Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Топология православных церквей в свете исторических событий

О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм.

И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, Божий храм.

Николай Рубцов

Вологда - старинный русский город, возникший в краю дремучих лесов, тихих, бескрайних озер и чистых, прозрачных, прихотливо бегущих рек. Первое письменное упоминание о городе относится к 1147 году. В житии преподобного Герасима повествуется, что именно в этот год пришел он из Киева и основал на Кайсарове ручье Троицкий монастырь. Обитель была поставлена не на безлюдном месте. В то время на территории будущего города уже находилось небольшое поселение, судя по всему, имевшее православную церковь. Название города произошло от древневепского (финно-угорского) слова vouged. В переводе оно звучит как река с белой (чистой) водой. Белый цвет весьма подходит городу. Он символизирует чистоту, простоту, добропорядочность. Художественный образ города, его композицию определяло и определяет множество белокаменных православных храмов: соборных, монастырских, приходских, домовых, кладбищенских, заполнивших городское пространство.

К XVI веку Вологда становится крупнейшим церковно-духовным центром Севера. В созидании многовековой материальной, духовной и художественной народной культуры города немалую роль сыграла Православная церковь, сумевшая не только вжиться в своеобразие историко-культурной среды, но и вдохнуть в нее новое творческое начало.

Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием.

До 1917г. в городе насчитывалось 70 действующих церквей и часовен, а на сегодняшний день 13 православных храмов и 1 часовня открыты для богослужения.

Актуальностью исследования является систематизация данных о православных церквях г. Вологды через сравнительный анализ их топологического расположения на различных исторических этапах.

Цель исследования: изучить влияние исторических событий на план застройки православными церквями и часовнями города Вологды.

Задачи исследования:

✓ выяснить закономерность застройки г. Вологды православными церквями

✓ определить их состояние и современное месторасположение

✓ рассмотреть основные этапы закрытия церквей с 1917г. по 1940г.

✓ проследить динамику возобновления службы в восстановленных церквях

✓ систематизировать материал о православных церквях и часовнях

Методы исследования:

✓ поисковый метод

✓ сравнительно-сопоставительный метод

✓ метод статистического анализа

✓ метод работы с разномасштабными топологическими картами

ЗАСТРОЙКА И РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ПЛАНЕ г. ВОЛОГДЫ ДО 1917г.

XVI век

К XVI веку Вологда становится крупнейшим церковно-духовным центром Севера. Сюда перенесена кафедра Вологодско-Пермской епархии, образованной в 1492 г.

Вологодская земля, уже давно находившаяся под влиянием Москвы, стала густонаселенным краем с развитой аграрной и ремесленной экономикой, с высокой политической стабильностью. Одним из важнейших занятий вологжан была торговля с Поморьем по Двинскому речному пути. Но настоящая революция в развитии города произошла в середине XVI века, связанная с личным вниманием к ней Ивана Грозного. В 1565г. Иван Грозный, стремясь упрочить свое единоличное правление государством, выделил несколько самых богатых земель в свое особое управление, в том числе и Вологду. Для укрепления города началось каменное строительство крепости и Софийского собора, как символа власти.

XVII век

С конца XVI века по начало XVII века не ведется строительство церквей, так как Россия вступает в период «Смутного времени». Затяжной хозяйственный кризис, охвативший большую часть страны в последней четверти XVI века, завершился небывалым, просто катастрофическим неурожаем 1601-1603 годов. Голод и эпидемии накалили обстановку в стране. В 1612 году в первый и в последний раз в своей истории город подвергся нападению интервентов. Взяли и сожгли Вологду отряды польских и литовских захватчиков «с черкесами и казаками». Местное население подвергалось пыткам и насилию. О жестокости их говорит хотя бы тот факт, что нападавшие казнили не только защитников города, но и 59 монахов Спасо-Прилуцкого монастыря. Однако время постепенно брало свое. По подсчетам современных исследователей, уже к середине XVII столетия по числу дворов Вологда занимала четвертое место среди богатых торговых центров Замосковья и Поволжья. На вторую половину XVII века приходится расцвет каменного строительства в городе. Возводится много красивых церквей. В 1654г. в городе разразилась эпидемия чумы. Именно в это время строится, по преданию за один день, деревянная церковь «Спас Однодневный». А в 1688-1698 годах на этом месте была построена большая каменная церковь во имя Спаса, причем маленькая деревянная церковь продолжала стоять внутри.

Всего в XVII веке было построено 22 церкви:

1. Афанасиевская (бесприходная, кон. XVII в. )

2. Владимирская (Гавриило-Архангельская) (теплая приходская, 1684-1697)

3. Воздвиженская надвратная (бесприходная при Архиерейском доме, 1687-1692)

4. Вознесенская (бесприходная, 1698-1700)

5. Георгиевская на Наволоке (холодная приходская, 1675-1700)

6. Ильинская (холодная приходская, 1698)

7. Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц) (приходская, 1664)

8. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (холодная приходская, 1653)

9. Кирилла Белозерского (домовая при Вологодской духовной семинарии, 1654-1655)

10. Кирилла Белозерского в Рощенье (приходская сер. XVII в. )

11. Константина и Елены (Цареконстантиновская) (приходская, 1690)

12. Никольская "Золотые кресты" на Горе (приходская, кон. XVII-нач. XVIII)

13. Никольская во Владычной слободе (приходская, 1669)

14. Никольская на Глинках (приходская, 1676)

15. Пятницкая (приходская, 1692)

16. Рождества Христова (Стефановская) (домовая при Архиерейском доме, 1667-1670)

17. Свято-Духовская (монастырская, 1654)

18. Спасо-Всеградский собор (бесприходная, 1688-1698)

19. Спасо-Преображенская во Фрязинове (Андрея Первозванного) (приходская, 1660-1687)

20. Успенская (монастырская, 1692-1700)

21. Феодора Стратилата (бесприходная, 1628)

22. Часовня иконы Божьей Матери "Казанская" на Гостинодворской площади (часовня, 1676)

XVIII век

На рубеже ХVII-ХVIII веков на Русский Север особое внимание обратил Петр I. При Петре Великом Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Однако, вступление России в Северную войну (1700-1721 г. г. ), а также основание города на Неве, и последующее открытие морского пути в Европу через Балтийское море сильно замедлило экономическое и торговое развитие Вологды. На несколько десятилетий каменное строительство в городе прекратилось.

В царствование Екатерины II определилось и возросло административное значение Вологды. В 1764 г. Екатерина II осуществила секуляризацию (огосударствление) монастырской собственности. Указом императрицы Вологда в 1772 году становится центром Вологодского наместничества, а в 1796 году — столицей обширной Вологодской губернии. В 1781 году был утвержден генеральный план о перестройке города.

Торговая активность вологодского купечества, развитие ремесла и промышленности привели к новым застройкам города и, как следствие, его «сползанию» вниз по реке. В этот период построено самое большое количество церквей – 14.

Всего в XVIII веке было построено 33 церкви:

1. Александра Невского (бесприходная, XVIII в. )

2. Алексеевская надвратная (монастырская, 1709-1714)

3. Антипиевская (приходская, 1777)

4. Ваарлама Хутынского (теплая приходская, 1777-1780)

5. Владимирская (холодная приходская, 1759-1764)

6. Власиевская (приходская, 1714)

7. Воскресенская (приходская, 1762-1763)

8. Воскресенский собор (теплый, 1772-1776)

9. Гавриило-Архангельская (приходская, 1780)

10. Георгиевская на Наволоке (теплая приходская, нач. XVIII)

11. Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная приходская, 1710-1711)

12. Екатерининская (приходская, 1776)

13. Знаменская (Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни) (теплая приходская, 1748)

14. Зосимы и Савватия (приходская, 1759-1773)

15. Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (домовая при Вологодской тюрьме, XVIII в. )

16. Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (домовая при Вологодском арестантском отделении, XVIII в. )

17. Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (домовая при земской больнице, 1760)

18. Иоанна Богослова (приходская, 1744)

19. Иоанна Предтечи в Рощенье (приходская, 1710-1717)

20. Казанская (теплая приходская, 1760)

21. Лазаревская (кладбищенская, 1775-1790)

22. Леонтиевская (приходская, 1758)

23. Михаило-Архангельская (приходская, 1780)

24. Никольская на Сенной площади (приходская, 1713-1777)

25. Петра и Павла (приходская, 1772)

26. Покрова Богородицы на Козлене (приходская, 1704-1710)

27. Покрова Богородицы на Торгу (холодная приходская, 1778-1780)

28. Рождества Богородицы на Верхнем Долу (приходская, XVIII в. )

29. Рождества Богородицы на Нижнем Долу (приходская, 1779)

30. Спасо-Преображенская на Болоте (приходская, 1768)

31. Сретенская (приходская, 1731-1735)

32. Троице-Герасимовская (приходская, 1717)

33. Успенская на Наволоке (теплая приходская, 1750-1759)

XIX век

Дальнейший ход исторических событий в период начала XIX века обусловлен Отечественной войной 1812 г. Во время нашествия Наполеона в Спасо-Прилуцком монастыре, ныне входящем в черту города, хранились сокровища ризницы Московского кремля, монастырей и храмов первопрестольной, вывезенные от разграбления. Строительство церквей в Вологде приостановилось.

