Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История Казанской и Троицкой церквей

Сразу же после Крещения Руси повсюду стали строиться храмы. Из летописных источников мы узнаем, что выбору веры в немалой мере способствовало ощущение красоты как святости, которое испытали послы князя Владимира в соборе Святой Софии в Константинополе. Многие века храмы являлись и в настоящее время являются настоящим украшением русской земли. В православном храме русский человек искал спасение души, чувствовал себя частицей большого народа с глубокими корнями, которые помогали ему выстоять в сложные годы. В храмах, за их мощными стенами люди искали пристанище в годы лихолетья. Именно с православным храмом связана главные вехи человеческого существования на земле: крещение, венчание и, наконец, отпевание. Храм – это средоточие культурных и духовных ценностей русского народа. Но так случилось в нашей истории, что православные храмы стали разрушаться, многие православные реликвии были утрачены и как не тяжело об этом вспоминать, мы т. е. современное поколение русских людей не должны забывать об этой странице нашей истории, наверное, затем, чтобы не делать таких ошибок в будущем.

Тема моей исследовательской работы – «Судьба разрушенных цервей с. Ливенка Красногвардейского района»

Актуальность данной работы в акцентировании внимания на отдельных фактах истории нашего села и страны. Изучая их, мы сможем лучше понять свою историю.

Цель моей исследовательской работы – Изучить историю Троицкой и Казанской церквей с. Ливенка, которые были разрушены в советское время.

Задачи:

- найти сведения о происхождении Троицкой и Казанской церквей с. Ливенка.

- собрать материал о Троицкой и Казанской церквях с. Ливенка в Советский период.

- собрать материал о происхождении названий церквей.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

При написании работы были использованы материалы Воронежской научной библиотеки, Белгородского Государственного архива, Красногвардейского МУК «Красногвадейский краеведческий музей», Летопись с. Ливенка, воспоминания жителей села.

Избранные методы исследования – сравнение, анализ, синтез, обобщение , беседа.

История возникновения Казанской и Троицкой церквей

С. Ливенка.

Сведения о дате строительства Троицкого храма мы нашли в фондах Воронежской областной научной библиотеке. Эту информацию дала нам книга Воронежского священника Дмитрия Самбикина « Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», которая в первые была издана в 1874 году. И, несмотря на то, что в дореволюционные годы она переиздавалась несколько раз, сегодня в некоторых библиотеках и музеях хранятся её единичные экземпляры. Этот источник свидетельствует, что Троицкая церковь в слободе Ливенка была построена в 1872г. Служили в ней на момент написания книги два человека священник Яков гражданский и псаломщик Николай Скрынченков. Количество десятин земли при церкви 324. Второй документ в котором упоминается Троицкая церковь мы нашли в Белгородском Государственном архиве. Документ называется « топографическое описание бывшего города Ливенка». ( Город Ливенск был упразднён в 1797 г. ) В нём говорится, - что в Ливенке имеется « одна каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом – Святого Николая Чудотворца, а другая приходская деревянная во имя Живоначальной Троици, и оные об одном этаже». Один из сторожилов села Корнев Николай Васильевич рассказывал нам, что дед его Селезнев Андрей Данилович принимал участие в строительстве церкви, т. к. был хорошим плотником. Бревна для строительства брали в балке «Редкодуб» возле хутора Фощеватое. Дубы там, по словам деда были огромные , ровные, но посажены были не густо, отсюда наверное, и название местности. Возили бревна в село на волах. В Интернете мы нашли старую карту Ливенского уезда на которой обозначена та самая балка «Редкодуб» из которой и возили материал для строительства. Конечно же у нас возник вопрос почему именно в это время была построена церковь? Ведь в селе Ливенка уже была добротная каменная церковь? Мы предполагаем, что связано это было с ростом села, развитием промышленности и торговли. «К 1800 г в селе проходило семь ярмарок. На них съезжались купцы из многих городов. В середине 19 в. Ливенка получила дальнейшее развитие. К этому времени она становится одним из крупных сёл юга Воронежской губернии. Неуклонно растёт численность населения. К 1859 г в Ливенке насчитывалось 710 дворов и 5405 душ населения. Развитие сельского хозяйства приводило к обогащению одних и разорению других. Разорившиеся крестьяне сдавали в аренду или продавали свою землю богатым крестьянам, а сами уходили наниматься на работу на заводы, которых в Ливенке насчитывалось уже 4: один – винокуренный и три – маслобойных. Эти заводы, особенно маслобойные, стали оказывать влияние на характер сельского хозяйства. Основная масса земли начала засеваться подсолнечником. Хлеба сеяли в том количестве, которое необходимо было, что бы прокормиться. Теперь в Ливенке насчитывалось 8 ярмарок и два базара. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему расширению ремесленного производства. »

