Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Территориальная структура хозяйства Динского района и прилегающих территорий

По мнению автора, в настоящее время недостаточно материала, относящегося к социально – экономической географии района, не хватает данных для создания полной картины об экономике района.

Однако имеется достаточное количество карт Динского района крупного и среднего масштаба с нанесёнными населёнными пунктами, железнодорожными и автомобильными магистралями, железнодорожными станциями, мостами. Они служат источниками достоверной и интересной информации о территориальной структуре хозяйства района, а именно о производственной инфраструктуре.

Тему статьи можно назвать актуальной с точки зрения использования полученной информации. Динской район уже не один раз менял свои административные границы и, возможно, изменит их в ближайшем будущем. Однако большинство населённых пунктов сохраняют своё значение, местоположение, численность. На это оказывает влияние расположение у важных путей сообщения, близость к более крупным населённым пунктам, возможность сбыта продукции.

При написании работы использовался теоретический материал авторов В. П. Максаковского «Географическая культура», Д. В. Николаенко «Рекреационная география». Практическая часть выполнена с использованием топографической карты Динского района, атласа автодорог южной части России, административной карты Краснодарского края. В работе был использован материал из книги «Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края», составитель И. П. Лотышев.

Основная проблема, рассматриваемая в работе, заключается в следующем: найти практическое подтверждение теории территориальной структуры хозяйства и теории центральных мест.

В результате исследования проблемы о территориальной структуре хозяйства и теории центральных мест на примере Динского района и окружающих его территорий были сделаны следующие выводы:

1) основная часть населённых пунктов Динского района расположена вдоль железнодорожных и автомобильных магистралей, по территории района проходит три железнодорожные ветки различных направлений, идущие из города Краснодара;

2) населённые пункты, находящиеся в стороне от путей сообщения, имеют меньшую численность населения, тяготеют к рекам, расстояния между ними и крупными населёнными пунктами находятся в довольно широком интервале – от 4,4 километров между станицей Новотитаровской и хутором Осечки до 11,3 километров между станицей Новотитаровской и хутором Примаки;

3) опираясь на теорию центральных мест, были выделены шесть центров с прилегающими населёнными пунктами, меньшими по размерам; станица Динская ориентируется на два центральных места – Краснодар и Кореновск, станица Новотитаровская тоже ориентируется на два центральных места – Краснодар и Новомышастовскую;

4) зоны, имеющие форму шестиугольников, могут быть различными по величине; это зависит от транспортной инфраструктуры, показателей спроса на производимую продукцию; все рассмотренные в работе центральные места находятся на транспортных путях.

Характеристика методов. Сравнение методов

Картографический метод

Карта является давним методом географических исследований, важнейшим средством познания и описания мира. Она используется для научного и практического отображения явлений и объектов, для иллюстративных или учебных целей. В зависимости от задач, карта может быть как итогом многолетнего исследования, так и служить вспомогательным средством в исследовании или учебном изучении материала.

Карта – математически определённое, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображённые на карте.

На карте может изображаться любая поверхность. Как правило, говоря о картах, имеют в виду изображение поверхности Земли. Однако существуют карты иных поверхностей, например, карты океанического дна планеты.

О языке карты писали многие географы и картографы. Н. Н. Баранский подчёркивал, что «карта, наряду с текстом, является как бы «вторым языком» географии, подобно тому, как чертёж является вторым языком геометрии». Н. Н. Баранский прямо связывал овладение языком карты с географическим мышлением, так как географически мыслит тот, кто привык «класть на карту» свои суждения. Карте он отводил роль объектного языка географии.

В работах А. М. Берлянта нашла наиболее полное освещение идея картографического образа. Картографический образ – пространственная комбинация картографических знаков, воспринимаемых читателем карты. Картографический образ лежит в основе картографической информации, он создаётся всеми географическими средствами: формой знаков, их величиной, ориентировкой, цветом, оттенками цвета. Для формирования этого образа имеет значение и пространственная комбинация знаков, их взаимное расположение, положение относительно пространственных координат, взаимная упорядоченность, объединение, совмещение.

