Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сектантское движение

Духовная жизнь определяет во многом характер человека, его взаимоотношения с другими людьми, движет его поступками - в конечном итоге во многом предопределяет судьбу конкретного человека. Духовная жизнь страны – это идеология, политика, особые национальные черты – ментальность нации, традиции, обряды и национальная культура в целом.

Духовная жизнь нашей страны – это язычество и христианство, раскол, попытка уничтожения духовности и её возрождение, а также сектантское движение. Из всего перечисленного последнее – явление, пока ещё ожидающее скрупулёзного и объективного изучения.

Сектантское движение – это отражение определённого состояния духовной жизни народа и конкретные судьбы людей, принадлежность к секте которых явилась фактором, определяющим жизнь нескольких поколений.

Именно по этим причинам сектантское движение представляет интерес для исследователей.

В далёком 1825г. мой прапрапрапрадед Потапов Илья Степанович шёл со своей семьёй из Саратовской губернии в Сибирь не по своей воле, а во исполнении Указа Святейшего Синода. Он был субботником.

В словаре В. Даля мы можем прочитать:

Субботник - толк раскольничий, вернее, ересь жидовская, ветхозаветники, жидовины, иудействующие, не признающие воскресения Христова.

Кто они, мои предки? Во что они верили? Почему отказались от православия? Почему пострадали за свою веру? Какой отпечаток наложила их вера на биографии членов семьи и на формирование семейных традиций?

Цель моего исследования – изучение по литературным источникам истоков веры, истории её существования, выявление причин перехода в данную веру русских людей; восстановление семейной биографии по воспоминаниям старейших членов семьи и материалам семейных архивов, выявление степени влияния веры на семейную историю и формирование семейных традиций.

Задачи исследования:

1. Изучить имеющуюся литературу, объясняющую сущность веры субботников и причины её появления, а также раскрывающую историю российских субботников.

2. Используя различные информационные источники, найти документальные подтверждения семейной легенде о факте места проживания и социальном положении субботников нашего рода до высылки в Сибирь.

3. Изучив имеющийся исторический документ – Указ Синода, восстановить историю перехода в Сибирь; восстановить семейную память об этом событии по воспоминаниям членов семьи.

4. Составить ветвь генеалогического древа рода Потаповых: Илья Степанович Потапов – Наталья Трухина.

5. Изучив документы, семейные архивы, опросив старших членов семьи, восстановить основные биографические факты истории семьи Потаповых, начиная с их момента поселения в Сибири. Рассмотреть, каким образом вера предков наложила отпечаток на семейную биографию и формирование семейных традиций.

Сущность веры субботников

(по литературным источникам)

В различных источниках субботников называют по-разному: «иудействующие», «жидовствующие», «ветхозаветники», «щельники», «иконоборцы», «псалтырники» Все эти определения так или иначе отражают смысл веры – обращение православных в той или иной степени к вере иудеев (евреев). Само религиозное движение субботников неоднородно и имеет несколько ответвлений в зависимости от степени тяготения к иудейству.

Суммируя сведения из различных источников, я могу вывести следующие основные положения веры субботников: не признавали Иисуса Христа сыном Божьим и Мессией, не верили в его воскресение и вознесение, отвергали святую Троицу и монашество, не почитали крест, не почитали иконы и святых с чудотворцами, признавали единого Бога - "Творца неба и земли", чтили субботу, праздновали еврейскую Пасху и другие еврейские праздники.

Религиозная практика

(по литературным источникам и со слов информанта - Потапов Борис Павлович, 1926г. р. , самый старший на сегодняшний день в роду Потаповых)

Основной священной книгой субботники считали «Ветхий Завет». Для богослужений использовали Тору, написанную на пергаменте и скрученную в виде свитка. Богослужение совершалось на древнееврейском языке или на русском. Молитвенник, по которому читали молитвы, был написан с одной половины страницы на древнееврейском, а на другой половине имелся русский перевод.

Молились в специальных молельных домах.

Во всех общинах имелся наставник, его называли "хазен".

Хазен во время службы надевал на себя талыз, носил жилет с длинными кистями. На дверных косяках субботники прикрепляли мезузу.

Повсеместно практиковали обрезание, заключали брачный договор, признавали развод, хоронили своих умерших на отдельных кладбищах, соблюдая специальный похоронный обряд.