В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Визит прошел благополучно. Александр I посетил мужскую гимназию, губернскую тюрьму, городские монастыри, Воскресенский и Софийский соборы. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель, что способствовало активизации церковного строительства.

В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов. Важную роль сыграло строительство железнодорожных веток, связавших город с Ярославлем, Архангельском, Санкт-Петербургом и Вяткой.

В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-запада России. Строительство церквей в этот период продолжается только на окраинах из-за высокой плотности застройки «старой» части города. В начале XX века темпы строительства значительно снижаются (построено только три часовни).

Всего в XIX в. – нач. XX в. было построено 14 церквей и часовен:

1. Александра Невского (домовая при реальном училище)

2. Александра Невского (домовая при детском приюте)

3. Благовещенская (приходская, 1801-1817)

4. Введенская (домовая при епархиальном училище)

5. Введенская (кладбищенская холодная, 1837)

6. Введенская (кладбищенская теплая, 1837)

7. Знаменская (монастырская, 1860-1867)

8. Покрово-Александрийская (домовая при женской гимназии, 1889-1896)

9. Рождества Богородицы (кладбищенская, 1836-1838)

10. Свято-Духовская (домовая при мужской гимназии, 1834-1837)

11. Часовня иконы Божьей Матери "Казанская" на Пречистенской набережной (часовня)

12. Часовня Арсения Комельского (часовня, нач. XХ)

13. Часовня Белоризцев (часовня, 1911)

14. Часовня Николая Рынина (часовня, 1916)

ПРАВОСЛАВНАЯ ТОПОГРАФИЯ ВОЛОГДЫ

Итак, к началу XX века Вологда была русским провинциальным городом с яркой православно-культурной средой. Наибольшая концентрация храмов наблюдалась на Верхнем посаде. Именно здесь возвышались два храма, упомянутые в «Повести о чудесах» Преподобного Герасима. Первая – церковь Воскресения Христова, бывшая до середины ХVI века кафедральным собором, а вторая – Троицкая церковь, преемница более древнего храма, основанного по преданию самим преподобным. Всего на Верхнем посаде насчитывалось полтора десятка храмов. Наиболее известными среди них были Лазаревский кладбищенский, Никольский «Золотые кресты» (на Горе), Успенский монастырский, Ильинский, Варлаама Хутынского, Константина и Елены, Владимирский. Все они территориально тяготели друг к другу, визуально концентрируясь вокруг Воскресенской церкви.

Главной зрительной доминантой Вологды был ансамбль Соборной площади, видимой из любой точки города. Здесь, помимо древних приходских церквей (Покрова на Торгу, Казанская), располагалась ещё и особая группа храмов – соборных, домовых, бесприходских (Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, Александра Невского).

Ещё одну группу храмов составляли церкви, находившиеся на Сенной площади и вблизи неё: Спасо-Всеградский собор, Никольская, Иоанна Предтечи, Афанасиевская церковь. Почитавшийся чудотворным образ Всемилостивого Спаса, находившийся в Спасо-Всеградском соборе, притягивал к себе большое количество вологжан и паломников со всей епархии.

Большинство храмов Заречья выстроились вдоль реки – Спасо-Преображенский во Фрязинове (известный как Андрея Первозванного), Никольский во Владычной стороне, Дмитриевский и Успенский на Наволоке, Иоанна Златоуста, Сретенский, Георгиевские на Наволоке, Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни. Некоторые храмы Заречья «отходили» от реки (например, Антипиевский и Введенские кладбищенские). Художественный облик левобережья Вологды определяли такие заметные в архитектурном отношении храмы, как Никольский во Владычной слободе, Дмитрия Прилуцкого, Иоанна Златоуста и Сретенский.

Ряд храмов маркировал периферию городского православного пространства. Это – храмы Никольский на Глинках, Петра и Павла, Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыне, Гаврило-Архангельский и др. Расположенные россыпью и тесно связанные с пригородными деревнями, они как бы «собирали» окрестное православное пространство.

Выводы:

✓ больше половины всех церквей были расположены вдоль реки, протекающей по городу (главной улице города)

✓ самое плотное размещение церквей находилось в центре города – наиболее древней части (правая сторона от реки)

✓ меньше всего было охвачено церквями Заречье – менее освоенная часть города (левая сторона от реки)

ЗАКРЫТИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ В ЭПОХУ СОЦИАЛИЗМА

В условиях послереволюционной перестройки общества наиболее радикальным изменениям подверглись духовно-культурные устои старой Вологды. В первую очередь это коснулось многовековой православной традиции. Первый удар по ней был нанесен в 1918 году. Тогда были закрыты монастыри: мужские Свято-Духов и Спасо-Прилуцкий, Горний Успенский девичий. Упраздняя монашеские корпорации, местные власти не закрывали монастырские храмы, которые приобрели статус приходских. При этом часть монахов до 1923-1924 годов оставалась жить в стенах бывших обителей, а затем некоторые из них поселились в близлежащих домах вологжан, зарабатывая на хлеб своим трудом.

Одновременно были закрыты духовные учебные заведения, а также в течение 1918-1919 годов практически все (за исключением домовой церкви при Архиерейском доме) домовые церкви города: церковь Александра Невского при детском приюте, церковь Александра Невского при реальном училище, церковь Сошествия Святого Духа при мужской гимназии, Покрово-Александрийская церковь при женской гимназии, три церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (при тюремном замке, при арестантском отделении, при больнице губернского земства), Кирилло-Иоанно-Богословская церковь при духовной семинарии, Введенская церковь при епархиальном женском училище, Воздвиженская церковь при Архиерейском доме и холодные храмы Екатерининской и Кирилло-Рощенской церквей.

Церковное и богослужебное имущество действующих храмов переходило в ведение городского Совета и подлежало осмотру, оценке и описи специальной комиссией, в которую входили представители Госмузея, Техстроя, губернского административного отдела исполкома. Согласно Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализированные храмы и всё находившееся в них церковное имущество на договорных условиях передавались во временное бесплатное пользование общинам верующих. Для этого необходима была группа не менее 20 человек, которые были бы уполномочены верующими принять под свою ответственность церковное имущество.

Упомянутые изменения тогда еще не привели к разрушению исторически сложившейся приходской сети и православной топографии Вологды.

Болезненный удар по вологодским храмам был нанесен в 1921–1922 годы, когда обширные районы страны охватил голод. Вологодское духовенство и религиозные общины активно включились в кампанию помощи голодающим. Однако на государственном уровне их деятельность не была поддержана. Всероссийский церковный комитет, занимавшийся организацией помощи голодающим, был заподозрен в антисоветских действиях и решением властных органов 27 августа 1921 года распущен. Собранные им средства были реквизированы, а самостоятельная работа церкви по сбору пожертвований запрещена.