Интересен и важен вопрос об информационной ёмкости картографического образа. Исследованиями доказано, что информационная ёмкость карты (объём информации на единицу площади) в десятки и сотни раз превосходит информационную ёмкость печатного текста. Это объясняется тем, что сочетание картографических знаков, принадлежащим к разным графическим системам (изолинии, значки, цветовой фон), создаёт бесконечное множество картографических образов. При этом нужно учитывать приём наложения разных систем знаков, совмещение и перекрытие их. Подобное наложение различных образов немыслимо для описаний, дающих последовательную характеристику явлений.

Основным методом, необходимым в данной работе, является картографический. Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей тектоники литосферных плит и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию центральных мест на основе использования картометрии. О значении картографического метода ярче и убедительнее других говорил Н. Н. Баранский. Вот лишь одно из его высказываний по данному поводу: «1) карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географии; 2) карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара; 5) карта – «второй язык» географии, 6) карта – один из критериев географичности».

Метод – это способ, приём достижения цели, образ действий. Общая задача картографического метода заключается в использовании карт для познания изображённых на них явлений. Современный картографический метод исследования располагает большим числом приёмов для изучения разнообразных объектов. А. М. Берлянт выделяет четыре основные группы приёмов анализа карт: 1) описание по картам как способ качественной характеристики явлений; 2) графические приёмы анализа карт, включающие построение по ним графиков и диаграмм; 3) графоаналитические приёмы – картометрию и морфометрию, которые предназначены для производства по картам измерений и количественных определений; 4) математико-картографическое моделирование.

Картографический метод получил широкое распространение в физической географии. Большое применение нашёл он и в социально – экономической географии: для получения количественных характеристик различных объектов, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально – экономического прогнозирования. Картографический метод находится в состоянии постоянного развития и совершенствования.

В работе были использованы количественные методы. К ним относится картометрия. Картометрия означает измерение по картам координат, высот, глубин, длин и расстояний, площадей, объёмов, углов, направлений и др.

Основу количественных методов составляют статистические методы, которые представляют собой совокупность количественных методов сбора, обработки и анализа данных.

Картографический и количественные методы являются традиционными общегеографическими методами. Эти методы сохраняют свою основную функцию – познание объективных закономерностей пространственной организации географических объектов, процессов и явлений.

Теория территориальной структуры хозяйства. Её практическое значение

В социально – экономической географии территориальная структура хозяйства (ТСХ) представляет наибольший интерес. Зарождение и становление этой теории приходится на 60 – 70 годы двадцатого века и обычно её связывают с именем И. М. Маергойза. Он определил территориальную структуру хозяйства как совокупность определённым образом взаиморасположенных территориальных элементов, которые находятся в сложном взаимодействии в процессе развития и функционирования народнохозяйственной системы. Иными словами, речь идёт о «географическом рисунке» территории.

В данной работе сделана попытка описать одну из форм ТСХ, а именно линейно – сетеузловую структуру, которая охватывает прежде всего производственную инфраструктуру в её взаимосвязи с расселением и образующую экономические линии и полосы.

Инфраструктура - комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж. -д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п. ).

К производственной инфраструктуре относятся отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. На территории Динского района можно найти связь между расселением и производственной инфраструктурой. Железнодорожные и автомобильные магистрали соединяют населённые пункты с большой численностью населения. Менее крупные станицы, посёлки находятся в стороне от этих путей сообщения. Транспортные линии способствуют образованию экономических линий и полос.

На карте Динского района и прилегающих территорий можно выделить несколько линий железных дорог. Это направления Краснодар – Тимашевск, Краснодар – Кореновск, Краснодар – Усть – Лабинск. Вдоль них проходят автомобильные магистрали с усовершенствованным покрытием. Расстояние между городами находится в интервале от 42 до 49 километров. Измерения проводились по картам Динского района и Краснодарского края с использованием масштаба. Так, от Краснодара до Тимашевска протяжённость в километрах равна 49, от Краснодара до Кореновска – 45 километров, от Краснодара до Усть–Лабинска – 42 километра. Между городами по линиям магистралей находятся менее крупные населённые пункты. Расстояния между ними изменяются от 28 до 3,7 километров.

