Развлечения  ->  Социальные сети  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Западная культура как фактор духовно - нравственного развития молодого поколения России

<<Очень трагично, что мы потеряли 12-15-летних детей в этом американском бардаке. Мне больно смотреть, во что превращается русский ребенок>> (художественный руководитель журнала <<Ералаш>> Борис Грачевский).

На основе исследований в области философии, культурологи, социологии (Ф. Ницше, П. Сорокин, М. Шеллер и др. ) можно отметить наличие постоянного взаимодействия культур, влияющих друг на друга. Так, влияние Западной культуры на российскую отмечали еще в XIX веке, подразумевая только культуру Европы. Однако русские мыслители того времени влияние <<запада>> на Россию рассматривали с двух позиций: словянофилы представляли западную культуру, как <<плод человеческого злодейства>>, клонящийся к упадку (В. Соловьев, А. Хомяков др. ), а западники указывали на перспективные идеи западной культуры (В. Белинский, Н. Чернышевский и др. ). Данная тема остается актуальной сегодня, но имеет другие аспекты изучения в соответствии с современной ситуацией развития общественного сознания.

На сегодняшний день понятие Западной культуры подразделяется. Так, в своей работе я анализирую влияние такого вида Западной культуры как культура США, Канады, Австралии. Следует отметить, что позиции современного общества, отстаивающие либеральные ценности Западной культуры, направлены на подрыв семейных устоев. Приоритет <<земных>> интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата воспитательных функций семьи приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества. В этих условиях потеря ясного осознания русской картины мира, перспектив и проблем, ближайших целей русской цивилизации и русского человека ведет к потере сплоченности россиян. Отсутствие собственной культуры и сопротивления чуждой, ведет к потере самоидентификации российской общности, а привнесение чуждых идеалов - к ее дезинтеграции и уничтожению.

Теоретические аспекты исследования проблемы влияния Западной культуры на духовно - нравственное развитие молодого поколения России

Духовно-нравственное воспитание молодежи: понятие, структура

Существуют три основных формы бытия: человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними. Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие.

Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий <<духовность>>, <<нравственность>> отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь <<нащупываются>> научно-теоретические подходы к постановке этого направления в педагогике.

В повседневной жизни используются многие сочетания со словами <<душа>>, <<дух>>, <<духовность>>, которые отличаются неясностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие <<духовность>>. Под <<духовностью>> понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т. д.

Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты своего государства, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в культуре.

Если судить о понятии <<нравственность>> по <<Словарю русского языка>> С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Очевидно, что в этом определении понятия <<духовность>> и <<нравственность>> во многом перекликаются.

Воспитание - это сложный социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения. Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у молодежи, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального:

1. Религиозный фактор строится на идее Творца (Абсолюта, Высшего Разума, Бога). Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Отсюда можно заключить, что стержнем духовно-нравственного воспитания должны стать учения основных конфессий, которые действуют в России. Основой духовно-нравственного воспитания, по учению всех конфессий, является Страх Божий. Главное средство воспитания - Любовь, проявляющаяся в жертвенности и самоотдаче.

2. Рациональный фактор предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки.

Так, духовно-нравственное развитие - это глубокая увлеченность духовными, этническими, религиозными традициями, корнями, архаикой и авангардные творческие формы самовыражения; навыки самодисциплины, воспитания воли в сочетании со свободой и спонтанность творческих актов, социальная активность; идеал крепких семей, большого здорового потомства, укрепляющего и пополняющего ряды славной нации; гордость своей принадлежностью к уникальной неповторимой культуре; возрождение проникновенного чувства родной природы, любовное осмысление каждой пяди земли, хранящей память о великих исторических свершениях и драмах.