Село росло, развивалось, строились новые дома и , возможно, 1 церковь не вмещала всех людей. Дело в том, что в Ливенскую церковь ходили не только ливенцы, но и жители соседних хуторов Евсеево и Фощеватое составили приход Троицкой церкви. По воспоминаниям жителей церковь была двухкупольная, деревянная, но на каменном фундаменте и построена она была на пожертвования жителей села и окрестных хуторов.

О дате строительства в селе Казанской церкви , к сожалению, письменных документов мы не нашли. Но церковь эта была самая «молодая», по словам жителей села и построена была на деньги Санжаровых, которые были владельцами крупной маслобойни в селе Ливенка и магазина. Жители села вспоминают, что церковь построили незадолго до революции. Это был небольшой, двухкупольный храм, отличительной особенностью этого рама является то, что он был отапливаемый, единственный в селе храм с отоплением. А топливом для него была шелуха с семечек, отходы маслобойни Санжаровых. Вспоминает Рубанов Сергей Иванович: «Все близлежащие к заводу улицы и церковь отапливались «лузгой»

Семечки приходили на ж. д. станцию «Полатовка» вагонами, затем их везли на завод Санжаровых, где их обмолачивали, а шелуху за копейки продавали людям на растопку. Крестьяне заезжали на территорию завода, нагружали целую подводу шелухи и таким образом убирали ненужный мусор с территории и приобретали дешевое топливо для своих домов. Бывало, идешь зимним, морозным вечером по улице, над каждой крышей дымок вьется, а в воздухе такой аромат жареных семечек стоит,( ведь в шелухе встречались и необмолоченные зерна ) надышаться не можешь». «Классический старый промышленный способ получения масла на 1998г. Выглядел так. Подсолнухи сначала лущат, пропускают между горизонтальными жерновами и очищают зерна от вальцах, после чего пропускают через цилиндр с продырявленными стенками, в котором вращается ось с крыльями. Окончательное отделение шелухи и зерна производят с помощью провеивания и сит. » Казакова Анна Акимовна вспоминает: Я плохо помню все очертания церкви, но врезалось в память солнце над входом. Прямо над дверью располагалось солнце вырезанное из меди или латуни диаметром где-то 1 или 1,5 метра и во время заката солнечные лучи касались лучей искусственного солнца и , как будто зажигали его, это искусственное солнце сияло озаряя всю округу. Красота была неописуемая. » В селе есть легенда или быль связанная с днем открытия храма Анне Акимовне об этом рассказала бабушка Федосия Максимовна 1892г. Рождения. Был в селе юродивый по кличке «Баутя» , в день открытия храма было очень много людей и внутри и около храма, и вдруг подходит «Баутя» в руках у него лопата, ведро с песком, и саженец какого-то дерева. Все конечно же спросили, что он собирается делать? А он у всех на глазах вырыл яму высыпал туда песок положил в песок саженец , укрепил его камнями и заявил, что если это дерево приживется то и храм простоит долго, а если дерево засохнет, то и храм будет разрушен. Над ним тогда посмеялись, где это видано, чтобы дерево росло на сухом песке и камнях!, но потом когда храм все-таки был разрушен в это моменте увидели предзнаменование. В селе к «Бауте» относились не с уважением, конечно, а с ласкою, и вспоминают этого странного, явно больного психическим заболеванием, всегда одетого как чучело человека тепло. Причем сторожилы считают что у него был некий дар предвидения, в селе говорят что он предсказал , что война будет за год до ее начала и когда война закончится. Умер «Баутя» в 1947г. , а в 1948 сломали последние остатки церкви «кузницу-притвор».