Субботники придерживались еврейских традиций в употреблении пищи. Давали детям еврейские имена.

К моменту рождения моего дедушки субботники проживали в Сибири около 100 лет, а ко времени его сознательного возраста советские времена уже наложили определённый отпечаток на жизнь и быт субботников - активно культивировались новые советские традиции. Но, тем не менее, дедушка помнит, что его дедушка и бабушка по маме, на заимке которых он жил, соблюдали субботу, загодя готовя пищу в русской печи, молились на непонятном для него языке, праздновали еврейскую Пасху. Из пасхальных блюд ему запомнилась маца. О маце дедушка помнит рассказ дяди, который поведал ему об исходе евреев, о длинном пути через пустыню. Маца – память о скудной пище евреев в рабстве и во время перехода. Существовала и определённая обрядовость: так, дедушка помнит похороны его отца – «Субботников хоронили в особых гробах – без дна, дно заменяли ремни, таким образом, умершего клали прямо на землю Хоронили в тот же день, когда человек умер – не на третий, в тот же день и поминали, но еду готовили не родственники – соседи», отмечали семь дней, тридцать.

Мясо ели специальное, от особого мясника, называли его «кошерным», т. е. чистым. Свинина была под запретом. Водку не употребляли совсем, вино пили очень мало. Никогда не сквернословили, в домах соблюдали идеальную чистоту.

Трудолюбие, чистоплотность и честолюбие, внутренняя культура, враждебность к пьянству – эти качества особо культивировались в семьях, их воспитание становилось семейной традицией.

От местных жителей субботники ничем особенным, кроме отправления религиозных обрядов, не отличались. В свою очередь, их особая вера не вызывала какого-то определённого отношения у местных жителей – субботников никак не выделяли.

Кроме того, дедушка утверждает, что они с удовольствием отмечали вместе со всеми и другие праздники (православные). Очень любили, например, Рождество. К этим праздникам отношение было, скорее, как к светским.

Причины перехода в «чужую» веру (по литературным источникам)

Диахронный и синхронный методы исследования.

Почему же всё-таки русские люди перенимали веру иудеев, хотя бы и не в полной мере? Познакомившись с литературными источниками, могу сказать, что определённого ответа на этот вопрос не существует.

История сектантства и ересей в христианстве насчитывает почти столько же веков, сколько и само христианство. Ереси и секты, где наблюдается обращение к иудейской вере, также возникают на протяжении всего существования христианства. Уже в первом веке появляется ересь евионитов. На Апостольском соборе в 51 г. было решено, что ветхозаветный закон (временный и прообразующий) потерял свою силу в христианстве. Часть христиан из иудеев не согласилась с этим, через это и появилась секта иудействующих христиан. Они отрицали догмат троичности, божество Иисуса Христа, Его сверхъестественное рождение, признавая в Нем лишь великого пророка, подобного Моисею. Всю его деятельность сводили к разъяснению и дополнению ветхозаветного закона новыми правилами.

В разные времена по самым разным причинам – экономическим, идеологическим, политическим, социальным и т. д. – в определённых странах мы можем наблюдать проявление духовного кризиса, выразившегося в форме протеста против официальной веры, что вело к попыткам её реформации, так называемого исправления или очищения. Иногда эти попытки заставляли вновь и вновь рассматривать вопрос о личности Христа. Отголоски этих воззрений мы можем наблюдать и в различных сектах протестантского толка: социане-унитарии, свидетели Иеговы и другие. В России в разросшемся в XVII-XIX веках сектантском движении также наблюдается несколько сект иудейского толка: молокане, геры (в различных источниках эту группу называют или сектой, или просто русскими людьми, ставшими иудеями), караимиты и, в том числе, субботники.

Перед вами таблица, где приведены результаты синхронного и диахронного методов исследования.