Культурная модернизация как макрофактор развития российского общества

Модернизация - это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Сегодня в науке утверждается идея многообразия путей модернизации. В соответствии с этим значимая роль отводится влиянию различных культур, их интеграция, искажение или адаптация, модификация. Так, возникает представление о типах культур и их влиянии друг на друга. Существует много различных типологий культур, одна из них по месту и времени, где выделяется Восточный и Западный типы.

* Восточный тип культуры включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас. Основные черты восточных культур:

1) Отношение ко времени. Время статично. Оно делится на три ступени - прошлое, настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями - душа человека бессмертна, значит рядом с нами находятся души умерших и еще не родившихся людей.

2) Сосредоточенность на духовном. Смысл жизни человека - постижение сакрального смысла бытия. Восточные культуры интравертны, то есть направлены на внутренний духовный мир человека.

3) Принцип коллективизма. Личные интересы подчинены общественным. Главным элементом общественного устройства является община (умма), которая концентрировала жизнь человека и ограничивала его свободу.

Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: вертикальный характер отношений между людьми; деспотический характер власти, огромная роль государства, отсутствие прав и свобод.

* Западный тип культуры более молодой (США, Канада, Австралия).

Особенности ЗТК:

1) Отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на три ступени. Прошлое уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее - это время, где человек является главным действующим лицом. Будущее неизвестно, но его можно подготовить.

2) Рационализм общественного сознания, свобода от религиозной догматики. Западная культура экстравертна, нацелена на преобразование внешнего мира.

3) Индивидуализм. Признание авторитета личности, ее свободы и автономии.

Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: горизонтальный характер отношений в обществе; правовое демократическое государство; политический плюрализм; разделение властей: рынок как способ функционирования экономики. Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрушение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство.

* Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.

Помимо западного и восточного типов культур существуют специфические срединные типы, совмещающие в себе черты того и другого. К числу таких культур относится и российская культура.

Восточные черты РК:

- подавляющая роль государства

- общинно-коллективистское сознание общества

- негативное отношение к товарно-денежным отношениям, к частной собственности

- восприятие человека как <<винтика системы>>

- огромная роль духовных ценностей

Западные черты РК:

- доминирующая религия - христианство, но христианство восточного типа (православие)

- элементы светской культуры - театр, музыка, живопись, литература

- стремление использовать достижения западной цивилизации для усовершенствования различных сфер жизни.

Социально-психологические факторы, деструктивно влияющие на развитие духовно-нравственной сферы российского общества

Специалисты основными причинами кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества выделяют: разрушение традиционных устоев семьи и засилие западной культуры в СМИ.

Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

(супружеские отношения перестали быть выражением духовного единства; почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности и нерасторжимости брака; супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя).

2. Повреждены устои семьи:

(фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;

- утрачен традиционный уклад семейной жизни; уважение старших вытеснено из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов).

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

(культ жизненного успеха, материального благополучия привел к падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость; растет численность абортов, сирот, беспризорников).

4. Деформация сферы семейного воспитания:

(утратилось традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной родительской любви; не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от него подарками, техникой; прервалась преемственность педагогической традиции в семье; родители неграмотны в вопросах развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка).

5. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, восстановить традиционных ценностей семьи.

Также повсеместно специалисты различных областей наук (социология, психология, педагогика, философия) указывают на глобальное негативное влияние массовой культуры:

