Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

ИУДА предатель или спаситель

Поиск истины

Предательство – это один из самых гнусных пороков человечества, грех, который был присущ людям и они совершали его во все времена. Ещё в законах Божьих говорится, что человек должен любить ближнего своего как самого себя, а если должен любить, то никогда не должен предавать! А сколько предательств на Земле происходит ежедневно? Предательство – это нарушение верности кому-либо или даже самому себе.

Библия повествует о самом первом человеке-предателе, который предал самого Сына Божьего. Человек этот – Иуда Искариот. Иуда – мы часто слышим это имя, а ещё чаще крылатое выражение «поцелуй Иуды». И выражение это ассоциируется у нас с предательством, с чем-то греховным. Имя Иуды стало нарицательным для обозначения человека, совершившего гнусное преступление. Даже при отсутствии имени «легко узнаешь по портрету» « предателя ученика», «всемирного врага», которому сатана, пристав, с веселием на лике

Лобзанием своим насквозь прожёг уста,

В предательскую ночь лобзавшие Христа.

Что же двигало этим человеком? Почему он пошёл на это гнусное преступление и нарушил данный Богом закон?

О Господи! Я всеми оклеветан и презираем, стал из рода в род, спроси любого на востоке моджахеда и он ответит,. кто такой.

Иуда Искариот.

В. Чуприн

Проблема предательства – это нравственная проблема, которая актуальна и в наши дни. Именно она подтолкнула меня на написание научной работы на эту тему. Мне стало интересно узнать, почему Иуда предал Сына Божьего , какие причины у него на это были.

Объектом исследования в данной работе является исследование фрагментов «Книги Иуды», текст романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», стихотворение М. Волошина «Иуда-апостол» и статья «Некто в сером», рассказ В. Розанова «Трепетное дерево», текст повести Л. Андреева «Иуда Искариот», фрагменты из произведений Гебгардта, Анатоля Франса, К. Брентано, картины Леонардо да Винчи, Джотто, Ге.

Цель работы: выявление причин предательства Иудой Искариотом Иисуса, и истолкование этих причин разными авторами: русскими и зарубежными писателями, поэтами и художниками.

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ

Так откуда же пришло это крылатое выражение – «поцелуй Иуды?» Библия повествует, что Божий сын Иисус взял себе в помощники двенадцать апостолов, среди которых был Иуда Искариот. Апостолы должны были помогать Иисусу, везде следовать за ним и прославлять его Имя и Имя его Отца. Когда Иисус с апостолами пришёл в Иерусалим, чтобы царствовать там, многие священники были против него. На четвёртый день своего пребывания в Иерусалиме Иисус проводит «Ужин Господа», на котором присутствуют все его апостолы, кроме Иуды Искариота Он уходит к священникам, чтобы помочь им схватить Иисуса. Священники обещают за это Иуде тридцать серебряных монет. И Иуда продаёт своего учителя всего за тридцать серебряников!

После ужина Иисус в Гефсиманском саду. Вдруг появляются люди, вооружённые мечами. Когда толпа расступается, из неё выступает один человек и подходит к Иисусу. Он целует его Это Иуда Искариот! Но зачем он это делает?

Да, поцелуй служит знаком. Именно поцелуем Иуда предал Иисуса. Он показывает людям, которые пришли с ним, кто Иисус, и враги бросаются вперёд, чтобы схватить его.

Как мы видим, в Библии Иуда представлен предателем самого Бога, он совершил чудовищный грех! Но почему он это сделал? Страсть к деньгам овладела им или причина была другая? В Библии не описаны чувства этого человека, а только сообщается сам факт предательства. Ведь ни один человек не может другого хладнокровно послать на смерть. Такой поступок должен быть оправдан какой-то высокой идеей. Но тогда почему Иуда уходит из жизни, повесившись?

Возникает очень много вопросов, и мы попробуем разобраться в причинах злодеяния Иуды с помощью «Книги Иуды».

За своё гнусное злодеяние Иуда получил тридцать серебряников: неужели предатель ограничился бы такими жалкими грошами, если бы действовал под главным влиянием страсти к деньгам? Такую незначительную сумму Иуда мог бы сам взять из находившейся в его распоряжении общественной кассы. И вообще трудно предположить, чтобы человек, который обожает деньги, оставив всё, мог последовать за Сыном человеческим, который скитался и «не имел, где головы преклонить».

Деньги были получены, цель достигнута. Однако же, когда Иуда узнаёт об осуждении Иисуса на смерть, он теряет голову, раскаяние доводит его до отчаяния, он возвращает с презрением серебряники, уходит и налагает на себя руки. Все эти черты не свойственны сребролюбцу: в них открывается сильный характер, виден человек, который не боится самой смерти, а не только власть имущих.

Итак, за сребролюбием Иуды должен был скрываться более глубокий мотив. А может быть, это полное разочарование в Иисусе, утрата веры, любви и уважения к Нему, вообще перелом во внутреннем настроении Иуды по отношению к уважаемому и любимому Учителю, может быть, это послужило причиной?

В каждом действии человека нужно различать 2 стороны: субъективную, т. е. характер, и объективную, т. е. внешние причины, побуждающие человека к действию. Привлекают внимание холодность и обдуманность, с которыми Иуда осуществляет свой замысел. Весь план продуман очень верно и последовательно исполнен. Мы не видим в Иуде ни малейшего колебания, когда читаем евангелийский сюжет, ни сострадания, предатель с наглою дерзостью и холодностью идёт против Того, кто властно распоряжался смертью, бурями и бесами. Во всём поведении предателя видна могучая личность, хотя и сбросившая с себя все оковы любви и уважения, страха и сострадания.

