Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Из истории церквей Талдомского района (храм Богоявления в селе Большое Семеновское)

В настоящее время у большинства молодых людей в России стал заметен интерес к культурному наследию России, возрождению ее духовности.

В живописи и архитектуре русских мастеров, которые развивались на протяжении веков, особенно в периоды национального подъема, нас привлекают монументальность форм, чувство связи русского народа с судьбами мира.

Обращение к культуре России вызвано потребностью освоения культуры прошлого нашей Родины, изучению культурного и духовного наследия родного края, жизни людей оставивших неизгладимый след в истории России.

С 2004 года в нашей школе проводится исследовательская работа по изучению истории храмов Талдомского района, большинство из которых были разрушены в годы Советской власти.

При изучении храмов Талдомского района мы соприкоснулись с историей нашей Родины, с судьбами замечательных людей оставивших неизгладимый след в истории государства Российского.

Храм Богоявления в селе Большое Семеновское избежал участи варварского и бездушного уничтожения. В годы Советской власти храм не был разграблен и использовался по его прямому назначению.

В настоящее время, это один из красивейших храмов Талдомского района он является памятником архитектуры 19 века.

Целью нашей статьи было желание рассказать о храме как о памятнике истории Талдомского района, об исторических лицах в той или иной мере соприкасавшихся с храмом, о священнослужителях храма, которые духовным и ратным подвигом внесли свою лепту в историю страны.

Архитектурное описание храма

Храм Богоявления расположен среда домов старинного села, называемого местными жителями Большим или Святым Семеновским. Главная улица села вытянута к югу, где протекает река Дубна.

Здание выстроено по обычной трёхчастной схеме – основной объем храма, трапезная и колокольня. Декор церкви довольно скромен.

Основной объем храма в плане представляет собой четверик, который завершается световой ротондой и куполом. С южной и с северной стороны четверик украшен четырехколонными портиками.

Единственная абсида церкви имеет простую полукруглую форму. На высокой ротонде с восьмью окнами имеется простой ленточный карниз с четырьмя напусками в четверть кирпича. Подобный же карниз опоясывает все здание на уровне верха стен абсиды и трапезной. На четверике над этим карнизом имеется еще три карниза с двумя и тремя напусками. Купол ротонды и конха абсиды покрыты ромбовидными листами железа.

Амбразуры окон на ротонде имеют полуциркульные завершения и полностью лишены декоративных элементов. Остальные окна памятника – прямоугольные с легкой кривизной верхней стороны. Таких окон по два на каждом фасаде четверика, по три на каждом фасаде трапезной и три на абсиде. Все окна имеют ленточные наличники в полкирпича. Кроме того центральное окно абсиды и центральные окна трапезной украшены бровчатым наличником.

Ротонда завершается глухим барабаном с карнизом из трех напусков в четверть кирпича. После барабана идет тонкая перетяжка. Нижняя часть главки решена в виде вазы или полушария, разделанного ложками. Венчается глава маленьким шпилем с яблоком и крестом простой формы. Такая же главка, но в миниатюре находится и над трапезной.

Основной объем также имеет купольное перекрытие на парусах, но здесь купол очень высок, а подкупольная ротонда прорезана широкими окнами, хорошо освещающими храм.

Трапезная – одноэтажная, в плане квадратная, по ширине несколько шире основного объема храма, видимо это характерная архитектурная особенность для церквей, построенных в конце 18 начале 19 века и сохранившихся до настоящего времени в Талдомском районе. Точно такую же схему строения мы наблюдали в храме святого Георгия на Хотче и многих других храмах.

Между трапезной и колокольней расположенной по центральной оси здания, находится узкий одноэтажный притвор. Он имеет вид небольшой глухой галереи с двускатной крышей. Ее фасады украшены горизонтальной рустовкой. Примерно в центре вместо руста помещена композиция из двух концентрических полуколец, внутреннее из которых имеет в толщину полкирпича, а внешнее – четверть.

