Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Религиозное поставление Александра Сергеевича Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин - великий деятель национальной духовной культуры, творец русского литературного языка и родоначальник новой русской литерату ры. В нем отразилось что-то невообразимо огромное, могущественное, полное добра, любви. Для нас Пушкин - одно из величайших явлений русского духа, непреложное свидетельство о бытии России.

Непостижим гений Пушкина. Великое таинство заключено во всем, что связано с его жизнью и его поэзией.

Небесное знамение читается еще до рождения поэта - сорок праведников в пуш кинском роду молились и страдали за Святую Русь.

Божий промысел видится во всем - и в том, что младенец Александр появился на свет в день Вознесения, под колокольный благовест Первопрестольной, и в том, что венчался поэт в церкви Большого Вознесения, и в том, что похоронен он в Святых го рах, на псковской земле, откуда родом была святая княгиня Ольга, первая христианка Руси, стоявшая у истоков его родословия.

По милости Божией даны были Пушкину дары свыше: большое доброе сердце, чуткая совесть, самокритика, светлый поэтический гений, ясность творческого ума, си ла воли. Без этого не реализовалась бы его религиозность, не смог бы он откликнуться на блага, зовущие к свету Божественной Истины, Добра и Красоты. В своем духовном развитии Пушкин очень близко подошел к православно-христианскому мировоззре нию. Он научился читать Писание. Библия - этот источник вечной мудрости - была его настольной книгой.

Сегодня, когда в новых условиях XXI века Россия призвана к духовному возро ждению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, а особенно, православной культуре совершенно необходимо.

Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достиже ний человеческого духа, национальное достояние. Однако современному человеку в изобилие икон бывает трудно разобраться и понять, что является подлинно духонос- ным творением, религиозным чувством и верой, а что неудачной попыткой создать об раз Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение ее возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православ ного культа.

Итак, цель моей работы - проследить, какое место занимают иконы в произведениях А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Познакомиться с научно-критической литературой по данной теме;

2. Узнать историю происхождения икон, их значение в жизни православного человека;

3. Проанализировать произведения А. С. Пушкина, в которых встречается обращение к православной иконе; выяснить, какое место занимает икона в произведениях автора.

Следовательно, объектом изучения можно назвать жизнь и творчество А. С. Пуш кина, а предметом изучения - роль иконы в произведениях автора.

В исследовании использованы следующие методы:

• биографический;

• метод целостного анализа;

• беседа;

• анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в необходимости более детального изучения произведений А. С. Пушкина, в которых встречается обращение к православным иконам.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования можно использовать на уроках литературы при изучении творче ства А. С. Пушкина.

Во введении рассмотрена актуальность. Выделены объект, предмет, цель, задачи, практическая значимость данной работы,

В первой главе рассказывается о святых иконах, их появлении, дается описание некоторых икон, упоминаемых в произведениях А. С. Пушкина.

Во второй главе рассматриваются фрагменты произведений, в которых упомина ется обращение к православной иконе.

В заключении подводятся итоги и формулируются выводы.

О СВЯТЫХ ИКОНАХ

Слово «икона» - греческое, в переводе на русский язык означает «образ». Свя тые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета.

В Ветхозаветной церкви существовал зап р ет на изображения бога. Богоизбран ный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям са мых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Гос подь же через пророка Моисея повелел Своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам. В те времена никто еще не видел Бога. Иисус Христос еще не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было вообра жаемым, ложным.

Лишь после воплощения Господа, то есть после того, как Спаситель явился во плоти, такое изображение стало возможным.

По церковному преданию, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя (Спас Нерукотворный), в создании которого не участвовали человеческие руки.

«Это было во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных чудесах и исцелениях, которые совершал Господь, Авгарь послал живописца, чтобы тот нарисовал Спасителя. Но от лица Господа исходило такое сияние, что живописец не мог изобразить Его. Тогда Гос подь, умывшись, отер лицо платом, на котором отпечатлелся Божественный Его лик, и послал этот плат князю. Получив образ, Авгарь исцелился от своей болезни».

Первые иконы Божией Матери еще при Ее жизни были написаны апостолом и евангелистом Лукой. По церковному преданию, Пресвятая Богородица, увидев Свое изображение, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут»

Так появились первые иконы.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на са мом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домаш ний иконостас. Место, где размещались иконы, называли передний угол, красный угол. святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона - это не только изображение Господа Ии суса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона - изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающее ся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное- предназначение иконы - молитвенное. Икона - это окно из мира горнего в наш мир - мир дольний: это откровение Божие в линиях и красках.