Но Иуда был избран в число приближённейших учеников Господа, значит, он обладал качествами истинного апостола, наряду с другими апостолами был проповедником Евангелия, верил в достоинства и чудотворность Иисуса, иначе он не был бы избран Господом от массы Его последователей, он не оставил бы своего дома ради скитаний. Клеменс Бретано в своём произведении «Трагедия Иуды» пишет: « С Иудой случилось что-то страшное Впрочем, уже давно, вот уже скоро два года, как вообще с ним совершается что-то совсем необычайное. Если бы два года назад ему кто-то сказал, что он будет жить так, как он живёт теперь, он засмеялся бы говорящему в лицо и назвал его сумасшедшим». [3, стр. 93]

В самые серьёзные и критические минуты жизни, когда душевное и нервное напряжение достигает наисильнейшей степени, некоторые особы обнаруживают удивительное спокойствие: одна мысль, одно какое-либо чувство в такие минуты развивается до колоссальных размеров, теснят из сознания все другие мысли и чувства и овладевают всем существом человека. Тогда человек мыслит необычайно быстро и ясно. На языке психологии такое состояние называется идеей фикс; к такому состоянию бывают более склонны особы с болезненно-раздражительным темпераментом.

Что Искариот обладал именно таким темпераментом и мог подчиниться идее фикс, бесспорно. В том месте, где жила Богоматерь с Иисусом, находилась женщина, у которой сын был подвержен припадкам беснования. Припадки состояли в том, что дитя бросалось на всех, кто приближался к нему, и кусало их зубами или бесноватый грыз собственные руки и другие части тела. Услыхав о чудотворной силе Иисуса, мать отправилась с ним к Богоматери, чтобы исцелить бесноватого. Оказавшись рядом, подвергшись припадку, бесноватый пытался укусить божественного младенца, но не мог; потом он ударил Иисуса в правый бок так сильно, что младенец начал плакать. Но в это время сатана оставил бесноватого, выбежав из него в виде бешеной собаки. И в этот самый бок, в который Иуда ударил Иисуса, иудеи вонзят копьё.

Отсюда видно, что предатель в детстве страдал болезнью, которая зависела от особого рода действия злого духа на организм и на нервную систему. С годами припадки проходили, ослабевали, а позже и вообще прекратились. Но следы болезни и нервозность не исчезли. Нервозная натура Иуды могла увлечься идеей фикс; страшная мысль о предании Учителя и наступившая потом сильная реакция могли увлечь Иуду к быстрым и решительным действиям.

Эти внешние условия измены могли скрываться в тех отношениях, в каких был предатель с другими двенадцатью апостолами. Следы общего нерасположения к Иуде со стороны учеников Иисуса заметны уже в самом названии его Искариотом, которое дано было ему в отличие от другого апостола с тем же именем Иуды, прозванного Леввеем. В переводе Леввей означает душа человек, сердечный, милый; напротив, Искариот – человек противный , муж вражды или противления. Кроме того, как кассира и эконома общества, Иуду могли подозревать в утайке общественной казны и пользовании ею: такова неприятная участь всех экономов. Наконец, Иуда был одним из апостолов, пришедшим из нелюбимой галилеянами страны Иудеи.

Но совершая предательство, Иуда действовал не против апостолов, а против самого Иисуса. Значит, что-то было в Иисусе, что настроило против Иуду.

Измена Иуды основывалась на глубоком разочаровании предателя в личности Иисуса. В отношении Иуды к Иисусу совершился сильный переворот – прежняя любовь к Учителю перешла в ненависть и враждебность.

Вступая в общество последователей Иисуса, Иуда, как отчасти и другие апостолы, надеялся на блестящее будущее, которое обещал Иисус. Он решился уйти с родины и оставить семью и следовать за Христом.

А враги теперь утратили страх перед Иисусом и не скрывали своего решения – взять и казнить Иисуса; народ уже не льнёт к Иисусу. А сам Иисус? Вместо царского венца Он теперь часто говорит о необходимости своей смерти и пророчит своим ученикам, что их ждут тяжкие испытания. Могучее слово Иисуса утратило свою власть и силу; ослабела и чудотворная сила Иисуса: за всю последнюю неделю он не совершил ни одного значительного чуда и даже уклоняется от этого. Он прячется у друзей и в диких чащах масличной горы. Иуда не узнаёт в Иисусе прежнего защитника нищих и голодных и строгого обличителя богачей. Следовательно, Иисус – лжепророк: вот какая мысль могла явиться у Иуды в последнюю неделю. Как лжепророк, Христос по закону должен получить достойную казнь.

Ещё одним условием перелома в Иуде могло быть пробудившееся в нём перед Пасхой уважение к иерусалимскому культу. Иуда был еврей и притом из самого центра иудаизма – из Иудеи, где родилась и развилась главная оппозиция идеям Назаретского проповедника о новом Израиле и Новом Завете. Иуда с раннего детства посещал храм в торжественные праздники. Может быть, теперь в сознании Искариота с особенною силою выступили светлые воспоминания детства, может быть, он встретился здесь с покинутыми, но дорогими сердцу людьми

Насколько сильна была привязанность к иерусалимскому культу в евреях того времени, можно судить уже по тому одному, что даже прочие апостолы и христиане, хотя и проповедовали в теории богопоклонение духовное и универсальное, до самого разрушения Иерусалима, были не в силах отказаться от посещения храма и исполнения положенных законом Моисея священнодействий. Иуда с особенной силой мог почувствовать свою измену древнему завету Иеговы и своё отторжение от нации

«Иисус – лжемессия, я сам богоотступник, я изменил нации, нужно загладить своё преступление; Иисус повинен смерти, нужно искупить свой грех» - такие мысли влекут Иуду к предательству.

Без сомнения, Искариот интересовался судебным процессом Иисуса. Иуда знал окончательный приговор, но он не мог не заметить притворного лицемерия, с каким синедристы вели себя во время суда. Этот суд отличался наглостью судей, никакого правильного разбирательства дела не было; обвиняемого осудили на казнь без законных улик, по вражде к нему самих судей. Публичный процесс у римского прокуратора ещё более раскрыл предателю глаза. Прокуратор заявил, что не находит в Иисусе вины и требует от обвинителей оснований, а они прибегают к интриге, требуют крови Христа. Иуда понял теперь, с кем он имеет дело, и в какие руки предал он своего Учителя. Верховные правители сами отрекаются от своего национального царя.

