Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История исчезнувшей деревни Черноярка

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей ,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

М. Матусовский

В большой стране у каждого человека есть свой уголок, в данном случае я хочу рассказать историю вымершей деревеньки Черноярка. И недаром я вспомнила о стихотворении М. Маустовского «С чего начинается Родина ?». Ведь Родина, малая Родина, для каждого человека своя, конечно. Малой Род иной будет являться и то место, где человек родился, где он вырос, возмужал , завел товарищей и семью, научился бороться с испытаниями, которые препо дносит жизнь. И у этой деревеньки есть своя история, свое лицо.

Так с чего же все началось? А началось все с того, что в 1774-1776 гг. на лучшие пойменные места выехали из Тевриза первые поселенцы: Ланбины, Поповы, Миселевы, Кошуковы. Также в деревню Черноярку приезжают поселенцы из Тобольско й стороны. Затем, позднее, стали приезжать и селиться и другие семьи, такие как: Куминовы, Полуяновы, Ромашовы, Агафоновы. Черноярка с начала своего о бразования была хутором Тевриза. Причиной того, что семьи выезжали на выселки или на хутор было то, что территория Тевриза была заросшей, на месте Тевриза был урман. А пойма реки Иртыш была не заросшая лесом. Переселенцы обосновались на новом месте и образовали одну улицу, названную Колунда. Первые поселенцы символизировали ее с плодородным степями Колундии. Колунда вела к Согре. В согре было два озера: Бай, большой и малый, впадающие в реку Иртыш. Лес для строительства возили в Черноярку из Тевриза, а так же раскорчевывали соргу. Раскорчевывать лес было трудно, там росли огромные деревья - кедрач. Сначала вековые деревья спиливали. Их стволы после обработки шли на строительство. После того, как земельный участок освобождал ся от стволов, на нем сжигались мелкие сучья и выворачивались пни. Чтобы выкорчевать пень, в нем подрубались корни, затем пень подцеплялся толстым и веревками и тянулся изо всей мужской силы в одну сторону, а также под пень всовывали вагу (толстый кол) и с помощью ее выворачивали пень. Затем с по мощью веревок оттаскивали пень в одну кучу. Недалеко от согры – торфяни ки. И именно на них обосновалась деревенька. Торф служил, как удобрение и поэтому земля в этих местах была черная и жирная, а поля, идущие к согре очень плодородны. Поэтому название деревни Черноярка произошло как ассоциация, связанная с черным яром.

Население деревни было многонациональным. В основном преобладало две нации: русские и белорусы, но русских семей было больше. Семьи жили единолично, занимались земледелием, скотоводством, охотой. Каждая семья имела с вой собственный инвентарь, для посева и обработки хлебных и овощных куль тур. Около домов были большие огороды, то есть огородик под овощи был небольшой. На нем выращивали репу, брюкву, свеклу, чеснок, морковь, картофель и капусту, а на огородах – полях – рожь, овес, ячмень, гречиху, просо, коноплю. Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны были потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для черной булки, гречиху для каши.

Выше пояса рожь зернистая,

Дремлет колосом почти до земли,

Ветерок по ней плывет, лоснится

Золотой волной разбегается.

Из конопли черноярцы вили веревки, катаны и даже ткали мешковину, также из конопли делали гужи и тяжи для упряжки лошадей.

Хутор постепенно пополнялся и превращался в небольшую деревню из 75 домов и 4 улиц. В деревне жили православные христиане. В церковь на праздники и крестины ездили в Тевриз. Крещеных заносили в церковную книгу. Умерших везли на кладбище в Тевриз.

