Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Север Таймыра на примере Диксона

Таймырский (Долгано – Ненецкий) Автономный Округ – образован 10 декабря 1930года.

Диксонский район образован путем выделения из Усть – Енисейского района 25 апреля 1957года.

Поселок Диксон образован 7 сентября 1915года.

Население Диксонского района на 01. 01. 2006года – 793человека.

Территория Диксонского района составляет 218955 тысяч квадратных километров.

В Диксонский район входит архипелаг Северная Земля и сотни островов Карского моря и Северного Ледовитого океана. На его территории находится огромное множество рек и озер. Самые крупные реки Пясина и Нижняя Таймыра, озеро Надудотурку. Так же на его территории расположены горы Бырранга.

«Пусть строка моя станет тропой

В край любимый, в край тундровый мой».

И. А. Курбатов

Я решила написать об истории Диксона потому, что это моя родина, и я хочу, чтобы все поняли, насколько уникален этот уголок Крайнего севера. Летом тундра покрыта маленькими, невзрачными цветочками так плотно, что кажется разноцветным одеялом, покрывающим вечную мерзлоту. Зимой же глубокие белые и голубые сугробы искрятся под луной, а в небе переливается разноцветной лентой северное сияние.

Наша семья живет на Диксоне с 1938 года, когда еще совсем молодые прапрабабушка и прапрадедушка приехали сюда. Работать они устроились на промохотстанцию и жили на зимовке. Они ловили песцов, рыбу, охотились. Жизнь в те годы была трудная, а порой и опасная. Там у них родились и выросли дети. Когда приходила пора идти в школу, их привозили на Диксон, где они жили в интернате. Моя бабушка много рассказывает мне о зимовке, где она провела детство. Сама я на зимовке не была, а хотелось бы побывать.

Теперь мы живем на Диксоне. Мне здесь очень нравится. Поселок у нас небольшой, но есть все необходимое. У нас замечательная школа. Есть клуб, картинная галерея, магазины, музей, библиотека, визит – центр. В нашем районе есть заповедник. Называется он Большой Арктический и на его территории есть биостанция. Летом старшеклассники в составе экологического отряда ездят туда, наблюдают за растительным и животным миром. Ученики младших классов ходят на занятия в визит – центр, где они учатся любить и понимать природу, бережному отношению к ней. Занимается всем этим Лубнина Алла Федоровна. Более тридцати лет изучает она природу нашего края, его историю. Недавно вышла книга Диксон – снежной Арктики столица. Автором идеи создания этой книги была Алла Федоровна. Сейчас Алла Федоровна готовит новую книгу.

Многие люди не видят и не хотят видеть той красоты, которую видим мы. Им не понять какую боль испытываем мы, видя как постепенно Диксон приходит в упадок. Как пустеют и разрушаются дома. Как малолюдны и темны становятся его улицы. Закрываются предприятия, люди уезжают.

Но все же есть надежда. Ведь не может после стольких лет радости и счастья наступить вечное молчание, не могут опустеть улицы и дома. Я верю, что вернутся к нам люди. Улицы ярко осветятся. Снова начнут заходить корабли в нашу бухту. Диксон снова станет процветающим поселком – столицей Арктики. И долго будет жить надежда в сердцах и лучиках рассвета над Диксоном родным.

Природа Диксона

Диксон расположен на 73о северной широты. Средняя температура зимы – 27градусов. Средняя температура летом +5. Летом ветры дуют с севера, а зимой с юга. Зимой часто случаются пурги и дуют они несколько дней. После небольшого перерыва, когда устанавливается ясная и морозная погода, вновь начинается пурга. Весна приходит в начале мая. Снег исчезает только в конце июня, но на северных сторонах сопок он лежит до следующей зимы. Лед уходит из бухты только в середине июля. Летом пасмурных дней больше чем ясных. Часты туманы. Нередко выпадает снег. В конце сентября - начале октября уже лежит снег, замерзает море. Наступает зима. В ноябре наступает полярная ночь, время полярных сияний. Но уже в первых числах февраля появляется солнце. Первые дни солнце поднимается над горизонтом лишь на несколько минут, а с1мая по 10 августа оно уже не уходит за горизонт.

