Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Историко-культурное наследие г. Балахна

Балахна, Балахна –

Мой родной городок,

Ты на Волге стоишь величаво!

Балахна, Балахна –

Красота берегов,

Славной русской жизни начало

В каждом уголке нашей Родины можно найти множество уникальных, самобытных, неповторимых уголков с удивительными памятниками природы и культуры, которые, несомненно, нам дороги.

Каждый город имеет свою историю. У одних она насчитывает тысячелетия, другие же только начинают отсчет прожитому. Несмотря на это, все ценное, созданное трудом и талантом народа, все, что свидетельствует о его пути, должно жить вечно.

Балахне 534 года. Город имеет свою историю, запечатленную в памятниках истории и культуры. Они свидетели славного прошлого, больших событий в общественной и культурной жизни города.

В период расцвета Балахны – в начале XVIII века – здесь шло усиленное строительство каменных сооружений.

Ряд сохранившихся в районе памятников архитектуры принадлежит к числу лучших и наиболее красивых в Нижегородской области. Кроме того, в городе есть старинные здания. В городе около десятка памятников истории и культуры, среди которых интереснейший - Никольская церковь (1552), одна из первых шатровых каменных построек, Спасская церковь (1668), Церковь Рождества Христова (1675), Троицкая церковь (1784), Сретенская церковь (1807).

В Балахне взято под охрану около десятка памятников культуры, половину из которых памятники федерального значения. Все это представляет историко-культурное наследие города.

Историко-культурное наследие, как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях, точнее в их образе жизни, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Помимо прочих функций, наследие обеспечивает достаточно прочную связь времен, своего рода ось, нанизывающую часто значительно больше поколений (участников), чем можно увидеть (различить) при первом знакомстве с конкретными объектами наследия.

Культурное наследие рассматривается учеными как особый вид ландшафта – культурный ландшафт, который отражает творчество человека и природы на конкретной территории. Культурный ландшафт – «лицо» страны, «лицо» ее нации. По мнению Д. С. Лихачева, это важный элемент национальной культуры

Проблема сохранения историко-культурного наследия особенно актуальна в настоящее время, т. к. эта проблема касается каждого из нас, поскольку наследие – эта та ценность и достояние, которое нам достались от наших предков. Важнейшей нашей задачей является сохранение его для будущих поколений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Анализ научных исследований, связанных с проблемой природного и культурного наследия позволил сделать вывод о том, что большинство современных ученых рассматривают природное и культурное наследие как уникальную территорию, обладающую особой ценностью для страны, мира, региона, где множество памятников природы, истории и культуры составляют единый комплекс, тесно связанный с современной природно-культурной средой и сохраняемый для передачи последующим поколениям.

Ученые подчеркивают, что природа и культура в наследии составляют неразрывное взаимосвязанное целое. Ведь изучение и сохранение культурного наследия невозможно без знания особенностей его естественного окружения, природной среды, в которой оно формировалось. Гегель называл культуру "второй природой"; В. В. Докучаев видел устойчивость общества "в согласии с природой

Наследие, в нашем понимании, это историческая категория. Вместе с тем наследие существует и развивается в пространстве, проявляясь, таким образом, как географическое понятие. Природное наследие составляет основу, базис формирования культурного наследия, а культурное наследие, в свою очередь, является «вектором» культурно-исторического развития территории, и в целом природа и культура составляют единое гармоничное целое.

Всемирное культурное наследие - памятники истории и культуры, их ансамбли, а также достопримечательные места, имеющие выдающуюся универсальную ценность и внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В России существующие классификации природного и культурного наследия можно разделить на официально принятые (Конвенция ЮНЕСКО, закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», закон «Об особо охраняемых природных территориях» и авторские.

Рассмотрим классификацию природного и культурного наследия по Максаковскому В. П. и Ю. А. Веденину с добавлением С. Н. Пияшовой, О. В. Смирновой.

(по Максаковскому В. П. и Веденину Ю. А.

