Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Жизнь во имя служения Богу и народу

В июле 2008 года в Челябинск вернулись мощи (часть лобной кости) первого ученика Иисуса Христа, брата святого апостола Петра (Симона), воздвигнувшего Крест на горах Валаама - святого апостола Андрея Первозванного, которые хранились в освященном перед первой мировой войной Свято-Троицком храме и утеряны после его осквернения в 1929 году. Лишь в 2004 году они были обретены в Сергиевом Посаде и помещены в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Затем было принято решение о возвращении святых мощей в Челябинск. По решению губернатора Челябинской области Сумина П. И. , для хранения мощей из фондов областного краеведческого музея Челябинской епархии был передан подлинный ларец.

Как и любого другого жителя нашего города эта новость не могла меня оставить равнодушной. Поскольку я не обладала никакой первоначальной информацией о нахождении в Челябинске до 1929 года мощей принесшего христианство в земли славян святого апостола Андрея Первозванного меня эта тема очень заинтересовала и я стала по крупицам собирать все, что связано с этой вестью.

К сожалению, проблемой стало то, что в большинстве традиционных источников имелись лишь обрывочные сведения об указанной святыне, но даже из них мне стало известно, что первому появлению в нашем городе данная святыня обязана настоятелю Свято-Троицкой церкви, находившейся на территории современного Свято-Троицкого храма протоиерею Иоанну Днепровскому. В 1884 году он совершил паломничество в Иерусалим и греческий Афон. Из указанной поездки им были доставлены в Челябинск мощи святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика и Целителя Пантелеймона. Я нахожу мои изыскания актуальными, поскольку биография этой неординарной личности будет интересна не только мне, но и большинству моих сверстников. Его вклад в духовную жизнь г. Челябинска будет оценен, по моему мнению, по достоинству, нашими современниками.

В ходе изучения этой темы я опиралась на источники «Клировые ведомости по благочинию Градо-Челябинских церквей», в которых есть послужной список Иоанна Днепровского и «Протоиерей отец Иоанн Петрович Днепровский: (Некролог)» //Оренбургские епархиальные ведомости. 1898. № 16 с. 616-626, в котором автор Федор Альбокринов рассказывает о жизненном пути нашего героя.

Цель моей работы - изучение жизни и деятельности протоиерея Иоанна Петровича Днепровского – человека, который внес огромный вклад в духовную жизнь Челябинска.

Задачи:

1. Подобрать необходимые источники информации, включая литературу, архивные материалы, публикации в СМИ, материалы из Интернета.

2. Анализ найденного материала с целью отбора фактов, освещающих жизнь и деятельность Иоанна Днепровского.

3. Систематизация фактического материала с целью популяризации среди сверстников забытых страниц жизни Иоанна Днепровского.

4. Установление личностей людей, причастных к спасению святых мощей Андрея Первозванного в 20-е и последующие годы ХХ века и дальнейшее исследование их биографий.

Предметом моего исследования стала подвижническая деятельность Иоанна Днепровского во благо Челябинска. Объектом – история человека и реликвии (мощей апостола Андрея Первозванного).

Методы исследования: 1) научно-поисковый; 2) анализ первоисточника; 3) популяризация полученных результатов исследования.

Перед началом работы я задавала себе такие вопросы: «Кто такой Иоанн Днепровский? Как он связан с историей города Челябинска? Как попали к нему мощи святого апостола Андрея Первозванного? Кто ему помогал беречь святыню? Что в этой истории является явью, что вымыслом или «промыслом Божьим»? И я постаралась ответить на эти вопросы. Протоиерей Иоанн Петрович Днепровский был сыном диакона Петра Днепровского, родился в 1825 году в Челябинске. Образование получил в Уфимской духовной семинарии, которую окончил с аттестатом 1 разряда.