Разочарованием полным закончился для Иуды судебный процесс над Иисусом. Он потерял доверие к иерусалимскому синедриону. Он полностью убедился в невинности Иисуса! Теперь одна мысль тревожит Иуду, что он – предатель невинного. Полное разочарование, раскаяние, стыд, досада, отчаяние были в сердце Иуды и только смерть могла всё это погасить. Иуда, потерявший честь, достоинство, веру и религию, «пошёл и удавился».

Вместо пошлого скупца и сребролюбца мы видим в предателе трагический характер. Да, он разочаровался в Христе, но это иллюзия, и он гибнет, разочаровавшись уже в этой иллюзии.

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

К Евангелию, черпая в нём вдохновение и пытаясь осмыслить то, что в нём содержится, обращались в своём творчестве многие русские писатели. Они в своих произведения поднимали общечеловеческую проблему добра и зла, греха и раскаяния. Но каких бы сторон Священного Писания ни касались русские писатели, кажется, ни один из них не подвергал сомнению вопрос о причинах предательства Иисуса Христа Иудой. Но каждый автор видел своего Иуду, своего предателя, строил свой неповторимый образ.

В произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита» [4] присутствуют «Евангельские» главы. События, описанные в Евангелии, в течение многих сотен лет продолжают оставаться загадкой. Булгаков попытался изобразить эти события по-новому в своём романе.

Один из героев – Иуда очень отличается от других: от Понтия Пилата, от Га-Ноцри. «Очень добрый и любознательный человек» - так характеризует его бродячий философ. Иуда приглашает Иешуа к себе домой, где «принял весьма радушно» и в разговоре выспрашивает взгляды Га-Ноцри на различные, небезопасные темы. Во время беседы Иешуа арестовывают. «Радушный» хозяин оказался предателем. Никакой видимой причины для совершения такого подлого поступка у него не было, кроме одной – деньги! Тридцать тетрадрахм – вот цена человеческой жизни, цена продажной совести. «Механизм» предательства раскрывается в диалоге Понтия Пилата с Га-Ноцри. Этот диалог окутан тайным смыслом. Пилат произносит фразу: «светильники зажёг, двух гостей пригласил»

Откуда появляется эта фраза? Когда кого-либо провоцировали на богохульство с целью дальнейшего привлечения к суду, то делалось это так: двух свидетелей прятали за перегородкой, а рядом с обвиняемым непременно зажигали две свечи, чтобы занести в протокол, что свидетели его видели. В окончательной редакции романа упоминания о «двух свидетелях» нет, но они, наверняка присутствуют.

Булгаков резко противопоставляет двух предателей – Пилата и Иуду, кающегося грешника и безмятежного сластолюбца без тени не то что раскаяния, но хотя бы какой-то тяжести в душе, получающего свою плату за донос и в тот же день, после казни преданного им человека, спешащего на любовное свидание. Всё внимание Иуды приковано к самому себе. Он наделён внешностью красавца: « молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадающем на плечи, в новом голубом таллифе с кисточками внизу и новеньких скрипящих сандалиях». Булгаков намеренно одел Иуду в бело-голубые, так же, как и на Иешуа, одежды.

Тем самым, бродячий философ, одетый в рваньё, но с чистой свободной душой, противопоставляется Иуде, внешняя красота которого оттеняет безобразие души этого персонажа.

Далее сюжет романа ещё более отличается от евангельского сюжета: Иуду убивают по приказу Понтий Пилата, который хочет таким образом как бы искупить вину перед Иешуа. В сцене убийства автор обращает внимание читателя на причину смерти персонажа, используя символический образ истины – Луны. «Левая ступня попала в лунное пятно, так что отчётливо был виден каждый ремешок сандалии». [4,c. 289]Это как бы показывает, что для героя самым важным в жизни было стремление к богатству, к красивым вещам и одежде, что в соединении с предательством привело его к смерти.

Итак, Булгаков считает Иуду бесстыдным сластолюбцем и подлым предателем, продавшим совесть и честь.

«ИУДА ИСКАРИОТ» ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

Одним из первых, кто затронул отношения Христа и Иуды, был Леонид Андреев.

Повесть "Иуда Искариот", написанная в 1907 г. , была задумана как "нечто по психологии, этике и практике предательства"

Образ главного персонажа Иуды парадоксален и внушает противоречивые чувства: это одновременно циничный, самовлюбленный лжец и смелый борец с человеческой глупостью и трусостью, он одновременно подло предает чистейшего человека и является единственным искренне любящим его учеником.

Одним из приемов актуализации противоречий в образах главных персонажей становится прием сравнения. Посредством анализа можно выделить следующие текстовые пространства, организованные по принципу противопоставления и сходства: Иуда - апостолы, Иуда - Иисус, Иуда - Иуда.

Так каков Андреевский Иуда? Совершенно очевидно, что он сложен и неоднозначен. Дурная слава о нем распространилась по всей Иудее. Его порицали и добрые, и злые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи. Всем он приносит одни неприятности и ссоры.

Когда Иуда появился в кругу учеников Иисуса, то поначалу вызвал жгучую неприязнь к себе не только безобразной внешностью, но и злыми, насмешливыми речами. Однако постепенно к нему привыкают, он завоевывает авторитет, становится казначеем, ему поручаются все хозяйственные заботы.

Иуда дерзок, умен, хитер. Виртуозно использует он эти свои качества, чтобы откровенно и цинично интриговать и насмехаться над учениками Христа. Но при внимательном рассмотрении понимаешь, что с полным основанием этого самовлюбленного интригана можно назвать гордым, смелым борцом с "неизбывной человеческой глупостью": такими недалекими оказываются ближайшие ученики Христа.

