Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Истории церквей родного края

Церковь – дом Господень. Церковью называется храм, в котором для служения Господу собираются христиане. Сельский храм – признак жизненного благополучия. Строительство церкви, её украшение, поддержание благополучия в ней вокруг неё – всё это сплачивало крестьян, приучало их дружной семьёй встречать радости и беды, а также гордиться своей малой родиной. Особенно богаты были старинными церковными зданиями Каракулинский и Сарапульский районы.

Данная тема представляет особую актуальность, так как, святая Православная церковь – наша духовная мать. Кто в неё верит, прибегает, и в ней прибывает, тот от неё через святые таинства – получает благодать обновления, укрепления и исцеления.

История возникновения христианства в Прикамье

Христианство – одна из наиболее распространённых религий мира. Оно распространено по всему миру и разделено на католицизм и православие. Русь, как известно православная. На территорию Удмуртии православие проникло в конце XII - XIII веков. Носителями этой религии оказались новгородцы, которые в поисках лучшей жизни покинули город в 1174 году. Они прибыли сюда водным путём: Волгой, Камой, Вяткой. Обнаружив на реке Вятке городище удмуртов, новгородцы взяли его штурмом 24 июня 1181 года и основали на этом месте город Никулицын, где переселенцы строили храмы и часовни.

В Прикамье христианство пришло вместе с переселенцами в XV – XVI веке, но удмурты, марийцы, коми сопротивлялись не воспринимая сразу новую веру.

В XVIII веке в Вятской губернии началось повсеместное обращение всех иноверцев в христианскую веру. Вот тогда – то в Прикамье начали быстро строить церкви. Но массовое строительство церквей в деревнях началось только в XIX веке. Сельский храм – признак жизненного благополучия. Таким образом, изучив историю возникновения христианства, я познакомилась с историей возникновения православия и как оно дошло до нас.

Мне кажется, что вера в Бога благотворно влияет на людей, заставляя терпимее относится друг к другу. Ведь именно внимания, чуткости, милосердия и терпимости так не хватает людям в современном обществе. Святой Иоанн говорил: «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, не нужно смешивать человека, это образ Божий, со злом, которое в нём».

Исследования, встречи, беседы

Церкви стёртые с лица земли

Свое исследование я начала с тех мест, где раньше действовали церкви, а в 30 – е годы сёла Прикамья их лишились. И лишились не только церквей, но и прошлой культуры своего народа, духовного мира, которым жили деды и прадеды. Стёртые с лица земли оказались церкви села Вятское, Кулюшево, Арзамасцево, Больших Калмаш.

Знакомство с данными церквями я начала со встречи с директором Вятской школы и автором книги « Под звездой Заратустры» Владимиром Сергеевичем Буториным. Общаясь с этим удивительным человеком, я узнала много интересного из истории нашего района. Он очень долго, в течении 15 лет, искал материал для своей книги, изучал историю района. Он рассказал, что строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Вятское было начато в 1821 году вместо двух обветшалых деревянных церквей. Место возле церкви было самое привлекательное. Она возвышалась на самом видном месте, между двух родников, видом на Каму.

Владимир Сергеевич рассказал, что закрыли церковь в 1929 году, когда она прослужила свыше 100 лет. Со временем церковь разрушили и сейчас она стёрта с лица земли. В настоящее время только камни полуразрушенного фундамента напоминают о былой красоте. Но жители села не сдаются. Сообща они написали письмо с просьбой о строительстве часовни, на месте утраченной старинной церкви. И Владимир Сергеевич надеется, что совсем скоро в селе Вятское жители вновь услышат праздничный звон колоколов и смогут преклонить голову перед святой иконой.

Также он нам поведал, что катастрофические разрушения постигли и Георгиевскую церковь в Кулюшево. Построена в 1819 – 1825 годах тщанием прихожан. Закрыта в 1935 – 1936 году. В настоящее время церковь полностью разрушена.

В Арзамасцево Покровская и Кладбищенская церкви были построены в 1836 году с помощью госпожи Анны Машканцевой, купеческой жены. Закрыты церкви в предвоенные годы. В настоящее время оба храма практически не сохранились. К сожалению, ещё один великолепный памятник архитектуры начала 19 века, храм Петра и Павла в Чеганде навсегда исчез с Прикамской земли.