  • в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации.
  • массовая культура и СМИ стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, половую распущенность. МК - это экранная культура, которая эффективно действует на подсознание человека и манипулирует им. Система СМИ грубо воздействует на сознание (и подсознание) зрителей. При этом содержательная сторона транслирующейся информации, как правило, очень далека от культурных, нравственных норм, сложившихся в обществе.
  • засилье зарубежной культуры заметно во всех сферах отечественной общественной жизни. Молодежь и дети являются ее основными потребителями и, обладая интеллектом, который более подвержен влияниям извне, впитывают иностранную культуру, которая зачастую имеет отрицательное воздействие.
  • огромное негативное влияние на российских детей оказывает такая массовая коммуникация, как телевидение. Миллионные аудитории воспринимают потоки мультфильмов и передач, в которых - насилие и деньги, идеи культа силы и богатства. Детские умы в России ежедневно подвергаются разрушительным воздействиям, которые ориентируют на социальные и маркетинговые штампы и поверхностное общественное поведение в качестве программируемых потребителей.
  • специалисты в области детского восприятия отмечают катастрофическое влияние современного телевидения, заполненного иностранными масскультурными штампами. <<Очень трагично, что мы потеряли 12-15-летних детей в этом американском бардаке. Мне больно смотреть, во что превращается русский ребенок>>, - говорит художественный руководитель журнала <<Ералаш>> Борис Грачевский. Катерина М. , ведущая передачи <<Москва. Инструкция по применению>>, описывает данную проблему: <<Берегитесь, родители! В тупых заграничных мультсериалах ваше чадо найдет целый букет того, что можно назвать одним словом - растление>>. Годлевская О. , психолог центра <<Школа для пап и мам>>, говорила о том, ненормативная лексика становится нормой общения для маленьких детей, которую они копируют из мультиков. Локтионова А. , ведущий психолог центра <<Генезис>>, указывает: <<Если ребенок напряжен, сидит, вцепившись в кресло, и после мультфильма начинает вести себя агрессивно - значит он вызвал в детской психике напряжение, с которым психика не может совладать>>. Американские ученые находят, что, чем чаще маленькие дети смотрят телевизор, тем выше вероятность развития агрессии. Группа ученых во главе с Фредериком Циммерманом, обнаружила что для детей, которые в 4-летнем возрасте смотрели телевизор около 3,5 часов в день, вероятность стать драчливыми на 25% выше, чем для тех, кто телевизор практически не смотрел.
  • для западных мультфильмов характерно: жестокость персонажей друг к другу; нормально поведение индивида, ищущего удовлетворения сугубо личным устремлениям. В мультиках присутствуют практически все основные принципы американского образа жизни. В них никогда не бывает героя-группы - показывают поведение и стиль жизни индивидуалиста. Так, эти мультики действуют суггестивно, т. е. внушают идеи, минуя сознание.
  • важно индифферентное отношение родителей к тому, что смотрит их ребенок.

Следует отметить, что также существуют различные экономические, политические и социальные факторы.

Таким образом, сегодня, конкурируют 3 идеологических модели социальных отношений: модель Запада; модель Востока и модель России (эффективный баланс). Наша модель проигрывает влияние на россиян, молодое поколение. России грозит потеря уникального самосознания, из-за массированной пропаганды чуждой культуры, мировоззрения, идеологии. Отсутствие собственной культуры и сопротивления чуждой, ведет к потере самоидентификации, а привнесение чуждых идеалов индивидуализма - к ее дезинтеграции и уничтожению.

Как отмечал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: <<Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства>>.

Исследование влияния Западной культуры на духовно - нравственное развитие молодого поколения России

Специфика влияния Западной культуры на систему ценностей россиян

Исследование данного вопроса осуществлялось в различных направлениях, обеспечивающих целостную картину:

1. Анализ мнения экспертов (телефонное интернет-интервью - 130 экспертов (представители региональных властей, интеллектуальной и медиаэлиты)), 2001 год

2. Анализ интеренет-исследования жителей России (опрошены 29 областей, краев, республик России; 1500 респондентов), 2001 год

3. Анализ мнения педагогов школы (18 человек), 2009 год

4. Анализ мнения учащихся 9-11 классов (64 человека), 2009 год

Методы исследования, применяемые с целью изучения поставленной проблемы: анкета, количественный, качественный анализ результатов диагностики.

В первом блоке анкеты рассматривались проявления влияния Западной культуры (ЗК) на развитие частных форм социальной сферы общества: отношение россиян к важнейшим видам деятельности, составляющим компонентам системы ценностей. Так, было рассмотрено влияние Западной культуры, системы ценностей на: отношения между россиянами; отношение россиян к труду; отношение россиян к учебе; художественный вкус россиян; правовое самосознание; культуру половых отношений, семейные ценности.

