Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Знакомство подрастающих поколений с историей своего города

«Талнах недаром называют рудной столицей России. Это один из основных, опорных городов, составляющих славу и богатство Красноярского края. Здесь живут горняки – люди трудной профессии, умноженной еще и на суровость заполярного климата» А. И. Лебедь. Вряд ли кто мог предположить, что из маленького поселка, основанного 45 лет назад посреди суровой лесотундры, вырастет современный район города Норильска.

Много замечательных людей, причастных к героическому рождению Талнаха, оставили яркий след в его истории. 16 августа 1970 года на месте вагончика строительного управления «Талнахрудстрой» был открыт обелиск «Первым» [1]. Построила его бригада Бориса Горбунова. На фоне условной скалы чуть виднеется скромная палатка. Много лет подряд здесь было место городских торжеств и просто встреч ветеранов Талнаха. Да и по сей день что-то очень сокровенное таит в себе тот островок, недалеко от рудника «Маяк», откуда Талнах в 60-х годах начинался. Комсомольцы жили в палатках, их палаточный городок получил название поселок Геологов.

С годами памятник потерял свою привлекательность. Мало выделялось средств для его поддержания в первоначальном виде (приложение 1). Но 16 июля 2000 года у памятника первостроителям Талнаха прошел митинг. На митинг прибыли заместитель губернатора Красноярского края Н. Кольба, депутат от Талнаха Р. Кармазина, глава Талнаха Ю. Лукс и многие другие. В почетном строю стояли ученики талнахских школ. Но самыми главными здесь, конечно, были наши ветераны: В. Кравцов, В. Люлько, Ю. Амосов, В. Кургин, Д. Корнейчук. На палатке «Первым» установили памятную доску с надписью «Первооткрывателям талнахского месторождения посвящается».

Мы идем в ногу со временем в производстве, технике, экономике и одновременно забываем о важных мелочах, которые также играют большую роль в развитии не только города, но и культуры, всей нашей духовной жизни. Целью моей работы является знакомство подрастающих поколений с историей своего города, приобщение их к культурным ценностям Талнаха.

Данная работа, на мой взгляд, актуальна, т. к. в наше время, молодые люди мало интересуются историей Талнаха, это подтверждает социологический опрос среди подростков. В этом году Талнаху исполнилось уже 45 лет. Долгое время администрация не выделяла средств на ремонт памятника, и только перед этим праздником, в 2010 году произошло обновление данного сооружения.

Предметом моего исследования стал памятник первостроителям Талнаха, объектом окрестности района Талнах.

Талнах – это Родина большинства из нас, поэтому моя научная работа поможет приобщить новые поколения к историческому достоянию маленького уголка своей страны.

Первым этапом моей исследовательской работы, стал социологический опрос, состоящий из 5-ти пунктов. Учащиеся 9-10 классов заполнили анкеты, и я получила следующие результаты:

«Знаете ли вы историю своего города?» - 35% опрошенный ответили положительно, 6% - отрицательно, и 59% частично посвящены в историю Талнаха; только 78% из 100 знают месторасположение памятника «Первым»; 3-й вопрос показал насколько часто подростки посещают данное архитектурное сооружение, 26% опрошенных часто бывают на месте построения, 60% бывают там довольно редко, а 14% и вовсе не посещают данное место; о необходимости реконструкции памятника, оказались солидарны 68% опрошенных, 10% ответили отрицательно, а 22% реконструкция вовсе не кажется интересной; заключительный вопрос, показал, что 73% опрошенных из 100 хотели бы внести свою посильную помощь в реконструкцию памятника.

Во втором этапе своей работы, я хотела бы внести свое предложение по изменению цвета памятника. Многие исследователи установили, что цвет и свет, отдельные сочетания цветов не равнозначны по своему эстетическому и психологическому воздействию. Одни сочетания могут нравиться больше, другие меньше, а третьи и вовсе производят неприятное впечатление. Так, красный цвет способствует повышению внутриглазного давления, зелёный же, наоборот, снижает его у здоровых людей. Таким образом, цветовое решение памятника «Первым» в настоящее время является эстетически и психологически неправильным, что вызывает антипатию у жителей города. В связи с этим, следует провести ряд преобразований, чтобы сделать памятник более привлекательным.

В первую очередь, следует регулярно очищать близлежащую к памятнику территорию от снега зимой, а летом – от мусора; в теплое время года, я предлагаю разбивать на прилегающем участке земли клумбы с живыми растениями; и главным этапом станет изменение цветового решения самого памятника.