Местные власти получили секретные указания по учету, изъятию и сосредоточению церковных ценностей. 8 марта 1922 года была образована Вологодская городская комиссия, которая должна была сверить храмовые инвентарные книги, установить порядок и определить время изъятия церковных ценностей. Основная ставка была сделана на богатые храмы. Все изъятое из церквей имущество предписывалось отправлять в губернский финансовый отдел и оттуда – в Государственное хранилище. Реализация ценностей (то есть их продажа) на местах не допускалась. Эта комиссия уже 17 марта 1922 года приступила к работе.

Первые изменения в приходской сети Вологды приходятся на начало 1924 года и связаны с закрытием четырех храмов на площади Революции: Спасо-Всеградского собора, Иоанна Предтечи в Рощенье, Никольской и Афанасиевской церквей, а также Софийского собора на Соборной горке.

Выбор был сделан не случайно. Все четыре указанные церкви оказались более всего приближены к новому партийно-административному и культурно-просветительному центру города. Присутствие такого количества православных храмов на площади, где предполагалось установить памятник В. И. Ленину, противоречило представлениям новой власти о «светлом безрелигиозном будущем». Закрытие этих храмов нанесло серьезный удар по старинному духовному центру Вологды, более всего почитаемому православными горожанами. Оно сопровождалось подчеркнутой заменой функционального назначения некоторых храмов. Так, например, в здании церкви Иоанна Предтечи в Рошенье в 1930 году был открыт антирелигиозный музей. Закрытие Софийского собора, причиной которого была объявлена неуплата налогов, в действительности имело иную цель. Позднее в соборе – одной из главных православных святынь Вологды – предполагалось устроить отдел антирелигиозного музея. Таким образом, действия властей отличались ясно выраженной идеологической направленностью, которая имела конечной целью построение атеистического общества.

Кроме названных храмов, в течение 1924 года специальными постановлениями Вологодского губисполкома были закрыты: домовая церковь Рождества Христова бывшего Архиерейского дома, все храмы Горнего Успенского и Спасо-Прилуцкого монастырей, церковь Сошествия Святого Духа и часовня в Свято-Духовом монастыре, церкви Федора Стратилата и Михаила Архангела, а также часовни: иконы Казанской Божией Матери на Торговой площади и на Пречистенской набережной и часовня Арсения Комельского. Таким образом, почти во всех исторически сложившихся локусах православной топографии города произошло закрытие храмов и часовен.

Уже в эти годы власть искусственно создавала ситуацию, при которой содержание храма становилось невозможным: устанавливалась высокая арендная плата, предъявлялись неоправданно завышенные требования к техническому состоянию храма (например, ежегодные ремонты за счет общины) и т. п. В случае невыполнения условий следовало либо принудительное расторжение договора на пользование церковным имуществом, либо «добровольный» отказ общины от использования храма, как было в случае с церковью Рождества Богородицы на Верхнем Долу в марте 1926 года. Сложнее обстояло дело в отношении храма Покрова на Торгу. Власть вынесла решение о закрытии церкви и передачи ее губархиву, несмотря на протесты прихожан, мотивируемые тем, что с 1924 года в одном здании совершали богослужения две приходские общины (Покрово-Казанская и Никольская Сенноплощадская).

В эти годы произошли и первые разрушения храмов. В августе 1924 года Афанасиевская церковь на площади Революции передана «для разбора» коллективу безработных металлистов (рабочих — слесарей и станочников) с предоставлением им всего строительного материала, что останется от этого разбора. Вторым был Михаило-Архангельский храм, который в декабре 1925 года было решено разобрать в связи с тем, что «церковь находится в полуразрушенном состоянии и пришла в совершенную негодность».

Закрытие приходских храмов рождает в среде верующих вологжан беспрецедентную инициативу. В 1924–1928 годах при сохраняющихся храмах образуются межприходские объединения. Очередная волна закрытия храмов в Вологде прошла в 1928 году. Тогда по разным причинам в городе были закрыты пять церквей: Вознесенская, Кирилла Белозерского в Рошенье, Зосимо-Савватиевская церкви, теплый (Гавриило-Архангельский) храм Владимирской церкви, а также Знаменская церковь бывшего Свято-Духова монастыря. Отличительной чертой начавшейся новой кампании было то, что инициатива теперь исходила не только от властных структур, но и от общественных организаций, профсоюзных комитетов промышленных предприятий, учащихся. Так, в декабре 1927 года было направлено ходатайство биржи труда о предоставлении коллективу безработных помещения для кондитерской фабрики. Наиболее подходящим для размещения этого производства признавалось здание действующей церкви Кирилла Белозерского в Рошенье. 9 февраля 1928 года церковь была закрыта. В 1929 году в ее здании помещались переплетная, кулечная и игрушечная мастерские. В июне 1928 года рабочие ТМВ (900 человек) выступили за закрытие теплого храма Владимирской церкви и «приспособление его под столовую рабочих мастерских». На собрании общины 1 июля 1928 года прихожане большинством голосов приняли решение «согласиться с требованиями рабочих и губисполкома об оставлении общине одного летнего Владимирского храма и колокольни». Церковь Знамения Божией Матери, расположенная в бывшем Свято-Духовом монастыре, была закрыта по представлению командования десятой стрелковой дивизии, в котором обращалось внимание на тот факт, что «церковь находится на территории, занятой Военведом и его складами, а такое положение не может быть допущено».

После этой волны богоборчества и закрытия церквей центр Вологды почти полностью был «освобожден» от храмов.

Продолжался и снос церковных зданий. 2 августа 1927 года последовало решение о сносе церквей Никольской на Сенной площади и Вознесенской. Объясняли это тем, что храмы мешали плановой реконструкции центра города. Обе эти церкви, а также Рождества Богородицы на Верхнем долу, были снесены в 1928 году.

Самой внушительной по своим результатам стала богоборческая кампания 1929– 1930 годов. К ее началу Вологда по-прежнему оставалась крупным церковным центром, где на начало 1929 года оставались незакрытыми 37 православных храмов. В начале кампании закрытие храмов власти по-прежнему объясняли нехваткой помещений для общественных и хозяйственных организаций. На этом основании уже в марте–апреле 1929 года были расторгнуты договоры с Ильинской общиной на право аренды летнего храма (Варлаама Хутынского), с Иоанно-Предтеченской Пустынской общиной – на летний храм. В июне этого года под окрархивбюро (окружное архивное бюро) была передана Казанская церковь, под валяльную мастерскую – зимний храм Георгиевской церкви, в июле под хлебозавод – Власиевская церковь, в августе – октябре Иоанно-Предтеченский Пустынский храм был передан артполку десятой стрелковой дивизии для использования под культурно-спортивные и хозяйственные надобности. Завершающим шагом в ликвидационной политике 1929 года стало закрытие Никольской Глинковской, Владимирской и Екатерининской церквей.

Начавшееся массовое закрытие церквей отличалось большой спешкой, обусловленной ростом напряженности социально-экономической ситуации в стране. Ликвидационная кампания 1930 года состояла из трех хорошо спланированных акций. 30 января этого года принято постановление о расторжении договоров с религиозными общинами Антипиевской, Георгиевской, Иоанно-Златоустинской, Леонтиевской, Петропавловской, Покрово-Козленской, Спасо-Преображенской Фрязиновской, Сретенской, а несколькими днями раньше и с Никольской Золотокрестинской. Основной повод к закрытию церквей административный отдел горисполкома увидел в том, что «во всех указанных церквях религиозные общины совершенно не производили никакого ремонта и очень плохо отапливали, что грозит разрушением зданий, а также общины по количеству в них членов незначительны и могут безболезненно перейти в другие поблизости храмы». 24 февраля 1930 года такое же решение принято в отношении Воскресенской, Гавриило-Архангельской, Ильинской, Иоанно-Богословской, Троице-Герасимовской и Цареконстантиновской церквей. И наконец, 6 и 13 марта 1930 года закрыты Благовещенская, Рождества Богородицы на Нижнем долу, Димитрия Прилуцкого (оба храма), Никольская во Владычной слободе, Пятницкая и Спасо-Преображенская на Болоте церкви.

