Авто  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МИКРОРАЙОНА

Все виды современного автотранспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный автотранспорт. Сегодня в мире насчитывается около 600 млн. автомобилей.

Вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня в большинстве регионов России не менее 30%. Автомобили используют кислород атмосферы, для них ежегодно расширяют сеть дорог с твердым покрытием, которые густой сетью опутывают всю планету. Содержание дорог требует огромных затрат.

Автомобили расходуют огромное количество топлива, которое считается исчерпаемым, и запасы его ежегодно сокращаются. Особенно быстро тают запасы нефти, из которой получают бензин. Кроме того, при добыче нефти, ее транспортировке и переработке на нефтеперерабатывающих предприятиях загрязняются почвы, воды, атмосфера. Кроме того, в автомобильных катастрофах ежегодно гибнет много людей.

В глобальном балансе загрязнения атмосферы доля автотранспорта составляет 13,3%, но в городах она возрастает до 80%.

Географическое положение Урала и преимущественно западный и северо-западный перенос воздушных масс также способствует дополнительному поступлению атмосферных загрязнителей в наш регион. Это обстоятельство в сочетании с наличием собственных мощных источников воздушной эмиссии токсических веществ способствует повсеместному загрязнению атмосферы и повышенному выпадению этих веществ на всей территории Урала. Исследования последних лет показали, что по причине воздушных переносов в регионах, подобных Уралу, практически не существует совершенно «чистых» районов.

В последние годы автотранспорт выступает в качестве основного источника загрязнения атмосферы. В Екатеринбурге на долю автотранспорта приходится свыше 70% всех атмосферных выбросов.

Проблема: воздействие автотранспорта на окружающую среду.

Гипотеза: автотранспорт оказывает крайне негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Цель работы: выяснить роль автотранспорта в формирование экологической обстановки микрорайона.

Задачи:

1. Изучить разнообразную литературу по данной теме.

2. Провести исследования, снега и водных источников вблизи стоянок и крупных автомагистралей микрорайона.

3. Проанализировав статистические данные Государственного комитета по статистике за 2006 год по состоянию окружающей среды и здоровью населения, сделать выводы о состоянии атмосферы, почв, воды и здоровья населения в городе Екатеринбурге.

4. В результате проведенной исследовательской работы выяснить, какие проводятся мероприятия по улучшению экологической ситуации в городе, сделать свои предложения.

Информационная база исследования: в процессе выполнения работы была изучена разнообразная литература по географии и экологии России, анализировались статистические данные - Государственный Доклад «О состоянии окружающей среды Свердловской области в 2006 году»; сборник «Здравоохранение в Свердловской области в 1995, 2000, 2002 гг. ».

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный. Выбор темы и цели проекта, знакомство с проектной технологией.

2 этап. Аналитический. На этом этапе были проанализированы имеющая информация, а так же возможности, которые можно использовать для реализации проекта.

3 этап. Плановый. Планирование осуществлялось согласно основным задачам, которые стояли перед проектной деятельностью.

-собрать и систематизировать информацию о воздействии автотранспорта на атмосферу, воду, почву, здоровье населения;

-проанализировать и оценить как влияют выбросы угарного газа на население разных возрастных групп;

- провести исследование и сформулировать выводы;

- выяснить, какие проводятся мероприятия по улучшению экологической ситуации в городе, сделать свои предложения.

Согласно этим задачам были определены источники информации; спланированы способы сбора и анализа информации.

4этап. Рабочее проектирование. На этом этапе концентрировались усилия на активном самостоятельном поиске недостающей информации и ее усвоении, решались промежуточные задачи, по мере обработки собранной информации корректировался начальный план и содержании проекта. Анализировались и систематизировалась собранная информация. Формулировались выводы. Оформлялись результаты.

5 этап. Общественная презентация проекта.

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Уровень автомобилизации населения (измеряемые числом индивидуальных легковых машин на 1 тысячу жителей) – один из наиболее чувствительных индикаторов богатства населения страны и ее регионов. В советское время собственник автомобиля считался самым богатым человеком (их имели только 0,5 % всего населения), а сегодня владельцы машин – весьма распространенное и заурядное для России явление. Сегодня уже 13% населения России имеют автомобили, а в ближайшие 10 лет эта цифра может превысить 25% (Синцеров Л. М. , с. 6). И это не предел.

В советские времена уровень автомобилизации отражал территориальную структуру богатства населения. Например, в 1970 году имелось 4 типа регионов, обладавших высоким уровнем автомобилизации населения (столичные, крупнейшие промышленные центры, регионы с более богатыми крестьянами (колхозниками) и кавказские). Остальные же регионы имели уровень автомобилизации ниже среднего по РСФСР. Показатель в них колебался от 14,3 автомобилей на 1000 человек до 5,5.

К 1985 году среднее значение показателя по России выросло с 5,5 до 44,5 автомобиля на 1000 жителей (то есть в 9 раз). К середине 2010 года парк легковых автомобилей в России увеличился до 33,8 млн. единиц, на каждую 1000 россиян теперь приходится 238 автомобилей (увеличилось в 43 раза к 1985г. ).

С началом перестройки население стало обогащаться быстрее, чем прежде, и уровень автомобилизации стал повышаться.

По данным Управления ГИБДД ГУВД Свердловской области, по состоянию на 1 января 2009 г. в собственности организаций и граждан насчитывалось в Екатеринбурге — 578,7 тыс. единиц автотранспорта, среди них:

Грузовых автомобилей - 63 тыс. единиц.

Автобусов -9,9 тыс.

Легковых автомобилей – 505, 8 тыс.

Большая часть из них принадлежит частным владельцам.

Следовательно, уровень автомобилизации населения России и города Екатеринбурга за последнее время значительно возрос, что связано с ростом благосостояния. Это приводит, естественно, к росту выбросов в окружающую среду.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА МИКРАРОЙОНА

Орджоникидзевский административный район занимает северную часть города. Его образовали поселки при заводах Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный. Здесь же находится жилая зона завода им. Калинина. Это самый крупный жилой массив г. Екатеринбурга. Разные его части имеют разную планировку. Например, в поселке Уралмаш она радиальная улицы веером расходятся от площади Первой пятилетки, которая находится у главной проходной Уралмашзавода. Основой экономики района является тяжелое машиностроение (Корнев И. Н. , Капустин В. Г. , с. 213).

Вблизи нашей школы расположены Северные очистные сооружения и деревообрабатывающее предприятие, крупный гаражный кооператив, пожарная часть, коллективные сады и единственное спасение – Калиновский лесопарк.

ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТА

3. 1 ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА АТМОСФЕРУ.

Транспорт в России загрязняет воздух в 4-5 раз больше, чем промышленные предприятия. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. При работе таких моторов в воздух попадает большое количество продуктов неполного сгорания топлива, в том числе окись углерода, углеводороды, соединения азота и серы, разнообразные смолы. При работе автомобильных двигателей потребляется много кислорода. Все автомобили планеты сжигают в 4 раза больше кислорода, чем требуется всему человечеству для дыхания.

Географическое положение Урала и преимущественно западный и северо-западный перенос воздушных масс также способствует дополнительному поступлению атмосферных загрязнителей в наш регион. Это обстоятельство в сочетании с наличием собственных мощных источников воздушной эмиссии токсических веществ, способствует повсеместному загрязнению атмосферы и повышенному выпадению этих веществ на всей территории Урала. Исследования последних лет показали, что по причине воздушных переносов в регионах, подобных Уралу, практически не существует совершенно «чистых» районов.

