Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль орнамента в исламской художественной культуре на примере каллиграфии

Я выбрала эту тему, поскольку она интересна для меня. Я очень интересуюсь арабской культурой, а особенно той областью, которая остается незамеченной на фоне достижений арабов, например, в архитектуре или литературе – декоративным искусством. Это разнообразие жанров, стилей, методов работы привлекательно для изучения. В сознании европейского человека (к коим осмелюсь себя причислять) Восток – это нечто окутанное дымкой тайны, скрытое полупрозрачной завесой, за которую хочется проникнуть. Вся культура Востока не диаметрально противоположна культуре Запада, как утверждают некоторые исследователи, а, по моему мнению, скорее имеет другой подход к вечным ценностям и проблемам другое отношение к ним и к жизни в целом. В частности, в арабской культуре мировоззрение человека формировала господствующая религия – ислам. В Европе, где господствовало христианство, сознание людей было сформировано по-другому. В исламе, в отличие от христианства не было института церкви. Коран не ставит посредников между Богом и человеком. В результате, на людей не оказывалось давления. Коран четко указывал обязанности каждого мусульманина: признавать, что «нет Бога, кроме Аллаха и Мохаммед – пророк его», исполнять пять раз в день обряд молитвы, добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных, хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку. Все это было просто и понятно каждому человеку, независимо от рода занятий, возраста и т. д. Коран также диктовал нормы поведения – в семье и в обществе. Все это быстро сделало новую религию господствующей у арабов. Завоевывая новые территории, арабы распространяли там свою религию, а вместе с этим – культуру.

Ислам – консервативная религия, но не в вопросах развития науки, как, первоначально, христианство, а в вопросах общественных и культурных. С течением веков христианская религия претерпела множество изменений в отличие от ислама. К христианской церкви отношение менялось от века веку, в исламе – оставалось неизменным. Ислам формировал мировоззрение, которое было направлено на сохранение традиций. В христианской истории – нет. Постепенно в культуре Запада замечается уход от христианских традиций, которые «мешали» художникам творить в гуманистическом ключе. Таким образом, в культуре исламского мира (в том числе и арабских стран) все или почти все осталось неизменным. Но это отнюдь не значит, что это искусство остановило свое развитие и фактически «умерло». Нет, оно живо, развивается (но не такими темпами и не таким образом, какой нам привычен) и вызывает интерес. Примером может служить то, что в начале XX века проявился интерес к ориентальному искусству. Так, например, в орнаментах стиля модерн самый повторяющийся узор – завиток – характерен также и для арабского орнамента.

Как орнамент используются и каллиграфические надписи, которым свойственны различные завитки и, в общем, плавность линий и относительная свобода в выборе положения письма. Кстати, можно подметить интересную тенденцию – арабская музыка также переливчата и как бы украшена различными завитками.

Итак, мы можем судить об актуальности заявленной темы. Исламская культура вызывает интерес своей самобытностью, оригинальностью. То, что некоторые ее черты сохранились еще с возникновения ислама, не дает нам повода усомниться в ее ветхости. Тем более сейчас, в начале 21 века, когда мы стараемся возродить в нашей стране утраченные или забытые ценности. Многочисленные мусульманские народы, проживающие в нашей стране, переживают открытие заново для себя тех духовных традиций, которые были у них отняты. Нелишне было бы заново вместе с религией открыть для них и культуру.

В статье «Арабский язык и искусство каллиграфии» прослежено развитие арабской каллиграфии, а также трансформация канонических почерков в другие – оригинальные по стилю и непохожие на первоначальные. Трансформации эти почерки подверглись в основном в областях, которые были преемственными в смысле культуры, под влиянием своих традиций, а иногда и субъективных условий.