В 1933 году образовался колхоз имени Тельмана (карта) в него входило более 50 д воров, что составляло 251 человек. В период коллективизации более трудолюб ивых крестьян раскулачивали. Хотя кулаков в Черноярке не было, раскулачены были Попов Д. Я. , Попов И. И. , Миселев М. , Попов Е. Я. , Попов С. П. В колхоз люди объединялись без желания. Семьи, вступившие в колхоз. Передавали свой инвентарь: плуги, сохи, бороны, скот. Те семьи, которые жили единолично, были обложены большими налогами и из-за этого им поневоле приходилось вступать в колхоз. Некоторые семьи уезжали в лес, боясь колхоза. Куминов Василий Семенович не вступил в колхоз. Причиной было ярое нежелание. Ромашовы в пери од коллективизации оклеветали Поповых и дали о них сведения в том, что он и использовали принудительный детский труд, и их выселили. Первыми в кол хоз вступили бедные семьи, так как терять им было нечего. Бедными были: Миселев И. Е. , Кошуков Р. П. , Ланбин Ф. П. , Миселев И. П. , Ланбин П. Т. , Куминов И. С. Полуяно в Е. П. Они же были первыми колхозниками. Отдавать в колхоз корма и скот был о очень жалко, из-за этого колхозный скот было нечем кормить. И колхоз распался.

В 1935 году колхоз им. Тельмана образовался вновь. Первым председателем был Ланбин Григорий Федорович, затем Куминов Иван Семенович и Миселев Никол ай Петрович. В колхозе было две полеводческие бригады и одна животноводческая. Держали лошадей как основную тяговую силу, коров, свиней, овец. На полях сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, лен. Колхозники на огородах сеяли, сажали и выращивали картофель, капусту, огурцы, репу, свеклу, турнепс, морковь. Развивается скотоводство мяс о – молочного направления. Из- за посевов деревня была обнесена изгородью, поэтому, чтобы по пасть в деревню, нужно было открыть и закрыть несколько ворот.

В деревне было несколько овинов, в которых сушили хлеб. Была кузница, кузнецом был Кошуков Борис Николаевич. Он был мастер своего дела. Мог и блюдо запаять и ухват сделать, дело доходило и до сварки металлов.

В деревне была проведена большая мелиоративная работа по осушению болотистых мест. Бригадирами в колхозе работали Пирогов А. Г. , Миселев И. П. , Попо ва К. М. , Ланбин И. С. , Ланбина Т. И. Был свой пекарь – Пирогова Ф. Я. Вечерами собирались на посиделки и вечерки. Клуб был в доме Попова К. И. Парни чинили об увь, девки вязали, пряли, все вместе играли, рассказывали небылицы и пели народные песни под гармонь и балалайку. В этом же доме у Поповых была масло бойня, единственная на всю округу. Продукцию привозили и близлежащие деревни, такие как Кузнецово, Полуяновка, Екатериновка. Маслобойня была большим сооружением, на ней выжимали льняное и конопляное масло. Молоко колхоза и колхозников сепарировали в доме Попова Петра Яковлевича, а сливки увозили в Тевриз на маслозавод, назад отдавали обрат. Колхозники могли и ли продавать свое молоко получить за него масло.

На берегу Иртыша стояла избушка бакенщика. Бакенщикам и были Попов П. Я. , затем Ланбин С. Г. Они находились в штате Иртышского пароходства и записаны бакенщиками на реке Иртыш. Работа их заключалась в том, что нужно было давать сигналы для проходящих пароходов. Сигналами являлись боки, находящиеся на Иртыше. Вечером в них нужно был о зажигать огонь, а утром тушить его.

Молодые парни брали себе в жены девушек как из своей, так и из соседней деревни. Например, Ланбина Валентина Петровна из деревни Полуяновка вышла замуж за Ланбина Ивана Семеновича из деревни Черноярка.

Во все времена деревня занималась охотничьим промыслом. Заядлыми охотниками были: Попов М. И. , Миселев И. Е. , Ланбин Ф. И. , Ланбин И. П. , Полуянов Г. И.

Была 4- х летняя школа, в двухэтажном доме. В этом доме жил и Поповы, а потом их раскулачили. Первый этаж – жилое помещение, а второй – школа. Первой учительницей в Черноярке была Сочкова Антонина. Затем приехали работать учителями Пирогов Петр Маркович, Емильянцева Нина Павловна. Последние годы после войны работал учителем Хандогин Василий Михайлович. Он был последним учителем Черноярки. Учеников и тетрадей было мало, учились по букварю. После 4- х классов сдавали экзамены. На каникулах и в школьное время после занятий работали в колхозе.