Трехъярусная колокольня в плане представляет собой квадрат. Колокольня церкви имеет три яруса и декорирована довольно сухо. В первом ярусе с трех сторон имеются накладные портики с четырьмя пилястрами и фронтоном, украшенным маленькими модуньонами. После аттика идет невысокий ярус с окнами в виде полукруга. Последующие два яруса прямоугольные и почти не уступают по ширине нижнему. Они прорезаны проемами для звона, имеющими полуциркульные завершения и обрамленными невысокими пилястрами. Завершена колокольня довольно высоким куполом со шпилем и крестом.

Декоративное убранство интерьера в основном относится к концу XIX столетия. Этим же временем датируется четырехъярусный иконостас и стенопись, выполненная масляными красками.

Храм Богоявления представляет собой памятник церковного зодчества середины XIX века, выполненный в характерных формах ампира, отличается пластичностью форм, а также строгостью и сдержанностью декоративного убранства.

Завершение в виде вазы, разделанной ложками, имеет аналогии в памятниках конца XVIII века.

Богослужения в Богоявленском храме не прекращались со времени его постройки (с 1843 г. ) до наших дней, включая и годы советской власти.

История села Большое-Семеновское и храма Богоявления

Село Большое Семеновское в древности входило в состав Тверского княжества (Кашинского удельного княжества). После присоединения Тверского княжества к Московскому государству, село вошло в состав Кашинского уезда; с 1775 г. – в состав Калязинского уезда Тверского наместничества (Тверской губернии). Вскоре после Октября 1917 года от Калязинского уезда отделилось несколько волостей, село Талдом было переименовано в г. Ленинск, который стал центром Ленинского уезда Московской губернии. В конце 1920-х годов Ленинску было возвращено его историческое имя Талдом. Ныне село Большое Семеновское входит в состав Талдомского района Московской области.

Одно из первых упоминаний о селе Большое Семеновское находится в Дмитровской переписной книге за 1628-1630 годы, в которой говорится: «за дьяком за Семёном Собакиным старое его поместье село Константиново, Семёново тож, в селе церковь Симеона столпника древяна клецки» Там же за 1646 год имеется запись: «за Василием Семеновым сыном Собакиным ево поместье село Константинове, Семеновское тож». И, наконец, в Дмитровской переписной книге за 1678 год имеется запись: «за стольником за Семеном да за Алексеем Васильевыми детьми Собакиными село Константиновское, Семеновское тож».

В 1700 году в селе освящается новопостроенная церковь Симеона Столпника. После смерти Семена Собакина половина села была продана Ивану Михайловичу Сурмину известному в России купцу.

Иван Михайлович Сурмин родом из Костромы, вел успешную торговлю в разных русских городах, разбогател. В 1715 г. по ложному доносу завистника его арестовали, а имущество забрали в казну. На допросах он виновным себя не признал и, в конце концов, был освобожден. Позднее он очутился в Сибири, где, видимо, продолжал торговать. Его дочь Марфу, которая считалась богатой невестой, выдали замуж за князя Георгия Долгорукова. Когда все семейство Долгоруковых при Анне Иоанновне подверглось опале, и молодой княгине грозила ссылка, ее мать вымолила у императрицы разрешение на развод дочери.

Приобретенную половину села Семеновское купец Иван Михайлович Сурмин отдал в приданное своей дочери Марфе Ивановне Сурминой выдав ее вторично замуж за графа Романа Илларионовича Воронцова. Впоследствии Роман Илларионович Воронцов выкупил и вторую половину села Семеновское.

Роман Илларионович Воронцов родился в 1707 году; генерал-поручик и сенатор при Елизавете, генерал-аншеф при Петре Федоровиче, при Екатерине II, сначала в опале, а потом назначен наместником Владимирской, Пензенской и Тамбовской губерний. Умер во Владимире в 1783 году.

О Марфе Ивановне, урожденной Сурминой, известно немного. Слыла она красавицей и плясуньей, попала в число фавориток у императрицы Анны Иоанновны. Дочь волжского купца Марфа Ивановна обладала значительными капиталами, которые нередко выручали Елизавету Петровну до восшествия той на престол и в какой-то мере способствовали этому событию.

