Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Символическое значение элементов архитектурного стиля в православном храме Архистратига Божия Михаила

В жизни современного российского общества мы наблюдаем важные и непростые процессы - возрождение духовности, поиск смысла ценностей, традиций и устоев жизни. А это значит, что необходимо понять себя, понять окружающий мир, осмыслить, освоить духовные ценности. Ведь только такой путь даёт возможность изменить к лучшему сознание людей. Большие возможности в этом направлении нам даёт религиозная вера. В подростковом возрасте происходит переход от детской естественной веры в Бога к вере взрослой, сознательной. Мне и моим верующим сверстникам дана возможность получить знания и в храме, и дома. Сейчас такие возможности предоставлены и в школе. Одна из возможностей нашего духовного и интеллектуального развития - участие в олимпиадах по основам Православной культуры.

В процессе подготовки к олимпиаде по Православной культуре я, тогда ученик 8 класса, испытал затруднение при подготовке ответов на вопросы по храмовой архитектуре местного храма. Полного ответа на вопросы: <<Какова символика нашего городского храма? К какому архитектурному типу принадлежит постройка?>> я не нашел ни у настоятеля храма, ни у прихожан.

Моя личная проблема заключалась в недостатке информации по вопросу типа архитектурной постройки городского храма и символики его основных элементов в условиях необходимости подготовки к участию в Православной олимпиаде.

Я - верующий человек; вопросы веры для меня очень серьёзны. Интересно было готовиться к участию в олимпиаде. Я выдвинул гипотезу: если изучить историю возникновения христианского храма как дома Божия и его символику, то это поможет глубже понять сущность церковного вероучения не только мне, но и любому желающему.

Цели статьи:

1. Создать презентацию, с помощью которой любой заинтересованный человек сможет изучить историю возникновения христианского храма и символику отдельных элементов его архитектурного стиля.

2. Применить знания к определению символики городского храма Архистратига Божия Михаила.

1 этап работы. В декабре 2009 - марте 2010 годов проводилась работа над первым вариантом презентации. Она получила диплом 3 степени на городском конкурсе проектов. Была представлена информация по некоторым архитектурным стилям православных храмов; была предпринята попытка определить архитектурный стиль храма Архистратига Божия Михаила.

2 этап работы. В сентябре 2010-феврале 2011 годов продолжена работа над вторым вариантом презентации. Изучена история возникновения храма, как дома Божия. Определены исторические корни различий в облике католического и православного храмов. Выявлено многообразие крестов на церковных куполах. Изучено символическое соответствие церковного вероучения и типов храмовой постройки, видов куполов, видов крестов. Выявлен самобытный характер русских православных храмов.

В ходе работы неоднократными были встречи с директором городской православной гимназии о. Вячеславом, консультации с прихожанами церкви. Много полезного прочитано в статьях специалистов на интернет-сайтах. Изученная теория вопроса была систематизирована: составлены схемы, таблицы, тексты, с помощью поисковых систем интернета подобраны необходимые для работы фотографии, использованы фотографии личного архива автора.

При выполнении работы мои интересы вышли далеко за рамки школьной программы. История христианской церкви и двух её ветвей (православие и католичество). География церквей. Знакомство с архитектурой. Углубление знаний о сущности и смысле православной религии. Знакомство с уникальными творениями русских мастеров - храмами России.

Удалось, используя полученные знания, классифицировать по признакам архитектурного стиля наш городской храм Архистратига Божия Михаила и определить символическое значение отдельных его элементов.

В результате написан текстовый вариант результатов изучения темы. Работа состоит из 7 глав, раскрывающих тему, приложены адреса 14 интернет-сайтов, материалы которых были использованы в работе. Особое место в работе отведено изучению мнений учеников 9х классов школы о результатах проделанной работы.

Презентация состоит из 42 слайдов, которые дают представление о структуре и содержании изученной темы.

Её содержание полезно будущему журналисту и историку, географу и археологу, архитектору и реставратору, каждому человеку, желающему научиться различать те внешние признаки православного храма, которые составляют смыслы, как церковной постройки, так и православного вероучения в целом.

Выводы: 1. Гипотеза подтвердилась: рассмотрена история возникновения христианского храма как дома Божия и символическое значение отдельных элементов архитектурного храмового стиля, что позволяет глубже понять сущность церковного вероучения. Представленная сверстникам, работа получила высокую степень одобрения.