На протяжении всего существования христианства появлялись секты и ереси, ставящие под сомнение божественную сущность Иисуса Христа

Причины время секты

Идеологические Западные Русские

Политические

Экономические

Социальные

Духовный кризис

Поиск истинной веры

Первые века христианства и эпоха Вселенских евиониты соборов

Средние века жидовствующие

Послереформа социане-унитарии ционный период

XVII- XVIIIвв Молокане

Караимиты

Субботники

XIX в Свидетели Иеговы

Геры Субботники Караимиты Молокане

Русские только по национальности, а на самом Иисус Христос - простой человек, пророк, Не признают совсем талмуда, а лишьМолокане признают Троицу, но деле строгие исполнители талмуда, которым, низший Моисея, свято чтивший его закон. одно Пятикнижие Моисея, причем считают, что Бог-сын и Святой дух, кроме Библии, руководствуются в своей Отвержение главных христианских догматов, обрезание над собой и своими хотя и единосущны Богу-отцу, но не религиозной жизни. Они имеют свои синагоги, введение ветхозаветных установлений. детьми не совершают. Во всем равны ему в божественности, ничем не отличающиеся от еврейских. Строй жизниНеполное и искаженное учение еврейское остальном они следуют вероучению отвергают некоторые христианские их совершенно еврейский. жидовствующих субботников. таинства, а остальные упрощают и воспринимают не как таинства, а как обряды.

Искаженное учение христианское

Очень часто субботников сравнивают с молоканами или даже отождествляют. С. В. Булгаков в своём труде «Православие: Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви» пишет: «Между воскресниками, или молоканами, и субботниками, или иудействующими,- существенное различие: у первых искаженное учение христианское, у вторых неполное и искаженное учение еврейское, хотя как первые - не христиане, так и вторые - не евреи».

Официальные лица предпочитали объяснять появление данной секты влиянием евреев. Из статьи Беньямина Каца («Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники» http://www. machanaim. org/history/giyur/evrei. htm): «Воронежский епископ доносил, что секта возникла около 1796 года “от природных жидов, в губернии проживающих»

Сами же субботники объясняли это только влиянием Библии. В своей статье (Очерки времён и событий из истории российских евреев» М. ; Иерусалим: Гешарим: Мосты культуры, 2002) Феликс Кандель приводит свидетельство субботника: «Мой дед вышел с провожатыми из зала суда, дошел до своего дома, взял с полки свою Библию, возвратился, положил перед судом книгу и сказал: "Вот эта самая старуха, которая нас научила и открыла глаза нам, и показала нам путь к Отцу. Старше этой старухи и мудрее ее нет. "

Свидетельства субботников носят характер легенд, притч, преданий о вере.

Религиозная деятельность субботников не угрожала государственной безопасности, но вера субботников по существу отрицала основные христианские догмы, а идеология православного христианства была частью государственной идеологии - так сложилось исторически. Поэтому в понимании государственном это была вера предателей, добавим сюда ещё и отрицательное отношение христианского мира к евреям вообще. И мы поймём причину многовековых гонений на субботников. Русские же люди предателями себя ощущать не хотели, они упорно кивали на Ветхий Завет – ведь эту книгу и истины, в ней заложенные, никто не мог отрицать.

История секты (литературный обзор)

Фактически во всех трудах, посвящённых субботничеству, появление первой «ереси жидовствующих» на Руси относят к 1471 году, к моменту появления в Новгороде учёного купца еврея Схарии, приехавшего из Киева. Схария "прельстил в жидовство" священников Алексея и Дионисия, уехал из Новгорода, но «ересь жидовствующих» и без его помощи распространилась по городу. Затем она перекинулась на Москву, ее сторонниками стали влиятельные люди при дворе великого князя, и даже Иван III подпал под влияние еретиков и "склонял слух" к ереси. В 1504 году в Москве всенародно сожгли в деревянных клетках главных еретиков: Ивана-Волка Курицына, Ивана Максимова, Митю Пустосёлова. Еретиков жгли и в Новгороде, многих сослали по монастырям, заточили в тюрьмы, предали церковному проклятию. С тех пор явных жидовствующих не стало в России: одних вывели, другие, возможно, затаились и внешне соблюдали обряды православной веры, и "ересь жидовствующих" не проявляла себя до восемнадцатого века. Однако, Н. Астырин («Субботники в России и Сибири», журнал “Северный Вестник”. 1891 г. , № 6, с. 34. ) утверждает: «не было такого периода в течение четырёх веков, когда этой секты не существовало бы в каком-нибудь углу обширного русского государства». К началу XIX века субботники обнаруживаются уже повсеместно. Это были, в основном, крестьяне внутренних губерний, т. е. тех, в которых евреев практически не было. А 3 февраля 1825г. вышел Указ Синода, состоявшийся по высочайше утверждённому императором Александром I положению Комитета Министров «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников», согласно которому субботников семьями начали выселять в Сибирь.

