Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Укрепление духовных основ

«Берегитесь греха – это значит берегите себя от смерти души»

Священник

Александр (Ельчаников)

Р. Роллан говорил: «Одно только и есть счастье творить. Живет лишь тот, кто творит. Все радости жизни – радости творчества».

А что значит творить? «Творить – значит побеждать смерть» (Р. Роллан).

Бог сотворил нас, людей, из земного праха, для вечной блаженной жизни в раю. Но искушения и соблазны сего мира привели нас в греховную жизнь, в которой человек, созданный Богом для вечной жизни, возвращается в прах земной.

Каждый человек – творец своего счастья. Чтобы вновь обрести вечную жизнь, надо побеждать смерть, т. е. творить, спасаться, очищать свою душу от грехов. «Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрыя дела, которыя Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2, 10)

Первый шаг, который нужно сделать на пути к спасению, - это признать себя грешником и покаяться перед Богом. Творить подвиг покаяния самое лучшее врачевание, живущего в человеке греха, самое лучшее очищающее средство. Когда человек пребывает с Христом – он исполняется неизреченной радости. Если мы не хотим терять радость Христову, мы должны всегда быть возле Него, т. е. творить. Господь говорил «Пребудьте в любви Моей и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 10-11)

Второй шаг - это творение добрых дел. Оно доставляет нам радость и счастье. К таким людям Господь протягивает руку помощи и спасает их.

Святая Церковь учит, что краткая земная жизнь дана каждому человеку для того, чтобы приготовить себя к вечной небесной жизни. Настроить свое поведение - дело для человека очень трудное! Это - душевный величайший подвиг, это значит, как – бы поднять руку на самого себя, объявить борьбу против своей греховной жизни, расстаться со страстями, с которыми мы сжились, сроднились. Творя молитву, ты сделаешь шажок вперед, будешь чуть – чуть ближе к Богу, но, совершив грех – отдалишься от Него на два шага назад. Наши сердца должны зажечься светом Христовым, и душа должна быть хранилищем трудов творения. Только в творении над собой мы получим истинную радость и счастье в жизни.

Родители всю жизнь творят молитву за детей, воспитывая их в страхе Божьем. Одно только и есть счастье творить, видя, как их дети укрепляются в вере.

Творить молитву о возвращении на путь спасения тех, которые поддались искушению: о спасении ненавидящих и творящих обиду и зло, чтобы они не погибли. И счастлив лишь тот, кто творит очищение душ от греха, и все радости жизни в том, что простил земной суд, прощает и небесный. Пусть Господь вдохновит всех нас на подвиги творчества ради вечной радости.

По учению Иисуса Христа, только Он есть дверь, ведущая ко спасению (Ин. 10, 9); только верующий в Него имеет жизнь вечную. (Ин 6, 47)

Жизнь православного христианина состоит в том, чтобы немедленно встать на путь покаяния и стремится, чтобы в сердце возгорелся свет Божественный.

Только жизнь для Бога и в Боге дарует человеку счастье, человек должен искать свое счастье не во временном и земном, но в Божественном и вечном. Бог, есть Владыка мира и Его сила выше всех сил, поэтому надо бороться, чтобы сделать усилия над собой и оказаться за оградой в Церкви и этот шаг ведет к пути спасения. И в этом заключается счастье творчества.

Если мы будем свою жизнь проводить в чистоте, в любви ко всем людям, если будем милостивы, то такой жизнью мы не только спасем себя, но и многих людей примером своей жизни отвратим от греха и приведем к Христу. А спасение, есть наше творчество.

Если ты поверил словам Божьим, покаялся в своих грехах, верой принял спасение, творил добрые дела, то Иисус Христос теперь твой Спаситель и Господь. Значит, в числе спасенных и искупленных Кровью Христа есть и твое имя, значит, ты самый счастливый человек. Теперь о твоем спасении радуются Ангелы на небе, и наступит день, когда ты придешь в вечность.

Но, конечно, мы должны помнить, что подаренное спасение можно потерять и наша задача – бережно хранить его. Это нелегко, но Господь поможет, если всем сердцем полюбишь Иисуса Христа, и если изо всех сил будешь стараться жить так, как учит Библия, то есть во всем слушаться Бога. Господь всегда будет помогать тебе, Он не оставит тебя! Все радости жизни заключаются в великой силе Христовой, которая помогает избежать крушения своей жизни.

К сожалению, в наши дни, в России – стране исконно православной, быть православным становится труднее, слишком много соблазнов и искушений появились вокруг нас. И я думаю, что для того быть счастливым надо творить, имея мир в сердцах, покой и спасение душ.

с. Б. Уркат, 2008.