"Он ничего не знал, этот Фома, хотя обо всем расспрашивал и смотрел так прямо своими прозрачными и ясными глазами, сквозь которые, как сквозь финикийское стекло, было видно стену позади его и привязанного к ней понурого осла" . "Как кучка испуганных ягнят, теснились ученики, ничему не препятствуя, но всем мешая - даже самим себе "- Ты хочешь видеть глупцов? - сказал он [Иуда ] Фоме, задумчиво шедшему сзади. - Посмотри: вот идут они по дороге, кучкой, как стадо баранов, и поднимают пыль".

Возникает цепь образов: ягнята, стадо баранов, осел. В этом ряду заложено противоречие: сравнение с ягненком появляется в речи автора, тогда как стадо баранов - характеристика апостолов Иудой.

С образом ягненка в русской поэтической (в широком смысле) традиции связано значение невинности, жертвы, робости. Однако из этого образа вырастает то, что в общенародном языке связывается не просто с глупостью, а с тупостью и упрямством, с трусостью. Это не просто стадо, в каждом из учеников проявляется индивидуальное воплощение глупости.

Принцип соотнесенности характеристик Иуды и других апостолов реализуется в сравнениях с собакой, формирующих мотив трусливой собаки, складывающийся в концепт трусости, а также примыкающий к мотиву глупых ослов и баранов, - однако в этот раз Иуда уже не отличается от остальных, что отражено и в речи автора, и в речи персонажа: "Разве я [Иуда ] не спас ему жизнь, пока те ученики бежали, согнувшись, как трусливые собаки?". "Нет, лучше, лежа на земле и ляская зубами, как собака, будет высматривать и ждать, пока не поднимутся все те".

Текстовое пространство "Иуда - Иисус" становится ключевым для раскрытия отношений Иуды и Иисуса. Иисус прекрасен, а Иуда безобразен: ". и эта странная близость божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и осьминога с огромными, неподвижными, тускло-жадными глазами угнетала его ум, как неразрешимая загадка". Во-вторых, Иисус сравнивается с прекрасным цветком, в основном с розой, а Иуда - с кактусом. В-третьих, "неразрешимая загадка" их близости раскрывается в мотиве, реализованном в сравнении "как братья": "Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста" .

На все идет Иуда, чтобы привлечь внимание и завоевать любовь Учителя. Удивительно широк диапазон эмоциональных оттенков в поведение Иуды: от самоуничтожения до гневного обличения. Пробовал вести себя вызывающе, но не нашел одобрения. Стал мягким и покладистым - и это не помогло приблизиться к Иисусу. Не один раз, "одержимый безумным страхом за Иисуса", он спасал его от преследований толпы и возможной смерти. Неоднократно демонстрировал свои организаторские и хозяйственные способности, блистал умом, однако встать рядом с Христом на земле ему не удалось. Так возникло желание быть возле Иисуса в царствии небесном.

В последние дни жизни Иуда окружил Иисуса "тихой любовью, нежным вниманием, ласкою", "он угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса, проникая в сокровенную глубину его ощущений, мимолетных вспышек грусти, тяжелых мгновений усталости". Но роковой час близился неотвратимо. Иуда предал сына человеческого целованием. " Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть!" Он так долго и тщетно ждал поцелуя от Иисуса, который тот дарил своим любимым ученикам и никогда - ему, что перед лицом смерти осмелел и поцеловал сам, "вытянувшись в сотню громко звенящих, рыдающих струн". До последней минуты Иуда надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех к нему, когда его судили и вели на казнь, с болью следил за ним, когда его распинали на кресте. И все время ждал, что вот сейчас встанут на защиту верующие и ученики. Но - молчание. Кто отрекся, кто струсил, а кто кричал "распни!" так же громко, как еще недавно "осанна". Никто не ответил на призыв Иуды идти против вооруженных солдат и служителей храма. А разве это не предательство? И Иуда обвиняет в предательстве учеников Христа: " Учитель не велел вам убивать, но разве он запретил вам и умирать?". "Осуществился ужас и мечты". Иуда победил. Наступил миг его торжества, его величества и могущества. Даже земля стала маленькой, и время подчинилось ему. Но зачем ему земля, на которой распяли Иисуса, лучшего из людей? Иуда плюет на нее. Он "во время своих одиноких прогулок наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса". Он идет к нему и просит встретить его ласково, он очень устал. Иуда обращается к Иисусу: "Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?" Однако он не уверен, боится, что Иисус будет сердиться на Иуду из Кариота, не поверит ему, пошлет в ад. И тут же от боязни переходит к угрозам: "И на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твое небо. Тогда пойдешь со мною назад на землю?"

Текстовое пространство "Иуда - Иуда" представлено с двух сторон

Во-первых, в тексте складываются лейтмотивы центральной части, контрастно характеризующие главного персонажа через прием сравнения: с камнем и осьминогом. Мертвая сторона его тела - камень. От внешнего сравнения мы можем перейти к его внутренней сущности. Камень оказывается мертвым и неподвижным только снаружи: "И так часа два сидел он, не шевелясь и обманывая птиц, неподвижный и серый, как сам серый камень. И впереди его, и сзади, и со всех сторон поднимались стены оврага, острой линией обрезая края синего неба; и всюду, впившись в землю, высились огромные серые камни - словно прошел здесь когда-то каменный дождь и в бесконечной думе застыли его тяжелые капли". Второй значимый мотив, пронизывающий все уровни текста, основан на сравнении с осьминогом и представляет вторую сторону натуры Иуды - проворность, подвижность, сноровку, т. е. все противоположные характеристике камня черты : "(Иоанн) добивался только того, что у Иуды как будто и вправду появились восемь беспокойно шевелящихся ног".

Неоднократно подчеркивается двойственность не только лица Иуды, но и его суждений, внутренних переживаний. Его речь афористична. В сжатой и доходчивой форме ему удается сформулировать свою точку зрения и убедить оппонентов. Не раз протестовал он против однозначности толкования поступков. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в эпизоде с утаиванием трех динариев из казны, когда его обвинили в воровстве. Очень ненавязчиво, перебирая монеты, он отметил, что люди жертвуют и фальшивые деньги, неожиданно признался, что утаил деньги, чтобы отдать совершенно несчастной, голодной и истощенной женщине.