Казанская и Троицкая церкви были построены в разные временные периоды , из разного материала. Деньги на строительство Троицкого храма собирали всем миром, да, в литературе мы встречаем описания жизни села в период строительства и можем сделать вывод, что хозяйственная жизнь села процветала, но, не все же в селе были богаты и тем не менее храм строился на деньги односельчан. Значит была в этом храме необходимость, не жалели люди денег и сил на благое дело. Второй храм – Троицкий, был построен на деньги промышленника А. С. Санжарова, это извесная в районе в то время фамилия. Маслобойные заводы принадлежащие их семье были в нескольких селах и приносили немалый доход, по легенде строительством железной дороги проходящей через село ливенцы обязаны семье Санжаровых. Но с ж. д. дорогой все понятно, она приносила выгоду их производству. А церковь?! Деньги, нам кажется понадобились немалые, но они были потрачены именно на церковь. Сложно судить по прошествии такого большого промежутка времени о том, что двигало нашими предками, какие чувства, мысли настроили их на строительство церквей, но одно нам кажется, точно присутствовало в их жизни. Эти люди думали не только о сегодняшнем дне и сиюминутной выгоде, но и о разумном, добром, вечном. Как долго наше общество, строя «Светлое будущее» забывало о духовности. Может быть пришла пора задуматься и поискать ответы на вопросы в недавнем прошлом.

Советский период в истории Казанской и Троицкой церквей

23 января 1918г. был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, получивший название Закона о свободе совести. Он декларировал принцип невмешательства государства во внутренние дела Церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от Церкви был закреплён в Конституции РСФСР 1918г. и последующих Конституциях Советского Союза. Однако первое время после принятия закона, приблизительно до 1920г. , антицерковные действия носили больше спонтанный характер. Новый закон Советской власти был воспринят основной массой населения страны отрицательно. После окончания гражданской войны страну постигло страшное бедствие: начался голод и вымирание людей. 10(23) февраля 1920г. ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи. С 1929г. началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс. В результате массированной атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия практически стали утрачивать своё значение. Им было безразлично, действует ли в селе церковь или её уже используют под склад или клуб. Уже в 1930г. в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. «До января 1930 года по всей Центрально – Чернозёмной области было снято 678т. колоколов и крестов». Не стали исключением и наши, ливенские храмы. Колокола и кресты с них были сняты. О Троицкой церкви сторожилы помнят мало, только историю о клиросных иконах, которые в настоящее время находятся в действующем Успенском храме с. Ливенка.

Рассказывает Кравченко Анастасия Антоновна:

«Когда Троицкий храм закрыли, большие клиросные иконы погрузили на подводу и вместе с разными стройматериалам привезли в хутор Фощеватое.

