Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь и деятельность архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра

Актуализация темы

Летом 2005 года появилось большое количество газетных публикаций, телевизионных репортажей, посвященных археологическим изысканиям, которые проводились на месте уничтоженного в 1935 году Омского Успенского Кафедрального собора. Меня эти публикации тоже заинтересовали. Особенно поразил факт найденного в процессе раскопок тайного захоронения в одном из приделов собора и выдвинутое предположение о том, кому эти останки могли принадлежать. Первоначально информация вызвала интерес, а потом твердое желание узнать подробнее о человеке, чье захоронение, по предположению ученых, принадлежало архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру.

Из вышесказанного родилась рабочая гипотеза: переплетение судьбы архиепископа Сильвестра и истории города Омска в трагические 20-е годы XX века, которая определила тему исследования: «Деятельность архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра».

Из рабочей гипотезы определилась цель исследования: проследить взаимосвязь жизни и деятельности архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра и истории города Омска для выявления взаимовлияния; определить значение деятельности архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра в судьбе Омской епархии.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с историей создания Успенского кафедрального собора.

2. Изучить историю жизни и деятельности Архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра, выделив доомский и омский периоды.

3. Выявить значение деятельности архиепископа Сильвестра на Омской земле для судьбы Омской епархии.

4. Выявить роль города Омска в судьбе архиепископа Сильвестра.

5. Показать современное отношение к событиям, происходившим в нашем городе в 20-е годы XX века.

Объект исследования: деятельность Омской епархии в 20-е годы XX века.

Предмет исследования: деятельность архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра.

Хронологические рамки: 1915 -1920 года.

Территориальные рамки: Омская область.

Этапы статьи:

• Поиск носителей информации: газетные и книжные источники и их обработка;

• беседа с настоятелем храма преподобного Серафима Саровского отцом Владимиром, с целью получения рекомендаций по изучению источников в соответствии с заявленной темой;

• работа в фондах Государственного архива Омской области (далее ГАОО);

• посещение Омского государственного историко-краеведческого музея, где экспонировалась выставка, посвященная Успенскому кафедральному собору, и беседа со старшим научным сотрудником музея Епериной Галиной Сергеевной по составленному мною опроснику;

• личная встреча и консультация с историком - краеведом Лосуновым Александром Матвеевичем, имеющим большое количество публикаций по интересующей меня теме;

• посещение исторического местонахождения и восстановления Успенского кафедрального собора, знакомство со стендовой информацией;

• систематизация и анализ полученной информации;

• составление исторического очерка

Историография: Монографических изданий, так или иначе отражающих Святительский путь архипастыря, не имеется. Сведения о священномученике Сильвестре, освящающие его житийный путь, имеются в работах М. Е. Губонина, митр. Мануила (Лемешевского), прот. В. Цыпина, игумена Дамаскина (Орловского). К большому сожалению, во всех этих работах пребывание владыки Сильвестра на Омской кафедре освещено поверхностно. Это можно объяснить тем, что авторов интересовала биография святителя в целом. Пребывание же Священномученика на Омской кафедре представлено в статьях A. M. Лосунова и Н. И. Лебедевой. Что же касается столкновений Архипастыря с Советами и принятие от большевиков мученической кончины, то это нашло своё отражение в публикациях В. Шулдякова и А. Н. Кашеварова

На основе различных исторических источников я, вслед за авторами монографий, газетных и журнальных публикаций, попыталась по крупицам восстановить события, связанные с пребыванием Святителя на Омской кафедре в период с 1915 по 1920 гг. Актуальность данной работы определяет, с одной стороны, постановление Освященного Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, в котором, в частности, предписывается: «Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры XX века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских», а с другой - слабая изученность как светскими, так и церковными историками житийного материала Архипастырей, в различное время занимающих Омскую кафедру. И хотя архиепископ Сильвестр уже причислен к лику общезначимых святых Русской Православной Церкви, со времени его канонизации не прекращалась работа над архивными и прочими материалами, связанными с пребыванием святителя на Омской земле. Это позволило открыть новые неизвестные аспекты деятельности его на кафедре.

Объективные сложности также связаны с тем, что архивные документы отложились в делах различных учреждений и ведомств, а единый фонд, посвященный архиепископу Сильвестру, отсутствует. Это существенно тормозит работу и по сегодняшний день. К примеру, фонд Омской Духовной Консистории, содержит в себе большое количество разноплановых архивных материалов за рассматриваемый нами период с 1915 по 1918 год, однако собственно архипастырской деятельности святителя Сильвестра касается лишь весьма ограниченное их число. При этом эти сохранившиеся материалы часто являются только резолюциями на Журналах и Указах Духовной Консистории.