В Больших Калмашах сохранилась разрушенная деревянная

Церковь Святой Троицы. Церковь закрыта в 1931 году, ныне заброшена, разрушена и почти безнадёжна по сохранности, так как жители уже переселились в другое село. Восстановить храм уже вряд ли удастся.

Изучив историю церквей родного края, я узнала, что в нашем районе на сегодняшний день очень много разрушенных храмов. Это очень печально, ибо исторические шедевры утрачены безвозвратно. Это великолепные памятники, старинные храмы, которые уже никогда не соберут под своими сводами православных христиан. Стоя на развалинах Храма в Вятском, представляются золотые купола, которые сверкали на солнце и дарили тепло и радость. Сейчас же это безжизненный пустырь и лишь редкие вещи напоминают о былой роскоши.

Возрождение храмов

Узнав всё об исчезнувших храмах нашего района, я продолжила своё исследование, посещая те места, где началось возрождение храмов. Первое село, которое я посетила было Колесниково, потом Новопоселённое, Галаново, Зуевы – Ключи, Каракулино.

Древнейшая церковь района – Рождества Богородицы в Колесниково - строилась с 1810 по 1818 годы. Храм построен в стиле классицизма – строгость, мощь и чистота линий, уникальна конструкция входа в колокольню. Церковь закрыли в 1937- 1938 годах. За эти годы храм сильно пострадал, испорчена часть росписей, сожжён иконостас.

Посетив церковь Рождества Богородицы, я увидела, что наружная часть здания реставрируется. Несмотря на вечер, работа кипела вовсю. Я обошла храм снаружи, заглянула внутрь, постояла у входа в храм и прикоснулась к старым стенам, которые помнят многое. На ощупь камни шероховатые, но, кажется, что они излучают тепло. Очень отрадно видеть восстающий из руин храм. Я разговаривала с местными жителями, и они рассказали, что срок сдачи наружной части церкви – 20 августа – 1 сентября 2008 года. На следующий год планируется реконструкция церкови внутри, чтобы вернуть былую красоту храму.

Замечательна история церкви Николая Мирликийского в

Новопоселённом. Строили её с 1869 по 1879 годы на средства Елабужского купца Фёдора Григорьевича Чернова. Николаевская церковь была закрыта в 1935 году. С тех пор храм сильно пострадал от непогоды и времени.

Знакомясь с церквями, мы с мамой посетили и эту церковь. От жителей села я узнала, что эту церковь начали реставрировать в 1998 году, но мы увидели вокруг храма – густые заросли крапивы. Вокруг купола строительные леса, но нет ни креста, ни колоколов. Единственное, что напоминает о жизни – это клумбы цветов у входа в храм. Очень жаль, что этот памятник старины всё ещё не начал жить новой жизнью. Хотя реставрация идёт очень медленно, но по праздникам местные жители нам сказали, что всё равно в храме проводятся службы.

Классической стройностью форм отличается Вознесенская церковь в

Галаново. Строилась она с 1819 по 1829 годы на средства мещанина

Промышленника Егора Варачёва. В советское время храм претерпел унизительное к себе отношение, разграблен и разрушен и вот совсем скоро эта историческая достопримечательность вновь засияет в центре села.

Главная святыня в нынешнем райцентре – Никольская часовня,

Построенная в 1907 году на месте пятиглавого деревянного собора в память императора Александра II. Именно от неё ведётся вся летопись села

Каракулино по грамоте 1687 года. В настоящее время восстановлена и действует.

Посещая храмы нашего района, мы также побывали на Святом ключе в деревне Зуевы - Ключи, где я увидела много нового. В последние годы здесь также начато строительство часовни.

Смею надеяться, что скоро оживут Николаевская церковь в Новопоселённом, Рождества Богородицы в Колесниково и Вознесенская церковь в Галаново. Чем раньше это произойдёт, тем скорее проснётся у жителей села гордость за этот архитектурный шедевр. Без храмов, без колокольного перезвона жизнь скучна. И ничто не наполняет сердца людей таким торжественным трепетом, как пение молитвы в храме, как крик младенца во время крещения.

