Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Свято-Успенский Муромский монастырь – исторический центр духовной жизни и миссионерства в Карелии

Это святое место с шестисотлетней историей вызывает острый интерес и притягивает к себе массу туристов из многих краев нашей страны. На сегодняшний день Муромский монастырь находится в труднодоступных местах. А в старые времена вдоль восточного побережья Онежского озера проходил водный торговый путь, по которому плыли от причалов Господина Великого Новгорода и новой северной столицы Российского государства Санкт – Петербурга к Белому морю. Дружинники, иноки, мирские люди, паломники, служивые люди проторили сюда тропы и дорожки. Посуху, санным ли путем, по воде на веслах и под парусом, по своему почину или по государственному интересу, с добрыми намерениями или богохульными и вражескими помыслами, но бывали люди в этом святом месте постоянно. Мое исследование Муромского монастыря является продолжением краеведческой работы по восстановлению православной истории Пудожского края. Создав карту православных святынь, мне захотелось подробнее узнать историю каждого объекта. Муромский монастырь – это первый шаг к созданию подробного путеводителя к моей карте.

Данная работа представляет собой попытку исторического исследования о Муромском или Мурманско -Успенском монастыре Пудожского района Республики Карелии. Еще одно название монастыря Рождество-Иоанно-Предтеченский. Работа состоит из текстовой части, и приложений, где приведены иллюстрации и архивные материалы. В основной текстовой части дается описание истории создания и дальнейшего становления Муромского монастыря. Использованные в работе фотографии и иллюстрации являются материалами архивных документов, и личного архива автора. Своеобразным видом вещественных источников в работе являются сами строения Муромского монастыря - памятники архитектуры. При сборе материала из архивных источников по различным объектам монастыря выявилось, что количество их неравноценно. Большой объем информации имеется о храмах- церковь Лазаревская, Всех Святых, Успенская, которые подробно изложены и позволяют судить об их общем облике, отдельных частях и деталях, конструкциях и материалах. По другим же объектам, таким как корпуса трапезный и настоятельский, архивные описания более скудны. По части же построек, в первую очередь несохранившихся вообще нет подробных материалов.

Литературных источников, посвященных Муромскому монастырю в принципе не много. Это объясняется тем, что лишь в 1867 году Муромский монастырь был восстановлен и лишь, начиная с этого времени, он начинает входить в число объектов, которые привлекательны для посещения путешественниками. Так же в середине 17 века, в период ливонского вторжения, монастырь предается разорению. В это время монастырь пережил крупный пожар, и многие документы были утеряны. В частности есть мнение о том, что часть документов была вывезена в Швецию. Основным источником по истории Муромского монастыря остается так называемое «завещание» составленное при жизни старцем Лазарем. Из него стали известны первые события в истории Муромского монастыря. Автору посчастливилось познакомиться человеком, который занимался вопросами истории монастыря. Это настоятель Муромской обители – Отец Тарасий. Он познакомил меня с уже известными фактами и предоставил для изучения некоторые архивные источники. Люди церкви по-иному трактуют события происходившие на этой земле. Например, явления преподобному Лазарю Святой Девы это чудо и таинство, которое не подлежит сомнению. Или спорный вопрос о том один ли прибыл в эти края Лазарь или с дружинниками тоже трактуется по-разному. В завещании говорится о том, что местные жаловались Лазарю «с тобой. живущи отроци на месте сем жен и детей наших зело биют жезлиема и отсылают от места сего. ». Для церкви – это воинство Господне. Для историков сопровождающая Лазаря в путешествии дружина. Тем более, что в Церкви в Новгороде были свои дружины. И Новгородская церковь считала своим долгом образумить аборигенов живущих на далеком севере в православную веру.

Цель статьи: Исследовать историю возникновения и становления Муромского монастыря – как центра духовной жизни и миссионерства в Карелии.