В статье основной упор делается на декоративную роль каллиграфии, и приводятся убедительные примеры, иллюстрирующие эту мысль. Так, например, подробно рассказано об одном из жанров декоративного искусства называемом кита – миниатюрная картина, представляющая собой образец одного или нескольких каллиграфических почерков. Обычно в ней писалась какая-либо из сур Корана, или какое-либо изречение. Произведениями искусства считаются также тугра – каллиграфически выполненный и орнаментально украшенный личный знак правящего монарха, и мусанна – необычная разновидность каллиграфии, не являющаяся шрифтом как таковым, состоящая из текста, выполненного одним из стандартных шрифтов, в форме, где одна половина является зеркальным отображением другой. Главная мысль этой статьи – каллиграфия в арабских странах вышла за пределы своего функционального значения, она стала настоящим искусством.

б) по материалам сайта Центра исламской культуры http://islam. org/Culture/Calligraphy/default. htm

В этой статье описано возникновение и развитие каллиграфии. Акцентируется мысль, что искусство каллиграфии родилось из написания рукописей Корана. «Письменная форма Корана является визуальным эквивалентом вечного Корана, формой, через которую человек ощущает частицу Божественного». Таким образом, прослеживается основная мысль о Божественном происхождении слова, и как следствие, духовном значении каллиграфии.

В этом документе очень хорошо исследовано происхождение основных (канонических) почерков, их дальнейшее распространение и видоизменение. Автор ведет отсчет не от куфического почерка, а начинает с еще более ранних шрифтов арабской письменности, бытовавших до возникновения ислама. Также упомянуты и самые знаменитые стили арабского письма, которые были разработаны в Турции, Персии и Иране. Кроме них названы такие редко упоминаемые стили как бехари в Индии и сини в Китае.

В тексте упоминается еще одна любопытная деталь. Автор говорит о том, что при всем разнообразии стилей арабского письма, Коран пишут только двумя канонизированными шрифтами: куфи и насх. Из этого можно сделать вывод: при всем своем духовном значении каллиграфия – искусство в большей степени светское, чем религиозное, и его декоративная роль имеет большое значение.

в) по материалам энциклопедии «Аванта+»

В этой энциклопедии кратко и доступно изложена минимальная информация об арабской каллиграфии: стили письма, орудия письма, значение каллиграфии для арабского искусства. Основная мысль здесь – о серьезном отношении арабов к каллиграфии, о той огромной роли, которую она играла в жизни мусульман.

г) по материалам «Истории мирового искусства»

Этот труд большого количества авторов можно назвать и энциклопедией за всеохватность тематики (от древнейших времен до наших дней), и достаточно серьезным искусствоведческим исследованием. Исламу в нем отведено значительное место по сравнению с другими аналогичными изданиями. Но все же об искусстве орнамента, в частности – о каллиграфии, почти ничего не сказано. Правда, есть одно очень интересное положение: каллиграфия – «истинная иконография мусульманства». Может быть поэтому она была столь распространена? д) по материалам сайта Казанского государственного университета www. ksu. ru

В статье «Символ веры мусульман» рассказывается об одном из самых интересных и своеобразных жанрах искусства, который соединил в себе каллиграфию и орнамент, – о шамаилях. Шамаиль – это панно станковой формы интерьерного назначения, содержащее в себе каллиграфическую надпись. Шамаили имели в основном религиозное содержание и были выполнены либо на стекле масляными красками, либо на бумаге печатным или ручным способами. Ключевые слова здесь – «интерьерный» и «религиозный». «Шамаиль» переводится как «икона». Отсюда вывод – религиозное значение шамаилей очень велико. Но шамаиль – это панно, часто мастерски исполненное. Часто на красочном фоне было искусно выведена какая-нибудь из сур Корана. Панно вешалось на стену и выполняло свою роль одновременно как украшение интерьера и наставление верующему. Шамаили были очень распространены на территории дореволюционной России, особенно в таких областях, как современные Татарстан и Башкортостан. Их огромная популярность способствовала пропаганде ислама и исламской культуры.