Во-вторых, сравнения формируют концепт "предательство". Впервые мотив предательства вводится в текст заглавием (Иуда = предатель). Символическое значение идеи предательства обозначается сравнением Иуды со скорпионом. Если верить значению слова "предательство" (нарушение верности кому-либо ), то в первую очередь это нарушение верности самому себе, заключенное в образе скорпиона, который в минуту опасности жалит сам себя, т. е. становится самоубийцей, как Иуда. Самоубийство Иуды оказывается предопределенным для образа персонажа, в самом начале повести задается тема самоубийства при помощи следующего сравнения: "Он ссорит нас постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом" [с. 210].

Идея предательства, определяющая концептуальный смысл всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной уровень интерпретации заголовка: всякое предательство превращается в предательство самого себя.

Какую же цель преследует Иуда, а вместе с ним и автор? Помимо мотивов, указанных ранее, надо вспомнить еще и о следующем: пожалуй, ничто так не привлекает людей в вере, как ореол мученичества. Именно на это и рассчитывал Иуда, разыгрывая столь страшную трагедию. Вряд ли большую роль в его поступке сыграла судьба, потому что от начала и до конца Иуда Леонида Андреева действует осмысленно. Своим поступком он подверг учеников Христа своеобразной "проверке на прочность", поставил их в такое положение, когда они должны были точно определить свое отношение к Христу. Таким образом, получается, что Иуда намного лучше других учеников понимал Христа, и его действия были просто необходимы для утверждения учения Иисуса. Так кто же такой Иуда: предатель или верный ученик? А почему "или"? Может быть, он то и другое одновременно? Это остается загадкой для читателя. Очевидно одно: Андреев дает возможность поразмышлять над тем, что, казалось бы, не может быть подвергнуто переоценке. Подход Андреева к теме Иуды философский, а не социальный или политический, как полагали некоторые его толкователи.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА ИУДЫ В «ТРЕПЕТНОМ ДЕРЕВЕ»В. РОЗАНОВА

На тему предательства Иуды рассуждает Василий Розанов.

В рассказе «Трепетное дерево» В. Розанов высказывает свою точку зрения на предательство Иудой Иисуса.

Автор пишет о легенде. В легенде говорится, что когда Иуда предал Христа, то почувствовал угрызение совести и удавился на осине – с тех пор она трепещет листьями. «Какой вымысел! Какое уродство в смысле!» - говорит автор. Такая же легенда и о воробьях, что принесли гвозди, которыми были пригвождены руки и ноги Спасителя к кресту.

Автор против этого сравнения природы с чудовищным грехом Иуды! Но, читая дальше, мы понимаем, что автор проникается в эту историю и понимает то, чего раньше не мог понять – «И мы – Иуды? Опять Каины?» Автор пишет, что никогда не мог постичь сна учеников Христа. Он долго размышлял, какой смысл в этом сне? Сон учеников во время молитвы Спасителя в Гефсиманском саду запомнился как упрёк, как показатель человеческой слабости. «Тот предал, эти не усторожили. Он - взят, а вы то спали, то отрекались!» Совершилось грехопадение человека: убили Бога!

«Вот о чём я и думал Осина всё так же трепетала. И я трепетал. И как бы хотел я закричать, заплакать: «Нет, Господи, этого не было, нет! Мы не спали, не отрекались, не предавали» Автор увидел во всех людях таких же предателей, как Иуда. Предал ученик и все люди тоже ученики, которые спали, которые предали!

В. Розанов не оправдывает Иуду, он обвиняет всех людей в их небрежении!

ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ИУДЫ

К теме предательства Иуды обращались не только российские авторы, но и множество зарубежных. У каждого из них был свой взгляд на предательство, и каждый из них видел своего Иуду-предателя или Иуду-спасителя.

Анатоль Франс в цикле «Сад Эпикура» пишет: «Судьба Иуды Искариота повергает в изумление Без Иуды чудо воскресения не совершилось бы и род человеческий не был бы спасён». Но среди богословов утвердилось мнение, что Иуда проклят. Франс пишет, что священнослужителя Эжже мучила мысль о том, что Иуда погубил душу свою, содействуя спасению мира. В конце концов он пришёл к мысли, что «божественное милосердие не могло не желать искупления этой несчастной души» [стр. 91] и что Искариот должен был спастись

«Господь Иуду простит» - этого мы не смеем сказать, да и «не простит» тоже сказать не смеем.

Очень ярко терзания и раскаяние Иуды описывает Гебгардт.«Последняя ночь Иуды» показывает состояние предателя после совершённого греха.

«Иуда долго стоял неподвижно на том месте, где дал смертельный поцелуй Иисусу Громадная летучая мышь задела холодным крылом щеку Иуды».

В самом начале автор показывает грозную, смутную, мрачную обстановку вокруг предателя. Как будто холодом веет со страниц рассказа.

Гебгардт обрисовывает Иуду как «нечистого», ярко изображает мечты Иуды о славе: «когда он накопит громадные богатства, наполнит свои магазины золотом, слоновой костью, драгоценными камнями – тогда будут уважать его и льстить ему».

Из храма Иуду выгнали как идолопоклонника и убийцу, толпа проклинала его. Он бежал под градом камней и чувствовал, что погибнет ужасной смертью.

Автор ярко передаёт мучения предателя, даже убийца прогоняет его со своего двора: «Если тебя клонит сон – Голгофа недалеко отсюда: ты можешь спокойно спать, приклонив голову к кресту твоего Господа, и никто в эту ночь, даже сам дьявол не осмелится потревожить тебя там».

Ненависть к Иисусу ещё более поднимается в Иуде. Во всём виноват Он. Искариоту приятно, что он предал Его. Жалеет он только о том, что Мученик был отдан в когти синагоги за слишком незначительную плату».

