Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исследование истории Никольского храма города Мариинска

Один из старейших городов Кемеровской области – город Мариинск, расположен на берегу реки Кия, на стыке отрогов Кузнецкого Алатау – Арчекасского кряжа и Великой Западно-Сибирской низменности, простирающейся до Ледовитого океана. По документам «ревизских сказок» 1630г. на территории Мариинского района были Кийские волости, подчиненные томскому воеводе и населенные селькупами и чулымцами. История города Мариинска начинается с основания села Кийского в 1702г. ссыльными украинскими казаками на месте селькуповского поселения на левом берегу р. Кии. В 1828 г. открываются залежи россыпного, а затем и рудного золота. С началом разработки золотых приисков поисковой партией Егора Лесного в 1829 г. для села Кийского наступает новый исторический этап. Оно становится крупным золотопромышленным и торговым центром Московско – Сибирского тракта. 6 декабря 1856г Указом императора Александра II село Кийское переименовано в город Кийск. 21 октября 1857г, в день Тезоименитства императрицы Марии Александровны, город Кийск переименован в город Мариинск. Название города не единственный факт, связывающий г. Мариинск с царской династией. 3 июля 1891г наследник престола цесаревич Николай Александрович (с 1894 г. император Николай II), возвращаясь сухим путем через всю Сибирь из девятимесячного путешествия по Востоку, посетил Мариинск и его Никольский Собор. В память об этом посещении в стену Собора была вмурована золотая дощечка с надписью. В 1907г. по случаю пятидесятилетия г. Мариинска императору вручили специально изготовленный альбом в золотом тиснении с фотографиями города, Собора и даже шестнадцати гребцов, перевозивших императора через р. Кию, во время его посещения.

Православие зародилось в Сибири с приходом сюда русских. Коренное население становилось приверженцами христианства, а общими задачами были постройка и обустройство храмов. Первой Церковью с. Кийского, по словам старожилов, была шатровая церковь на берегу р. Кии. Первый деревянный храм был заложен в 1765г. , построен в 1767г. в уже зажиточном селе Кийском, входившем в Сибирскую епархию. При первой же возможности деревянные храмы менялись на каменные. В 1824г был построен редкий для Сибири каменный Никольский храм. В деле о его строительстве содержится запись из Сибирской губернской канцелярии с изложением просьбы «князьця с товарищами», благословенная грамота на строительство церкви, доношение об окончании строительства и освящении храма в 1824г по благословению Амвросия, архиепископа Тобольского и Сибирского. Со временем храм расширялся, о чем свидетельствуют документы архива г. Мариинска. В 1848 г. началось строительство придела во имя Казанской иконы Божией Матери, затянувшееся из-за нехватки мастеров каменного строительства до 1872г. В 1874г. был пристроен второй придел во имя Богоявления Господня. В то время уже г. Кийск был переименован в г. Мариинск, а Никольский Собор стал его украшением. Перезвон восьми колоколов, общим весом 195 пудов 131 ½ фунта, был слышен за пределами города. Собор был трехпрестольным. Центральным был престол святого Николая Мирликийского Чудотворца с трехъярусным иконостасом, правопридельный престол – во имя Богоявления Господня и левопридельный – во имя Казанской иконы Божией Матери были с двухъярусными иконостасами

Строительство и содержание Собора производилось на пожертвования местных жителей. При Соборе, по утвержденному штату, служили: один протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Они вели службы в кладбищенской церкви во имя Всех Святых и домовой – во имя Св. благоверного князя Александра Невского при Мариинской тюрьме, приписанных к Никольскому Собору. С ростом населения росло число приходов. В начале Х1Хв. в Мариинском округе насчитывается четыре благочиния - округов (девятое, десятое, одиннадцатое и двенадцатое). Резиденция девятого благочиния была в Никольском Соборе. С 1834г. г. Мариинск входил в Томскую епархию, которая заботилась о пастве, контролировала и регламентировала все сферы жизни христиан.