В других источниках, в частности в Интернете со ссылками на современных авторов говорится о том, что им окончена Оренбургская духовная семинария, а также содержится ряд других сведений, вступающих в противоречие с указанными изданиями. Учитывая то, что Клировые ведомости, а также епархиальные ведомости являются документами, заполненными и написанными современниками протоиерея, отвечающими за точность содержащихся в них сведений, следует взять за основу данные, изложенные в них. По свидетельству современников отец Иоанн Петрович был одарен выдающимися «умственными силами» и шел в числе первых учеников. При окончании курса Начальство предназначало даровитого юношу в Духовную Академию. Назначение это вполне отвечало настроению юного студента и развившейся в нем любви к богословским наукам. Но он был единственным сыном у матери-вдовы. Богобоязненная старушка, высоко ставившая пастырское служение и стесненная в материальных средствах, пожелала видеть своего любимца в сане священника. Молодой человек признал волю матери для себя законом, отказавшись от поступления в академию и 01. 11. 1850 (по старому стилю) был «рукоположен в сан священника Челябинского уезда в селе Сухоборское во вновь строящейся Никольской церкви Преосвященным Иосифом, епископом Оренбургским и Уфимским». Бывает нередко, что покинув научный путь, совсем забывают науку и тратят свои способности на обыкновенные житейские дела и мелочи семейной жизни, но этого не случилось с отцом Иоанном Петровичем. Дела житейские и хозяйственные совсем не занимали его; в этих делах он был несведущ, как малый ребенок, хозяйство велось и поддерживалось его супругой, а после ее смерти – двумя дочерьми Ольгой и Марией, отказавшимися от супружества и жившими при нем.

В апреле 1856 года отец Иоанн Петрович был переведен на старшее священническое место Христо-Рождественской церкви Кусинского завода Троицкого уезда. 17. 11. 1860 (старый стиль) переведен на священническое место в челябинский женский Одигитриевский монастырь. 28. 03. 1863 переведен на священническое место в Троицкую церковь г. Челябинска, где и продолжал служение до конца дней своих. Из всего перечисленного сохранилась только Свято-Троицкая церковь города Челябинска (Заречье).

Детство и юность Иоанна Петровича прошли в глубоко религиозной семье, вера в Бога была основой ее существования и, естественно, что главным и единственным желанием юноши стало служение православной церкви.

Меня поразила информация об отце Иоанне, полученная из Некролога, посвященная протоиерею Иоанну Днепровскому. Отец Иоанн обладал удивительным даром нестяжательства: он никогда не считал денег, не имел их на руках и не расходовал их. Деньги были для него в полном смысле «презренным металлом»: он не учитывал братских доходов, не заботился об увеличении этих доходов, при требоисправлениях не назначал платы, с обычным благодушием принимал самое малое вознаграждение. Причем, если плата вручалась ему лично, он тут же не рассматривая полученного, передавал ее кому-либо из членов причта церковного. За такое бескорыстие прихожане называли его «бессеребренником». Идеально настроенный молодой студент, приняв сан священника, на всю жизнь остался пастырем-идеалистом: мысль его постоянно витала в области идей высшего порядка – религиозно-философских, ум его жаждал все новых знаний этого рода. Для удовлетворения своей любознательности отец Иоанн Петрович всякую свободную минуту посвящал чтению книг, на разрешение того или иного научного вопроса. Благодаря этому отец Иоанн приобрел богатый запас религиозно-философских сведений: он основательно знал Священное Писание, хорошо изучил святоотеческие творения и произведения наших русских богословов – Филарета, Макария, Иннокентия, Никанора и других. Процитировав с буквальною точностью слова Священного Писания и привести доказательство из творений отцов Церкви для него не составляло никакого труда, а из творений отечественных богословов он свободно знал наизусть целые тирады. Но этот запас знаний не оставался мертвым капиталом: отец протоиерей давал своим знаниям широкое практическое применение. Ни в один воскресный и праздничный день пастырь не отпускал молящихся из Храма Божия без слова назидания. Поучений своих он никогда не произносил по тетради, а всегда говорил устно, и притом языком простым, доступным для понимания прихожан. Проповедуя Слово Божие устно, отец Иоанн Петрович не имел нужды в предварительной записи своих поучений; им записаны лишь некоторые из проповедей, да и тех, по своей скромности, он не отдавал в печать.

Сосредоточие указанных качеств было замечено среди служителей церкви, и не случайно привели в его дом афонских иноков (монахов), посещавших Челябинск. Они стали близкими по духу людьми и убедили его согласиться на печатание проповедей. Они были изданы в 1889 г. Свято-Андреевским скитом под заглавием: «Поучения Оренбургской Епархии Челябинского Троицкого прихода настоятеля, священника Иоанна Днепровского». К сожалению, мне их найти не удалось. В суровые годы гонения на церковь они бесследно исчезли, не исключено, что они, возможно, где-то сокрыты.