В процессе решения поставленных в работе задач идет опора на следующие виды источников (в основе приводимой классификации лежит природа источника):

1. Труды святителя. Это самый информативный вид источников в плане определения духовного уровня Архипастыря, его богословских и миссионерских предпочтений. По степени достоверности этот вид источников не подлежит сомнению.

2. Делопроизводство. Этот вид представлен перепиской различных учреждений и ведомств, в которых отложилась информация о деятельности святителя. Основное место в этой группе источников занимает фонд под № 16 (Омская Духовная Консистория), хранящийся в Государственном архиве Омской области. Особую ценность в этом фонде для изучения представляют «Журналы» и «Указы» консистории, а также следственные дела церковного суда, на которых весьма часто встречаются резолюции святителя. По степени информативности и достоверности это самый надёжный вид источников.

3. Широко использовалась в работе и периодическая печать. В основе своей этот вид источников представлен официальным печатным органом Омской епархии журналом «Омские Епархиальные ведомости», а также различными газетами Белого Омска («Правительственный вестник», «Сибирская речь» и др. ). Степень информативности довольно широка, а вот достоверность в ряде случаев оставляет желать лучшего.

Методология как учение о научном методе познания включает в себя принципы научности (выработка и систематизация объективных знаний о действительности), объективности (адекватное соответствие излагаемого объективному значению, содержащемуся в исторических фактах), историзма (способ мышления, базирующийся на совокупности объективных закономерностей его зарождения, формирования и связи между прошлым, настоящим и будущим).

Доомский период жизни и деятельности

29 ноября 1998 года впервые в истории Омской епархии состоялась канонизация. К лику местночтимых святых был причислен архиепископ Сильвестр. Торжественный акт митрополит Омский и Тарский Феодосий совершил во время Божественной литургии в Свято-Никольском Казачьем соборе. А в июле 2000 года юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви святитель Сильвестр Омский был прославлен как новомученик Российский. Биография святого называется житием.

Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Свирского уезда Киевской губернии, в семье диакона Льва Ольшевского. Детство святителя было наполнено впечатлениями от православного богослужения.

Когда пришло время, родители определили Иустина в Киевскую Духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенной настроенностью души, и юношу рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому).

Счастливая близость Иустина Ольшевского к такому подвижнику, каким был архимандрит Сильвестр, способствовала выработке и углублению его собственного религиозно-нравственого мировоззрения, помогла ему избежать юношеских блужданий и в дальнейшем шествовать по узкой, но твёрдой стезе – сначала православного миссионера, затем священника, а впоследствии и архипастыря.

В 1883 году Иустин окончил Духовную семинарию. В том же году архимандрит Сильвестр рекомендовал одарённого, трудоспособного и высоконастроенного юношу к поступлению в Киевскую Духовную академию, которую тот окончил в числе первых кандидатов в 1887 году, во всё время обучения, пользуясь духовным и учёным покровительством владыки Сильвестра.

Другим обстоятельством, определившим содержание последующих занятий Иустина, стало близкое знакомство с различными рационалистическими и мистическими сектами.

Видя, с какой быстротой распространяются различные секты и сектантские учения, Иустин Ольшевский принял решение сразу же после окончания академии посвятить себя служению миссионерскому делу. 27 октября 1887 года он был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Липовка Киевского уезда; 15 января 1888 года – переведён преподавателем Закона Божия в двуклассное министерское училище в местечке Шпола того же уезда, одного из беднейших в губернии, почти целиком заражённого штундизмом.

Основательно ознакомившись с учением секты, Иустин Львович пришёл к мысли, что деятельность светского миссионера может принести больше плодов, чем миссионера из духовенства. Он письменно изложил свои соображения по этому поводу и подал докладную записку митрополиту Киевскому Платону (Городецкому).

Соображения и доводы, изложенные в записке, были приняты, и 7 марта 1889 года Иустин Львович Ольшевский был назначен миссионером Киевской епархии и утверждён учителем церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства. Для того времени назначение епархиальным миссионером лица светского звания было большой редкостью, встречались лишь единичные случаи, подобно миссионерскому служению Константина Голубева в Саратовской епархии, и это требовало от миссионера выдающихся качеств.

В результате практической деятельности Иустина Ольшевского на поприще просвещения сектантов и обличия их лжеучений появился его труд под заглавием «Обличие штунды в библейских текстах». Этот труд многократно переиздавался и являлся ценнейшим пособием для миссионеров и пастырей.

