Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние библейских сказаний на формирование нравственных качеств человека ( на примере истории Иосифа )

Уже много столетий подряд сотни тысяч людей обращаются к Библии, вчитываются в каждую строку и пытаются найти ответы на многие жизненные вопросы. Когда неудачи гонятся по пятам, а окружающие равнодушно взирают на твои невзгоды, ты сетуешь на жестокость людей, на несправедливый мир и мечтаешь, чтобы он изменился к лучшему. Чтобы найти ответ на этот и другие жизненные вопросы, невольно обращаешься к Библии, которая всякий раз открывает для тебя свои сокровища – помогает поступить правильно, нравственно. В этом я убеждался неоднократно. Особенно часто я перечитываю библейские сказания, которые несут большой поучительный смысл. Наблюдая за поступками и действиями мифических героев, я пришёл к мысли, что они оказывают огромное воспитательное значение на читающего и влияют на формирование его нравственных качеств.

Библия – величайшая сокровищница духовного и культурного наследия, оказавшая огромное влияние на развитие мировой культуры. Она включает в себя Ветхий и Новый Заветы, написанные в разное время и разными авторами. Ветхий Завет включает фольклорные тексты, предания, мифы, фрагменты исторических хроник, религиозные и философские сочинения. Новый Завет повествует о земной жизни и учении Иисуса Христа, деяниях и посланиях апостолов, о распространении христианства учениками Иисуса Христа после его смерти. В книге Ветхового Завета включены легенды о сотворении мира, всемирном потопе, вавилонской башне, о чудесном сне Иакова, о Самсоне, раздирающим пасть льва, о мудрости царя Соломона и другие. Все они носят притчевый, то есть иносказательный, поучительный характер, и оказывают большое влияние на формирование нравственности. Для своего исследования я взял легенду «Иосиф и его братья».

История этого праведника не хронология, а ряд жизненно важных эпизодов. Я их насчитал около двадцати. Все они, конечно, имеют воспитательное значение – учат жить и поступать по законам нравственности. На примере некоторых из них я попытаюсь показать их влияние на формирование нравственных качеств человека.

Нравственность – это моральные качества человека, приобретаемые им в процессе стремления к своему совершенству. Иосиф от рождения не всегда был нравственным. Понимая, что он любимый сын отца, с братьями держался высокомерно, безудержно хвастался подаренной ему отцом красивой разноцветной одеждой, чем вызвал зависть братьев. Следует также сказать о том, что братья постоянно работали, а Иосиф проводил дни в праздности. При этом он даже не думал о том, что этим он оскорбляет, обижает братьев. За свою гордыню он был наказан (братья решили его убить). Этот эпизод учит тому, что не гордыня, а скромность украшают человека. Иосиф это поймёт позднее, когда окажется в Египте.

А сейчас обратимся к эпизоду любимого занятия Иосифа – толкования своих снов ( необходимо заметить, что дар толкования снов был дан ему свыше ). У Иосифа была привычка – когда все собирались за столом, он рассказывал свои сны, в которых самую унизительную роль играли, конечно же, его братья. Однажды он рассказал приснившийся ему сон : «Снится мне, вяжем в поле снопы. Мой встал прямо, а ваши кругом и поклонились моему снопу». -«Собираешься царствовать над нами ?»- с ненавистью спросили братья. » В следующий раз он увидел другой сон и рассказал этот сон отцу в надежде, что отец его похвалит (это был сон о солнце, луне и одиннадцати месяцах). Но неожиданно вызвал неудовольство отца. «Что это за сон, который ты видел? – сердито проворчал Иаков, - Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?». Читая этот эпизод, невольно задумываешься над тем, что даже, не желая, можешь обидеть человека (но никто, даже и Иосиф, не могли представить себе, что сон этот действительно сбудется ).

Не менее поучителен следующий эпизод.

Братья Иосифа пасли скот далеко от дома, Иаков долго не имел о них никаких вестей, поэтому послал своего любимого сына проведать их, узнать об их здоровье и принести ему ответ. Иосиф с радостью отправился в путь ( он уже забыл о том, что он неоднократно обижал братьев ), предвидя желанную встречу с ними. Долго блуждал он, прежде чем нашёл своих братьев. «А они, увидев его идущим к ним, со злобой сказали друг другу: «Вот идет сновидец» И когда Иосиф приближался к ним, они договорились убить его, бросив в высохший колодец, и сообщить отцу, что его съел хищник» ( З. Косидовский. ) Не смогли братья простить Иосифу своего унижения. Прежняя зависть и возникшая ненависть братьев стали основой преступления. В этот момент братья, верующие в Бога люди, понимающие, что совершают грех (непреодолимое желание убить родного брата ), накинулись на Иосифа и , связав постромками, опустили его на дно колодца.

Рассмотрим ещё один, не менее поучительный эпизод.