Архитектурные стили храмового строительства

Понятия <<церковь>> и <<храм>>

Слово <<церковь>> означает не только постройку, в которую мы приходим на богослужение, но и духовный организм, мистическое Тело Христово. Церковь рукотворная есть символ сошествия Бога к человеку и символ стремления человека к Богу. Она есть икона всего мироздания, вещей видимых и невидимых; она - икона души человеческой. Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

Храм - это дом Божий, место особого таинственного присутствия Господня, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Господа. Это место сокровенной встречи души с Божеством.

Символическое значение храма

Наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм - область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор - область земного бытия. Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

Понятие <<архитектурный стиль>>

В различных словарях и справочниках специалисты дают разные определения архитектурного стиля. Их можно объединить в 3 группы. 1. Совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, 2. Приёмы построения планов и объёмов композиций здания, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров, 3. Входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития.

Классификация христианских храмов по архитектурным стилям (базилика и крестово-купольный храм) и история их появления

Специалисты, изучающие христианские храмы, выделяют два их типа. Они различаются формой плана постройки: в форме прямоугольника (базилика) или в форме креста (крестово-купольный храм). Базилика представляет собой простое прямоугольное здание, разделенное на несколько нефов и завершающееся частью округлой формы (апсидой), в которой располагается алтарь. Крестово-купольный храм имеет форму греческого или латинского креста (с продольным, удлиненным в направлении с востока на запад пространством) и большим куполом или шпилем в центре.

Приведём в качестве примера две типичные постройки: базилика - Собор Святого Петра в Риме; крестово - купольный храм - церковь Иоанна Предтечи в Керчи.

Стилевые особенности базилики

В базилике специалисты различают стилевые особенности: барокко, романский стиль, классический стиль, готический стиль. Барокко тяготеет к парадной торжественности и пышности, ему свойственно патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле. Романский стиль предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения. Классический стиль ориентируется на античное зодчество, ему присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание плоскости стены с ордером и сдержанным декором. Готический стиль отличается системой контрфорсов, поддерживающих снаружи центральный неф, обилие ажурных каменных деталей и скульптур, единое пространство храма с пучками колонн, окном-розой и венцом капелл.

Примерами могут служить множество храмов, среди которых:

Барокко - церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Италии

Романский стиль - церковь аббатства Мария Лаах в Германии

Классический стиль - собор Сент-Иштван в Венгрии

Готический стиль - церковь Санта-Мария в Италии

Из истории появления базилики как храмовой постройки

Возникает закономерный вопрос, когда и при каких обстоятельствах сложился такой тип постройки церковного здания? Изучение специальной литературы показало, что во времена распространения христианства в Римской империи (I - III вв. н. э. ) местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях. Чаще всего в этих общественных зданиях проводили судебные заседания, торговые операции. Подражая грекам, богатые римляне называли свои общественные здания <<царский дом>> - базилика. Как правило, базилика представляла собой стройное прямоугольное продолговатое здание с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное извне и изнутри по всей длине рядами колонн. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви. Базилики имели вход с одной из узких сторон этого прямоугольного длинного здания, а в противоположной стороне имелась абсида - полукруглая ниша, отделенная от остальной части помещения колоннами. Эта отдельная часть служила, вероятно, алтарем.

Вывод: базилика - храм - это приспособленная гражданская постройка для нужд христианского богослужения на территории Западной Римской империи.

Стилевые особенности крестово-купольных храмов (типы крестово-купольных храмов). Специалисты отмечают, что базилика характерна для архитектурного стиля храмов Западной Европы.

Типичными постройками для Восточной Европы являются крестово-купольные храмы: крестообразные, круглые, нефные, восьмиугольные.

Храмы в виде креста символически означают, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей.

Храмы в виде восьмиугольной звезды знаменуют собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению.

Храмы в виде круга - это символ вечности, не имеющей границ.

Храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату (нефные), с выдвинутым на восток закругленным выступом (алтарь) - символ корабля спасения.