Берега в районе Диксона сильно изрезаны. То черные скалы круто обрываются в море, то бухточки с галечными пляжами, то косы, намытые течением и волнами. И всюду огромное количество плавника. А кругом бескрайняя тундра, местами по ней разбросаны небольшие сопки. Под тонким слоем почвы находится вечная мерзлота. В недрах Диксонского района залегают уголь, медно – молибденовые, медно – никелевые, свинцово - цинковые руды, нефть, золото и другие полезные ископаемые.

Вот как описывает природу этих мест Ф. Нансен в книге «В страну будущего»

«Природа этого острова почти однородна с волнистой равниной тундры. Преобладают здесь глина и песок, и эта смесь глины с песком, поросшая негустой травой и мхом, представляет недурное, хотя и не особенно тучное пастбище для оленей. Там и сям торчат, возвышаясь над равниной, скалистые утесы. Большинство, по-видимому, из кристаллического сланца, хотя на каменистых склонах попадается и глинистый сланец. Утесы сильно разрушены выветриванием и морозами, вокруг валяются большие отколовшиеся глыбы.

Эти острова, а так же большая часть ближнего материка с такою же твердой скалистой подпочвой представляются мне типичною низменною береговою равниной с предлежащими низменными же островами; первоначально тянувшиеся тут горы постепенно выветривались, разрушались, распадались, размывались и уносились в море дождями, снегом, морозом, солнцем и потоками воды, а в конце концов волны и приливы сравняли, сгладили эти острова, островки и весь берег, превратив их в то, что геологи называют поверхностью размыва».

Считается, что само слово «тундра» происходит от финского слова tunturi – плоская безлесная возвышенность. Растительность здесь скудная. В основном это мхи и лишайники. Много цветов. Пушица, звездчатка, калужница, полярные маки, незабудки, камнеломки. Немного южнее встречаются морошка, ромашки, ива. Есть и грибы. Сыроежки, но есть и грузди, лисички, подберезовики. Есть поганки, но здесь они не ядовиты.

Многие беды природы нашего Севера происходят от отношения человека к Арктике лишь как к месту временного проживания. Чего только стоят многие миллионы железных бочек, разбросанных по всей тундре. Другая беда – транспорт. Часто люди выезжают в тундру на вездеходах. Их гусеницы разрушают растительный покров. Образуются овраги, обнажается вечная мерзлота.

Из большого разнообразия живой природы на Диксоне встречаются белые медведи. Это самый крупный из наземных хищников. В берлогу они не залегают и постоянно кочуют по льдам, достигая Северного полюса. Основной корм – нерпа. Оказавшись на суше, кормятся леммингами, птицами, яйцами, ягодами. Иногда заходят в поселки, копаются в помойках. Находятся под охраной.

Северные олени обычно держатся стадами, но часто бывают небольшие группы. Оленей можно назвать всеядными. Зимой питаются ягелем, сухой травой, ветками кустарников. Летом в рацион добавляются грибы, ягоды, лемминги, яйца, птенцы. Олени – добыча волков.

Полярный волк – самый крупный, светлого окраса. Зимой почти белый. Охотится на оленей, зайцев, песцов. Не брезгует и леммингами, птенцами, яйцами. Охотится и в одиночку и стаями. Он приносит пользу, убивая слабых и больных животных.

Песец летом одет в короткий неряшливый мех. Летом он человека не боится и заходит в поселок, роется на помойке. Когда одевается в зимний мех, становится очень осторожным. Шкурка бывает не только белая, но и серо – голубая, серебристая. Питается всем, что попадается. Иногда следует за медведем, подбирая его объедки. Но основная пища – лемминг.

Лемминги служат главным кормом песцов, белых сов, поморников, а в годы высокой численности ими питается множество обитателей Севера – от оленей до чаек. Живет в норках, питается растительностью.