18 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье псаломщика родился мальчик. Он был хилым и поэтому его поспешили окрестить в тот же день - 18 октября, в день памяти болгарского подвижника Иоанна Рыльского, именем которого в последствии и назвали мальчика.

Его отец, Илья Михайлович Сергиев родился 13 июля 1808 года. Окончил уездное духовное училище.

Служил в местной церкви псаломщиком. В июле 1828 года женился на дочери дьякона того же прихода Власия Порохина - Феодоре. В их семье было шестеро детей, жили бедно, добывая хлеб тяжелым физическим трудом.

Иван Ильич был человеком уравновешенного кроткого нрава, обладал тонким каллиграфическим почерком, который передался по наследству и сыну.

Мама, Феодора Васильевна Сергиева, была очень энергичной женщиной, с взглядом орлицы, и от матери перешли в почерк будущего светильника порывы силы.

Она прожила сравнительно долго (скончалась в 1871 г. ) и увидела занимавшуюся славу своего сына. До нас дошли ее фотопортреты. Лицо ее очень русское, широкое, благообразное, выражает особую, свойственную русским северянам, твердость». Современники отмечали ее «религиозность без уступок и колебаний, веру в Бога без сомнений» Однажды доктора предписали Иоанну в пост есть мясо. Он заявил, что спросит благословения матери. Эта духовная орлица ответила телеграммой: «Лучше умереть, а постов не нарушить!». Иоанн беспрекословно послушался мать. Наверно, такой повелительный приказ могла дать только одна из тысячи, а может быть, из миллионов матерей. И неудивительно, что у нее родился человек подобной силы духа. Сохранилось предание, что отец Иоанн часто говорил: «Кто помянет моих родителей, того и я помяну в своих молитвах».

Когда Ваня подрос, его начали обучать письму и чтению. Мальчик очень старался, но давалось ему это не легко. Однажды Ваня упал на колени и стал горячо молиться Богу, чтобы Господь открыл ему разум к учению, и тут вдруг с его глаз будто спала пелена: он начал понимать о том, что читает, пишет, будто раскрылся ум в его голове, и Ване представился учитель того дня, его урок, и он вспомнил, о чем и что он говорил. И легко, радостно стало на душе. Это было первое чудо, которое произошло с ним.

Однако это явление повторилось, повторилось тогда, когда мальчику исполнилось 10 лет(1839), и он учился в Архангельском церковноприходском училище. В то время Ване Сергиеву было очень трудно: впервые в жизни он остался без родителей, в классе был последним учеником. Вот тут он и обратился к Господу Богу, Вседержителю. И Бог откликнулся на его душевную, бескорыстную молитву.

В короткое время Ваня подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше и лучше успевал и в конце курса одним из первых был переведен в семинарию, в которой окончил курс лучшим учеником в 1851 году и был послан в Петербургскую Духовную Академию на бесплатное обучение.

Молодой студент отличался особым прилежанием. Он очень серьезно относился к учебе. Кроме этого Иван Сергиев занимался еще самообразованием: читал святых отцов. В особенности он очень любил творения Святого Иоанна Златоуста.

Иван был постоянно занят, поэтому на общение с друзьями у него совершенно не было времени, да и шумные пирушки были тоже не для него. Но не смотря на все это он пользовался огромным уважением среди студентов.

Иван учился, занимался самообразованием, когда умер отец в 1851 году, стал еще подрабатывать писцом в канцелярии, чтобы оказать своей семье хотя бы малую помощь, - все это отнимало у него много время и внимание. Зато в такой тишине и занятиях в нем рос дух родительской веры, укрепленный Словом Божьим, просвещенный к тому же православной наукою и святыми отцами, а вообще и в особенности воспитанный Святой Православною Церковью.

К концу академии Иван принял решение стать пастырем, но священник сначала должен был обвенчаться на девице. В это время в городе Кронштадте скончался протоиерей Андреевского собора отец Константин, и у него осталась взрослая дочь Елизавета Несвицкая. По обычаям приход передавался, тому кто женится на осиротевшей дочери. Так в 1855 году Иоанн и Елизавета сочетались браком. Пятьдесят три года Елизавета несла подвиг, будучи заботливой и предельно скромной служительницей Иоанна Кронштадтского. Но с самого начала совместной жизни молодой муж упросил жить в девстве, как брат с сестрой Ему хотелось всецело отдать себя на служение Богу и ближним. Всякий понимает какую трудную задачу взял на себя молодой студент, но он поднял ее с дерзновением.

11 ноября 1855 г. был рукоположен во диакона, а 12 ноября – во иерея, и стал священником

Кронштадтского Андреевского собора, в котором. прослужил 53 года.