Задачи: 1. Изучить архивные источники, документальную и историческую литературу;

1. Посетить Муромский монастырь в Пудожском районе;

2. Опросить старожилов, специалистов краеведческого музея, местных краеведов, служителей монастыря;

3. Составить перечень строений монастыря, их краткое описание;

4. Сделать выводы о значимости Муромского монастыря как центра духовной жизни и миссионерства

Гипотеза: Используя архивные и другие источники, документальную и историческую литературу я смогу показать, что Муромский монастырь, с момента создания и на протяжении шести веков является историческим центром духовной жизни и миссионерства в Карелии.

Методы: 1. Натурные исследования: наблюдение, походы, экскурсии на территорию Муромского монастыря; 2. Работа с литературой: изучение архивных материалов, краеведческой литературы библиотекит; 3. Поиск информации в сети Интернет по теме исследования; 4. Этнографические беседы с краеведами, местными жителями Пудожского района, служителями церкви, специалистами музеев; 5. Использование компьютерных технологий для обработки материалов.

История Муромского монастыря

Очень сложна и запутанна ранняя история Муромского монастыря. Традиционно считают, что этот мужской монастырь был основан в XIV веке иноком Лазарем. Он расположен на самом берегу Онежского озера, на мысу, недалеко от устья реки Муромки, вытекающей из рядом расположенного внутреннего озера. О дате основания монастыря существует много мнений. В пользу датировки 14 века позволяет однозначно говорить доказательно установленная подложность землевладельческих актов Муромского монастыря. Главный из них — вкладная грамота «посадника Славенского конца одного из пяти районов Новгорода] Ивана Фомина на остров Муром (Муч) и озеро Муромское». Впервые опубликованная еще в начале прошлого века Амвросием, она была интерпретирована как документальное подтверждение появления Муромского монастыря в XII веке. Долгое время не обращали внимания даже на то, что описание некогда скреплявшей подлинную грамоту печати являет собой типичную буллу владычного наместника, которая возникла только в XIV столетии. Как же был оздан Муромский монастырь?

В 1342 году в Новгород прибывает преподобный Лазарь Муромский из Константинополя. По легенде он привозит из Константинополя Белый Клобук – символ преемственного перехода духовного сосредоточия Православия из Рима древнего – через Новый Рим – Царьград (Константинополь), в третий Рим, Москву. Некоторое время Лазарь прожил в Новгороде. Затем ему было видение «Святитель Василий Новгородский, повелевал идти в северную сторону к морю. Там назвал он мне остров «Мучь», на озере Онеге». Таким образом, впервые упоминается географическое название «Муромский». Владел этими местами Новгородский посадник Иван. Не сразу согласился посадник передать свои земли церкви и уступил их за 100 гривен. В 1352 году в Карельском краю, на восточном берегу Онежского озера в Пудожских лесах и болотах поселяется. Лазарь Муромский. Святой старец водрузил крест на берегу озера, поставил келью и малую часовню. Рядом с этими местами проживало племя сыроядцев – лопари и чудь. Они досаждали старцу, гнали его, жгли строения. Но терпение и вера старца принесли свои плоды, ему вновь было видение и удалось чудом излечить сына вождя племени. Некоторые из лопарей перешли в православную веру, иные ушли на север. Распространилась слава о новом отшельнике и к Лазарю стали присоединяться другие монахи. Их число достигло 700. Пришли к нему и его соотечественники из Константинополя – святые иноки Евмений, Елеазар и Назарий Муромские и Олонецкие. Они были учениками святого Лазаря и с полным самоотвержением подражали примеру своего учителя. Последние двое вместе с Лазарем будут причислены к сонму святых Русской православной церкви. Именно в это время и была построена первая церковь будущего монастыря -Церковь Лазаря. Впоследствии церковь прослыла в округе «чудодейственной» исцелительницей от недугов. Толпы жаждущих исцеления стекались к Лазаревской церкви со всех концов Заонежья, принося немалый доход монастырю. Позднее, в 1886 году здание было заключено в деревянный футляр в форме часовни. При Лазаре была возведена еще одна церковь – Во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. В 1359 году Лазарь Муромский оправляется в Новгород за благословением создать монастырь.