Итак, мы можем опять указать на двойственность значения искусства каллиграфии. Во-первых, безусловно, религиозное. Во-вторых, – декоративное. На примере шамаилей видно, как можно гармонично объединить эти свойства.

Даже беглый обзор литературы выявляет множество ракурсов для собственного исследования. Например, региональные особенности развития исламской каллиграфии. Если выбрать только данную проблему, то основой рассмотрения станет исторический аспект. Мне же хотелось бы остановиться больше на художественных особенностях различных стилей и их значении для мировой художественной культуры. Я предполагаю заниматься этой темой в течение двух лет.

Поэтому цель моей работы на данном этапе – попытаться систематизировать те сведения по арабской каллиграфии, которые мне удалось получить из различных источников.

Задачи работы:

1. Составить историческую справку по теме.

2. Классифицировать типы каллиграфических стилей по региональному признаку.

3. Выявить основные художественные особенности каждого стиля.

II. Основы искусства каллиграфии

1. Теоретические основы каллиграфии

Арабская каллиграфия является важнейшим видом искусства ислама, это своего рода символ ислама, отражающий его многогранность и в то же время – единую форму, его гармонию, красоту и силу. В эстетических принципах каллиграфии проявляются культурные ценности исламского мира.

Мохаммад сказал: «Письмо – половина знания». В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии – произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы («хаттаты»), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. «Красота человека – в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого» (известный восточный афоризм).

Основу каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и четкие пропорции, от этого зависит четкость надписи и красота линии.

Основой правила составления пропорции является размер буквы «алиф», первой буквы арабского алфавита, которая представляет собой прямую вертикальную черту. Единицей измерения в каллиграфии считается арабская точка, она, можно сказать, основной рабочий элемент мастера.

В каллиграфии точка имеет квадратную форму, причем размер стороны квадрата зависит от угла наклона кончика пера и от степени нажима мастера. Нажим должен быть достаточно легким, движение – очень точным, при этом кончик пера слегка поворачивается, так что след оставляют две грани пера.

Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24 волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера – а это уж зависит от пристрастий самого мастера, национальных традиций и типа наносимого текста.

Высота алифа составляет от трех до двенадцати точек, в зависимости от стиля и индивидуального почерка каллиграфа. Ширина алифа равна одной точке. Важнейшую роль играет высота текста. Пользуясь алифом как исходной единицей, вначале мастер прописывает алифы, идентичные первому, по всему тексту. Так составляется геометрическая канва надписи, хотя на практике мастер часто вводит изменения.

Алиф также служит диаметром воображаемого круга, в который можно вписать все арабские буквы. Таким образом, основу пропорции составляют три элемента, размер которых устанавливает сам мастер – это высота и ширина алифа и воображаемый круг.

Например, в стилях насх высота алифа составляет пять точек, сульс – девять точек, с крючком в три точки на кончике буквы. Важными характеристиками стиля также являются направление (угол наклона) и интервал, игра изгибов и вертикалей, артикуляция слов, гласные и точки

От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): «Калам очиняется косо, и знай – кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя. » (из трактата 14 века).

Историческая справка

Согласно современным исследованиям, арабская письменность принадлежит к семитской группе алфавитного письма, основой которого являются в основном согласные звуки. Развитие и становление арабской письменности произошло в течение относительно короткого исторического периода, когда арабский алфавит превратился в часто используемый, и на сегодня он занимает второе место в мире, уступая только латинскому.

Древние арабы вели в основном кочевой, суровый образ жизни, в области искусства их культура выражалась главным образом в письменности и поэзии. Еще задолго до прихода ислама арабы высоко ценили силу и красоту слова, поэзия была частью их повседневной жизни, искусство лингвистики, литературы, а позднее и каллиграфии достигало чрезвычайно высокого уровня. В древней Аравии ежегодно проводились соревнования поэтов и чтецов. Прекрасно понимая силу воздействия устной речи, они достигли в этом виде искусства чрезвычайно утонченного мастерства. Несколько позднее появилась письменность.