Таким образом, в периоде марта 1929 года по март 1930 года в Вологде в срочном порядке были закрыты 32 храма. При этом апогей кампании приходился на период с конца января по начало марта 1930 года, когда были закрыты 22 церкви. В городе остались действующим и кафедральный Воскресенский собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы (теплый и холодный храмы), кладбищенские Введенская и Лазаревская церкви. Действующие храмы были теперь (кроме кафедрального собора) рассредоточены по кладбищам, на окраинах города.

В течение 1930-х годов было снесено шесть храмов: Иоанно-Предтеченский в Дюдиковой пустыни - в 1932 году, Георгиевский (летний), Федора Стратилата и Воскресенский – в 1936 году, Спасо-Преображения на Болоте и Введенский (летний) – в 1937 году.

Окончательное свертывание церковных структур в Вологде приходится на конец 1930-х годов. Специальными постановлениями президиума Вологодского горсовета от 5 марта 1938 года были закрыты кафедральный Воскресенский собор и Введенская церковь, а 2 декабря 1938 года – холодный (верхний) храм церкви Рождества Богородицы. Обновленческие общины, бывшие при этих храмах, объединились в одну – при Лазаревской церкви. Позднее, вероятно, с самоликвидацией обновленческой общины в Вологде, оказалась закрыта и эта церковь. В результате к 1940 году в Вологде остался лишь один действующий храм – Рождества Богородицы, занимавший первый этаж здания.

«РЕАБИЛИТАЦИЯ» ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ (1990-е И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Рубеж 1980–1990-х годов стал временем «реабилитации» значительной части культурного наследия Вологды. В 1991 году на карте города снова появился целый ряд исторических названий: улицы Галкинская, Зосимовская, Благовещенская, Козленская, Предтеченская; Пречистенская набережная. Правда, эти улицы не вполне соответствуют дореволюционным как собственно по названиям, так и по топографии.

В 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия христианства в России, в Софийском соборе впервые после длительного перерыва состоялась праздничная служба. В 1992 году обрела прежний статус некогда одна из крупнейших монашеских обителей Русского Севера – Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь. Важным культурным событием стало посещение Вологды Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В августе 1992 года он благословил работу проходившего в Спасо-Прилуцком монастыре Международного Сергиевского конгресса. Вологжане стали свидетелями и участниками первого в истории Вологды и Вологодской епархии патриаршего служения, состоявшегося в древнем Софийском соборе. Приезд Патриарха Русской православной церкви во многом явился знаковым событием, которое отразило сложный и очень важный процесс возрождения древней православной культурной традиции.

К 1988 году в Вологде действовали лишь два храма: Рождество-Богородицкий кафедральный собор и церковь святого праведного Лазаря на Горбачевском кладбище (вновь открыта в 1945 году). В 1990-е годы в ведение Вологодской епархии были переданы и открыты для богослужений многие городские церкви: святого апостола Андрея Первозванного во Фрязинове (1990 год), Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене (1991 год), Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу и приписной к ней храм Казанской иконы Божией матери на Торгу (1992 год), святителя Николая на Глинках (1995 год), святого благоверного князя Александра Невского (1997 год), храм святителя Николая во Владычной слободе (1994 год) и приписной к нему храм мученика Антипы (1999 год), церковь Успения Божией Матери (1996 год) и приписные к ней храмы Алексия человека Божия (1996 год), а также Константина и Елены (1999 год). 13 июля 2001 года состоялось новое освящение старинного храма Димитрия Прилуцкого на Наволоке. С 1999 года этот храм является подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. Вблизи Рождество-Богородицкого кафедрального собора находится намогильная часовня местночтимого юродивого Николая Матвеевича Рынина, вновь открытая для богослужения в 1988 году.

✓ Историю вологодских церквей можно разделить на три этапа:

I – застройка и развитие храмов и часовен до 1917г.

II – закрытие и разрушение церквей в эпоху социализма

III – восстановление духовного наследия с 1990-х гг. по настоящее время

✓ Исторический ход событий определил топологию Вологодских церквей

✓ В последнее десятилетие наблюдается возрождение духовно-культурного православного наследия в рамках прежней топологии

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВУЮЩИХ ЦЕРКВЯХ

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ НА ГЛИНКАХ

Год постройки: 1676

Месторасположение: Предтеченская, 74

Количество куполов:1

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1929

Возобновлено богослужение:1995г.

Место, на котором располагалась церковь Николая Чудотворца на Глинках, было образовано слиянием трех небольших рек: Содемки, Чернавки и Копани, составляющих в дальнейшем своем течении реку Золотуху, выкопанную по распоряжению царя Ивана Грозного и впадающую в реку Вологду.

Первоначально церковь называлась Флоро-Лаврской, позднее - Никольской, что «в разсыльщичье слободе». Глинковской же она стала называться от той глины, которую в больших количествах скидывали при копании реки Золотухи. Это последнее название стало употребляться со второй половины XVIII века.

Время и посвящение первоначально постройки церкви неизвестно. В приходе церкви некоторое время жил преподобный Галактион, по прибытии в Вологду. До 1676 года она была деревянной.

Двухэтажная Николо-Глинковская церковь включала три престола: в верхнем этаже, служившим холодной церковью, располагался престол во имя Всех Святых, в нижнем - древнейший престол во имя Николая Чудотворца и во имя Святых Великомучеников Флора и Лавра (существование последнего престола напоминало о прежнем названии церкви). Наиболее почитаемыми иконами храма были икона Казанской Божией Матери, Святой Троицы и храмовая икона Николая Чудотворца.

В годы советской власти помещение церкви выполняло различные функции: некоторое время здесь располагались общественные бани, медицинское учреждение, мастерская психоневрологического диспансера. Естественно, подобное использование храма сильно исказило его первоначальный вид: на принадлежность к культовым сооружениям указывали лишь остатки фресковой живописи, проглядывающие из-под побелки в самом верху четверика. В настоящее время церковь восстанавливается.

Храм Николая Чудотворца на Глинках, первоначально приписанный к нынешнему кафедральному Рождество-Богородицкому собору, в 1995 году стал самостоятельной действующей приходской церковью.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ НА КОЗЛЁНЕ

Год постройки: 1704–1709

Месторасположение: Первомайская, 12

Тип церкви: приходская

Количество куполов: 1

Год закрытия:1930

Возобновлено богослужение:1991г.

Церковь именуется Покровской на Козлене, или Козленской, по названию слободы, в которой располагалась.

В XVII веке на месте современной каменной Покровской церкви находилась деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время и случай ее построения неизвестны ни по летописи, ни по преданиям. Первые исторические сведения о ней относятся к 1612 году. В этом году Вологда подверглась опустошительному польско-литовскому нашествию, во время которого многие церкви города были разрушены или разграблены. В числе пострадавших тогда храмов был и Покровский на Козлене. В окладной книге 1618 года, содержащей перечень церквей города, значится, что церковь Покрова Богородицы на Козлене была сожжена «литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром». После этого храмовое место Покровской церкви оставалось пустым в течение четырнадцати лет, до 1626 года, в котором, по данным окладной книги за этот год, храм был выстроен заново. Этот новый деревянный храм существовал только пятьдесят два года. В 1678 году он был упразднен за ветхостью, и на его месте, по благословенной грамоте преосвященного Симона, архиепископа вологодского и белозерского, была построена третья деревянная церковь во имя Покрова Богоматери с приделом священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Эта новая церковь, строившаяся четыре года, была освящена в 1682 году.

Строительство каменного Покровского храма было начато в 1704 году. Вологда подвергалась тогда частым опустошительным пожарам, и в это бедственное время горожане решились всеградскими усилиями построить при Покровской Козленской церкви каменный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимой Купины, покровительствующей и защищающей город от огня. В декабре 1704 года прихожанами Покровской церкви была подана челобитная преосвященному Гавриилу, архиепископу вологодскому и белозерскому, о дозволении построить этот каменный храм, на что была получена благословенная грамота. Каменная холодная церковь Неопалимой Купины была построена в 1704 - 1709 годах близ деревянной Покровской. Она была освящена 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом.

