Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Река моего детства

Малые реки. Сколько их, родимых?Ласкают слух уменьшительными именами: Сиучка и Тайка, Канадейка и Сызранка и многие другие. Как кровеносные сосуды пронизывают они наш родной край, несут живительную воду живущим на их берегах людям!

Когда я была маленькой, любила ездить к своей прабабушке в маленькую, тихую деревеньку Ананьино. Там прошло практически все мое беззаботное детство, там я начала знакомство с окружающим миром. Именно там, в этой деревне, происходили все самые яркие и важные (как казалось мне – маленькой девочке) события моей жизни.

В конце деревни протекает речка Сызранка. Один берег реки обрывистый, он напоминает скалы только из песка и глины, другой же берег намного ниже, чтобы попасть на него нужно проходить через речку.

Играла я все время одна, так как мои сестры были уже взрослыми!!! А играла я около речки на обрывистом бережку, там меня завлекали птички, которые делали гнезда в береге. Обычно там жили ласточки! Если спуститься немного поближе к воде, то там можно было увидеть – целую поляну песка, там то и проводила я свое время. Было у меня там волшебное королевство, а я была маленькой принцессой. Я, воспитывала кукол, строила волшебные замки. Именно волшебные, потому что это зеленое царство, тихо перешептывающихся листьев и играющей с солнышком реки, было сказочным.

Сейчас моя бабушка живет с нами. И я изредка вырываюсь туда, в мою деревню детства. А когда я там, обязательно прихожу на речку и очень долго стою на ее берегу. Как же хорошо там, нет никакой суеты, на душе покой, и мысли в порядок приходят!

В Языковку приезжают ребята внуки, тех кто там еще живет. Я с ними с детства знакома, поэтому мы поддерживать связь и стараемся приезжать в нашу деревню в одно время. Вечерами мы идем к нашей речушке, разводим костер, садимся вокруг него и вспоминаем о нашем детстве! Часто поем песни под гитару!! Это очень здорово!!!

Сейчас в деревне Ананино осталось 6 человек. Скоро эта деревня исчезнет с лица Земли. Это очень грустно, так как пропадет такая замечательная деревня!! Я делаю все, что могу в свои 16 лет, чтобы хоть как то обратить внимание людей на эту проблему. Просто таких деревень как эта, много, ведь там земля очень плодородная, колодцы стоят веками и имеют свои легенды, пока живут в этих деревнях люди.

Живут и умирают люди, меняются поколения, и только красавицы – речки несут зеркальную воду, в которой отражаются их берега.

Дмитрий Чижов ( 1986 года рождения, живет в Самаре, закончил СГАУ им. Королева '09, внук Чижова Николая Федоровича (1935))

«С древних времен люди селились возле рек, т. к. река - это неиссякаемый источник воды, а вода, как мы знаем, дает жизнь. Так и в нашей деревне люди поселились вдоль реки, которую, как нам сказал дед наш, называют Сызранкой. Самое удивительное, что практически вся река состоит из множества родников, одни бьют прямо в русле реки, другие неподалеку от нее, но все равно стекают в реку. От этого вода в ней редко прогревается даже до отметки в 15 градусов. Достоинство нашей реки в том, что она хоть и маленькая, но благодаря обновляющейся воде из родников, никогда не "зеленеет" и сохраняет свежесть и силу! В ней водится различная живность: рыба, ракушки, ручейники(живут только в чистой воде), а также Ондатры, раки, Бобры и т. д. Кстати Бобры очень привередливы к окружающей их среде и селятся только в экологически чистых местах! Деревня наша находится в окружении соснового леса, который не только впечатляет своим пейзажем, но и обладает антисептическим эффектом для верхних дыхательных путей человека. Лес богат различными грибами, съедобными растениями, ягодами, в нем водятся Лоси, Кабаны, Лисы, Зайцы, Волки, Тетерева, Куропатки, Цапли, множество хищных птиц. За все это я обожаю свою деревню и с гордостью заявляю, что она самая лучшая из всех деревень!!!!»