В последние годы автотранспорт выступает в качестве основного источника загрязнения атмосферы. Выхлопные газы выбрасываются главным образом в центральных районах городов и на крупных городских автомагистралях. Близость этих выбросов к поверхности Земли особо опасна для населения. В узких, переполненных транспортом, городских улицах содержание угарного газа и пылевых частиц в дневные часы может возрастать в 2-3 раза. В Екатеринбурге на долю автотранспорта приходится свыше 70% всех атмосферных выбросов.

Таблица 1.

Выбросы от автомобильного транспорта в Екатеринбурге

2008-2009 г.

Год Численность Выбросы автотранспорта, от автотранспорта, ед. тыс. т

2008г 622 763 246,87

2009 г 634 001 252,6

В связи с тем, что наблюдается увеличение численности автотранспорта не только в Свердловской области, но и в Екатеринбурге наблюдается и увеличение выбросов, причем показатель этот устойчив.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта по области в целом в 2009 г. составили 540,5 тыс. т, что на 19,6 тыс. т больше, чем в 2008 г. (на 3,8%).

Численность легкового автотранспорта в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 5,7 %, грузового автотранспорта – на 1,4 %, автобусов – на 1,0 %.

Основную долю в суммарных выбросах загрязняющих веществ от автотранспорта составляют оксид углерода 358,5(66,3 %) и оксиды азота 110,9 (20,5 %).

За 1000 км из выхлопной трубы машины выбрасывается около 40 кг веществ, загрязняющих атмосферу. Выхлопные газы плохо рассеиваются в атмосфере в условиях плотной городской застройки, и основная масса сосредоточивается в 1-2 метрах от поверхности земли.

Двигатель - это целая химическая лаборатория, потребляющая наш кислород и отравляющая воздух. Выбросы и газы образуются в камере сгорания автомобиля. Мотор работает и пожирает горючее. Двигатель работает и выбрасывает в атмосферу токсичные продукты внутреннего сгорания - оксид углерода, несгоревшие углеводороды, среди которых особенную опасность представляют ароматические, способствующие возникновению онкологических заболеваний. Еще образуется оксид азота. Машины с дизельными двигателями, оставляющие после себя клубы черного дыма, кроме всего прочего выбрасывают твердые частицы Аэрозоли, масла и несгоревшее топливо, продукты износа двигателя

Если степень сжатия небольшая, выхлопные газы покидают двигатель, имея достаточно высокие температуру и давление и не в полной мере отдавая свою энергию поршню. В современных карбюратных двигателях степень сжатия составляет 8-9. При высоких степенях сжатия на ряде режимов работы возникает особый вид аномального сгорания- детонация, когда воздушно-бензиновая смесь не воспламеняется, а взрывается.

Причиной детонации становится разложение бензина с образованием пероксидных соединений углеводородов, сопровождающееся выделением большого количества тепла и имеющее при высоких давлениях и температурах взрывной характер. В результате детонации скорость распространения пламени возрастает до 2500 м\с и в цилиндре возникают ударные волны.

Детонация снижает мощность двигателя, может вызвать его разрушение, при этом расход топлива возрастает, а за счет его неполного сгорания в выхлопных газах резко повышается содержание вредных веществ и сажи.

В связи с тем, что выбросы автотранспорта содержат азот- и серосодержащие соединения, они оказывают влияние на кислотность атмосферных осадков. По данным Госкомстата в Екатеринбурге в 2006 году значение кислотности атмосферных осадков варьировалось от слабокислых до слабощелочных (от 5,62 до 6,82 единиц), причем к концу года наблюдалось повышение кислотности атмосферных осадков. В декабре месяце значение рН самое наименьшее, что связано с тем, что осадки аккумулируются в виде снежного покрова.

Вывод: автомобильный транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на атмосферный воздух, что связано с попаданием различного рода веществ, входящих в состав выхлопных газов. Качество атмосферы в городе за последние годы резко ухудшается.

3. 2. На состояние почв

Загрязнение окружающей среды в результате использования автотранспорта особенно ощутимо в крупных городах, а значит и в нашем городе Екатеринбурге. В почвах придорожных зон наиболее интенсивно накапливаются валовые и подвижные формы свинца, цинка, серебра и, в меньшей степени, меди, олова, хрома, никеля, молибдена, кобальта, марганца, железа. Выявлены две зоны аккумуляции транспортного загрязнения в почвах. Первая обычно расположена в непосредственной близости от автодороги, на расстоянии до 15-20 м, а вторая – на удалении 20 –100 м. На открытых пространствах вторая зона проявлена обычно слабее, по-видимому, в связи с благоприятными условиями рассеяния воздушного потока. На нескольких пунктах отмечают появление и третьей зоны аномального наполнения элементов в почвах, находящихся от дорог на расстоянии около 150 м. Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Для крупных автомагистралей с большим количеством полос движения загрязнение почв металлами слабее, чем для узких магистралей. Это объясняется тем, что на широких магистралях движутся с большей скоростью, расходуя меньше бензина и, тем самым, уменьшая выбросы в атмосферу.

Другим важным техногенным загрязнителем являются солевые смеси, используемые до недавнего времени как антигололедные реагенты.

Установлено по данным опробования снегового покрова, что зона влияния автодорог распространяется от 30 до 150-200 м в зависимости от конкретных ландшафтных условий. Механические барьеры (здания, кустарники, деревья) уменьшают дальность переноса аэрозолей соли, резко увеличивая их концентрацию в непосредственной близости от дорог. Открытые пространства, наоборот, способствуют более дальнему переносу, при этом по мере удаления от дороги уровень концентрации соли в снеге убывает постепенно. Концентрация хлористого натрия в снеговой воде в десятиметровой зоне около дорог может достигать 1300 – 1900 мг/л, тогда как на фоновых участках не превышает 1 – 2 мг/л. максимальное содержание легкорастворимых солей в верхних горизонтах почв города отмечается в весенний период. В результате этого растения, используемые для озеленения улиц вдоль дорог, растут с различными функциональными отклонениями (если содержание солей свыше 0,25% - токсичное содержание, а при содержании более 0,5% - предел нормального роста, гибель растений).

В крупных городах, как известно, наиболее неприхотливым придорожным растением является одуванчик. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений. В то же время определенные концентрации свинца могут способствовать накоплению витамина С, что объясняется антиоксидантными защитными свойствами этого витамина.

По данным Статистических данных Облкомстата по здравоохранению на 2002 год число исследованных проб, не отвечающих санитарным нормам и гигиеническим нормативам, по санитарно-химическим показателям транспортных магистралей в 2001 году составило 42,3%, а в 2002 году – 52,4%. Явно это связано с увеличением количества транспортных единиц в городе. По микробиологическим показателям: в 2001 году 12,9%, а в 2002 году 6,2% (Облкомстат «Здравоохранение», с. 15).

Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду можно оценивать по состоянию растительного покрова (один из критериев оценки экологического риска). Это мы планируем провести весной.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что продукты распада от отработанного автомобильного топлива оказывают пагубное влияние на почву, а значит и на растительность.

3. 3. Воздействие автотранспорта на воду

Загрязнение поверхностных вод, а также почвы и подземных вод связано не только с производственной деятельностью, но и с многочисленными авариями на трубопроводах, в основном из-за их коррозии.

Большие загрязнения происходят окислами серы, двуокиси серы, а также окислами азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере Северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислотные осадки. Они подавляют биологическую продуктивность водоемов, особенно тех, которые обладают собственной высокой кислотностью, наносят значительный экономический ущерб. По причине активного использования соли для борьбы с обледенением городских дорог происходит долговременное засоление почв на обочинах, приводящее к смыванию соли поверхностными стоками и загрязняет большие пространства. Автотранспорт – один из крупных потребителей воды, используемой для различных технических целей – охлаждения двигателей, мойки автомобилей.