Бабушка моя, Варвара Карповна, пришла домой и говорит: «Там на склад иконы привезли, меняют на доски, у нас на чердаке несколько хороших досок есть, надо поменять. Так у нас в доме появилась большая икона Казанской Божьей Матери. После смерти бабушки икону хранила мама, Фёдорова Лидия Андреевна. Она рассказывала, что немцы в войну облавы в хуторе делали, мародёрством занимались, но к нам в дом входили, видели икону, стоящую на полу, и уходили сразу. Так что икона наш дом хранила. Вторую икону забрала кладовщица Селиванова Екатерина Викторовна. После смерти матери её сын продал дом родной сестре моей мамы Кристине Андреевне. Вместе с домом Кристина Андреевна получила икону с изображением целителя Пантелеймона, это было в 60-х годах минувшего века. Примерно в 80-м или 82-м году Кристина Андреевна плохо себя чувствовала и пригласила священника из Ливенки отца Василия, чтобы он её причастил. Батюшка увидел икону в доме и попросил вернуть её церкви, Кристина Андреевна рассказала священнику, что в доме её сестры есть ещё одна клиросная икона. Так образа вновь оказались в церкви, Успенской церкви, единственной из 3-х церквей оставшихся в селе. Хочется сказать спасибо тем женщинам, что сохранили для Ливенки эти иконы. Учитывая отношение к церкви в то время, это был очень мужественный поступок. Сторожилы села говорят, что Троицкая церковь была богатая, в ней было много церковных книг. Когда ценности и иконы вывезли, церковь закрыли. Очень странно, что эта церковь не не использовалась для хозяйственных нужд. До лета 1942г. Она просто стояла закрытая. Когда в село вошли немцы, они увидели, что мост через реку Валуй взорван отступающими советскими войсками. Для восстановления моста немцы разломали часть Троицкой церкви. После войны из оставшихся бревен была построена Троицкая начальная школа. Церковь, хоть и была деревянная, но фундамент у нее был каменный, так вот, некоторые жители брали камни из фундамента церкви на строительство дома, а также в ограде церкви было чье-то захоронение, с каменным надгробием, и эти камни тоже некоторые жители пытались приспособить для хозяйственных нужд, несмотря на предупреждения многих односельчан. Не пошла во благо такая предприимчивость этим людям. Особенно пострадала семья Чмулевых , в доме которых оказалась могильная плита, сам хозяин и вся его умерли в достаточно короткий срок. Судьба Казанской церкви после революции не мене трагична, чем Троицкой. В памяти людей сохранилась история связанная со снятием крестов с церкви. Один молодой человек, комсомолец и атеист, согласился снять кресты. Собралось много людей, женщины плпкали, старики кричали, чтобы он не делал этого. Но кресты были сняты. А на следующий день этого человека(Фамилия его была Толстокоров), молодого и здорового нашли мертвым. В 1937г. Казанская церковь была взорвана. Причем, взорвать ее пытались неоднократно, от первого взрыва по зданию пошли только трещины. Мощность заряда увеличили и со второй попытки стены церкви рухнули, кирпич использовали для строительства тракторного отряда в с. Никитовка. Но вся церковь разрушена не была, остался совершенно нетронутым притвор. Взрывчатка закончилась и притвор решили использовать для хозяйственных целей. В помещении разместилась кузница колхоза «Третий интернационал». Она функционировала до прихода немцев, а во время войны на крыше этой кузницы – притвора стоял пулемет. В 1948г. Ее разрушили. Рассказывает Пугачев Владимир Андреевич: «В 1948г. Кузнецу разрушили, и мы, мальчишки чистили кирпич , нам платили по несколько копеек за штуку, заработок был невелик, но в то послевоенное 7 время каждая копейка, была на счету. А работа эта была очень трудная. В растворе скрепляющем кирпич были: известь, яйца и песок. Раствор был очень крепкий, оторвать его от кирпича было очень, очень сложно. В день более 15 кирпичей очистить было невозможно. А стройматериал этот был очень нужен. Из него построили сгоревшие в войну заготзерновские склады которые и сейчас стоят возле железной дороги. » Такова была история Казанской и Троицкой церквей в советский период.

После революции началась борьба советской власти с церковью за умы людей. Веру в Бога, духовность, религиозность, пытались вытравить из душ людских. На смену религиозным ценностям должны были прийти другие: вера в светлое будущее, торжество пролетарской революции, идеи всеобщего равенства и коммунистическая идеология. Но, чтобы эти новые идеи утвердились, нужно было искоренить старую веру. Процесс этот был целенаправленным и поэтапным, так как люди восприняли закон об отделении церкви от государства отрицательно. Поэтому сначала подготовили общественное мнение. Активно пропагандировали лозунг «Религия – опиум для народа». И, когда общественное мнение было подготовлено, тогда началось массовое наступление на церковь. С 1930г. началось массовое изъятие колоколов, снос куполов, закрытие и разрушение церквей. Ведь именно в церквях происходили общение людей с Богом. Поэтому правительство предприняло меры по их полной ликвидации или закрытию, перестройке под клубы, школы, склады. Наши церкви исключением не являлись. В настоящее время на месте разрушенных церквей стоят памятные кресты.

Происхождение названий церквей

Явление Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в городе Казани. Девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, трижды явилась и сонном видении Богоматерь и повелела возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они нашли в земле на пепелище недавнего пожара. Ее икону Однако словам ребенка никто не поверил, И тогда с помощью своей матери девочка сама откопали в укапанном месте сияющую чудным светом икону Божией Матери Священник ближайшего Никольского храма, будущий патриарх

Московский Ермоген, в сопровождении крестного хода, на руках отнёс обретённую святыню в свой храм. По повелению царя Иоанна IV Грозного на месте явления был устроен храм в честь Казанской иконы Божией Матери и основан женский монастырь. В 1613 году икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который 22 октября вступил с ополчением и освободил город от поляков. По изгнании врагов, князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери, где и поместили икону. Во всякую тяжёлую годину эта икона была с православным народом. Взбранная Воевода покровительствует русскому воинству и Своим заступлением не единожды спасал Россию. Ей молились русские полководцы Суворов и Кутузов, испрашивая у пресвятой девы помощи во время нашествия иноплеменных. Ей вверялись защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. И не постыдились все надеющиеся на Тя, Пресвятая Владычица наша Богородица!