Отец Иоанн отдался своему делу с любовью: богослужения, занятия в школах, посещения прихожан на домах, составление проповедей, домашние молитвы, благотворение бедным – все это занимало и время, и силы.

Скоро он начинает записывать особенные свои мысли в дневник, под заглавием «Моя жизнь во Христе».

Андреевский собор в Кронштадте

Богослужения все учащались и учащались; и он стал совершать литургию ежедневно: это стало потребностью его души.

Все это создавало молву о нем, как о совершенно исключительном пастыре.

В России в XIX – в начале XX столетия большинство православных христиан причащалось раз в году. Призыв отца Иоанна Кронштадтского к более частому причащению, а также его желание ежедневно служить литургию, высказанное им в начале его пастырской деятельности вызвали негативную реакцию со стороны священнослужителей и духовного начальства.

Около четверти века отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище.

Иоанн Кронштадтский прославился великой любовью к людям, служению которым посвятил всю свою жизнь. Он кормил голодных, опекал детей, все деньги раздавал нуждающимся, исцелял больных, за всех молился. В 1882 г. стараниями праведного Иоанна был построен в Кронштадте Дом трудолюбия для бедных, с мастерскими для взрослых и подростков, где они могли учиться полезному ремеслу. Для детей был организован приют, летняя дача, а для бедных женщин – богадельня. Бесплатная амбулатория, странноприимный дом, ночлежный дом, народная столовая, читальня, помощь одеждой и деньгами, – все это входило в круг забот святого праведного Иоанна. Дом трудолюбия в Кронштадте.

Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.

Город Кронштадт стал принимать много тысяч паломников, направлявшихся за помощью к знаменитому Батюшке. Большой Андреевский собор не вмещал всех желающих, люди стояли на улице. Огромные суммы денег проходили через руки Кронштадтского пастыря, но все пожертвования о. Иоанн тут же передавал нуждающимся или жертвовал на храмы и монастыри. Его стараниями был построен Иоаннов женский монастырь на Каменном острове в Петербурге.

Ежегодно, начиная с 1891 г. , праведный Иоанн Кронштадтский отправлялся водным путем на родину в Архангельскую губернию. По пути на родину он совершал службы в храмах и монастырях. Встречали любимого батюшку колокольным звоном. В 1906 и 1907 гг. Кронштадтский пастырь посещал Ферапонтов монастырь, где также совершал богослужения.

Ферапонтово Леушинский монастырь

Особенно любил о. Иоанн останавливаться в Леушинском монастыре, где его духовная дочь игумения Таисия с сестрами давали возможность для краткого отдыха от многолюдья и суеты.

География путешествий отца Иоанна была обширной: это и поездки в Харьков, Одессу, Курск, Берлин, Варшаву, это и ежемесячные поездки в Москву с посещением Троице-Сергиевой Лавры; и, наконец, его знаменитые ежегодные путешествия, начиная с 1888 года, на север – в родную «благословенную Суру» - и обратно, по Волге – до Ярославля. Путешествия, принесли отцу Иоанну славу Всероссийского пастыря. Церковная слава отца Иоанна поднялась до такой высоты, что царь Николай II назначил его членом Святейшего Синода: награда единственная. Но отец Иоанн был так занят и считал себя недостойным заседать среди архиереев, что не воспользовался таким своим положением и не разу не принял участия в заседаниях Святейшего Синода.

Молитвой и возложением рук святой Иоанн излечивал самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильна. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи воскрешения умерших.

Духом Святым отец Иоанн прозревал то, что происходило за много сотен километров; ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые.

Однажды, после литургии в одном из армейских храмов, отец Иоанн неожиданно подошел к одному полковнику и, не сказав ни слова, поцеловал его руку. Все были поражены этим странным жестом. Через некоторое время полковник Павел Иванович Плиханков принял постриг в Оптинской пустыни, а с годами стал великим старцем, которого мы ныне чтим как святого Варсонофия Оптинского.

В 1899 году по окончании службы в Андреевском соборе отец Иоанн попросил народ расступиться перед подходящей 14 – летней девочкой и во всеуслышанье назвал ее «восьмым столпом России». Этой девочкой была будущая старица Матрона Московская.

Отец Иоанн совершал дивные чудеса. Однако время делало свое дело. Не по летам бодрый и живой отец Иоанн, не знавший покоя на службе Богу и ближним, заболел. Хотя болезнь причиняла много страданий, он ежедневно совершал богослужение, причащаясь Святых Христовых Тайн. В течении всей болезни не принимал лекарств, а пользовался святой водой из источника Преподобного Серафима Саровского чудотворца.