В Карском море даже летом сохраняется местный массив дрейфующих льдов. Зимой устанавливается сплошной ледовый покров. Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о полярных морях – там слишком холодная вода. Но большое количество видов живет именно в холодной воде и не встречается в теплых морях. В море близ Диксона обитает большое количество рыбы. Это сайка, навага, сиг, корюшка, голец, нельма, омуль, горбуша, кумжа, муксун, чир.

Весной, когда вскрывается лед в бухте, сюда заходят большие стада белухи, охотящейся за сайкой. Обычно держится она у кромки льдов, встречается и в полыньях.

Круглый год в районе Диксона водится кольчатая нерпа. Зимой живет во льдах, часто выходит из воды. На льду же рождаются детеныши – бельки.

Реже встречается морской заяц или лахтак. Зверь довольно крупный, предпочитает изрезанные побережья с большим количеством островов.

Еще реже встречается в наших водах морж. Есть основание полагать, что раньше моржи не были редкими гостями этих мест. Об этом говорит название одной из старинных зимовий Моржовое.

Велико разнообразие птиц, живущих в нашем районе. Постоянно обитают в тундре совы и куропатки.

Летом окраска у них пестрая, но к зиме меняется на белую.

Первыми на Диксон прилетают пуночки. Чуть позже появляются чайки – бургомистры, серебристые чайки, крачки, поморники по-местному солдаты. Прилетают гагары, большое разнообразие уток. Среди них гребенушка, турпан, чирок, морянка, морская чернеть, шилохвостка. Морская утка гага знаменита своим пухом. Им она выстилает гнездо, выдергивая его у себя на груди и животе. Пух этот очень теплый и очень легкий. Раньше этот пух собирали в гнездах, разоряя их. Но теперь это запрещено и утки взяты под охрану.

В начале июня появляются гуси. Это гуменник, белолобый, черная казарка – чугунок, краснозобая казарка – символ Таймыра.

В окрестностях поселка можно встретить разнообразных куликов: веретенники, турухтаны, плавунчики, камнешарки, каменки.

Иногда к нам залетаю и другие птицы, которым не место в наших суровых краях.

История освоения севера Таймыра

На северо – востоке Енисейского залива, где берег круто поворачивает на восток находится группа островов. Самый большой из них – остров Диксон. С давних времен известен этот остров промышленникам и первооткрывателям. В 1605 году побывал в этих местах Лука Москвитин – арктический мореход, купец, один из первооткрывателей Сибири. Выйдя из Оби на нескольких кочах в Карское море, добрался он до Енисейского залива, побывал в низовьях Енисея, затем вдоль побережья прошел к устью Пясины.

В августе 1610 года Кондратий Курочкин на нескольких кочах спустился из Туруханска по Енисею и достиг устья Пясины, повторив плавание Л. Москвитина.

В 1731 – 1733 годах Петр Чичагов впервые положил на карту Енисей на протяжении 2500 километров до устья; прошел с описью вдоль побережья Енисейского залива и Карского моря до устья Пясины. Этот 500 – километровый участок в последствии был назван Берегом Петра Чичагова.

В 1738 году участником Великой Северной экспедиции (1733 – 1743) штурманом Ф. А. Мининым и подштурманом Д. Стерлеговым, проводившим съемку и опись группы островов этот остров был назван «Большим Северо – Восточным», а местные русские промышленники до этого назвали его «Долгим».

В 1740 году Семен Челюскин, производивший картографическую съемку побережья, сделал запись в своих документах об острове.

В эти далекие годы по берегам Енисея и Карского моря находилось уже много зимовий. Промышленный люд пробирался из сюда из Мангазеи и Архангельска. Они занимались промыслом песца, ловили рыбу. До сих пор встречаются развалины старинных зимовий. Судя по карте Енисейского Севера, изданной в 1745году, берега Таймыра были густо заселены. Но в начале XIX века берега стали пустеть и вновь сюда пришли люди лишь к началу XX века.