Ежегодное празднование Казанской иконе установлено два раза: 8/21 июля – в день её обретения и 22 октября/4 ноября - в день избавления Москвы от поляков. В честь Казанской иконы Божией матери и названа была одна из Ливенских церквей.

ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

В первой книге Ветхого Завета — книге «Бытие» - рассказывается о кочевнике Аврааме, которому дано было обетование, что произойдет от него великий народ. Но шло время, а брак Авраама оставался бесплодным, его жена Сарра не рожала ему детей. И вот однажды, как гласит ветхозаветный текст, «явился ему Господь у дубравы Мамре». Авраам сидел у входа в шатер во время зноя дневного и, когда возвел очи, увидел, что перед ним стоят три мужа. Он побежал к ним навстречу и поклонился до земли, сказав: «Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Авраам позвал пришедших в свой шатер, говоря, что омоет им ноги, даст хлеба подкрепить сердце, что отдохнут они здесь под деревом. Пришедшие сказали ему: «Сделай так, как говоришь»

Авраам поспешил к Сарре и велел ей замесить самой лучшей муки и сделать пресные хлебы. А из стада Авраам взял самого лучшего теленка, дал отроку и велел приготовить его. И взял масла и молока и поставил все перед пришедшими; и они ели. Во время трапезы они спросили у Авраама, где жена его Сарра. Авраам ответил, что здесь в шатре. И тогда один из них сказал: «Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры». Авраам и Сарра были в летах преклонных, и Сарра внутренне рассмеялась, так как не надеялась в таких летах уже иметь утешение — сына. И тогда, как гласит рассказ, Господь спросил, не смеялась ли Сарра потому, что она уже стара. «Есть ли что трудное для Господа? — продолжал он. — У Сарры будет сын». Сарра не созналась, что она смеялась, так как ей стало страшно. Затем три мужа покинули шатер.

А со временем предсказание их сбылось: Сарра родила сына. Исполнилось данное Аврааму обетование: он стал родоначальником целого народа. На то, что Аврааму явился таинственно узнанный им Бог, твердо указывает ветхозаветный текст. А христианское учение, истолковывая этот древний библейский рассказ, считало, что это был не просто Господь с двумя спутниками, а Единая Неразделимая Троица, второе лицо которой, Бог Сын, в грядущем вочеловечился среди народа, произошедшего от Авраама.

Воплощая этот рассказ, византийское искусство выработало приёмы для создания образов Троицы. А так как этот рассказ входит в Ветхий завет, то образы эти часто называют «Троица Ветхозаветная».

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные. Святитель Афанасий Александрийский утверждает, что у всех Лиц Троицы одна воля (всеблагая), общее желание (всемогущее), единственное дело (любовь). «Основание праздников в 50-й день по Пасхе Пресвятой Троице указано в Писании, и начало этого празднования относится к началу христианства. Явление Святого Духа, сходящего от Бога Отца и посланного Богом Сыном, распространило в мире благодатное познание о таинстве Святой Троицы. Посему со времени сошествия Святого Духа на апостолов постоянно 10 воздается в Церкви Православной в день Пятидесятницы , Богопоклонение и прославление Святой Троице. ». Мне всегда было интересно почему на Троицу украшают дома, ворота, церкви, даже могилы на кладбище ветвями и травой. «В Православной Церкви существует благочестивый обычай украшать в праздник Пятидесятницы (Троицы) храмы Божии и жилища древесными зелёными ветвями, травами и цветами. Это обыкновение, вероятно, произошло из примера Церкви ветхозаветной. Иудеи в праздник Пятидесятницы украшали синагоги и дома древесными ветвями, травою и цветами, в память того, что закон дан был в то время, когда близ горы всё зеленело и цвело, и при том во время странствования их по пустыни, когда и сами они должны были жить в кущах из древесных ветвей. Сионская горница, где Дух Святой сошёл на апостолов в день Пятидесятницы, вероятно, по обычаю ветхозаветному, так же была украшена в сей день древесными ветвями и цветами. Кроме того, в Церкви ветхозаветной был так же священный обычай приносить в праздник Пятидесятницы первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к сему времени ( Лев. 23,16-20. Чис. 28,26). И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа Зиждителя ( Пс. 103,30), и указывает на духовное плодоносие Церкви Христианской. Иудеи, украшая кущи листьями и плодами, как говорит святитель Григорий Нисский, сим самым изображает новозаветную Церковь, произрастшую после закона. »