с добавлением Пияшовой С. Н. , Смирновой О. В. )

Конвенция ЮНЕСКО включает в культурное наследие:

➢ Памятники – произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

➢ Ансамбли – группы изолированных или объединенных строений, чьи архитектура, единство или связь с пейзажем представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки;

➢ Достопримечательные места – произведения человека или совместное творение человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие собой выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии.

ГЕОГРАФИЯ и ИСТОРИЯ г. БАЛАХНА

ГЕОГРАФИЯ г. БАЛАХНА

Балахнинский район находится к северо-западу от Н. Новгорода на расстоянии 30 км. Его территория, имеющая на карте вид многоугольной фигуры, занимает площадь 958 кв. км. На севере и северо-востоке он граничит с Городецким районом, на северо-западе – с Чкаловским, на юге и юго-востоке – с Дзержинским и Володарским районами, а на юго-востоке – с г. Н. Новгородом.

Балахнинский район находится на западе Нижегородской области в Балахнинском низинном Полесском краю, занимающие плоские, с отдельными холмами и грядами, песчаные низины Окско-Волжского междуречья.

Главная река, которая протекает по району – Волга. В нее впадают небольшие речки – Черная, Узола, Пыра. Вследствие небольших уклонов, течение их медленное, вода в речках держится почти все лето. Так как эти реки являются низинными и протекают в долинах аллювиальных наносов, то их междуречья изобилуют болотами, водораздельные линии выражены слабо. Вода в реках богата органическими веществами и железными солями, поэтому имеет желто-бурый цвет.

В рельефе господствуют песчаные низины с беспорядочно разбросанными песчаными холмами, грядами и многочисленными котловинами, занятыми болотами и озерами. На низинных пойменных террасах Оки и Волги встречаются древние полуразрушенные дюны. Значительное распространение имеют карстовые явления. Некоторые из карстовых воронок остаются сухими, другие заполняются водой (например, так образовалось озеро Пырское).

Климатические условия Балахнинского района в целом соответствуют среднеобластным значениям. Климат района умеренно континентальный с холодной продолжительной зимой и теплым сравнительно коротким летом. Средняя температура воздуха в январе – 120 С, в июле + 190С. Осадков выпадает около 450-550 мм в год. Климатические условия благоприятны для здоровья человека и способствуют возделыванию большинства сельскохозяйственных культур, распространенных в средней полосе европейской части страны.

ИСТОРИЯ г. БАЛАХНА

Балахна - старинный русский город. Год основания - 1474-й. Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки в ней крепости в 1536 г. В этом году казанский хан Сафа-Гирей практически уничтожил город. После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость, которая сгорела в 1730 г.

Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной промышленности. По народным преданиям, разработка соляных источников началась здесь ссыльными новгородцами после покорения Великого Новгорода Иваном III в 1478 г. Историк С. И. Архангельский пишет, что Балахна в ХVI–XVII вв. "носила определенные промышленные черты, начиная от многочисленных церквей, построенных солепромышленниками, и кончая убогой келью бобыля, который работал на тех же промыслах".

Балахна - родина Козьмы Минина (конец XVI - 1616 г. ) - организатора Нижегородского ополчения 1611-1612 годов, которое освободило от интервентов Москву.

Балахнинцы наряду с солеварением были известны на Руси как первоклассные судостроители, и Балахна исстари славилась своим судостроением. Настоящее свое искусство балахнинские строители показали в 1636 г. , построив по заказу Гольштинского посольства один из громаднейших для того времени (первый построенный в России) корабль "Фридрих". В 1845 г. балахнинцы начали строить пароходы и баржи. Ежегодно в Балахне строили около 100 барж. Однако баржестроение продолжалось только до конца XIX в. Балахнинское судостроение не выдержало конкуренции со стороны построенного в 1849 г. по соседству Сормовского судостроительного завода.

В XVI-XVIII вв. Балахна славилась производством печных и архитектурных изразцов. Изразцы использовались на строительстве церквей, облицовке домов и кладке печей. Переливчатыми изразцами, изготовленными балахнинскими мастерами, выполнены шатры храма Василия Блаженного в Москве. Мастера кирпичной кладки из Балахны принимали участие в сооружении Московского Кремля.