Из истории появления крестово-купольного храма

Историки церкви описывают, как гонения на христиан в течение многих лет (I-II вв. н. э. ) заставляли их искать иные места для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в древних городах Римской империи. Они служили христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. Наибольшую известность благодаря археологам приобрели римские катакомбы. Помещения в катакомбах по размерам и назначению делились на три основных категории: кубикулы, крипты и капеллы. Кубикулы - небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни. Крипта - это храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений. Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части - это довольно просторный храм, вмещавший большое число людей. На стенах и потолках исследованных сооружений сохранились до наших дней надписи, символические христианские изображения, фрески (настенные росписи) с изображениями Христа Спасителя, Матери Божией, святых, событий Священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Подземный христианский храм представлял собой прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма (алтарь). В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарем - солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней - отдельная, третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет нам четкий, законченный корабельный тип церкви. Это - классический тип православного храма, сохранившийся до наших дней. Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в куполе средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда лился дневной свет.

Вывод: классический тип православного храма сложился по модели подземного храма-катакомбы, убежища для верующих.

Символическое соответствие типа православной храмовой постройки и церковного православного вероучения

Если для анализа стилевых особенностей базилики специалисты чаще рассматривают конструкционные особенности, то при анализе архитектурного стиля крестово-купольного храма рассматривается значение и символика основных составляющих стиля: типы храмов, виды куполов, цвета куполов, формы крестов на куполах.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали вселенский характер и вечность Церкви и Царства Небесного; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собой Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению в жизни будущего, восьмого, века, ибо период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века. Были распространены корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид (корабль спасения верующих людей). Такая постройка соответствовала убеждениям, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царствия Небесного. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор <<кораблем>> называется срединная часть храма.

Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые; или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Вывод: господствующим в православном храмовом строительстве остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах. Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа.

О самобытном характере русских храмов: византийский стиль, шатровый стиль, стиль барокко, проявившийся в <<строгановской школе>>, <<нарышкинской школе>>, <<сибирском барокко>>

В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них стиль, ближе всего стоящий к византийскому храмовому стилю. Это классический белокаменный прямоугольный храм (или даже в основе своей квадратный), но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. А вот сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре страны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Особый стиль церковному строительству дала русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности внешнего вида здания. Так стали строить деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Трудно создать купол плавных форм из прямоугольных досок и балок. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер.

Историки церкви считают, что первым видом русского стиля в храмовой архитектуре явился шатровый (или столбовой). Вид шатра стали придавать церкви в целом.

Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи). Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство. Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве (храм Василия Блаженного) - сложное, затейливое, богато и сложно украшенное сооружение ХVI века. В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

В ХV-ХVII веках появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток, одноэтажные и двухэтажные, с зимней и летней церквами, храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные, с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями-гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц. Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. Здесь, как и в готике, идея соборности, единства мироздания, была вынесена наружу, воплощена в красочной декоративности.

В середине ХVII века церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей. К концу ХVII века постепенно оказывается господствующим стиль барокко, пришедший из западноевропейской архитектуры. Историки отмечают несколько архитектурных школ русского барокко. Особое внимание обращают на стилевые особенности нарышкинского барокко, сибирского барокко, строгановского барокко. В храмах, построенных в стиле нарышкинского барокко, отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям <<русского узорочья>> и <<травяного орнамента.

Сибирское барокко - самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшего большое влияние украинского барокко. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска. Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, - бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов.

Историки архитектуры говорят об особом стиле - <<строгановском>> барокко>>, он характеризует храмы, созданные представителями этой династии. Всего Строгановы построили в России пять храмов. Прекрасно сохранился ансамбль в Усолье (Березники), бывшей столицы уральских владений Строгановых. Церкви отличаются особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством. Строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки барочный декор.

Вывод: русские православные храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. В устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления строители церковного здания следуют глубоким духовным истинам Православия.

Виды куполов и их символическое значение (числовая символика, символика формы и цвета)

Верх православного храма состоит из основания (иногда называемое <<трибун>>), а также <<шеи>> (главы), состоящей из <<маковицы>> и креста.

Византийская форма главы - полусфера - образ ровного сияния или света Божия, сходящего с неба на нас. Образ пламени - наше молитвенное горение к Богу и Божественный огонь, осеняющий нас. Весь купол напоминает широкий свод небесный, место невидимого пребывания Господа. Именно сюда мы устремляемся мыслями во время молитвы в храме. В середине купола изображение пришедшего в мир и принесшего Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Божией матери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

Имеет свой глубокий смысл форма купола. В архитектуре православных храмов купола (маковицы) строят как зонтичные, шатровые, грушевидные, шлемовидные, луковичные. Луковичный считается символом пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: <<Вы - свет миру>>. Шлемовидный купол являет собой символ воинства, духовной брани, которую церковь ведёт со злом. Видимо, не случайно в период ордынского ига маковицы стали напоминать воинский шлем. Отметим, истины ради, что некоторые историки церкви отмечают, что часто используемые термины <<барабан>>, <<луковица>> не имеют исторического обоснования и являются ошибочными.

