Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль Русской Православной церкви в организации борьбы против интервентов в Смутное время

Взявшие меч, мечом погибнут. (М. ф. 26, 52)

Святий вси верою победиша царствия быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. (Евр. 11; 33; 34) Апостол Павел.

Сколько раз России грозила опасность быть покорённой от врагов по случаю малочисленности защитников и только твёрдая вера в Бога и надежда на Его всесильную помощь обращала в бегство «полки чуждих»!

Прошло четыреста лет с того времени как тридцатитысячное войско поляков, литовцев и изменников русских шестнадцать месяцев держали в осаде Троице – Сергиев монастырь. Прочитав историю этой осады, записанную её современником келарем Троице – Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, я как бы почувствовал себя среди её защитников. Я стрелял со стен монастыря в захватчиков, терпел лишения, хоронил погибших «сидельцев».

«Бог попусти грехи за многи наши Бысть глад и мор, и от врагов осада. И рать створяху и огню предаша Не бе проходу в град и ни из града». Мария Муравьёва.

Я впервые почувствовал себя звеном в цепи поколений. Вместе с иноком Пименом я увидел преподобного Сергия у стен монастыря.

«Зрит огнен столп священноинок Пимен, зело высок, над Троицей святою» - то верный знак, что испытанье минет, и правда воссияет красотою». Мария Муравьёва.

Молитвами Сергия Радонежского в Лихолетье был спасён монастырь, в 1812 году заступничество Преподобного помешало рыскавшим наполеоновским солдатам найти Лавру. В грозном 1941 году ни одна бомба не попала в город Загорск. Православные говорили: «Земля наша хранима преподобным Сергием Радонежским». Я как всякий православный человек, узнавший историю осады монастыря ясно вижу, что по словам Спасителя: верующему вся возможна, только твёрдая вера в Бога и надежда на Его всесильную помощь сделала защитников Лавры победителями.

Смута. Осада монастыря

Со смертью царя Фёдора Иоанновича прекратился царственный род Рюрика. Казалось, что могло быть проще и легче как выбрать из бояр русских царя! Но наступила смута, или, как обыкновенно принято называть у нас, лихолетье, которое продолжалось более десяти лет. Соседи наши, шведы и особенно поляки, воспользовались этою смутою, чтобы присвоить себе наши земли. Россия находилась на краю погибели. После смерти Годунова, на престол восходит Лжедмитрий I. Правит он недолго, потому что его поведение скоро указало русскому народу, что это не сын Ивана Грозного, а обманщик, самозванец, и он был убит. После этого на русский престол был избран боярин Василий Иванович Шуйский. Не прошло и года, как появился ещё самозванец, и опять под именем Дмитрия, сына Ивана IV, Лжедмитрий II. Народ, сбитый с толку некоторыми изменниками – боярами, ненавидевшими Шуйского и завидовавшими ему, в большинстве пререшёл на сторону самозванца. К нему прибыли из Литвы воины и паны Тышкевич и Лисовский, и таким образом у него образовалось громадное войско, с которым он двинулся к Москве. Не был одинок и царь Василий Шуйский, потому что не все бояре оказались изменниками. С ним были лучшие полководцы с хорошим войском. И Лжедмитрий II пошёл не в Москву, а остановился в 12 верстах от неё, в селе Тушине, где и укрепился лагерем.

Скоро поляки обратили внимание на обитель Преподобного Сергия. Их прельщало её богатство, монастырь закрывал подступы на Москву с севера. 23 сентября 1608 года под стенами обители явилось тридцатитысячное войско под начальством двух польских панов Сапеги и Лисовского.

Царь Василий Шуйский предвидел осаду монастыря и до появления под стенами его Сапеги послал туда небольшой отряд воинов под начальством князя Долгорукова и боярина Голохвастова. К этому отряду присоединились многие иноки, около 300 человек.

В это время молился ко Господу архимандрит Иоасаф, ведь ему нужно претерпеть все тяготы управления духовенством и объединения русских людей. Со слезами встретили праздник Преподобного Сергия, находившиеся в обители. После молебна о защите от врагов стали готовиться к сражениям.