В это же время широкое развитие имели кружевные балахнинские промыслы. Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию. Отправлялись кружевные изделия и за границу. Кружевной промысел приносил плетеям (кружевницам) очень небольшой заработок, с конца XIX в. промысел начал сокращаться. В очень небольших размерах он сохранился до настоящего времени.

Упадок солеварения, резкое сокращение строительства судов привели к общему замедлению промышленного развития города, и Балахна в конце XIX в. превращается в небольшой захолустный грязный уездный городок со спивающимся, почти полностью безграмотным населением и незначительными ремеслами: сапожным, портным, кузнечным, гончарным. Такой оставалась Балахна до Октябрьской революции 1917.

Новая жизнь началась в Балахне с приходом Советской власти. По решению Правительства у г. Балахна в 1923 г. началось строительство Нижегородской государственной районной электростанции (НиГРЭС). Первый ток электростанция дала в 1925 г.

Индустриализация Балахны продолжалась - весной 1926 г. началось строительство промышленного гиганта - целлюлозно-бумажного комбината. В 1928 г. была пущена первая бумагоделательная машина, и балахнинская газетная бумага отправилась в Москву, пока что только для газеты "Правда". Рядом с Балахной вырос поселок бумажников Правдинск.

Наряду с бумкомбинатом в первые годы социалистического строительства в Балахне сооружалась картонная фабрика, которая была пущена в эксплуатацию в августе 1928 г. В первые годы фабрика занимала по мощности первое место в СССР, выпуская 13500 т картона в год.

В настоящее время история и развитие Балахны продолжается и продолжается успешно. Одним словом, жизнь в Балахне не стоит на месте.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА

Почти любой из старинных русских городов, да и многие села были знамениты на всю Россию развитием того или иного ремесла, производством каких-либо изделий или продуктов.

Так, в нижегородском Поволжье выделялись Павлово на Оке, где издавна делали ножи, замки и другие изделия из стали; Семенов, где резали ложки и деревянную посуду, покрывая ее золотистым лаком; Городец был известен пряниками и многоцветной росписью по дереву.

Жители Балахны брались за самые разнообразные промыслы – варили соль, выдували стекло, вязали кружева, строили деревянные суда – баржи и расшивы. Корабли украшали богатой резьбой; также корабельной резьбой покрывали фасады домов. В Балахне обжигали кирпич и глазурованные цветные изразцы.

Навык балахнинцев к обработке самых разнообразных материалов, а также развитие керамического производства в немалой степени отразились на характере старинных построек города. Сохранившиеся сейчас памятники Балахны отличаются как красотой и тонкостью исполнения, так высоким качеством материалов, из которых они построены. Все это представляет культурное наследие нашего города.

В своей работе я рассмотрела историко-культурное наследие на примере храмов нашего города (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Перед началом своей работы я провела анкетирование в 5-8-х классах по данной теме.

Вопросы анкеты:

1. Знаете ли Вы, что в Балахне есть памятники истории и культуры (архитектуры)?

2. Если да, то, что это за памятники?

3. Можете ли Вы назвать церкви в Балахне?

4. Знаете ли Вы историю этих церквей?

5. Откуда Вы знаете название этих церквей?

6. Следует ли сохранять историко-культурное наследие (памятники истории и культуры) для наших потомков? Почему?

7. Что для вас значит памятник истории и культуры?

Из полученных результатов можно сделать вывод, что многие ребята знают, что в Балахне есть памятники истории и культуры, но церкви не относят к этим памятникам. Многие не знают названия церквей, не знают их историю. Но, радует, что большинство опрошенных считают, что необходимо сохранять историко-культурное наследие для потомков.

Моя работа имеет практическое значение, т. к. может служить дополнительным материалом для чтения, может быть использована при подготовке к урокам географического краеведения и географии.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никольская церковь была возведена в Покровском монастыре, по указу Ивана Грозного, возвращавшегося осенью 1552 г. по Волге после взятия Казани.