Иуде являлись страшные видения: « три креста, казалось, росли и двигались, трое распятых, приближались к предателю с протянутыми вперёд окровавленными руками».

Предателю сильно хотелось пить. Жажда невыносимо мучила его. Внезапно появилась молодая девушка, нежная и хрупкая с глиняной амфорой на плече.

«Возьми – сказала она, - ради любви к Иисусу, возьми и пей».

Автор показывает нам, что молодая девушка открыла Иуде тайну, в которую он не верил – он оскорбил Бога, ужас охватил его сердце. Эта мысль приносила безграничные страдания Иуде и поэтому он ушёл из жизни. «Внезапно он подбежал к дереву, бросил на землю красный плащ, высыпал на него тридцать сребреников и, развязав завязки своего тюрбана, - повесился на самой толстой ветви бесплодной смоковницы».

Гебгардт живописно и точно объясняет причину самоубийства Иуды – он раскаялся, пожалел, что предал Бога, поэтому смысла в жизни больше не видел.

М. ВОЛОШИН «ИУДА-АПОСТОЛ»

Поэты тоже не обделили вниманием Иудин грех. Пример этому – стихотворение М. Волошина «Иуда-апостол». [5]

Иуда - апостол

И когда приблизился праздник Пасхи,

В первый день опресноков, в час вечерний

Он возлег за трапезу — с Ним двенадцать

В горнице чистой.

Хлеб преломивши, роздал:

"Это Тело Мое, сегодня в жертву приносимое:

Так творите".

А когда окончили ужин,

Поднял Он чашу:

"Это Кровь Моя, за вас проливаемая.

И рука прольющего между вами".

Спор возник между учениками:

Кто из них больший?

Он же говорит им:

"В этом мире цари первенствуют.

Вы же не так — кто больший, будет как меньший.

Завещаю вам Свое Царство.

Сядете судить на двенадцать тронов,

Но одним из вас Я буду предан.

Так предназначено, но предателю горе!"

И в смущении ученики шептали: "Не я ли?"

Он же, в соль обмакнув кусок хлеба,

Подал Иуде

И сказал: "Что делаешь — делай".

Тот же, съев кусок, тотчас же вышел:

Дух земли — Сатана — вошел в Иуду —

Вещий и скорбный.

Все двенадцать вина и хлеба вкусили,

Причастившись плоти и крови Христовой,

А один из них земле причастился

Солью и хлебом.

И никто из одиннадцати не понял,

Что сказал Иисус,

Какой он подвиг возложил на Иуду

Горьким причастьем.

Так размышлял однажды некий священник

Ночью в древнем соборе Парижской Богоматери

И воскликнул:

"Боже, верю глубоко,

Что Иуда — Твой самый старший и верный

Ученик, что он на себя принял

Бремя всех грехов и позора мира,

Что когда Ты вернешься судить землю,

И померкнет солнце от Твоего гнева,

И сорвутся с неба в ужасе звезды,

Встанет он, как дымный уголь из бездны,

Опаленный всею проказой мира,

И сядет рядом с Тобою!

Дай мне знак, что так будет".

В то же мгновенье сухие и властные пальцы

Легли ему на уста.

И в них узнал он

Руку Иуды.

Максимилиан Волошин:

". Подвиг Иуды — в его позоре и поругании"

Интересно отношение к теме о предательстве Иуды поэта и художника, литературного и художественного критика Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932). В 1907 году, в лекции "Пути Эроса" Волошин дает следующее истолкование образу Иуды: "Рядом с жертвой Христа — подвиг Иуды. В этом указание и великий символ. Христос — Эрос, Иуда — материя. Иуда — охранитель и собиратель. Но он становится высшим среди двенадцати, самым мощным, самым посвященным из апостолов.

Стихотворение "Иуда-апостол", — безусловно, не принадлежат ни к вершинам "иудоведения", ни к творческим достижениям самого Волошина. Почти любое произведение — от Анатоля Франса до Леонида Андреева, — превосходит попытки Волошина и с собственно литературной, и со смысловой точки зрения.

И все же стихотворение Волошина - важнейшее культурно- историческое свидетельство.

Божественный Агнец должен быть заклан на алтаре рукою жреца, и рука эта должна быть чиста и тверда. "Один из вас предаст Меня", — это не упрек, а вопрос: кто из вас примет на себя бремя заклания? И каждый из апостолов робко спрашивает: "Не я ли, Господи?" Тогда Христос обмакивает хлеб в соль, что обозначает передачу своей силы, и дает Иуде. Иуда выходит из собрания апостолов, приняв на себя подвиг высшей жертвы и высшего смирения. Вся гордость, мудрость и мощь законов, образующих и живящих материю, в лице Иуды принимает на себя великую жертву унижения, смирения и позора, ибо подвиг Иуды — в его позоре и поругании. Иуда должен предать Христа, чтобы Христос мог умереть и воскреснуть".

С собором Парижской Богоматери связана пронзительная легенда об одном аббате, который был постоянно занят мыслью о вечном наказании. "Если есть на земле человек, — думал он, — который может быть осужден Господом на вечные муки, то это только Иуда, предавший Христа". Но мысль его сказала ему: "Если один Иуда осужден на вечные муки, то значит не Христос, а Иуда тот Агнец, который принял на себя грехи мира". Тогда он избрал Иуду в молитвах своих. Однажды ночью, молясь в соборе, он обратился к Христу с безумной молитвой: "Я верю. Я хочу верить, Господи, что Иуда любимейший ученик Твой и что он теперь в царстве небесном, одесную Тебя. Но я маловерен, Господи! Дай знак мне, что это так". И в это мгновение [он] почувствовал, как на плечо его легла тонкая, горячая рука, в которой он узнал руку Иуды.

В дальнейшем Волошин выдвигал свою точку зрения на Иуду в статье "Некто в сером" (1907). В этой статье он высказал свой взгляд на произведение Л. Андреева «Иуда Искариот». На мой взгляд, это очень интересные высказывания и замечания.

