Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиционный праздник

Проведение праздника

Вся жизнь чукчей самым тесным образом связана с музыкой. Без нее не обходится ни один традиционный праздник.

Музыкальное творчество носит поистине народный характер. Но в подавляющем большинстве случаев - это несложное пение под аккомпанемент ярара.

В настоящее время вопросы изучения, бережного сохранения и развития музыкального фольклора имеют актуальное значение. И в этой связи хочется обратить внимание на возрождение и более широкое использование традиционных музыкальных инструментов. А ведь были когда-то в чукотских посёлках чудо- мастера народного творчества, способные передать старинные навыки изготовления музыкальных инструментов, исполнительские приемы.

Вот несколько народных музыкальных инструментов, распространенных у чукчей.

(русск. ) – тип духового варгана. В наше время встречается чаще духовой варган, появившийся в связи с развитием эстрадной культуры чукчей и эскимосов. Представляет металлическую вилку с круглой петлей и вытянутыми концами, длиной 100 мм. В середине петли укреплен стальной язычок с крючкообразно загнутым свободным концом.

Играют на варгане так: одной рукой подковку подносят ко рту, концы её прижимают к зубам и указательным или средним пальцем другой руки защипывают крючок язычка. Язычок приходит в состояние вибрации и издает слабый звук, который усиливается полостью рта, зубами исполнителя и дыханием. Звучание язычка сопровождается обертонами. Путем изменения формы и объёма рта усиливают тот или иной обертон и таким образом строят мелодию. Высота зависит от длины и толщины язычка.

Встречаются варганы с двумя или тремя язычками. Но играют на них, как на обычных варганах.

Обе разновидности варгана хорошо применять вместе со звукоподражанием крикам птиц и зверей, а также как дополнение к чукотскому горлохрипению (горловому пению). В чукотско-эскимосском ансамбле «Эргырон» варган используется в оркестровых обработках чукотских народных мелодий в сочетании с современными музыкальными инструментами – гитарой и т. д.

Разновидность пластинчатого варгана

Изготавливается из дерева, кости (моржового кита), китового уса, металлической пластинки общей длиной 100-110 мм. Почти во всю длину пластины вырезается язычок, постепенно сужающийся к концу. У основания язычка (широкой части) имеется дырочка с продернутой в нее ниткой. Ванныярар подносят к полуоткрытому рту и, дергая за нитку, приводят язычок в состояние вибрации. Изменяя объём полости рта, получают нужную высоту в обертоновом ряду и исполняют традиционные наигрыши. Такой инструмент встречается почти у всех народностей Севера: коряков, ненцев, ханты, манси и других. Сейчас ванныярар восстанавливается как музыкальный инструмент в национальных ансамблях Чукотки.

(чук. тэлит - 'крученые нитки', тэлик - 'крутить, окручивать, сучить жильные нитки') – двухлопастевая вертушка - вихревой свободный аэрофон.

Устройство инструмента: посередине небольшого кусочка из ольхи, косточки медвежьей лапы, китового уса проделывают два маленьких отверстия, сквозь которые продевают две жильные нитки или два шнурка. Концы шнурков крепятся к деревянным палочкам – рукояткам, вращением обоих шнурков закручиваются. Попеременным усиливанием или ослаблением натяжения шнурков тэлитэл быстро вращается то в одну, то в другую сторону, издавая жужжащий звук. Высота звука зависит от величины звучащего тела, от длины и толщины шнура. Форма тэлитэла у разных народов и диалектных групп различается. В частности, у северных чукчей форма тэлитэла цилиндрическая, у южных – плоская или круглая, а шнурки крепятся через сквозные отверстия. В традиционной культуре чукчей тэлитэл имел обрядовое значение, тогда как сейчас он используется в качестве детской игрушки.

В современной музыке чукчей его можно применять и как дополнение к музыкальному сопровождению танца или народной песни, похрипов, песен-потешек сатирического и юмористического характера.

Чутко настроенный микрофон даст желаемый эффект игры на тэлитэле.