Никольская шатровая церковь, построенная в XVI в. , самое старое сооружение в Балахне, а после Нижегородского кремля и во всей Нижегородской области. О времени ее возведения свидетельствует надпись, сохранившаяся на белокаменном блоке, в котором закреплялся один из подставов южного портала - «лета 7060» - 1552 г.

Никольская церковь приподнята на высокий подклет и прежде имела деревянную паперть, с трех сторон окружавшую основной куб храма. Основная объемная схема – восьмерик на четверике. Четверик не имеет обычных для каменных церквей закомар, верх его подчеркнут горизонтальным карнизом. Выступающие углы четверика перекрыты прямыми скатами крыши. Полица – пологая часть кровли, - со всех сторон окружающая крутые грани шатра, является сплошным кирпичным массивом, перевязанным как с кладкой восьмерика, так и складкой шатра. Кирпич верхних частей Никольской церкви мельче по своем размеру, чем кирпич основного четверика. Форма барабана – усеченная пирамида с наклонными внутрь гранями.

Церковь обладает подчеркнутой монументальностью образа, строгостью и лаконичностью архитектурного языка, простотой своих немногочисленных деталей. Профиль перехода от подклета к верхней части сооружения выполнен из кирпича как аттическая база – в этом отразилась связь с архитектурой итальянского Возрождения.

В Никольской церкви, так же как и в Муромской, на одном из углов четверика была поставлена звонница. В Никольской церкви «колокольница» находилась над северо-восточным углом и частично опиралась на стены алтарной апсиды.

На ней помещались башенные часы с железным механизмом и висели одиннадцать малых и больших колоколов. От «колокольницы» сейчас сохранилась только нижняя часть одной из ее стенок.

Можно предполагать, что над ней возвышался небольшой шатер. Подобные композиции из сочетания большого и малого шатра нередко встречались в древнерусском деревянном шатровом зодчестве. Шатер и глава Никольской церкви покрыты зеленой поливной черепицей, уложенной при ремонте 1719—22 гг.

В это же время к западной стороне церкви была пристроена каменная паперть, соединенная переходом со стоящей на некотором отдалении от ее северо-западного угла стройной, но невысокой колокольней. Эта шатровая колокольня сохраняла характер XVII в. и, очевидно, заменила собой прежнюю „колокольницу", которая, как и вся восточная половина храма, была весьма сильно повреждена при большом балахнинском пожаре 1680 г. Это вызвало тогда большие перекладки восточной стены церкви. Новая колокольня была разобрана в 1930-е гг.

В 1963—65 гг. Никольская церковь была реставрирована: были удалены позднейшие наслоения и пристройки, разобран плоский потолок, отделявший шатер от внутреннего пространства церкви, а под шатер подведена тонкая железобетонная оболочка.

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Рядом с Никольской на территории того же Покровского монастыря, закрытого в 1783 году, расположена Покровская церковь. Начало строительства каменной церкви Покрова на территории мужского монастыря, по мнению профессора ННГУ Н. Ф. Филатова, относится к 1646 г. Он пишет: «самый состоятельный феодал округи – Покровский монастырь – в 1646 году приступает к строительству трапезной с примыкающей к ней церковью Покрова на высокой подклетной части. Кирпич для строительства закупался у посадских помещиков, а известь возили Волгой на стругах». С. Л. Агафонов за дату окончания строительства храма принимают 1648 год, но с примечаниями. Он делает ссылку на цитату Н. Ф. Филатова, в которой как мы видим, указан только год закладки церкви. К сожалению, точной даты окончания строительства не обнаружено, но исследователи считают, что это вторая половина XVII века.

Покровская церковь, так же как и Никольская приподнята на высокий подклет. Характерными чертами этой церкви является некоторая приземистость, несводчатый, а плоский потолок, который появился после пожара в 1680 году. Свод был заменен плоским деревянным перекрытием с пятью декоративными главами, обшитыми кровельным железом, непропорционально маленьких по отношению к мощному кубу самого сооружения.