Следовательно, вывод один – водные источники также подвержены воздействию автотранспорта, особенно соединениями серы и азота.

3. 4. На здоровье населения

Автотранспорт, как я уже отмечал, выбрасывает в атмосферу большое количество продуктов неполного сгорания топлива.

Таблица 2

Количество токсичных компонентов (в г), образующееся при сгорании 1 кг топлива

Загрязняющее вещество Бензин Дизельное топливо

Оксид углерода 465 21

Углеводороды 23 4

Оксиды азота 15 18

Диоксид серы 2 8

Альдегиды 1 1

Сажа 1 5

Свинец 0,5 0

Всего: 507,5 57

Все эти вещества опасны для здоровья людей. Кроме того, окись углерода может быть косвенной причиной многочисленных аварий на дорогах. Оксид углерода в небольших концентрациях действует на водителя, как алкоголь или сильное утомление. В гаражах, тоннелях и даже на напряженных плохо проветриваемых магистралях содержание оксида углерода часто достигает токсичных уровней.

Выбросы автомобиля представляют угрозу для здоровья и даже жизни людей. В результате происшествий с автотранспортом в мире ежегодно погибает около 300 тысяч человек. В России в авариях на автотранспорте ежегодно погибает свыше 30 тысяч человек.

Автомобиль служит причиной разнообразных заболеваний. Они обусловлены малоподвижным образом жизни и психическими стрессами водителей. Постоянная напряженность за рулем вызывает боли в области шеи, повышенное кровяное давление, язвенные заболевания.

От загрязнения воздуха в наибольшей степени страдают дети. У населения, проживающего вблизи крупных автомагистралей, в 1,5 – 2 раза чаще распространены хронические бронхиты и плевриты.

Очень часто в городе наблюдается смог, возникающий вследствие безветренной погоды. Это приводит к резкому ухудшению состояния здоровья людей, страдающих астматическими заболеваниями, гипертоников.

Таблица 3. Влияние автомобильных выбросов на здоровье человека.

Автомобильные выбросы Воздействие на здоровье человека

Алюминий Оказывает общетоксическое действие – пневмосклероз, алюминоз, поражение печени, дерматит, астма, изменения в тканях глаза. Раздражающее действие.

Бензол Заболевания крови, поражение хромосом. Симптомы отравления: воспаление слизистых оболочек и кожи, тошнота, головная боль, головокружение, ощущение опьянения, эйфория. Лейкоз.

Бенз(а)пирен Аккумулируется в организме, является канцерогенным веществом – вызывает раковые заболевания.

Диоксин Отравление – хлоракне – тяжелое кожное заболевание с образованием гноя, почти не поддается лечению. В

больших количествах может привести к наследственным дефектам.

Диоксид серы Общетоксическое действие, нарушает действие нервной системы

Ванадий Степень токсичности: низкая – средняя. Вызывает коньюктивиты, фарингиты, кашель. Взаимодействует в организме с холестерином. Астма. Изменения формулы крови, нервные расстройства.

Альдегиды (в частности Раздражающее действие на глаза, дыхательные пути, поражает ЦНС, почки и печень формальдегид)

Углеводороды Токсичны. Вызывает некоторые виды раковых заболеваний.

Пероксиацетил- Чрезвычайно токсичное вещество. Легко вступает в реакции взаимодействия с различными органическими нитраты (ПАН) соединениями, например с ферментами, влияет на функции легких и органов кровообращения, даже при очень малых концентрациях, когда человек еще не замечает его присутствия в воздухе.

Оксиды азота (диоксид, моноксид Общетоксическое действие: головокружение, судороги, сердцебиение. Раздражающее действие: оболочки, кожа, азота) дыхательные пути (отеки легких). Аллергенное, Гонадотоксическое действие.

При вдыхании в организме образуются азотная и азотистая кислоты, которые разъедают альвеолы легких, в зависимости от их концентрации – отеки легких и смерть.

Сажа Действует на органы дыхания, а главное – на поверхности частиц сажи адсорбируются канцерогенные вещества, вызывающие злокачественные новообразования кожи, легких.

Свинец Сильно токсичен. Оказывает общетоксическое, концерогенное, мутагенное, тератогенное, гонадотоксическое действие; обладает аккумулятивным действием, вызывает поражение центральной и переферической нервной системы (полиневрит, параличи), крови и сосудов, металлический вкус во рту, слюнотечение, рвоту, головные боли, головокружение, увеличение внутричерепного давления.

Угарный газ Сильно токсичен, кровяной яд. (Блокирует поступление кислорода в кровь); вызывает головную боль, головокружение, рвоту, беспокойство, одышку, замедляет дыхание, судороги, смерть. Снижается реакции внимания, способность быстро и правильно оценивать ситуацию (т. е экологические ловушки).

Углекислый газ Токсичен: вызывает слабость, головокружение, головную боль, повышенное кровяное давление, расстройство дыхания, сердцебиение, частый пульс; в больших концентрациях – наркотическое, раздражающее действие, общее угнетение, удушье.

Фотохимический смог Воспаление глаз, слизистых оболочек носа и горла, симптомы удушья, обострение лёгочных и нервных заболеваний, бронхитная астма.

(таблица составлена автором по различным источникам)

По таблице видно, что все выбросы автотранспорта вызывают различного рода заболевания, отрицательно влияя на здоровье человека. Особенно опасными последствиями являются раковые заболевания.

Я решил проанализировать данные Облкомстата заболеваемость населения только по двум видам заболевания, связанным с воздействием автотранспорта, - это по болезням органов дыхания (БОД) и по новообразованиям (Таблица 4).

Таблица 4.

Заболеваемость населения (болезни органов дыхания, новообразования)

Заболеваемость/Регион 1990 2001 2002 2009*

Россия:

Новообразования 5,5 8,6 9,1

БОД (болезни органов дыхания) 336,2 299,2 300,9

Свердловская область:

Новообразования 22,2 25,6 27,2 41,2

БОД 426,7 299,8 296,5 211,9

Свердловская область:

Дети 0-14лет

Новообразования 64,1 189,9 235,2 7. 6

БОД 86537 83765,9 83749,0 1276,3

Свердловская область:

Подростки 15-17 лет

Новообразования 47,7 147,8 207,6 5,4

БОД 28277,2 33543,1 33245,0 692,2

Таблица составлена по данным Госкомстата. (1990-2002г. г. ) и за *2009г по материалам Государственного доклада о санитарно- эпидемиологической обстановке в Свердловской области (на 1000 населения).

Были взяты данные для сравнения по России и по Свердловской области. На основании предоставленных статистических данных по здравоохранению можно сделать следующие выводы:

1. С 1990 года по 2009 год наблюдается снижение уровня заболеваемости органов дыхания по России почти в 2 раза, в Свердловской области также наблюдается снижение, но лишь на 1/3. Это связано, я считаю, с тем, что Свердловская область – это крупный промышленный регион.