Именно согласно этому Указу моих предков выслали в Сибирь.

Свободу вероисповедания субботники получают при царствовании Александра II Летом 1873-го крестьянин села Гвазда Ерофей Дурсин выступил с инициативой обращения к Министру внутренних дел России с прошением "о дозволении открыто считаться иудействующими и свободно исполнять свои обряды". Большинство общин поддержало эту идею, и такое прошение было подано в апреле 1874 года. Официальная реакция министра на это обращение неизвестна, но с той поры в общинах стали исполнять свои обряды открыто. В 1908 году в Зиме, например, было построен и открыт молельный дом.

С наступлением советской власти началось тотальное уничтожение любой веры.

В настоящее время вера субботников сохранилась только в двух сёлах Воронежской области – Ильинке и Высокое. Но отголоски этой веры можно встретить и в Сибири, и в центральных районах страны.

По следам семейной легенды об истоках рода Потаповых

(поиск и анализ информации, подтверждение фактов)

Согласно семейной легенде, Потаповы были высланы из Балашовского уезда Саратовской губернии, были они крепостными князей Нарышкиных.

Подтверждение факта расположения имений Нарышкиных в Балашовском уезде Саратовской губернии я нашла на сайте города Балашова: «На территории Балашовского района сохранилась бывшая дворянская усадьба “Пады”, основанная любимым двоюродным братом Петра I А. Л. Нарышкиным (1694-1745 г. г. ).

Oн перевез на берега Хопра своих крестьян из подмосковных вотчин. В последующие годы земельными угодьями в Балашовском уезде владели шесть поколений знатного русского рода. » (http://www. sovteh. ru Официальный сайт города Балашова)

Интересный факт я отметила, читая о крепостных Нарышкина: «Одних только “бортных ухожиев” — пасек на его землях было 777» Дедушка вспоминает, что пчёловодство всегда было их семейным делом, его дедушка и его отец имели пасеку, и он с детства помогал им ухаживать за пчёлами.

О том, что в Саратовской губернии существовала «ересь жидовствующих» указывается в нескольких источниках: Феликс Кандель «Очерки времён и событий из истории российских евреев», Беньямин Кац «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники», Е. В. Зайцев «История соблюдающих субботу на Руси» и в других.

«Особенное распространение секта получила в Саратовской губернии», где некий крестьянин совратил целые деревни в ересь. Там «исповедовали веру по моисееву закону, и хоронили умерших на собственном кладбище В 1817 году в этой губернии насчитывалось 300 еретиков»

«Крестьянин с. Дубовки, Саратовской губ. , Сундуков, увлекшись совершенно учением жидовствующих, которых в то время было особенно много в Саратовской губ. , стал учить, что необходимо признать превосходство пред законом Христовым Моисеева закона, как имеющего вечное и непреходящее значение, и что поэтому и постановления этого закона о пище должны быть соблюдаемы со всей точностью. Не довольствуясь этим и идя дальше, Сундуков называл Иисуса Христа простым человеком, а если и пророком, то, во всяком случае,- стоящим несравненно ниже Моисея. Наряду с этим он, вместо воскресного дня, начал праздновать субботу, отверг все христианские праздники, даже удержанные молоканами, и, наконец, совершил над собой обрезание. У Сундукова оказалось много противников, но нашлось у него и немало и единомышленников. За празднование субботы вместо воскресенья последователи Сундукова и стали называться "субботниками"

История рода Потаповых (по воспоминаниям членов семьи, материалам семейных архивов)

Первым из Потаповых, пришедших в Зиму, был Илья Степанович Потапов. Как шли субботники? Дедушка говорит, что в семье об этом остались воспоминания как о событии страшном, тяжёлом, мученическом. О людях, перенёсших это событие, хранили благодарную память; считали себя обязанными хранить веру, поскольку за неё пострадали прадеды. Прямых свидетельств перехода при жизни дедушки уже не осталось. Самой близкой из родственников, кто мог бы об этом рассказать, была у дедушки его бабушка Мария Кузьмина (по маме), у которой мама родилась ещё в Саратовской губернии и шла в Зиму вместе с другими ссыльными. Но бабушка была уже очень старенькой и плохо, что помнила. Воспоминания её носили, скорее, эмоциональный характер, чем фактический.

