Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История Спасо-Преображенского храма г. Усолья-Сибирского

Само слово русский, русский народ, русский язык связано с православием. Вся история нашего народа связана с православием. Все началось, если так можно сказать от Киева. Русские казаки пошли через Урал, через Иркутск до самого Тихого океана, а впереди них шли монахи и православные люди, и несли православную веру, все люди, которые встречались им на пути, становились православными и принимали святое крещение. В деревнях, селах и городах началось массовое строительство церквей и храмов.

Это история моего народа, ведь я русская, а потому должна знать свою историю и культуру, любить свою родину.

Долгий период времени в нашей стране религия была под запретом. Государство закрывало храмы. Устраивало гонения на священников. Но я знаю, что любой памятник архитектуры, так или иначе, концентрирует в себе духовный опыт предшествующих поколений, ведь культура - это «коллективная память». Особенно остро мы это чувствуем, стоя у церковных стен.

Мне запомнились слова из одной книги: «Прикосновение к святыни, как в драгоценном сосуде хранящей молитвенные воздыхания наших предков, возжигает угасший дух, зовет к жертвенному подвигу, проявляет потускневшую память: генетическую, родовую, национальную».

Цель работы: изучить историю Спасо-Преображенского храма г. Усолья-Сибирского.

Задачи:

• Изучить и проанализировать статьи и документы по истории Спасо-Преображенского храма;

• Изучить мнение горожан о религии, значении церкви для города.

История Спасо-Преображенского храма

История создания церкви

Самые ранние сведения о Спасской церкви датируются 1723 годом, когда иркутский предприниматель Иван Данилович Пивоваров на Сосновом острове построил деревянную церковь для рабочих.

Вообще все начало нашего города Усолье пошло с островов на Ангаре, где были источники вод с большим содержанием соли, поэтому на этих островах и начали вываривать из соленой воды соль. Еще раньше первые поселенцы везли с собой соль издалека. Она была дорогой, поэтому, когда нашли соль на островах Ангары, этому уделялось большое внимание.

Люди приезжали сюда и хорошие и плохие. Как их умиротворить?

Только церковь могла смягчить их души, поэтому после постройки солеварни, сразу начали строить храм.

В конце 18 века добыча соли переходит на материковую часть в район речки Шелестихи, что явилось причиной постройки на материке новой деревянной Трехпридельной церкви, новой Спасской церкви, освященной во имя Нерукотворного образа Спаса. Этот храм простоял 45 лет. Немного об иконе Спаса Нерукотворного:

В честь этой иконы отмечается специальный общецерковный праздник. Официально он носит название «День перенесения Нерукотворного образа Спаса нашего Иисуса Христа из города Эдесы в Константинополь». В народе праздник известен как Третий Спас, или Спас на полотне, празднуется 16(29) августа. Происхождение праздника таково. В городе Эдесе (Месопотамия) жил князь Авгарь, он был болен проказой. Прослышав, что Иисус Христос творит чудеса, Авгарь послал гонца с просьбой излечить его, приехав в Эдесу. Иисус ответил, что приехать не может, но пошлет одного из своих учеников, чтобы тот вылечил Авгаря. Во время разговора Иисус умыл лицо, утерся полотенцем, и на полотне отобразился его лик. Гонец доставил ответ Иисуса Христа и полотенце. Когда Авгарь вытирался этим полотенцем, ему становилось легче. После вознесения Иисуса на небо апостол Фадей пришел в Эдесу и излечил Авгаря, как Иисус обещал. Жители приняли христианство, а икону на полотне установили в стене над главными воротами для всеобщего поклонения. Позже мусульмане разграбили город и увезли икону, но в 944 году императоры Византии выкупили ее. Икону доставили в Константинополь и 16 августа торжественно поместили в храм. В память об этих событиях и существует праздник.

История восстановления церкви после пожара

28 июня 1840 года была сильная гроза, и молния ударила в железный крест на колокольне Спасской церкви. Зажгла главу её и расщепила крышу на колокольне и на церкви. Церковь загорелась, а так как она была деревянной, то полностью сгорела. Фактом, подтверждающим это событие, стали показания генерал-губернатора Восточной Сибири В. Я. Руперта министру финансов: «28 числа минувшего мая около 7 часов по полудни в Иркутске и окрестностях его была примечательная гроза, сопровождавшаяся дождем и градом; но сильнее всего она действовала в Иркутском солеваренном заводе. Там при необыкновенно сильных раскатах грома молния ударила в железный крест на колокольне Спасско-Усольской церкви, зажгла главу ея, расщепала крыши на колокольне, так и над церковью, опалила и разломала иконостас в приделах святых Николая Чудотворца и Алексия Митрополита и зажгла один из углов церкви».