Действующие церкви

Моё исследование закончилось в селе Каракулино, так как выяснилось, что в настоящее время на территории нашего района действует только одна церковь, которая находится на берегу Камы села Каракулино.

Деревянная церковь Михаила Архангела была построена в 1878 году в селе Новосёлово, за Камой. После Великой Отечественной войны её разобрали и перевезли в Каракулино. Сначала в ней размещались советские учреждения, а затем в 1991 году в ней снова была открыта церковь, которая стала называться церковью Иоанна Кронштадтского. Это первая в районе, действующая после долгого перерыва, церковь. Закрыта после открытия нового храма.

18 августа 2005 года рядом с храмом Иоанна Кронштадского начато строительство новой церкви, а 8 августа 2006 года открыт новый храм Великомученика и Целителя Пантелеймона. Он воздвигнут рядом с церковью Иоанна Кронштадтского. Прекрасный православный храм вознёсся над Камой и на нашей земле. Он вздымается к небу золочёными куполами и заставляет сердца прихожан словно воспарять от земли, наполняя умы думой о вечном.

Когда я посещаю церковь, у меня уже на улице начинает громко биться сердце. Чем ближе я подхожу к храму, тем радостней становится на душе. Прежде чем войти в церковь, я останавливаюсь на крыльце перед дверью, чтобы перекрестится три раза.

И вот, наконец, я захожу в храм. Там всегда царит торжественная тишина и покой. В воздухе стоит лёгкий запах ладана и свечей. Лики святых смотрят на нас, излучая мир и добро. Вот Святой Николай Чудотворец, здесь Святая Троица, а там Святая Дева Мария, с младенцем на руках. Я покупаю свечи и с удовольствием вдыхаю их аромат. Мне очень нравится подходить к каждой иконе, подолгу рассматривать её, стараясь запомнить мельчайшие детали. А свеча в руке дрожит и капает горячим воском.

Ещё в храме есть ёмкость со святой водой, откуда все верующие могут брать освящённую воду. Очень красивы тяжелые резные подсвечники, что стоят перед иконами. В них всегда ровным тёплым пламенем горят свечи. В центре храма находится иконостас. Здесь в строгом порядке, в золочёных рамах стоят прекрасные иконы. От Святых исходит такое спокойствие, что хочется стоять и наслаждаться им бесконечно.

В храме много старинных икон: пророк Моисей, Андрей Первозванный, Воздвижение Животворящего Креста, Кузьма и Демьян и другие. Я рада, что они занимают почётное место в храме. Ещё мне нравится, когда идёт служба. Красиво поёт церковный хор, и прихожане стоят, смиренно опустив головы. Отец Евгений, облаченный в красивую рясу, проводит службу. И такое умиротворение наступает в душе, что выходишь на улицу, словно заново родилась. А колокола звонят, словно серебряный смычок, играет на тонких струнах твоей души. И хочется возвращаться сюда вновь и вновь.

Теперь я знаю, что во всём районе действующий только один храм - храм Великомученика и Целителя Пантелеймона в Каракулино. И даже то, что этот шедевр архитектуры построен без малого за год, это уже говорит о том, что люди очень нуждались в храме, старались быстрее его построить.

Таким образом, прочитав множество исторических книг, посетив музеи, библиотеки, церкви, пообщавшись со служителями храмов, я узнала историю всех храмов нашего района.

Проведённое мною исследование показало, что церкви имеют очень большое значение в духовной жизни жителей нашего района. Люди не могут жить без храма, без веры в Бога. Ведь, как оказалось, сколько бы не запрещали, сколько бы не наказывали за веру, люди не предали её и сохранили в своих сердцах. Именно поэтому сейчас, спустя столько лет после закрытия, начали восставать из руин наши храмы. Хоть я ещё маленькая, но мне тоже хочется как – то участвовать в этом великом деле.

Изучая литературу, я для себя почерпнула много нового и поучительного. Сейчас я смотрю на всё уже совсем по - другому. И, хочется надеяться, что именно наше поколение сделает всё, чтобы храмы опять стали перекликаться звоном колоколов, засияли золотыми куполами и мы услышали благодатную молитву.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)