В декабре 1710 года жителями Вологды был составлен письменный общественный приговор, которым они обязались ежегодно давать от общества деревянное масло к двум находящимся в Козленской церкви и особо почитаемым местным иконам Покрова Божией Матери и Неопалимая Купины.

В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к Вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей Покровской церкви новый одноименный каменный храм. Деревянная церковь Покрова на Козлене, продолжавшая до того времени существовать рядом с холодной, была заменена каменной, служащей, вместе с приделом священномученика Антипы, теплой церковью, однако в каком году эта церковь была построена и освящена неизвестно.

Козленская слобода прежде была заселена мастеровыми рабочими людьми, среди которых, в частности, были канатчики. Существует предание, согласно которому в одно из посещений Вологды Петр I, интересовавшийся всем, что относилось к морскому делу, пожелал осмотреть способ витья канатов и веревок вологодскими мастерами, для чего отправился в Козленскую слободу. Жители слободы при встрече государя поднесли ему древний образ Неопалимой Купины. Царь Петр, приняв образ, приказал хранить его в местной приходской Покровской церкви. Это предание выглядит вполне правдоподобным, поскольку Петр I, проезжая через Вологду в 1724 году с супругой Екатериной Алексеевной, останавливался на Новинковской улице, в доме иностранки Гоутман (ныне Домик Петра I), неподалеку от Козленской улицы.

Архитектура Покровской церкви типична для начала XVIII столетия. Ее главный корпус в архитектурном отношении имеет сходство с тремя вологодскими церквями, построенными в одно десятилетие с ней: Иоанна Предтечи в Рощенье, Власия Севастийского и Троице-Герасимовской на Кайсаровом ручье. Основные композиционные формы этих зданий - двусветный четверик с восьмериком, увенчанным купольной кровлей и главой, - тождественны; различия заметны только в пропорциях и отдельных деталях убранства. Каменная Покровская на Козлене церковь одноэтажная, одноглавая и находится в связи с колокольней, завершенной шатром. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и колокольня были полностью изменены в XIX - начале XX века.

В церкви имелось три престола: в холодном храме - во имя Божией Матери Неопалимая Купина; в теплом - на правой стороне во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на левой - во имя Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского.

Стенная роспись церкви относится к началу XVIII столетия (между 1713 и 1720 гг. ) и представляет наиболее значительный интерес в храме Покрова. Росписью покрыт купол храма, стены и парусные своды, поддерживающие купол. Наряду с традицией ярославско-костромских фресок XVII века, в ней заметно уже явное влияние новой, светской живописи. Роспись была выполнена известным ярославским знаменщиком Федором Федоровым с группой мастеров. В конце XIX - начале XX века в храме появились фрески местного мастера М. В. Алексеева, автора поздних фресок во многих вологодских церквях. Эта роспись интересна тем, что являет собой последний этап русского искусства стенописи. В настоящее время фрески и стенная роспись Покровской церкви полностью восстановлены.

ЦЕРКОВЬ ЛАЗАРЯ ПРАВЕДНОГО

Год постройки: 1775-1790

Месторасположение: Бурмагиных, 50

Тип церкви: кладбищенская

Количество куполов: 1

Год закрытия:1939

Возобновлено богослужение:1945г.

Лазаревская Горбачевская церковь находится на окраине города, в той его части, которая прежде называлась Верхним посадом и которая в течение многих столетий была крупнейшим христианским центром края.

Согласно летописи Лазаревской кладбищенской церкви, указ об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище и о постройке на нем церкви был издан в 1775 году. По названию этой местности, кладбище и церковь на нем впоследствии стали именоваться Горбачевскими.

В 1777 году был построен теплый храм, правый придел которого был освящен во имя Димитрия Солунского (в память церкви Дмитрия Солунского, что у Убогих домов, располагавшейся в той же части города, что и нововозведенный храм). В документах новая кладбищенская церковь первоначально именовалась Димитриевской. Левый придел храма был освящен во имя великомученика Феодора Стратилата.

В 1790 году новый староста церкви Матвей Федорович Колесов обращается к Вологодскому архиепископу Иринею с просьбой освятить церковь во имя Святого Лазаря Праведного 1 мая 1790 года. С момента освящения церковь официально стала называться Лазаревской.

Она была каменной, одноэтажной и находилась в связи с теплой церковью и колокольней. Холодная церковь была одноглавой, теплую украшали две небольшие главы. Деревянные главы были обиты листовым железом с коваными крестами. К церкви была пристроена каменная восьмигранная колокольня с восьмью пролетами, оканчивающаяся каменным шатром и главкой с кованным «осмиконечным» крестом. Позднее к основанию церковной колокольни с северной и южной сторон были пристроены палатки, в которых были погребаемы купцы первой гильдии Колесовы - одни из богатейших жителей Вологды XVIII столетия.

В середине XIX века Лазаревская церковь обветшала и пришла в упадок, возникла необходимость в постройке нового храма. Организацией перестройки с 1865 года занялся вновь назначенный священник о. Иоанн Николаевич Анурьев.

Во второй половине XIX столетия Лазаревский храм был перестроен и приобрел тот вид, в котором сохранился до настоящего времени. Этот храм стал последним христианским зданием, построенным в Вологде. Он был сооружен по проекту известного вологодского архитектора Владимира Николаевича Шилькнехта, которому, в частности, принадлежал проект перестройки колокольни главной соборной Софийской церкви. Так, с 1879 года начинается новый этап существования Лазаревской Горбачевской церкви.

В 1880 году по проекту В. Н. Шилькнехта были построены новые, сохранившиеся до настоящего времени, каменные церковные ворота, взамен прежних, спроектированных архитектором Алексеевым.

9 апреля 1882 года последовал указ о разрешении строительства новой летней церкви на Горбачевском кладбище и об учреждении строительного комитета. В марте 1883 года была начата разработка храма, его закладка состоялась 8 мая. В течение лета были возведены церковные стены, здание покрыто железом. Летом 1885 года пол в новой церкви был сделан из прочной каменной путиловской плиты.

В мае 1886 года старая колокольня и прилегающие к ней ветхие палаты были разобраны. 29 апреля начата кирпичная кладка новой колокольни на вновь приготовленном фундаменте. К весне 1887 года строительные работы в храме и на колокольне были завершены. В неделю Всех Святых, 31 мая 1887 года новый храм был освящен во имя Святого Лазаря Праведного Четверодневного. Освящение храма происходило при большом стечении народа, в присутствии руководства губернии и города. В начале XX века в церкви была произведена роспись стен ликами святых, сохранившаяся до настоящего времени.

В период становления Советской власти Лазаревская церковь на Горбачевском кладбище оказалась в числе немногих вологодских храмов, избежавших закрытия (до 1937 года). В связи с этим церковь посещало такое количество прихожан, что войти в нее нередко было почти невозможно. Если судить по архиерейскому служению, то Лазаревская церковь в те времена была на положении кафедрального собора. Церковь была закрыта согласно постановлению горсовета от 26. 08. 1937, однако уже в 1938 году горсовет, уступая просьбам церковных общин и верующих, дает разрешение об открытии Лазаревского храма на [Горбачевском] кладбище, при котором создается объединенная обновленческая община. Однако община вскоре распалась, новая христианская община при Лазаревской церкви была основана только в 1945 году.

Лазаревский Горбачевский храм был открыт весной 1946 года, освящение его произвел епископ Вологодский и Череповецкий Иустин. Тем не менее, в те годы Лазаревская церковь в числе прочих находилась под пристальным вниманием властей.

При о. Владимире Иосифовиче Завальнюке, бывшем настоятелем Лазаревской церкви в 90-е годы, был проведен капитальный ремонт здания храма: перекрыта и покрашена крыша, укреплены кресты, деревянный пол в храме заменен кафельным, обновлен иконостас и начато строительство церковного дома.

Лазаревская Горбачевская церковь своими христианскими памятниками - святынями, особо почитаемыми верующими, - едва ли не превосходит любой другой храм города, включая Рождество-Богородицкий кафедральный собор. Кроме христианских, с Лазаревской церковью связана память о святынях, имеющих общегородскую значимость. Это прежде всего часовня Белоризцев, которая с XIX столетия была приписана к Лазаревской Горбачевской церкви.