2. За тот же период по России наблюдается снижения уровня по количеству новообразований почти в 2 раза, в Свердловской области, наоборот, отмечается рост по новообразованиям, что также связано с промышленным развитием региона (металлургия, машиностроение плюс большое количество автотранспорта) Среди детей (0-14 лет) по Свердловской области отмечается стабильно высокий уровень заболеваемости органов дыхания, среди подростков показатели также стабильны, но они почти в 3 раза ниже, чем среди детей от 0 до 14 лет. Скорее всего, это связано с тем, что они меньше ростом, а основные скопления вредных выбросов (в том числе автотранспорта) располагаются в приземном слое. Соответственно именно этой группе населения Свердловской области достается значительная доля вредных выбросов при дыхании

3. По новообразованиям в Свердловской области с 1990 года по 2009 год наблюдается резкое увеличение и продолжение роста данного заболевания в 2002 году как среди детей от 0 до 14 лет, так и среди подростков 15-17 лет. Но, опять же, эти показатели значительно выше среди детей до 14 лет. Причина этого та же, что и по заболеваниям органов дыхания.

Выводы: здоровье населения Свердловской области в связи с воздействием автотранспорта находится в критическом состоянии. Это видно при сравнении данных по России и по Свердловской области. Министерству здравоохранения Свердловской области необходимо обратить внимание на этот факт и предпринимать какие-то конкретные меры, поскольку данные цифры вызывают серьезную тревогу за наше поколение. Ведь именно мы входим в эту «категорию риска», именно больше всего подвержены вредному воздействию автотранспорта.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4. 1 Химический анализ воды и снега.

Оценка загрязнения окружающей среды по степени загрязнения воды и снежного покрова является широко используемым во всем мире приемом проведения мониторинга окружающей среды. Подобные исследования осуществляются во многих странах, в частности в Финляндии, и позволяют получать четкую картину экологической обстановки на значительных территориях в течение ряда лет. Такие исследования могут включать оценку степени запыленности воздуха, загрязнения тяжелыми металлами, нитратами, нитритами, сульфатами, хлоридами, органическими веществами и т. п. и представляют собой основу для осуществления мер по восстановлению экологического благополучия природы, общества, человека.

Аналитическая химия – это наука о методах определения химического состава вещества и его структуры. Предметом аналитической химии является разработка методов анализа и практическое выполнение анализов, а также широкое исследование теоретических основ аналитических методов.

Заметно возросла роль аналитической химии в связи с тем, что больше внимания стало уделяться состоянию и контролю за загрязнением окружающей среды, контролю за технологическими выбросами, сточными водами и т. д. Объектами наблюдения являются также атмосферные осадки.

Для проведения анализа воды и снега используют химические или физико-химические методы анализа.

При выполнении данной работы я пользовался портативной лабораторией Aquamerck для анализа воды, которая содержит готовые к применению реактивы для определения параметров, которые являются важными при оценке качества воды и оценке снежного покрова.

Ход выполнения работы

Отбор проб

Отбираю образцы снега в выбранных местах на площадках размером не менее 1 м. В качестве емкостей для сбора снега пользовались полиэтиленовыми бутылями на 1,5- 2 л из-под питьевой воды, для чего у них отрезал ножницами верхнюю суживающуюся часть (снег в емкости хорошо утрамбовывал). Каждая емкость была пронумерована. Было взято 5 образцов: ул. Фрезеровщиков 39 (а, б), ул. Краснофлотцев 75, ул. Шефская 100, ул. Шефская 98, ул. Таганская 6-а. Для таяния снега собранные образцы оставил при комнатной температуре. После полного таяния снега раствор отфильтровали при помощи фильтра. Раствор для исследований готов.

Общее описание применяемых методов.

Колориметрические методы.

При применении колометрических методов цветовое значение, пропорциональное концентрации исследуемого вещества в пробе, достигается путем добавления реагентов. Оценка световой реакции производится путем сравнения с цветовыми областями на карте цветов. Одновременное использование в качестве эталона сосуда с исходной водой пробы, в который не вводились никакие реагенты, компенсирует влияние незначительной мутности в истинной окраске пробы.

Титриметрические методы.

При применении титриметрических методов количество использованного на титрование раствора пропорционально количеству определяемого вещества в воде.

Количество введенного раствора при титровании определяется по моменту изменения цвета конкретного индикатора (конец титрования). По достижении конца титрования определяют количество использованного титранта по масштабным меркам на пипетке. По количеству использованного титранта рассчитывают концентрацию определяемого вещества.

Таблица 5

Методики и диапазоны измерений. Калибровка пипеток для титрования.

Определяемый параметр Методика Диапазон измерения /калибровка

Нитрит, NO Определение нитрита осуществляется после. диапазон измерения:

Колориметрический диазотизации сульфаниловой кислоты и 0-0,2-0,4-0,6-1-2-3-5 мг/л присоединения N-(нафтил-(1))-этилендиамин гидрохлорида, что ведет к появлению фиолетового азокрасителя

Нитрат, NO , Нитрат, восстановленный до нитрита, вступает вДиапазон измерения:

Колориметрический реакцию с сульфаниловой кислотой. Диазоновая 0-10-25-50-75-100-125-150 мг/л соль, образующаяся в результате реакции, соединяется с 2,5 дигидроксибензоидной кислотой, образуя соответствующий азокраситель

РН Колориметрическое определение рН с помощью Диапазон измерений:

Колориметрический смешанного индикатора 4,5-5-5,5-6-6,5-7-7,5-8-8,5-9

Общая жесткость, Ионы кальция и магния образуют с индикатором Калибровка пипетки для титрования:

Титриметрический окрашенный хелатный комплекс. При титровании 1 деление = 0,2 d

Titriplex III (этилендинитрилтетраацетиловая кислота) ионы металла связываются с этими хелатными остатками, и окрашенный хелатный комплекс разрушается, с изменением окраски.

Таблица 6. Инструкция по определению отдельных параметров.

Определяемый параметр Порядок операций

Необходимые принадлежности

НИТРИТ: Прополощите оба сосуда анализируемым раствором несколько раз.

Реагент на нитрит 1; Введите в каждый сосуд по 5 мм анализируемой пробы с помощью шприца.

Реагент на нитрит 2 с вмонтированной Установите один из сосудов в компоратор и не вводите в него реактивы (исходный стандартный раствор).

в крышку микроложкой; Введите во второй раствор (реакционный сосуд) 5 капель реагента 1, закройте и слегка встряхните.

Дозирующий шприц; Введите одну микроложку (без горки) реагента 2 в реакционный сосуд, закройте крышкой и растворите

2 сосуда для анализа с реагент при встряхивании.

завинчивающимися крышками; Подождите 1 мин и установите сосуд в компаратор рядом с исходным раствором для сравнения цветов.

цветовая карта для нитрита

НИТРАТ: Прополощите оба сосуда анализируемым раствором несколько раз.

Реагент на нитрат с вмонтированной в Введите в каждый сосуд по 5 мм анализируемой пробы с помощью шприца.

крышку микроложкой; Установите один из сосудов в компаратор и не вводите в него реактивы (исходный стандартный раствор).

Дозирующий шприц; Введите одну микроложку (без горки) реагента в реакционный сосуд, закройте крышкой и сильно

2 сосуда для анализа с встряхивайте в течение одной минуты.

завинчивающимися крышками; Подождите 5 минут и установите сосуд в компаратор рядом с исходным раствором для сравнения цветов.

цветовая карта для нитрата

РН: Прополощите оба сосуда анализируемым раствором несколько раз.

Реагент на рН ; Введите в каждый сосуд по 5 мм анализируемой пробы с помощью шприца.

2 сосуда для анализа с Установите один из сосудов в компаратор и не вводите в него реактивы (исходный стандартный раствор).

завинчивающимися крышками; Введите в реакционный сосуд две капли реагента на рН, закройте сосуд и слегка встряхните.

цветовая карта для рН Установите сосуд в компаратор рядом с исходным раствором для сравнения цветов.