№ населённые пункты расстояние в километрах

1. Краснодар - Динская 28

2. Динская - Пластуновская 6,2

3. Динская - Платнировская 21,5

4. Платнировская - Кореновск 8,5

5. Краснодар -Новотитаровская 9,3

6. Новотитаровская - Старомышастовская 11,9

7. Старомышастовская - Медведовская 12,2

8. Медведовская - Тимашевск 16

9. Краснодар - Старокорсунская 14,3

10. Старокорсунская - Васюринская 8,6

11. Васюринская - Воронежская 13

12. Воронежская – Усть - Лабинск 3,7

В нашем крае только через Динской район проходят три протяжённые железнодорожные ветки различных направлений. Причиной этому является близость к центральному городу - Краснодару. Удачное месторасположение, близость к центру кубанского казачества привлекали сюда переселенцев. После строительства транспортных путей через станицы района их положение улучшилось. Первая железнодорожная ветка через станицу Динскую была проложена в 1888 году. Она соединила основную линию Владикавказской железной дороги от станции «Тихорецкая» с Екатеринодаром и Новороссийском. Благодаря новому средству сообщения жители станицы получили возможность регулярно выезжать в Екатеринодар и другие города, а в самой станице стали развиваться зачатки промышленности. В настоящее время плотность населения в районе составляет 88 человек на квадратный километр. Это выше показателей плотности населения по краю и по его степной и горной части.

В стороне от путей сообщения также находятся населённые пункты. Они меньше по численности, размерам, тяготеют к рекам. Поэтому расстояния между ними находятся в довольно широком интервале. Так, в Динском районе расстояние от крупных пунктов до относительно небольших изменяются от 4,4 километров между Новотитаровской и Осечками до 11,3 километров между Новотитаровской и Примаками.

Практическое значение теории центральных мест

Динской район расположен в центральной зоне Краснодарского края. Преимуществом района является его удобное географическое положение. Он граничит с краевым центром, Усть – Лабинским, Кореновским, Тимашевским, Калининским районами и республикой Адыгея. Теория территориальной структуры хозяйства соприкасается с теорией центральных мест. Благодаря выгодному положению Динского района существует возможность применить эту теорию с практической точки зрения.

Теория центральных мест была создана Вальтером Кристаллером в начале 1930-х годов. Вальтер Кристаллер пытался составить абстрактную модель размещения, проверить ее на ряде конкретных сетей расселения в Европе и применить на практике при освоении и строительстве населенных пунктов еще недостаточно необжитых территорий.

Основной постулат теории центральных мест заключается в том, что размещение экономической деятельности главным образом определяется условиями спроса и предложения. Однако реальное географическое пространство крайне неоднородно, и такие факторы как рельеф, население, транспорт играют важнейшую роль, но для того, чтобы проверить влияние только спроса и предложения необходимо упростить остальные факторы и сделать допущение "при прочих равных условиях". Для теории центральных мест это упрощение заключается в том, что район рассматривается как однородная равнина с одинаково плодородными почвами, однородно распределенным населением, для которого характерны одинаковые запросы и предпочтения. Предполагается также транспортная доступность во всех направлениях. Таким образом, теория центральных мест Кристаллера основана на идеализированной территории. На такой территории издержки снабжения поселения будут зависеть только от расстояния между местом производства товара и этим поселением. С увеличением издержек спрос на большинство товаров уменьшается, и поэтому очевидно, что с ростом расстояния спрос на любой товар в любом районе будет уменьшаться до тех пор, пока не будет достигнута точка, где на соответствующие товары и услуги не найдется ни один потребитель. А так как население размещено равномерно и транспортные издержки пропорциональны расстоянию, то зона сбыта любого товара будет иметь форму круга и место производства этого товара расположится в центре зоны сбыта, то есть станет "центральным местом", а все поселения, которые снабжаются из этого центра, будут "зависимыми" местами. В итоге при наличии множества городов вся территория окажется разделенной на сферы влияния. Реальный размер зоны сбыта товара полностью определяется ценой товара в центральном месте и расстоянием, на котором транспортные издержки еще терпимы сравнительно с ценой товара по сравнению с ценой такого же товара из другого центрального места.

Весь изучаемый район можно было бы разделить на ряд зон круглой формы, но здесь возникает определенная трудность: если окружности касаются друг друга, то возникают необслуженные территории, если же окружности заполняю всю территорию, то они должны пересекаться, вследствие чего возникают зоны перекрытия. Поэтому наиболее эффективной формой районов сбыта является форма правильного шестиугольника. Районы в форме шестиугольника равномерно заполняют всю территорию.