ЦЕРКОВЬ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ (ЦАРЕКОНСТАНТИНОВСКАЯ)

Год постройки: 1503

Месторасположение: Проспект Победы, 85

Количество куполов:5

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1930

Возобновлено богослужение:1999г.

Основание храма восходит началу XVI века. Он был поставлен в 1503 году на месте «сретенья» (встречи) вологжанами местной святыни – иконы Дмитрия Прилуцкого которую Иван III брал в поход на Казань, а затем возвратил городу с благодарностью за дарованную чудотворным образом победу. Почти в течение двух столетий храм оставался деревянным. Около 1690 года на его месте была построена существующая сейчас каменная церковь с приделом Дмитрия в подклетном этаже. Каменная Цареконстантиновская церковь двухэтажная, пятиглавая, трехпрестольная.

Эта церковь — великолепный образец того исключительно декоративного, узорчатого стиля в древнерусском зодчестве, который получил широкое развитие во второй половине XVII века. Живописен силуэт храма со ступенчатым, нарастающим к центру ритмом масс. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-всходом, возвышается основной кубический объем здания. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников над ним и прекрасное по рисунку пятиглавие. Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов – пучки из трех колонн-«дудочек», членящие стены, фигурные оконные наличники со стрельчатым верхом и перспективные, выполненные из различных штучных деталей порталы. Особенно эффектен главный входной портал паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века.

Более скромен подклет: он украшен лишь пилястрами-лопатками и упрощенного типа карнизом. Его далеко выдающаяся вперед алтарная часть в виде двух полукруглых аспид несколько необычна для древней Руси. Подобный прием, объясняемый наличием в подклете двух приделов, встречается в Вологде довольно часто и является особенностью местных храмов. Алтарная часть верхней церкви, наоборот, имеет прямоугольную форму и почти одинакова по размерам с папертью, симметрично примыкающей с запада к храму. Это - результат нарастания к концу XVII века в древнерусском зодчестве тенденций к геометрической правильности построения, стремления к уравновешенности композиции. Роскошно крыльцо со столбами кубышками и висячими гирьками в двойных арках (покрытие позднее).

Общую живописность церкви Константина и Елены еще более оттеняет стройная, нарядная шатровая колокольня примыкающая к северо-западному углу храма. Восьмигранная, трехъярусная, с открытыми арками звона, увенчанная легким шатром с окнами-слухами и маленькой главкой, она служит блестящим образцом подобного рода сооружений XVII века.

РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Год постройки: 1836-1838

Месторасположение: Говоровский проезд, 2

Количество куполов: 1

Тип церкви: кладбищенская

Год закрытия: действовала постоянно

Рождество-Богородицкий кафедральный собор в настоящее время является наиболее значительным среди храмов вологодчины.

Рождество-Богородицкий храм располагается на бывшем Богородском (Глинковском) кладбище, за вокзалом и железной дорогой. Долгое время приходские вологодские церкви были одновременно и кладбищенскими, по православному обычаю, людей хоронили в оградах храмов. Глинковское кладбище было открыто в 1782 году, отпевание в первое время производилось в одном из приделов теплого храма Николая Чудотворца на Глинках (бывшая Флоро-Лаврская церковь).

Первая каменная Богородская церковь на территории Глинковского кладбища была построена, предположительно, в 1780 - 1790 годах, но уже в начале XIX века (в 1819 году) храм обветшал, тесовая кровля над алтарем была заменена.

Существующий ныне Рождество-Богородицкий собор был построен в 1830-е годы по инициативе старосты А. И. Попова-Тестова на средства, пожертвованные прихожанами церкви. Нововозведенный каменный храм был двухэтажным, четырехпрестольным, и находился в связи с каменной колокольней.

В тридцатые годы были освящены четыре престола храма: в теплой церкви - главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название храму (освящен 11 октября 1836 года), в холодной церкви - престол во имя Рождества Христова (освящен 11 июня 1839 года); в холодном отделении храма располагались два придельных престола: на правой стороне - во имя Максима исповедника, на левой - во имя Святых князей Бориса и Глеба. В 1880 году приделы в теплом храме были отремонтированы и переосвящены: правый - во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), левый - во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Некоторое время службу в Богородицкой кладбищенской церкви вели священники приходских церквей города, в 1839 году при ней был учрежден собственный причт. В XIX веке Глинковское кладбище, по названию храма именуемое Богородским, становится центральным в городе. На нем хоронили известных людей, живших даже за пределами Вологды. В годы первой мировой и гражданской войн на Богородском кладбище хоронили погибших или умерших в госпиталях воинов.

История Рождество-Богородицкого храма интересна и тем, что он был единственным, избежавшей закрытия в годы репрессий и расцвета атеизма, хотя в 1922 году все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты. К 1940-м годам кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы оставалась единственным действующим храмом во всей Вологодской области. Верхний этаж храма был закрыт (в нем обосновался архив НКВД), а церковные службы велись в нижнем этаже здания. Только сюда приезжали и приходили люди, с тем чтобы помолиться за своих близких в годы Великой Отечественной войны.

В конце 1940-х годов верхняя церковь Богородицкого храма вновь была открыта, здание полностью перешло во владение верующих. В эти годы храм стал называться Рождество-Богородицким кафедральным собором. Для нужд небогатого храма построили несколько подсобных сооружений, сохранившихся до настоящего времени.

Начиная с 1960-х годов доходы кафедрального собора постепенно растут. В 1989 году был проведен конкурс на лучший эскиз благоустройства присоборной площади.

Архитектура Рождество-Богородицкого храма представляет собой образец развитого ампирного стиля. Главный фасад украшен дорическими портиками типа «в антах» - четыре колонны и пилястры по краям. Перекрытый фронтоном, портик поставлен на выступ нижнего этажа, прорезанный широкой арочной нишей полуовальной формы с двумя столбами внутри, - своеобразный прием, свойственный памятникам Вологды эпохи классицизма. Очень красиво тройное «венецианское» окно в центре, между средними колоннами портика. Высокий круглый барабан с колоколами в арочных проемах, увенчанный куполом с фонарем, эффектно завершает храм, превращая его в необычный для своего времени храм-колокольню.

Наиболее почитаемыми святынями храма являются иконы «Скорбящей Божией Матери», «Всемилостивого Спаса», «Казанской Божией Матери» и храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре, а также рака с мощами Святого Благоверного князя Иосифа Каменского.

До настоящего времени бывшая кладбищенская церковь Рождества Богородицы продолжает оставаться Вологодский кафедральным храмом.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ НА ТОРГУ

Год постройки: 1778-1780

Месторасположение: Маяковского

Количество куполов:1

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1924

Возобновлено богослужение:1992г.

На улице Маяковского стоит храм Покрова, выстроенный в 1778-1780 годах купцом Поярковым на месте одноименной деревянной церкви с приделом Иоакима и Анны (1691 г. ), который при Иване Грозном был самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась «у государя на сенях», что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Несмотря на некоторую архаичность композиции и провинциализм барочного оформления фасадов, Покровский храм весьма интересен. Примечательны рустовка по углам, затейливые наличники окон здания и оригинальное крыльцо на столбах-кубышках.

Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества.

Первого августа 1991 года решением президиума горсовета церковь Покрова на Торгу была передана верующим. Освящение храма состоялось 15 февраля 1992 года, и с тех пор храм Покрова на Торгу открыт для верующих в течение всего дня - без перерывов и выходных. В сентябре 1995 года в действующей Покровской церкви была открыта воскресная школа.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Год постройки: XVIII в.

Месторасположение: Кремлевская пл.

Количество куполов: 1

Тип церкви: бесприходная

Год закрытия: 1929г.

Возобновлено богослужение:1997г.

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (ранее Николая Чудотворца) находится на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняется панораму соборов со стороны реки. Территория, на которой он располагается, в прежние времена именовалась «Известной Горой" (эта известковая насыпь оставалась здесь со времен Ивана Грозного, когда по его указу в Вологде осуществлялась постройка каменной крепости).