В 1875 году шведский полярный исследователь А. Норденшельд на парусной шхуне «Превен» («Попытка»), снаряженной на средства предпринимателя и мецената Оскара Диксона и русского краеведа и золотопромышленника Михаила Сидорова, прошел Карское море и 15 августа, миновав пролив, названный «Превеном», вошел в гавань, названную им гавань Диксона и нанес ее на морские карты. В последствии названия гавани перешло и на остров. Норденшельд писал: «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Енисейскими речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем». Очень важным было то, что гавань расположена у выхода в Северный Ледовитый океан крупнейшей сибирской реки Енисей.

Многие известные ученые, путешественники, исследователи севера побывали в этих местах: Ф. Нансен, О. Свердруп, Э. Толль, Р. Амундсен, А. И. Вилькицкий, Б. А. Вилькицкий, А. В. Колчак, К. К. Неупокоев, Н. А. Бегичев, Н. Н Урванцев, О. Ю. Шмидт, В. Ю. Визе, М. М. Сомов, И. Д. Папанин.

История Диксона в XX веке

В 1913 году Лид Иона Иванович – директор – распорядитель Сибирского Акционерного Общества пароходства, промышленности и торговли пригласил Фритьофа Нансена совершить путешествие на пароходе «Коррект». Вот как описывает Нансен посещение Диксона в своей книге «В страну будущего».

«В седьмом часу вечера я, сидя в бочке, завидел впереди землю. Это был остров Диксона.

По пути к Диксонской гавани нас захватил туман. Таким образом нам удалось пройти между двух островков, расположенных к юго – западу от гавани. Здесь оказалось порядочно льду. Около полуночи бросили якорь в южном конце пролива, между островом Диксона и материком, на глубине 7 ½ сажени. К этому времени туман рассеялся, и ночь выдалась чудесная. Небо над остовами и материком к северу розовело от солнечных лучей.

Воскресение 24 августа. В час утра мы целой компанией отправились в бухту близ Диксонской гавани, где, кажется, в 1901 году устроено угольное депо для экспедиции барона Толя.

Когда мы подошли к сараю, стоявшему на берегу, из открытой двери выскочил белый песец.

Мы отправились на охоту в глубь острова и наткнулись на стадо оленей, но они расположились на таком плоском и ровном месте, что никак нельзя было подобраться к ним ближе. В девять часов утра мы вернулись на судно.

Понедельник 25 августа. Погода на следующий день была ясная, и около девяти часов утра мы снялись с якоря и двинулись к югу. Проходя мимо одного из небольших островков на южной стороне гавани Диксона, мы увидели двух оленей, стоявших на самом гребне и глядевших на нас. Их было бы не трудно подстрелить на этом крохотном островке, но теперь нам было не до того: мы спешили к югу».

Но настоящая история Диксона начинается в марте 1915 года, когда правительство решило организовать на острове Диксон запас топлива и построить радиостанцию.

В 1914 году два судна гидрографической экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» попали в ледовый плен в Карском море.

В марте 1915 года было принято решение правительства: построить радиостанцию на острове Диксон для связи с зимующими судами. Так же предполагалось вывезти на остров часть экспедиции.

В июле 1915 года пароход «Туруханск» - капитан К. А. Мецайк и лихтер «Корреспондент» прибыли в Диксонскую гавань.

Место для строительства выбрали рядом с сараем, построенном еще в 1901 году Коломейцевым для экспедиции Толля. Построили жилой дом, здание радиостанции, баню, склад.

«Таймыр» и «Вайгач» смогли сами вырваться из ледового плена и 30 августа пришли в гавань Диксона.

5 сентября состоялась первая радиосвязь с Югорским Шаром, а 7сентября – с Исакогорской радиостанцией, расположенной вблизи Архангельска.

После благополучного возвращения судов экспедиции Вилькицкого морское министерство решило закрыть радиостанцию, но по просьбе Главной геодезической обсерватории и Полярной комиссии Академии наук 22 апреля 1916 года Совет министров принял постановление об отпуске средств на оборудование постоянной гидрометеорологической и радиостанции на острове Диксон.

В июле 1916 года на свою станцию отправилась первая группа полярников, а с 1 сентября начались регулярные гидрометеорологические наблюдения.

