Общество  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Динамика антропологических моделей куклы как показатель смены картины мира

Во времени и пространстве человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Как утверждают культурологи и антропологи, кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукла – обязательный спутник ритуальных, обрядовых, праздничных и детских игр, она самое доступное широким массам произведение искусства, поскольку она является традиционном идентификационным объектов в истории культуры разных народов.

Кукла – это важный элемент в развитии любого ребенка, но они интересны не только детям. Как на заре человечества, так и в современном мире творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Кукла – это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы. Создание куклы позволяет, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения она начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых кукол-игрушек, они изготовлены на фабрике и не несут тепла души их создателей. В современном постиндустриальном обществе потребления при переходе к идеационному типу культуры (по П. Сорокину) особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях. Специалисты озабочены тем, чтобы в ХХI веке мы вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками человека-Творца, в чем и заключается антропологический подход в понимании феномена куклы. Такая кукла сделанная тем или иным автором (даже анонимным), индивидуальна в своем роде, у нее своя история и свой неповторимый образ, раскрывающий образ мира эпохи и своего народа-создателя.

Определение объекта исследования затруднено разнообразием подходов к понятию куклы: это детская игрушка в виде фигурки человека (С. И. Ожегов), для археологов, искусствоведов – это любая антропоморфная фигурка человека (что и называется куклой), даже если она не является игрушкой.

В этой связи определением ключевой проблемы исследования стал анализ идеологии антропоморфизма, под которой подразумевается система философских, религиозно-нравственных и эстетических воззрений, провозглашающая и обосновывающая антропность окружающего мира и в своем крайнем развитии подразумевающая антропоцентризм.

Степень изученности проблемы. Семантику куклы определяет проблема двойника или alter ego, а также выделение идеологического базиса идеи двойничества. Идея двойника присутствует и в близнечных культах, широко распространенных в переднеазиатских, дальневосточных и африканских культурах. Ритуальные практики, основанные на этих концепциях, часто используют антропо- и зооморфные изображения: куклы или чучела, мелкую пластику, минискульптуры.

Особое направление исследований – проблема андрогинности куклы, отражающая древние мифопредставления о божественном первопредке или первобожестве, имевшем андрогинную природу. Андрогинность проявляется в мифах о сотворении мира у многих народов и часто включает в себя легенду о сотворении человека из различных природных или культурных материалов, т. е. первочеловек уподобляется кукле в руках божества – демиурга.

На этом пути рассмотрению подлежат следующие основные функции куклы как сакрального предмета, святыни или фетиша: моделирующая и имитирующая – она имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к процессам адаптации в нем и социализации, к сложным отношениям между человеком и окружающим миром.

Социализирующуая функция – кукла по-преимуществу антропоморфна, она выполняет разные социальные роли (матери-ребенка, властные и т. д. ) и является как бы партнёром человека.

Психологическая – человек взаимодействует с ней, проявляя самые интимные, сокровенные, глубинные эмоции и чувства, что помогает ему осуществлять свои мечты и желания, т. е. как сам процесс создания, так и игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал отношения, давая выход потаённым мотивам и потребностям.

Художественно-эстетическая - история кукол, дает представление об истории развития этических и эстетических ценностей, моды, о меняющемся идеале красоты и происходивших социальных процессах.

Как и зооморфные, антропоморфные изображения (рисунок, барельеф), либо кукла часто выступают как посредник, медиатор между человеком и божеством, между миром профанного и сакрального, между живыми и мертвыми (предками).

Цель исследования – определить идентификационные функции, которые выполняют куклы в истории и современной культуре, привнося изменения в жизнь человека.

Задачи исследования – проследить этапы становления многочисленных моделей и образов куклы на разных этапах истории человечества, отражая взгляд людей разных эпох на мир, окружающий их, а также провести параллель между развитием представлений о кукле и формированием картины мира того или иного народа, их взаимовлиянием друг на друга. Также важно было выяснить, насколько готовы авторы-кукольники к работе в данном направлении и существует ли в Кемерово социальный заказ на подобных специалистов.

Новизна исследования заключается в стремлении понять механизмы формирования культурной символики и ее эволюцию под воздействием традиции и господствующих идеологий, с одной стороны, и прояснить роль и функцию куклы в формировании этих идеологий, с другой.

Методы и методология исследования. В рамках исторического анализа антропоморфных изображений (фигурок кукол), их структурно-типологического и функционального анализа, осуществлялось рассмотрение семантики, символики и прагматики, способов мифологизации и сакрализации в конкретных культурах, а также влияния конкретных идеологий (например, массового общества) и религиозных систем, распространенных мировоззренческих концептов на форму и символику изображений.

Практическая значимость исследования. Итогом работы стало составление рекомендаций педагогам и гувернёрам, по расширению возможностей куклатерапии в воспитательном процессе в ходе развития личности ребёнка. Данное направление является на сегодняшний день очень актуальным и перспективным, так как оказывает реальную помощь, в разрешении многих проблем и взрослеющей личности, и семьи в целом, что позволяет нам выдвинуть ряд предложений педагогам для внеклассной воспитательной и просветительской работы.

