Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История деревни Тукбулатово

У каждого человека есть родина, место, где он родился и вырос, где тебя окружают заботой, участием. Именно малая родина является духовным стержнем человека, фундаментом, на котором он в дальнейшем будет строить свою жизнь. Отсюда он берет все те духовные качества, которые остаются с человеком до самой смерти. Несомненно, те события и явления, которые непосредственно затрагивают тебя лично, вызывают наибольший интерес. Однако далеко не всегда мы задумываемся о судьбе своей деревни, села, города, о том, как жили наши предки, что их по-настоящему волновало, о том, какие воспоминания затрагивали их сердце, какие вещи, любовно сохраненные и пронесённые через десятилетия, вызывали душевный трепет. Со временем огромное количество населенных пунктов бесследно исчезает, о них не остаётся ни письменных документов, ни устных рассказов. Для того чтобы подобная участь не коснулась моей деревни, захотелось выяснить, что известно о ней, почему именно в этом живописном месте было решено её построить, что обозначает её название и какие изменения происходили в её облике и как соприкоснулись судьба деревни и история моей семьи.

Когда-то давным-давно, где течет ключ под названием Гучиншур («селище у реки») поселился житель по фамилии Тумбулатов. Здесь он поставил дом, посадил две березы, которые до сих пор считаются священными. Но рядом с его домом река была мелкой, набирать её было неудобно. Поэтому соседи, переехавшие к нему, не одобрили место, и поселились чуть подальше, ближе к реке Убыть, у небольшой речки Ягошурки, где и основали новую деревню. Легенда гласит, что деревню назвали по фамилии основателя, но не Тумбулатово, а Тугбулатово (сейчас официальное название деревни - Тукбулатово, поэтому будут использоваться оба названия). А жителя того после его смерти похоронили рядом с березами. Сначала люди поминали его, но времена менялись, и вскоре на это кладбище перестали ходить. Сейчас это место называется Вужшайбам (старое кладбище)

Первые письменные сведения о деревне Тукбулатово относятся к 1781 году. В документах архивного фонда Глазовского духовного правления, в духовных росписях прихожан по приходу Вознесенской церкви города Глазова за 1781 год значится деревня Тугбулатовская. Общее количество дворов - 8. В деревне жили люди, которые в основном носили следующие фамилии: Главатских, Невоструевы, Караваевы. Очевидно, это были первые поселенцы

В 1869 году деревня уже состояла из 27 дворов и насчитывала 366 человек, как указывается в "Списке населенных мест Российской империи по сведениям 1859-1873 гг. " Также здесь упоминается неофициальное название деревни -Кобылино (сейчас второе, удмуртское название деревни - Коблагурт, то есть "деревня кобыл") .

По переписи населения 1891 года в деревне Тугбулатовской зафиксировано 64 двора с общей численностью населения в 500 человек . Численность мужчин и женщин была приблизительно равна (247 мужчин и 253 женщины); причем дети (до 7 лет) составляли 22% от общего количества жителей, подростки (7-17 лет) -21%, взрослое население (18-59 лет) - 50%, пожилые жители (старше 60 лет) - 7%. Интересно проследить, как изменился численный состав населения на начало XXI века. По данным Похозяйственной книги № 8 муниципального образования «Гулековское», куда сейчас входит деревня Тукбулатово, на 1 января 2009 года в деревне насчитывается 50 дворов, что на 14 меньше, чем в 1891 году, 168 жителей (меньше на 332 человека), из них 82 мужчины и 86 женщин, дети до 7 лет составляют 7 % от общего количества жителей, подростки - 18 %, взрослое население (18-59 лет) - 61 %, старше 60 лет - 14 %. То есть на сегодняшний день население сократилось почти в 3 раза, уменьшился процентный состав детей и увеличилось количество стариков .

В начале XX века деревня Тугбулатово состояла из двух улиц. В народе их называли Верхняя улица («Вылиульча») и Средняя улица («Шорульча»). Сегодня это улицы Полевая и Центральная В начале XXI века появилась новая улица, на которой пока стоят только два дома.