В браке у Романа Илларионовича Воронцова и Марфы Ивановны Сурминой было пятеро детей:

Дочь Мария Романовна Воронцова (1737 – 1765) была отдана замуж за Петра Александровича Бутурлина. Вскоре после бракосочетания молодые супруги уехали в Испанию. Туда Петр Александрович был направлен на дипломатическую службу в качестве посланника. Через два года после рождения сына в 1765 году Мария Романовна умерла в возрасте 28 лет.

Дочь Елизавета Романовна Воронцова 1739 – 1792 была фавориткой Петра III. Позднее вышла замуж за Александра Ивановича Полянского

Сын Александр Романович Воронцов 1741–1805. Граф, государственный деятель и дипломат. В 1762-64 полномочный министр в Англии, в 1764-68 в Голландии, в 1773-94 президент Коммерц-коллегии, в 1802-04 канцлер. Женат не был.

Дочь Екатерина Романовна Воронцова 17. 03. 1744 – 04. 01. 1810 приобрела громкую известность под именем княгини Дашковой. Участница государственного переворота 1762, приведшего на престол Екатерину II. Академик, избрана: 24. 01. 1783. Директор Петербургской академии наук и президент Российской Академии (1783-1796).

Сын Семен Романович Воронцов родился в 1744 – 1832 году. В 1783 году он был назначен полномочным министром в Венецию, а в 1785 г. в Лондон, где он пробыл до 1806 года. Умер в 1832 году.

Почти на протяжении столетия село Семеновское находилось в собственности Воронцовых и по наследству передалось Семену Романовичу, а позднее его сыну Михаилу Семеновичу Воронцову.

В клировой ведомости 1796 г. имеется запись, что деревянная церковь, выстроенная в 1773 году, сгорела, а строится новая, тоже деревянная. В приходе 51 двор, 445 прихожан.

В межевом описании 1855 года записано: «село Семеновское, Константиново тож с каменной церковью принадлежит генерал-адъютанту светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову».

Михаил Семенович Воронцов сын Семена Романовича, светлейший князь, генерал-фельдмаршал; родился в 1782 году, детство и молодость провел при отце, в Лондоне, где получил блестящее образование.

Служил на Кавказе в лейб-гвардии Преображенском полку. В Отечественную войну 1812 года Михаил Семенович находился сначала при армии князя Багратиона, принимал участие в сражении при Смоленске. Ранен в Бородинском сражении. 7 мая 1823 г. назначен Новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области.

В 1844 году Михаил Семенович Воронцов назначен был главнокомандующим войск на Кавказе и наместником Кавказским, с неограниченными полномочиями и оставлением в прежних должностях.

За поход к Дарго Воронцов М. С. возведен был в княжеское достоинство, с присвоением ему несколько позже титула светлейшего. В 1848 году им взяты были две твердыни Дагестана, аулы Гергебиль и Салты. Умер в Одессе в 1856 г.

Возможно, что именно этот представитель рода Воронцовых, и является заказчиком существующей церкви, освященной в 1843 году..

Версия о том, что заказчиком существующей церкви является Михаил Семенович Воронцов имеет ряд существенных критических возражений.

Упоминание о первом освящении одного из приделов церкви было обнаружено нынешним настоятелем Богоявленского храма священником Владимиром Ивановичем Федоровым в одной из двух деревянных грамот выполненных на деревянном кресте.

На первой деревянной грамоте выполнена следующая запись: «В 1844 ноября 5 дня при царствовании императора Николая Павловича первого по благословению высокопреосвященного Григория архиепископа Тверского и Кашинского, Корчевского Воскресенского собора протоиреем Федором Ершовым при священнике приходском Михаиле Елпатьевском общим иждевенем прихожан»

На второй деревянной грамоте, выполненной на 10 лет позднее, в момент освящения храма была выполнена следующая запись: «Совершен и освящен сей настоящий храм во имя Богоявления Господня и рождества Христова 23. 06. 1854 года при царствовании императора Николая Павловича первого по благословению Его высокопреосвященного Гавриила архиепископа Тверского и Кашинского, местным Благочинным села Рождества во Вьюлках иереем Александром Докучаевым при приходском священнике Михаиле Елпатьевском общим иждевенем прихожан». Фраза о том, что храм построен «общим иждевенем» прихожан и говорит нам, что заказчиком церкви были прихожане храма.

