Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Религия и составные традиций

Русь

1988 год – год 1000-летия крещения Руси – стал переломным в общественном сознании наших граждан. Огромное количество жителей нашей страны наконец-то вспомнило, что их объединяет Православие. Люди многое забыли за годы безбожной Советской власти, когда естественные религиозные чувства человека искоренялись антирелигиозной пропагандой, когда физически разрушались священнослужители, когда безжалостно уничтожались прекраснейшие храмы. Русская Православная Церковь понесла огромные, ничем не восполнимые потери. Государственная политика правящих вождей КПСС в отношении религии сравнима с ураганом, сметающим всё на своём пути. Религия рассматривалась как тормоз общественного развития, государство стало активно бороться с Церковью. О силе разрушительных ударов по Церкви мы можем в полной мере судить на примере истории нашего города. Древний русский город Старый Оскол, первым строением которого была церковь – в соответствии с традициями того времени – в 30-е годы ХХ века лишается сразу шести храмов центральной части города. Построенные в разное время, они долгие годы были главным его украшением. И можно только представить себе, насколько прекраснее и величественнее выглядел бы наш старинный город, если бы, как и прежде, на Нижней площади стоял его краса и гордость – Богоявленский собор. Можно считать чудом, что печальная участь не постигла храмы прилегающих слобод. Благодаря этому, верующие во Христа жители Старого Оскола имеют возможность соединяться в общей молитве в Кафедральном соборе Александра Невского, в Свято-Троицкой церкви слободы Стрелецкой, в церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня слободы Ямской, в церкви Святого пророка Ильи в слободе Ездоцкой, в церкви Вознесения Господня слободы Казацкой и новом храме Рождества Христова в м-не Рождественский, кроме того, в действующих храмах в пригородах Незнамово и Соковое.

30-е годы стали роковыми не только для тысяч храмов, но и для тысяч священников. В 1938 году был расстрелян Владыко Онуфрий, причисленный к лику святых Новомученников Российских. Он боролся за единство православной веры, написал несколько богословских трудов, был особо почитаем прихожанами, с 1929 по1933 год служил на кафедре Богоявленского собора.

Был арестован и расстрелян в 1937 году священник Крестовоздвиженского храма Леонид Астанин.

В этом же году был арестован и расстрелян священник Свято-Троицкой церкви Леонид Духовской.

Неизвестна судьба сосланных в начале 30-х годов настоятеля Вознесенской церкви отца Андрея и дьякона Гавриила.

Обескровленная и почти уничтоженная в 30-х годах Русская Православная Церковь оставалась, тем не менее, носительницей того духовного потенциала, который со всей силой проявился в период испытаний Великой Отечественной войны.

В посланиях иерархов и проповедях священников Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному и ревностному участию в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах. Поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым укреплению патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников.

Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв сроки в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей Красной Армии. Так, заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войны С. М. Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

16 священников Ленинградской епархии во главе с митрополитом Алексием, стойко переносивших все тяготы блокады вместе с жителями города, за проведение патриотической деятельности в приходских храмах были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Это далеко не единственный пример проявленного мужества, патриотизма и самоотверженного служения Отчизне священниками.

Изменилось и отношение Сталина к Русской православной Церкви. 28 ноября 1943 года было принято постановление №1325 «О порядке открытия церквей». Согласно этому постановлению, в 1944 году было открыто 208 храмов, а в 1945 году ещё 510.

В 60-е годы в стране началась активная атеистическая деятельность. Считалось, что научное мировоззрение должно вытеснить религиозное. По своей разрушительности для Русской Православной Церкви 60-е годы можно сравнить с 30-ми. Согласно исследованиям историка К. В. Цеханской, в 1959 году в стране насчитывалось 13 372 храма, а в 1963 – 8332 храма.

В 70-е годы церковная жизнь была относительно свободной, но число верующих значительно уменьшилось в связи с уходом старшего поколения.

Празднование в 1988 году 1000-летия крещения Руси вызвало большой религиозный подъём. Этому способствует несомненная поддержка государственной власти. О религии вновь стали много говорить, много писать, вспомнили о том, что она является неотъемлемой частью национальной культуры. Однако, несмотря на значительное число вновь возведённых и возрождённых церквей, до сих пор в России не достигнут уровень 1928 года.