В 1387 году монастырь уже владел крестьянами. Это известно из документов судебного дела: при допросах в 1537 году крестьяне говорили:«. крестьяне Муромского монастыря. Отцы наши жили 80 лет за теми монастырскими старцами, а сами есь мя живем 70 лет за ними же после отцов наших». В Новгородская летописи — о поездке новгородского архиепископа в Карелию в 1419г. упоминается и Муромский монастырь, что свидетельствует о том, что монастырь к этому времени стал довольно крупным и важным среди нескольких существовавших в то время монастырей. Эти монастыри играли ту же роль колонизатора и проводника русской культуры в крае, какую играли в эту пору и другие северные монастыри.

Умер преподобный Лазарь в 1391 году, прожив 105 лет. Монахи монастыря проводили раскоп за алтарем церкви – реликвария и наткнулись на захоронение, считается , что это мощи преподобного Лазаря.

Из «Завещания» известно, что приемником Лазаря на посту настоятеля монастыря и руководителем обители стал священноинок Феодосий. При нем в монастыре была построена трапезная. В первой половине XV после Феодосия настоятелей обители именовали игуменами. Св. игумен Афанасий, который считается первоначальником и создателем обители. Но когда он игуменствовал: сразу ли после Феодосия, или около половины XV века – неизвестно. Память преподобного Афанасия чтится и до ныне наравне с основателем; могила его в часовне, за алтарем Успенской каменной церкви; над нею деревянная гробница с изображением Афанасия; здесь же хранился единственный вещественный памятник его земной жизни – железные вериги, которые преп. Афанасий носил на себе. Афанасий стал четвертым священнослужителем Муромского монатыря, который был причислен к сонму святых Русской православной церкви.

В 1483 г. число земли и угодья Муромского монастыря еще увеличились по средствам вклада некоего «Панфилия Селифонтова». Вот его вкладная грамота: «По божьей милости, Пречитстые Богоматере и великого Ивана Предтечи заступлением, се дает Панфилий Селифонтов в дом святый Богородицы и Ивана Предтечи в Муромский монастырь свою отчину в Уноских, всю без вывета, с сыном своим, Лаврентием иноком, землю, и воду и полеший лес, и водные ловища во всех островах, и в мандере, землю, и пожни, и Пала реки пожни, и в Вунай губе, и в деревню, на Лухтоостров (Лукостров?), Опикисво сиденье, со всеми пошлинами и угодьи, по старой грамоте по иевоной, что есми вымянял у Богдана у Ермолина. А мне - Панфилию, и сыну моему, Лаврентию, в Уноские в Лухтоостров не вступатца. А водная ловища, то нам по половинам без вывета во всех Уноских и вкруг Лухтоострова, Панфилию и Лаврентию по половинам станы держать с Муромскими старцами, где есть. А меновную грамоту дал Панфилий Селифонтов старцам Муромским по сей грамоте во век. А на то Богопослух и пречистая Богоматерь и Предтеча; и печать Панфилия Селифонтовича. Сея грамота дана лета (6900) девятьдесять первого»).

В 1508 году во главе монастыря находился игумен Ефрем, по его настоянию и заказу был отлит колокол весом 16 пудов, о чем и была сделана надпись на колоколе. Следующий правитель Муромского монастыря был игумен Лаврентий, который записал в историю монастыря скандальные страницы. Из судебного протокола: «. Деялось господине, в Великий пост лета 7045 года во вторник на шестой неделе приехали те старцы Муромского монастыря Левонид и Варлаам, да и с теми слуги, Гридею, да с Васюком и со многими людьми на наши монастырские деревни Палеостровского монастыря разбоем, Кузьмина сына и наших крестьян били и грабили, и вязали, а грабежу взяли из монастырской житницы хлеба двестей полтретыо да шесть кокотов сетей плавучих да 15 переметов сиговых. ».