Из самостоятельно проведенного исследования следует вывод: Православие, принесенное на Мариинскую землю русскими, скрепило между собой обитающие здесь народы. На совместные пожертвования строились храмы, один из них – белокаменный Никольский Собор, ценность которого для нашей культуры не подлежит сомнению.

Судьба православия на Мариинской земле с 1917 по 1969 г. г.

После революции 1917г началась новая эпоха в истории Русской Православной Церкви. Декрет СНК от 23 января 1918г. отделил Церковь от государства и школы. Массовое закрытие приходов Кемеровской области, согласно документам Мариинского Архива, осуществлялось с конца 1920-х г. г. вплоть до начала Великой Отечественной войны. Земля Кузнецкая административно входила в состав Сибирского края с 1925 по 1930 г. г. , Западно-Сибирского края с 1930 по 1937г. г. , Новосибирской области с 1937 по 1942 г. г. Мариинский горсовет выносит резолюция в июне 1934 г. снять колокола, ходатайствует о закрытие собора и передачи его под пионерский клуб. Но 4 августа 1936 г. отдают собор под зернохранилище. 1 декабря 1937г. ВЦИК вынес новое постановление за подписью М. Калинина: «Собор, находящийся в Мариинске, Новосибирской области, считать закрытым». Горсовет отдал здание Собора под мастерские МТС, настоятель Собора Иосиф Долматов был репрессирован. С помощью трактора разбирали стены Собора, так как кладка была прочной, и выкладывали стены МТС вплоть до 1941г. В 50-х годах здание МТС разрушили и выстроили городскую поликлинику. О судьбе имущества Никольского Собора ничего неизвестно.

Восстановление прихода и церкви.

После смещения Хрущева Н. С. от власти, 14 октября 1964 года, новое политическое руководство, хотя и прекратило массовое закрытие церквей и шумные атеистические компании, но по-прежнему продолжало контролировать, через комиссии по контролю за соблюдением законодательств о культах при рай (гор) исполкомах, все проявления церковной жизни и противодействовать попыткам расширения сферы дозволенного для Церкви. Указ Президиума Верховного Совета СССР 1975 г. давал религиозным общинам право на строительство и покупку строений. Мариинской православной общине пришлось долго добиваться этого права. И, наконец, 7 июля 1980 г. комиссия содействия в г. Мариинске передала верующим в эксплуатацию дом по ул. Луговой 35, но вопрос о регистрации православной общины не решила. С августа 1980 г. по сентябрь 1981 г. силами прихожан жилой дом был перестроен в деревянную Никольскую церковь, престол был назван в память о Никольском Соборе. Регистрации православная община добилась лишь 30 июня 1981 г. С этого дня начинается страничка новой биографии православия г. Мариинска. Первым настоятелем воссозданного храма был священник Николай Цап. В 1982 г. храм был освящен Гедеоном, архиепископом Новосибирским и Барнаульским. Постепенно храм обрастал имуществом, по деревням были собраны старинные иконы, но его деятельность и доходы строго контролировались органами власти. Молитвенные собрания посещали члены комиссии содействия , которые регулярно отчитывались уполномоченному. Закон 1990 г. «О свободе вероисповеданий» позволил еще реальнее ощутить перемены во взаимоотношениях государства и Церкви. По всей стране продолжали возвращать верующим православные храмы, разрешалось преподавание вероучения в дошкольных учебных заведениях, организациях на факультативной основе. Это привело к открытию новых приходов и образованию новой епархии в Сибири в 1993 г. –Кемеровской и Новокузнецкой, к которой относился Никольский храм. В этом же году по решению епархиального собрания был организован Мариинский благочиннический округ, в состав которого вошли приходы п. Итатский, п. Тяжинский, п. Тисульский, п. В-Чебулинский, п. Белогорский. В Никольском храме г. Мариинска было уже два штатных священника, которые занимались просветительной работой: проводили встречи со студентами педучилища, техникума, учащимися школ, посещали места заключения. В первый колонии г. Мариинска начал строиться храм в честь Божией Матери «Утоли моя печали». В 1995г указом Владыки Софрония, настоятелем Никольской церкви г. Мариинска и благочинным был назначен протоирей Алексий Баранов, служащий в нем и по сей день. До 1991 г. Мариинск вместе с Кемеровским благочинием входил в состав Новосибирской епархии.