Сегодня этот инструмент всё больше находит применение в национальных ансамблях нашего округа.

разновидность вихревого аэрофона типа чуринги, инструмент, имитирующий звуки вьюги.

Это продолговатая, н6ебольшой длины деревянная дощечка, которая может быть отточена в виде пера. В боковых частях делаются небольшие прорезы от основания по направлению «пера» к концу. Размеры дощечки произвольны, но желательно, не более 200 мм. Сухожильная нитка продевается через дырочку у основания «пера» и завязывается, другой конец нитки прикрепляется к ручке. Этот инструмент обычно быстро вращают над головой. И при вращении дощечка, прорезая воздух, издаёт звук, похожий на завывание вьюги.

Выюткунэн можно использовать при исполнении горлохрипения в быстром темпе, а также юмористических частушек и скороговорок. Он хорошо сочетается с игрой в тэлитэл и ванныярар.

Тема танцев под звуки этих инструментов и человеческого голоса зависит от того, какой образ вам видится: или это древний ритуальный танец, или танец в космическом пространстве, а может возникнуть и образ зарождения жизни на Земле, когда лопаются почки на деревьях, из земли пробивается зеленая трава.

Звук выюткунэна, тэлитэла и ванныярара желательно усиливать микрофоном.

(чук. ) – название нескольких различных по устройству, но сходных по функции аэрофонных инструментов.

Первая разновидность выёпчанана – свисток из тальника с внутренней щелью.

Вторая разновидность – флейта из коры дерева без Сердечниковой щели, представляющая цилиндр. На конце цилиндра имеется косой срез.

Третья разновидность – флейта из борщевика или из кости без игровых отверстий с наружной Сердечниковой щелью.

Длина этих инструментов от 50 до 100 мм.

Четвертая разновидность – свободный аэрофон с прерывателем в виде отдельного бьющегося язычка. Изготавливается из гусиных перьев или перьев чайки. Для изготовления используются перья из маховой части крыльев птиц. На расстоянии 15 мм от основания пера делается надрез – язычок; на расстоянии 15-20 мм от основания н6адрезанного язычка (в зависимости от того, какую длину имеет основание пера) делается небольшое отверстие. От большего или меньшего введения язычка в рот зависит высота звуков. Можно использовать связку из трех перьев, как это делают артисты из ансамбля «Эргырон».

Пятая разновидность – свободный аэрофон с ленточным язычком (из оленьего мездря или моржового пузыря), который подносят к губам, дуют в него, и получается пронзительный звук.

Шестая разновидность – это свободный аэрофон, в котором ленточный язычок крепится к цилиндру из кости лебедя или из дерева (в наши дни – деревянная катушка от ниток). Оставляя открытым небольшую часть круга цилиндра, отверстие закрывается тонкой кожей молодого оленя (у тундровых чукчей) или желудка моржа (у береговых). Обычно такая кожа используется для покрытия семейных яраров (бубнов), концы завязываются жильной ниткой вокруг цилиндра. При вдувании воздуха с другого конца цилиндра получаются разные свистки от пронзительного вибрирующего звука до мягкого утиного покрякивания, смотря какое место нажимает палец на коже у отверстия цилиндра.

Седьмая разновидность – сосудная флейта из моржового клыка или медвежьего зуба. Теперь их заменили свистки из простой жести (какой обивают обычный деревянные ящики) с загнутым язычком, который образует с отверстием свистка небольшую щель. В загнутый язычок кладется твердый горошек или камушек. При свистке боковые стороны закрываются большим и указательными пальцами, и шарик внутри язычка, ударяясь о стенки, создает дребезжащий свист. Высота зависит от величины свистка и горошины.

Восьмая разновидность – свободный аэрофон. Пищик из кусочка бересты молодого кустарника, деревца (можно взять кусочек кино - фотопленки). Один конец пищика закладывают между нижней губой и нижними зубами, другой конец касается верхней губы. При свисте пластинка вибрирует и создает пронзительный звук. При сжатии и расслаблении губ меняется высота звука.