Сейчас пока в Покровской церкви расположен Балахнинский краеведческий музей.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Недалеко от Покровской церкви виднеются главы другого памятника XVII века – церкви Рождества Христова. В XVI – XVII вв. на этом месте находился Рождественский женский монастырь, упраздненный в 1764 г. Известно, что в 1618 г. в монастыре была одна деревянная шатровая церковь. В сотой грамоте Балахны 1674 г. говорится о каменном монастырском храме, который тогда еще не был освящен. Очевидно, открытие его, вполне готового во время составления описи, состоялось не позже, чем в следующем 1675 г. Стиль и характер выполнения карнизов, наличников окон и других профилированных кирпичных деталей вполне соответствуют этой дате.

У храма традиционно – русские черты характера – степенность, цельность, уверенность в своих силах, доброта.

Церковь Рождества Христова построена в виде четкого кубического объема. Стены ее традиционно расчленены лопатками на три части, каждая из которых заканчивается закомарой. На гладких плоскостях белых стен окна с их обрамлениями занимают незначительное место. Простые цилиндрические барабаны завершаются пятью шлемовидными главами, покрытыми блестящей зеленой черепицей с крестами архаической формы, сходной с образцами XV—XVI вв.

Приземистые алтарные апсиды подчеркивают высоту стен и геометрическую правильность граней основного объема. С трех сторон церковь была окружена одноэтажной галереей, позднее превращенной в закрытую паперть. С севера и с юга к церкви пристроены кубические невысокие приделы. Они имеют по одной главе, переходом к которой служили ступенчатые ярусы кокошников, скрытые сейчас под железной кровлей. Над юго-западным углом галереи стояла колокольня, впоследствии разобранная.

На протяжении двух с половиной веков внешний облик церкви практически не менялся. В 1937 году служба в храме прекратилась. Несколько десятков лет в храме размещались склады Балахнинского горторга, которые были вывезены из церкви осенью 1988 г.

Летом 1989 г. храм был передан общине верующих. Как чрезвычайно интересный по композиции, хорошо сохранившийся образец русской архитектуры XVII в. , церковь Рождества Христова Постановлением Совета Министров РСФСР в 1960 г. была принята на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения. В 1989 г при обследовании интерьеров церкви были выявлены три относительно хорошо сохранившихся иконостаса XVII-XIX веков, украшенные характерной барочной резьбой, каждый из которых представляет собой определенную культурную ценность.

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ

В отличие от мужественной и монументальной архитектуры церкви Рождества Христова другая балахнинская церковь XVII в. – Спасская – выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий.

Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитской улице в Кузнечной словоде в XVI веке были две деревянные церкви – Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 г. во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 г. на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина, в память о погибшем в «моровое поветрие» 1664 года отце и старшем брате Филиппе. Она остается ярким образом постройки, где прослеживается влияние московского зодчества на архитектуру Нижегородского Поволжья, является интереснейшим образцом русского «узорочья», характерного для национальной культуры третьей четверти XVII в.

Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты «немецким» железом, но в 1690 г. во время пожара кровли, главы и кресты «погорели без остатку». В 1702—04 гг. производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму.

Помещение самой церкви вытянуто поперек главной оси и перекрыто сомкнутым сводом со световым отверстием под барабаном центральной главы. Четыре угловые главы играют чисто декоративную роль. Интересной и неповторимой особенностью интерьера Спасской церкви были выделенные из ее внутреннего пространства небольшие квадратные помещения в юго-западном и северо-западном углах. Они соединялись с трапезной открытыми проемами в западной стене храма, а для освещения их были пробиты небольшие окна сбоку от южного и северного порталов. Эти помещения предназначались для алтарей приделов, выходивших непосредственно в трапезную.

Кроме оригинального интерьера, Спасская церковь замечательна красотой своего внешнего облика. Особую скульптурность ее объему придают ступенчатые ряды кокошников, венчающих стены и создающих пластический переход к главам. В этом сооружении стиль русской архитектуры XVII в. нашел свое полное выражение. Это поистине классический образец завершающего этапа в развитии искусства Московской Руси.

Безвестные балахнинские мастера показали здесь полное владение кирпичом как строительным и декоративным материалом. Поистине неистощима изобретательность и фантазия, проявленные в декорировке оконных обрамлений Спасской церкви, — во всем сооружении нет двух одинаковых наличников окон, причем характер и богатство их пластической обработки вытекают из места, занятого каждым из них в композиции сооружения.