Результатом самостоятельно проведенного исследования является вывод: в г. Мариинске, более сорока лет не имевшем ни одного действующего храма, в начале 80-х г. г. активными действиями верующих был воссоздан небольшой деревянный Никольский храм, а православная община получила возможность литургической жизни, приобщения христианским Таинствам.

Строительство храма и его деятельность.

Число прихожан росло и было принято решение о строительстве нового Спасо-Преображенского храма. В 1996г. еп. Софроний освятил закладной камень, но дальше этого дело не пошло. Ждать когда община соберет необходимые для строительства средства было невозможно – здание церкви обветшало и требовало ремонта. В мае 2000г. было найдено другое решение. Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний и настоятель Никольского храма священник Алексий Баранов на встрече с главой Мариинской администрации Пронашко А. С. добились разрешения возвести вокруг деревянной церкви кирпичные стены и таким образом увеличить размеры помещения. К работе приступили тотчас. Забили сваи на болотистой местности и силами прихожан начали кладку стен. Со всего города свезли бывший в употреблении кирпич (разобранные стены бывшего военкомата, личные запасы жителей). Практически два прихожанина – отец и сын – Сергей и Александр Емцовы выложили кирпичом стены храма. Кладку облицовочного кирпича, с которым помогло руководство города и местный предприниматель Кирпичников В. , выполнил один человек Василий Фирищак . 9 апреля 2002г. состоялось торжественное установление купола с крестом. В строительстве храма принимали активное участие прихожане и предприниматели Мариинска, а также Кемерово, Новокузнецка, Ачинска, Тюмени, Барнаула, Новосибирска. Прослышав, что храм строится «с миру по нитке», они спешили принять участие в богоугодном деле. Богослужения не прекращались во время всего строительства. Сначала они совершались в старой церкви, а когда в 2002г. стены ее были разобраны – в новом здании хозблока. Первое богослужение в новом храме было проведено 14 октября 2002г. Своими силами прихожане смонтировали каркас здания, провели кладку стен, возвели купола. Работы по монтажу системы отопления выполнила бригада ачинских строителей, расходы оплатил Андрей Юрьевич Иванов. Две прихожанки всю зиму штукатурили храм. Эту сложную работу сделали исключительно аккуратно, без стыков. Когда пришел черед расписывать храм, опять выручил общинный дух русского человека. Оплату иконографии взяли на себя Мариинский ликероводочный завод и КФХ «Успех». За год, с перерывами, творческий коллектив «Образ» из двенадцати человек (архитекторы, художники, скульпторы, резчики, лепщики из Красноярска, Хакассии, Украины, Санкт-Петербурга) выполнили редкую роспись в стиле Андрея Рублева "Литургию Ангелов". Такая роспись есть на Афоне в греческом монастыре. В строго каноническом стиле выполнено четыре основных композиции: Распятие, Страшный суд, Сошествие во ад и ростовые фигуры ангелов. Два киота, посвященных Плащанице Спасителя, снятого с Креста, и Успению Божией Матери, одели в резную каменную рубашку. Летом 2005г. были установлены две мозаичные иконы: св. Николая, с западной стороны при входе в храм, и Крест Христов - с восточной стороны (2м х 3м). Идет работа над иконостасом. Несмотря на финансовые трудности, прихожане отказались от упрощенного иконостаса в пользу качественной железно-каменной лепки. Трехъярусный иконостас (с праздничным, деисисным и пророческими чинами) будет заново сотворен. Обрамление иконостаса будет состоять из колонн, вазонов, карнизов, капителей, затонированных под золото и серебро. Часть работ уже выполнена, для иконостаса пишутся сорок икон.