18 июля была выделена Белгородская и Старооскольская епархия.

В стране выросло несколько поколений людей, получивших атеистическое образование и воспитание. В одночасье невозможно изменить их убеждения, отношение к религии, это труд не одного дня и даже десятилетия.

Мы должны быть благодарны тем семьям, в которых сохранились хотя бы зачатки нашей традиционной православной культуры, семьям, в которых не препятствуют изучению предмета «Основы православной культуры» в школе. Очевидно, что процесс приобщения нашего народа к Православию требует активной поддержки со стороны учебных заведений, особенно школ, где идёт основной процесс формирования мировоззрения человека, закладывается фундамент всей его будущей жизни.

Школа, модель общества

Рассматривая школу как мини-модель нашего общества, можно достаточно точно (близко к жизни) осветить проблему взаимоотношения Церкви и общества. МОУ «Средняя образовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» является обычной городской школой, где учатся дети из самых разных семей, с различным уровнем знаний. Поэтому мы решили, что у нас есть все шансы для выяснения реальной ситуации в проблеме взаимоотношений подрастающего поколения и Православной Церкви, и возможность попытаться улучшить эти взаимоотношения, внести свою лепту в дело духовного развития нашей молодёжи.

С этой целью был проведён социологический опрос в восьми классах нашей школы.

Анкета состояла из 16 вопросов: первые два дают информацию о школе, классе и дате. Следующие 14 вопросов условно можно разделить на три части:

1 – отношение обучающихся к предмету «Православная культура» в целом и значение полученных знаний в межличностном общении,

2 – испытываемая потребность в духовном наставнике,

3 – роль и влияние семьи на формирование отношения ребёнка к православию

Чёткого разграничения вопросов на указанные направления нет, поскольку ответы на них перемежаются между собой и частично раскрывают сразу несколько тем.

Итак, рассмотрим подробнее позиции анкеты. Вопросы № 3-7 раскрывают отношение ребят к предмету «Православная культура», который был введён в процесс обучения в 2005-2006 учебном году, срок небольшой, но позволяющий определиться с отношением к нему. Что мы видим?

Вопрос «Интересен ли тебе предмет «Православная культура?», «Почему?»

Положительно Сомневаются Отрицательно

Количество ответов 100 13 31

Процентное соотношение 69,4% 9,02% 21,5%

Очевидно преимущество положительных ответов над отрицательными с незначительной прослойкой сомневающихся. Причём, в положительных пояснениях обучающиеся осознают свою принадлежность к православной культуре, хотят её лучше изучить, понять, в ответах отрицательных ссылаются на «Скучность, неинтересность» предмета, единичны случаи, когда обучающиеся называют себя атеистами, неверующими.

В целом, раскрывшаяся ситуация подтверждает правильность принятого решения ввести этот предмет в школьную программу на территории нашего края, края исконно русских земель с традиционной православной верой. Несмотря на демографические миграционные процессы последнего столетия, преобладающим большинством населения являются славянские народы с православным вероисповеданием. Современные дети осознают свою принадлежность к этой культуре, возможно подчас и неосознанно, но именно это осознание движет их интересом, стремлением познать и понять – кто же они такие. В этом можно усматривать и зачатки зарождающегося чувства патриотизма, что тоже весьма важно в воспитании подрастающего поколения.

Несмотря на проявленный интерес к новому предмету и православию в целом, эта тема, как правило, не становится темой общения между детьми.

Общаешься ли ты с друзьями на религиозные темы

Да Редко Нет

Количество ответов 13 30 101

Процентное соотношение 9,02% 20,8% 70,1%

Как видим из этой таблицы, даже объединив ответы «Да» и «Редко» в общую сумму положительных ответов, получим значительное преобладание (более чем в 2 раза) ответов «Нет». Объяснить эту ситуацию можно по-разному. С одной стороны, учащиеся могут не вполне понимать. Что именно хотят от них услышать – в этом случае виноваты корреспонденты некорректно, неумело или сложно поставившие вопрос. С другой стороны, может сказываться недостаток знаний на эту тему. Действительно, как можно затевать и поддерживать разговор, если не знаешь, что сказать? Кроме того, имеет право существовать мысль о том, что подростки могут стесняться высказывать свои мысли по этому поводу и обмениваться ими между собой. Основанием для этого служат ответы на следующий вопрос: «Какие стороны духовной жизни интересны твоим одноклассникам?» На него продуктивно ответили всего 30 человек из общего числа опрашиваемых. Были названы следующие темы разговоров:

Посещение храмов

Праздники и традиции

Библия

Вера в бога

Проявление любопытства и интереса

История православной культуры

Характер человека

Отношения и взаимоотношения между людьми

Остальные обучающиеся отвечали либо «Не знаю», либо «Ничего». Реже проскальзывали ответы типа «Я не интересовался», «Это не моё дело», «У каждого своё мнение».

Далее нас интересовал очень важный вопрос, прояснение которого даёт нам возможность сделать основные выводы этого исследования. Это вопрос о потенциале предполагаемых взаимоотношений духовного наставника и ученика средней школы. С этой целью были заданы следующие вопросы:

Вопрос «Чувствуешь ли ты потребность в общении с духовным наставником?»

Да Иногда Нет

Количество ответов 92 17 32

Процентное соотношение 63,8% 11,8% 22,2%

Вопрос «Общался ли ты когда-нибудь со священником?

Количество ответов 63 77

Процентное соотношение 43,7% 53,4%

Вопрос «О чём бы ты хотел спросить священника при встрече?»

Есть вопросы Нет вопросов

Количество ответов 64 80

Процентное соотношение 44,4% 55,5%

Анализируя полученные цифры, можно смело утверждать, что у духовных наставников в школе много работы! 63,4% процента уверенно утверждают, что нуждаются в мудрых советах. Ещё 11,8 % ощущают такую потребность время от времени. Сложив эти показатели, получим внушительные цифры – 75,2% жаждущих моральной, психологической помощи от мудрого человека. Однако, несмотря на высокий процент обучающихся, имеющих опыт общения со священником (43,7%), большинство затруднились задать ему вопрос, либо не знают: о чём его спросить, либо не хотят этого делать. Напрашивается вывод о том, что обучающиеся не видят священнослужителя в роли наставника и советчика, эту же мысль подтверждают и те вопросы, которые всё-таки были заданы в анкете. Их содержание сводится в основном к желанию узнать о православных традициях, праздниках, библейских историях, образе жизни самих священников. Лишь четверо хотели бы спросить о грехах, о том, как от них избавиться. Один обучающийся хотел бы спросить, как помириться с другом – здесь, бесспорно, необходима помощь страдающей душе человека. Встречаются единичные интересные вопросы, такие как: «В чём смысл жизни людей?», «Как священникам удаётся быть такими уравновешенными?», «Почему, когда молишься, лик Спасителя не является?», «Почему Иисус Христос пошёл на такое ради нас?». Полный перечень вопросов мы приводим в Приложении №1.

В целом, анализ ситуации указывает на дефицит знаний у обучающихся по теме христианской религии в целом и Православия в частности. И здесь преподавателям «Православной культуры» ещё предстоит много работы, главное – у ребят есть желание познать и понять Православие. Неоценимую помощь в этом могли бы оказать духовные наставники школы, приходя на встречи со школьниками, проводя с ними тематические беседы, отвечая на вопросы детей. Если встречи будут носить регулярный характер, а не единичные случаи, то обязательно протянется невидимая нить между храмом и школой. Подрастающее поколение будет знать - куда идти искать спасения и правды, а подчас и помощи в сложных жизненных ситуациях. Известная всем фраза «Истина где-то рядом» приобретает новый смысл – «Истина, рядом» и нужно помочь молодым её найти.

Человеку необходимо во что-то верить, к чему-то стремиться, знать, зачем он родился и в чём смысл его жизни. Несколько поколений россиян было воспитано в духе безбожия и неверия, что принесло свои горькие плоды – уверенность в том, что жизнь человека непродолжительна и конечна с его биологической смертью, подпитывает в человеке стремление к материальным благам, желанием взять от жизни всё и сразу, невзирая на цену. Для тех, кому были неважны материальные ценности, жизнь превращается в бесконечный мучительный поиск её смысла, человек ищет и находит ложные истины в вине (In vinum veritas!), в наркотиках, в различных религиозных сектах, разрушающих хрупкую психику человека. Он идёт по пути саморазрушения, не зная о том, что Спаситель всегда рядом, и у каждого всегда есть шанс освободиться от тягот грехов и начать всё сначала. Воспользуется ли человек помощью православной церкви или нет – это его выбор. В любом случае он должен знать об этой возможности и школа по-прежнему остаётся основным источником знаний.