По временам из комнаты доносились стоны отца Иоанна, но его сознание до последней минуты жизни было ясным.

И вот в 7 часов 40 минут утра, 20 декабря 1908 года, в Кронштадте скончался на 80-м году от рождения настоятель Андреевского собора, митрофорный протоиерей и член Святейшего Синода Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Точно удар громовой раздался по всей России. Большой стон стоял над духовными детьми батюшки, трудно было сдержаться от слез среди этой общей печали и рыданий. Отпевание и погребение высокопочтимоro пастыря, согласно его завещанию, состоялось в С. -Петербургском Иоанновском женском монастыре, который основан и благоустроен отцом Иоанном.

Место погребения святого праведного Иоанна Кронштадтского в Иоанно-Предтеченском монастыре. (Современное фото)

Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой отец Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Счета им никто не знает. Но весь православный мир и даже инославный знает Кронштадтского чудотворца. И сам в своем дневнике он не раз открыто свидетельствует о том, что Господь через него творил чудеса. Но самое главное чудо – это сам отец Иоанн! Пройти такую жизнь, благодетельствовать своими молитвами, жить непрестанно в Боге – это высшее чудо! Его вера двигала горы, имя его гремело на всю Россию, и о чудесах его могли рассказать в каждой семье.

О чудесах его знала и Царская семья. Когда заболел царь Александр III, то великого молитвенника вызвали в Крым, в Ливадийский дворец. По молитвам батюшки царь получил облегчение. Деятельность отца Иоанна, чудеса, всенародная любовь, его окружавшая – все это знаменательные явления для российской жизни XIX – XX века.

Чудо и его богослужение, особенно ежедневные Литургии. Дело даже не в том лишь, что он служил их ежедневно, а в том, что он возрос духовно до этой церковной высоты – до Литургии. Литургия есть вершина и средоточение всего христианства, Литургия есть полнота и завершение всех прочих богослужений. И если кто дошел до этой вершины и жил ею, тот, значит, дошел до вершины Церковной жизни! Вот это еще более высокое чудо!

Когда всматриваешься в жизнь отца Иоанна поражает больше всего его подвижничество, гораздо больше чем даже чудеса, чудеса в самом деле занимают короткое время а подвиг спасения – всю долгую жизнь. И результат подвига – приобретение благодати Святого Духа или святости, - есть величайший дар Божий, конец и цель всей христианской жизни. А чудеса есть уже плод и знамение святости.

В кронштадтском соборе служил человек, которого можно назвать живой иконой.

Так, наверно, будет всегда:

Когда земля исполниться порока

И правый не отыщется нигде

Пошлет Всевышний Своего пророка,

Дабы хоть кто-то спасся из людей

( Иеромонах Роман)

Иоанн Кронштадтский – Иоанн Ильич Сергиев, 1829–1908, один из наиболее почитаемых святых рубежа XIX–XX вв. Поместным собором Русской Православной Церкви 7–8 июня 1990 г. митрофорный протоиерей Иоанн Ильич Сергиев был прославлен в лике святых. Память 20 декабря/2 января. Почитание св. праведного Иоанна началось еще при его жизни, а его похороны превратились во всенародное скорбное торжество. После 1917 г. память Кронштадтского Пастыря тщательно искоренялась, его усыпальница была замурована.

Выдающийся подвижник нашего времени Высокопреосвященный Иоанн(1927-1993), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, писал:

«Безумную ненависть вызывал отец Иоанн в среде богоборцев и христоненавистников. Еще при жизни лживая печать изливала на него потоки клеветы, а после революции даже самое имя его было запрещено. Богоборческие власти хотели стереть память о отце Иоанне в душе народной. Но почитание его пережило все испытания и гонения. »

В эпоху всеобщего отступления от веры отец Иоанн Кронштадтский открыл новый, поистине золотой век русской святости. Золотой, потому что именно в XX веке – как это ни удивительно – в нашем Отечестве явилось столько святых, сколько их не было за последние несколько веков, а возможно – за всю тысячелетнюю историю христианства на Руси!

Многие великие подвижники XX столетия были знакомы с отцом Иоанном или хотя бы однажды получали его благословение :

«Отца Иоанна я видел в Кронштадте, - писал преподобный Силуан Афонский,- Он служил Литургию. Я удивлялся силе его молитвы, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его и все стояли со страхом Божьим. О великий отец Иоанн, молитвенник наш, благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Святую гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога. »

Митрополит Вениамин (Федченков)

«Сколько нужно иметь силы духа, чтобы научиться изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, с великим состраданием и нежной лаской смотреть в глаза этой нищете, этому убожеству, этим рубищам, слушать этот вечный стон человечества»

Митрополит Вениамин (Федченков) об отце Иоанне.