Так возникло судное дело между Муромским и Палеостровским монастырями. Причем инициатором возбуждения этого судного дела выступил, как ниудивительно, причт Муромского монастыря: «. Лета 7045 (1537 г. ) бил челом Государям Великим князьям Муромского монастыря игумен Лаврентий с братией на Палеостровского игумена Корнилия и на его братию. ». Летом 1539 года царь Иван Васильевич (Грозный) дал указание кижскому старосте Спиру Михайлову, как разделить меж монастырями то, что еще не было поделено. Окончательный правёж был закончен 18 июня 1540 года с выдачей деловой разъезжей грамоты. После этого в обоих монастырских кругах воцарилось спокойствие. Иск обоих монастырей стоил 142 рубля московских, 235 коробьев ржи, не считая убытков от разорения. По мнению исследователей прошлого века, величина штрафа говорила о способности Муромского монастыря выплатить его и о довольно крепком благополучии монастырского хозяйства.

Россия вела Ливонскую войну. Боевые ливонские отряды «свейских немцев» проникли даже в пудожские земли. Войдя в Муромский монастырь, они ограбили библиотеку, подожгли главную, только что отстроенную Иосаафом, церковь монастыря - Успенскую, и сожгли также монастырскую ограду и часть деревень, принадлежащих монастырю, было существенно подорвано состояние монастыря. Немного спустя (1623-1629) монастырь посетил писец Долгорукий, который зафиксировал состояние монастыря: «. две церкви (Лазаря и Иоанна Предтечи), книги, колокольница рубленая, верх шатровый, колокол в 20 пудов, колокол в 16 пудов, колокол в 12 пудов, колокол в 6 пудов и два зазвонных колокола в два пуда. На монастыре 13 келий черного священника Мисаила, келаря Пафнутия, казначея Матвея, гостиная и девять келей со старцами и служками. За монастырем - коровник и конюшня, пашня паханая, церковь Лазаря; монастырские деревни в Мусовском носу Роди Ермолина, деревня, что была пустошь на Андоме, Каменка, деревни на Гакугсе - Князева, Скикова, Гора, Харловская, Михалевская, деревни в Шальском погосте - Лукостров, Кургилова, Карельщина. Всего в 8 деревнях и 2 пустошах числилось 30 дворов крестьянских, а людей в них - 34 человека, да пять дворов бобыльских, а людей в них 6 человек. ».

В 1650 г. игумен Муромского монастыря обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной, прося выдать монастырю межевую грамоту взамен документов, утраченных во время лихолетья в 1612 г. , когда монастырь подвергся разорению от «немецких и литовских людей воров». В обоснование этой просьбы было предъявлено несколько старых грамот, неподлинность которых удалось доказать уже только в наше время. Тогда же результатом претензий муромских старцев, желавших переделить земли и воды Онежского озера, явилось многолистное судное дело между двумя монастырями - Муромским и Палеостровским, в котором приведены все сфабрикованные тогда копии древних жалованных грамот. Опрошены десятки свидетелей – крестьян - старожильцев. Эта - без сомнения главная, учредительная грамота на само ядро монастырского землевладения тогда предъявлена не была. Значит, она появилась еще позднее.

В 1673 году при игумене Афанасии-II была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В период правления монастырем игуменом Иосаафом –II в 1688 году при монастыре образовались 5 пустыней.

С 1764 по 1773год монастырем руководил игумен Тарасий. В эти годы, из-за строгих указов императора Петра I о запрете постригаться в монахи, монастырь обезлюдел, пришел в упадок, был оставлен за штатом и использовался как больница для немощных. Тарасий предпринял попытку возродить монастырь в соответствии с его Уставом. В этих целях он обратился к пудожскому купечеству. На его просьбу откликнулись и дали средства петербургский и пудожский купец, потомственный и почетный гражданин Пудожа И. И. Малокрошечный и на обустройство монастыря - зять Малокрошечного А. П. Базегский. С изданием новых штатов Муромский монастырь был причислен к Свирскому монастырю, от которого назначались строители.