ОБЩАЯ ЖЕСТКОСТЬ: Прополощите оба сосуда анализируемым раствором несколько раз.

Реагент для определения общей Введите в каждый сосуд по 5 мм анализируемой пробы с помощью шприца жесткости 1; реагент для определения Введите в мерный сосуд 3 капли реагента 1 и хорошо перемешайте. В присутствии элементов, определяющих общей жесткости 2 с бюреткой для жесткость воды, проба окрашивается в синий цвет.

титрования; мерный сосуд. Наберите титрант в бюретку.

Вводите титрант в мерный сосуд отдельными каплями до тех пор, пока цвет раствора не изменится от синего до серо-фиолетового и затем красного. В процессе титрования вращайте мерный сосуд.

Рассчитайте величину общей жесткости в ммоль/л по соответствующей метке на бюретке.

Проведение анализа.

Используя инструкции по определению параметров проводим анализ снежного покрова (5 проб) и воды из колонок (3 пробы. )

Таблица 7.

Оформление результатов исследования.

Исследование снежного покрова

Место взятия проб Содержание Жесткость талого снега РН

ммоль/л

Нитритов, мг/л Нитратов, мг/л

Ул. Таганская 6-а 0,2 25 0,6 6,5

Ул. Шефская 98 0,3 50 0,3 7

Ул. Фрезеровщиков 39(а,б) 0,15 75 2 6

Ул. Краснофлотцев 75 0,3 10 0,4 7

Ул. Шефская 100 0,05 10 0,4 6,5

Таблица 8. Исследование воды из колонок.

Место взятия проб Содержание Жесткость воды, ммоль/л РН

Нитритов, мг/л Нитратов, мг/л

Ул. Кр. Командиров-ул. Таганск0,025 0 0,3 6,5

Ул. Стачек-ул. Войкого 0,025 0 0,3 7

Ул. Кобозева-ул. Даниловская0 0 0,2 7

На основании проделанной работы по определению содержания нитрит-ионов, нитрат-ионов, определения рН и общей жесткости воды и талого снега можно сделать вывод, что самым загрязненным является участок, ограниченный улицами Шефская, Фрезеровщиков, Войкова и Даниловская.

Анализ проб воды показал, что содержание данных компонентов незначительно. Это говорит о достаточно хорошем качестве воды, значит, в этих точках грунтовые воды защищены от поступления в них загрязнений от автотранспорта.

4. 2. Исследования интенсивности движения автотранспорта и расчет выбросов угарного газа

Орджоникидзевский район - район сосредоточения крупнейших промышленных предприятий города, таких как Уралмашзавод, завод имени Калинина, Уралэлектротяжмаш, Турбомоторный завод и т. д. Здесь сосредоточено большое количество транспортных средств. Именно в нашем районе проходит крупная автомагистраль – проспект Космонавтов, где несколько раз в сутки создаются автомобильные пробки. Улица Шефская тоже стала перегруженной автомагистралью и очень плохим автодорожным покрытием. Это одна из самых плохих дорог в городе. Огромные площади, занятые крупными заводами, не дают возможности создать объездные дороги и расширить проспект Космонавтов для увеличения пропускной способности. В последнее время резко увеличилось количество иногородних машин. По-видимому, в город едут на заработки и по делам люди из ближайших пригородов – Верхняя Пышма, Березовский и т. д. Это хорошо заметно в утренние и вечерние часы, когда люди едут с работы и на работу.

Было решено определить интенсивность транспортного движения в районе улиц Космонавтов – Старых Большевиков – Шефская – Фрезеровщиков.

Для этого я выбрал 4 точки наблюдения. В этих точках провел подсчет количества единиц автотранспорта в дневное время за один час. Результаты занес в таблицу и сделал расчеты по формуле: M= m*n, где m - количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем определенного типа (г/км); n - среднее количество автомобилей определенного типа, проехавшего за один час.

Таблица 9. Количество выбросов угарного газа.

Вид транспорта m Таганская-Фрезеровщиков Фрезеровщиков-Космонавтов Фрезеровщиков-Ст. Большевиков Шефская

N M N M n M n M Грузовые 89 120 10680 240 21360 120 10680 84 7476 Легковые 24,7 1068 26379,6 4860 120042 2220 54834 1270 31369 Автобусы(на газе) 25 60 1500 160 4000 63 1575 49 1225 Итого - 1248 38559,6 5260 145402 2403 67089 1403 40070

Из таблицы видно, что самый большой суммарный объем выделяемого автотранспортом угарного газа наблюдается в районе пересечения ул. Фрезеровщиков-ул. Космонавтов; далее следует пересечение ул. Фрезеровщиков-ул. Ст. Большевиков и на третьем месте ул. Шефская. Наименьшее количество выбросов угарного газа наблюдается на пересечении ул. Таганская-ул. Фрезеровщиков,что связано с меньшей интенсивностью движения транспорта.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Меры по борьбе с загрязнением атмосферы:

«О Постановление правительства Свердловской области от 17. 06. 97. №503-П «О неотложных мерах по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта», от 29. 12. 97 №1129-П «О порядке обращения нефтепродуктов на территории Свердловской области», от 12. 10. 97 №1037-П «О введении порядка контроля качества нефтепродуктов на территории Свердловской области», «Об охране атмосферного воздуха», постановление Правительства Свердловской области от 18. 03. 2005 № 220 – ПП «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года », Областная государственная целевая программа «Экология и природные ресурсы Свердловской области» на 2009-2011 годы, постановления Правительства Свердловской области от 14. 09. 2009 г. № 1064-ПП «О внесении изменений в областную государственную целевую программу Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» на 2009 – 2015 гг. , утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 25. 06. 2008 г. № 639-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети автомобильных дорог на территории Свердловской области» на 2009 – 2015 годы»

Предусмотрена система мероприятий:

1) Перевод автотранспорта на неэтилированный бензин;

2) Перевод муниципального автотранспорта на газовое топливо;

3) Оснащение автомобилей с системами нейтрализации отработанных газов;

4) Контроль за качеством нефтепродуктов;

5) Развитие систем дорожного движения;

6) Строительство объездных автодорог и улучшение качества дорожного покрытия;

7) Ужесточение государственного контроля за природоохранной деятельностью предприятий транспортно-дорожного комплекса.

- 18 предприятий области имеют сертификат на оказание услуг по переоборудованию автомобилей для работы на газовом топливе.

- В ООО «Уралмашгаз» переоборудовано 398 единиц автотранспортных средств

- Управлением «Энергогазремонт» освоено серийное производство передвижных автозаправщиков на базе автомобиля ЗИЛ с прицепом.

- На территории Свердловскойобласти эксплуатируется 9 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 1 передвижной автогазозаправщик (ПАГЗ), 4 передвижных автозаправщика для заправки автотранспорта сжиженным нефтяным газом.

- В области наложен контроль за качеством нефтепродуктов: организованно 10 кустовых лабораторий, проверенно качество на 5 – 14 объектах.

- В области организован приём и переработка масел в соответствии с постановлением правительства Свердловской области. 59 предприятий имеют лицензию на использование или уничтожение отработанных нефтепродуктов (направление, ОАО и ВИЗ – СТАЛЬ)

- Существует предприятие имеющие право на осуществление работ по размещению, утилизация, переработки автомагистральных шин (покрышек)

- Продолжается строительство автодорог в объезд городов и улучшается качество дорожного покрытия. Кольцевая позволяет значительно разгрузить проезжую часть от потока транзитного транспорта и резко улучшить экологическую ситуацию. Кольцевая магистраль вокруг Екатеринбурга – сложное и дорогостоящее инженерное сооружение. длиной 91 км. В её состав входят 16 транспортных развязок, 32 моста, путепровода. Суммарный объём затрат на строительство=3 миллиарда рублей.

