своём творчестве народный идеал красоты, любовь к родной земле

Церковь играла большую и неоценимую роль в сохранении исторической памяти русского народа. Она являлась носителем нравственности человеческого общества, создавала общественное мнение.

В течение нескольких веков в храмах люди получали очищение, утешение, духовную крепость.

Русская Православная Церковь на протяжении своей тысячелетней истории всегда была со своим народом: и в радостях, и в испытаниях Так было, так есть и так будет всегда!

Исследование истории церквей села Суетово натолкнуло меня на мысль, что церкви являлись не только культурными центрами, но системообразующими элементами общества, способствующими объединению людей, активизирующими их деятельность, внушающими чувства патриотизма и преданности своей Родине.

Таким образом, цели и задачи работы достигнуты.

Выдвинутая гипотеза о том, что Церковь была центром духовной жизни прихожан, вокруг которого развивалось село, торговля, центром воспитания и просвещения, подтвердилась.

Моя работа, я думаю, продолжит ряд исследовательских работ по истории села Суетово и будет интересна жителям и гостям села, всем, кто стремится узнать истину. Материалы исследовательской работы уже использовались во время бесед с учащимися на часах классного руководителя, уроках истории, занятиях школьного кружка «Знакомство с традициями, праздниками и обрядами православной Руси». Займут они и достойное место в школьном краеведческом музее.

Я узнала много нового о своей деревне, её прошлом. Моя малая родина стала мне ещё ближе и роднее. Я познакомилась с интересными людьми. Однако я понимаю, что впереди меня ждёт ещё много работы, что я собрала далеко не весь материал о наших земляках, об истории села Суетово. И я чувствую, что мне надо торопиться, так как уходят из жизни наши бабушки и дедушки, унося с собой целые страницы неписаной истории моего края.

Вне всякого сомнения, восстановление храма в нашей деревне – это стремление вернуть свои духовные корни, славное православное прошлое. Скоро и над нашей деревней зазвучит благовест.

Поверьте, Россия не кончится,

Пока будет вера жива.

Пока будут храмы стоять -

Высокие и златоглавые!

Пусть время меняется. Главное -

Любите Россию, как мать!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)