Как известно, прототипом арабского алфавита явилось письмо набатейского языка - диалекта арамейского, который использовался в Северной Аравии (там, где сейчас расположена Иордания) на протяжении почти тысячи лет до начала исламской эры. Очевидно, что древнесирийский также оказал влияние на его развитие.

Археологи и лингвисты изучали набатейские письмена, представляющие промежуточную стадию развития арабской письменности: такой вид письма, как ум аль-джималь, датируемый 250 г. н. э. , и письменность намирах, которой пользовался известный поэт до-исламского периода – Имру аль-Кайяс (328г. н. э. ). Еще одна надпись письменности ум аль-джималь, датируемая 6 в. , также подтверждает происхождение арабской письменности от набатеев.

Сначала на северо-востоке полуострова, зародилось северо-арабское письмо. В течение 5 в. н. э. арабские племена, населявшие области Хирах и Анбар, активно использовали эту письменность. В начале 6 в. племена расселились в области Хиджаза и в западной Аравии, принеся с собой письменность.

Бишр ибн Абд аль-Малик и его приемный отец, Харб ибн Умаийя ввели в употребление эту письменность среди курайшитов, племени пророка Мохаммада. Искусство письма было с энтузиазмом воспринято соседними племенами и стало быстро развиваться.

Джазм – наиболее ранняя арабская письменность, известная на сегодня. Эта форма письменности является предшественницей набатейского алфавита.

Арабский алфавит состоит из 28 букв (дополнительные буквы также прибавляются в языках Ирана и Пакистана, использующих арабское письмо), каждая из которых может иметь до четырех отличающихся друг от друга графических форм. Все эти буквы являются только согласными и, в отличие от латинского алфавита, использующегося в английском и большинстве европейских языков, строки записываются справа налево.

В исламе значение письменности заложено в самой религии. В самых первых аятах Корана, ниспосланных пророку Мохаммаду, сказано: «Читай, во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой – Наищедрейший, Который научил пером. Научил человека тому, чего тот не знал» (сура «Сгусток»:1-5).

Искусство каллиграфии родилось из написания рукописей Корана. Первые экземпляры Корана были написаны Зайдом ибн Сабитом, секретарем пророка Мохаммада, которому было поручено сопоставить и собрать воедино отдельные суры. Эти экземпляры были написаны мекканским и мединским стилями – вариантами письма джазм, мало отличающимися друг от друга.

В то время существовало два различных стиля письма: мукаввар – курсив, легкий в написании, и мабсут – линейный, продолговатый. Эти наиболее древние стили явились исходной матрицей для возникновения новых – наклонного маиль, – разновидность раннего куфического, вытянутого машк и нашк. Маиль не получил широкого распространения, его постепенно вытеснил угловой куфический. Машк и нашк часто использовались и получили дальнейшее развитие.

Первая реформа арабского языка и письменности была проведена во времена правления династии Омейядов известным ученым, основателем арабской грамматики, Абдуль Асвадом ад-Ду’али, который ввел диактрические знаки, чтобы различать некоторые одинаковые в написании согласные буквы, такие как «гаф» и «фа». Систему диактрических знаков называют ташкиль («огласовки»). Диактрические знаки над согласными стали писать черным цветом, над гласными – красным и желтым.

Аль-Хаджадж ибн Юсуф ат-Такафи (694-714), могущественный и энергичный омейядский эмир, возглавил проведение дальнейшей реформы. Дальнейшая модернизация ташкиля привела к появлению точек и огласовок. Точки – одна, две или три – ставились снизу или сверху буквы.