- Построена новая автомобильная трасса на улице Халтурина параллельно улице Бебеля, которая в последующие годы была переполнена автомобильными патоками.

- Введён в строительство новый мост через реку Исеть и реконструирован перекрёстком улиц Бебеля – Готвальда. Движение по первой полосе - улицы Халтурина на участке от моста через реку Исеть до пересечения с улицами с улицами Опалихинской и Свободы открылось. Улица Бебеля стала своеобразной внутренним проездом вдоль микрорайона Заречный. Основную нагрузку по пропуску транспортных потоков на себя приняла улица Халтурина, по которой открыто сквозное движение по одной полосе шириной 11,5 метра в оба направления.

- 29 октября 2010 года открылась новая развязка. Эстакада соединяет по прямой улицы Ясная, Посадская, Большакова, и на разные уровни разводит пересечение улиц Фурманова и Московская. Это обеспечит непрерывное транспортное сообщение, по оценкам специалистов, будет пропускать 250 машин в минуту.

- В течение 8лет проводится операция «Чистый воздух» в целях снижения загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автомобильного транспорта в Свердловской области, силами Свердловской области в том числе и Екатеринбурга. В нём принимали участие государственное учреждение «центр экологического мониторинга и контроля», ГИБДД, ГУВД Свердловской области. Свердловской области определения российской транспортной инспекции, областном центре санэпиднадзора, администрация городов и районов.

- Проверка автопредприятий и автохозяйств, станции механического обслуживания, авторемонт заводов и проведение максимального количества замеров автомашин на линии в целях снижения числа машин эксплуатирующихся с превышением норм токсичности и дымности. Уменьшение выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта. В ходе инспекционных проверок предприятий контролировались:

- Наличие на предприятиях контрольно регулирующей аппаратуры

- Организация технического обслуживания и ремонт автомобилей

- Осуществление предприятиями контроля токсичности и дымности в отработавших газах автомобилей

- В соответствии оборудования транспортного средства эксплуатируемого в целях перевозки опасных грузов, установленным нормам и требованиям

- Наличие фактов загрязнения территории произведены технические базы характеризующего субъекта, его цехов, помещений и прилегающих территорий (рельеф местности, поверхностные природные водоёмы и прочее) отходами от автотранспорта, ГСМ

- Организация работы его обучению и повышению квалификации персонала, занимающегося контролем и регулированных автотранспортных средств, а также водителей. Операция проводилась в 49 населённых пунктах Свердловской области.

Операция «Чистый воздух» в Екатеринбурге.

(с 11 мая по 30 сентября 2009 года)

Операция проведена в соответствии с Законами РФ «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», постановлением Правительства Свердловской области от 18. 03. 2005 г. № 220 – ПП «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года ».

Приняли участие:

- Свердловское областное государственное учреждение «Центр экологического мониторинга и контроля»,

- Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области,

- Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области

- Уральское управление государственного автотранспортного и дорожного надзора.

- Центры государственного СЭС в городе Екатеринбурге

- Экологии районных администраций

- Комитет по экологии и природопользованию

Операция «Чистый воздух» проводилась в 48 населенных пунктах Свердловской области. В ходе нее было проинспектировано 2 302 предприятия, в том числе 2 186 автохозяйство, 103 автосервисных предприятия, 3 авторемонтных завода, 10 индивидуальных владельцев гаражных кооперативов. Подвергнуто инструментальному контролю на содержание нормируемых загрязняющих веществ в отработавших газах 260 372 карбюраторных автомобиля (в 2008 г. - 207 447) и 51 101 дизельный (в 2008 г. - 37 603), выявлено превышение норм у 31 251 карбюраторного автомобиля (в 2008 г. - 20 586) и у 3352 дизельных (в 2008 г. - 3535), что составляет по карбюраторным автомобилям – 12,0 %, по дизельным – 6,6 %. (в 2008 г. превышение нормативов составило по карбюраторным автомобилям – 9,8 %, по дизельным – 9,4 %).

Анализ инспекционных проверок предприятий в целом по области показывает, что основными причинами нарушений требований законов РФ и Свердловской области по охране атмосферного воздуха являются:

• выпуск на линию транспортных средств с превышением нормативов содержания оксида углерода, углеводородов в отработавших газах, дымности отработавших газов автотранспортных средств;

• отсутствие графиков технического обслуживания автотранспорта;

• несоответствие контрольно-регулировочных пунктов требованиям нормативных документов;

• отсутствие либо невыполнение графиков контроля токсичности и дымности отработавших газов автотранспорта и невыполнение графиков контроля;

• несоответствие периодичности контроля токсичности и дымности отработавших газов требованиям ГОСТов;

• отсутствие контроля за содержанием углеводородов в отработавших газах автотранспорта, отсутствие тахометров для определения частоты оборотов двигателя;

• невыполнение требований по пломбированию карбюраторов после регулировки, в результате чего при проверках выявляются превышения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах на автомашинах, прошедших контроль;

• отсутствие контроля содержания оксида углерода и углеводородов при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автотранспорта;

• моральный и физический износ автотранспорта;

• низкая ответственность руководителей предприятий и водителей за качественное техническое содержание и обслуживание автотранспорта;

С мая по сентябрь об операции «Чистый воздух» было опубликовано 83 материала в СМИ. Итоги проведения операции «Чистый воздух» в 2009 году опубликованы на сайте Министерства природных ресурсов Свердловской области (www. mprso. ru).

Таким образом, с целью снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта необходимо продолжить реализацию неотложных мер, а именно:

– использование в качестве моторного топлива бензина высокого качества;

– перевод муниципального автотранспорта на газовое топливо;

– оснащение автомобилей с дизельными двигателями системами нейтрализации отработавших газов;

– контроль качества ввозимых и реализуемых нефтепродуктов на территории Свердловской области;

– проведение реконструкции сети автодорог с целью увеличения их пропускной способности;

– развитие систем дорожного движения с целью упорядочения транспортных потоков и ликвидации «пробок»;

– строительство объездных автодорог и улучшение качества дорожного покрытия;

– усиление государственного контроля за природоохранной деятельностью предприятий транспортно-дорожного комплекса.

Итоги операций представляли в правительстве Свердловской области и других заинтересованных организаций.

Вывод: в Свердловской области ведется огромная и разнообразная работа в решении проблемы по воздействию автотранспорта на состояние окружающей среды. Можно сказать, что речь идет о целенаправленной экологической политике, проводимой правительством области. Несмотря на небольшие объемы средств, отпускаемые на решение проблемы, можно сказать, что проблема не остается без внимания правительства. Единственно, что следует обратить внимание, кажется, на экологическое воспитание населения. Работу эту необходимо проводить, начиная с детских садов и заканчивая работой со взрослым населением.

Заключение

1. В ходе работы изучена разнообразная литература, статистические данные, содержащиеся в «Государственном Докладе по состоянию окружающей среды за 2002 год» и сборнике в Свердловской области в 1995, 2000, 2002 году», материалам Государственного доклада о санитарно- эпидемиологической обстановке в Свердловской области, отчет о проведении в Свердловской области операции «Чистый воздух» в 2009 году

2. Проанализированные данные о состоянии здравоохранения в Свердловской области на примере только двух заболеваний (БОД, новообразования) позволяют сделать вывод, что состояние здоровья населения в Свердловской области по сравнению с Россией крайне неутешительны. Внушают серьезные опасения цифры по заболеваемости детей и подростков, особенно это касается новообразований.