Под нужды церкви срочно переоборудовали заводскую хлебопекарню. К ней пристроили деревянную колокольню и алтарь. Она была освящена во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

В этом же году начали собирать деньги на строительство каменной церкви, так как деревянная церковь, во-первых, не долговечна, а во-вторых, огнеопасна. Деньги на строительство собирали долго. Несколько раз переделывали проект храма.

Видя такую долгую канитель, заводская администрация решила построить еще одну деревянную церковь. И в 1868 году новая деревянная церковь во имя Нерукотворимого образа Христа Спасителя была освящена. Строение представляло собой деревянное одноэтажное здание с отдельной колокольней в виде ворот. Оно было со всех четырех сторон обнесено решетчатой деревянной оградой. Престол был один и вновь освящен во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Но из-за халатного отношения строителей к этой работе по постройке храма, через 2 года здание церкви было в аварийном состоянии, а через 5 лет её разобрали по брёвнышку.

Работный люд продолжал ходить молиться в старую церковь, в бывшем здании хлебопекарни.

Конечно, эта деревянная церковь была в ветхом состоянии, так как уже простояла 40 лет. В 1875 году её подремонтировали и привели в более - менее нормальное безопасное состояние. Кровля была покрыта тесом, ветхая колокольня заменена новой папертью, сложены печи и возведен новый купол над алтарем.

Но к строительству нового каменного храма готовились тщательно. В 1877 году для постройки храма было заготовлено много кирпича и деньги были накоплены в достаточном количестве.

Строительство нового храма началось в 1878 году. Строился он не только на средства солеварного завода, которому принадлежал, но и на пожертвования жителей Усолья.

И уже в следующем 1879 году в центре Усолья появилось самое красивое здание села – Спасская церковь. 14 октября Спасская церковь была освящена, т. е. люди могли молиться в новой каменной церкви.

Приход церкви был значительным: в нем насчитывалось 611 дворов с населением 3069 человек. Церковь обслуживала не только Усолье, но и прилегающие к нему деревни Бархатово, Усолье-Жилкино, Угольник.

Так как построенная церковь была без колокольни, то в 1889 году начинается строительство каменной колокольни. В 1891 году строительство колокольни закончили, а в 1893 эту колокольню соединили коридором с основным зданием церкви. Храм приобретает законченный архитектурный облик. В 1894 году по разрешению епархиального начальства в церкви производится ремонт, окрашиваются медянкой все пять куполов и крыша на храме.

1 мая 1896 года, при огромном стечении народа около Спасской церкви был освящен самый большой колокол весом 204 пуда (3264 кг). Это был дар иркутского мещанина Федора Ивановича Пономарева. Стоимость колокола по тем временам составляла 4186 рублей 88 копеек.

В ноябре 1897 года окончена постройка на церковные средства деревянного дома для настоятеля, куда на постоянное место жительства приехал о. Павел Казанцев, который был поставлен настоятелем Спасской церкви. Он был выходцем из священнической семьи, его отец Алексей Николаевич Казанцев с 1856 по 1897 гг. состоял священником в разных приходах Иркутской епархии. Родился Павел Александрович в 1863 году в селе Евсеевском Балаганского округа. В 1885 году окончил курс богословских наук в Иркутской духовной семинарии в звании воспитанника семинарии второго разряда.

В Усолье он преподавал Закон Божий в одноклассном (позднее в двухклассном) министерском народном им. Прииска Пономарева и в женском двухклассном училищах.

В 1904 г. Указом консистории и резолюцией архиепископа Иркутского и Верхоленского Тихона назначен на должность Благочинного (священник, наблюдающий за несколькими приходами) 3-го участка Иркутского уезда. За свои недолгие годы служения (о. Павел умер вскоре после 1905г. ) потомственный почетный гражданин П. А. Казанцев неоднократно награждался архиепископом «за отлично-усердную и полезную пасторскую деятельность при благоговейном и назидательном для пасомых поведении».

Он вместе со своей женой Марией Петровной вырастили и воспитали 4х детей: Агнию, Василия, Александру и Владимира. Мальчики окончили курсы духовной семинарии, девочки получили образование в Иркутском епархиальном женском училище и начали преподавательскую деятельность еще до революции и продолжали в Советское время.

Агния Павловна Казанцева проработала педагогом более 50 лет и даже была награждена орденом Ленина и другими орденами и медалями.