В 1786 году в монастыре произошли необычные события, перевернувшие устоявшиеся традиции и повседневный быт. В этом году в Муромский монастырь стали переселяться старицы во главе со своей настоятельницей Неонилой. Жителям это не очень понравилось и они составили коллективную жалобу. В Новгородском приказе, куда поступило распоряжение Патриаршего приказа разобраться по челобитной, воцарилось недоумение - каким образом старицы попали в Муромский монастырь? Ведь им был дан Вознесенский монастырь (в истоке реки Свирь).

Оказалось, что в свое время игуменья Неонила с сестрами била челом: построили они девичий монастырь и церкви Ильи и Введения Пречистой Богородицы. И в том же году архимандрит Макарий Тихвинского монастыря отнял их монастырь и землю на себя. Митрополит Корнилий приискал им пустующий мужской монастырь на реке Свирь во имя Вознесения Христова — там жило всего 4 старца. Патриарх повелел старцев из Муромского и Клименецкого монастырей перевести в Палеостровский монастырь, а также учинить девичий монастырь. С этим поручением игумен Васильевского Ладожского монастыря Варлаам и прибыл в Муромский монастырь. Старцев перевели, и в монастыре утвердилась Неонила со своими старицами. Однако через два года, в 1788 году настоятельница Успенского Муромского монастыря Неонила умерла. Девичий монастырь прекратил свое существование. В этом же году Муромский монастырь был упразднен и обращен в безприходскую церковь, с определением для богослужения белого священника и двух причетников.

Первым белым священником был назначен Иаков Ларионов служивший здесь с 1788 но 1798 годы. Его сменил Феофилакт Терентьев, бывший с 1798 по 1825 год. Третьим белым священником стал Козьма Феофилактов, прослуживший в этом чине вплоть до повторного восстановления в 1867 году статуса монастыря. Его заботами был построен каменный храм Успения Пречистой Богородицы с каменною колокольней. По завершении строительства храм был освящен 24 июня 1866 года. Освящал его уже другой священник. Василий Бланков.

В 1867 последовало высочайшее разрешение на восстановление статуса Муромского монастыря. Открыл его 24 июня строитель – иеромонах Феодосий. После Феодосия у руководства монастырем находился иеромонах Онисим, бывший из раскольников Выго-Лексинских скитов.

В 1891 году самый большой колокол Пудожском районе был пожалован в Муромский монастырь московским мещанином Стефаном Салмановым в память избавления государя наследника от угрожавшей ему опасности» (из надписи на колоколе). Весил этот гигант115 пудов, т. е. 1840 кг. В 1907 году монастырь посетил Епископ Петрозаводский и Олонецкий Преовященный Мисаил. Его путевые заметки о монастыре были опубликованы в газете «Олонецкие епархиальные ведомости» за 1907 год.

В начале XX века монастырь стал местом перевоспитания нарушивших каноны священнослужителей. В 1912 году прибывает иеромонах Иннокентий. Он стал причиной события, которое долго помнили жители Пудожья. В феврале 1913 года из Муромского монастыря в направлении Каргополя прошествовала тысячная толпа молдаван (бессарабцев, как их называли пудожане), членов секты иннокентьевцев; совровождавшая своего «пророка» Иннокентия (в миру Иван Левизор). Около д. Печниково Каргопольского уезда он был арестован, а его последователи - отправлены на родину

Лихолетьем над Муромским монастырем пронеся двадцатый век. Через год после революции 1917 года на территории монастыря провозгласили сельскохозяйственную коммуну им. Троцкого. Затем после неудавшегося эксперимента на территории были: лесопильный завод, судостроительная артель, рыболовецкий колхоз. Но все они потерпели неудачу, словно здешние места охраняла от святотатства невидимая сила. Долгое время на территории монастыря царило запустение.