Имеет символическое значение цвет купола, венчающего храм. Наиболее часто встречаются три цвета: синий с золотыми звёздами, золотой, зелёный.

Синие купола с золотыми звёздами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Золото - это символ небесной славы. Золотые купола венчают главные храмы и храмы, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Зелёный цвет куполов мы видим на Троицких храмах, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют три лица Святой Троицы; четыре купола обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре страны света; пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских Соборов; девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников; тринадцать глав - знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов; двадцать пять глав могут быть истолкованы как знамение апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15 - 18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма; тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Выводы:1. Количество глав (куполов) церкви связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

2. Как и внутреннее, так и внешнее оформление куполов христианских православных храмов следуют глубоким духовным истинам Православия.

Православный крест - главный христианский символ

Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Крест - главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам. Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной - на Сына и Святого Духа.

Церковь, как и всё творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя.

Известно 28 типов крестов. В православии при строительстве храмов наиболее часто используется восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами, так называемый <<русский крест>>.

Верхняя перекладина над основной горизонтальной перекладиной символизирует табличку на кресте Христа с надписью INRI. Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Вывод: Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа. В православии наиболее часто используется восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами, так называемый <<русский крест>>.

Выводы к работе.

Символика христианского храма раскрывается нам постепенно.

1. Базилика- храм представляет собой гражданскую постройку, приспособленную для нужд христианского богослужения, а классический тип православного храма сложился по модели подземного храма-катакомбы, убежища для верующих.

2. Господствующим в православном храмовом строительстве остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

3. Русские православные храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное (или двухчастное) символическое внутреннее деление. В устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления строители церковного здания следуют глубоким духовным истинам Православия.

4. Весь купол напоминает широкий свод небесный, место невидимого пребывания Господа. В центре находится изображение пришедшего в мир и принесшего Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещаются изображения Креста, Божией матери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа Святого в виде голубя.

5. Количество глав (куполов) церкви связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Имеет свой глубокий смысл форма купола и цвет купола.

6. Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа. В православии при строительстве храмов наиболее часто используется восьмиконечная форма креста с верхней и нижней перекладинами, так называемый <<русский крест>>.

Итог: первая цель, заявленная в работе, достигнута.

Храм Архистратига Божия Михаила: классификация по признакам архитектурного стиля

История нашего городского храма молода. 17 июня 1992г. произошло освящение места под строительство храма.

21 мая 2005г. прихожане участвовали в Великом Освящении храма в честь Архистратига Божия Михаила.

В начале нашей работы мы весьма смутно представляли возможность классифицировать признаки нашего городского храма. В результате изучения большого количества теоретического материала, мы можем понять особенности и смысл архитектуры храма.

Наш городской православный храм - особым образом устроенное помещение, где совершаются молитвенные собрания, общение с Богом, христианские богослужения и Таинства.

Символическое назначение - Церковь посвящена Архистратигу Божию Михаилу.

Что мы знаем о нём? В соответствии с церковным учением, Силы небесные бесплотные (их девять чинов) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий. Православные богословы говорят о том, что в трудные времена заступницей и предстоятельницей городам русским являлась Пресвятая Царица Небесная с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Божия Михаила. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Архистратиг Михаил попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Наш храм - Крестово-купольный, имеющий нефную (кораблевидную) конструкцию. Этот стиль близок к византийскому храмовому стилю. Это классический прямоугольный храм с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами.

Пять куполов храма имеют шлемовидную форму. Пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов>>. Шлемовидный купол являет собой символ воинства, духовной брани, которую церковь ведёт со злом

Золотой цвет куполов говорит о том, что построен он в честь Христа и двунадесятым праздникам. Золото - это символ небесной славы. Золотые купола венчают главные храмы и храмы, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купол венчает так называемый <<русский крест>>, восьмиконечный с верхней и нижней перекладиной.

Итог: вторая цель, заявленная в работе, достигнута.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)