Переход со временем оброс легендами и дополнениями. Например, появилась легенда о том, что ссыльные шли в кандалах.

Чтобы яснее представить картину, обратимся к самому Указу. Указ предписывал, во-первых, в полицейском порядке выявить и отослать начальников сект и их помощников «для определения в военную службу годных к оной, а неспособных к военной службе - на поселение в Сибирь». Так что высылались не все верующие, и не все из них шли в Сибирь. Селить их предписывалось в отдалённые места и отдельно от местных жителей. Кроме того, чтобы ограничить их возможность перемещения, запрещалось выдавать им паспорта. Интересен тот факт, что в некоторых источниках упоминается, что субботникам запрещалось брать с собой малолетних детей (Б. Кац: «Тотчас же начались гонения: многих отдавали в солдаты или целыми селениями ссылали в Сибирь вместе с детьми старше восемнадцати лет, а их малолетних детей отбирали для воспитания в православии»). В Указе прописано: «4) Если бы при отправлении людей сих на поселение в сибирские губернии жены и дети их не пожелали следовать с ними, то к тому их не принуждать и оставлять их на прежнем жительстве». А если пожелали? О запрещении ничего не сказано.

Кроме того, субботникам запрещалось производить «наружное оказательство: собрания из разных домов в один для молитвы, обрезание, венчание, погребение и прочие обряды, не имеющие сходства с христианскими». Субботников запрещалось куда-либо избирать, предписывалось вести за ними наблюдение и фиксировать движение вышедших-пришедших в секту.

В Указе всё-таки нет указания на то, чтобы отправлять субботников, закованными в кандалы. Если учесть, что в Указе, например, о декабристах, это указание есть, могу предположить, что путь в кандалах – это всё-таки легенда.

Интересен 13ый пункт этого Указа, где предписывалось культивировать презрительное к ним отношение и называть «субботников жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть жиды» - показательное отношение государственной власти к евреям.

Мы видим, что приказ суров. Сурова мера наказания. Учитывая дальность пути и способ перемещения, можно понять, что путь этот был действительно мученическим. Дедушка говорит, что всегда хранилась память о погибших во время этого пути.

Я уже упоминала, что высланы были, согласно Указу, начальники сект и их помощники, т. е. люди, более других преданные вере. Поэтому, несмотря на запреты, субботники сохранили свою веру и обрядовость.

Родословная Потаповых выстраивается таким образом: у Ильи Степановича был сын Михаил, у Михаила – Леонтий, один из 5 братьев (Осип, Вениамин, Моисей, Яков). Леонтий Михайлович - мой прапрадедушка. Мой дедушка помнит своего дедушку и одного из его братьев – Якова: «Дедушка Леонтий был старшиной волости, весьма почитаемый в народе человек. По ложному обвинению уже в годы советской власти, находясь в очень преклонном возрасте, он был посажен, затем отпущен, но позора вынести не мог и вскоре умер».

У прапрадедушки было 10 сыновей: Захар, Самойло, Павел, Илья, Лазарь, Осип, Давид, Рувим, Моисей и Борис. Дедушка говорит, что все они были людьми работящими, любили и знали крестьянский труд, хранили в чистоте свою фамилию. Павел – мой прадедушка, родился он в 1884г. В 1888г. родилась моя прабабушка – Тамара Самойловна (Кузьмина), тоже из субботников.

Из труда Б. Каца: «В Сибири большая община иудействующих образовалась в селе Зима Иркутской губернии. Они не отличались наружностью или одеждой от прочих односельчан, но жили отдельно на двух улицах. В паспортах у них было записано в графе "вероисповедание": "иудейское - субботнической секты", и имена своим детям они давали из Библии - Авраам, Ицхак, Яаков, Аарон, Моисей, Самуил, Лазарь, Захария, Рувим, Ревекка, Дина, Тамара».

Из «Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге», 1900г. (приводится в книге Чумаковой О. П. «Покровка: век – за веком, год – за годом»): « В пяти верстах от станции – большое село Зиминское при впадении р. Зимы в р. Оку на большом Сибирском тракте Балаганского уезда. 464 двора, 2860 душ обоего пола. Церковь, одноклассное приходское училище и школа грамоты для девочек. Богодельня. Волостное управление. Занятие жителей – земледелие, между ними до 600 душ обоего пола раскольников (субботников), потомков сосланных сюда ещё в начале XIX столетия».