В 1906 году, после смерти отца Павла Казанцева настоятелем Спасской церкви становится священник Александр Старцев, который приезжает в Усолье с русско-японской войны, где он был активным участником сражений. О. Александру пришлось пережить закрытие церкви в 1930-е годы, не избежал он и репрессии после 1935 г.

Церковь в Советское время

За период с 1917 года по 1935 год никаких исторических сведений нет, поэтому лето 1935 года является датой дальнейших отсчетов событий в истории Спасской церкви.

В Советское время православная церковь была в запрете, поэтому делалось все, чтобы уничтожить православие. Священников ссылали в лагеря и сажали в тюрьмы, где большинство погибло или было расстреляно. Церкви или разрушали или превращали в гаражи, склады, клубы, рабочие столовые и в другие светские заведения.

В 30-е годы, в так называемую антирелигиозную пятилетку (1933 – 1937), в городе начался разгул беззакония, который повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали ни в чем неповинные советские люди, в том числе и священнослужители. В эти же годы происходит административный произвол, выразившийся в закрытии храмов вопреки воле верующих. Партийные деятели тех лет рассчитывали, что с ликвидацией церквей и мечетей исчезнут и верующие.

В Усолье для закрытия и уничтожения Спасской церкви была специально создана так называемая техническая комиссия по осмотру церкви. В целях обеспечения безопасности и сохранности здания она посчитала необходимым произвести работы по уменьшению давления на грунт, для чего предложила разобрать колокольню до первого этажа, снять каменные купола и своды над зданием, заменив их деревянными прикрытиями. Церковную общину обязали начать ремонт храма не позднее 10 июля 1935 г. , «в случае неприступления к ремонту в указанный срок богослужение в церкви прекратить».

Жители Усолья не захотели расстаться с красивой церковью и с благословения церковного совета под руководством Агафьи Андреевны Грачевой всячески этому сопротивлялись.

В Иркутском Государственном архиве находится интересный документ:

«Усольскому районному исполнительному комитету от церковного совета Усольской Спасской церкви

Член учредителей Усольской православной общины Александр Тимофеевич Чумаченко, будучи 16 февраля текущего года в Усольском РИКе, слышал, что РИК, печатая сведения о церквях Усольского района, Усольскую церковь отметил «не работает». Чумаченко РИКу заявил, что он 15 числа текущего февраля месяца был в Усольской церкви, где видел много верующих, молящихся во время служения обедни, и, следовательно, сказал Чумаченко, Усольская церковь работает.

Сообщая о вышеизложенном, церковный совет заявляет РИКу для сведения, что в Усольской церкви во все праздники совершаются богослужения и по просьбе верующих отправляют разные требы. Налоги уплачиваются полностью и своевременно.

Все вышеизложенное говорит за то, что Усольская церковь «работает», а посему церксовет просит РИК сделать в сведениях о церквях соответствующую сему заявлению отметку.

Предцерксовета – Агафья Грачева

18 февраля 1935 года»

Райисполком принял жесткое решение. Протоколом президиума Усольского райисполкома от 3 июля 1935 г. «в связи с тем, что имеющиеся в куполах здания церкви трещины, угрожающие обвалом и могущие послужить поводом к человеческим жертвам, опасны», решено церковь с 15 июля закрыть, а богослужение перенести в Тельминскую церковь. Это был уже испытанный во всех уголках страны ход: община за неимением средств, как правило, не могла произвести своими средствами ремонт, а это служило удобным и серьезным поводом к закрытию церквей. Под эту же волну попала и Спасская церковь Усолья.

Летом 1935 года Спасскую церковь разрушили до основания. Отбойным молотком отряд «красных безбожников» разрушить церковь Спаса Нерукотворного не смог, пришлось вызвать спецчасть и взрывать динамитом. Огромные блоки развалин церкви долгое время «украшали» наш город. Местные жители из этих блоков с большим трудом добывали кирпич для сооружения в своих домах кухонных плит и русских печей.

Церковь сломали, церковное имущество (иконы, кресты, ризы, книги) растащили. Куда, кто? Неизвестно.

В настоящее время от здания церкви ничего не осталось, кроме небольших фрагментов каменной ограды, остатков фундамента самого храма. В церковной ограде, восстановленной в 1998 г. , сохранилось большое каменное здание с 1914 года, в котором проживали караульные и находилась просвирная. В нем сейчас расположился Спасо-Преображенский приход.

Строительство новой церкви в Усолье

В 1991 году православные прихожане начали просить здание под церковь у мэра г. Усолье-Сибирское, потому что ездить или ходить молиться в церковь пос. Тельма было далековато.