На другой день, 24 сентября, враги, осмотрев все места, заняли все высоты, все пути ведущие к монастырю. Поляки предлагали сдаться, на что получили отказ. Тогда Сапега и Лисовский обложили монастырь осадными орудиями, и в ночь на первое октября против южной и западной стен монастыря, которые от ветхости могли быть скорее разрушены, поставили туры и 3 октября 1608 года начали бомбардировку из 63 пушек. «Обитель же Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, пишет Авраамий Палицын, покровена бысть десницею Вышняго Бога и нигде же не зажгоша: ядра бо огненныя падаху на праздные места, и в пруды, и в ямы мотыльныя, а разженныя железные ядра из деревянных храмин безпакостно изимающе, а иже увязнувших в стенах не узрят, ти сами устываху». Отсюда мы видим, что враги не могли причинить большого вреда осажденным. Враги готовились к битве пиршествами. 12 октября с утра и до вечера поляки и русские изменники шумели в стане, пили, стреляли. Едва только стемнело, как войска неприятеля с лестницами, щитами и деревянными башнями на колёсах устремились к монастырю. Осаждённые встретили их залпом из пушек и пищалей и не допустили до стен.

Всякая удача сильно поднимала дух монастырских воинов. Много раз являлся сам Сергий Радонежский и предупреждал об опасности. Вскоре в монастыре узнали, что поляки роют подкоп. В ночь с 4 на 5-е ноября из неприятельского лагеря пришёл в монастырь казак Иван Рязанцев и сказал, что в прошлую ночь им было видение. Видели они двух старцев, которые окропляли стены монастыря и молились. После этого донской атаман Стефан и его 500 казаков ушли обратно на Дон. 8 ноября, когда начали служить вечерню в Троицком соборе, вдруг ядро ударило в большой колокол, отскочило в окно алтаря и пробило образ Архангела Михаила. Другое – ударило в южные железные двери собора и пробило их, затем доску образа Святителя Николая. За 3 часа до рассвета удалось сделать вылазку. И два клементьевские крестьянина, Шилов и Слота нашли подкоп, натаскали туда горючих веществ, закрыли устье и зажгли; подкоп взорвало, но сами не успели выйти и погибли. Наступила зима. Нужны были дрова и сено, запасов не хватало. Лишь некоторые вылазки были успешными. С 17 ноября в обители открылась страшная болезнь – цинга. К тому же были и такие люди, которые просили больше хлеба, а сами его продавали. Архимандрит Иоасаф несколько раз уговаривал оставить их эти бесчинства, но его не слушали. Тогда на помощь ему для исправления явился Пр. Сергий, и грозно обратился к воинам: «Господь не нечестивыми спасет место сие, но имени ради Своего без оружия избавит». После этого воины не только одержали победу над врагом, но и оставили свою порочную жизнь.

С наступлением весны 1609 года болезнь стала ослабевать. По словам летописца в монастыре умерло: 297 старых иноков, 500 новопостриженных и 2125 воинов из детей боярских, стрельцов, казаков и слуг монастырских. Так как русских героев в Троицком монастыре осталось мало, Сапега и Лисовский отчаялись на новое наступление, но все напрасно. После этого поражения к врагам присоединились новые силы: пришёл со своим отрядом пан Зборовский, посланный из Тушина. Он выразил дерзкое негодование против безуспешного стояния под стенами Лавры Сапеги и Лисовского. «Что вы стоите, говорил он им, без дела под лукошком? Что стоит его взять и ворон передавить! Это вы по нерадению делаете и хотите взять монастырь истомленною чернию; вы чернь отошлите, да сами идите на приступ, взявши разве казаков Лисовского». Ночью 31 июля за три часа до рассвета полки врага выступили из стана, готовились к нападению. Но и в этот раз ничего не получилось, они убили лишь одну женщину. «Что, смеялись Сапега и Лисовский в свою очередь над Зборовским, взял лукошко? Ты такой храбрый, что же не взял его?» Наступила осень, а человек в монастыре осталось не более 200. Тогда Преподобный Сергий является во сне пономарю Иринарху и говорит ему: «Скажи братии и всем ратным людям, зачем они скорбят о том, что не могут послать о себе вести в Москву? Я послал от себя к Москве в дом Пресвятыя Богородицы и к Московским чудотворцам трёх учеников своих: Михея, Варфоломея и Наума в третьем часу ночи. Воры и Литва видели их» И это оказалось правдой, на трёх лошадях в Москву выехали три старца. Их не смогли догнать поляки.