Во втором блоке анкеты были поставлены вопросы, прямо связанные с отношением россиян к Западной культуре, ее влиянию: в целом влияние на россиян, значимость воздействия продуктов Западной ТВ индустрии, необходимость границы культур России и Запада. Важным выступает вопрос о том, кто же в большей степени влияет на развитие системы ценностей в России: Запад или сами россияне.

Соответственно, необходимо изучить данные исследования мнения учащихся и учителей школы по первому блоку вопросов анкеты в сравнительном анализе с данными анкетирования экспертов и россиян, полученных в результате интернет-опроса.

На вопрос о том, каким образом Западная культура влияет на отношения между людьми в России, наибольший процент учителей (64%) и учеников (58%) ответили о разнонаправленном влиянии: как положительном, так и отрицательном. При этом по процентному показателю на втором месте у учителей вывод об отрицательном влиянии (27%), а у учеников о том, что воздействия вообще не оказывается (25%).

Данные анализа интернет-опроса ситуации в России показали, что наибольший процент россиян считают, что влияние в данном направлении оказывается отрицательное (45%), 21% россиян убеждены, что влияние оказывается, но разноплановое, как положительное, так и отрицательное. Подтверждает полученную картину мнение экспертов, которые в 40% отмечают наличие как положительного, так и отрицательного влияния ЗК на отношения между людьми в России, а в 35% - наличие отрицательного влияния. Так, в данном вопросе наибольший процент респондентов учителей, <<россиян>> и экспертов указывают на разноплановое или отрицательное влияние ЗК на отношения между людьми в России. Т. е. , в-первую очередь, на его наличие.

Как ученики (49%), так и учителя (45%) в большинстве отмечают наличие разнонаправленного влияния на отношение россиян к труду (как положительное, так и отрицательное). Т. е. влияние оказывается. При этом значительный процент респондентов отметили, что воздействия нет: учителя - 36%, ученики - 28%.

Мнение опроса <<россиян>> разделилось примерно в равном соотношении: отрицательное влияние - 26%, положительное - 24%, т. е. в большей степени отрицательное. При этом мнение экспертов в данном вопросе отличается принципиально: положительно - 45%, отрицательное - 18%.

В вопросе о влиянии ЗК на отношение россиян к учебе, знаниям также возникли разногласия во мнении учеников, учителей и позиции участников интернет-опроса. Наибольший процент учащихся (45%) и учителей (37%) отметили отсутствие значимого влияния ЗК в данной сфере, в то время, как респонденты интернет-опроса в 34% (<<россияне>>) и 55% (эксперты) отметили положительное влияние ЗК на отношение россиян к учебе. На втором месте мнение учеников и учителей о том, что влияние как положительное, так и отрицательное. Объясняется это системой образования, переходящей на западную модель.

В вопросе о влиянии на правовое сознание россиян наибольший процент учеников (49%) и учителей (73%) также отмечают разноплановое влияние: как положительное, так и отрицательное, т. е. влияние оказывается. Мнения <<россиян>> примерно в равной степени отражают положительное воздействие (26%) и отрицательное (20%). При этом 73 % экспертов уверены в том, что влияние ЗК на правовое сознание россиян положительное.

В большей степени отрицательное, чем положительное влияние на художественный вкус россиян отмечают учителя (27%), <<россияне>>-респонденты - 35%, эксперты - 58%. Ученики же отмечают больше положительное (37%), чем отрицательное влияние (9%). Также различные мнения учеников и учителей по вопросу влияния ЗК на культуру половых отношений, семейных ценностей, где, при соотнесении крайних позиций, учителя указывают на отрицательное влияние в 36%, положительное - в 9%; ученики: положительное - 19%, отрицательное - 12%, а в 26% они считают, что влияния не оказывается. Все эти проявления в ответах молодого поколения свидетельствуют о современной тенденции не отдавать отчета, не замечать влияния западной культуры, либо тенденции к приспособлению к чуждой культуре, восприятию ее как гармоничного направления развития общества.