Но, к сожалению, для большинства людей и такая система оказалась слишком сложной для изучения. Вторая реформа письменности последовала в 786 году, ее создание было поручено крупному ученому-филологу и лингвисту Халилю ибн Ахмаду аль-Фарахиди. Он ввел систему огласовок, созданную на основе очертания самих букв (например, огласовка «дамма» выведена из буквы «вау»).

Новая система письма быстро завоевала популярность во всем исламском мире. Это послужило толчком к дальнейшему развитию каллиграфии. Ранняя каллиграфия являлась официальным стилем, использовалась в архитектуре, чеканке монет, и, конечно, при создании рукописей Корана. В религиозной литературе и эпистолярном жанре также использовалась только каллиграфия.

Изначальный стиль куфи

В начале исламской эры два вида шрифтов находились в применении – оба они произошли от различных форм набатейского алфавита. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим (от имени города Куфа в Ираке, однако употреблялся до основания этого города). Он использовался при создании первых написанных от руки копий Корана и для украшения архитектурных сооружений в самые первые годы Исламской империи.

Стиль имеет очень четкие, специфические геометрические пропорции, угловатость и ширина букв строго выдержаны. Вертикальные линии слабо выражены, буквы вытянуты по горизонтали, это широкий почерк, поэтому его используют для надписей на горизонтальных поверхностях. Куфи универсально подходит для росписи любых материалов – шелка, гипса, дерева, керамики, металла, стекла, слоновой кости, архитектурных элементов (гробницы тимуридов в Самарканде).

Развитие куфического письма привело к возникновению многих его модификаций. Наиболее яркими разновидностями куфи являются следующие:

Куфи аль-мухаммаль, или цветущая куфи: Наложение надписи на фон самостоятельной растительной и геометрической композиции.

Куфи аль-музаффар: Особое сочетание и игра букв на выделенных глубоких вертикалях.

Куфи аль-хандаси: Композиция строится на сочетании слов с геометрическими формами - кругом, квадратом, треугольником.

Типичные примеры куфического стиля:

«Аллах»

«Аллах»

«Нет бога, кроме Аллаха, и Мохаммад – посланник Аллаха» (свидетельство веры)

Шесть классических стилей арабской каллиграфии

Расцвет искусства каллиграфии связан с именем Ибн Муклаха, искусного каллиграфа, визиря при дворе Аббасидов, создавшего теоретическую базу каллиграфии и разработавшего наряду с куфическим шесть стилей – насх, сульс, райхани, рика, тауки и мухаккак.

Из этих шести стилей, в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

1) стиль насх

Стиль насх имел более округлые курсивные формы и применялся при написании писем, деловых документов и везде, где требовалась больше скорость написания, чем утонченность и изящество формы.

Он приобрел популярность после того, как подвергся значительной переработке знаменитым каллиграфом Ибн Муклахом в X веке. За счет создания системы четких пропорций насх приобрел характерную ему четкую ритмичность и линейность.

Позднее насх был еще раз модифицирован Ибн аль-Бавабом в очень изящное письмо, достойное Корана. Насх используется для написания коранических аятов чаще других видов письма. Насх пишется короткими горизонтальными «стежками», вертикали равны по длине горизонталям относительно строчки. Изгибы полные и глубокие, интервалы между словами всегда выдержаны.

Поскольку насх легко читается и его техника написания проста и доступна, этим стилем владеют практически все арабоязычные народы. В настоящее время насх является самым популярным стилем всех мусульман.

Типичные примеры стиля насх:

«Хвала Аллаху – Господу миров» (Сура1)

«Во имя Господа Милостивого, Милосердного»

«Скажи: нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом» (9:51).

2) стиль рика

Стиль рика («маленький листок») – иногда произносят как «рука» – был разработан на основе стилей насх и сульс. Хотя рика и схож со стилем сульс, все же рика развивался совершенно самостоятельно и в ином направлении – в сторону упрощения. Геометрия букв несколько напоминает сульс, но сами буквы меньше и более изогнуты. Стиль рика более округлый, плотно структурированный, с короткими горизонтальными «стежками», совсем иное написание имеет буква «алиф» – нет заостренного крючка.