3. Проведено исследование снега и водных источников вблизи крупных автомагистралей и стоянок. Результаты показали, что состояние водных источников благополучно. Состояние снега свидетельствует о высокой степени загрязнения, особенно в районе Проспекта Космонавтов.

4. В ходе анализа нормативно статистических документов можно сделать вывод, что в области и городе ведётся большая и разнообразная работа по борьбе с воздействием автотранспорта:

- Создаются различные законодательные акты;

- Решаются проблемы с топливом для автотранспорта (переход на неэтилированный бензин, газ, нейтрализация отходов нефтепродуктов и т. д);

- Строительство объездных дорог и усовершенствование дорожного покрытия;

- Проводится мониторинг за состоянием окружающей среды;

- Проводятся и финансируются научные исследования по темам, связанных с воздействием автотранспорта.

Мы считаем, что необходимо провести следующие мероприятия:

1) Проводить озеленение, особенно вдоль дорог.

2) Необходимо проводить обработку тополей – «Природных пылесосов», в связи с их массовым поражением тополевой молью.

3) Удалить парковки из наших дворов, с детских площадок (может быть перенести их в виде подземных гаражей, или продумать архитектурное решение).

4) Ужесточить штрафные санкции, а средства пустить на решение экологических проблем.

5) Проводить активнее экологическое образование населения по воздействию автотранспорта на население.

Планы на будущее:

1) Выяснить влияние автотранспорта на растения.

2) Изучить влияние шумовое загрязнения (по возможности).

3) Изучить степень загрязнения почв, особенно вдоль автодорог.

4) Исследование радиационного фона.

ТЕЗАУРУС

Аллергия – состояние повышенной реактивности организма животного и человека на определённые вещества, преимущественно органические, развивающиеся при повторном воздействии этих веществ. В последние годы аллергия получила широкое распространение в связи с усиливающимся загрязнение окружающей среды. Частота заболевания аллергии возрасла в несколько десятков раз.

Алюминий – Серебристо белый металл. Содержится в выбросах производства алюминиевых, горно–рудных, химических, фармацевтических, лаков и красок, текстильных, бумажных, синтетического каучука, машиностроительных, станкостроительных, нефтехимических, фенолов, спирта, авиационных, автомобильных, судостроительных, строительных.

Токсичность: показывает общетоксичное (пневмосклероз, алюминоз, поражение печени, дерматит, астма, изменение в тканях глаза), раздражающее действие. Наиболее распространённые источники попадания алюминия в организм человека: пища, которую приготавливают и держат в алюминиевой посуде (особенно если продукты имеют кислую среду, а посуда изготовлена из непищевого алюминия), Питьевая вода (часто в районах поддержанных кислотными дождями), лекарство: (аспирин), некоторые растения (чай).

Антидетонатор - вещество, добавляемое к топливу с целью повышения его детонационной стойкости. Антидетонаторы подразделяются на слабые (толуол, бензол, этиловый и метиловый спирты и др. ), добавляемые в топливо в количестве нескольких десятков процентов; средние (анилин и др. ), добавляемые в количестве до 10%, сильные, содержание которых в горючем не превышает десятых долей процента. Наиболее известным сильным антидетонатором является тетраэтилсвинец. Увеличение содержания сильных антидетонаторов свыше нескольких десятых долей процента бессмысленно, поскольку не ведет к дальнейшему повышению детонационной стойкости.

Бензин без свинцовый («Очищенный», Неэтилированный) – топливо для двигателей внутреннего сгорания, антидетационное свойство, которого достигают применением топливных добавок, не содержащих свинца. В бензине без свинцовом ограничено содержание среды, некоторых углеводородов (особенно бензола). В России доля неэтилированных Бензинов (АИ-91,92,95) в общем объёме производства не превышает 40%.

Бензол – основа химической структуры всех веществ, класса ароматических углеводородов. Бензол – высокотоксичная бесцветная жидкость с приятным запахом; смесь бензола с воздухом взрывоопасна. Бензол используется как исходный продукт при производстве синтетического каучука, полимеров, инсектицидов, нейлона, фенола, и другие. Установлена канцерогенность бензола для человека, причём наибольший риск для большинства населения обусловлен бытовыми источниками: курение (в среднем курильщик вдыхает 600 мгк бензола в день), пассивным курение, выхлопными газами автомобилей, растворителями и латексными красками. Бензол также вызывает заболевание крови и поражает хромосомы, причём безопасные концентрации не могут быть указаны. Чаще всего отравление происходит путём вдыхания, возможно по падение в организм через кожу. Симптомы отравления: раздражение слизистых оболочек и кожи, тошнота, головная боль, головокружения, ощущение опьянения и эйфория.

Бензо(а)перен – самое известное вещество из группы полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Б. Представляет собой пластинки или иголки желтого цвета. Образуется при нагревании органических веществ, при недостатке кислорода. Распространенный канцероген: содержится в выхлопных газах автомобилей (особенно много от дизельных двигателей), промышленных отработанных газах, сигаретном дыме, копченых пищевых продуктах. Вызывает раковые заболевания у рабочих, имеющих с дегтем и родственными продуктами – смолой, сажей, асфальтом, а также у курильщиков.

Выбросы автомобилей. Выхлопные газы автомобилей содержат преимущественно оксиды азота (NO2), оксид углерода (СО), углеводороды (CnHm) и другие вредные примеси. NO2 образуются при горении топлива из атмосферного топлива из атмосферного азота в результате реакций с кислородом, СО и CnHm - при неполном сгорании топлива или низких температурах горения. Среди углеводородов наиболее токсичны бензол, формальдегид, бензо(а)пирен. Количество выбрасываемого в атмосферу свинца зависит от концентрации последнего в бензине (см. бензин без свинцовый). Сажа поступает в основном от дизельных двигателей, ее количество во многом зависит от правильности регулировки и изношенности двигателя. Диоксид серы образуется из-за наличия в дизтопливе серы. В настоящее время В. а. составляют в крупных городах обычно более половины всех загрязнителей атмосферы, причем сокращение объемов В. а. , вероятно, будет достигаться переводом автомобилей на газовое топливо.

Диоксид серы (SO 2 ) – бесцветный газ с резким запахом; растворяется в воде. Содержится в выбросах тепловых электростанций, производств серной кислоты, сульфата аммония, перерабатывающих твердое топливо, металлургических, керамических, линолеума, рубероида, пенопласта, минераловолокнистых плит, свеклосахарных, пищевых, текстильных, бумаги. Токсичность: оказывает общетоксическое, раздражающее, эмбриотоксическое действие; раздражает глаза, дыхательные пути, кроветворные органы; вызывает кашель, слезотечение, головную боль, одышку, слабость, спазм бронхов; вредно воздействует на растения, причем они гораздо чувствительнее к Д. с. , чем человек; разрушает строительные материалы, металлы, краску, кожу, бумагу и текстильные ткани. Выбросы Д. с. служат главной причиной кислотных дождей. Специалисты уделяют большое внимание Д. с. и в связи с проблемой трансграничного переноса вредных веществ: в Норвегии и Швеции в 1980-х гг. более 80% всех выпадений серы было обусловлено ее поступлением из других стран, во Франции и СССР аналогичный показатель составлял 50%.