После смерти супруги в 1879 году, отец Иоанн повел жизнь иноческую, а дом превратился в иноческую келью. Он готов был покинуть мир и сделаться иноком. Душа его стремилась на Афон к своим братьям по духу. Можно предположить, что появившаяся позднее в Челябинске афонская святыня (ноябрь 1880 года) связана с его духовной близостью с афонскими иноками. Связь эта особенно окрепла после исцеления перед Афонскою иконою Божией матери неизлечимо больной его дочери Марии. Это событие было описано отцом Иоанном Петровичем и издано Свято-Андреевским скитом под заглавием «О благодатном исцелении, совершившемся в городе Челябе пред Афонскою чудотворною иконою Божией Матери – Утешение в скорбех и печалех». Он решил побывать на Афоне в 1884 году, иноки оказали ему родственно-сердечный прием, благословили его копией чудотворной иконы Иверской Божией матери с частицами святых мощей и одарили другими священными предметами, в числе которых был киот с частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного. Вывезенную с Афона святыню отец Иоанн чествовал с особым благоговением. Он привез эти святыни в Челябинск и сберегал их в стенах Троицкого храма (сегодня Свято-Троицкая церковь).

Отец Иоанн обладал крепким здоровьем и, несмотря на свои 73 года, имел бодрый вид. Он хотя совершал Литургию, но давалось ему это с большим трудом. В следующий годовой праздник Входа Господня в Иерусалим, он уже не мог вести Литургию, а только присутствовать при ней. Это было последнее посещение отцом Иоанном Храма Божия. Слабеющий физическими силами отец Иоанн был нужен прихожанам, они шли к нему за благословением. Что меня поразило, что приходили проститься с отцом Иоанном и раскольники, люди разных религиозных взглядов, благодаря Иоанну Днепровскому, не становились лютыми врагами. Отец Иоанн был человеком, которого мы сегодня назвали бы высоко толерантным. Как необходимы сегодня такие люди, которые, имея твердое личное мнение, были терпимы к тем, кто имеет другие убеждения. Городские власти не разрешили похоронить отца Иоанна около Троицкой церкви, поэтому решили принять предложение Игуменьи женского монастыря, матери Рафаилы – похоронить отца Иоанна в монастырской ограде, где он и был погребен. Так, человек, стремившийся в монастырь для временного нахождения, нашел в его стенах место последнего упокоения. Так как Одигитриевский женский монастырь был разрушен в 20-е годы, могила Иоанна Днепровского затерялась.

Рассмотрев жизнеописание отца протоиерея Иоанна Днепровского можно сделать вывод, что это был истинный пастырь Христова стада, благодаря которому преуспевала православная община города Челябинска, сохранялись и преумножались нравственные устои общества и Российского государства. В ходе изучения этой темы я узнала, что мощи Андрея Первозванного подарили отцу Иоанну Днепровскому афонские иноки, во время паломничества отца Иоанна в Иерусалим и греческий Афон. Таких людей как Иоанн Петрович Днепровский необходимо помнить, рассказывать о нем молодому поколению и ставить в пример. Промысел Божий в этой ситуации я вижу в том, что во–первых, мощи были привезены именно в Челябинск, во–вторых, что они сохранились, и теперь каждый желающий может поклониться этой великой святыне. Я думаю, что мощи «пропали» для того, чтобы мы научились ценить то, что имеем, хранить и беречь.

Цель и задачи, которые я ставила в начале своей работы, считаю достигнутыми. Проблема с отрывочными сведениями об отце Иоанне была решена в ходе работы с первоисточниками. Данную работу я считаю незаконченной, поскольку в настоящий момент меня заинтересовали те люди, которые рискуя собственной жизнью, благополучием своих православных семей спасли святые мощи Андрея Первозванного в лихую годину богоотступничества. Живя не для себя, а для других, многие челябинские священнослужители отдавали себя людям безраздельно, многие из них пожертвовали даже самым драгоценным, что есть у человека – своей жизнью, не отступив от Истины, даже в годы гонений на церковь Христову на территории России. Пример их жизни всегда будет путеводной звездой для последующих поколений православных христиан.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)