Трактуя характеры Христа и апостолов с психопатологической стороны, вставляя совершенно произвольно бытовые эпизоды вроде атлетического состязания апостолов в бросании камней с горы, делая из апостола Фомы карикатурного немецкого профессора, из Иоанна - самодовольного интригана, из Матфея - тупого доктринера, изрекающего цитаты из св. писания, заставляя Иуду говорить языком рассказчика еврейских анекдотов, Леонид Андреев создает, и притом (что хуже всего) без всякого дурного желания, какое-то "Евангелие наизнанку".

Христос Леонида Андреева это "Некто в сером". Христа в этом рассказе Леонид Андреев изображает красивым и очень сентиментальным молодым человеком, в стиле поленовского Христа. Он корректен и бесцветен. Он нарисован плоскими и условными чертами по канону передвижников, как необходимая декоративная деталь евангельской картины. Но Его Лица, Его веянья нет. На месте Христа среди апостолов стоит безразлично добрый человек.

Конечно, героем рассказа Андреева является не Христос, а Иуда. В представлении христианского мира существуют два Иуды Искариота: Иуда Предатель, продавший Христа за 30 сребреников, символ всего безобразного, подлого и преступного в человечестве, Иуда-Чудовище и телом и духом. Таков Иуда ортодоксального церковного предания, запечатленный и в каноническом Евангелии.

И совершенно иной Иуда, сохраненный христианскими еретикам" первых веков, этими хранителями эзотерических учений церкви.

Иуда, сохранившийся в учениях офитов, каинитов и манихеев, является самым высоким, самым сильным и самым посвященным из учеников Христа. Так как принесение Христа в жертву требует, чтобы рука первосвященника была тверда и чиста, то только самый посвященный из апостолов может принять на себя бремя заклания - предательство. Этому апостолу Христос передает свою силу - кусок хлеба, омоченный в соль, - причастие Иудино.

Этот образ человека, достигшего высшей чистоты и святости, который добровольно принимает на свою душу постыдное преступление, как подвиг высшего смирения, возник еще в Индии.

Для того чтобы Иудина жертва была полна, она должна быть безвестной, она должна быть запечатлена как преступление в самом Евангелии, чтобы миллионы людей из рода в род проклинали Иуду.

Нравственная проблема, скрытая в личности Иуды, особенно близка нашему времени. Разве не тот же вопрос о принятии на себя исторического греха подвигом предательства стоит и перед революционерами-террористами, и перед убийцами из Союза русского народа, и перед всеми совершающими кровавые расправы этого времени.

Если есть такой вопрос, который можно считать главным моральным вопросом нашего времени, то это вопрос об Иуде.

Леонид Андреев не понял этого, подходя к великой моральной теме. Он принял традиционного Иуду церковного предания и дал его предательству одно из возможных психологических объяснений.

Правда, иногда у него вдруг прорываются как будто какие-то прозрения относительно истинного значения Иуды, например, когда Иуда отвечает Иоанну и Петру, обратившимся к нему за разрешением их спора о первенстве (!. ):"Я! - Я буду ближе всех к Христу". Но этих прозрений Леонид Андреев сам не замечает и не следует их указаниям.

ИУДИН ГРЕХ В КАРТИНАХ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ

Темы Иуды и его предательства касались не только писатели и поэты, но и знаменитые живописцы, такие как Леонардо да Винчи, Джотто, Ге.

Много веков сотни художников изображали эту сцену, сочиняя неожиданные композиции, а смысл вкладывали в них один – Иуда прежде всего предатель. Не случайно его имя стало символом вероломства, продажности».

Одна из известных картин – «Поцелуй иуды» Джотто, написанная в 1304-1305г. г. (рис. 1)

Идея: человек-личность, человек высокого духа, чистый, прямой, бескомпромиссный вызывает всеобщее осуждение слепой толпы, которой двигают темные, низкие силы, и он неизменно гибнет.

Две группы темных сил, руководимые двумя малорослыми людьми в капюшонах, один – в синем, другой – в розовом. В синем – замыкает левую группу и пытается остановить апостола Петра, отрубающего ухо персонажу в красном. В розовом – направляет действия правой группы. Самый высокий из всех – Христос, он в центре левой группы. У него крупная голова в профиль, длинные гладкие волосы, аккуратные баки, бородка и усы. Единственный, у кого ясно выписано ухо. (Недаром Петр отрубил ухо рабу, – тот притворяется, будто способен услышать и понять сказанное слово). Высокий прямой чистый лоб, ясная линия носа, прямой взгляд, ровная бровь. Высокая сильная открытая шея. Нимб, хотя и без него виден человек сильный, прямой, разумный. Голова Христа зажата между головой Иуды и головой в шлеме человека в синем за ним – у него хорошее лицо, но взгляд тяжелый. За Иудой двое решительно устремились к Христу: в красном и шлеме, другой – лысый старик. Слева тоже два решительных движения: с отрубленным ухом (он так устремлен, что в горячке не замечает этого), другой – с поднятой дубиной. У них за спиной высокий человек лицом к лицу с Петром, – повторяя Христа и Иуду, – пытается удержать его.

Смысл этой части картины и всей картине придает облик Иуды. Он ниже Христа на полголовы, пушистая шапка волос, невысокий мягкий лоб, глубоко сидящие глаза, слегка горбатый нос, большие мясистые щеки, вытянутые для поцелуя толстые губы. Голова сидит на жирных плечах и округлом гладком теле. Желтый плащ Иуды и две охватывающие Христа руки образуют некую утробу (скорее всего, хищной рыбы), которая поглощает Иисуса. Поцелуй – пожирание, объятия – поглощение. Садистское сладострастие поцелуя, схожее с причмокиванием при еде. Поднятые копья, дубинки и факелы создают вокруг головы Иисуса второй нимб, стремясь утопить Христа в этой утробе. Хотя голова Иисуса кажется слишком значительной для такой возможности.