Во II главе исследовательской работы будут упоминаться следующие иконы: Икона Святителя Николая, «Всех скорбящих Радость», Богоматерь Владимирская. Бо гоматерь Донская. Расскажу о некоторых из них.

Владимирская. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвя той Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богоридицы видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говоря! «пяточка» - по которой узнают Владимирскую). Из всех богородичных икон «Владимирская Богома терь» — сама древняя, самая почитаемая, самая прославленная и самая любимая рус ским народом.

Донская. Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тоже склонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянул вперед правую руку, к плечу матери, а в левой держит свиток. Ноги Его об нажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы. Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию донскому в битве с татарами.

Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во время Куликовской битвы. После победы казаки поднесли икону в дар Дмитрию Донскому.

Всех скорбящих Радость. Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в цар ском одеянии и с венцом: на главе. Перед Ней - бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют поясни тельные надписи, слова из молитвы к Богородице. Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им на богоматерь.

Таким образом, икона - не просто семейная реликвия, передающаяся из поколе ния в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы.

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

Православные иконы чтились и почитались многими русскими писателями. В том числе и Александром Сергеевичем Пушкиным. И его поэзия, и вся личная жизнь самыми различными нитями связаны с иконописью. Иконы были одной из важнейших реалий биографии поэта. Они были во всех квартирах А. С. Пушкина в Петербурге и Москве, в которых он жил или многократно посещал, они были в Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском. Поэт постоянно видел их в храмах, как в детстве, так и позже в Лицее во время богослужений. И в ссылке, в Кишиневе и Одессе, он, по обычаям того времени, посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания.

Икона встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с самых ранних. У поэта остались детские впечатления, связанные с иконами. В отрывке «Сон» (1816 г. ) он вспоминает свою бабушку Марию Александровну Ганнибал, которая перед сном рассказывала ему сказки:

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик прабабушкин чепец. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 15 т. - VI. : ТЕРРА, 1998. В дальнейшем все ссылки на произведе ния А. С. Пушкина даются по этому изданию.

В другом стихотворении - «Мечтатель» (1815 г. ) с ярко выраженными автобио графическими мотивами, повторявшимися в лирике Пушкина неоднократно до послед них дней жизни, лирический герой описывает «мирный кров» в глуши, где ничто не мешало бы отдаться поэтическому творчеству:

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонёк,

В камине нагорела;

Стоит богов домашних лик

В кивоте небогатом,

И бледный теплится ночник

Пред глиняным пенатам.

Пенатами древние римляне называли богов-хранителей древнего очага, семьи, позже - всего народа. Лик в церковнославянском языке означает не только лицо, образ, изображение, но и ликование, торжество, а также собрание, совокупность людей, на пример, лик святых. Очевидно, что Пушкин здесь имеет в виду собрание икон-покровителей домашнего очага и семьи. В следующих строках мечтатель называет их по именам: Зевс и Муза. Шестнадцатилетний поэт сознательно смешивает христианст во с язычеством. Пушкин в юности действительно как бы делил себя на поэта и челове ка: Пушкин-человек соблюдал большую часть православных обрядов, Пушкин - поэт воспевал покровительство Аполлона (Феба), Диониса (Вакха), Афродиты (Венеры) и безымянных муз. От этого деления и противопоставления в себе поэта и человека Пуш кин начал освобождаться с конца 20-х годов.

Иконы, красный угол есть в домах у многих героев Пушкина. В известной по вести гробовщик переезжает на новую квартиру на Никитской улице. Там он начинает обустраивается:

«Вскоре порядок установился; кивот с образами , шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определённые углы в задней комнате; гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами».

Обратить внимание следует на то, что порядок у Пушкина начинается с красного угла, с киота, и лишь потом следует мебель, а за ней изделия хозяина.

В « Пиковой даме» Пушкин описывает, как Герман пробирается в квартиру ста рой графини: «Зала и гостиная были темны. Лампа слабо освещала их из передней. Герман вошёл в спальню. Перед кивотами, наполненными старыми образами, тепли лась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями».

Потом, пишет Пушкин, «свечи вынесли, комната опять осветилась одною лам падою». Интересно сравнить этот эпизод с другим явлением графини Герману после своей кончины. Герман неожиданно проснулся среди ночи, комнату его освещала луна, именно в этом таинственном, но неверном и обманчивом свете луны ему явилась гра финя, чтобы сообщить свой «секрет».

А вот светёлка больной Наташи из «Арапа Петра Великого»: « Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады на следственных икон. Д рожащий свет её слабо озарял занавешенную кровать и столик, уставленный склянками с ярлыками. У печки сидела служанка за самопрялкою, и лег кий шум ее веретена прерывал один тишину светлицы»».