Рика был одним из излюбленных стилей оттоманских каллиграфов и обязан своим дальнейшим развитием известному мастеру Шейху Хамдулле аль-Амаси. Позднее рика подвергся неоднократным переработкам, и в результате превратился в один из наиболее популярных стилей. Сегодня почти все арабоязычные народы используют его при повседневном письме.

Типичные примеры стиля рика:

«Разговор – серебро, а молчание – золото»

«Только тот, кто сам внутренне красив, видит красоту вокруг»

«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного»

3) стиль тауки

Тауки – «указ» – самый убористый почерк, сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквы иногда соединяются друг с другом.

Говоря о развитии каллиграфии, нельзя не упомянуть имен трех крупнейших мастеров - ибн Муклах (886-940), ибн аль Баввав (11в), и Йакут аль-Муста’сими (XIII в. ). Эти личности стали легендарными – их вклад в развитие искусства каллиграфии настолько огромен, что без них современная каллиграфия была бы совершено иной.

В дальнейшем центр развития каллиграфии переместился в Персию. В 14 веке правители династии Тимуридов уделяли особое внимание книгопечатанию, искусству переплета и иллюстрации. Каллиграфы впервые стали применять сочетание и наложение различных стилей письма, с разным размером шрифта, создавая восхитительные шедевры. В первую очередь это были ручные копии Корана, от огромных настольных фолиантов до миниатюрных карманных. Основными стилями были райхани и сульс.

4) стиль сульс

Стиль сульс появился в 7 веке во время правления династии Омейядов. Само слово «сульс» в переводе означает «треть». Возможно, это связано с соотношением прямых линий относительно изгибов, или с тем, что шрифт составлял треть размера другого популярного в то время стиля.

Сульс редко используется для написания коранических аятов, это скорее орнаментальный стиль, по сей день используемый в различных эпитафиях, посвящениях, заголовках, обращениях в высоком стиле.

Стиль характеризуется изогнутыми буквами с крючками на конце. Буквы, соединяясь, то наплывают друг на друга, то рассыпаются, создавая единый курсивный поток, часто с очень сложными пропорциями. Сульс отличается тщательно продуманной, изящной графикой и удивительной пластичностью.

Типичные примеры стиля сульс:

«Те, которые уверовали, и сердца их утешаются поминанием Аллаха» (28:13)

«(Аллах) научил человека тому, чего тот не знал» (96:5)

"Нет бога, кроме Аллаха, и Мохаммад - посланник Аллаха" (свидетельство веры)

5) стиль райхани

Райхани – «базиликовый», богато украшенный орнаментальный вариант сульса – очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика.

6) стиль мухаккак

В период правления династии Мамлюков в Египте (1260-1389) акцент делался на развитие архитектуры, но это был также и расцвет прикладного искусства: стекло, медные подсвечники, рукописи Корана и резные деревянные минбары – все изделия щедро украшались каллиграфическими надписями. Предметы этого периода отличает редкостное изящество и утонченность. В это время каллиграфом Абдурахманом ас-Саийхом в стиле мухаккак была выполнена рукопись самого большого Корана из ныне существующих.

Мухаккак – «правильный» жирный шрифт с широкими диагональными росчерками (цветениями).

Каллиграфические стили Османской империи

Большой вклад в развитие каллиграфии был сделан также в Персии, во время правления династии Сефевидов (1502-1736). Стиль талик сильно трансформировался, стал очень популярным и чисто иранским, и вскоре появилась его производная – более легкая и изящная форма – насталик. Обе эти, сравнительно молодые, формы письма приобрели статус государственных.

Несмотря на красоту и привлекательность насталика, турецкие каллиграфы продолжали предпочитать талик в монументальном стиле и в особо важных случаях. Одним из разработчиков правил написания этого стиля был Абд аль Хайия, родом из Иранского города Астарабад.