Татьяна Чижова (1984 года рождения, живет в Самаре, закончила МГПУ (СФ) '08 и РФЭИ '06, внук Чижова Николая Федоровича (1935))

«Деревня моя, деревянная, дальняя,

Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой,

Ты в лёгком платочке июльского облака,

В веснушках черемух стоишь над рекой.

Ты в лёгком платочке июльского облака,

В веснушках черемух стоишь над рекой.

Родная моя, деpевенька-колхозница,

Смущённой улыбкой меня обожгла,

К тебе моё сердце по-пpежнему просится,

А я всё не еду, дела и дела.

Мне к южному моpю нисколько не хочется,

Душой не кpивлю я, о том говоpя,

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая, как век, деpевенька моя.

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая, как век, деpевенька моя.

Удивительно устроено человеческое сердце! Сердце, которое с рождения умеет любить. Любить маму и папу, бабушку и дедушку, брата и сестру и Родину. Наверное, с молоком мамы нам передается любовь к тому месту, где впервые увидели солнце, небо, листочек и цветочек, речку, стадо коров

Мое трепетное отношение к деревне, к крестьянскому труду, наверное, и возникло в детстве. Особое очарование деревенской жизни, людей, живущих на селе, меня всегда привлекало. В моей памяти яркими картинами хранятся все детали деревенских каникул. Это так дорого и важно для меня! Думаю, эти детские впечатления многое определили в моей жизни.

И сейчас хотя бы раз в год я стараюсь выбраться в деревню. Единение с природой, особая прелесть сельской жизни вызывают у меня самые теплые чувства. Положить на плечи коромысло, ощутить тяжесть ведер с водой у себя на плечах, шагать под мерный плеск воды - эти ощущения ни с чем не сравнимы.

Все свои летние каникулы я проводила в маленькой деревне Языковка, которой и на карте даже нет. Но она, моя деревенька, является частичкой замечательной своими природными пейзажами области – Ульяновской. Если из цветного стекла сложить мозаику «Ульяновская область», то самая яркая, самая красивая частичка – это моя деревня. А попробуйте эту частичку убрать! Не будет единого целого!

Дома в моей деревне очень красивые и добротные. И люди в них живут добрые и отзывчивые.

Раньше в Ананьине были церковь, школа и магазин. Сейчас с грустью хочу сообщить, что деревня сейчас не та. Нет того богатства подворий, что было в недалеком прошлом. И избы пообветшали, и коров-овец стало гораздо меньше, и детские голоса уже не слышны в домах.

Моя деревня очень красива. Стеной стоит сосновый лес - источник кислорода. Рельеф местности заставляет мое сердце сжиматься при воспоминании о ней: песчаные дороги, милые овражки, луга Неподалеку от дома протекает речка. На берегах ее растут деревья. В зимние морозные дни ветки их опутаны белой бахромой. Сама речка почти вся покрыта ледяным мостом, прозрачным, как стекло. Все ее берега покрыты маленькими алмазами – кристаллами, которые переливаются на солнце.

Вот такая она, моя малая Родина Родился и увидел родину! Родился и полюбил ее; нет, родился с любовью!»

Действительно, на реке Сызранка много родников один из них святой называется он «Тихвинский родник». В самом Ананьине четыре родника и все они расположены вдоль реки. Самые древние родники это Барский и Тихвинский – они имеют свои легенды. Я расскажу про Тихвинский:

История родника началась в 1383 году, когда на месте явления Тихвинской иконы Божьей Матери на Ладоге был построен большой храм. Пономаря Георгия из только что построенного храма послали оповестить местных жителей о времени его освящения. На обратном пути прилег он отдохнуть, и во сне явилась ему Богородица, рядом с которой стоял Николай Угодник. Явление это так поразило верующих, что было написано несколько икон на этот сюжет. Одна из них, хранившаяся в Звенигородском уезде Московской губернии, прославилась исцелением. Смущал в ней только неканонический сюжет: имя пономаря на иконе было выписано не Георгий, а Юрыш, стоит он перед Богородицей преклоненным на одно колено, как не принято у православных, и перстосложение Николая Угодника «неправославное». Икона была помещена в Чудов монастырь. У иконы сменили оклад, имя пономарю «вернули» православное – Георгий, а перстосложение переписали. Вскоре после этого икона исчезла из Чудова монастыря.