По нашему мнению необходимо учитывать и тот факт, что в первой половине XIX века Семеновское становится одним из 38 широко известных центров Калязинского уезда. В 1848 году в Семеновском развивается ткачество. На ткацкой фабрике, которую организовал купец Бендрышев, работало надомно до 700 человек. Это указывает на то, что церковная община была довольно состоятельна и вероятно, что и деньги на строительство каменной церкви собирали всем миром. И наконец, несмотря на то, что село принадлежало светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову упоминаний в литературе о том, что князь приезжал в эти края мы не обнаружили.

В 1890 году Семеновское – крупное село с двумя кузницами, двумя маслобойнями и двумя ветряными мельницами. В селе земское училище и две ярмарки по престольным праздникам: Богоявления и Симеона столпника.

В 1891 году был установлен новый иконостас и возобновлена стенная живопись. (Фото 7, 8). Прихожанами храма в 1900 году были более тысячи человек, проживающих в селе Б. Семеновское, деревнях Острове и Горе. В 1914 году в дар прихожанам храма Богоявления из Афонского монастыря была привезена икона Пресвятой богоматери скоропослушницы с дарственной надписью, одной из наиболее почитаемых в храме.

Священнослужители храма Богоявления

Из священнослужителей дольше всех в храме служили представители рода Колеровых. Первый из этой династии, Захар Колеров, был определен в храм епархиальным начальством в качестве пономаря в 1846 году. После его смерти эту должность с 1867 года занимал его сын Ксенофонт. В 1900 году Ксенофонт Захарович Колеров был посвящен в сан диакона. В 1910 году настоятелем храма становится его сын Анатолий Ксенофонтович. Последующие годы здесь служили священником и диаконом Анатолий и Ксенофонт Колеровы. В сентябре 1918 г. Анатолий Ксенофонтович переехал на жительство в селение Малышково Кимрского уезда, где в соседней деревне Глазово основал сапожную промартель, в которой работал некоторое время председателем и бухгалтером-счетоводом. В 1930-х годах он переезжает с семьей в деревню Ваулино, что по соседству с Глазовом и пос. Белый Городок, где и умер в 1961 году.

После отъезда из Б. Семеновского священника Анатолия Колерова, его отец, Ксенофонт Захарович Колеров был рукоположен в сан священника и служил в Богоявленском храме до августа 1919 года. Умер в середине 1920-х годов в Кимрах, в семье сына – будущего священномученика Феодора Колерова.

Феодор Ксенофонтович Колеров родился в 1882 году в селе Большое Семеновское Калязинского уезда Тверской губернии. Здесь он провел детство и юность. В 1905 г. окончил Тверскую духовную семинарию, стал священником. Служил в храмах Бежецкого и Кашинского уездов Тверской епархии. В 1912 г. тверским архиереем был назначен настоятелем новопостроенного Спасо-Преображенского храма в село Кимры Тверской губернии.

В 1929 году попытка закрыть храм властями вылилась в массовый протест верующих, отмеченный рядом беспорядков. В ответ на это власти устроили показательный судебный процесс, который был широко освещен в местной и центральной прессе. По приговору суда большая группа граждан была осуждена к различным срокам тюремного заключения, а протоиерей Феодор Колеров, миряне Ананий Бойков и Михаил Болдаков были приговорены к расстрелу. 29 ноября того же, 1929 года, приговор был приведен в исполнение.

В сентябре 1997 г. синодальная Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приняла решение о причислении к лику святых новомучеников и исповедников Российских Феодора Колерова и иже с ним убиенных Анания Бойкова и Михаила Болдакова. 26 июля 1998 г. в Кимрском Спасо-Преображенском соборе состоялась их канонизация.