5 сентября ушел последний пароход. На первую зимовку остались восемь полярников: П. Г. Кушаков, А. К. Яковлев, А. П. Голубцов, М. М. Шунько, Ф. Я. Цельм, С. К. Лемберов, И. Пищухин, П. Я. Володин.

Полярники проводили гидрологические, аэрологические, метеорологические наблюдения, занимались домашними делами, ловили песцов, охотились на оленей и медведей. Через год прибыла смена.

31 августа 1918 года на Диксон пришел Руал Амундсен на шхуне «Мод», который собирался дрейфовать в Центральном Полярном бассейне.

В 1920 году на Диксоне работала гидрографическая партия на пароходе «Север». С 1925 года в летние месяцы судно «Иней» занималось топографической съемкой, промерами глубин, строили навигационные знаки.

С каждым годом в гавань Диксона заходило все больше судов. Требовались знания о состоянии льдов в Карском море. Было решено, что такую информацию лучше получать с самолетов. И с 1928 года в Арктике стали летать самолеты для изучения ледовой обстановки. Первыми летчиками были Б. Г. Чухновский, А. Д. Алексеев.

На Диксоне началось строительство водного аэропорта, который работал только летом. Понадобились рабочие и специалисты для ремонта самолетов. Население быстро росло. Выросло и количество судов, проходивших за навигацию. Начал расти и расширяться поселок. Были построены жилой дом, склад, торговая и звероловная фактории, постоялый двор для охотников, живших на зимовках, расположенных по берегу Енисейского залива и Берегу Петра Чичагова до устья реки Пясины. На материковом берегу были построены несколько жилых домиков для зверобойных артелей, охотившихся на белуху и нерпу в летние месяцы.

В 1932 году план работ станции был расширен, и на зимовку осталось 22 человека. Появились семьи с детьми.

Главное Управление Северного Морского пути 22 мая 1934 года постановило начать строительство причала. Эту дату принято считать днем рождения Диксонского морского порта. В июле1934года из Игарки на Диксон прибыли 25 строителей, а чуть позже из Архангельска еще. И в 1935 году на острове Конус заработал угольный причал, начал работать новый радиоцентр, на острове построили подсобное хозяйство, парники, собачий питомник, бараки, склады, больницу. Началась подготовка к строительству большого причала.

В феврале 1935 года на Диксон прилетел Молоков. До этого самолеты летали только летом. Это были гидросамолеты. Они садились на воду. А этот самолет был на лыжах и сел на лед.

За лето 1935 года на Диксоне побывало более 70 судов. Во время навигации население Диксона увеличивалось в несколько раз. Заходили и иностранные суда, идущие в Игарку за лесом.

В 1937 году открылась почта, стала выходить газета «Полярная звезда», появилось звуковое кино, открылся магазин.

В 1938 году морской порт отделился от полярной станции и стал самостоятельной организацией.

В 1939 году был создан штаб морских операций западного сектора Арктики, возглавил его Н. А. Еремеев. В состав его входили гидрологи, синоптики, радисты, летчики, приступили к сооружению главного причала. И уже в навигацию 1941года причал начал принимать суда. Так же планировали построить нефтебазу, котельную, электростанцию, механические мастерские, жилой поселок, столовую, клуб, детский сад, школу и многое другое. Строительная группа была преобразована в предприятие «Диксонстрой».

Военное прошлое Диксона

В первых числах сентября 1941 года на Диксон доставили три артиллерийских батареи. Был создан отряд народного ополчения.

16 августа 1942 года крейсер «Адмирал Шеер» тайно прошел на восток, в Карское море. Он должен был топить наши суда. 25 августа в районе острова «Белуха» фашисты заметили пароход А. Сибиряков» и атаковали его. Командир «Сибирякова» А. А. Качарава приказал затопить пароход. Девятнадцать человек попали в плен, остальные погибли или утонули, не желая сдаваться.

«Адмирал Шеер» решил идти на Диксон и высадить десант, чтобы захватить документы и уничтожить радиостанцию. В своей книге «Из заметок военных лет» А. И. Минеев пишет:

«На острове Диксон в Карском море располагался районный центр Северного морского пути. На самом острове находились радиостанция геофизическая обсерватория, авиабаза морской авиации, штаб морских операций западного района Северного морского пути.