Спустя некоторое время, на праздник Тихвинской иконы Божьей Матери – 9 июля по новому стилю – жители села Ананьино обнаружили в колодце сияющую золотом икону. Позже выяснилось, что это та самая, «некононическая» икона и оклад на ней прежний, где Юрыш на одном колене перед Богородицей! Вскоре икону вернули в Москву, но не прошло и года, как вновь икона исчезла из Чудова монастыря и на «Тихвинскую» опять явилась ананьинском роднике. В Местной Знаменской церкви освятили придел в честь Тихвинской иконы и поместили её туда.

Об иконе Тихвинской Божией Матери местные старики рассказывали, что явилась она в роднике пастуху, но эту икону и до него видели люди, но она им не поддавалась( и этот пастух икону увез в Москву в храм). На «Тихвинскую» в Ананьино на ярмарку съезжались жители окрестных сел. Ставили карусели, качели. Были торжественное богослужение и крестный ход к роднику, где служили водосвятный молебен, набирали воды на целый год вперед. Икону возили и в другие села, когда стояла засуха и молили дождя. На «Тихвинскую» всегда шёл дождь.

Рассказывали также, что когда закрывали местную Знаменскую церковь(сейчас сохранился только её остов, но Лики всех святых хорошо видны) Ф. С. Максимову удалось спасти икону , он незаметно передал её сыну Михаилу, чтобы тот её спрятал под шубняк. Она очень долго хранилась у них, потом узнали и стали просить продать, но он не отдал её. После смерти жены он отдал икону детям в г. Самару. Отец и сын Максимовы уверены, что эта святыня оберегала их во время войны на полях сражений. До сих пор к иконе прикладываются перед какими- либо важными событиями, особенно перед уходом в армию. В этом году( 7июня ) я и ребята из клуба «Экос», в котором я тоже состою, ходили в Ананьино и убирались около родника «Тихвинской Божьей Матери».

Благословение и освещение воды Отцом Игорем на празднике Тихвинской Божией Материю

В этом же году мы учились ставить палатки возле реки и очищали ее от мусора:

• Очистка прибрежной зоны от мусора

• Привитие навыков туризма, знакомство с основными принципами школы выживания.

• Очистка прибрежной зоны от мусора

В этот же день был праздник ИВАНОВ ДЕНЬ, ИВАН ЦВЕТНОЙ.

Иван Купала принадлежит к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Купались в росе и воде. Водили хороводы. Самые огни, зажигаемые в Иванову ночь, почитались в прежнее время чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и называли его «живым, лесным, лекарственным, царь-огонь». В огонь подбрасывали бересту, чтобы горело веселей и ярче. «Огонь очищает от всякая скверны плоти и духа». Через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. Сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые болезни. «На Иванов день солнце на восходе играет».

Молодежная перед костром игра.

Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал(или хором):

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Диги-дон, диги-дон

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. «Если кого поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть».

При этой игре пелись припевки:

Стой, гори на месте, Гори, не сгорай, По бокам глазами

Поменьше стреляй, А гляди на небо, Там журавли,

А мы ноги унесли!

Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов.

На Иванову ночь звездно – много будет грибов.

Перед дождем цветы сильно пахнут.

Во время сенокоса дожди – сену плохо, зерну хорошо.

Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила. Ранним утром «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было угрей, ни прыщей. Купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Один их распространенных купальских обрядов обливание водой каждого встречного и поперечного. Одевались в старое, грязное белье и отправлялись на речку, где брали самую мутную, грязную воду и шли по деревне, обливая всех с ног до головы, кроме малых детей. Затем перепачканные купаются в реке.

Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы братии, и трава мне мати!». Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марья, лопуха, Богородицкой травы и медвежьего уха и пускают по реке.