С того времени память Кимрских новомучеников отмечается два раза в год: 26 июля – в день их канонизации и 29 ноября – в день принятия ими мученического венца. Федор Колеров почитается как местный святой в храме Богоявления в селе Большое Семеновское..

Второй не менее известной и легендарной личностью стал протоиерей Петр Бахтин.

Бахтин Петр Сергеевич родился 10 октября 1918 года в селе Бородинка Ливенского района Орловской области. Его отец – крестьянин Бахтин Сергей Дмитриевич был участником Первой мировой войны. Семья Бахтиных имела крепкое крестьянское хозяйство. В начале 1930-х годов они были раскулачены и переселены в Центральный Казахстан для освоения целинных земель и разработки Карагандинского угольного бассейна.

Вся семья трудилась с утра до ночи, поэтому и выжили Бахтины в тех неимоверно тяжёлых условиях. Петр Бахтин не только закончил школу, но и получил среднее техническое образование. В пятнадцать лет он устроился на работу, а в 21 год его взяли в армию.

Недолго длилась более-менее спокойная армейская жизнь Петра Бахтина. Грянула финская война. Из ста новобранцев-земляков в живых остался он один.

Петр Бахтин геройски прошел Великую отечественную войну. С 1938 по 1947 год он проходит путь от рядового до капитана, в конечный год войны - стал командиром батареи, трижды ранен, награжден орденами Красного Знамени, двумя Отечественной войны I степени, Красной Звезды. После ранения он оказывается в госпитале, там ему в руки попадает Библия. Бахтин впервые серьезно задумывается о Боге.

После войны Петр Бахтин в 1947 вернулся в Караганду, преподавал военное дело в техникуме. В 1949 году выйдя из членов партии, поступает в духовную семинарию. Однако такого дерзкого поступка власти простить ему не могли и, проучившись два года, в 1951 Петр Бахтин был арестован, приговорен к расстрелу, замененному 25 годами заключения и ссылкой на 5 лет с конфискацией имущества.

В 1956 освобожден, позже реабилитирован. Окончил семинарию, женился, стал дьяконом храма в городе Переславль-Залесский, потом сменил несколько приходов в Новгородской, Воронежской и Московской областях.

С 1970 года настоятель Богоявленского храма села Большое Семеновское Талдомского района Московской области. Дети: Александр (1960), Сергей (1963, Алексей (1965), все священнослужители.

В 2001 г. отец Петр был приглашен в Москву, в Кремлевский дворец съездов, на торжественное заседание, посвященное Дню Победы, где выступил с речью.

В Богоявленском храме села Большое Семеновское отец Петр прослужил более 30 лет. При нем в храме были произведены многие работы, на колокольне появились и зазвонили колокола.

По указу Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 1 сентября 2003 года протоиерей Петр Бахтин, согласно поданному прошению, по состоянию здоровья был освобожден от обязанностей настоятеля Богоявленской церкви села Большое Семеновское Талдомского района Московской области, с выражением благодарности за многолетнее безупречное пастырское служение.

Отец Петр стал готовиться к постригу и получил для проживания келью в Троице-Сергиевой лавре. Иногда он приезжал в село Б. Семеновское, где принимал участие в службах в своем родном храме. 22 января 2005 года, незадолго до пострижения в монахи, отец Петр скончался на 86 году жизни.

Подводя итоги нашей работы мы хотим сказать, что в последнее время в нашей стране делается немало по сохранению культурного наследия, восстанавливаются храмы, возвращаются исторические названия, реабилитируются забытые имена. Государством предпринимаются огромные усилия по развитию экономики, улучшению жизни всех граждан.

Но не менее главной задачей было и остается культурное и нравственное развитие личности. Мы, живущие в современном мире, не должны забывать нашей истории, своих корней, чтить память тех, кто своим духовным и нравственным подвигом помог сохранить память народа и передать будущим поколениям именно ту Россию, которую мы все любим, и жить в которой стремимся. Сильную и грозную для врагов Отечества и Чистую, Светлую и Непорочную для друзей и граждан в ней живущих.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)