Распад Советского Союза, в 1991г. , и создание правовых условий для религиозных образований помогло Церкви уделить особое внимание благотворительности, церковно-издательской деятельности, воскресным школам. По всей епархии, и в Мариинском Никольском храме с 1996г. работают благотворительные столовые. С 1997г. в летнее время практикуется массовое благотворительное крещение, благодаря которому в 2000г. на р. Кия крестилось 3,5 тыс. человек. Храм помогает многодетным семьям, беженцам – деньгами, одеждой, продуктами, духовной литературой. С 1996г. при Никольском храме действует Воскресная школа, открыта она также в детских домах, приютах города. Соглашения 1994г. и 1997г. о сотрудничестве Кемеровской епархии с Администрацией области дало право на православное образование мирян. Соответствующий договор имеется и с Мариинской администрацией. На его основании, в педучилище, гимназии, ПТУ-83 ведутся факультативы по «Основам православной культуры». Закон РФ от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», дает право Русской Православной Церкви сооружать и содержать храмы, совершать богослужения в них, а также в учреждениях и предприятиях, принадлежащих Церкви, на кладбищах, в больницах, тюрьмах, детских домах; заниматься благотворительной и культурно-просветительской деятельностью. Увеличению количества православных образовательных учреждений и качеству их работы помогли подписание Договора между Департаментом образования Кемеровской области и отделом образования Кемеровской епархии 6 июня 2001г. и разработанная ими программа «Духовное возрождение». Работа Воскресной школы Никольского храма вышла за пределы прихода. На церковные праздники учащиеся выступают с театрализованными представлениями в детских садах, приютах, трудовых колониях, местах лишения свободы. В настоящее время большая работа ведется с заключенными. Благодаря «Договору о сотрудничестве» от 4 февраля 1997 г. между Управлением исполнения наказаний УВД АКО и Кемеровской епархией, из пяти колоний г. Мариинска, первая имеет храм «Утоли моя печали», остальные – молельные комнаты. В каждой колонии имеются: православная библиотека, воскресная школа, православные классы. Раз в неделю настоятель Никольского храма о. Алексий посещает каждую колонию, совершает богослужения, требы (отпевание, крещение, венчание), проводит беседы с заключенными и штатом. Никольский храм живет полноценной жизнью, совершаются крестные ходы. 10 сентября 2004г. мариинцы имели возможность приложиться к святым мощам св. вел. кн. Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, доставленных из Иерусалима и шесть дней пребывавших на земле Кузбасса. Трудно себе представить, что каких-то десять лет тому назад об этом было невозможно и думать.

Анализ фактов подтверждает, как легко и просто было разобрать Собор г. Мариинска. Пять лет понадобилось на возведение и роспись Никольского храма. Могло быть и больше, если бы не общие усилия мариинцев и не равнодушных к вере предков жителей других городов. Храм был соткан «с миру по нитке». Вместе с восстановлением храма началось возрождение образовательной, воспитательной и благотворительной деятельности. В 1990-е годы для священнослужителей открылась возможность проповедовать учение Христа через религиозные радиостанции и телепрограммы.

Предпринятое исследование дало возможность проследить полную драматизма историю Русской Православной Церкви и местного храма в минувшее столетие. Социалистическая революция смела с лица земли Никольский Собор в г. Мариинске. Советская власть добивалась почитания сельских клубов вместо храмов. Духовно-генетическая память народа оказалась сильнее атеистической пропаганды, которая привела к пагубным искажениям нравственности русского и других российских народов. Насильственно пропагандируемое безбожие привело к падению нравов, распространению пьянства, разрушению семьи. Осознание Православия как корневой основы российской культуры, духовности, без чего невозможно уцелеть и возродиться, пришло совсем недавно. Прозрение привело к благоприятным отношениям церковной и государственной власти, дало толчок к духовному возрождению: восстановлению и строительству храмов, развитию религиозно-образовательной и нравственно-воспитательной деятельности. Духовная сила верующих и прозрение власти помогло возродить Мариинский Никольский храм. Восстановить его полноценную деятельность, направленную на преодоление культа вседозволенности, сохранить духовность, выполнить гуманистическую миссию.

Поэтому, необходимо помнить историю, которую не перепишешь, чтобы больше не повторять ее. История должна не разъединять народ, а сохранять в любви друг к другу, к отеческой вере!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)