Уничтожение полярных станций, авиабаз, и особенно порта Диксон могло серьезно затруднить плавание транспортных судов по Северному морскому пути.

В Карском море единственным пунктом, который на случай войны нашли нужным оснастить вооружением, был остров и порт Диксон».

27 августа во втором часу ночи он подошел к острову. Дважды крейсер пытался войти в бухту, но береговая батарея Корнякова и орудия ледокольного парохода «Дежнев» и «Революционер» своим огнем отогнали его. На крейсере вспыхнул пожар, и он поспешил уйти.

Потери Диксона были незначительны. Сильно пострадал «Дежнев». Получив множество пробоин, он вынужден был лечь на грунт на мелководье. Были убиты 7 человек и ранены 21 человек. 29 августа погибших похоронили с воинскими почестями. В 1962 году именами погибших Дежневцев были названы острова в районе Диксона.

Так закончился бой на Диксоне. Но фашистские подводные лодки долго еще вели пиратские нападения на беззащитные гражданские суда и полярные станции. 27 августа потоплен транспорт «Диксон», 30 сентября пароход «Архангельск». Все чаще стали подходить лодки к берегу в районе Диксона.

12 августа 1944 года были потоплены транспорт «М. Раскова», конвойные корабли АМ-118, АМ-114. Всего на транспорте и кораблях было 519 человек. Было спасено только 180 человек. В том же месяце произошла еще одна трагедия – было потоплено гидрографическое судно «Норд». Только за 1944 год подводные лодки фашистов обнаруживали более 120 раз.

Все это время на Диксоне кипела жизнь. Ремонтировали зимующие суда, организовали учебный комбинат для подготовки штурманов, механиков, радистов, читали лекции, выступали с концертами, устраивали танцы. В 1943 году на Диксоне открыли школу. Первой учительницей была Евдокия Михайловна Кантамирова. В ноябре она отправилась из Дудинки на север. Ехала на лошадях, на оленях, на собаках, шла пешком. Занятия в школе начались 26 января. В первый учебный год было всего 7 учеников. Первый выпуск в школе, ставшей уже средней, состоялся в 1953году. В свое время закончили Диксонскую среднюю школу мой прадед, бабушка, мама.

В память об этих событиях в островной части поселка Диксон в 1972 году воздвигнут памятник морякам - североморцам.

27 августа 1982 года, в день сорокалетия обороны поселка, открыт обелиск защитникам Диксона — морякам - североморцам и бойцам народного ополчения

Послевоенные годы

В послевоенные годы Диксон стал бурно развиваться. В береговом поселке был открыт интернат для детей промышленников, построили управление порта, клуб, больницу, много жилых домов, провели дороги, появилась животноводческая ферма. Продолжал развиваться и поселок на острове. Появились новые организации.

10 апреля 1957года был образован Диксонский район. Оба поселка, островной и береговой стали считаться единым поселком городского типа.

С 1960 года на Диксон стали приходить туристические пароходы из Красноярска, а с 1966 и из Мурманска и Архангельска.

7 сентября 1965 года Диксон отмечал пятидесятилетний юбилей. В честь этого события были выпущены значок и почтовая марка. Состоялась встреча с ветеранами, оборонявшими Диксон. По инициативе преподавателей школы был создан краеведческий музей. В нем собраны материалы, рассказывающие об обороне Диксона, личные вещи, письма защитников, другие документы. Экспонаты, рассказывающие об освоении Таймыра, о несметных богатствах этого края, о растительном и животном мире, о людях, кто делал историю нашего края.

Все эти годы навигация на зимний период закрывалась. Уходили все корабли, уезжали работники штаба морских операций, грузчики, портовые рабочие. И только в 1970 году навигация продлилась до декабря. Это был пробный рейс. Постепенно навигация продлевалась все больше. Сейчас она круглогодичная.