У прабабушки и прадедушки было 8 детей, самый последний из них – мой дед. Его воспоминания, мемуары, дневники, семейные фотографии, старые письма позволили мне восстановить подробно факты биографии Тамары Самойловны, Павла Леонтьевича и их детей.

Основные факты семейной биографии Потаповых Тамары Самойловны и Павла Леонтьевича

Русско-японская война

Прабабушка вышла замуж за прадедушку в 17 лет. После начала русско-японской войны Павла Леонтьевича забрали в армию, он оказался в Маньчжурии, русские войска охраняли КВЖД. Прабабушка ездила к нему, первая их совместная фотография относится к тому времени. После возвращения из армии прадедушка с прабабушкой начали устраивать свою совместную жизнь, начали рождаться дети. Первый – Александр – родился в 1906 г. , последний – мой дедушка Борис – в 1926г. Всего детей было 9, одной девочке суждено было умереть во младенчестве.

Субботники ещё со времён жизни на западе отличались трудолюбием, поэтому семьи субботников жили достаточно зажиточно. От родителей прабабушке и прадедушке досталось неплохое наследство. Со временем, приумножив его, имели заимку, в их хозяйстве были коровы, лошади, пашни, выпас для скота, пасека и даже мельница. Все дети, подрастая, получали образование.

Революция, гражданская война, коллективизация

Для глухого сибирского поселения смысл свершившихся событий стал понятен не сразу. Гражданская война не обошла стороной Зиму, красная армия и белая армия Колчака боролись каждая за свою Россию. Гражданская война впрямую не коснулась семьи Потаповых, но начавшиеся реформы сельского хозяйства после установления советской власти не коснуться не могли. Павел Леонтьевич принимает гибельное для своего хозяйства, но спасительное для своей семьи решение – вступить в коммуну. Мой дедушка был тогда совсем маленьким, и в его памяти коммуна осталась как большой длинный дом со множеством дверей, а во дворе прогуливающиеся жеребцы.

К этому времени (примерно 1929г) можно отнести семейную фотографию. Всмотревшись в одежду, можно понять – житьё было нелёгкое. Коммуна просуществовала до 1931 года и развалилась. Уйдя из коммуны, прабабушка и прадедушка успели захватить с собой корову и лошадь. Семья переселяется в Старую Зиму, покупает там половину дома купца Караваева. В этом доме прошло всё детство моего дедушки.

К этому времени выросли старшие дети и начали определяться в жизни. В 1928г. ушёл в армию старший сын Александр. Служил он на Дальнем Востоке и после окончания срока службы остался там жить. Женился, в его семье было пять детей. Александр был депутатом городского совета г. Владивостока, занимал должность зам. управляющего трестом «Водоканалстрой». В 1933г. старший сын приезжает в родительский дом вместе с молодой женой и первой дочкой. Моему дедушке было тогда 7 лет, эту последнюю встречу со старшим братом он помнит плохо.

В 1934 году семье пришлось вступить в колхоз.

Сталинские репрессии

В 1937г. арестовали Лазаря Леонтьевича и Моисея Леонтьевича – братьев моего прадедушки. Их нарекли врагами советской власти. Моисей Леонтьевич был расстрелян, Лазарь Леонтьевич не дожил несколько дней до конца своего пятнадцатилетнего срока и умер в ГУЛАГе.

После ареста дядей был вынужден уйти со службы в НКВД следующий сын Павла Леонтьевича – Михаил. После службы в армии он служил в отделе кадров Красноярского НКВД, был членом ВКП(б). Заявление об увольнении подал сам, его уволили и тут же исключили из партии. Вся семья в тревоге ждала следующих событий, но ареста не последовало. Объяснить это нарушение сталинских традиций трудно, возможно, что-то мог объяснить сам Михаил Павлович, но он предпочитал об этом не говорить.

В 1935г. в семье произошло трагическое событие – от тяжёлой и долгой болезни умер прадедушка. Он умер в день рождения внучки. К этому времени вышла замуж старшая из сестёр – Рива. Ираида сразу же после смерти отца пошла работать, Ида училась в Красноярском сельскохозяйственном техникуме, Илья – в Иркутском пединституте, Дора и Борис учились в школе.