Всего не перечислишь.

Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном расположении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним – стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою овладатель его пробирается к любому недоступному месту. Такова сила цветка»

Мы с девочками зная этот праздник собрали растения: Иван-да-Марья, лопуха, Богородицкой травы и медвежьего уха и пускали по реке.

Заселение речки Сызранка.

Жители села Киселевки, видимо, принесли название своей деревни со своей старой родины из Нижегородского уезда. Киселевка больше других деревень приписывалась к Живайкину, переселялась с места на место. Она была основана беглыми крестьянами, они бежали от своей помещицы грузинской княгини Софьи Александровны Додиани, в поисках счастья в необжитых местах «Дикого поля». Возможно у них были родственники в деревни Сорокино, но только случилось так, что они поселились в Сорокино вместе с ясашными крестьянами. Вместе с ними стали жить и платить положенный ясак в царскую казну. Беглых крестьян обнаружили в селе Сорокино уже после смерти Петра 1. Стремясь защитить интересы дворян, Петр 1 издал указ, в котором говорилось что, если крестьяне убегут от помещика всей деревней, или половиной деревни и поселяться на новом месте, то в случае их обнаружения, помещику дается право владеть не только крестьянами, но и всей землей освоенной ими. Когда княгиня Додиани обнаружила своих беглых в деревне Сорокино, то она воспользовалась этим указом Петра 1. В 1746 году беглые крестьяне выселились из Сорокино и поселились северо- восточнее Кудажлейки на речке Осока. Своё поселение они назвали Киселевкой. Прожив на новом месте около 100 лет, они по воле своих помещиков переселились на правый берег реки Сызранки, где и живут и по настоящее время. Кармалейка, которая разместилась выше теперешней Воскресенки, впоследствии переселилась в верховье реки Сызранки, повидимому, слившись с деревней Большие Сызранские вершины и передав им своё название. Так в конце 17 века земли в верхнем течении реки Сызранки были заселены крестьянами из мордвы и чуваш. Таким образом Живайкино явилось первым поселением в долине реки Сызранки в 1682 году, а через год,в 1683 году в устье реки Сызранки были построены город Сызрань и Карсун. До 1700 года вся долина была заселена мордвами, чувашами, русскими и татарами. В связи с быстрым заселением долины Сызранки и верхнем течении реки Барыша значение Симбирско- Карсунской засечной черты падает. С 1683 года начинается строительство новой засечной черты от города Сызрани по реке Сызранке и реке Суре до Пензы. Колонизация края успешно продолжалась, росло население деревень и сел, расширялись поля. Не русское население усвоило элементы передовой русской культуры.

Географическая справка.

Сызранская долина – принадлежит реке Сызранка – правый приток реки Волга, расположена в пределах Новоспасского,Барышского,Николаевского районов, общая длинна более 160 км. , ширина 10-15 км. Простираеться с запада на восток. Долина прямая, хорошо разработанная, плиоцен-плейстоценознового возраста. Левый склон сложен породами палеогена и верхнего мела, правый – верхнее – и нижнемеловыми, отчасти юрскими. Склоны сильно расчленены многочисленными овражно-балочными системами, речными долинами большей частью субмеридиального простирания и асимметричными склонами. Правый склон долины короткий и крутойю Левый склон в нижнем течении пологий и длинный с одной- двумя надпойменными террасами, слабо выраженными. Пойма двухсторонняя, ширина от 0,5 до 1,5 км. С небольшими озерами-старицами. В пойме и на первой надпойменной террасе из аллювиальных отложений сформированы дюны, бугры у с. Садовое, Репьевка,Коптеевка. Склоны частично покрыты лесом.