Колокольня, хотя и была построена в 1702 г. — на 30 лет позже, чем церковь, составляет с ней единое целое. Колокольня опирается на четыре угловых столба. Восточная пара их, примыкающая к стене трапезной, несколько смещена с оси здания, а чтобы не было загорожено западное окно трапезной, закрывается часть профилировки портала. Желание совместить при этом центр западной стены колокольни с главной осью всей церкви заставило строителей деформировать прямые углы колокольни, придав ее плану форму ромба. Стройный крутой шатер выделяется по сравнению с нижними ярусами колокольни своими необычно крупными размерами, что придает особую остроту всей объемной композиции. Детали карнизов и оконных обрамлений колокольни нарисованы так же тонко и прочувствованно, как и на фасадах церкви, но совершенно в иной системе пластического построения. В соответствии с новыми, барочными принципами прежние кокошники заменены рваными фронтонами, в кладке которых выделяются изогнутые по дуге кирпичи, специально формованные и обожженные.

Стены колокольни расцвечены многочисленными вставками полихромных изразцов, рисунок и тематика которых обычны для этого времени — разнообразные цветы, сказочные птицы, вазы, барочные картуши. Но подбор красок и тонкость моделировки рельефной формы ставят балахнинские изразцы рубежа XVIII в. на одно из первых мест среди прославленных центров этого производства в России.

Сейчас, после проведенной в 1962 г. реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-западному углу.

Спасская церковь по своему внешнему облику и профилированным кирпичным украшениям может считаться образцом русской культуры XVIII в.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Еще одна церковь Балахны – Троицкая является памятником русского зодчества более позднего периода 1784-1788 гг. и своей архитектурой (восьмерик на четверике) и деталями (оконные обрамления с кокошниками, карнизы, угловые колонны).

Церковь имеет вид основанной на четверике восьмигранной башни, разбитой на два равных по ширине яруса и перекрытой куполом с декоративной главой.

С запада к церкви примыкает трапезная, имеющая на торце скромно обработанный вход. Колокольня, ныне не существующая, стояла отдельно и также имела форму восьмигранной башни, по размерам и объему близкую церкви.

Сооружена церковь с большим мастерством. Тонкое понимание архитектурной пластики стены выражается здесь, например, в том, что детали оконных обрамлений верхнего яруса восьмерика при сходном рисунке имеют рельеф меньший, чем подобные им детали нижнего яруса.

Очень колоритны кирпичные ворота, ведущие к Троицкой церкви, с их небольшой главкой и черепичным покрытием. В едином ансамбле с церковью находится декоративная башенка на северо-восточном углу кладбищенской ограды и каменные ворота с фигурным завершением и главой, покрытой зеленой черепицей. Их оригинальная форма как бы постепенно подготавливает к восприятию архитектуры самой церкви.

Детали карнизов, колонок и оконных обрамлений с кокошниками замечательны своей пластической скульптурной лепкой. Они характерны для русской архитектуры первой половины XVIII столетия, таким образом, архитектура Троицкой кладбищенской церкви наглядно демонстрирует отставание художественных вкусов городского Поволжья от столичных центров, где полностью господствовал классицизм.

СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Следующая по времени постройки Сретенская церковь (1807) стоит на левом берегу Железнице и расположена в Кубенцеве.

В архитектуре Сретенской церкви, построенной в 1807 г. сильно сказываются пережитки барокко, хотя ордерные элементы и лежат в основе расчленения ее фасадов. Однако общая композиция храма проникнута стремлением создать единый центрический объем, усложняющийся кверху и постепенно сливающийся с окружающим пространством. Все ее четыре стороны завершены фронтонами с поставленными над ними главами. Таким образом, решается конструктивная задача - загрузить основание сомкнутого свода, чтобы погасить силы его распора и в то же время, чтобы создать художественное впечатление единства верхней части объема.