Талик широко используется в настоящее время в каллиграфии арабами, турками и индийскими мусульманами, для персов же он является повседневным письменным стилем. На основе талика персидский каллиграф Мир Али Султан аль-Табризи разработал новый стиль, более легкий и изящный – насталик. Само название насталик является комбинацией слов насх и талик. Почти все знаменитые персидские миниатюры, антологии, эпические произведения и другие виды литературы – все они написаны в стилях талик и насталик. Но только не Священный Коран.

«. Тебе поклоняемся и Тебя просим помочь» (Сура1)

«Поклоняйся Господу твоему, пока не наступит твой час» (15:99)

«Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!» (61:13)

Каллиграфы Османской империи не только переняли наиболее популярные стили письма, но и изобрели свои, местные. Османские каллиграфы были столь знамениты, что популярная поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Арабская каллиграфия была очень популярна и широко использовалась. Султан Баязид II (1481-1520) сам брал уроки каллиграфии у известного мастера Шейха Хамдуллы аль-Амсани. Самыми известными стилями, выросшими из персидского талика и насталика, являлись шикастех, дивани и джали. Шикастех характеризуется очень плотным рисунком, буквы прижаты друг к другу, и низкими вертикалями.

Письмо дивани было разработано Ибрагимом Мунифом. Этот стиль представляет собой ярко выраженный, структурированный курсив. Буквы не имеют точек и соединяются не совсем обычным образом. Наибольшую популярность этот стиль приобрел в 17 веке, во многом благодаря работам блестящего мастера Шалы Паша. Дивани, наряду с рика, был излюбленным стилем при дворе Османских султанов. Производной от дивани является дивани-джали, известный также как хумайюни («императорский»), автором которого является Хафиз Усман. Пространство между буквами усыпано декоративными элементами, не имеющими смысла с точки зрения орфографии. Дивани-джали идеально подходит для декоративных целей.

«И возвещай о милости Господа твоего» (93:11)

«Мохаммад – посланник Аллаха»

«Аллах Велик»

Письмо джали разработал Хафиз Усман (Усман ибн Али, 1690-е гг. ) и его ученики. Особенностью джали является вычурность, обильное приукрашивание, что делает его незаменимым для использования в декоративных целях.

6. Каллиграфия в Индии и Китае

Интенсивное развитие каллиграфии в Индии привело к созданию стиля бехари, однако он уступал в популярности трем основным: талик, насталик и сульс. Там возникли свои, индийские варианты и производные этих стилей, отличающихся большей толщиной линии и отчетливостью, буквы шире, а изгибы более округлы. В этом стиле выполнены надписи на мраморных фризах Тадж-Махала, сделанные искуснейшим каллиграфом, известным как Аманат Хан аль-Ширази (его настоящее имя было Абд-аль-Хак). Иранец по происхождению, он получил такой титул за свое непревзойденное мастерство. Этот мастер также является автором великолепных образцов каллиграфии в мавзолее Акбар в Сикандре и в Большой мечети – медресе в Агре.

Мусульмане Китая, также использовавшие арабскую письменность, когда вопрос касался религии, переняли каллиграфию из Афганистана, модифицировав ее. Так появился уникальный стиль – сини (от слова «шини» – китайский). Особенностью письма сини является необычайная округлость букв и очень тонкие линии. От сини произошел другой стиль, применявшийся в декоративных целях – для росписи керамики и фарфора, с толстыми треугольными вертикалями и тонкими горизонталями.

Каллиграфия как вид декоративного искусства

Подобными примерами этих более или менее стандартных типов шрифтов многообразие стилей арабской каллиграфии ни в коем случае не исчерпывается. Обладая богатым воображением, исламские каллиграфы были в высшей мере изобретательны и бесконечно экспериментировали. Еще одним значительным вкладом турков была тугра – искусное художественное изображение имен султанов, изначально применявшееся для подтверждения императорских указов. Позднее тугра стала использоваться правителями как Турции, так и арабских стран в качестве королевской эмблемы на монетах и печати – там, где европейскими правительствами использовались герб и королевская монограмма.