В целом, при анализе прямого вопроса: под влиянием ЗК россияне становятся хуже или лучше, - была получена картина: наибольший процент учителей - 46%, респондентов- <<россиян>> - 48%, экспертов - 33% склоняется к мнению о том, что в целом россияне становятся хуже. Второй по численности ответ, что изменения не связаны с ЗК. И наименьший процент отвечающих во всех категориях респондентов отмечают, что россияне становятся лучше под влиянием ЗК.

Одним из значимых деструктивных социально-психологических факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие россиян, является описанная выше массовая культура и СМИ (как частный вариант). Так, на вопрос о том, какой объем продуктов западной ТВ индустрии присутствует на рынке России, единогласно все категории респондентов ответили, что данных продуктов <<много>>: учителя - 82%, ученики - 65%, респонденты-<<россияне>> - 84%, эксперты - 82%. Т. е. представители молодого поколения все же допускают нормативность степени присутствия в СМИ продуктов ТВ индустрии Запада. Также поднимался вопрос о знаке влияния продуктов западной ТВ индустрии на культуру россиян. Респонденты-<<россияне>> в 73% отмечают отрицательное влияние, как и 36% учителей (0% - только положительное влияние). Однако как учителя (64%), так и ученики (79%) в наибольшей степени считают, что необходимо учитывать особенности и содержание каждого продукта.

Учитывая специфичность влияния ЗК на Россию, был предложен вопрос о том, какова должна быть воображаемая граница между культурами. Наибольший процент респондентов, учителей и учеников отметили 2 варианта: никакой (34%, 45%, 34%) и <<черта>> (20%, 55%, 25%).

Соответственно встает вопрос о самобытности российской культуры. 50% респондентов, 30% экспертов, 82% учителей, 51% учеников считают, что мы сами забываем свою культуру, не храним ее. 35% респондентов, 40% экспертов, 18% учителей, 49% учеников считают, что Запад усиливает свое влияние на Россию. Т. е. мнение неоднозначно.

Особенности системы ценностей учащихся 9-11 классов

В результате применения опросника <<Личностный рост>> были выделены основные аспекты системы ценностей учащихся старших классов (9-11 классы). Данные уровня воспитанности учащихся представлены по категориям методики: семья, Отечество, земля, мир, труд, культура, знания, человек как Таковой, человек как Другой, человек как Иной, телесное Я, душевное Я, духовное Я. Результаты опроса были интерпретированы согласно предложенной в методике шкале:

  • Устойчиво-позитивное отношение (более 14 б)
  • Ситуативно-позитивное отношение (от 1 до 14 б)
  • Ситуативно-негативное отношение (от -1 до -14 б)
  • Устойчиво-негативное отношение (менее -14 б)

Анализируя полученные данные, в первую очередь, следует отметить, что средние показатели по категориям у учащихся 11 класса в основном более высокие в сравнении с показателями учащихся 9-х, 10-го классов. Также у учащихся 11 класса в отличие от 9-10 классов отмечено две категории (семья, телесное Я), имеющие устойчиво-позитивное отношение. При этом наиболее низкие показатели демонстрируют учащиеся 9-х классов. Это может свидетельствовать о недостаточной степени сформированности самоопределения учащихся 9-х классов, а также об их низкой устойчивости к негативному влиянию современных тенденций, которые воспринимаются ими как норма, способствуют выработке неадекватных традиционной системе ценностей механизмов поведения.