Функции выёпчанана в традиционной культуре чукчей различны: их применяют при сгоне стада оленей и во время охоты на различных птиц в качестве манка.

Можно использовать свисток-манок фабричной работы, тот, который применяется охотниками для заманивания гусей и уток. Подобие такого свистка изготовляли охотники на Чукотке раньше вручную.

Все виды свистков можно использовать при имитировании птичьих голосов, когда, например, нужно изобразить птичий базар. Если наряду с голосовым подражанием крику некоторых птиц (чаек, куликов и т. д. ) ввести звуки различного вида свистков, то вполне можно добиться многоголосия пернатых.

стержневые идиофонические погремушки

Их изготавливали из костяных, металлических пластинок, использовали также конконыт – бубенцы и вэнит - маленькие колокольчики.

К длинным танцевальным перчаткам – айхат пришивались в несколько рядов костяные пластинки. Во время движения рук пластинки ударялись друг о друга, подчеркивая ритм исполняемого танца.

Конконыт и вэнит привязывают замшевой веревкой к деревянной палочке.

Маленькие вэнит женщина прикрепляет к верхней замшевой одежде – кэмлилюн – на спине и на низ рукавов. При ходьбе и движении вэнит, ударяясь о мягкий замшевый покров одежды, издают мягкий и приятный приглушенный металлический звук.

Молодые девушки носили в качестве украшения кожаный браслет, к которому пришивались маленькие конконыт. Сейчас браслеты можно использовать как украшение к сценическому костюму и как дополнительное звуковое оформление для подчеркивания ритма ударов одной ладони о другую или ударов запястий рук, или резких взмахов рук во время движения в танце.

В алькатваамском ансамбле «Олененок» когда-то (примерно в 60-е годы) использовался кожаный браслет с жестяными подвесками как дополнительный звуковой эффект в ритме женского танца. Эти подвески-погремушки по изготовлению похожи на те, что прикрепляются к ободу чукотского и корякского ярара.

Женщины-чукчанки всегда носили по две косы. Каждая коса обвивалась тесьмой, сделанной из двух сплетенных бисерных ниток. Использовался в основном белый бисер, как контрастный цвет к черным волосам. Тесьма крепилась на медную пуговицу. Одна пуговица вдевалась в косу у основания, в середине косы – вторая медная пуговица с замшевым шнурком. На оставшейся части шнурка крепились медные монеты (однокопеечные и двухкопеечные). В уши вдевались длинные серьги, сплетенные в виде тесьмы из трех четырехцветных бисерных ниток, где тоже преобладал белый бисер. На голову повязывалась красная атласная лента или мягкая замшевая повязка. Медные монеты позвякивали во время движения.

Одним из видов вэнивыргыргына является (погремушка), изготовленный из высушенного желудка куропатки. Вычищенный желудок надувают и сушат, затем насыпают в него мелкие речные или морские камешки (скатыши).

Известная мелодистка из села Рыткучи Чаунского района Клавдия Ивановна Геутваль изготовила этот инструмент из подручных материалов. Берется пустая жестяная банка. В нее насыпаются мелкие речные или морские камешки и плотно закрывают крышкой. На банку надевают чехол из материи и кожи, украшенный национальным орнаментом и цветными подвесками. Клавдия Ивановна часто напевала чукотские народные мелодии и свои песни под аккомпанемент этого инструмента.

смычковая пиколютня

Резонатором является большая жестяная банка длиной в 300 мм и шириной в 180 мм. Деревянная шейка длиной в 580-600 мм проходит через всю длину резонатора. В конце шейки с обратной стороны вбит гвоздик. За него прикрепляются две туго натянутые крученые капроновые нити (раньше натягивались крученые жильные нити). Смычок – тонкая и узкая из китового уса или бамбука палочка длиной в 270 мм. Для извлечения звука палочку слегка смачивают в воде (слюной) и водят ею по струне. Геутваль часто исполняла свои песни под этот своеобразный смычковый инструмент. Этот инструмент изготовил муж Клавдии Ивановны – Вуквутагин Петр Петрович.