Как прекрасно зарекомендовавший себя и опытный миссионер, Иустин Львович был направлен на 2-й миссионерский съезд, проходивший в июне 1891 года в Москве.

15 октября 1896 года он был назначен епархиальным наблюдателем церковных школ Полтавской епархии.

Особая забота отца Иустина – развитие женского образования. Он открывал женские церковно-приходские школы и, будучи бессемейным, посвящал этому всё время. У отца Иустина, несомненно, был педагогический дар.

12 мая 1902 года определением Святейшего Синода священник Иустин Ольшевский был награждён саном протоиерея. В конце 1910 года, после двадцатилетнего служения на поприще епархиального миссионера, восемнадцатилетнего служения в сане пресвитера и четырнадцати лет служения церковно-школьному делу он наконец дал своё согласие на возведение в сан епископа.

10 декабря 1910 года Святейший Синод распорядился назначить протоиерея Иустина Ольшевского епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, с пострижением в монашество. 23 декабря 1910 года архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в мантию с наречением ему имени в память преподобного Сильвестра Печерского, а 25 декабря, в праздник Рождества Христова, иеромонах Сильвестр был возведён в сан архимандрита. Монахом и епископом он стал поздно, в свои пятьдесят лет.

Омский период жизни и деятельности

Сначала отец Иустин был епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, но в начале 1914 года получил назначение в город Челябинск. А 4 июня 1915 года Указом Священного Синода преосвященный Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским.

Имея благочестивую привычку перед всяким трудным делом или испытанием молиться у прославленных святынь, владыка, прежде чем направиться в город Омск, совершил паломничество в Иркутск поклониться святым мощам святителя Иннокентия и попросил у него помощи.

8 августа Сильвестр прибыл в Омск, где был встречен духовенством и паствой Омской епархии.

Архивную информацию о пребывании архиепископа на омской земле я нахожу в материалах Омской Духовной Консистории от 7 июня 1916 года. «Слушали: Отношение Заведующего переселенческим делом в Семипалатинской области от 1 июня сего года за № 7253, следующего содержания: «Вследствие отношения от 29 апреля сего года за № 8384 о предоставлении Его Высокоприосвященнейшему Сильвестру, епископу Омскому и Павлодарскому, автомобиля, принадлежащего Переселенческому району, для следования 25 – 27 июня сего года по обозрению церквей и приходов в Устькаменогорском, Семипалатинском и Зайсанском уездах. Приказали: <> Что бензина потребуется 7 пудов. Это количество бензина согласилось отпустить товарищество Братьев Нобель по 8 рублей 37 копеек за пуд»

Служение владыки в Омске выпало на трудное время первой мировой войны и революции. Но как много он успел. Создал Сибирский Патерик - жизнеописание подвижников веры. Выхлопотал у Государя императора решение о бесплатном обучении в духовных учебных заведениях детей Георгиевских кавалеров. В 1917 году даже вышел царский указ об учреждении стипендии имени Преосвященного Сильвестра. Владыка собирает средства в помощь беженцам, учредив для этого епархиальный комитет. В Покровском, Знаменском монастырях размещают беженцев. В Параскевиевской и Соборной школах приютили 200 человек. Даже в своём архиерейском доме святитель поселил две семьи – семью католиков и семью псаломщика Минской епархии с восемью детьми. Он был очень добр к людям и любил детей. В 1915 году открыл приют для детей раненых и увеченных воинов, в котором трудились послушницы монастыря. В продолжение миссионерского служения епископ Сильвестр ведёт работу в лагере военнопленных, и около 500 чехов, русинов, поляков изъявляют желание принять православие. Чин присоединения инославных к нашей вере владыка совершает в Успенском кафедральном соборе.

И конечно, особое место в деятельности епископа Омского и Павлодарского уделяется миссионерской работе. Работая с «Омскими Епархиальными ведомостями», я обнаружила любопытную публикацию в неофициальной части за 1 октября 1915 года. «К вопросу о миссионерских программах Закона Божия для начальных школ». В пояснительной записке к программе дается ссылка на статью А. Горскина в журнале «Народное образование», за июль – август 1915 года, в которой говорится о назревшем вопросе миссионерского преподавания Закона Божия в начальных школах тех приходов, «которые заражены сектантством или находятся под угрозой занесения в них еретической заразы». Далее отмечается, что и раньше были публикации на данную тему, но целостной программы составлено не было. Именно Сильвестр создал «Миссионерскую программу Преосвященного Сильвестра», а так как «Народное образование» получалось не во всех приходах Омской области, ее публикуют в «Омских Епархиальных ведомостях».