До 1925 года Тугбулатово являлось центром Тугбулатовского сельского совета. По состоянию на 1925 год в сельский совет входили следующие населенные пункты: деревня Гучиншур, деревня Золотаревская, Золотаревская мельница, деревня Ключевская, деревня Куняновская, починок Малые Ключи, починок Новочуринский, Убытская сельскохозяйственная артель. «Материалы о перечислении населенных пунктов из одной волости в другую за 1924 год» свидетельствуют, что «районный центр Тугбулатовского волостного исполнительного комитета был установлен в то время, когда деревня Кыпкинская и три мелких селения: Сосновское, Дубнинское, Сычевское были перечислены к составу Глазовской волости, теперь эти селения перечислены к составу Ежевской волости, почему район Тугбулатовского волостного исполнительного комитета резко изменился в сторону увеличения, и самый центр должен быть переведен из Тугбулатовского в другое, Ключевское, которое является центральным и где имеется для волостного комитета свободное народное здание. В этой же деревне есть изба-читальня, библиотека, телефонное сообщение, три кооперативных организации» . В 1925 году было проведено разукрупнение сельских советов и вместо Тугбулатовского был создан Ключевский сельский совет с центром в деревне Удмуртские Ключи.

В 1930 году в деревне образовался колхоз «Ленин сюрес» («Путь Ленина»). Крестьяне не торопились в него вступать, не хотелось отдавать на общий двор добро, нажитое своим непосильным трудом. Тогда стали использовать методы запугивания: отбирали земли, лишали талонов на питание, раскулачивали. Так раскулачили и наше хозяйство, в колхоз забрали 3 коровы, двухэтажный амбар, зерно вывозили целый день. А чтобы хозяева не мешали, их закрыли в доме. Если раньше простых людей за воровство по деревне водили и палками били, то в 30-е годы колхозам разрешалось многое. В 1958 году колхоз «Ленин сюрес» объединили с соседним - колхозом «Коммунар». Сейчас это сельскохозяйственный производственный кооператив «Коммунар», куда входят и жители деревни Тукбулатово.

Итак, точное время основания деревни Тукбулатово неизвестно. Было время, когда здесь жило достаточно много вполне состоятельных людей. Более того, деревня считалась небольшим, но все-таки центром административной жизни.

Роль церкви и школы в жизни населения деревни

С конца XIX века в жизни местного населения огромную роль стала играть Алексеевская церковь, построенная в 1899 году на средства прихожан . Сначала была построена деревянная часовня на кладбище , затем планировали строительство нового каменного храма, для которого выделили на территории села церковную площадь. Однако ни собственных средств, ни добровольных пожертвований, собираемых по решению церковно-строительного комитета, оказалось недостаточно. Поэтому в 1911 году была построена деревянная церковь на каменном фундаменте, замешанном на яичном белке, и освящена в честь святого Алексия, митрополита Московского . По воспоминаниям, убранство церкви было красивое, светлое. Храм посещали не только для совершения обрядов, но и для благословения перед дальней дорогой, освящения дома, колодца, обращения к богу с просьбой о хорошем урожае, крепком здоровье и т. д. Хотя многие удмурты в своих молитвах часто обращались к Инмару, Кылдысину, они соединили языческие верования с христианскими и добросовестно выстаивали службы. Причем посещение церкви оценивалось как праздничное событие: прихожане надевали свои лучшие наряды и доносили на руках ботинки, чтобы их потом обуть в церкви. Строительство церкви превратило деревню в село - административный, духовный и культурный центр. Но после Октябрьской революции 1917 года началась антирелигиозная пропаганда. Храмы стали закрывать, священников высылали, расстреливали. Не обошла эта беда и Алексеевскую церковь села Тугбулатово, ее закрыли в 1933 году . Христианству перестали учить, люди больше не посещали церковь, она стала ненужной, здание начало стареть и рушиться, его перевезли в деревню Удмуртские Ключи в качестве школьного помещения (по архивным данным здание церкви разрушено).