«Его светлый Образ является для нас пророческим знамением, предсказывающим путь для всех истинно спасающихся среди грозных и свирепых волн бушующего страстями “мира сего”».

Св. Симеон Новый Богослов.

с. Б. Уркат, 2008.

О наш Отец, Творец вселенной!

Где ж к нам любви Твоей предел?!

Какою жертвою бесценной

Ты дал спасения удел!

Украинский мыслитель Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) считал, что вся "сила" десяти заповедей заключается в одном слове "любовь". Эта любовь – вечный союз между Богом и человеком.

Настоящее счастье находится не снаружи, а в нас самих: счастье – в сердце, сердце – в любви, а любовь – в вечности. Наша любовь к Богу – есть Сам Бог в нас.

Бог сказал простые заповеди, и в них преподал учение жизни, которое и для мудрых, и для детей доступно, и души очищает, и общества охраняет, и временную жизнь устрояет, и для вечной жизни образует. Но при этом не нужно забывать, что тогда только заповеди Божие для нас будут действенны и спасительны, если в сердце нашем будет святая любовь к Богу и ближнему.

Десять заповедей закона были размещены на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пороки» (Матв. 22. 37 – 40).

Господь - особое духовное солнце, которое вечно и непрерывно изливает на людей необъяснимые красоту, тепло и свет любви. Бог есть любовь. Значит, если мы сумеем понять, что такое любовь, какая она, то лучше поймем, почувствуем и узнаем, кто есть Бог.

Он дал счастье человеку. Нам необходимо ответить на Любовь Божью взаимной любовью. Между нами и Богом должно быть больше любви, доверия. Мы призваны любить Бога больше, чем самого себя.

Не Богу нужна эта любовь, а нам; нам нужен Ориентир, чтобы правильно жить. Если мы сохраним любовь к Богу, то жизнь наша будет счастливой.

Сегодня мы переживаем нелегкое время. После десятилетий безбожия у многих поколений утеряны нравственные ориентиры, изломанны души людей, процветают пороки. Моих родителей научили строить дом, помогли получить профессию, но не заложили любовь к Богу. Но если с раннего возраста воспитывать по заповедям Божьим, то мир измениться, станет добрее и светлее, и жить станет легче. В настоящее время я вижу жестокость, насилие, нет сострадания к ближним, не говоря о чужих. Как восстановить здоровье, машину, дом слышим из СМИ, но срочно надо восстанавливать душу, погибающую в пороках.

Главной задачей Саранской Епархии под руководством Архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия является восстановление духовности в обществе.

Многое изменилось, после того, как во главе республики стал Николай Иванович Меркушкин. Для возрождения духовной жизни ежегодно в Епархии открываются до 10 новых храмов. Это, поможет взрослым спастись, а молодых приблизит к Церкви. Подлинную истинную жизнь, мы можем иметь, если будем находится в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой и жить жизнью Церкви, которая есть Союз Любви, и в которой пребывает Дух Святой, посылая Свои благодатные дары в Таинствах Церкви, для укрепления нас на пути спасения.

Это стало возможно благодаря поддержке руководства республики, промышленниками, предпринимателями. При монастырях и храмах открываются детские сады, воскресные школы, богадельни. Свидетельством успехов Саранской Епархии стали визиты в Мордовию Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Главный вывод, который сделал Святейший Владыка это значение единства духовных и светских властей в восстановлении духовного здоровья людей.

Нам надо быть в постоянной связи со страдающей частью теперешней России, с Россией чудес, подвигов, мученичества. Связь эта возможна в создании здесь той же напряженной религиозной жизни – продолжения здесь нашей родины.

Вся наша жизнь движется любовью к Богу. Мы имеем Христа. Размышления о Нем, молитва, чтение Евангелия – вот пища, питающая нашу к Нему любовь. Любовь к Богу есть доказательство Его общения с нами, и это общение проявляется в Церкви. Иисус Христос является главой основанного Им Царства Божия, называемого Церковью, в которой верующие спасаются, руководимые и укрепляемые Духом Святым.

Каждый человек желает своему народу, своему земному Отечеству благополучия, мира и процветания. Православному христианину хочется, чтобы его родной уголок, в котором он живет, был под покровом Божьим. У всех одна подпись - Церковь - с неба сведенная и на земле водворенная. Господь с нами, и Дух Его в Церкви нашей обитает. Я думаю все мы счастливы уже хотя бы тем, что принадлежим к Православной Церкви, которая научила нас молиться, любить Бога и веровать в Него.