В работе я попытаюсь передать общий смысл программы, сама же она будет представлена в приложении. «Наставь юношу при начале его пути: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. XXII, 6). С этих слов начинается сама программа. На мой взгляд, комментарии тут излишни, текст говорит сам за себя. Сильвестр пишет о том, что «добрая церковно-приходская школа с ее учением, порядками жизни и обстановкой есть могущественное средство для проведения церковного влияния в народную среду, она же есть могуществейшее миссионерское средство. <> Миссионерская обстановка преподавания Закона Божия в одноклассной церковно – приходской школе не требует изменения синодальной программы, не предполагает в ней особого миссионерского отдела. Для миссионерских целей нужно, чтобы при обычном прохождении положенного курса священной истории и катехизиса законоучитель обратил особое внимание и утвердил в сознании детей те положительные истины и вероучения, которые пререкаются сектантами рационалистического склада. <> Проведение и разбор сектантских заблуждений не должен иметь места на уроках, а только по прямому вызову со стороны учащихся детей законоучитель может и должен разобрать и опровергнуть указанное ему сектантское лжеучение». Особенно примечательна еще одна фраза из пояснительной записки программы: « <> В школах бывают и желательно, чтобы бывали дети сектантов. Живые отношения законоучителя и учителя к этим детям определяются отеческой любовью и мудрой осторожностью. Выделять сектантских детей, делать указания на их родителей на уроках не следует. Дети сектантов наряду со всеми учащимися должны изучать и выполнять по всем предметам и все положенное в школе. Слушать и петь установленные молитвы. Однако требовать от них внешнего выражения молитв нужно осмотрительно, дабы не оттолкнуть их от школы.

Оскорбление и насмешки над святыней со стороны сектантских детей терпимы не могут быть. »

На мой взгляд, каждое из приведенных выше положений может быть приведено для использования в современных условиях.

Последние годы жизни. Успенский кафедральный собор в судьбе Сильвестра

Смена власти привела и к смене отношений к Церкви. И как только был обнародован декрет об отделении Церкви от государства, новые власти потребовали от владыки Сильвестра передать в их распоряжение здания и имущество Духовной консистории и архиерейский дом. Это произошло 2 февраля 1918 года и стало началом гонений на церковь. После службы на Соборной площади начался митинг, разогнанный красногвардейцами. И так было по всей России. По призыву Поместного собора народ ответил на притеснения Крестными ходами. В Омске в воскресенье 4 февраля было прочитано послание Патриарха Тихона. Общегородской Крестный ход возглавил Сильвестр. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, владыка служил молебен, а потом обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым грозит разорение.

Через день в 3 часа ночи с 5 на 6 февраля к архиерейскому дому подошёл вооружённый отряд. Стали стучать в двери дома. Незваные гости грозили, что будут стрелять и взорвут двери. И тут на колокольне Успенского собора звонарь ударил в набат. Каратели бежали, а на площади стал собираться народ. Владыка вышел к людям. И тут вооружённый отряд вернулся, ворвался в дом. Большевики, бранясь, кричали: «Где архиерей?» - «Я архиерей», - ответил владыка. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав надеть тёплую одежду, увели. Главарь отряда выстрелил из револьвера, убил эконома и келейника владыки Николая Цикуру, ныне также прославленного в лике святых.

В дом пришла следственная комиссия, опечатала покои. А народ не расходился, требуя освобождения епископа. Его отпустили 8 февраля, взяв подписку о невыезде. Владыка сразу дал телеграмму Патриарху Тихону: «Освобождён. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к Церкви».

Патриарх Тихон в апреле 1918 года возвёл владыку Сильвестра в сан архиепископа.

Архиепископ Сильвестр возлагал большие надежды на Колчака. В ноябре 1918 года, когда к власти пришли белогвардейцы, в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири. Первое, что сделал архиепископ на новом посту, - отменил безбожный декрет от 19 февраля 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, возобновили работу пять Сибирских духовных семинарий и пять училищ.

В январе 1919 года в здании судебных установлений (ныне здание Законодательного Собрания Омской области) архиепископ Сильвестр привёл к присяге на верность Родине Верховного правителя России А. В. Колчака, сенаторов и министров правительства.

На то, что Омск являлся православной столицей Белой России, указывает обстоятельство, что летом 1919 года в Свято-Никольском Казачьем и Успенском Кафедральном Соборах совершались епископские хиротонии, на которых присутствовал сам Верховный Правитель России адмирал А. В. Колчак. Для Омска торжество весьма редкое.