Основание церкви, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области, с Великой Реки, была принесена икона Святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором святая чудотворная икона была установлена в 1555 году, по царскому повелению. Известно, что первоначальное храмовое место Николаевской церкви было иным: она находилась напротив бывшего Ильинского мужского монастыря (позднее - приходская Ильинская церковь), «на Старом Торгу». Деревянная церковь Николая Чудотворца во время сильного пожара в июне 1698 года, затронувшего всю набережную города от Вознесенской церкви до Софийского собора и повредившего сам собор и архиерейский дом, сгорела. Однако гораздо раньше, вероятно, еще до польско-литовского нападения, т. е. в начале XVII века церковь Николая Чудотворца, по благословению епископа, была перенесена на нынешнее место, к кафедральному собору и архиерейскому дому. Во время польско-литовского нашествия и «вологодского разорения» в сентябре 1612 году Чудотворный образ Николая Великорецкого был скрыт в известковой насыпи монахом Исаием, и таким образом сохранен.

Год построения каменного храма Николая Чудотворца на Извести точно неизвестен. В «Исторических и топографических известиях о г. Вологде» А. А. Засецкого (1782 год) она значится каменной; «Вологодский иллюстрированный календарь» (1893 год) относит ее к концу XVIII столетия (после 1780 года). Действительно, судя по архитектуре церкви можно предположить, что она построена во второй половине XVIII века: она во многом схожа с храмами, возведенными в то время, и вероятно современна им. Не установлено и то, на чьи средства и пожертвования была построена каменная церковь Николая Чудотворца на Извести.

Эта церковь была одноэтажной, одноглавой и находилась в связи с колокольней, устроенной над папертью. Главный корпус церкви служил холодным храмом, в нем находился престол во имя Нерукотворного образа Господня (он был освящен в 1811 году Преосвященным Евгением, епископом вологодским). По названию этого древнейшего престола в старинных окладных книгах церковь писалась: «Храм Нерукотворного Образа Господня и Николая Чудотворца, на извести». С западной стороны к главной части храма примыкало второе отделение - теплая церковь с придельными престолами: справа - во имя Святого Николая Чудотворца, слева - во имя Преподобного Кирилла Новоезерского.

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть раму самостоятельность.

В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года.

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ ПРИЛУЦКОГО НА НАВОЛОКЕ

Год постройки: 1710-1711

Месторасположение: Набережная VI Армии, 119-а

Количество куполов:5

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1930

Возобновлено богослужение:2001г.

Церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке - холодная и теплая, - расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся «наволоком», образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов - более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера.

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV века в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. Преподобный Дмитрий до переселения в Вологду жил в селе Выпрягово, где основал Спасо-Прилуцкий монастырь. Хозяин дома, в котором останавливался Дмитрий, в память о пребывании в своем доме святого, поставил неподалеку часовню. По причтении Дмитрия к лику святых, часовню сменила деревянная церковь. В окладных книгах архиерейского дома она упоминается уже существующей в 1618 году среди прочих приходских церквей Вологды.

Согласно документальным данным, строительство холодной Дмитриевской церкви было начато в 1651 году. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII века, клировые ведомости - к 1711 году. Вероятно, в 1710 - 1711 годах с севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь (разобрана в 1750-х гг. ), а с северо-запада возведена колокольня.

Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII века после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, которой принадлежали его строители. Это - характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.

Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII века, довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют; их место занимает пристроенная в 1781 году с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей - всходом в центре.

Налево от холодной церкви - колокольня, небольшая, но многоярусная с типичной для северного края вышкой.

Внутри холодная церковь Дмитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 году (по другим источникам, - в 1710 г. ). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, - Федор Игнатьев или же Федор Федоров. Стенопись холодной Дмитриевской церкви целиком выдержана в духе ба-рокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.

Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые - «Семигородная» и «Семистрельная». В Дмитриевской церкви находились также многие иконы, списанные с чудотворных, одна из которых, работы Преподобного Дионисия Глушицкого, находилась в Семигородной мужской пустыни, а другая в сельской приходской церкви Иоанна Богослова, на реке Тошне вологодского уезда. В 1831 году, во время холерной эпидемии, подлинники этих двух чудотворных икон были перенесены в Вологду и находились в Дмитриевской церкви. В том же году были устроены жителями и списки (копии) с этих икон, в память о прекращении эпидемии. Первая икона именуется Семигородной от одноименной волости, в которой была устроена Семигородная мужская пустынь. Вторая - Семистельной - от семи стрел, или мечей, изображенных на иконе и пронзающих скорбящее сердце Божией Матери.

В настоящее время церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 года после бывшей накануне всенощной.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ВО ВЛАДЫЧНОЙ СЛОБОДЕ

Год постройки: 1669

Месторасположение: Гоголя, 108

Количество куполов:5

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1930

Возобновлено богослужение:1994г.

Церковь Николая во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. В окладной книге преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белозерского, относящейся к концу XVII века, уже упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. Храм назван каменным, и его возведение относится к 1669 году. Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмов города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становиться третьим по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке.

Храм Николая Чудотворца во Владычной слободе уже в период постройки закрепил в своем названии еще более древнюю историю: местность, на которой он был возведен, издревле принадлежала вологодским архиепископам, и потому называлась «владычной слободой». После Соборного уложения 1649 года правительство провело конфискацию городских владений духовенства, и слобода перестала принадлежать владыкам, тем не менее народная память сохранила ее прежнее название.

Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность, что в целом было характерно для вологодских церквей середины XVII века, во многом подражавших еще кафедральному Софийскому собору.

Высокий и мощный кубический объем церкви Николы во Владычной слободе, поставленный на высокий подклет, прежде был завершен эффектной группой из пяти крупных, расположенных близко друг к другу световых глав, ныне утраченных. Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отделенными от стен карнизом, типично для храмов XVII века. Пониженный алтарь и трапезная храма значительно перестроены в XVIII веке. Интересна сохранившаяся алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид - прием, встречающийся в ряде вологодских храмов (церкви Константина и Елены, теплая Дмитрия Прилуцкого (Успения Божией Матери)).

Контрастно по отношению к церкви выглядит колокольня, типичная для церковного зодчества первой половины XVIII, и, очевидно, имеющая позднейшее происхождение. Ее стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени.

Исключительно своеобразен интерьер церкви Николая Чудотворца, имеющий необычную двустолпную конструкцию, внешне не выявленную и даже скрытую за привычными для фасадов храмов XVII века формами. Два мощных столба расположены в центральной части обоих этажей здания. Внизу, в подклетном этаже, они поддерживают простые коробовые своды, а в основном верхнем помещении - служат опорой более сложной системе перекрытия. Двустолпие сравнительно редко встречается в древнерусском культовом зодчестве, составляя совершенно особый архитектурный тип среди храмовых зданий XVI - XVII веков, распространенный преимущественно на северо-востоке Руси, в том числе и в Вологде. В 1793 году интерьер Никольского храма получил пышную барочную отделку, частично сохранившуюся и в настоящее время.

В 1936 году церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе, как и большинство других церквей Вологды, была закрыта. В помещении храма, лишившегося купольного завершения, расположилась сперва игрушечная, затем - валенная фабрика. В начале 1990-х годов при церкви была создана община, постепенно начался сбор средств на ее восстановление. Во время реставрации храма Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения, - многое прежде разрушенное пришлось восстанавливать заново. В настоящее время - это один из наиболее известных приходских храмов города.

ЦЕРКОВЬ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО)

Год постройки: 1660-1687

Месторасположение: Набережная VI Армии, 205

Количество куполов: 1

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1930

Возобновлено богослужение:1990г.