История Алексеевской церкви тесно связана с судьбой моей семьи. В ней всю свою жизнь прослужил священником мой прапрадед Караваев Иван Семенович . Ему удалось сохранить три церковные иконы, все разного размера. В городе Глазове числилось, что церковь со всем, что в ней находилось, сгорела, поэтому иконы не стали требовать назад. А мой прапрадед сделал эти иконы святыней нашей семьи. Он передал их по наследству своему сыну - моему прадеду Семёну Ивановичу. Чтобы никто не увидел христианские реликвии, они старались пореже впускать посторонних в дом, подальше прятать иконы от чужих глаз. Их дочери - Вере Семеновне - досталась уже только одна, самая маленькая икона, остальные за это время были потеряны . Вера Семеновна, работая учителем начальных классов, сумела сохранить ее, молилась в трудные минуты, но также никому не рассказывала о ней, разве только мужу - Невоструеву Валерьяну Матвеевичу, да наиболее преданным соседям. Всю свою жизнь Вера Семеновна прожила в деревне Тугбулатово с надеждой, что люди одумаются и вернутся к православию. Икона пока находится у бабушки, она ей очень дорога. Пусть с ней не связано каких-то чудесных историй, как с общеизвестными святынями, бабушка всегда верила в божественную силу иконы, в то, что она помогла пережить ей самые страшные времена в жизни. К кому перейдет семейная реликвия дальше, она не знает: может быть, к самому достойному, лучшему, а может, наоборот, к тому, кому она больше всего будет нужна, кто больше будет верить в Бога. Конечно, очень жаль, что сейчас у нас нет церкви, но, как говорит бабушка, по-настоящему верующему человеку преград на пути к вере не существует.

Распространение христианства способствовало строительству церковно-приходских школ и развитию грамотности. В 1898 году при церкви было открыто церковно-приходское попечительство и в 1899 году - миссионерская женская одноклассная школа . В эту школу учиться ходили дети из пяти окрестных деревень: Тугбулатово, Новочурино, Гучиншур, Удмуртских и Малых Ключей. После основания школы заведующим и законоучителем в ней был местный священник - Владимир Васильевич Зубарев. А дьякон-псаломщик преподавал пение. В школе обучалось 35 девочек. Преподавание велось на удмуртском языке. Все пособия и учебники высылались бесплатно из Вятского Миссионерского комитета. Причины и время закрытия школы неизвестны.

При деревне Тугбулатово была и земская школа, открытая в 1898 году и просуществовавшая как начальная школа до 1970 года. Закрыли ее, так как количество учащихся резко сократилось в связи со строительством школы в деревне Верхнее Гулеково. Все ученики были переведены в Ключевскую среднюю школу. Здание школы также было перевезено в Удмуртские Ключи .

В 1948 году в Тугбулатово на короткий период времени открывался детский сад, но из-за нехватки средств его закрыли.

Итак, несмотря на довольно короткий срок существования церкви и школы, они сыграли большую роль в распространении христианства и грамотности среди населения. Было очень велико у сельчан желание иметь свою церковь и, несмотря на скудные доходы, содержать ее. В свою очередь священнослужители разворачивали активную деятельность с целью привлечения прихожан к христианству. Они были не только проводниками церковных обрядов, но и участниками сельских сходов, помощниками в трудных жизненных ситуациях, стремились обучить грамоте население. Однако в 20-30-е годы XX века отношение к православной церкви изменилось в связи с изменением политики правительства. Какое-то время деревня оставалась центром начального образования, но постепенно пришлось отказаться и от этой роли.

Микротопонимы окрестностей деревни Тукбулатово

Большой интерес представляют названия лугов, полей, лесов и водоемов вокруг деревни Тукбулатово, так называемые микротопонимы, которые могут много рассказать о каких-то значимых событиях в жизни деревни, традициях и обрядах, занятиях жителей .

Бородино - возможно, здесь проходили бои с использованием пушек во время Гражданской войны.

Валкенер - на данном месте в 1930-1950-е гг. располагался загон для лошадей.

Вужшайбам - место старого кладбища. Здесь хоронили до открытия церковного кладбища, то есть до 1899 года. По воспоминаниям, поминать души усопших на данное место приходили до 1940-х гг.

Вукошур — место на речке Ягошур, где до середины XX века функционировала водяная мельница.

Гырккеснюк - лог, расположенный в низине.

Давыдбыронни - в этой речке в 1952 году утопился местный кладовщик Давыд.

Додорбер - место за огородами дома Додор.

Зазегсиённюк - в данном логу до 1960-х гг. периодически совершался обряд почитания предков, а также обрядовые действия, связанные с покровительством животноводству. Перед первым выгоном скота в поле устраивали моление и просили предков позаботиться о домашних животных, чтобы те не затерялись в лесу и не попали хищникам. Осенью, когда стада пригонялись обратно в хлева, здесь устраивались жертвоприношения. Предков следовало отблагодарить и принести для них жертву после завершения сельскохозяйственных работ. Местные жители проводили моление и жертвоприношение для предков с кашей из нового урожая. По этому случаю резали гуся, и на мясном бульоне готовили ячневую кашу.