Аналогичный инструмент был известен в селе Энмелен Провиденского района; на нем играла Геунтонау. А изготовил этот инструмент Рультытэгин.

(чук. ) – старинный и самый распространенный музыкальный инструмент чукчей.

Ярар оленных чукчей – рамный мембранофон с крестовидной держалкой на внутренней стороне.

Женский ярар или праздничный

На деревянный обод шириной от 40 до 50 мм, В поперечнике от 500 до 700 мм (толщина середины обода от 12 до 18 мм) натягивается кожа оленя.

Для изготовления мембраны выбирается шкура трехмесячного олененка весеннего забоя или шкура взрослого оленя нетолстого кожного покрова (слоя). Шкура вымачивается в теплую летнюю пору в тундровом озере или реке около 10 дней, находится под наблюдением; очищается от водяных насекомых; затем ощипывают шерсть, полощут кожу в воде и сразу же натягивают на обод. Если кожа сразу не используется, то ее сушат. Высушенную кожу необходимо убрать в сухое место, иначе под воздействием дождей и солнца она потеряет свое назначение, станет жесткой, перестанет пропускать воду, как кожа для плащей.

Для обода используется в основном полярная ольха (но можно лиственницу или березу). Свежевырубленный ствол ольхи отесывают, придают нужную длину и толщину, тут же медленно и осторожно сгибают до формы близкой кругу, а концы крепко связывают веревкой и подвешивают для сушки на несколько дней. Концы хорошо высушенного обода скрепляются гвоздиками. С внешней стороны обода проделываются аккуратные небольшие ямочки-углубления, куда кладутся измельченные кусочки тундрового камня (камень, используемый при изготовлении скребка для выделки шкур), и отверстия закрываются пленкой-кожицей (это отходы при выделке шкуры оленя). Ямочки-углубления делаются для улучшения акустических свойств ярара: звук становится более объемным, звучным. А на внутренней стороне бубна можно увидеть, что углубления с измельченными кусочками тундрового камня с правой стороны обода делаются по количеству несколько больше и ближе друг к другу, чем с левой стороны. Если скажем их всего 10, то с правой стороны выдалбливают 6 углублений, а с левой – 4.

Перед тем как начать натяжку кожи на обод, из рыбьей кожи варится клей в малом количестве воды. По старинному рецепту, перед варкой рыбью кожу разжевывали во рту – клей под воздействием слюны и кипячения получался улучшенного качества.

Отдельно варился тундровый мох – витъын. Обод с внешней стороны смазывался горячим рыбьим клеем. В концы натягиваемой кожи кладутся пучки горячего отжатого мха. Пучки завязываются веревкой, начинается натяжка кожи. Во время натяжки кожу с внешней стороны бубна периодически натирают горячим мокрым мхом. Кожа при этой процедуре как бы расслабляется, и морщины на ней легко вытягиваются. Натянутый через пучки веревки ярар сушится при обычной температуре в яранге. После сушки края кожи вместе с веревками отрезают. Затем одна или две металлические проволоки втыкаются концами во внутреннюю сторону обода полудугами так, чтобы прикрепленные жестяные погремушки касались почти середины мембраны. На внутренней стороне обечайки укрепляются 4 бечевки. Пересекаясь, они образуют своеобразную рукоятку ближе к левой руке (руке, которая держит бубен).

Колотушку из китового уса длиной от350 до 400 мм обтягивают меховым чехлом из хвоста или лапы собаки. Бьют ею по внешней стороне ярара. Удар приходится по центру натянутой мембраны. Для ритмического сопровождения танца удары должны быть сильнее и четче, ярар держат перед собой в почти вытянутой левой руке, а при сопровождении мелодии песни бьют глуше, слабее, положение ярара ниже; иногда левая рука отводится в сторону.