Правая группа – это римские солдаты, следуя призывному рогу, темной бесконечной массой голов с устремленными на Христа глазами, десятком походно поднятых копий впереди надвигаются на беззащитного Христа. Черное небо, неверно освещенное факелами пространство над головами, освещенные лица и одежды переднего ряда.

Ещё одна известнейшая картина величайшего живописца Возрождения Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря». (рис. 2)

Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.

В связи с “Тайной вечерей” Вазари приводит в своем жизнеописании Леонардо забавный эпизод, прекрасно характеризующий манеру работы художника и его острый язык. Недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы — Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.

К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

Обдумывая замысел “Тайной вечери”, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: “Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление. ” В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа.

Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено.

Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затененный, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении.

Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центра движение, выполняя здесь ту же роль, которая принадлежала в “Поклонении волхвов” фигурам старика и юноши, поставленных у самых краев картины. Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ранней флорентийской эпохи выше традиционного уровня, то в “Тайной вечере” они достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие “Тайную вечерю” Леонардо как новое слово п искусстве. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т. е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма.

Долгое время гениальная работа находилась на реставрации. Для реконструкции произведения использовались самые последние технологии, позволившие постепенно убрать слой за слоем. Таким образом, были сняты вековая затвердевшая пыль, плесень и всевозможные другие инородные материалы. Причём скажем прямо, от оригинала, в течение 500 лет было потеряно 1/3 или даже половина первоначальных красок. Но общий вид росписи намного преобразился. Она как бы ожила, заиграв весёлыми, живыми красками, которыми одарил ее великий мастер. И, наконец, весной 26 мая 1999 года, после реставрации, длившейся 21 год, произведение Леонардо да Винчи было вновь открыто для всеобщего обозрения. В городе по этому случаю устроили большой праздник, а в церкви - концерт.

Чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здание, через специальные фильтрующие устройства, поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха. Вход производится не более 25 человек, каждые 15 минут. Входной билет необходимо заказать заранее.

В1863 году по возвращении в Россию Н. Н. Ге выставил картину “Тайная вечеря” (рис. 3), потрясшую Россию, как когда-то потряс её “Последний день Помпеи” К. П. Брюллова.

Ге был художником-передвижником, его многогранный талант позволял творить ему во всех жанрах русского искусства второй половины XIX века. Но во всех его работах присутствует глубокий психологизм в трактовке того или иного исторического события.

Так и в “Тайной вечере” Ге трактует традиционный религиозный сюжет как полное трагизма столкновение мировоззрений – героя, обрекающего себя на жертву ради общего блага, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя.

Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов.

Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда – собирательный образ - “без лица”.

В картине мне кажется странным силуэт Иуды, а точнее его поднятые вверх локти.

Может, он закрывается от света, может, поднимая руки, Иуда пытается скрыться от этой ситуации и уже хочет, чтобы ее не было - ему стыдно и страшно.

А может, он просто запечатлен в момент накидывания на себя “плаща” и через мгновение спокойно уйдет “вершить свое дело”.

Поднятые вверх локти напоминают женский силуэт, и, возможно, этот силуэт призван напомнить нам Еву - первое Существо, искушенное дьяволом и кардинально изменившее историю Человечества. В этом плане Ева с Иудой очень похожи, они оба совершают “страшные поступки”, но Ева повергает все Человечество в муки на Земле, а через предательство Иуды все Человечество получает шанс на спасение и возвращение в Рай.

Взволнованная широкая живописная манера, борьба тревожного света светильников и льющегося из окна холодного лунного света, широкие взметнувшиеся тени усиливают впечатление драматизма сцены, придают ей романтический оттенок. Сейчас не просто понять очарование живописи “Тайной вечери”. Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В тенях нет чёрной краски.

Художник выполнил первоначально скульптурный эскиз, что позволило добиться большой пластической выразительности формы. Он в отличие от ранних своих работ лепит форму с помощью света, отказывается от локальной системы колорита. Написанию картины предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, Петра – с самого себя. Христос у Ге приобретает сходство с А. И. Герценом и имеет некоторые черты с певцом Г. П. Кондратьевым.

Картина была выполнена в подмалевке в течение недели, за несколько месяцев закончена и в 1863 году привезена в Петербург. Реакция была не однозначна. Реакционная пресса усмотрела в картине “торжество материализма и нигилизма”, а цензура запретила воспроизводить ее. Академия вынуждена была признать оригинальность картины, выдающееся дарование её автора. Ге был избран действительным членом Академии художеств.

Проанализировав тексты произведений писателей и изучив картины художников, можно сделать вывод, что тема предательства Иуды была обсуждаема и нашла своё отражение в самых ярких произведениях. Кто-то из мастеров обвинял Иуду, кто-то признавал спасителем.

Наверное, об этом можно спорить бесконечно. Выполняя эту работу, я узнала много нового о Христе и Иуде. На Иудин грех я тоже посмотрела по-новому. Да, он предал, но раскаялся, а это самое главное. Я считаю, что Иуда – характер трагический и в нём можно найти черты сильной личности.

Наверное, Иисус любил Иуду, как и остальных учеников, но чем больше он его любил, тем больше тот ненавидел Иисуса. Медленно зрел плод предательства. Когда же созрел, - голову, должно быть, потерял Иуда, чувствуя, какая власть дана ему: судьбы Израиля, судьбы мира он решит на веки веков. «Вошёл в него сатана». Сделав через него своё дело, может быть, бросил его.

Проклят Иуда людьми потому, может быть, что слишком близок людям. Да, как это ни страшно сказать, - стоит каждому из нас только заглянуть в себя поглубже, чтобы увидеть Предателя: все, кто когда-то в детстве верил во Христа, а потом отрёкся от Него – предал Его. Значит, «Иуда» отчасти.

Есть, может быть, в каждом из нас «Иудин кусочек», «блудный Сын», «потерянное дитя», или «Сын погибели».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)