Вскоре послал Бог великую радость защитникам монастыря. Князь Михаил Скопин-Шуйский, узнав о жалком положении обители, 28 октября прислал для охраны монастыря 900 человек под начальством Жеребцова. 4 января 1610 года Михаил Шуйский прислал ещё 500 человек под начальством Валуева. Тогда соединившись силами защитники отогнали врагов от стен Троицкого монастыря. Эта была последняя битва. 12 января 1610 года Сапега, никем не преследуемый, обратился в бегство. Почти 16 месяцев он держал монастырь в осаде без успеха. 8 дней иноки не решались верить, что враги оставили их навсегда. Только 20 января Архимандрит и братия послали в Москву к царю старца Макария с вестью, что осада снята и обитель, по молитвам Пр. Сергия и Никона, спасена от разграбления поляков, литовцев и русских изменников.

Когда Москва была разорена, и казаки, сапежинцы, свирепствовали в окрестностных областях, толпы беглецов с разных сторон устремились к Троицкому монастырю, и страшно было смотреть на них, многие приходили в монастырь, для того только, чтобы исповедаться, приобщиться и умереть. Дионисий призвал келаря, казначея, всю братию, слуг и крестьян монастырских и начал им говорить, что во время такой беды надобно изо всех сил помогать людям, которые ищут приюта у святого Сергия. Ему отвечали единодушно: « Кто, государь архимандрит, в такой беде с разумом сберётся? Никому невозможно стало промышлять, кроме единого Бога» За всю долгую осаду и после неё монастырь помогал сиротам, бедным людям и всем кто нуждался в помощи. Ксения Борисовна Годунова стойко перенесла 16-месячную осаду крепости. Сохранилось её письмо от 29марта 1609 года к тетке Домне Богдановне Ноготковой, посланное в Москву из осаждённой крепости: «А про меня похочешь ведати: и я у Живоначальной Троице в осаде марта по 29 день; в своих бедах чуть жива».

Троицкая обитель сильно помогла материально второму ополчению под предводительством Кузьмы Анкудиновича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского. Архимандрит Дионисий

Зобниновский (ок. 1570 – 1633).

Из всех монастырей в Смутное время устоял только Троице - Сергиев монастырь. Мы благодарны своим далёким предкам, что они, уповая на Господа, сохранили нам эту жемчужину Православия! Устремляясь к миру ежедневно трудились, проявляя веру и терпение. Митрополит Филарет сказал однажды в своей речи: «Примеры предков утверждают дух потомства».

Как человеку православному, мне радостно осознавать, что именно Русская

Православная церковь: патриарх Гермоген, архимандриты Иосаф и Дионисий и многие другие священнослужители России объединили лучших русских людей для спасения Отечества. Многочисленные чудесные явления Преподобного Сергия Радонежского защитникам Родины подтверждают и справедливый и священный характер их борьбы со злом.

Работая над рефератом, хотелось узнать, что известно о судьбе потомков спасителей России. Оказалось, что краеведы составили генеалогию рода князей Пожарских аж до 34 колена! К прославленному роду принадлежат известнейшие люди. Среди них композитор Андрей Михайлович Волконский написавший музыку к кинофильму «Мёртвый сезон». Один из потомков – Юрий Пожарский живёт рядом в городе Александрове. Учительница химии из города Семёнова Нижегородской области Нина Борисовна Пожарская сказала: «Главная фамильная черта, унаследованная от знаменитого предка – доброта».

Завершить свой реферат мне хочется словами молитвы, обращённой ко Господу во все годы лихолетья, включая настоящее время.

Каждый день в нашей гимназии на молебне звучит эта молитва ко Господу: «Господи, спаси Россию»!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)