Мы постарались выяснить, каково влияние семьи на воспитание в современных школьниках православных традиций. Безусловно, то, что принято в семье, растущий человек воспринимает как норму и проносит сквозь всю свою жизнь как некий образец для подражания. Поэтому нельзя недооценивать значение родительского авторитета. Однако проблема в том, что поколение родителей современных школьников сформировалось в годы информационного дефицита и получило атеистически-коммунистическое воспитание. А чему может научить человек, который сам многого не знает? Поэтому рассчитывать на то, что современный молодой человек всё узнает от родителей, не приходится. Давайте посмотрим следующие позиции анкеты.

Вопросы «Был ли ты когда-нибудь в храме?» и «Если был, то с кем, при каких обстоятельствах?» позволяют нам отследить причины и повод для посещения храма, а также узнать, кто был рядом с ним в это время, кто привёл его в храм.

Количество ответов Процентное соотношение

Совокупность причин 39 27,08%

Церковные праздники 36 25%

Школьный молебен 8 5,5%

Служба, причастие, крещение 12 8,3%

Экскурсии 29 20,1%

Интерес, любопытство 4 2,7%

Не знают, не помнят 5 3,4%

Никогда не был 11 7,6%

С кем был в храме?

Родители, родственники 80 55,5%

Одноклассники, друзья 24 16,6%

Родственники и друзья 18 12,5%

Один, не указывает 7 4,86%

Как видно из таблиц, именно близкие родственники (чаще всего мама и бабушка) привели ребёнка в храм. Относительно невысокий процент обучающихся пришёл в храм с друзьями или одноклассниками. Примерно столько же человек, которые и живут и дружат с людьми, для которых дорога в храм привычное дело. Лишь 7 человек из 144 были там либо без сопровождающих, либо не указали с кем.

Причины, по которым школьник посетил храм, неожиданными не назовёшь. Это, конечно же, церковные праздники, которые любят все люди: их назвали 25% процентов опрашиваемых, примерно столько же – 27%- посещают храм по совокупности причин: не только праздники, но и службы по выходным дням, причащение. Высок процент посетивших храм только во время экскурсий – 20%, для 5,5% поводом для посещения храма стал школьный молебен, ещё 8,3% назвали единичные причины посещения храма (крещение, причастие, свадьба). Лишь одиннадцать человек ответили, что никогда не были в храме, остальные - «Не помнят», «Не знают».

Итак, мы ещё раз убедились, как велика роль семьи в воспитании растущего человека. И чтобы прояснить, что узнаёт о православии ученик в своей семье, были заданы следующие вопросы.

Вопрос «Какие православные традиции соблюдаются в вашей семье?» и вопрос «Какие ты знаешь церковные праздники? Какие из них соблюдают в вашей семье?».

Были даны интересные ответы, которые создали представление не только о домашней среде, в которой живёт ученик, но и о его уровне знаний. Отразилось и его личное отношение к православию, понимание основ христианской жизни.

Названы традиции Количество ответов Процентное соотношение

Соблюдают праздники 65 45,1%

Иконы в доме 25 17,3%

Соблюдают пост (хотя бы частично) 26 18,05%

Посещают храмы 28 19,44%

Молятся дома 6 4,1%

Пользуются освящённой водой 4 2,7%

Не работают по праздникам 8 5,5%

Крестины родственников 2 1,3%

Ношение нательных крестиков 1 0,71%

Всем помогаем, ничего не ломаем 1 0,71%

Посещение кладбища на Пасху 1 0,71%

Многие (не все) 11 7,6%

Все традиции 3 2,08

Не знают 32 22,2%

Никакие 6 4,1%

Вырисовывается следующая картина: в семьях наших обучающихся (подразумеваем большинство оскольчан) с удовольствием соблюдают праздники и церковь посещают, как правило, по этой же причине. Лишь 18% соблюдают пост (учитывались все ответы, в том числе «частично», «иногда»). Небольшой процент- 4,1%- назвали чтение молитв перед сном или употреблением пищи. Примерно столько же не работают по праздникам. Интересен ответ одного ученика: «Мы всем помогаем, ничего не ломаем»,- побольше бы подобных ответов!