После того, как братья продали Иосифа купцам, они совершили ещё один непростительный грех – обманули отца. В легенде рассказывается : «Братья, довольные выгодной сделкой, как только ушёл караван, закололи ягнёнка, его кровью вымазали одежду Иосифа показали ёё отцу, спросив: «Мы это нашли. Посмотри, сына ли твоего одежда или нет». Иаков узнал одежду. Горе охватило его. Много лет он оплакивал, якобы, умершего сына. Эта история поражает тем, что дети порой очень жестоко поступают, обманывая родителей. Поучительный смысл этого эпизода в том, что всегда, при любых обстоятельствах, надо говорить правду, как бы она не была горька. С удовлетворением я прочитал такие строки эпизода : «Но от всевидящего и всемогущего Бога невозможно скрыть ничего. Он видел зависть в сердцах братьев, которая повела их к ненависти, к преступлению и лжи и наказал их. » . Я согласен с тем, что « Нам необходимо постоянно молиться, чтобы в сердце не возник даже самый маленький корень зла! Ведь из него может вырасти большой вред!» (Там же). Это мудрое нравоучение подсказывает верный путь человеку: «Молись и будешь человеком во все времена»

Проследим далее судьбу Иосифа. Прибыв в Египет, купцы продали его в рабство начальнику телохранителей фараона Потифару. Трудолюбивый и безмерно старательный раб понравился Потифару, и он назначил его управляющим всеми делами в доме. Однако вскоре положение Иосифа в корне изменилось. Дело в том, что статный и красивый от природы Иосиф понравился жене Потифара, и она заманила его в свою спальню, чтобы сделать его своим любовником. Вырываясь из её объятий, Иосиф бежал, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара оговорила Иосифа, и Потифар бросил его в тюрьму. Иосиф страдал от несправедливости, но не роптал на Бога. Господь и здесь помог ему: за короткий срок завоевал расположение начальника тюрьмы и стал надзирателем над другими узниками. Вскоре в ту же темницу, где находился Иосиф, привели провинившихся слуг фараона – виночерпия и главного хлебодара. Разговаривая с Иосифом, они невольно открывали ему дворцовые интриги, говорили о слабостях фараона и о многом другом. Открытость и разговорчивость Иосифа нравились им. Однажды виночерпий попросил Иосифа растолковать увиденный им сон. Иосиф, толкуя сон, предрёк виночерпию скорую свободу. Хлебодар тоже решил обратиться к Иосифу с такой же просьбой, но, услышав нежелательный ответ, не поверил ему. Когда виночерпий и хлебодар вышли на свободу, предсказания Иосифа сбылисьА через два года, Иосиф был призван к фараону растолковывать его сны, которые ни один мудрец во дворце не мог растолковать. «Представ перед фараоном, упав ниц перед владыкой, он услышал сны и предрёк, что в Египте будет семь лет урожайных после которых наступит семь лет голода и засухи» ( З. Косидовский. ) «Фараон пристально вгляделся в открытое лицо статного юноши, и у него сразу мелькнула мысль, что он нашёл человека, в котором почиет дух божий. И фараон тут же назначил Иосифа своим наместником и отдал в его руки управление всем Египтом. »( Там же. ) Иосифу исполнилось тридцать лет, когда закончилась его драматическая история: из самых низин падения своего он был возведен на вершину успеха и великолепия. После четырнадцати лет рабства он получил право приказывать своим бывшим хозяевам и стал правой рукой монарха, которого в Египте считали богом». ( Там же. ) Все перечисленные выше эпизоды (каждый с определённой точки зрения) несут высокий воспитательный потенциал: они помогают формировать высоко нравственные качества в человеке – Добро, Cчастье, Красоту, Cострадание к ближнему , быть готовым к борьбе за эти идеалы и, если придётся , совершить Подвиг во имя Бога.

Мое микроисследование было бы неполным, если бы я не коснулся еще одного весьма поучительного эпизода. Известно, что после семи урожайных лет наступил голод в Египте и соседних государствах. Голод привел в Египет братьев, а затем и отца Иосифа. Иосиф решил открыться братьям и рассказал все то, что с ним случилось после того, как они продали его в рабство. Братья боялись, что Иосиф их накажет, но Иосиф простил их, сказав: «Вы сотворили зло, а зло обратилось в добро». Понятно, что Иосиф говорил о самой большой ценности для человека – сохранении семьи. Замечательно, что драматическая история Иосифа закончилась именно таким эпизодом. Надо всегда дорожить семьей, уметь прощать (и друзей, и врагов), постоянно стремиться к совершенствованию в себе нравственных качеств, быть терпимым к недостаткам других, быть гуманным по отношению к окружающим.

В данной работе я стремился обратить внимание на огромное воспитательное значение библейских сказаний и на примере истории Иосифа пытался показать, что его нравственные поступки помогали и помогают формированию в человеке нравственных качеств, что и было целью моей работы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)