За принцип построения модели размещения центральных мест Кристаллером был принят "поведенческий" принцип - минимум времени, сил и средств для достижения населением меньших населенных пунктов своего центрального места. Решение задачи на минимум привело к построению ортогональной (шестигранной) модели: по углам шестигранника находятся меньшие населенные пункты, а в середине - более крупный город, выполняющий функции центрального места.

Зоны могут быть различными по величине в зависимости от показателей спроса.

Наиболее простые соотношения возникают, если центральное место обслуживает каждое из ближайших зависимых мест. Исходя из того, что есть 6 зависимых зон, которые непосредственно окружают центральное место, принимается предположение, что при максимальном спросе на один какой-либо товар со стороны какого-либо одного поселения, независимо от того центральное оно или зависимое, каждая зона сбыта будет содержать семь единиц спроса: шесть для зависимых мест и одно для центрального. Цифра суммарного спроса носит название "k-оценки" центрального места, и в рассмотренном случае составляет k=7.

Рассмотрим другой случай, когда, возможно, не вся клиентура зависимых территорий ориентируется на одно центральное место, например, в каждом зависимом поселении спрос может быть разделен между двумя центральными местами. В этом случае k=4, так как каждое зависимое место получает по 0,5 единицы спрос и еще одно центральное место (k=6*0,5+1).

Третий случай, когда каждое зависимое место имеет возможность разделить свой спрос между тремя центральными местами, которые одинаково доступны. В данном случае k=3 , так как каждое из зависимых мест дает 1/3 единицы спроса и плюс одно центральное место (k=6*0,(3)+1).

Рассмотренные три системы являются основными, а множество других систем, которые можно построить, будут производными от описанных.

Однако товары и услуги могут быть совершенно различными: есть товары и услуги, имеющие высокий ценовой порог, а есть товары и услуги, имеющие низкий ценовой порог. Товары, имеющие высокий ценовой порог, будут продаваться в меньшем числе мест, чем товары с низким ценовым порогом. Из этого следует, что центральные места, которые предлагают товары с высоким ценовым порогом, будут находиться дальше друг от друга, чем центральные места, предлагающие товары с более низким ценовым порогом. И в результате различных сочетаний товаров и услуг, предлагаемых в различных местах, возникает иерархия центральных мест. Характер же иерархии распределение поселений по их функциональной специализации зависит не только от разнообразия предлагаемых товаров, но и от k-оценок, которые используются при моделировании иерархий.

В основу своей теории Вальтер Кристаллер положил предположение, что k-оценки определяются исходя из трех различных принципов:

1 принцип - это "принцип сбыта", который применяется для тех районов, где предложение товаров центральными местами должно быть максимально приближено к зависимым поселениям. Это система, где k=3 и ее производные. В данном случае возникает наибольшее возможное число центральных мест.

2 принцип - это "транспортный принцип", который применяется в тех случаях, когда основным является учет издержек на строительство транспортной сети. Это система, где k=4 и ее производные. В данном случае наибольшее возможное число центральных мест будет располагаться на одной трассе, которая соединяет наиболее крупные города.

3 принцип - это "административный принцип", который применяется для районов, где необходим четкий административный контроль над зависимыми поселениями (k=7 и ее производные).

Основной недостаток теории центральных мест с фиксированным значением k-оценок в том, что предполагаются скачкообразные различия в спросе на товары и услуги. Минимальный размер порога при ориентации на сбыт, который можно использовать, k=3, затем будет k=9 и далее k=21. То есть, видно, что возникает очень строгая иерархия, при которой поселения данного уровня обладают одинаковым сочетанием функций, а все места более высокого ранга содержат функции центральных мест низшего ранга.

По выражению самого В. Кристаллера, он создал абстрактную экономическую модель, которую в действительности нигде нельзя встретить в чистой форме. Но рациональное ядро этого абстрактно – геометрического построения заключается в том, что оно вводит в географическую науку понятие о симметрии как организующем начале геосистем и используется при характеристике существующих сетей географических объектов, а также при их моделировании.

Как отмечает Ю. Г. Саушкин, в построениях В. Кристаллера вместо производства на первом месте - поведение человека как существа, которое живет по тому же принципу, что и другие организмы экосистем, то есть по принципу выбора в процессе проведения кратчайших расстояний (также времени или энергии) - т. е. минимизации расстояний.

Саушкин также говорит о том, что сформулированный Кристаллером закон взаимного пространственного размещения иерархически соподчиненных населенных пунктов не является всеобщим. Данный закон имеет частное значение и действует лишь в странах и районах с относительно равномерным расселением.