Церковь это не стены, не здание, это семья прихожан, это люди, для которых любовь к Богу светится через всю жизнь. И эта любовь проявляется в Церкви. Церковная служба укрепляет душу в добродетели. Мы приходим в храм и оставляем там свои тревоги, неспокойствие. Мы лечим свое истерзанное сердце, мы омываем свою душу. Жители села Большой Уркат с любовью и большим стремлением принялись за возведение храма.

Более полувека жители села Большой Уркат и окрестных деревень слышали колокольный звон Покровской церкви, призывающий всех в храм Божий, где царит Дух Христовой любви. Святая Соборная Апостольская Церковь - это строгая жизнь по заповедям Божьим, это мир Всевышнего в душе каждого христианина, это любовь Спасителя, которая изливается на всех людей.

В центре села Большой Уркат красовалась церковь, построенная в 1882 году, и освященная в 1883 году, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Своей неповторимой архитектурой и мастерством строителей она притягивала к себе жителей с. Б. Уркат и окрестных деревень.

Люди отдавали все свое небольшое, нажитое за многие годы, богатство для строительства церкви. И через десять лет вознесся храм навстречу сиянию неба. И как хорошо было, что в селе есть свой божественный уголок, куда можно в любое время прийти, помолиться, поставить свечку за здоровье родных и близких или просто поговорить с батюшкой.

Первое счастье человека в том, чтобы родиться в благочестивом православном семействе и воспитываться в руках благочестивых наставников.

Духовным настоятелем в Покровской Церкви 36 лет был Вышеславцев Алексей Иванович.

«Нас встречал в храме мудрый носителем веры, духовный отец, опрятный наставник и учитель, наш батюшка. Для прихожан он является примером истинного благочестия. Своим приходом в наш храм, батюшка излил свою любовь на каждого из нас, воспитал нас в страхе Божьем, на своем примере показал, как мы должны любить Бога и друг друга, любить ближних и даже врагов своих, научил нас ценить тех, кто рядом с нами и кто в любую погоду, в любой день придет на помощь. Наш батюшка имел от Бога талант учительства и своей истинной любовью к Иисусу Христу дает нам пример. Я могу сказать о нем с гордостью, с величием, за его стойкую веру и достойную жизнь» - вспоминает Афонькина Евдокия Степановна, 1909 г. р.

Храм – это целый мир нашей духовной жизни. С Божьей помощью верующие нашего села всегда стремились прийти в храм. Помолившись, выходили очищенными, утешенными духовно.

Церковь проповедует жизнь по заповедям Христовым. Для нравственного воспитания она имеет большое значение.

Стоять бы храму тысячи лет, если бы не варварское нашествие на православие.

В 1930 году страшная весть разнеслась по селу - Вышеславцева арестовали. Власть требовала от него отречения от Бога. Но благодаря тому, что сердце его было наполнено горячей любовью к Богу, батюшка не оставил православной веры. И был приговорен к 10 годам заключения в концлагерь. Он видел много лишений, но ни скорбь, ни беда, ни голод, ни холод не могли разлучить от Бога. Его жизнь является примером для нашего подрастающего, еще не сформировавшего духовно поколения. Он принимал ради любви к Богу оковы, темницы, избиения, муки. Все его страдания остались здесь на земле, а в вечной жизни, на веки вечное – радость.

«Если мы с терпением и без всякого ропота сможем перенести все испытания в своей жизни, то по милости Божией будем надеяться, что Господь примет нас в свои небесные обители, где вечная радость и вечное блаженство, что и доказал на своем жизненном примере

После ареста Вышеславцева, священники в Покровском храме сменялись один за другим: Бердов Иван Николаевич, 1893 г. р. , приговорен к 12 годам лишения свободы. Стерков Михаил Федорович, 1906 г. р. , приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Особая награда и вечный поклон им за то, что понесли незаслуженное наказание за слово Божье, за веру православную, за любовь к Богу.

В1938 году разрушили Покровскую церковь. При той любви, которую жители нашего села питали ко Христу, было понятно, с какой скорбью смотрели они на разрушение храма, на отречение от веры, В нем видели ужасное несчастье, ведущее душу человека к вечной погибели.

2008 год объявили Годом Семьи. И в этот год необходимо упомянуть в своем реферате о семьях, которые во время массовых гонений на православную веру, стойко, мужественно отстояли свою православную веру, любовь к Господу Иисусу Христу. Они светом Христовой любви освящали жизни многих других людей, являясь примером для подражания в выполнении заповедей Божьих.

