Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Взаимосвязь произведений словесности и произведений живописи

Мы привыкли рассматривать произведения словесности вне его связи с другими произведениями. На самом деле существуют взаимодействия одних произведений с другими.

В чем же они проявляются?

Во-первых, в языковых средствах. С развитием общества развивался и язык, высказывания приобретали стилистическую окраску. Возникают новые слова, обогащаются знания старых. Появляются различные типы произведений и поэтические фигуры и т. д. Всё это фонд, из которого писатели черпают материал. Используют готовые средства и создают новые.

Во-вторых, на вновь возникающие произведения воздействуют образы героев, созданные другими писателями. Автор, показывая человека своей эпохи, открывает в нём черты присущее людям вообще.

В-третьих, в словесности вырабатываются приёмы построения произведений. Существуют традиционные конфликты: борьба за власть, столкновение любящих с непреодолимыми препятствиями, недоразумениями, когда героя принимают за кого-то другого и т. д. Существуют традиционные приёмы построения сюжета, его этапы: Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

В-четвёртых, взаимодействие можно увидеть и на уровне темы и идеи.

В-пятых, в словесности сложилась система родов, видов и жанров. Уже на стадии замысла автор знает, что он хочет написать: лирическое стихотворение, роман или комедию, и включает своё произведение в ряд созданных предшественниками произведений этого рода и жанра.

Среди огромной массы произведений словесности всех времён и народов можно выделить три источника, из которых писатели постоянно черпают языковые средства, образы, темы и идеи, а нередко воспроизводят особенности их стиля. Это Библия, мифология и народное творчество.

Почему? Потому, что в них открываются новые смыслы, отвечающие на вопросы новых поколений, потому, что в них воплощены общечеловеческие черты. Такие произведения вступают в диалог с читателями и продолжают жить в веках.

Эта удивительная тайна искусства слова! Если бы мы захотели собрать воедино все произведения, авторы которых черпали вдохновение из Библии, составилась бы целая библиотека. Начиная с самых древних и до самых современных произведений – многие несут на себе черты воздействия Библии.

Чтобы узнать, на каком уровне выражена взаимосвязь Библии и летописи, нам необходимо их сопоставить, и мы увидим связь того, что изображено в летописи с Библией на уровне темы и идеи.

В начале древнейшей русской летописи – «Повесть временных лет», говорится о всемирном потопе и о разделении после него земли между сыновьями Ноя. Летописец утверждает, что славяне произошли от Ноя. В Библии содержится лишь краткое упоминание: «От сих населились острова народов в землях их, и каждому по языку своему, по племенам своим, в народах своих», а о славянах ничего не сказано. Зачем понадобилось автору русской летописи обращаться к Библии, где повествуется об истории совсем другого народа? Затем, что летописец смотрел на свой труд, как на долг, завещанный от Бога. Долг в том, чтобы показать, какую роль играет каждый народ в одной истории.

Мы увидели связь того, что отображено в летописи с Библией на уровне темы и идеи. Нечто общее можно увидеть в стиле и в построении предложений. Так в летописи рассказывается о посещении апостолом Андреем Первозванным тех мест, где возникнут Киев и Новгород. Вернувшись в Рим, он рассказывает о Новгородской земле: «Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся, и бегут ноги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут еле живые, обольются водой студёной, и только тогда оживут».

Здесь много инверсий. Новая фраза с предыдущей присоединена по смыслу с помощью повторяющегося союза и.

В Библии используются те же приёмы: «И благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными и пресмыкающимися по земле.

Обратимся к отрывку из Евангелия от Матфея и стихотворению Б. Л. Пастернака «Гефсиманский сад».

Попробуем определить взаимодействие библейского текста на произведение современного поэта, поэта XX века.

В Евангелии от Матфея говорится о том, как Иисус в Гефсиманском саду сообщает ученикам своим, что душа его «скорбит смертельно», просит их пободрствовать с ним. А сам отошёл в сторону, упал на одно колено и стал просить Господа, чтобы он его не предал в руки грешников.

Речь идёт о предательстве Иуды, одного из двенадцати апостолов его. Он пришёл к Иисусу с множеством народа, с мечами и кольями.

«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященника, отсёк ему ухо».

Стихотворение Б. Л. Пастернака и библейский текст по теме и идее взаимодействуют между собой. И в том, и другом тексте речь идёт о предательстве. Видимо, Б. Л. Пастернак не случайно обратился к этому сюжету. Передавая в поэтической форме его содержание, он думал о своём времени, времени сталинских репрессий, когда лилась кровь невинных, когда предательство совершалось на каждом шагу.

Слова Иисуса: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», а у Б. Л. Пастернака: «Спор нельзя решать железом, вложи свой меч на место, человек» наполнены огромным смыслом и говорят о том, что взявшего меч ждёт неминуемая гибель. Б. Л. Пастернак конкретизирует эту мысль. Он говорит, что война со своим народом бессмысленна.

Сопоставим отрывок из Евангелия от Матфея с картиной В. Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду».

Картина написана по рассмотренному нами библейскому отрывку.

На ней изображён молящийся Христос, наклонившийся до самой земли. Автор, написавший это произведение искусства, проявил сочувствие к Христосу, изобразив его не просто наклонившимся в мольбе, а наклонившимся так, что Христос достал лбом землю в мольбе к Богу.

Обратим внимание и на картину Н. Н. Ге «В Гефсиманском саду». Она написана на тот же библейский сюжет, но образ Христа показан несколько иначе, чем на картине В. Г. Перова. Молящийся Христос изображён стоящим на одном колене, но не в неистовой мольбе, а с покорностью, даже с достоинством воспринимающий надвигающееся предательство.