В 1977году атомный ледокол «Арктика» дошел до Северного полюса. Во время этого похода напряженную вахту несли не только на ледоколе, но и радисты, гидрологи, синоптики Диксона. Они сообщали на ледокол прогноз погоды, ледовую обстановку.

В 1987году Диксонское управление гидрометеослужбы принимало участие в проводке ледокола «Сибирь» в высокоширотной экспедиции к Северному полюсу.

Большой вклад в освоение Арктики внесли работники гидрографической базы, организованной 1 января 1944года. Много славных имен значатся на картах побережья: Иван Алексеевич Долгушин – мыс Долгушина в Карском море. Владимир Сергеевич Алексеев – пролив в архипелаге островов Каменных в Пясинском заливе. Вильям Янович Лескинен и Игорь Сергеевич Ловцов – острова в архипелаге Нордешельда. И много других. Большое количество рек, островов и мысов носят имена промышленников, преумножавших здесь богатства России. А Михаил Григорьевич Дегтярев стал одним из тысяч россиян, чья фамилия в нынешнем году была внесена в общероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России».

В разное время на Диксоне побывали писатели Борис Горбатов, Виктор Астафьев, поэты Михаил Пляцковский, Валерий Кравец, актер Владимир Машков, певец Олег Газманов.

Настоящее Диксона

Начиная с 1988 года, полярники стали уезжать на материк. Стали закрываться полярные станции, на оставшихся станциях сокращали количество работающих. Стали сокращаться и закрываться предприятия и на Диксоне. Были закрыты подсобное хозяйство, рыбозавод, столовые, магазины. С каждым годом все меньше судов заходит в гавань. Прекратились промеры Карского моря, еще немного и погаснут огни маяков.

Поселки Диксона стали пустынны. Большинство домов заброшены, мало людей встречается на его плохо освещенных улицах. Все приходит в запустение. Хочется верить, что у поселка еще есть будущее, что те, кто решает жить или умереть Диксону опомнятся, поймут, что нельзя все мерить деньгами. Люди, осваивая Арктику, отдавали свои жизни, верили в светлое будущее этого прекрасного края. Вот как пишет о сегодняшних днях Валерий Кравец в своей книге «Розовая чайка»:

«Тихо сегодня на Диксоне. Безлюдно. Бездумно.

Можно, конечно, объяснить, почему исчезли многие производства в этом районе Арктики. Но согласиться с тем, что Диксон сегодня никому не нужен – нельзя. Потому что уже завтра нужда в нем будет первостепенная. Я так думаю, вспоминая, как много он, Диксон, с момента открытия сделал для России.

Эта жизнь была наполнена смыслом и делом, и она не может быть забыта, потому что стала примером созидательного освоения Арктики.

В Арктике и сегодня много работы. В суматохе сиюминутных проблем и недоразумений, растерянности и недальновидности теряется великий опыт поколений, освоивших этот край. Кто примет от них эстафету мужества и романтики? Пора возрождения Диксона наступит. Эта ледовая страна – живая и теплая способна стать нежной родиной для романтиков, многие поколения которых оставили здесь свой яркий и добрый след».

Никифор Алексеевич Бегичев

(1874 – 1927)

Впервые в село Дудинское Бегичев приехал в конце июня 1906 года.

21 июня 1900года яхта «Заря» Русской полярной экспедиции Академии наук отправилась на север на поиски легендарной «Земли Санникова». Во главе экспедиции стоял ученый Эдуард Васильевич Толль. Боцманом на судне был Никифор Алексеевич Бегичев.

В середине августа яхта прошла остров Диксон и направилась дальше на восток. Через два года яхта вошла в бухту Тикси. «Земля Санникова» не была найдена. Толль с тремя спутниками погиб.

В начале 1903 года Бегичев в составе морского отряда отправился на поиски Толя. По возвращении в Якутск Никифор Алексеевич узнал о начале русско – японской войны и выехал в Порт – Артур.

В 1906 году в конце июня, после демобилизации из флота Бегичев решил вернуться на север. Так он оказался в Дудинке, и занялся промыслом.