Мужской ярар или личный, семейный

На деревянный обод шириной около 30-35 мм, в поперечнике – около 320-380 мм (толщина середины обода от 10 до 13 мм) натягиваются оленья кожа. Метод изготовления мембраны из оленьей шкуры тот же, что и при изготовлении женского (праздничного) ярара. Обод стараются сделать из хорошего звонкого дерева (лиственницы, тальника, чозении и других). Кусок дерева отесывают до нужной длины и ширины, по всей длине заготовки посередине делается небольшое углубление. Заготовку вымачивают в горячей воде, потом постепенно сгибают и доводят до формы, близкой к кругу, концы завязывают и сушат. К высушенному ободу прикрепляется сухожилиями боковая ручка из кости или дерева. Натягивают так же, как праздничный ярар, только обод не мажут рыбьим клеем, а по углублению на ободе крепко завязывается специально сплетенная для этого из сухожилий веревка. После сушки натяжные ремни веревки и лишняя кожа срезаются.

Для колотушки используется длинная и узкая палочка из китового уса или хорошей породы дерева, она длиннее поперечника обода примерно на 100 мм. Правой рукой держат за ручку, внешней стороной ярара к себе, а левой рукой – за нижний конец колотушку.

Бубен ударяется о колотушку в ритм песни то одним, то другим концом обода.

Ярар береговых чукчей – рамный мембранофон с боковой ручкой-держалкой на ободе.

На деревянный обод круглой или овальной формы шириной от 30 до 40 мм, в поперечнике – от 350 до 550мм и более (толщина середины обода от 10 до 15 мм) натягивается кожа моржового желудка.

При разделке убитого моржа аккуратно отделяется и срезается желудок. Внутреннюю пленку-кожицу чистят скребком, затем несколько дней вымачивают в разных водах. Вынутый из воды желудок отжимают, надувают воздухом и в таком виде подвешивают для сушки. Высушенную таким образом кожу желудка надрезают с вогнутой стороны, размачивают в воде и начинают натяжку кожи на обод гладкой стороной наружу. Высыхая, кожа заметно сокращается, поэтому при натягивании часть кожи заворачивают на обод, создавая запас.

Для обода используются ус гренландского кита, лиственница, тальник, иногда берёза. Метод обработки деревянной обечайки такой же, как и при изготовлении чукотского мужского ярара оленных чукчей. После натяжки желудка по углублению обода наматывается и завязывается сухожильная веревка. Для изготовления веревки берутся жилы ног оленя, просушиваются, затем расщепляются, из них плетется веревка. Для крепости и надежности веревку сильно растягивают в длину и в таком виде оставляют на 2-3 дня.

Колотушка – узкая и тонкая палочка из китового уса или хорошей породы дерева длиной 350-400 мм. Бубен держат за ручку перед собой в левой руке внешней стороной к себе, колотушку в правой руке за нижний конец. Удары приходятся по внутренней стороне бубна. Колотушка одновременно ударяется верхним концом о середину бубна у основания и об обод. Удары должны быть короткими и четкими, а при исполнении второй части танцевальных миниатюр темп ускоряется, увеличивается сила удара.

К сожалению, лишь ударный инструмент бубен-ярар получил повсеместное признание и широкое применение у чукчей.

А. Аргонтов писал, что бубен «непременно есть у каждого домохозяина. С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит». Чукотские любительские ансамбли песни и танца почти не применяют в своих выступлениях какие-либо другие музыкальные инструменты, кроме ярара. А ведь раньше в чукотских селениях изготавливали струнные и духовые инструменты. Пусть весьма незамысловатые и примитивные, но ведь они могли развиваться: что-то заимствовать у других народов, что-то придумывать своё. Несколько лет назад в чаунских посёлках Айон и Рыткучи открылись национальные отделения школы искусств. Мне хочется верить, что сельские ребята, отучившись в Анадырском многопрофильном колледже, озаботятся этой проблемой и по-настоящему обогатят чукотский инструментарий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)