Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Второе рождение Собора

Все началось с того дня, когда мы стали первоклассниками. Первый урок, первая учительница Все так торжественно и в то же время необычно. Радостно и немного страшно. А потом нас повели в церковь. Богослужение, церковное песнопение и вся обстановка, что окружает тебя, когда заходишь в храм, подействовало одухотворяюще. У меня появилось желание узнать что-то из его истории. Потихоньку я начала собирать исторические данные. Каким образом? Обращалась в районный краеведческий музей, районную библиотеку, брала информацию из сохранившихся документов, из публикаций в местной прессе, из краеведческой литературы. За полтора года узнала много интересного, необычного. Мне захотелось, что бы о нашем неизвестном и неприметном (но от того не менее важным для истории духовной жизни нашей Родины) узнало как можно больше людей. Ведь историю, ушедшую от нас навсегда и живущую рядом необходимо знать каждому.

Первые православные храмы в нашем крае появились еще во времена великих киевских князей. Ныне в благочинии действует восемнадцать церквей и один собор: Собор Покрова Пресвятой Богородицы в городе Бирюч, о котором мы хотим рассказать.

Два раза происходило рождение собора. Первым его рождением было время закладки подземных казематов и возведении над ними большого деревянного собора. Оно относится к середине XVIII столетия – времени обретения Бирючом статуса уездного центра. Тогда Россия готовилась к Крымскому броску, и Бирюч становился средоточием войск и войсковых магазинов. В документах Военной коллегии под 1788 годом записано об отпевании умерших в здешнем лазарете «. кавалеров полковника Домиана Елистратова и генерала-майора от инфантерии Владимира Иовича Нарыкова, за высокой должностию коих обряд в Бирюченском Покровском соборе совершил викарный архиепископ воронежский Агафон».

Деревянный собор к середине XIX века обветшал и уже не вмещал прихожан разросшегося города. Поэтому в 1832 году, сразу после постройки Успенской церкви при соборе, было получено благословение Святейшего Синода на сбор пожертвований для постройки нового, каменного собора.

На строительство собора назначенной из казны суммы не хватило, и поэтому клир и прихожане собирали пожертвования на его достройку. Колокольня также строилась несколько позже. К празднику Покрова 1838 года собор был построен.

Начался отсчет первого возраста собора. Он представлял из себя пятикупольное строение с колокольней и четырьмя престолами, являлся величественным сооружением, не похожим на другие. Впечатляло внутреннее пространство храма: оно являло собой своеобразный ордер, где колонны и несущие горизонтальные части составляли с виду легкие конструкции и выливались в своеобразную базилику. Красоту, и великолепие внутреннего убранства собора отмечали многие известные в стране люди, тут бывали композитор Бортнянский, писатель Данилевский, а художник Крамской, воодушевленный росписью храма, пытался повторить его образы в картине «Христос в пустыне». В этом храме зарегистрировано рождение известного ученого Е. Н. Павловского.

И этот возраст Покровского собора был оборван в 1922 году, когда отсюда изъяли церковные ценности, а клир, за отказ принять обновленческие церковные идеи, был разогнан.

Службы в храме прекратились.

«Черная тень над площадью» так озаглавил свою статью старейший житель поселка М. Пигидин в районной газете «Знамя труда», в которой рассказал о дальнейшей судьбе собора. «Он был величествен и красив, и мне, простому смертному, просто непонятно, как вообще у людей, далеко не варваров, поднялась на него рука. Сначала разобрали середину этого здания. Превратили кирпич в щебень и вывезли его на дорогу.

Колокольня с пятиглавым куполом простояла в таком полуразрушенном состоянии до весны 1947 года. Затем по чьему-то указанию она была взорвана и по сути превращена в щебенку и пыль. От собора осталась лишь какая-то часть, помещение под бывшим куполом. »

До 1953 года местная организация «СОРТСЕМОВОЩ» использовала это помещение под склад, а затем приступили и к его разборке. Кирпич продавали населению, а за счет вырученных денег платили рабочим зарплату. Позже местные власти обратились в Верховный Совер РСФСР с просьбой перестроить запущенный Собор в районный Дом культуры. Разрешение было получено. Была снесена колокольня, надстроена крыша, наружные стены храма сохранились, с восточной стороны пристроен вестибюль с кинопроекционной, с западной – пристроена котельная. Новые строители вышли на неизвестное кладбище у южного церковного предела. Все найденные останки перезахоронили на главном кладбище поселка.

Когда работы по сути уже были завершены, возвели крышу, на которую ушло два вагона леса и одиннадцать тонн кровельного железа, средь ясного тихого летнего дня вылезла черная туча. Она, еще больше темнея, зловеще надвигалась на райцентр. Поднялся мощный ураган. Он, как черный дракон, налетел на Дом культуры. Со страшным гулом приподнял многотонную крышу и сбросил на площадь близ бывшего кинотеатра, превратив ее в бесформенную кучу.

Старушки, проходившие мимо, набожно крестились и говорили, что это сам Господь Бог ниспослал за разрушение храма такое наказание.

Через десять лет Дом культуры сдали в эксплуатацию.

В некогда святом месте проводились партийные конференции, вечера, театрализованные представления, разворачивалась буфетная торговля.

Но известно – у престола каждого разрушенного храма служат ангелы. Люди и строения переходят в иной возраст. Так пришло время и для второго рождения Покровского Собора.

При подготовке к 300-летнему юбилею города Бирюч появилась возможность произвести восстановление и вернуть здание Покровского Храма в его первоначальное лоно с некоторыми архитектурными изменениями, сохранив классические формы соответственно планировке города, выполненной в трехлучевой структуре улиц по аналогии с Санкт-Петербургом.

Для восстановления храма Покрова Пресвятой Богородицы был создан Попечительский Совет во главе с депутатом Государственной Думы по Новооскольскому избирательному округу, президентом международного фонда «Поколение» А. В. Скочем. Собранные им средства стали основным источником финансирования работ. Настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 2005 года был назначен Олег Васильевич Моргуляк. В юбилейный 2005 год архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн отслужил божественную литургию, по ее окончании состоялся Крестный ход с освящением храма.

Возможно, что именно с возрождения храмов на бескрайних российских просторах начинается и возрождение духовной жизни нашей Родины.

<

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)