Семья Токаревых была уважаемой, почетной, примерной. Жили они бедно, в маленьком деревянном домике. Все свое небольшое, нажитое за долгие годы, богатство, они жертвовали на строительства храмов, отдавали в церковь. До 1974 года у них не было земли. Но в то же время семья Токаревых была самой богатой. Богатой тем, что в их сердцах жил Господь Бог. Их сердца горели любовью Божьей.

После разрушения храма, их дом стал домашней церковью. К ним в дом собирались все верующие, чтобы совершать богослужение. День в этой семье начинался и кончался молитвами, под иконками всегда горела лампадка, искорки огонька которой, освящают их дом, по сей день.

Горшенина Александра Ивановна вспоминает о семье Токаревых: «Они служили утреннюю Божественную Литургию. Любовь - огонь невидимый, которым сердце расплетается к Божьему слову. Проходя мимо этого дома, слышалось сладкое пение.

Если застанешь Василису за молитвой, она не обратит внимания на твое присутствие до тех пор, пока не дочитает. Василиса – великая молитвенница. Всю жизнь она мечтала жить в монастыре. Сильная женщина всех заставляла ходить в храм, учить молитвы. Она была очень строга к нашему внешнему виду: не разрешала стричь волосы, носить брюки- все это нарушает заповеди Христовы. Василиса требовала от нас молитвенные правила, ее слова были для нас приказом. Горшенина Александра Ивановна рассказывает:

«Их дружной семье было дано изведать не только полноту земного счастья, но и полноту земных страданий, приближающих человека к престолу Всевышнего. Бесчинства творимые властью, не вызывали у Токаревых и тени озлобления: «Народ – дитя, он не повинен в происходящем, он введен в заблуждение. Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят»»

Семья Токаревых всегда питались скромно. Василиса мясную пищу не вкушала. Во время войны Мария работала на заготовке торфа в Нижегородской области. Священные книги брала с собой, но подруги выбрасывали их в окно. Смирная и кроткая Мария переносила спокойно искушения.

Для нас, молодых Василиса и вся их семья была истинным примером для подражания. В их семье мы видели сердечную любовь к Богу, стремление привить ее нам. Василиса говорила, что от ближнего зависит наша жизнь и смерть; всякий поступок против любви - является грехом. Все это она старалась вложить в наши детские сердца. Побольше бы таких людей и было бы меньше пороков в обществе».

Человек жадно кидается на жизнь, на счастье, ставит его выше всего: выше Церкви, Бога, Любви ко Христу и обрушившиеся несчастья застают его врасплох. Люди в скорбях просили совета, помощи у Токаревых. Их семья всегда помогала заблудшим. Наша любовь к Богу – есть Сам Бог в нас.

Они верили, что наступит день, когда откроются глаза неверующих во Христа, придут к Нему и поклонятся Ему. Слова их оказались пророческими: в настоящее время все больше открывается храмов, воскресных школ, после многолетнего сна просыпается любовь к Богу.

Бог дал Василисе радость посещать монастыри и различные святые места России.

Ольга и Василиса 50 лет ухаживали за больной сестрой Марией. Они умерли в глубокой старости. А за их непрестанную молитву, Бог послал им человека, который теперь ухаживает за сестрой Марией. В вечной жизни сестры молятся о том, чтобы в их доме никогда не угасал огонек лампадки. Любовь есть вечный союз между Богом и человеком.

Все что они делали во имя любви к Богу – это навечно. Когда заботились о храме Господнем – то Господь видел их заботу. Добрые дела есть выражение нашей любви, а любовь есть основание всей христианской жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоанн. 4, 16. ) «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн. 3, 16. ) Так Бог делом проявил Свою любовь к людям. Мы получили от Бога также и особыя средства, для того, чтобы различить добрыя дела и злыя дела. Средства эти: закон Божий внутренний – совесть, и закон Божий внешний – заповеди Божьи.

Теперь мы знаем, что в глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души семьи Токаревых обитает Бог, а вместе с ним обитает мир, радость, любовь и блаженство. Сюда, в этот божественные мир, на это духовно небо, которое открывает в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, носить Его в сердце - это и есть Царство Божие на земле. Ведь если человек имеет в сердце Бога, он имеет все. Даже если и всего в мире лишился. Благодать любящего Бога изливается на всех, кто жил по заповедям Господним и пребывал в любви Его.

Они являются примером и сегодня, жители с. Б. Уркат и окрестных сел вспоминают о том, как они с Божьей помощью, стойко, мужественно, переносили тяготы жизни.

Эти слова Токаревы пронесли через всю жизнь: «Чем больше мы будет, забывая о себе, отдавать свое сердце Богу, делу и людям, тем легче будет нам становиться, пока мы не достигнем мира, тишины, радости – удела простых и смиренных душ».