Зокпоскотня - до 1960-х гг. на территории леса располагалось специальное место для выпаса скота.

Котраннюк - лог, расположенный вокруг деревни Гучиншур.

Куняншур — небольшая речка, которая протекает от деревни Куняново Юкаменского района.

Курегнюк - куриный лог, место, где приносили в жертву кур.

Кынмемсяртчинюк - значение утеряно, но в переводе название означает «лог с замерзшей репой».

Кэбитшур - место на речке Ягошур, на берегу которой располагалась кузница. Функционировала до 1980-х гг.

Макайнюк - раньше здесь находилось хозяйство семейства Макай.

Мурнюк - глубокий овраг, расположенный у деревни Тукбулатово.

Ошпивандонни - на данном месте вплоть до 1940-х гг. устраивались моления.

Пичипоскотня - до 1970-х гг. на данном месте находилось небольшое пастбище для скота.

Поппыласьконни - определенное место на реке Убыть, где в 1899 -1933 гг. купались попы.

Попчачча - в 1899 -1933 гг. на территории данного леса находилась Алексеевская церковь.

Сергапишур - здесь располагалось хозяйство семейства Сергапи.

Сьодошмес - вода в этом роднике очень темная. Отсюда и название (сьод – черный).

Сутскем - улица, где случился пожар, теперь незаселенное место.

Таняныр - на берегу этого ручья молодые люди из деревни Гулеково украли невесту по имени Таня.

Чаннюк - место, где варили вино.

Чипьянюк - возможно, раньше на этом месте проживал род Чипья или семейство, в котором была женщина по имени Чипья.

Шепиннюк - раньше здесь находилось хозяйство Шепиных.

Ыжнодонни - в буквальном переводе - место, где вязнут овцы.

Юоншур - до 1960-х гг. в данном лесу местные жители устраивали различные праздники и жертвоприношения.

Ягошур - на берегу речки в настоящее время растут сосны, где, возможно, росли грибы маслята - яггуби.

Таким образом, анализ микротопонимов деревни Тукбулатово позволяет сделать следующие выводы: основными занятиями местных жителей с давних времен являлись земледелие и скотоводство; большое значение имели языческие религиозные верования населения, связанные с почитанием предков и аграрным культом; в названиях сохранились некоторые исторические события.

В последнее время в разных слоях населения заметно возрос интерес к своему прошлому, к родовым истокам. Стыдно быть «Иваном, не помнящим родства». Меня, к счастью, эта участь «незнайки» не постигла. Я горжусь историей нашей деревни. Она заставила на многие вещи взглянуть по-другому, задуматься над историей не только моей семьи, но и страны в целом.

Возможно, кому-то история деревни Тукбулатово покажется неинтересной. Действительно, появилась она сравнительно недавно - в XVIII веке. Но за короткий период своего существования деревня пережила разные события.

Большое значение в духовной жизни населения играла Алексеевская церковь. Она, совместно с миссионерской женской школой и земским училищем, способствовала распространению грамотности среди местных жителей. Кроме того, церковь на короткий период повысила статус деревни. Какое-то время она считалась селом.

Распространение христианства не помешало жителям сохранить языческие верования, связанные с почитанием предков и сельскохозяйственными обрядами. Об этом свидетельствуют микротопонимы окрестностей Тукбулатово.

Сегодня Тукбулатово трудно назвать процветающей деревней. На нее не могли не повлиять политические события, происходившие в стране. Это и революции, и войны, и аграрные реформы, и политика укрупнения хозяйств. В деревне нет ни детского сада, ни школы, ни клуба. Приходится ездить в соседнюю деревню. На сегодняшний день население сократилось почти в 3 раза, уменьшился процентный состав детей, увеличилось количество стариков.

История деревни оказалась тесно связанной с судьбой моей семьи. Моим предкам пришлось пережить и гонения на церковь, и коллективизацию. В некотором смысле моим родственникам ещё повезло - они остались живы и не были вынуждены покинуть родину. Но и это «везение» достаточно сомнительно. Однако, несмотря на все невзгоды, многие из их детей и внуков остались жить в деревне.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)