Вырастить оставшихся на попечении детей прабабушке помог брат её мужа – Илья Леонтьевич, оставшись к тому времени вдовцом, имея уже определившихся в жизни детей, он взял на себя всю заботу о семье умершего брата. Благодаря ему, мой дедушка не стал безотцовщиной.

Великая Отечественная война

Как и любую другую советскую семью война не прошла стороной семью Потаповых.

На войну призвали старшего брата – Александра. На фронт Александр должен был ехать мимо своего родного дома – станции Зимы, он сообщил время. Мать увидела сына в последний раз. Он погиб под Сталинградом в 1942г.

Погиб на фронте муж Иды, которая успела перед самой войной окончить техникум, и по направлению работала в одном из Канских колхозов, там она встретила своего будущего мужа - Андрея Демидова. Семья Потаповых не успела с ним познакомиться, Андрей ушёл на войну и погиб. Своего сына, единственного ребёнка Иды Павловны – Петра, отцу увидеть было не суждено.

Был демобилизован в армию и второй из братьев – Михаил, всю войну он прослужил в части, расположенной под Иркутском. С началом боевых действий с Японской армией был направлен к месту событий, но в боях ему практически участвовать не пришлось, в 1947г. он вернулся домой.

В 1941г. был призван на фронт и следующий брат – Илья. К тому времени он окончил пединститут, женился, имел трёх детей и вместе со своей семьёй проживал в Тулуне. Пройдя подготовку, к концу 1942г. Илья был уже на фронте. Свой боевой путь он закончил в Германии. Дедушка хорошо помнит его приезд в Зиму – вся грудь в орденах и медалях: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, медали.

Участь жены, провожающей мужа в армию, пришлось испытать и самой младшей из сестёр – Доре. В начале войны Дора заканчивает Иркутский фармацевтический техникум, по распределению попадает в Красный Чикой, выходит замуж за Ивана Пешкова и провожает его в армию, имея на руках маленького сына. Иван всю войну прослужил в Монголии.

В 1944г. , окончив школу, Борис поступает в Черемховский горный техникум. Далее Томский горный институт, работа на рудниках, путь от инженера до директора рудника.

Мужество и стойкость Тамары Самойловны и крестьянская сноровка, умение делать и ладить всё для хозяйства («Трудно сказать, что он не умел делать», - говорит дедушка) Ильи Леонтьевича помогли семье выжить в тяжёлые годы. Прабабушка в рассказах дедушки предстаёт женщиной сдержанной, строгой, требовательной.

За высокие надои и сохранение телят прабабушка в 1940г. в числе лучших доярок была на открытии Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки. Много раз избиралась депутатом сельского и районного советов депутатов трудящихся.

Прабабушка Тамара умерла в 1967г. , воспитав и поставив на ноги всех своих детей, дав им всем образование, всем оказав помощь в тяжёлые моменты жизни. Она вынянчила почти всех своих внуков, которых было 29. Уже в конце жизни в очень преклонном возрасте она приехала к самому младшему сыну помочь невестке нянчиться с самой младшей своей внучкой – моей мамой. Моей маме было 3 года, когда не стало прабабушки, она не помнит её, но говорит, что когда бы не собирались за столом её дяди и тёти при своих встречах, речь всегда шла о их маме, о которой они всегда говорили с глубоким уважением и почтением.

Восстанавливая историю своей семьи, я проанализировала следующие сведения о субботниках: кто такие субботники, когда они появились на Руси и каким образом сложилась история их существования, каким образом происходила их высылка в Сибирь и как сложилась их дальнейшая жизнь в Сибири.

Познакомившись с материалами семейных архивов и с воспоминаниями членов семьи, мне удалось восстановить основные факты биографии моих прабабушки и прадедушки и их детей, частично выявить факты биографии других членов семьи предшествующих поколений, составить ветвь генеалогического древа, понять истоки некоторых семейных традиций.

Субботники – секта, возникшая на Руси в средние века и отразившая во все времена своего существования определённое состояние духовной жизни нашей страны, а также её историю.

Принадлежность к данной секте конкретных людей во многом определила их духовную жизнь, наложила отпечаток на историю многих поколений, способствовала формированию определённых традиций.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)