И здесь взгляд писателя движется от икон к лекарствам. Может быть, в этой по следовательности заключена уверенность: если Бог не поможет, то никакие лекарства не спасут.

В красном углу возле икон обычно хранили маленькие домашние святыньки: просфоры, освящённый елей, церковные свечи, ладан, засохшие благовещенские пру тики вербы. В одном отрывке у Пушкина есть описание красного угла:

С перегородкою каморки,

Довольно чистенькие норки,

В углу на полке образа.

Под ними вербная лоза

С иссохшей просвирой и свечкой.

Можно заметить, что иконы стоят на особой полочке, ибо иконы нельзя вешать, а можно только ставить. Просфора же иссохшая, поскольку её хранят дома долгое вре мя и принимают маленький кусочек только в случае болезни.

В поэме «Монах» (1813 г. ), написанной поэтом в четырнадцатилетнем возрасте, к иконе заставляет обратиться сама тема: невозможно представить себе келью монаха без иконы.

Уж темна ночь на небеса всходила,

Уж в городах утих вседневный шум,

Луна в окно монаха осветила.

В молитвенник весь, устремивши ум.

Панкратий н аш Николы пред иконой

Со вздохами земные клал поклоны.

Красный угол с любимыми иконами, как бы окно в небо, в Царствие Небесное, это место всегдашней молитвы. Когда приходит искушение, Панкратий опять ищет спасения под иконами:

Ни жив, ни мёртв сидит под образами

Чернец, молясь обеими руками

И именно под иконами Панкратий находит «противоядие» против бесовского искушения: встав из-под образов, он окропляет юбку святой водой, и бес является в своём безобразном истинном виде:

Монах встает, как пламень покраснев.

Схватил кувшин, весь гневом возгорев,

И всей водой он юбку обливает.

О чудо!. , вмиг сей призрак исчезает –

И вот пред ним с рогами и хвостом,

Как серый волк, щетиной весь покрытый,

Как добрый конь с подкованным копытом,

Предстал Молок, дрожащий под столом,

С главы до ног облитый весь водою

В поэме «Бахчисарайский фонтан »Пушкин описывает комнату заключённой в гарем полячки Марии как монашескую келью:

Гарема в дальнем отделенье

Позволено ей жить одной:

И, мнится в том уединенье

Сокрылся некто неземной.

Там день и ночь горит лампада

Пред ликом Девы Пресвятой.

И между тем, как всё вокруг

В безумной неге утопает,

Святыню строгую скрывает

Спасённый чудом уголок

Этот уголок поэт описывает ещё раз, но уже глазами Заремы. Он производит сильное впечатление на грузинку, которая ночью пробирается в комнату невольной со перницы.

Вошла, взирает с изумленьем

И тайный страх в неё проник.

Лампады свет уединённый.

Кивот печально озарённый.

Пречистой Девы кроткий Лик

И крест, символ любви священный.

Грузинка! Всё в душе твоей

Родное что-то пробудило.

Икона в комнате Марии и теплящаяся перед ней лампада-символ живой веры -служит неожиданным упрёком Зареме, ведь она в противоположность полячке «между невольницами хана забыла веру прежних дней». И, однако, именно перед иконой она просит Марию о клятве христианской верой.

Красный угол есть и в другом произведении Пушкина - «Сказка о мёртвой ца ревне и семи богатырях». Эпизод, в котором царевна, оставшись одна, получила от старушки золотое яблочко и, не выдержав, откусила кусочек.

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала.

Важно, что царевна падает не на пол, а в красный угол - самое святое место в избе. То, что она упала именно под иконы, служит залогом её пробуждения от смертно го сна. Сказочные и христианские мотивы здесь переплетаются (как ранее языческие и христианские).

Икона у Пушкина, как в поэме « Монах», защищает человека от нечистой силы. Причём важно, чтобы перед иконой горела лампада или свеча. Тогда икона обретает особую чудодейственную силу. В «Русалке» княгиня, опасаясь за мужа, призывает мамку:

Ах, боже мой! в лесу ночной порою

И дикий зверь, и лютый человек,

И леший бродит - долго ль до беды.

Скорей зажги свечу перед иконой.