Особое внимание следует уделить взаимоотношениям А. В. Колчака и архиепископа Сильвестра. Сам же адмирал А. В. Колчак был глубоко верующим человеком. Он часто бывал на богослужениях в храмах и нередко даже принимал участие в церковной службе. Так, например, газеты того времени донесли до нас сведения, что 19 апреля 1919 года, которое выпало на Страстную субботу, адмирал во время крестного хода вокруг Кафедрального собора участвовал в несении Св. Плащаницы.

Наверное, владыка мог бы уйти из Омска с белыми и выжить, оказавшись в эмиграции. Он знал, что от большевиков ничего хорошего ждать не приходится. Он был на выборах Патриарха в Московском Кремле, когда большевики палили по святыням из орудий. Он знал и говорил об уже замученных двадцати владыках и тысяче священнослужителях, хоронил епископа Гермогена, пережил арест. Но паству высокопреосвященный Сильвестр бросить не мог. Понимал, что бегство было бы малодушием, и мужественно смотрел в глаза грядущим невзгодам. Они начались сразу, как только Красная Армия заняла Омск. Владыку арестовали и два месяца истязали в стенах ЧК. В акафисте мученику говорится, что его распяли на полу, прибив гвоздями руки и ноги, и требовали покаяния и отречения от веры. Когда поняли, что этого нельзя добиться, раскалённым шомполом пронзили сердце. Владыка умер 26 февраля 1920 года

В июле 2005 года, по благословлению митрополита Омского и Тарского Феодосия и распоряжению губернатора Омской области Л. К. Полежаева, начались реставрационно-восстановительные работы на месте взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора города Омска. 16 июля, который являлся днём раскопки, обрели сильно повреждённую икону Черниговской Божьей Матери, которая всплыла из нижней южной части остатков собора, заполненной грунтовыми водами. На иконе с тыльной стороны явно виднелась надпись: «епископу Сильвестру от почитателя», подпись, дата «16 июля 1914» и печать. Затем стали всплывать кусочки ткани и останки тела. После откачки воды из этой нижней комнаты был обнаружен гроб и вмонтированные над гробом в стену крест с иконой Киево-братской Божьей Матери над ним. На кресте надпись «1918 год», эта дата возведения преосвященного Сильвестра в сан архиепископа. Захоронение находилось под мраморной плитой под лестницей и было замаскировано под пол в комнате, где проводились заупокойные богослужения. 21 июля гроб с большей частью мощей был поднят и были обнаружены остатки архиерейского облачения, чётки и «орлец», находящийся в ногах. На спине был найден монашеский параман, на дне гроба – четырёхгранный гвоздь, как орудие пыток и казни священномученика. По исследованию обретённых останков судебно-медицинской комиссией была подтверждена принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру. Таким образом, приоткрылась тайна мученической кончины и погребения мощей священномученика Сильвестра, до конца исполнившего свой христианский и пастырский долг служения Богу и своему отечеству.

Завершена работа, которая потребовала от меня больших усилий и привела к переоценке моральных ценностей, которые играли и роль созидания новых чувств. Если говорить о созидании новых чувств, то это прежде всего чувство гордости и преклонения перед человеком, его деятельностью, памятью о нем. В прошлом году, работая над темой о Серафиме Саровском, я открыла для себя судьбу человека, жившего только ради людей, ради их спокойствия (душевного и физического), ради их спасения, отдававшего всего себя делу служения Богу, уча других послушанию и смирению. И сейчас, завершая исследование, ту же роль, то же предназначение ради Бога, ради веры, ради людей, я вижу в судьбе архиепископа Сильвестра. Жили эти два святых в разные исторические эпохи, один почил в своей келье, другой принял мученическую смерть. Но тот и другой отдали свою жизнь вере, служению Богу и людям.

Будучи во главе Омской епархии, архиепископ Сильвестр был с омичами в сложнейшие времена революционных бурь, установления советской власти, колчаковского правления, восстановления советской власти. Для него, как истинного православного важна была не политическая система, не собственное благополучие, а служение там и тем, куда и для кого он был поставлен Богом и церковью. Находясь не раз перед жизненно важным выбором, он всегда выбирал Веру. В конечном итоге обретя смерть физическую он не нашел забвения духовного.

Я не знаю, скольким омичам судьба Сильвестра помогла пройти через все лишения и не утратить веры, но я уверена, что эти люди были.

В XXI веке Омск, наконец, обретёт насильно утраченную святыню – Успенский кафедральный собор, а утраченного священномученика Сиьвестра мы уже приобрели.

Таким образом, цель работы достигнута, ибо доказано переплетение судеб Архиепископа Сильвестра и города Омска, их взаимовлияние в прошлом и настоящем.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)