Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Религиозные нормы: сравнительный анализ

Христианство

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

Христианство зародилось на Востоке Римской империи (территории современного Израиля в Палестине) в I веке н. э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира - её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т. е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.

Православные праздники:

Православные праздники, по сути, начали праздноваться с момента основания христианства. Все православные праздники ранжируются по торжественности богослужения, когда важную роль играет красота ритуала, а также зависят от характера богослужения. Согласно этому, православные праздники подразделяются на великие, средние и малые православные праздники.

Главным праздник христианства, выделяющийся из всех православных праздников, является Пасха, или светлое Воскресение Христово. Пасха празднуется особенно торжественно, красота и величие ритуала отличаются от остальных православных праздников, так же в это день принять дарить ритуальные подарки Богу, как правило, ими являются яства с Пасхального праздничного стола.

Православные праздники, относимые к великим, так же являются одними из самых главных в церковном календаре праздников. Эти православные праздники еще называются двунадесятые праздники, по их количеству. Эти православные праздники в свою очередь делятся на подвижные – дата их зависит от времени празднования Пасхи, и оставшиеся девять – неподвижные, дата проведения которых фиксирована. Главные подвижные православные праздники – это Вход Господень в Иерусалим (отмечается за неделю до Пасхи), Воскресение Господне – этот праздник отмечают на 40 день после Пасхи, а через десять дней после него идет праздник Сошествия Святого Духа на Апостолов. Остальные великие христианские праздники – это Богоявление, Сретение, Успение и Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение, Воздвижение, Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы, а также Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Эти православные праздники отмечаются постоянно в один и тот же день года.

Так же есть великие православные праздники, которые не относятся к двунадесятым. Это следующие христианские праздники: Обрезание Господне, Покров, Рождество Иоанна Предтечи, День Апостолов Петра и Павла и Усекновение главы Пророка.

Таинства:

Церковные таинства – это священные действия, призванные сообщить верующим Божью благодать. Вообще таинств всего семь - крещение, миропомазание, причащение, елеосвящение, исповедь, брак, священство. Считается, что крещение и причащение были установлены самим Иисусом Христом. Крещение означает принятие человека в лоно церкви и наречение ему личного имени. Согласно Евангелиям, начало обряду крещения положил Иоанн Креститель, который крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Сам ритуал таинства крещения состоит в погружении младенца в воду или в поливании водой головы, миропомазании, священник произносит определенный текст и надевает нательный крестик. Христианская церковь допускает крещение не только детей, но взрослых. Крещение делает человека членом церкви, символически смывая его грехи водой. Это таинство означает начало новой жизни во Христе. Причащение состоит в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых якобы воплощены «тело и кровь» Иисуса Христа, конечно не буквально, а чисто символически. Таинство причащения установлено Иисусом Христом на Тайной вечере со своими учениками и является кульминацией главного христианского богослужения - литургии. На исповеди или покаянием верующие сознаются в прегрешениях - вольных и невольных нарушениях заповедей Божьих и обещают больше не грешить. На покаявшегося и получившего прощение грехов человека священник может наложить епитимью, то есть церковное наказание в виде длительного поста и молитвы. При таинстве миропомазании человек наделяется божественной благодатью. Ритуал состоит в смазывании лба, ушей, глаз и других частей тела и лица верующего ароматическим маслом - миром, отсюда и название таинства. Елеосвящение или соборование совершают над больным. Священник смазывает щеки, лоб, руки, губы, грудь освященным маслом-елеем, сопровождая эти действия чтением молитв. Елеосвящение означает подготовку к смерти, независимо от того, умрет больной или нет.

Христианская свадьба:

После сватовства поведение невесты резко менялось: она редко выходила из помещения, старалась тихо и незаметно передвигаться по дому, общалась с помощью причитаний, жестов, предметов, тщательно соблюдала пищевые запреты. Изменения касались и внешнего облика невесты: она надевала невзрачную одежду, рубашку с длинными рукавами, закрывала лицо платком. Все эти признаки свидетельствовали о её символической смерти. Этот мотив во многом задавал особый драматизм, напряжённость русской свадьбы.