В конце XX века вокруг территории монастыря был создан заказник «Муромский». А в 1991 году Муромский монастырь был возвращен в собственность Петрозаводской Епархии. Уже второй десяток лет горстка самоотверженных монахов трудиться над восстановлением монастыря. Зимой их не более 6-8 человек, летом состав пополняется за счет желающих поработать на благо церкви. За это время восстановлены жилые помещения. Действует церковь, которая бережно охраняла реликвию этих мест – церковь Лазаря Муромского. Ведутся службы и в церкви на втором этаже, когда-то сделанной специально для инвалидов, которые не могли выходить из здания. Отец Тарасий ведет по поручению церкви сбор материалов по истории монастыря. Планируется выпустить книгу об этом замечательном монастыре.

В своем исследовании я использовала материалы книг местных краеведов А. Г. Костина «Православная Пудога», Е. Нилов «Муромский монастырь», а также дореволюционных авторов. Я посетила монастырь в марте 2006 и августе 2007 года. Какое-то умиротворение наступает, когда находишься на территории храма. На много километров вокруг лес и болота. На монастырском мысу, который врезается в Онежское озеро, будто время остановилось. Эти моменты существуют для того, чтобы задуматься о своих поступках.

В Муромском монастыре я познакомилась с отцом Тарасием, который занимается сбором материалов и созданием книги о Муромском Монастыре. Он много и увлеченно рассказывал об обители, в которой служит уже несколько лет. Он рассказывал о трудностях, которые переживает монастырь, о суровости здешних зим. Он передал мне некоторые копии из архивных документов о Муромском монастыре и помог в них разобраться. Во время своего исследования я была приглашена специалистами краеведческого музея на научную конференцию «Кораблевские чтения». Там я узнала, о том, что в архивах Швеции нашлись документы, которые считались утраченными во время шведско–литовского вторжения. Возможно, они со временем смогут прояснить запутанную историю Муромского монастыря.

Из всех пудожских монастырей Муромский является самым известным. Много неясного в его истории. Ясно одно, что это один из древнейших монастырей на Русском Севере. Начиная с момента создания и на протяжении шести веков, монастырь был местом миссионерства. Сначала инок Лазарь, затем и другие священнослужители приходили в эти места с целью продолжения божьего дела. В условиях суровой северной природы они укрепляли свой дух и несли духовную силу местным жителям. Разные события выпали на жизнь монастыря. Были года успеха, были времена испытаний и разорений. Но что бы не происходило, монастырь находил в себе силы возрождаться, как это было после ливонского вторжения в 1612 г. , после губительных для монастыря реформ Петра I и пришедшего вслед за этим запустения, после варварского отношения Советской власти в XX веке. Словно в памяти этого места навсегда запечатлелись те усилия, которые прошел основатель Лазарь Муромский. Когда его келью сжигали, его самого выгоняли с этих мест, хотели убить. А он несмотря ни на что вновь и вновь находил в себе силы противостоять всем напастям. Мне кажется, его сила духа передалась этим местам и по сей день охраняет незримо монастырские владения. Не случайно, что даже до сих пор сохраняется первая церковь монастыря – Церковь Лазаря Муромского, которой более 600 лет. Муромская обитель славна тем, что в ней трудились и жили монахи, которые позднее будут причислены к сонму святых Русской православной церкви. Здесь были явления Святой Девы Лазарю. В этом монастыре было создано первое литературное произведение, посвященное событиям происходившим в Карельском крае. Каждый год 23-24 июня паломники посещали и продолжают посещать сей монастырь.

Изучив архивные источники и документы, пообщавшись монахами монастыря и специалистами, краеведами я смогла сделать вывод о значимости Муромского монастыря как центра духовной жизни и миссионерствав истории Русского Севера.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)