Иконы помогают героям Пушкина в самых разных ситуациях. Как Самсон Вы- рин находит в Петербурге свою Дуняшку? Когда на второй раз ротмистр Минский не принял старика и тот отчаялся увидеть дочь, станционный смотритель пошёл в церковь и заказал молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Ра дость». И Богородица через свой чудотворный образ помогла ему: когда Самсон Вырин шёл из церкви на Шпалерной по Литейному проспекту, он увидел Минского, последо вал за ним и так попал в квартиру, где проживала его дочь. В Петербурге прослави несколько чудотворных икон Богородицы. Та, перед которой заказал молебен Самсон Вырин, была явлена в Москве в храме Преображения на Ордынке сестре патриарха Ио- акима в 1648 году. Сестра Петра I Наталья Алексеевна заказала список чудотворной иконы и привезла его в Петербург. Икона была в походе с Петром против турок. В па мять спасения и Государя, и армии при реке Прут в 1711 году Пётр построил храм Вос кресения, в котором и поставил икону. Позже на этом месте Елисавета Петровна по строила каменный храм, освящённый в честь чудотворной Скорбященской иконы.

Литая медная иконка есть на могильном кресте покойного Самсона Вырина. тами Белкина Пушкин повествует: «Вот могила старого смотрителя, - сказал мне маль чик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом ».

Важное место занимают иконы в свадебном обряде. Фактически всё начинается с благословения образами.

Вспомним драматичное благословение Маши в повести « Дубровский »: «С Бо гом, - отвечал Кирилла Петрович и, взяв со стола образ , - подойди ко мне. Маша, - ск а зал он ей тронутым голосом, - благословляю тебя. - Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала».

Маша рыдает, потому что родительское благословение иконами - это Божие бла гословение. Венчание ещё не состоялось, но до него остался лишь один шаг, исправить ничего нельзя и отступать уже поздно, что и показывают дальнейшие события в повес ти.

Благословение молодой четы иконами у Пушкина имеет и собственно обрядо вые, и исторические, и автобиографические корни. Поэтому образами благословляют молодых у поэта даже в сказках.

И в «Сказке о царе Салтане », когда князь Гвидон решает взять в жёны царевну Лебедь, он обращается сначала за благословением к матери:

«Государыня - родная!

Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья, Твоего благословенья:

Ты детей благослови Жить в совете и любви».

Над главою их покорной

Мать с иконой чудотворной

Слёзы льёт и говор ит:

«Бог вас, дети, наградит».

В «Борисе Годунове »Пушкин рассказывает о призвании Бориса на царство:

Заутра вновь святейший Патриарх,

В Кремле, отпев торжественно молебен,

Предшествуем хоругвями святыми,

С иконами Владимирской, Донской,

Воздвижится; а с ними синклит, бояре,

Да сонм дворян, да выборные люди

И весь народ московский православный,

Мы все пойдём молить царицу вновь,

Да сжалиться над сирою Москвою

И на венец благословит Бориса.

Пушкин хорошо знал и часто использовал в своей поэзии и прозе «Историю». Н. М. Карамзина, который описывает торжественное шествие из Кремля в Новодевичий монастырь для призвания Бориса:

«Патриарх и владыки несли иконы знаменитые славными воспоминаниями: Владимирскую и Донскую, как святые знамена отечества; за Клиром ищи Синклит, Двор, воинство. Приказы, выборы городов: за ними устремились и все жители Москов ские, граждане и чернь, жены и дети, к Новодевичьему монастырю, откуда, также с ко локольным звоном, вынесли образ Смоленской Богоматери навстречу Патриарху: за сим образом шел и Годунов, как бы изумленный столь необыкновенно-торжественным церковным ходом: пал ниц пред иконою Владимирскою, обливался слезами и восклик нул: «О мать Божия! что виною твоего подвига? Сохрани, сохрани меня под сению Твоего крова!». (Н. М. Карамзин. «История Государства Российского»)

Таким образом, А. С. Пушкин обращается к православной иконе во многих сво их произведениях, как прозаических, так и поэтических.

Заключение.

Итак, в начале моей работы была поставлена следующая цель: проследить, какое место занимают иконы в произведениях А. С. Пушкина.

При изучении жизненного и творческого пути А. С. Пушкина можно найти мно жество примеров, фактов, а также произведений, свидетельствующих об обращении великого русского поэта к православным иконам.

Проанализировав стихотворения, поэмы, повести, изучив научно-критическую литературу, можно сделать вывод: икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой.

Пушкин по своему внутреннему духовному существу был глубоко религиозно-нравственный человек, что отразилось и на его творчестве. Он ясно осознавал и чувст вовал грани, отделяющие добро от зла. Почти все его герои показывают нравственные коллизии: в их лице он возвышает добродетель и клеймит порок и страсть. Творения А. С. Пушкина стали лучшей школой русского художества и русского духа. Всю жизнь он неутомимо искал и учился. Его вела любовь к России, постоянное погружение в рус скую стихию.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)