При анализе суммарных средних показателей по классам были получены следующие результаты. Устойчиво-позитивного отношения не отмечено ни по одной категории системы. Наиболее высокие данные выявлены по категориям: семья (13 баллов), телесное Я (11 баллов), духовное Я (10 баллов). Т. е. отношение к семье, ЗОЖ, этическим канонам согласно среднему показателю у учащихся имеет достаточно высокий уровень признания и относится к ситуативно-позитивному типу отношения. Также к данному типу отношения относятся категории: труд (9), знания (учеба) (9), культура (8), альтруизм (человек как Другой) (6), земля (4), мир (4), Отечество (3), гуманизм (человек как Таковой) (3), толерантность (человек как Иной) (2), самооценка (2). В среднем все категории имеют ситуативно-позитивный характер, т. е. неустойчивый, подвергающийся влиянию. При этом согласно анализу наиболее уязвимы в этом плане учащиеся 9-х классов.

Также характерно, что ситуативно-негативного и устойчиво-негативного отношения в среднем по классам не отмечено ни по одной категории. При этом сравнительно низкие средние показатели свидетельствуют о наличии достаточно частых вариантов негативных типов отношения в индивидуальных показателях учащихся. Это также свидетельствует о неустойчивости системы ценностей учащихся старших классов.

При осуществлении условного сравнения результатов опросника и анкеты интересными оказались следующие соответствия. В первую очередь, следует обратить внимание на отношение к России (ее менталитету, мировоззрению, особенностям), что отражено в категории <<Отечество>>, имеющая одни из наименьших показателей в среднем по классам (на последних позициях). Показатели по классам (9-е - 1балл, 10 - 4 балла, 11 - 5 баллов) сравнительно низкие, индивидуальные показатели учащихся часто со знаком минус, что свидетельствует о недостаточно уважительном отношении к Отечеству, России, ее менталитету, культуре, в основном прослеживается низкая степень патриотизма.

Также интересно соотнесение данных по линии коллективизм-индивидуализм. В связи с чем, рассмотрим показатели по категориям: альтруизм (человек как Другой): 9 кл. - 4б. , 10 кл. - 5 б. , 11 кл. - 8б. ; гуманизм (человек как Таковой): 9 кл. - 4б. , 10 кл. - 0 б. , 11 кл. - 6б. ; толерантность (человек как Иной): 9 кл. - 0б. , 10 кл. - 2 б. , 11 кл. - 3б. Таким образом, отношения подобного типа у учащихся имеют очень низкие показатели, вопросы в данном направлении вызывают недоумении, смех, а наиболее негативное отношение или низкие показатели в данном случае по категории толерантность, что, согласно русскому менталитету, русскому народу не свойственно.

Таким образом, выявлено наличие разнопланового влияния Западной культуры не россиян, различные сферы их жизнедеятельности, их восприятие действительности, мировоззрение, самоопределение, в целом духовно-нравственное развитие. Это также можно подтвердить выявленной неустойчивой системой ценностей учащихся старших классов, где понятия Отечество, гуманизм, альтруизм, толерантность не имеют для ребят значимости, особенно учащихся 9-х классов.

Рекомендации

На сегодняшний день, в целом, можно констатировать нравственное оскудение молодого поколения россиян (уровень преступности, агрессивные молодежные виды субкультуры, неуважительное отношение к социальным нормами т. д. ). При этом существуют различные попытки решения проблемы духовно-нравственной деградации молодежи. Например:

* В области социальной политики - системный подход к решению проблемы социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

* В области современной православной педагогики - педагог, священник Евгений Шестун доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, что <<системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья.>>.

* В области политики - культурная политика движения <<Евразийство>>, где подчеркивается необходимость ревизии культурного наследия, чтобы выделить наиболее ценные направления и сместить на периферию внимания второстепенные (критерий - соответствие духу Традиции).

* В области психолого-педагогической науки - организационно-педагогическая модель реализации гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков.