Диоксин – обычное название 2, 3,7, 8-тетрахлордибензопарадиоксина (2,3, 7, 8 – ТХДД), наиболее токсичного из широко распространенных веществ. Диоксины образуются в качестве побочных примесей при производстве, обработке и сжигании любых хлорированных углеводородов, которые широко применяются в промышленности и быту, также при производстве отбеленной целлюлозы, сжигании мусора и промышленных отходов, высокотемпературных процессах обработки меди, никеля и других металлов; содержится в выбросах автотранспорта, причем в больших объемах при использовании этилированного бензина (см. Бензин без свинцовый). Эксперименты на животных доказали канцерогенное, тератогенное и мутагенное действие диоксина. Также влияет на способность к деторождению. В организме человека или животного попадает через кожу, с воздухом и пищей. Наряду с 2, 3, 7, 8-ТХДД еще 11 представителей диоксина относятся к сверх токсичным органическим веществам. Наиболее изученный симптом отравления человека – хлоракне – тяжелое кожное заболевание с образованием гноя, причем оно почти не поддается лечению, внешность больных обезображивается. Время распада диоксина в почве – от 10 до 20 лет, в организме человека – не менее нескольких месяцев. Диоксин накапливается в пищевых цепях. Подобно ДДТ, может быть обнаружен практически везде. Способы уменьшения концентраций диоксина в окружающей среде: сжигание городского мусора при более высоких температурах, бесхлорное отбеливание бумаги, перевод автомобилей на неэтилированный бензин, более тщательная фильтрация на водопроводных станциях.

Канцерогенный (канцероген) – вызывающий злокачественные новообразования (см. Рак).

Кислотные дожди (кислые дожди). В середине Х1Х века английский химик А. Смит установил, что при сжигании угля увеличивается кислотность атмосферных осадков, он же ввел термин «кислые дожди». Основной вклад в кислотность осадков вносят диоксид серы и оксиды серы, которые образуются при сгорании топлива: содержащаяся в топливе сера превращается в диоксид серы, а оксиды азота образуются в результате реакции атмосферного азота с атмосферным кислородом. Диоксид серы и оксид азота в результате трансформации в атмосфере превращаются в серную и азотную кислоты, подкисляющие осадки. К. д. характерны для районов, в которых в значительных масштабах сжигается ископаемое топливо, выплавляются цветные и черные металлы, осуществляется переработка нефти и производство серной кислоты, развит автомобильный транспорт. Для оценки степени закисления осадков полученные значения рН сравнивают с равновесным значением 5,65, которое соответствует естественному состоянию атмосферы. Экологические последствия К. д. многообразны: гибель лесов, вымирание планктона, водорослей, рыб в реках и озерах, вынос из почв питательных веществ и тяжелых металлов, что создает другие экологические проблемы (загрязнение подземных вод, используемых для питьевых нужд и т. д. ). Кислотные дожди также разрушают материалы.

Концентрация предельно допустимая (ПДК) - количество вредного вещества в окружающей среде, при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства. В последние годы ученые пришли к выводу об отсутствии нижнего безопасного порога (а следовательно, и ПДК) при воздействии канцерогенов и ионизирующей радиации.

Оксиды азота – газообразные соединения, объединяемые общей формулой NO 2 , Оксиды азота образуются при процессах горения, причем, чем выше температура горения, тем интенсивнее идет их образование. Диоксид азота – красно-бурый газ с неприятным запахом, моно оксид азота – бесцветный газ, на воздухе немедленно окисляется до NO 2. Диоксид азота сильно токсичен; оказывает общетоксическое (головокружение, судороги, сердцебиение), раздражающее (слизистые оболочки, кожа, дыхательные пути), аллергенное, гонадотоксическое действие. Из NO 2 образуется азотная кислота, принимающая большое участие в образовании кислотных дождей. Оксиды азота реагируют с образованием фотооксидантов. Экологическая роль других оксидов азота менее значима ( N 2 O, N 2 O 5).

Сажа – мелкие частицы несгоревшего углеводорода. Сажа образуется при неполном сгорании любого органического топлива, поэтому ее наличие указывает на повышенный расход горючего материала и соответственно на неоправданно большие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Опасность сажи также и в том, что она, подобно пыли, несет на себе токсичные вещества, особенно бензо(а)пирен. Среди загрязнителей атмосферы сажей в городах часто доминируют дизельные автомобили, особенно тогда, когда они оснащены морально устаревшими и износившимися двигателями (характерный для многих российских городов пример – автобусы “Икарус”). Большое значение имеет и правильность регулировки двигателя: увеличение мощности двигателя на 11% по сравнению с нормативом означает увеличение выброса сажи на 50%.

Смог. Термин широко используется в нескольких значениях:

1) Сочетание пылевых частиц и газов с каплями тумана;

2) видимое загрязнение атмосферного воздуха, сопровождающееся резким снижением дальности видимости. Интенсивный смог любой природы вызывает удушье, приступы бронхиальной астмы, аллергические реакции, раздражение глаз, а также негативно сказывается на растительности, зданиях, скульптурах и т. д.

Тератогены химические вещества или физические факторы, воздействие которых на зародыш может привести к уродствам или гибели плода.

Токсичность – ядовитость, способность многих химических элементов и их соединений, а также биогенных веществ оказывать вредное воздействие на живые организмы.

Топливные добавки – используются для улучшения свойств бензина и дизтоплива. Наиболее известные и одновременно вредные топливные добавки – соединения свинца (тетраэтилсвинец), которые используются для повышения детонационной стойкости бензина. Тетраэтилсвинец успешно заменяется другими антидетонаторами: ароматическими углеводородами, эфирами и спиртами (см. Бензин без свинцовый).

Угарный газ, оксид углерода (СО) – бесцветный газ. Содержится в выбросах нефтехимических, сульфатцеллюлозных, теплоэлектроцентралей, линолеума, толя, рубероида, пенопласта, минеральных плит, алюминиевых, асфальтобетона, цемента, коксохимических, аммиачной селитры, аммиака, метилового спирта, металлургических, метало обрабатывающих, органического синтеза, синтетического бензина, а также образуется при работе дизельных и карбюраторных двигателей. Токсичность: сильно токсичен; кровяной яд (блокирует поступление кислорода в кровь); вызывает головную боль, головокружение, рвоту, смерть. Поскольку угарный газ образуется при горении топлива в условиях дефицита кислорода, один из важнейших путей сокращения выбросов – правильная регулировка двигателей и вообще всех систем сжигания топлива. Даже просто своевременная замена воздухофильтра на автомобиле снижает выброс угарного газа в атмосферу.

Углекислый газ, диоксид углерода, углекислота (СО 2) – бесцветный газ. Находится в зоне повышенного внимания экологов ввиду способности задерживать тепловое излучение Земли (парниковый эффект). Техногенный источник углекислого газа – сжигание любого вида топлива, которое привело к закономерному росту концентрации этого газа в атмосфере. Кроме того, углекислый газ токсичен: вызывает слабость, головокружение, головную боль, повышенное кровяное давление, расстройства дыхания, сердцебиение, частый пульс; в больших концентрациях – наркотическое, раздражающее действие, общее угнетение, удушье.

Штормовое предупреждение (смоговая тревога). На основе анализа синоптической ситуации на обширной территории Гидрометеослужба прогнозирует неблагоприятные с точки зрения рассеивания вредных примесей периоды (обычно несколько дней). В эти дни на основные предприятия-загрязнители передается штормовое предупреждение: режим работы № 1. Это означает, что руководители предприятий обязаны выполнять мероприятия по усилению контроля за соблюдением технологического режима, работой газоочистных устройств, прекращать испытания оборудования, снижать производительность аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительными выбросами вредных веществ.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)