Туманный ответ: «Многие»,- даёт основание предполагать, что обучающиеся не совсем чётко для себя представляют, что такое «православные традиции». Похвальна откровенность 22,2% ответивших: «Не знаю»,- что, в общем-то, питает надежду считать семьи этих обучающихся не отстранёнными от православной культуры, и после разъяснения на уроках понятия «православные традиции» дает возможность делать окончательные выводы.

Лишь 4,1 процентов респондентов ответили категорично «Никакие».

Конечно, полученные ответы нельзя воспринимать в чистом виде. Необходимо учитывать: что-то дети забыли указать, что-то не посчитали подходящим под понятие «Православные традиции». Именно в этом вопросе особенно почувствовалась недоработка анкеты, поэтому полученные результаты можно воспринимать условно, с учётом вышеуказанных недостатков.

Не менее интересная картина вырисовывается и со знанием православных праздников. Давайте взглянем на полученные результаты:

Называли праздники Количество ответов Процентное соотношение

Рождество 116 80%

Пасха 119 82%

Крещение 40 27,7%

Троица 31 21,5

Вербное воскресенье 9 6,25%

Красная горка 16 11%

Прощёное воскресенье 2 1,3%

Покров 9 6,25

Вознесение ИХ 3 2%

Яблочный спас 16 11%

Медовый спас 17 11,8%

3 спаса (в т. ч. ореховый) 11 7,6%

Чистый четверг 2 1,3%

Страстная пятница 1 0,7%

Старый Новый год 7 4,8%

Масленица 8 5,5

Родительская суббота 1 0,7

Праздник Пресвятой Богородицы 4 2,7

Успение 3 2%

Сретение 2 1,3%

Казанская Богоматерь 1 0,7

Татьянин день 1 0,7%

День ангела 1 0,7%

День всех святых 1 0,7%

День матери 1 0,7%

День Иисуса Христа 1 0,7%

Николая Угодника 1 0,7%

Сергия Радонежского 1 0,7%

Крещение Руси 1 0,7%

Престольные праздники 1 0,7%

Жатва 1 0,7%

Многие (все) 11 7,6%

Затруднились с ответом 10 6,94%

Не отмечают 1 0,7%

Бесспорными лидерами по количеству ответов являются праздники «Пасха» и «Рождество». Никто и не сомневался, что именно эти праздники знают и любят почти все. За ними следуют: «Крещение», «Троица», «Красная горка», «Медовый спас», «Яблочный спас», «Покров», «Вербное воскресенье» и так далее.

Снова проявила себя слабая осведомлённость в этом вопросе. К числу церковных праздников некоторые причислили «День Иисуса Христа», «Жатва», «Престольные праздники» и тому подобные.

Заключительным вопросом – прямым и немного провокационным, стал вопрос «Что, на твой взгляд, может стать связующим звеном между школьниками и храмом?» Нельзя сказать, что от ответов на него мы ожидали решения всех проблем. Уж слишком не прост и сложен этот вопрос. Однако нельзя исключать возможных интересных предложений.

Половина опрашиваемых затруднилась ответить. 75 человек из 144 высказали свои соображения, которые мы свели в следующую таблицу:

Предложения обучающихся Количество ответов Процентное соотношение

Приход в школу священника

Общение со священником 15 10,4%

Экскурсии в храм. Посещение храма

19 13,1%

Создание отдельного православного кабинета для занятий по православию и общение в нем со священником 8 5,5%

Вера в Бога 9 6,25%

Беседы на интересующие темы. Рассказы о добрых людях, праздниках, храмах.