Программы разрабатываются на различных уровнях: правительство РФ, правительство края, администрация города, и т. д. до уровня школы и плана воспитательной работы отдельного учителя. Но самое важное - это активная позиция учащихся, так называемый дуализм процесса. Я убеждена, что успех в большой степени зависит от работы детских и молодежных организаций. Поэтому в своей исследовательской работе хочу представить, как доказательство своей позиции, программу работы нашей школьной детской организации <<Радуга>>, активным членом которой я являюсь - самое важное сохранение самобытности и самоидентичности русской культуры.

Анализ анкетирования показал, что учителя, ученики, респонденты- <<россияне>>, эксперты указали в основном отрицательное или разнонаправленное влияние ЗК по следующим направлениям: отношения между людьми в России; отношение к труду (эксперты - положительное); правовое сознание россиян (эксперты - положительное); художественный вкус россиян (ученики - положительное); культура половых отношений, семейных ценностей (ученики - также ответ <<не влияет>>). По отношению к учебе ответы респондентов-<<россиян>> - положительное, учителя, ученики - не влияет (особенности реформ в системе образования). Вопрос о том, какой объем продуктов западной ТВ индустрии присутствует на рынке России, единогласно все категории респондентов ответили, что продуктов <<много>>. Представители молодого поколения допускают нормативность степени присутствия в СМИ продуктов ТВ индустрии Запада. Вопрос о знаке влияния продуктов западной ТВ индустрии на россиян: респонденты-<<россияне>>, учителя отмечают отрицательное влияние. Показателен вопроса: под влиянием ЗК россияне становятся хуже или лучше: наибольший процент всех участников считает, что россияне становятся хуже. Вопрос о самобытности российской культуры: наибольший процент всех участников считает, что мы сами забываем свою культуру, хотя также достаточно высокий процент считает, что Запад усиливает свое влияние на Россию. Т. е. мнение неоднозначно.

При изучении особенностей системы ценностей старшеклассников были получены следующие наиболее значимые данные. Средние показатели по категориям у учащихся 11 класса в основном более высокие , чем у учащихся 9-х, 10-го классов. Наиболее низкие показатели демонстрируют учащиеся 9-х классов. При анализе суммарных средних показателей по классам: устойчиво-позитивного отношения не отмечено; в среднем все категории имеют ситуативно-позитивный характер, т. е. неустойчивый, подвергающийся влиянию. При этом согласно анализу наиболее уязвимы в этом плане учащиеся 9-х классов. В первую очередь, следует обратить внимание на отношение к России, что отражено в категории <<Отечество>>, имеющая одни из наименьших показателей (на последних позициях). Индивидуальные показатели учащихся часто со знаком минус, что свидетельствует о недостаточно уважительном отношении к Отечеству, низкой степени патриотизма. Также низкие показатели по линии коллективизм-индивидуализм - категории: альтруизм (человек как Другой); гуманизм (человек как Таковой); толерантность (человек как Иной). Наиболее негативное отношение по категории толерантность, что, согласно русскому менталитету, народу России не свойственно.

Таким образом, выявлено наличие в основном негативного или разнонаправленного влияния Западной культуры не россиян, различные сферы их жизнедеятельности, их восприятие действительности, мировоззрение, самоопределение, в целом духовно-нравственное развитие. Проявления в ответах молодого поколения свидетельствуют о современной тенденции не замечать влияния <<запада>>, либо тенденции к приспособлению к чуждой культуре, восприятию ее как гармоничного направления развития общества. Это также можно подтвердить выявленной неустойчивой системой ценностей учащихся старших классов, где понятия Отечество, гуманизм, альтруизм, толерантность не имеют для ребят значимости, особенно учащихся 9-х классов. Это свидетельствует о низкой устойчивости учащихся к негативному влиянию современных тенденций, которые воспринимаются как норма, способствуют выработке неадекватных традиционной системе ценностей механизмов поведения.

Таким образом, я считаю, что гипотеза моего исследования: Западная культура выступает одним из факторов, оказывающих деструктивное влияние на духовно - нравственное развитие молодого поколения России, - подтвердилась.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)