В южной части Заречной стороны в XVI-XVI веках располагалось дворцовое село Фрязиново. Здесь селились иностранцы, в основном приезжие купцы из разных стран, именовавшиеся в древней Руси «фрязинами». Около 1670 года (по другим источникам — в 1687 г. ) во Фрязинове на берегу реки была возведена Спасо-Преображенская (иногда называемая также Андрея Первозванного) церковь (Набережная VI армии) существующая и по сей день. Внешне она выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII – начала XVIII веков: кубический, первоначально пятиглавый объем с пониженным прямоугольным алтарем и папертью. Подклет, в котором располагается придел Андрея Первозванного, с выдвинутой восточной частью в виде двух апсид также типичен для многих памятников Вологды. Наружное убранство здания сильно изменено, но, судя по отдельным сохранившимся фрагментам (столбы паперти, завершающий куб карниз и редко расставленные кокошники), было довольно эффектным. От пятиглавия остался лишь центральный барабан с главой.

Примыкающая с запада к паперти церкви колокольня, безусловно, одна из лучших в Вологде. Нижний ярус ее трактован как обычное крыльцо с открытыми арками (позднее заложены и укреплены контрфорсами) на столбах с висячей гирькой. Он несет стройный восьми-гранный столп с звоном вверху Увенчанный нарядным шатром с двумя рядами слухов и миниатюрной главкой. Прежде, до перестроек нижнего яруса и открытой лестницы, ведущей от крыльца на паперть, ко входу в храм, колокольня, вся сквозная и ажурная, отличалась удивительной легкостью.

Особенно интересен интерьер Спасо-Преображенской церкви, аналогичный Никольскому храму. Здесь мы находим те же два мощных столба в центре помещения с тождественной системой сводов и пятью световыми барабанами глав (малые отверстия позднее заложены). Отличие заметно только в использовании дополнительных арочек под угловыми барабанами. Очевидно, двустолпие являлось своеобразной архитектурно-конструктивной формой вологодских храмов XVII века, связанной с определенным кругом местных мастеров, которые продолжали традиции своих предшественников, еще в XVI веке создавших двустолпные храмы в Спасо-Прилуцком и Кирилло-Белозерском монастырях.

АНТИПИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Год постройки: 1777

Месторасположение: ул. Комсомольская,10

Количество куполов: 1

Тип церкви: приходская

Год закрытия: 1930

Возобновлено богослужение:1999г.

Антипьевская церковь построена в последней четверти XVIII - первой половине XIX века. С 1819 года церковь числилась приходской. Известно, что первоначально в Антипьевском приходе существовало кладбище и церковь была кладбищенской. Антипьевская церковь была одноэтажной, одноглавой, трехпрестольной. В главной части храм имел кубическую форму с фронтонами и полушарным куполом посередине, несущим два восьмигранника с небольшой шарообразной позолоченной главкой. В 1895 году холодная церковь была соединена с теплой. Храм низкой трапезной связывался с колокольней, которая по характеру зодчества может быть отнесена к постройкам XIX века. До недавнего времи помещение полуразрушенной Антипьевской церкви использовалось в промышленных целях.

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Год постройки: 1760

Месторасположение: Старая торговая площадь ,6

Количество куполов: 1

Тип церкви: теплая приходская

Год закрытия: 1929

Возобновлено богослужение:1992г.

В 1566 году, во время второго пребывания в Вологде, царь Иоанн Грозный велел заложить каменную стену вокруг города. Закладка происходила 28 апреля, в день памяти Святых апостолов Иасона и Сосипатра. Впоследствии, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Казанской Божьей Матери с приделом во имя апостолов Иасона и Сосипатра.

Каменная Казанская церковь была построена усилиями прихожан на месте существовавшей в XVI веке деревянной церкви. Она располагается на юго-западной стороне от Софийского собора, где прежде находилась торговая площадь. В архитектурном отношении каменная церковь Казанской Божией Матери на Торгу (или на Болоте) не отличалась ни изяществом стиля, ни строгой пропорциональностью, но была очень прочной. Это вполне типичный одноэтажный, одноглавый, бесстолпный храм с трехчастным планом. Его четверик сильно вытянут по поперечной оси, возвышаясь над коротким алтарем и обширной трапезной. Древнерусские традиции особенно сильны в колокольне типа "восьмерик на четверике", увенчанной шатром.

Во второй половине XVIII века храм был расписан, однако в настоящее время судить об этой стенной живописи трудно, поскольку она находится под позднейшей росписью. Существует предположение, что авторами росписи были вологодские живописцы Яков Коростин и его сын Федор.

В 1820 году Казанская церковь была приписана к Покровской на Торгу, или в "городе", располагающейся поблизости, на ул. Покровской (ныне - ул. Орлова). Два храма - Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу и Казанской Божией матери - составляли один приход, ныне эта традиция восстановлена.

В советское время внешний и внутренний облик храма был полностью утрачен. В настоящее время церковь Казанской Божией Матери на Торгу восстанавливается.

ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ РЫНИНА

Год постройки: 1916

Месторасположение: Говоровский проезд, 2

Количество куполов: 1

Год закрытия: 1924

Возобновлено богослужение:1988г.

Часовня Николая Рынина располагается на бывшем Богородском (Глинковском) кладбище, близ кафедрального Рождество-Богородицкого собора.

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Год постройки: 1692-1700

Месторасположение: ул. Парковая, 19а; Горний Успенский монастырь

Количество куполов: 1

Тип церкви: монастырская

Год закрытия: 1924

Возобновлено богослужение:1996г.

Церковь Успения Божией Матери - первый каменный храм на территории Горнего Успенского монастыря. Соборная церковь Успения, холодная, одноэтажная, пятиглавая, была возведена вместо бывшей деревянной, на пожертвования великих князей и царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Первоначально соборный храм предполагалось освятить во имя Рождества Богородицы.

Монастырь был беден, и ограниченность средств повлияла не только на размеры собора, но и на сроки его возведения. Строительство соборной церкви велось в течение 1692 - 1697 гг. Теплый придел Сергия Радонежского, расположенный с северной стороны основного храма, был достроен лишь в 1697 - 1698 годах. В достройке теплого придельного храма принимали участие подмастерье Василий Карпов, по прозвищу Ваган, с сыном Дмитрием и группой мастеров, крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье. Основной храм был освящен в 1700 году, придел Сергия Радонежского - в 1712-м, а Николая Чудотворца - в 1714-м году.

Известно, что еще в 1658 году игуменья Успенского Горнего монастыря Вера подавала на имя вологодского архиепископа Маркелла челобитную о дозволении открыть сбор пожертвований на постройку каменной соборной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Вероятно, по скудности сбора эта постройка не состоялась.

Свою планировочную композицию каменный собор конца XVII века унаследовал от более раннего деревянного храма, о котором подробных сведений не сохранилось. Успенский собор состоял из основной церкви во имя Успения Божьей Матери и двух придельных храмов: во имя Николая Чудотворца и Сергия Радонежского, - находящихся в одной связи с главным. Возможно, это результат неединовременного строения. Известно, что первоначально в соборной церкви существовал третий придельный престол - во имя Живоначальной Троицы.

Всем своим обликом Успенский храм более напоминает обычные приходские церкви, чем монастырский собор. Его архитектура восходит к традициям зодчества XVI века. Низкий кубический объем венчают пять глав со слишком тяжелыми для столь малого сооружения барабанами, украшенными аркатурой.

Обилие глав соборного комплекса: пятиглавие над основным храмом и две придельные главы, кресты которых были позолочены, - производило сильное впечат- ление на современников: известно, что монастырский собор именовали "Золотые Кресты". Неподалеку от монастыря располагался храм Николая Чудотворца (Никола на Горе), называемый так же "Золотые Кресты", однако, архивные документы первой половины XVIII века свидетельствуют, что первоначально Никольский храм носил дополнительное название "у Золотых Крестов", т. е. около соборного монастырского храма. После пожара Успенского монастыря 1761 года своды и главы собора были значительно повреждены и утратили свое золотое узорочье. Только после этого название, утратив живую связь со своим происхождением, перешло к Никольской церкви, которая впоследствии стала именоваться "Никола на Горе" - "Золотые кресты".

Над входом в Успенский храм с западной стороны располагается двухъярусная колокольня в русском стиле, перестроенная в 1880 году, ее верх постепенно суживается в виде шатра.

В настоящее время Успенская церковь бывшего Горнего Успенского женского монастыря восстановлена и действует.

Построено

70 церквей и часовен

69 церквей

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)