До войны Черноярка жила спокойно, степенно. В период войны ослабела. Горе и слезы принесла с собой война. А сколько бессмертных подвигов было совершено жителями Черноярки в годы войны! «Родина – мать – зовет!» - коло колом в душе звучало у каждого черноярца. Мужское население было призвано на защиту Отечества, в деревне остались женщины, дети и старики. У них была высокая цель – сберечь родную землю , на которой родились и выросли. Их призвала огромная любовь к своей земле , к родному краю, готовность защитить ее любой ценой.

Сильней огня с иль ней металла,

Во всех сраженьях грозных лет

За ними Родина стояла-

Источник силы и побед.

На полях и ферме работали женщины, пожилые люди и подростки. Все работы выполнялись вручную. Женщины жали в се колхозные поля своими силами. Стояли, не разгибаясь, весь световой день, в поле под палящим Солнцем, собирая каждый колос в снопы, ставили суслоны. Эти снопы дети возили на лошадях к молотилкам. Молотилки были конные, их приводили в движение три пары лошадей, которых запрягали и подгоняли то же дети. У молотилки снопы бросали на вращающийся барабан. На барабане снопы разминались и проходили между разного размера ситами. Освобожденно е от колоса зерно высыпают на твердую землю под молотилки. Его выгребали на одну из сторон гумна в кучу. С противоположного края молотилки свалив алась освобожденная от зерна солома. На подводах зерно вывозили на Тевризское заготзерно, а оттуда на фронт. Корм для скота состоял только из сена, никаких концентратов и других добавок не было, поэтому коровы и телята были слабые и еле держались на ногах. А с фронта шли страшные вести о гибели дорогих людей, сыновей, отцов. В 1941 году река Иртыш вышла из берегов и зато пила все земли и деревню. Сеять было негде. Немного земли было выделено в Утузах, Полуяновке, Тевризе. Сено готовили в Большеуковском районе, там зимовал и скот. В период войны жизнь в деревне была очень тяжелой. Голод, холод, но люди не сдавались, не унывали, надеялись на лучшую жизнь, ждали поб еду. Иногда веселились, собирались вместе, пели песни, такие как «Рябина – Рябинушка», «Катюша», «Бродяга к Байкалу подходит». Девчата знали много частушек и пели их красиво, все соревновались, кто кого перепоет. В пери од Великой Отечественной войны на фронт ушли 86 человек, большинство из ни х погибло. Полные данные погибших есть в Районной и областной Книгах Памяти. Война закончилась долгожданной победой. Возвращались солдаты в родную Черноярку.

Как он велик – солдат!

Какой бессмертный жребий!

Как входит в цепь легенд звено!

Все, что возможно на земле и в небе,

Им вынесено и совершенно.

В настоящее время жителей Черноярки в Тевризе осталось в живых немного. Более 100 деревень и поселений оказались неперспективными, в том числе и Черноярка. Люди друг за другом начали переезжать в Тевриз. Первым перевез свой дом в Тевриз Полуянов А. Г. А после объединения в 1950-1960 гг. колхоза Черноярка (им. Тельмана) объединился с колхозом Ворошилова (Тевриз), то народ стал активнее переселяться. В 1973 году в ыехали последние жители деревни – Гилей, Поповы, Кошуковы. Несколько домов было перевезено в Полуяновку и Тевриз, а остальные сгорели, и на месте деревни осталась чистое поле.

О всех исчезнувших селах проникновенно сказал поэт Василий Казанцев:

«О, этот бурьян беспроглядный

На улице, не на меже!

Как жестко, - шершаво, как хладно

Его прикасание к душе. И прямо из мертвого сердца,

К нему оскорбительно глух,

Как символ дурного бессмертья,

Растет пресловутый лопух.

Все пусто, мертво. И как будто

И сам я давно уже мертв.

Безгласный, во сне непробудном

Под этой травой распростерт.

Не бьется оно и не дышит.

Не помнит оно ничего.

Лишь с болью бессильного слышит,

Как корни сжимают его». В 1975 году деревни Черноярка не стало

«Следы жилья ветрами размело,

Села как не бывало и в помине»

Деревни не стало, но память людей, которые родились, выросли и жили в Черноярке , осталась. Остался и плач матерей и вдов , смех детей, гул и шум когда- то существовавшей там жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)