Ходили долго и, наконец, летом 1994 года при большом стечении народа прошла первая церковная служба в здании бывшей просвирни Спасской церкви, в которой и расположилась Спасо-Преображенская церковь. Это здание маленькое. В выходные дни, а особенно в праздничные, приходило много народа, и очень много людей не умещалось в церкви, поэтому сразу была задумка о строительстве большого каменного храма.

Из беседы с В. Г. Баскаковым, старостой Спасо-Преображенской церкви:

«Денег на строительство нового храма не было, да и проекта тоже не было. Начались поиски сначала проекта, а потом благодетели помогли с кирпичом, цементом. Кое-что церковь приобрела за свои деньги, которые давали миряне за церковные службы, полученные от продажи книг и другое.

В 1998 году были забиты сваи под фундамент нового храма. В 1999 году начали кирпичную кладку нового храма.

Сейчас храм поднялся на 18 метров от земли.

В январе 2005 года из Воронежа привезли 7 колоколов, и они были установлены на новой колокольне храма.

Конечно, до конца строительства храма далеко, но он будет возведен с помощью жителей нашего города.

Жителям города Усолье-Сибирское был предложен ряд вопросов:

1. Нужен ли г. Усолью-Сибирскому храм?

2. Как Вы относитесь к строительству других храмов в городе? (мусульман, католиков)

3. Должна ли власть помогать строить храм?

4. Удачно ли выбрано место для постройки храма?

Некоторые ответы жителей:

Анохина Татьяна Николаевна, директор МОУ СОШ №5 г. Усолье-Сибирское

1. Конечно, нужен. Ведь на данный момент в нашем городе есть очень маленький приход, который не способен вместить всех желающих.

2. Хорошо, ведь православные христиане должны терпимо относиться к другим вероисповеданиям.

3. Наша власть не хочет помогать строительству храма, но есть много людей, которые с удовольствием помогают этому, например, Франтенко.

4. Место выбрано удачно, т. к. это место исторически связано с предыдущим храмом. Эта земля некогда принадлежала храму. Очень жаль, что сейчас нашей церкви принадлежит только самая небольшая ее часть.

Баскаков Валентин Григорьевич, староста Спасо-Преображенской церкви.

1. Городу нужен храм. В наше тяжелое время нужно больше обращаться к Богу за помощью. И молодежь сейчас больше тянется к церкви, все чаще замечаешь на службах молодых юношей и девушек.

2. Терпимо, кроме того, верующие из других религий очень часто помогают нашей церкви, а мы соответственно помогаем им.

3. Помогать – то она должна, но не всегда это происходит.

4. Место это долго было церковной землей, потом при строительстве храма и образовании прихода часть земли вернули церкви. Так что место выбрано, верно.

Карпова Вера, ученица 9 класса МОУ «Гимназия №1»

1. Наверное, нужен. В городе ведь больше всего православных жителей. Им нужно больше места.

2. Не знаю.

3. Да, должна. Ведь люди отдают свои деньги церкви на строительство, значит, и власть должна помогать.

4. Церковь там была всегда, так что удачно.

Селиванов Виктор Петрович, 38 лет, таксист, проживает рядом с церковью

1. В принципе - нужен. Моя жена постоянно ходит в церковь и ребенка водит. Всегда говорит, что в праздники там не протолкнешься.

2. Нормально отношусь, строят себе, ну и пусть строят.

3. Она никому сейчас не помогает. Должна, только как заставить.

4. Место как место. Привык уже. Раньше то там еще дорога была, теперь немного объезжать приходится. А где люди ходят так там новую дорожку протоптали.

Из данных опроса видно, что жители города положительно относятся к строительству церкви и считают, что в наше время нужно больше обращаться к Богу. Терпимо относятся к другим вероисповеданиям. Многие прихожане помогают строительству нового храма. Благотворительную помощь оказывают частные предприниматели города. Но также необходима помощь представителей власти.

В этой работе я рассмотрела самую малую часть из нашей истории. Существующий материал по этой теме гораздо больше. Но я выбрала наиболее интересные моменты из найденного мной материала и описала их в моей работе. Кроме того, я провела опрос населения, желая выяснить отношение к православной церкви и вообще к православию.

Жизнь моих близких родственников связана с историей этого храма. Мой дедушка был церковным старостой. История этой церкви это и история моей семьи и в следующем году я продолжу работу над этой темой. Мне она дала много интересного.

Всего было опрошено 20 человек. На гистограмме видно количество положительных и отрицательных ответов на соответствующие вопросы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)