Для жениха подобные изменения в поведении были не столь актуальны, так как русская свадьба описывается, как правило, с "мужской" точки зрения. Поэтому столь ярко выражен антагонизм между сторонами жениха и невесты, частично характеризующиеся как отношения свои/чужие или даже живые/мёртвые. В этом смысле неудивительна подвижность партии жениха на довенчальном этапе, являющаяся проявлением его жизненности: жених приезжает на рукобитье (заручины, пропой), смотрины , девичник (плаканье), где происходит обмен дарами, угощением, которые можно рассматривать как попытку преодолеть барьер, сблизиться с невестой и её семьёй, а в перспективе - создать новую семью.

"Девичник" - (красота, плаканье, подвеньёха) - этим словом назывались обрядовые действия в христианской свадьбе, во время которых невеста прощалась с девичеством, и прощальный вечер в доме невесты, проходивший накануне венчания. Прощание с девичьей жизнью происходило через целый комплекс театрализованных действий, главными действующими лицами на девичнике были невеста и её подруги. Обрядовые действия прощание невесты с девичеством обычно начинались сразу же после сговора и длились вплоть до венчания.

Кульминацией сценария свадьбы было венчание, которое проводилось на следующий день после девичника. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка ("дружка" - главный распорядитель свадьбы со стороны жениха. Он должен был следить за тем, чтобы свадьба справлялась в рамках традиций, веселить шутками и прибаутками всех присутствующих, а также защищать её участников от "нечистой силы"), за ним жених с тысяцким , потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.

Одним из центральных обрядов свадьбы был пир, который являлся формой общественного признания и одобрения свадьбы. После брачной ночи обряды были ориентированы на возвращение молодых к жизни, включение их в новую социальную структуру. Конец свадьбы как особого состояния для всех её участников знаменовалось отводинами - совместным посещением молодыми дома родителей и взаимным угощением.

Ислам — одна из мировых религий. Ислам — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий. Ислам зародился среди арабских племен и городских жителей Хиджаза в начале VII в. Основателем Ислама считается пророк Мухамед (ок. 570—632) из племени Курайш, начавший проповедовать его в Мекке в VII в. Ислам в своей концепции представляет себя как единую религию одного Единого Бога, Который создал всё сущее, а также первого человека — Адама, и посылал на Землю Своих пророков, одного за другим, чтобы они призывали свои народы к единобожию и остерегали их от поклонения кому-либо кроме Единого Бога (Аллаха). Ислам признаёт Мухамеда последним (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Помимо Мухамеда ислам признаёт всех предыдущих пророков от Адама, вплоть до Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса). Приверженцы ислама называются мусульманами. Само слово «муслим» арабском языке означает «предавшийся (Богу)».

Ритуалы Ислама:

Молитва

Молитва является одной из первооснов религии, "Салят" буквально означает мольба к Аллаху. На самом деле это определенная совокупность таких молебных фраз и стихов Корана, которые произносятся одновременно с выполнением особых действий и движений (вертикальное положение, поклоны, а также падение ниц). "Салят" совершается или самостоятельно, иликоллективно, в группе людей, выстроенной в стройные ряды и руководимой "Имамом". Групповая, или коллективная, молитва благоприятнее, а также ценнее для Аллаха, следовательно, влечет больше вознаграждений. Мусульмане обязаны совершать молитву пять раз в день: на рассвете, в полдень, днем, на заходе солнца, а также в ночное время.

По пятницам устраивается особая коллективная молитва - "Салят аль-Джум`а ", при участии большого количества людей из соседней округи. Ей предшествует "религиозная проповедь", во время которой Имам затрагивает какой-то один из волнующих мусульман вопросов, а также обращается к ним с внушением не отступать ни в чем от религии и обращаться к Аллаху за прощением. Пятничная молитва является обязательной для мужчин, но не для женщин.

Но является ли молитва всего лишь неким набором молебных фраз и действий, лишенных духовного содержания? Напротив, в Исламе это - одна из форм непосредственного контакта между мусульманином и Богом. В Коране заявлено, что когда бы ни простирался мусульманин ниц, он при этом всегда приближается к своему Богу: "пади ниц и ищи приближения . Коран характеризует молитву как нечто такое, что "оберегает от мерзких поступков и предосудительного" . Это значит, что истинная молитва, совершаемая мусульманином полностью осознанно и во всецелом подчинении, естественным образом отвратит его от совершения крупных, как, впрочем, и мелких грехов. Трудно представить себе человека, который завершает свое общение с Аллахом и готов к следующей встрече с кем-либо, при которой он совершит то, что не нравится Аллаху.