Нам было интересно узнать о происхождении названий разрушенных церквей, ведь о Троицкой церкви память в народе живет до настоящего времени. И неважно, что улица на которой она когда-то стояла теперь носит новые названия улица Куйбышева и улица Крупской, но это только в официальных документах, а в просторечье люди живущие в округе бывшей церкви именуются «Троечане» и живут они на «Троицкой». А на площади рядом с церковью тоже, наверное, по старой традиции( здесь у церкви были ярмарки с каруселью, 2 раза в год на Крещение и на Троицу) односельчане празднуют день села.

О Казанской церкви таких воспоминаний ( в силу ее молодости) не осталось, только крест в оградке напоминает о ее существовании. Но нам кажется, и другим интересно будет узнать к каким святыням с особенным уважением относились наши предки.

В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Ошибки совершенные одним поколением, не должны быть забыты поколениями последующими. Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период в истории России ознаменовавшийся гонениями на церковь. В наше время возрождения храмов и церковных традиций особенно важно сохранение драгоценной преемственности , чтобы свеча духовной памяти не угасла, чтобы в ритмах и новых технологиях нашего времени не растерять тот «бисер духовный» , который собирали наши предки и за который шли подчас на смерть. Сейчас , когда культуру пытаются низвести до уровня массы, заменить ее пошлым суррогатом, разрушающим душу, становится совершенно необходимым нести знание о той подлинной культуре, которая напоминала бы человеку о самом главном его призвании – быть вместе с Богом. Возможно, возродить ту веру которая бала в народе будет сложно, а может быть даже невозможно. Слишком долго истребляли православную веру из душ людских, но все современные, образованные люди прекрасно понимают, что разделить русскую культуру и православие невозможно. И чтобы быть культурным, образованным человеком, необходимо не только знать последовательность событий русской истории, но и историю православной церкви, частью которой и являются православные храмы и их судьбы. Некоторые факты из истории русских храмов болью отзываются в сердце, но забывать эти факты нельзя, нельзя потому, что на горьких ошибках тоже учатся. И очень хочется верить, что подобное в нашей истории больше не повторится.

И в памяти, что отзовётся,

Коль предков затёрты следы

Скажите, с какого колодца

Напился Пётр Первый воды?

И где же тех, первых, могилы,

Не топчем ли мы их сейчас?

Какие зловещие силы

Непомнящих сделали нас?

Не варвары, нет, не хазары,

А русская глупость сполна

Разрушила древние храмы –

Осталась лишь церковь одна.

Не хлебом единым мы сыты!

И если в душе Борис Ковтун пустота –

То будем мы так же забыты,

Не будет над нами креста.

Белгородский численник. «Крестьянское дело» Белгород 1993г. В. Щербаченко. «Из Бирюченского духовного» В 10 лет, его повезли определять в 1848 году в Бирюченское духовное училище. С этого времени начался долгий путь Дмитрия Самбикина по трудным дорогам получения духовного образования. После окончания духовного училища в Бирюче, последовала Воронежская духовная семинария. А за ней – учёба в Санкт-Петербургской духовной академии, которую он закончил в 1865 году, одновременно с успехом защитив диссертацию на звание магистра.

В январе 1866 года Д. И. Самбикина вернулся в Воронеж, куда был назначен профессором библейской и церковной истории в свою родную духовную семинарию.

С 1866 года Самбикин был « рукоположен» в священники. После смерти жены был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии. Будучи в Воронеже, Самбикин начал сотрудничать в недавно основанной газете « Воронежские епархиальные ведомости».

Более 100 статей опубликовано им в этой газете, в том числе по истории южной части нынешней Белгородской области ( тогда Воронежской губернии). Одним из ценных научных трудов по истории нашего края является сочинение по архивным материалам (ныне утраченным), краткая истории основания церквей в сёлах и городах края. Четыре выпуска « Указателя храмовых праздников Воронежской епархии» до настоящего времени ценное научное пособие для интересующихся историей края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)