Сызранка (Сызган, Сызрань) – река, правый приток реки Волга. Исток на высоте 210 м. в 4 км. К северу-западу от с. Кармалейка Барышского района, устье – у р. Сызрань Самарской области. Длина 164,5 км. , ширина русла 30-40 м. , глубина от 0,3-0,7м. до 2,0м. , общее падение 236 м. Площадь водосбора 5656 км2. Название от татарского сыза – овраг, балка, ран – из, т. е текущая из оврага. До слияния с рекой Канадейка течет на юго-восток, затем на восток, принимает много притоков. Наиболее крупные: Балдайка,Бекшанка, Темрязанка,Канадей,Тошевка и другие. Скорость течения 0,3 – 0,8 м/сек – средний расход воды у села Репьевка 6,4 м3/сек. Берега русла низкие (1-2), песчаные, легко размываються. Дно ровное, песчаное, песчано-глинистое. Питание смешанное. Весеннее половоде с конца мартаю Замерзает в середине ноября, толщина льда 90-100 см. У сел Свирино и Репьевка полыньи сохраняются до января, формируются наледи. Вода хороего качества, используеться для водоснабжения, водопоя скота, для полива огородов и долговременных культурных пастбищ. Экология: качество воды соответствует III классу: по азотному нитритному – 2,2 ПДК, меди – 4,4 ПДК, железу – 4,0 ПДК, фенолу -3,0ПДК, нежтепродуктам – 1,6 ПДК.

У рек свои загадки

(выдержка из газеты «Барышские вести» 1992год).

Ученые Ульяновского государственного педуниверситета располагают любопытными сведениями о состоянии четырех малых разноентированных рек – Барыша, Сызранки, Суры и Инзы. Несомненный интерес вызывает сближенность их истоков : вершины располагаються в субширотной полосе, длина которой всего 25 километров!

По мнению исследователей, стоки названных рек принадлежат ранее неизвестной вздымающейся водораздельной структуре, представляющей собой нечто похожее на купол, под которым сосредоточены огромные запасы воды.

Уточнение географической ситуации, реально складывающейся вокруг малых рек, имеет практическое значение для Ульяновской области. Теперь есть возможность для составления методики долгосрочного водно-эрозионного прогноза на Приволжской возвышенности. Принципиально важно геоморфологический купол (пульсирующее сердце Поволжья) убереч от экологических стрессов. Нельзя допустить,чтобы здесь были захоронения вредных химических веществ или ядовитых отходов производства.

Видовой состав растений растущих около реки Сызранка.

Видовой состав с 2005 года существенно не изменился и содержит следующий список:

СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ

COMPOSITAE

РУССКОЕ НАЗВАНИЕ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ

Полынь горькая Artemisia absinthium

Нивяник обыкновенный Leucanthemum vulgaris

Мать-и-мачеха Tussilago farfara

Полынь обыкновенная Artemisia vulgaris

Цикорий обыкновенный Cichorium vulgaris

Бодяг жёлтый Cirsium oleraceum

Василёк луговой Centaurea jacea

Дурнишник обыкновенный Xanthium vulgaris

CЕМЕЙСТВО ЗЛАКИ

CRAMINEAE

Овсец опущенный Helictorichon pubescens

Душистый колосок Anthoxanthum odoralum

СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ

ROSACEAE

Гравилат лесной Ceum rivale

Малина обыкновенная Rubus idaeys

CЕМЕЙСТВО ГУБОЦВЕТНЫЕ

LABIATAE

Пустырник обыкновенный Leonurus cardiaca

Будра плющевидная Clechoma hederacea

CЕМЕЙСТВО ПОДОРОЖНИКОВЫЕ

PLANTAGIONACEAE

Подорожник большой Plantago major

CЕМЕЙСТВО ИВОВЫЕ

SALICACEAE

Ива пурпурная Salix purpurea

Ива козья Salix caprea

СЕМЕЙСТВО ИРИСОВЫЕ

IRIDACEAE

Гусиный лук Gagea lutea

CЕМЕЙСТВО КРЫЖОВНИКОВЫЕ

GROSSULARIACEAE

Чёрная смородина Ribes nigrum

CЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ

FABACEAE

Клевер луговой Trifolium pratense

СЕМЕЙСТВО БЕРЁЗОВЫЕ

BETULACEAE

Ольха клейкая Alnus glutionosa

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)