Эта тугра (монограмма или эмблема) султана Абду Хамида показывает три удлиненных вертикальных штриха, характерных для данного стиля.

Еще одной необычной разновидностью каллиграфии, редко используемой в наши дни, является стиль мусанна (арабское слово, означающее «двойной»). Он не является типом шрифта как такового, а состоит из текста, выполненного одним из стандартных шрифтов, например, насхом, в форме, где одна половина является зеркальным отражением другой.

В мусанне, двойном стиле каллиграфии, показанной слева одна половина композиции является зеркальным отображением другой. Басмала, написанная шрифтом сульс справа, исполнена в форме страуса.

Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией – кита: в ней текст (обычно исповедание веры, стих из Корана, изречение и выражение, имеющие религиозное значение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки или другого предмета. Коранический стих куфическим шрифтом, к примеру, мог быть расписан так, чтобы при этом создавалась картина мечети или минаретов.

Получил развитие также эпиграфический орнамент – каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

Одна из интереснейших разновидностей исламского искусства, включающая в себя орнаментальное искусство и каллиграфию называется шамаиль. Они получили большое распространение на территории дореволюционной мусульманской России. Шамаиль – станковое по форме панно интерьерного назначения, получил развитие именно на рубеже XIX- XX веков. Шамаили имели в основном религиозное содержание и были выполнены либо на стекле масляными красками и подсвечены фольгой, либо на бумаге – печатным или ручным способами. В основе шамаилей лежала «сакральная иконография» в виде каллиграфических надписей.

Подобная техника живописи на стекле получила распространение во всех уголках огромного исламского мира, однако сам термин «шамаиль» встречается лишь в Иране. В переводе с персидского языка «шамайел» означает «портрет», «икона». Персидские шамайелы, изображая канонический портрет имама Али, действительно напоминали икону. Искусство татарского шамаиля, взяв в основу арабскую графику, противопоставило изображению живых существ в иконе знаковый язык мусульманских символов, и это приближает его к подобным видам каллиграфического искусства, широко распространенным на территории Арабского Востока и Турции.

В татарском обществе начала XX века печатные шамаили играли роль своеобразной энциклопедии ислама, в их текстах причудливо переплелись языческие верования тюркских народов, влияния культур Древнего Ирана, Арабского Востока и Османской империи, христианские мотивы. Включая в себя сведения религиозно-философского, нравственного, исторического, литературно-мифологического характера, печатные шамаили охватывали все стороны жизни верующего человека. Это требовало от художника не только профессионального исполнения и виртуозного владения арабской каллиграфией, но и всестороннего образования в области религии, литературы, философии, истории.

Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: «куфическим», прямоугольными буквами арабского письма и «насх» (скорописным почерком). Отдельные элементы растительного узора служили для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.

Арабская каллиграфия приобрела репутацию величественной, божественной, высоко моральной и артистичной представительницы религии ислам и исламского искусства. Правила и техники письма, наследие искуснейших каллиграфов живо и по сей день. Культура каллиграфии является неотъемлемой частью искусства ислама.

В наши дни искусство каллиграфии живет полновесной жизнью в арабском мире и везде, где в основе письменности лежит арабский алфавит. Список целей его повседневного использования почти бесконечен: работу искусных каллиграфов можно увидеть на монетах и бумажных деньгах, настенных афишах и рекламных плакатах. Обложки и титульные страницы каждой книги, основные заголовки газет и журналов написаны от руки. Каллиграфия – искусство «прекрасного письма» – не только высоко ценится как орнаментальное и декоративное искусство; цели его практического применения в арабском мире также чрезвычайно обширны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)