Однажды он услышал рассказ о таинственной «Земле Дьявола», откуда никто не возвращается, и ему захотелось самому узнать, существует ли этот остров. В 1908 году 30 апреля Бегичев с двумя спутниками добрался до этого острова. Отсюда он увидел против Хатангского залива остров, который он назвал в честь своего спутника Николая. (Сейчас он именуется «Малый Бегичев»)

Гордость и радость переполняли сердце Бегичева: покров тайны сорван с «Земли Дьявола»! Неизвестный дотоле остров, никем не нанесенный на карты, открыт и исследован русским человеком, боцманом – самоучкой. Никифор Алексеевич хорошо понимал, что это открытие имеет немалое значение для науки.

С тех пор по всей Таймырской тундре – от Туруханска до Тикси – его стали называть Улахан Анцифор (Большой Никифор).

Все собранные материалы и коллекции Бегичев решил увезти с собой в Петербург, где должен был доложить Академии об открытии острова в Хатангском заливе. Он прибыл в Петербург во второй половине мая. Встретили его хорошо, выдали новое ружье.

Всю зиму 1909 – 1910 года Никифор Алексеевич провел в Авамской тундре, промышляя песца. В феврале снова стал собираться на остров.

Подъезжая к сопке Тус – Тах, то есть Соляная сопка, Бегичев подумал, что такое название не случайно. Он взял котел с водой, бросил туда несколько кусков соли и поставил на огонь. Когда вода выкипела, на дне котла осталась соль. Так местные жители научились добывать соль.

Возвратившись в Дудинку, Никифор Алексеевич узнал, что здесь находится норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. Он познакомился с Нансеном и рассказал об открытом острове.

В начале 1915 года Гидрографическое управление поручило Бегичеву организовать вывоз части экипажей судов «Таймыр» и «Вайгач», застрявших во льдах Карского моря. 14 мая 1915 года Большой Никифор пустился в путь.

В дороге Бегичев обнаружил две реки, не нанесенные на карты. Он назвал их Тамара и Лидия, в честь своих дочерей. Неимоверно трудный переход через всю Таймырскую тундру, через бурные, холодные реки и почти недосягаемые горы Бырранга проделал отряд Бегичева. 52 человека спас он от смерти.

В 1920 году норвежское правительство обратилось к России с просьбой помочь найти пропавших норвежских моряков Пауля Тессема и Петера Кнутсена, затерявшихся в просторах тундры между мысом Челюскина и островом Диксона в сентябре 1919 года. Поиски были поручены Бегичеву. Были найдены некоторые предметы, принадлежавшие норвежцам.

Весной 1922 года, работая проводником в Пясинской геологической экспедиции, Бегичев обнаружил труп Тессема в трех километрах от Диксона. Здесь, 3 августа 1958 года был поставлен памятник силами Диксончан.

В 1925 году Бегичев заключил договор с «Сельскосоюзом», создал первую на Севере промысловую артель и в середине июня 1926 года отправился к устью реки Пясины. Это было его последнее путешествие. 18 мая 1927 года Большой Никифор умер от цинги. Здесь же, на самом берегу, у зимовки его похоронили. Так закончилась жизнь большого человека, неутомимого исследователя, путешественника и первооткрывателя.

Весть о смерти Бегичева быстро разнеслась по тундре. Те, кто знал его, не могли в это поверить.

28 июня 1964 года в поселке Диксон был открыт памятник Бегичеву. Рыбаки с мыса Входного доставили сюда на собачьих упряжках гроб с останками Улахана Анцифора и замуровали в постамент памятника.

К сизым облакам на небосклоне,

Заглушая долгие гудки,

Вспархивают гулко из ладоней,

Будто птицы дружные хлопки.

Вторит им гортанный говор чаек,

Рокот трех арктических морей

Это остров Мужества встречает

Одного из кровных сыновей.

Медленно спадает покрывало,

Обнажая пористый гранит:

Человек как будто у штурвала,

Зорко вглядываясь в даль, стоит.

Видит он преображенный берег,

Самолет, летящий на Москву

Я горжусь, что хоть в какой – то мере

К этому причастен торжеству!

(Лисовский)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)