Она смотрит на дорогу своим восточным алтарным фасадом. Это кубическое здание со всех четырех фасадов завершено треугольными фронтонами, с главами, установленными на коньках восьмискатной кровли.

В композиции усложненного пятиглавия, в обработке стен, форме окон церкви, а также верха ворот чувствуются еще пережитки барокко середины XVIII столетия. Небольшие декоративные барабаны поддерживают луковицы глав настолько широких, что они едва умещаются над кровлей здания. Карнизы фронтонов с сухариками и другими элементами классической профилировки вытесаны из кирпича, так же выполнены модульены и другие детали, свойственные архитектуре классицизма, которые в этот период выполнялись обычно из штукатурки и гипсовых отливок. В то же время намечаются признаки перехода к новому, более строгому характеру архитектуры, в соответствии с которым ордерные формы применяются более последовательно. Простые капители пилястр, как и все детали карниза, тщательно вытесаны из кирпича. К сожалению, сейчас под толстыми наслоениями штукатурки и многими слоями покраски их конструктивная основа почти не просматривается. Это свидетельство реалистического понимания связи формы и конструкции, живое еще в те годы у балахнинских каменщиков, не доходит теперь до зрителя. Высокая трехъярусная колокольня, построенная в том же стиле, своим стройным объемом дополняет ансамбль, окруженный оградой с каменными воротами явно барочного силуэта.

Для усиления его строители, кроме того, почти вплотную сблизили пузатые луковицы глав, так что они почти касаются друг друга. Живописна группировка масс - самой церкви, расширенной трапезной и высокой колокольни, и все это, окруженное оградой с фигурно завершенными воротами, носит отзвуки духа барокко. С другой стороны, четырехфронтонный верх церкви с главами, поставленными по странам света, имеет аналоги и в старых деревянных церквах окружающего района.

В отличие от других церквей, сретенская церковь закрывалась в Советское время лишь на небольшой период (1937-1943 гг) и поэтому подвергалась минимальным разрушениям. В ней даже сохранились фрески, сделанные в XIX в.

ПРОБЛЕМЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Не следует забывать и о проблемах в области охраны историко-культурного наследия – охраны храмов, как памятников культуры.

Какие основные проблемы существуют сейчас в области охраны историко-культурного наследия?

Во-первых, это влияние природных и антропогенных факторов, таких как оползни, подтопление территорий, вибрация и др. Все это приводит к разрушению памятников.

Во-вторых, это недостаточное финансирование.

В-третьих, самая главная, на мой взгляд, проблема - слабая информированность общества об объектах культурного наследия.

Специалисты называют следующие приоритетные направления охраны культурного наследия от негативных последствий проявления факторов риска:

– согласование всех видов работ на землях историко-культурного назначения;

– разработка и утверждение проектов охранных зон;

– контроль за ведением нового строительства;

– страхование памятников;

– вывод экологически вредных производств с территорий памятников и с земель историко-культурного назначения;

– противоаварийные работы, консервация памятников;

– проведение инженерно-экологических мероприятий (защита от вибрации, блуждающих токов, экологизация транспортных схем городов, понижение уровня грунтовых вод, устройство ливневых канализаций, вертикальная планировка и благоустройство исторических территорий, берегоукрепительные работы);

– кадровое обеспечение и финансирование работ по систематическому контролю состояния объектов культурного наследия.

Какие я могу внести предложения на уровне своей школы? Это:

✓ проводить со школьниками беседы;

✓ проводить дискуссии;

✓ выпускать листовки;

✓ создать свой фотоальбом;

✓ создать свой проект и защитить его.

Природное и культурное наследие Балахнинского района – достояние не только нашей страны, но всего человечества. Российское государство и каждый из нас, как гражданин России и житель Балахны, должны защитить и сохранить наследие для будущих поколений.

Для этого необходимо:

➢ Создавать новые законы в области сохранения историко-культурного наследия;

➢ Следить за состоянием памятников архитектуры (реставрировать их, проводить ремонтные работы и т. д);

➢ Информировать население об объектах культурного наследия.

Я думаю, если человек не любит старые улицы, старые дома значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории малой Родины - он равнодушен и к себе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)