В описании "Салата", данном в Коране, сказано о важном средстве, которое наряду с выдержкой помогает мусульманину в ежедневных неизбежных проблемах:

"Об уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллах - с терпеливыми"

Пост состоит в воздержании от еды и питья (а также от брачных половых связей) в светлое время суток на протяжении всего месяца Рамадан. Человек, держащий пост, достигнет высшей степени покаяния лишь в том случае, если он обретает над собой контроль и стремится к прощению, состраданию и бескорыстию по отношению к другим, стремясь не ранить и не оскорблять их, прощая им настолько, насколько это возможно.

Некоторые даже утверждают, что цель поста состоит в том, чтобы заставить богатых ощутить боль голода, переносимую бедными. Но пост вменяется в обязанность всем мусульманам, как богатым, так и бедным. Восприятие значения поста, в наибольшей степени отвечающее природе этого ритуала, - пост играет важную роль в изменении привычек мусульман, формировавшихся, быть может, на протяжении всего года. Замечено, что вовремя месяца Рамадана жизнь всех мусульман начинает протекать в единообразном стиле, отличном от того, что имеет место в другие месяцы.

Поэтому для тех, кто имеет плохие привычки (как-то употребление кофе, курение), пост представляется прекрасной возможностью отказаться от них по прошествии месяца Рамадана, во время которого требуется воздерживаться от исполнения таких важных функций, как еда и питье.

Есть два вида мудрости, имеющих очевидную связь с постом: во-первых, он укрепляет волю мусульманина; под волей здесь подразумевается способность решится на воздержание от всего желаемого. У человека может быть еда, но он воздерживается от ее принятия из уважения к религиозным учениям и во исполнение наказов Аллаха. Поэтому если ему успешно удается воздерживаться от того, что есть хала (разрешенное), он также сможет воздержаться от совершения запрещенных (харам) действий, таких, как незаконное использование денег других людей, культивирование все незапрещенных желаний, а также всего, что приводит беспорядку и хаосу.

Мусульманская свадьба:

Приглашенные, а это в основном многочисленные родственники, делятся на две половины - мужскую и женскую. Жених развлекает свою часть гостей, а невеста - свою. И тут женская половина преображается. Все женщины с нетерпением ждут этого празднества, так как свадьба - это единственный день, когда женщине разрешается надеть сногсшибательное короткое платье, каблуки, сделать себе прическу, яркий макияж.

Готовясь к свадьбе, все приглашенные женщины, включая невесту, занимаются своим маникюром. Они выдерживают определенное время кончики пальцев в растворе хны. Существуют также специальные трафареты с узорами, для особых случаев. Через эти трафареты хна наносится не только на руки, но и на ступни ног.

На свадьбах женщины танцуют зажигательные танцы, иногда даже на столах. Специально создаются свадебные оркестры, в которых играют слепые музыканты. Только этим мужчинам позволено присутствовать на женской половине празднества.

Во время бракосочетания имам для официального закрепления брака повторно спрашивает согласие у жениха и невесты при свидетелях и опекуне невесты. Жених должен дать словесное согласие, а согласием невесты может быть ее молчание.

Перед свадьбой тщательно выбирается трон для жениха и невесты. Это шикарное, вышитое бисером и обтянутое богатой тканью огромное высокое кресло. Оно существует для того, чтобы все родственники могли рассмотреть платье невесты, посмотреть, как вместе смотрятся молодожены, посплетничать. Такие троны выставляются в мастерских вдоль дорог, и можно заранее ездить и присматриваться, трон какого фасона вам больше подойдёт под платье. Согласно мусульманской традиции, свадебная церемония начинается с брачной проповеди. Она читается имамом мечети. Однако проповедь может быть прочитана и самим женихом. Но в условиях России целесообразно, чтобы проповедь, все-таки, провел человек, имеющий религиозное образование (например, имам мечети).

Весьма желательным является оговаривание во время акта бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Между прочим, каждый жених должен преподнести своей невесте на свадьбу золотых украшений, не меньше, чем на 800 грамм. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием). Во время проповеди имам разъясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом.

Во время бракосочетания обязательно должен присутствовать опекун невесты. В качестве опекуна может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат. В крайнем случае, в качестве опекуна может выступить местный имам. Обязательно также присутствие как минимум двух свидетелей мужчин. Они должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, соблюдать религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание.