Научные данные о развитии органов зрения свидетельствуют о том, что зрительный аппарат человека приспособлен к той гармонии цветов, которая существует в природе, т. е. к естественному разнообразию цветов: к цвету земли, неба, травы и воды в различные часы и во времена года, поэтому предложенная мной цветовая гамма включает в себя всевозможные оттенки северного сияния вверху сооружения, как символика неба зимой в часы полярной ночи; и летнего пейзажа тундры, в теплых тонах – как символ Таймыра в полярный день – в нижнем углу сооружения; установка подстветки для освещения памятника будет выгодно подчеркивать его оформление (приложение 2). Необходимо отметить, что данный объект расположен вдали от самого Талнаха, рядом проходит автомобильная трасса и построена автозаправочная станция. Именно АЗС, мне кажется, поможет осуществить освещение памятника. Мною были также рассмотрены «малые формы» архитектуры, так как сам памятник можно отнести именно к ним.

«МАЛЫЕ ФОРМЫ» АРХИТЕКТУРЫ

«Малые формы» архитектуры – название большого количества объектов, выделяющимися своими небольшими размерами или чисто декоративным назначением, к ним можно также отнести некоторые элементы внешнего благоустройства и оборудования.

Как часть «большой» архитектуры «малые формы» подчиняются основным её требованиям - конструкция их диктуется назначением и материалом. Так же, и в «большой» архитектуре, здесь нежелательны имитация материала и изображение несуществующей конструкции.

Проектируя «малые формы» необходимо координировать их с той архитектурной средой, где они должны находиться. Здесь можно использовать единство архитектурных приёмов. Очень важно, чтобы основные архитектурные сооружения и «малые формы» были подчинены единому общему замыслу, чтобы применение «малых форм» было задуманным, а не случайным.

В отличие от объектов «большой» архитектуры «малые формы» соразмерны человеческому росту и воспринимаются человеком в непосредственной близости.

Следует остановиться и на проблеме цветового оформления различных видов малой архитектуры. Главное, - чтобы оно было гармоничным, без пестроты, скучного однообразия, монотонности. Выбор цвета для тех или иных объектов обусловлен многими причинами. Здесь нужно иметь ввиду и целевое их назначение, и цвет окружающей среды, и материал, и фактурные его особенности, а также влияние солнца и дождя на окраску предметов. Цветовое решение должно прийти в результате творческих поисков художника. Конечно, невозможно на все случаи дать какие-то эталоны раскраски или точные рекомендации. Только в результате поисков различных сочетаний и пробных покрасок можно в конце концов, добиться эстетически выразительного решения. Вообще, в цветовом решении «малых форм» не всегда следует полагаться на окраску. Лучше использовать естественный цвет различных материалов и их богатую фактуру. Всякого рода побелки, штукатурка и обшивка недолговечно и через некоторое время разрушается под действием дождя, солнца и ветра.

Многочисленные эксперименты показали, что цвет в зависимости от спектрального состава и уровня его интенсивности сильно влияет не только на зрительный аппарат, но и на деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной и периферической нервных систем, на органы чувств, так, красный цвет способствует повышению внутриглазного давления, зелёный же, наоборот, снижает его у здоровых людей , и в особенности у больных глаукомой. Синий цвет благотворно влияет на человека при некоторых невралгических состояниях.

Научные данные о развитии органов зрения свидетельствуют о том, что зрительный аппарат человека приспособлен к той гармонии цветов, которая существует в природе, т. е. к естественному разнообразию цветов: к цвету земли, неба, травы и воды в различные часы и во времена года.

Поверхности с большой яркостью могут вызвать явление ослепления, из-за чего нарушается чёткость видения, появляется утомление глаза и общее физическое недомогание. Кроме того, распределение яркости освещения в поле зрения оказывает существенное влияние на чувствительность глаза, на его адаптацию. Плохо видно при хорошо освещённом рабочем месте, вокруг которого темно, но ещё хуже видно при плохо освещённом рабочем месте и при хорошо освещённом фоне.

Цвет оказывает влияние на качественное восприятие готового изделия. Тёмные цвета, создающие эффект тяжести, могут быть использованы для окраски фундаментов конструкций, в некоторых случаях станин. Они как бы подчёркивают их назначение, выполняемую функцию. Светлые тона используются для уменьшения впечатления активности.

Цвет является важным средством композиции, способным усилить пластическую выразительность и техническую ясность архитектуры, психологическое воздействие цвета также играет важную роль в числе условий нормального функционирования человеческого организма. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определённых явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировались в сознании человека в определённые чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа. Так, солнце, огонь – жёлтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали «тёплыми», небо, воздух, лёд - голубые, синие цвета стали «холодными». На этой основе образовались следующие ассоциации: радостный - печальный, лёгкий – тяжёлый, громкий (звучный) - тихий, динамичный – статичный и т. д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающими (тёплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетания.