А в чем же было их счастье на земле? В добродетели, в исполнении заповедей Божьих, - вот в чем их счастье, которого никто никогда не смог отнять у них. Оно с ними и в вечной жизни! Делай добра побольше, храни свою совесть чистой от греха, слушайся ее почаще, каждый день и каждый час обращайся к Богу, показывай Ему свое сердце, проси Его помощи в исполнении Его святых заповедей и ты будешь счастлив!

Задача Православия состоит в том, чтобы направить детей на добрые дела, поступки.

1) Я предлагаю созвать форум «Роль Православия в оздоровлении общества».

С целью восстановления нравственных, моральных норм, традиций, основанных на заповедях Божьих.

2) Православная духовная жизнь закладывается с детства, юности и поэтому дети нуждаются в примерах, образцах, достойных подражания.

Я призываю к борьбе за детские души. Самое страшное, что в этой борьбе вроде бы нет явного врага, но незаметно идет эта борьба – за души.

Советую включить в программы всех образовательных учреждений изучение жития святых, русской церковной истории, истории святых и великих людей.

3) Рекомендую выпуск детских православных книг, газет и журналов, с экрана телевизора проповедовать не убийства, насилие, а любовь, милосердие, доброту к ближнему и к врагам.

4) Я хоти спросить всех, в этом неспокойном мире, готовы ли мы вступить в бой с растлителями, чтобы детских жертв от них больше не было?

Жду от вас поддержки в духовном развитии и воспитании нового поколения.

Приступая к работе я взяла благословление у духовного отца Василия нашего прихода - Успения Пресвятой Богородицы, творила молитвы, призывая в помощь Спасителя нашего Иисусу Христа, Пресвятую Богородицы и св. мученицу Фотинию.

Изучая жизнь православных христиан моего села, я убедилась, что и в самые трудные и суровые времена в жизни Православной Церкви любовь между Богом и человеком в сердцах моих односельчан не угасла.

Свои жизни они прожили по заповедям Божьим и имели великую любовь в сердцах и стойкую веру в душах. В трудные минуты испытаний любящие Бога шли на мучения, зная, что со Спасителем нет смерти. И они, как звезды сияют на небесном своде Христовой церкви, показывая пример веры и любви будущим поколениям.

Жизнь православных христиан, явивших в непростое советское время, образец возвышенной любви к Богу и ближним, их удивительные подвиги – еще раз подтверждают то, что Святая Соборная Апостольская Церковь жива, а Христос – вчера и сегодня, и во веки – Тот же.

Я осознаю, что пишу о людях, любовь к Богу которых беспредельно высока.

Для написания работы я прочитала много литературы, познакомилась с подвигами подвижников, святых отцов, и поняла, что жизнь наша очень коротка. Она дана нам Богом для того, чтобы действительно жить, а не существовать. Жить так, как говорил Господь – по заповедям Божьим. Лишь тогда мы будем иметь великую радость. Я уже счастлива тем, что еще одна душа встала на путь спасения. Свои знания о духовной жизни буду использовать для воспитания окружающих.

В вечной блаженной жизни два неиссякаемых источника – любовь и творчество. Человеку, чтобы выполнить свое назначение на земле и получить вечное спасение, нужно творить добрые дела, иметь истинную Православную веру, любовь к Богу и людям.

В своей работе я стремилась показать, что мой уголок уникален и неповторим.

Главным для меня было -рассказать о твердой, крепкой вере, о любви к Богу и ближним

Православной семьи, успеть зафиксировать события уходящей эпохи, рассказать будущим поколениям историю Покровской церкви и трагические судьбы священнослужителей и истинно верующих христиан.

Большеуркатская земля - это не только леса, луга и речка. Это, прежде всего, христиане, прославившие Спасителя на всю страну. Большинство из них разъехались, в поисках Святой Соборной Апостольской Церкви, но именно сюда в Уркат возвращаются на Троицу, посетить могилки своих родственников. После ухода из жизни плеяды молитвенниц они до настоящего времени оставили большое духовное наследие в селе и память о них для меня свята.

Храни же твердо, русский человек, свою Любовь к Богу и Православную Веру, береги их, как самое дорогое, врученное тебе от Бога, сокровище! Все отдай, всем пожертвуй, даже своей жизнью, только их – бесценных и ничем не заменимых – соблюди в полной чистоте и неприкосновенности! В своей жизни и поведении слушайся их голосов, иди по указываемому пути, и ты будешь, счастлив: мир, благополучие и Божие благословение будет тебе наградой здесь, на земле, и вечное блаженство – на небе!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)