После первой брачной ночи раньше, а кое-где и сейчас, на кресло жениха и невесты вывешивалась простыня, которая подвергалась тщательной экспертизе, - и, не дай Бог, на ней не было бы следов девичьей невинности.

Буддизм

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

На территории России буддизм был распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» невежливо и некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. См. Тантра.

Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии и России. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыцкую степь.

Некоторые индийские историки считают, что буддизм появился существенно раньше — примерно в XVII веке до н. э. Подобная трактовка объясняет упоминание буддистов в хрониках, датированных более ранним временем.

Немного о Буддизме

ПОЗЫ БУДДЫ

Первоначально Будда изображался только в "позе лотоса". Этот образ был навеян видением Будды, восседающего на троне победы под деревом знаний в период прозрения. Колоссальная скульптура этого типа находится в Гал Вихара в Полннаруве (XII век). Но самая древняя скульптура, Самадхи Будда (Будда в глубокой медитации), относится к III веку до нашей эры и хранится в музее Анурадхапуры. Со временем значение учения Будды возросло, и появились статуи Будды в позах стоя и лежа, все колоссальных размеров. Одна из ранних статуй стоящего 13 метрового Будды, Аукана Будда, найдена в 51 км. от Анурадхапуры и датируется V веком нашей эры. В Гал Вихара в Полоннаруве есть вариация этого типа статуй (руки скрещены на груди, тело расслаблено) - очень распространенная поза Будды в Индии. Целью скульптора древности являлось стремление умолить божественную натуру Будды и подчеркнуть его человечность. Различаются два типа лежащего Будды: - Будда, у которого большие пальцы ног соединены вместе, считается отдыхающим (исходя из древних буддийских коммениарий, эта поза называется "позой льва": голова льва отдыхает на правой лапе); - Будда, пальцы ног которого слегка врозь, в процессе входа в Нирвану.

РЕЛИКВИИ

Согласно буддийскому канону, описывающему жизнь и последние дни Будды, после кремации Будды фрагменты его физических останков, которые теперь называются реликвиями, были разделены на восемь частей и распределены между соседними государствами, принявшими к тому времени Буддизм. Каждая реликвия была замурована в ступе, в девятой ступе замурована урна, в десятой пепел. Согласно традиции существует 3 вида реликвий: - шаририка (физические): волос, кость, зуб; - парибогика (утилитарные): предметы, которыми Будда пользовался при жизни, как, например, нищенская чаша Будды; - уддешика (мемориальные): статуи, ступы. Физические реликвии занимают самое важное место, так как являются фрагментами физических останков тела Будды, что помогает представить Будду в плоти.

Буддийская свадьба:

Жених и невеста сидят поодаль, за шелковой ширмой, склонив головы. Они — в традиционных костюмах: невеста — в длинном платье из тайского шелка или парчи, тщательно накрашенная, жених — в белом костюме, застегнутом наглухо. Костюм напоминает форму военных моряков или летчиков, только без петлиц и знаков различия.

Когда главный распорядитель свадьбы подходит к молодым, они берут друг друга за руки. Он принимает из рук почтенного старика красивый сосуд с водой и символически украшает головы жениха и невесты пестрыми лентами, окропляет их "руки водой и произносит, краткую речь с пожеланием добра и счастья. После этого наступает очередь гостей; они получают на память от новобрачных искусно сплетенные веночки из живых цветов.

Между тем за окнами слышны звуки, издаваемые, правда, не музыкальными инструментами, а ножами, молотками и секачами поваров и их помощников; они режут, варят, жарят, тушат цыплят, мясо,- овощи; смешивают соусы, пряности; очищают от клешней омаров, рыбу от костей; раздувают печи с древесным углем, заполняют холодильник напитками. Они спешат, потому что поздравления гостей, хотя их очень много, занимают час-два, и нужно успеть не только приготовить праздничные блюда, но и накрыть столы и украсить их цветами.

Итак, мы рассмотрели три религии и нашли в них много общего. Например, во всех религиях подробно разработан ритуал свадьбы. Теперь можно сделать вывод. Некоторые люди думают, что если у тебя другая религия, то ты изгой?. нет, ты такой же - запомни это!.

Люди, которые не понимают это - очень слабые и злые люди

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)