Повышенная шумность в окружении сооружений может быть частично компенсирована преобладанием тепловых цветов; поскольку они уменьшают слуховую чувствительность. Существует своеобразное смысловое кодирование в сигнально- предупреждающем смысле: красный- опасность, запрет; жёлтый- повышенное внимание, зелёный- безопасность. Эти цвета употребляются в контрастном сочетании с белым, чёрным.

Воздействие цвета на человека имеет многоаспектный характер. Физиологический аспект предполагает зависимость наших ощущений от примитивной цветовой группы или отдельного цвета, силы и спектрального состава излучения, продолжительности его воздействия на наблюдателя, условий наблюдений. Психологический аспект признаёт за цветом самостоятельную активную роль, способность вызывать ассоциации и эмоционально окрашивать ощущения.

Исходной посылкой эстетического аспекта является признание за цветом способности гармонизировать, упорядочивать элементы сооружения.

ФОРМА И КОМПОЗИЦИЯ

Эстетические качества сооружений во многом определяются их формой. Так, зрительное восприятие каких-либо предметов осуществляется в такой последовательности. Вначале воспринимается форма, затем цвет и потом последовательно: элементы формы, детали, особенности окраски. В этом процессе форма выступает как один из наиболее активных факторов, поэтому основной задачей художественного конструирования является форма и образование изделий.

Теория композиции содержит ряд понятий или, как принято говорить, категорий, выработанных в процессе развития изобразительного искусства, архитектуры и прикладного искусства.

Формы изделий обладают определенными свойствами, к простейшим из них относятся: пространственность, характеризуемая глубиной, протяженностью, прерывистостью и конечностью, объемностью, геометрическое строение, весомость, прочность, массивность и др. Целенаправленное пространственное расположение элементов формы составляет определенную структуру. Расположение элементов начинают на первом этапе проектирования и прежде всего рассматривают такие первичные элементы композиции, как функционирующий объем, пространство, окружающее его.

Отмечая форму памятника «Первым», можно с уверенностью сказать, что ассиметрия, пропорции, масштабность, контраст и нюанс являются одновременно средствами соразмерности сочетания всех элементов композиции. Формирование ассиметрии тесно связано с физическим равновесием частей, обеспечивающим их жесткость, правильное функционирование и зрительное уравновешивание.

ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Талнах сравнительно молодой район города Норильска, но его история столь же достойна внимания, сколь история самых прославленных городов мира. Трудно представить, что более четырех десятков лет назад здесь не ступала нога человека.

В апреле 1962 года в Талнахе прибыли первые строители, ставшие затем «золотым фондом» управления «Талнахрудстрой». Талнах стал невиданной по размаху грандиозной строительной площадкой.

Сюда, на правый берег Норилки, ехали молодые и люди средних лет, их влекло желание попробовать свои силы в большом деле, вдохнуть запах дикой тундры, начать новую жизнь.

Памятник «Первым» неслучайно установлен именно в Талнахе и посвящен первостроителям, но сделать его более привлекательным дело необходимое.

В своем проектном предложении мне хочется отметить несколько основных моментов:

1. изменить цветовое оформление памятника, с учетом рассмотренного мною материала - в верхней части выполнить полярное небо в виде северного сияния, в нижней части показать летний пейзаж тундры;

2. форму обелиска оставить в прежнем виде (ассиметрия);

3. сохранить культурную ценность города;

4. знакомить с историей Талнаха и привлекать молодежь к озеленению в летнее время территории вокруг памятника. Для этого можно создать на муниципальном уровне клуб «Мой город» или предложить это трудовым отрядам школьников.

5. расчищать и ухаживать за территорией у памятника в течение всего года. Решение этой проблемы может быть осуществлено на уровне мерии, а также при поддержки предпринимателей, неравнодушных к памяти ветеранов Талнаха;

6. произвести освещение в виде подсветки с одной стороны. Для этого можно договориться с работниками автозаправочной станции.

Если все мои предложения возможно будет осуществить, то мои исследования были проведены не напрасно.

Цель моей работы – это знакомство подрастающих поколений с историей своего города, приобщение их к культурным ценностям Талнаха.

Изучение исторического и теоретического материала, а также проведенный опрос среди подростков Талнаха подтвердили актуальность выбранной темы.

В результате проделанной работы мною было установлено следующее:

• открытие памятника «Первым» было посвящено первооткрывателям Талнахского месторождения;

• форма конструкции памятника определяет его эстетические качества;

• воздействие цвета на человека имеет многоаспектный характер, его эмоциональное и физическое состояние;

• озеленение в летнее время и близкое расположение лесотундры позволят талнахчанам насладиться красотой и одновременно даст возможность не забывать об истории своего города;

Моя работа возможна для практического применения и требует больших экономических затрат. Но это возможно лишь при поддержке местных властей, неравнодушных людей нашего города.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)