Проведение праздников 6 4,1%

Предмет «Православная культура»

Ношение крестика 3 2,08%

Религиозные убеждения родителей

Интерес, любопытство, желание узнать и понять

«Наручники, кандалы и цепи» (насильственный путь) 1 0,71%

Итак, мы у финишной черты нашего социологического опроса. Последний вопрос был сформулирован в соответствии с поставленной задачей. Мы хотели узнать реальную ситуацию во взаимодействии между церковью и школой, сделать выводы и внести свои конструктивные предложения. Ответы на последний вопрос убедили нас в серьёзности подхода к поставленной задаче со стороны обучающихся. Видно, что ребята действительно задумывались над вопросом, что они в подавляющем большинстве своём хотят знать о православие. Что они, в свою очередь готовы идти на сближение с духовным наставником школы, открыты для общения, хотят видеть в нём мудрого советчика. Именно школу рассматривают как источник знаний, соединив под её крышей занятия на уроках «Православной культуры» и встречи-беседы с духовным наставником. Среди ответов на последний вопрос лидирующее положение занимает предложение посещать с экскурсиями храмы. Экскурсионное посещение является интересной внеклассной формой обучения. В необычной обстановке с огромным количеством зрительных образов информация усваивается особенно легко и гармонично.

Неожиданно мало ответов, когда связующим звеном дети видят религиозные убеждения родителей или уже сформировавшуюся веру. То есть они предпочитают делать самостоятельный выбор, самостоятельно определиться в своём отношении к религии, восприятии православной культуры. Значит, у школы и церкви есть все шансы достичь желаемых результатов по сближению между собой.

И только один обучающийся считает, что только насилие над человеком способно привести его в храм. Даже принимая такое высказывание всерьёз, можно сказать, что каждый имеет право на своё мнение.

Проанализировав результаты можно с уверенностью сказать: школа – благодатная среда для воспитания нового поколения россиян с возрождёнными духовно-нравственными ценностями нашего народа.

Наши предложения по взаимодействию школы и церкви сводятся к следующему: o запланировать в учебный план внеклассных мероприятий, регулярные встречи обучающихся с духовным наставником школы. Разнообразить методы и формы проведения подобных встреч. Это могут быть встречи-беседы на интересующие темы, час вопросов и ответов, (предварительно опросив школьников, о чём бы они хотели спросить священника), проведение отдельных уроков совместно со священнослужителем; o учитывая многочисленные пожелания ребят посещать храмы с экскурсией, организовать в школе подготовку экскурсоводов из числа учащихся старших классов. Школьники – экскурсоводы должны самостоятельно изучить доступную информацию о храме и под руководством преподавателя подготовиться к проведению экскурсии для обучающихся среднего звена или начальных классов. В дальнейшем проводить экскурсии самостоятельно под контролем учителя. Поскольку этап подготовки предполагает самостоятельный поиск информации о храме, то одного ученика-экскурсовода достаточно для экскурсии в один из храмов города. Затем по желанию обучающегося можно увеличить число подготовленных экскурсий. В Старом Осколе находится шесть храмов в черте города и два в пригороде. Все они доступны для посещения школьниками. Все организационные моменты без труда решаемы. Необходимо только заранее позвонить в храм и согласовать планируемое посещение с настоятелем храма. Такая нетрадиционная форма работы с обучающимися в школе имеет ряд достоинств:

- у школьников–экскурсоводов формируется чувство ответственности, чувство собственной значимости, что для юного возраста очень важно – это помогает бороться с застенчивостью, комплексами, позволяет самоутвердиться. Он предстаёт перед другими школьниками в новом качестве – качестве авторитетного лица. Положительный эффект усиливается тем, что перечисленные качества подросток приобретает через приобщение к православию, познание истории своего города. Открыв для себя храм и помогая его открыть другим, он навсегда душой останется в православии;

- обучающиеся, для которых будут проводиться экскурсии, получат интересную нужную информацию из уст не привычного учителя – взрослого человека, а из уст такого же школьника, как и они. Это послужит примером для подражания, растопит лёд скептически настроенных учеников, так как они поймут, что тема интересна и уважаема другими учениками. Для тех, кто стесняется признаться в своих религиозных взглядах, это шанс не бояться быть белой вороной.

В целом, для всех школьников – утоление информационного голода в интересной форме, познание истории своего города, края, и, как следствие, привитие любви к нему, приобщение к традиционной культуре нашего народа.

Предлагаемые нами шаги доступны каждой школе, не требуют почти никаких материальных затрат. Успех будет зависеть, в основном, от энтузиазма преподавателей и готовности духовного наставника работать в школе, на чьи плечи ляжет практическое осуществление этих шагов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)