Вклад Кристаллера в географическую науку огромен, так как он сделал попытку выявить закон пространственного размещения населенных пунктов. Теория центральных мест Кристаллера заняла достойное место среди других идеальных моделей пространственного размещения и получила довольно широкое распространение, как за рубежом, так и в России.

В данном исследовании сделана попытка применения теории центральных мест на практике. С использованием карты Динского района и карты Краснодарского края были выделены малые сельскохозяйственные поселения, местные центры низшего порядка и следующие ступени местных центров. В итоге получилась фигура, состоящая из шестиугольников, похожая на модель формирования центральных мест (приложение 2). В качестве основного центра выступает город Краснодар. Вокруг него расположились местные центры низшего порядка:1) Кореновск, 2)Усть – Лабинск, 3)Тимашевск, 4) станица Новомышастовская,5) станица Смоленская. В углах шестиугольника расположились так называемые малые сельскохозяйственные поселения. В итоге получилась следующая схема (в скобках указаны расстояния от центра до поселения низшего ранга в километрах): центр малые сельскохозяйственные поселения

1) Краснодар Елизаветинская (6,75), Новотитаровская (9,3),

Динская (28),

Старокорсунская(14,3),Адыгейск(13,5),

Афипский(7,7)

2)Кореновск Динская(28), Воронежская(23,5),

Кирпильская(15,2), Выселки(16,5),

Дядьковская(16), Медведовская(26,5)

3)Тимашевск Медведовская(16), Дядьковская(16,5),

Брюховецкая(17,2)

Новоджерелиевская(20,5), Новониколаевская(38)

Калининская(21,5)

4)Усть – Лабинск Кирпильская(12,7), Тбилисская(36,2),

Воронежская(3,8)

Темиргоевская(40), Мамхег(43,7),

Великовечное(23,2)

5)Новомышастовская Елизаветинская(18,7), Новотитаровская(24,5),

Медведовская(38), Калининская(27,5),

Старонижнестеблиевская(17),

Екатериновский(13)

6)Смоленская Пятигорская, Саратовская(29,5), Адыгейск(27,5),

Афипский(9,25),Азовская(10),Шабановское(21).

Станица Динская находится на равном удалении от Краснодара и Кореновска. Можно сказать о том, что Динская ориентируется не на одно центральное место, а на два. Станица Новотитаровская тоже ориентируется на два центральных места – Краснодар и станицу Новомышастовскую. Как видно из полученных данных, зоны могут быть различными по величине. Это зависит от транспортной инфраструктуры, показателей спроса на производимую продукцию. Все рассмотренные выше центральные места находятся на транспортных путях. Наибольшее число центральных мест располагается на одной трассе, которая соединяет наиболее крупные города. По схеме удалось построить симметричную фигуру, состоящую из шестиугольников. Полученные материалы могут использоваться при характеристике существующих сетей географических объектов.

Основная проблема, которая рассматривается в работе, заключается в следующем: найти практическое подтверждение теории территориальной структуры хозяйства и теории центральных мест на примере Динского района и прилегающих территорий.

В результате практического исследования проблемы о территориальной структуре хозяйства района и вопроса о расположении центральных мест получены следующие выводы:

1) основная часть населённых пунктов Динского района расположена вдоль железнодорожных и автомобильных магистралей, по территории района проходит три железнодорожные ветки различных направлений, идущие из города Краснодара;

2) населённые пункты, находящиеся в стороне от путей сообщения, имеют меньшую численность населения, тяготеют к рекам, расстояния между ними и крупными населёнными пунктами находятся в довольно широком интервале – от 4,4 километров между станицей Новотитаровской и хутором Осечки до 11,3 километров между станицей Новотитаровской и хутором Примаки;

3) опираясь на теорию центральных мест, были выделены шесть центров с прилегающими населёнными пунктами, меньшими по размерам; станица Динская ориентируется на два центральных места – Краснодар и Кореновск, станица Новотитаровская тоже ориентируется на два центральных места – Краснодар и Новомышастовскую;

4) зоны, имеющие форму шестиугольников, могут быть различными по величине; это зависит от транспортной инфраструктуры, показателей спроса на производимую продукцию; все рассмотренные в работе центральные места находятся на транспортных путях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)