Таким образом, оба художника обратились к одной теме: «Христос в Гефсиманском саду», оба создали свои картины на библейский сюжет Евангелия от Матфея, но по-разному выразили состояние души Христа перед тем, как он отдаст себя в руки грешников.

Существуют и другие примеры в искусстве, когда произведение живописи и словесности взаимодействуют между собой. Вспомним песню поэта и профессора Московского университета А. Ф. Мерзлякова (1778 – 1830) «Среди долины ровныя». Сейчас многие забыли имя поэта, а его песня стала народной.

А в 1883 году художник И. И. Шишкин написал картину «Среди долины ровныя»Она является иллюстрацией к песне, потому что она и озаглавлена словами из неё.

На ней изображён широкий луг, посередине которого возвышается огромный, высокий старый дуб. Эта картина пронизана жалостью к одинокому дубу, возле которого не растёт ни деревце, ни кустик. Могучее дерево стоит в таком одиночестве годами. Оно встречает рассвет и закат, лето и зиму.

Сопоставим теперь это произведение искусства с известной песней поэта А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя

На гладкой высоте,

Цветёт, растёт высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один бедняжечка,

Как рекрут на часах!

Эта песня ничуть не уступает картине И. И. Шишкина в передаче чувств. Оба произведения вызывают одинаковое чувство, чувство одиночества. Значит, их объединяет одна тема, угадывается горькая доля одинокого человека. Настроение грусти охватывает каждого, кто слушает песню или смотрит на картину художника. Трудно жить человеку, когда он один без друга и поддержки, в трудную минуту жизни, хотя он и поражает внешней пышностью, как этот дуб свой раскидистой, роскошной, зелёной кроной.

Чувство жалости особенно проявляется во второй строфе:

Высокий дуб развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один бедняжечка,

Как рекрут на часах!

На этом примере мы очень ярко видим взаимосвязь между произведением словесности и произведением живописи.

Многие поэты творчески используют жанр и стиль народной поэзии, создают лирические стихотворения. В стихотворении С. Есенина «Тёмна ноченька не спится» легко угадывается народная основа в ритме, жанре, стиле.

Тёмна ноченька не спится,

Выйду к речке на лужок.

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

На бугре берёза-свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, моё сердечко,

Слушать песни гусляра.

Залюбуюсь, загляжусь ли

На девичью красоту,

А пойду плясать под гусли,

Так сорву твою фату.

В терем тёмный, в лес зелёный,

На шелковы купыри,

Уведу тебя под склоны

Вплоть до маковой зари.

Это стихотворение хочется петь, настолько оно музыкально. В ней молодецкая удаль и необходимые яркие образы вечерний зарницы и утренний зари («Распоясала зарница в пенных струях поясок»; и «Уведи тебя под склоны вплоть до маковой зари»).

Трогают душу яркие метафоры («На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра»); метонимическое – обращение – моё сердечко. И совсем по-народному звучат слова «шёлковы купыри». Песни гусляра, воспетые в стихотворении, лишний раз подчёркивают связь стихотворения с народным творчеством.

Воздействие русской народной поэзии оказало и на стихотворение А. С. Пушкина «Ещё дуют холодные ветры»:

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утрени морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать.

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ль луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душисто.

В этом произведении говорится о весне, которая только наступает. На проталинах «показались ранние цветочки», а из «душистой келейки медовой вылетела первая пчёлка». О том, что весна только начинается, можно судить по этим строкам:

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утрени морозы.

Воздействие русской народной поэзии ярче проявляется с помощью сравнений и слов, неупотребляемых в наше время, но оставшихся в древнерусской литературе, например: утрени морозы, келейка, красная весна, поразведать, а также с помощью инверсий.

Произведениям живописи также присуще воздействие народного творчества.

На этот раз я взял к примеру картину М. В. Нестерова «Два лада». На полотне М. В. Нестерова с левой стороны изображены царевич с луком и царевна, держащая его колчан со стрелами. Оба они смотрят вдаль. Очевидно, что молодец кого-то подстрелил или они следят за летящей стрелой, пущенной царевичем.

Вокруг них развернулась красавица-природа. На заднем плане зеленеет смешанный лес. А на переднем, перед молодыми, разлилось озеро с зеркальной гладью, в которой отражаются одинокие берёзки с двумя молоденькими ёлочками, растущими на косе бережка. По поверхности водной глади, как по зеркалу, величаво плывут белоснежные лебеди.

Художник, озаглавив картину «Два лада», стремится выразить мысль о гармонии в жизни человека и природы. Два лада – от слова ладить жить в ладу, в согласии. Сказочный сюжет картины помогает живописцу выразить мысль о счастливой, сказочно счастливой жизни.

Итак, в процессе развития словесности выработались определённые способы выражения содержания. Они стали сокровищницей, из которой черпают писатели всех времён и народов. Такие средства можно заметить в произведениях на разных уровнях: языка, образов, сюжета и композиции, темы и идеи, рода, вида и жанра, нередко можно заметить взаимодействие стилей произведений. Особое влияние на словесность, как отдельными формами, так и стилем в целом оказали Библия, мифология и народное творчество.

Обращаясь к великим произведениям прошлого, писатель другой эпохи открывает в них новый смысл, возникающий в диалоге с новым временем. При этом каждый писатель находит в этом источнике своё, необходимое лично ему, что касается произведений словесности.

Взаимодействовать могут не только произведения словесности, но и живописи. Если же автор использует лишь одну строчку из художественного произведения, тогда этот приём называется реминисценцией.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)