Материалы исследования были апробированы в рамках Межрегиональной студенческой конференции «Культура и искусство: поиск и открытия» в КемГУКИ в 2007 г. , где были представлены материалы исследования по разработке деловой имитационной игры, демонстрировавшей возможности игровых форм в обучении и воспитании.

Историческая проблематика кукольных образов

Антропоморфные изображения – это и есть кукла?

В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое – это детская игрушка в виде фигурки человека. Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.

Попытки классифицировать изображения кукол предпринимались учёными не раз, но с этим всегда были связаны те или иные трудности, «высвечивалась какая – то одна из их многочисленных функций. Наиболее органичной и всеохватывающей классификацией системы кукол и по сей день остаётся система, разработанная Лотманом Ю. В. Исходя из принципа «мобильности» кукол, он предложил их разделить на две основные группы, назвав это разделение исходным материалом мифологии кукол. Первая группа куклы для игры – это театральные куклы, детские игрушки. Вторая группа – это обрядовые куклы – это куклы для шествий, утилитарные куклы, телекуклы». Современные исследователи разделяют кукольные образы на три группы: обрядовые куклы, куклы для любования, куклы для игры.

Так же специалисты делят существующие модели кукол на: обрядовые, игровые и куклы-обереги. В то же время нельзя забывать, что «В истории человечества кукла всегда играла притягательную магическую роль». Действительно, сама по себе ритуальная кукла не обязательно должна быть эстетична, красива. Главная ее функция – защищать и оберегать владельца. Так, в Древнем Египте, в Риме, кукол изготавливали специально для храмовых и бытовых обрядов. В Риме приводились праздники кукол, а в Болгарии и сейчас весной дарят друг другу куколок из ниток.

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны – от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва, в самом деле, умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась. Кукла помогает поддерживать связь между живыми и мёртвыми, существующая на грани двух миров.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита – столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений – в живописи, графике и мелкой пластике – свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект самоидентификации.

В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из «Брно», по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция «жизнь-смерть» становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы «Брно-2» не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, как уже было сказано выше, связаны с обрядами и ритуалами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла связана с понятиями жизни и смерти, в ней воплощалось свойственное мифологическому мышлению противопоставление мёртвого и живого.

Своеобразно повлияли религиозные идеологемы на историю развития куклы. Так, у древних иудеев и мусульман существовал запрет на изготовления кукол и игру с ними. У еврейских детей надо, сказать кукол не бывает, потому что “не сотвори себе кумира” и потому что еврейским детям вообще не полагается что-либо изображать на бумаге или из глины. У мусульман же на Страшном суде к художнику явятся, все те, кого он изображал, и если он не вдохнёт в них душу, то они утащат его в ад. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных мыслителей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца – Брахмы, а театр кукол – подобием мира. В Древней Греции верили, что всемогущие боги сначала создали кукол на верёвочки, а потом только по их образу человека и внутри человека тоже есть верёвочки, а самая главная золотая нить проходит в голове и соединяет человека с космосом. Согласно религиозным верованиям, изображение человеческой фигуры несёт в себе часть души, а соответственно является сакральным. Поэтому первоначально приделать кукле человеческий лик было кощунством.

Таким образом, античные идеологические представления имели уже не только мифологическую, но и философскую подоплек, что будет ярко представлено на протяжении всей истории куклы.

Следующий этап – развитие образов театрально-мистерийной куклы.

От первой игрушки до театральной сцены человек создаёт себе «второй мир», в котором он, играя, удваивает свою жизнь, эмоционально, эстетически, познавательно её осваивает. В этой культурной ориентации стабильные игровые элементы – куклы, маски, амплитуда – играют огромную социально-психологическую роль отсюда и исключительно серьёзные и широкие возможности, присущие кукле в системе культуры.

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. В Средние века за немецким городом Нюрнберг закрепилась репутация города Игрушек.

Было время, когда куклы «спасали» людям жизнь, став куклой-двойником и заменив человека, например, в обрядах жертвоприношения. Например, Руси бы обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. У каждой куклы, которую приносили в жертву, было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка – свадебный атрибут. Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой – собственно антропоморфным изображением, поскольку традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. К обрядовым куклам относят куклу – Зерновушку – это матерчатая кукла без лица, сшитая из разноцветных лоскутков, набитая зерном. Зимой с ней играли дети, а весной зерно из неё доставали и сеяли. Урожай был отменный, это объяснялось детской энергией.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др. , олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Среди разнообразия народных тряпичных кукол – «пеленашек», «бессонниц», «крупеничек» и многих других – есть особый вид: куклы-«кормилки», которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит «Куватка», то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Итак, на протяжении всей истории, на всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Они имели ритуальное функциональное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Кукла «Купавка» – это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как-бы дух предков, обращённый к потомкам. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это «Козьма и Демьян». Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Россия едва ли не единственная страна в мире, где вплоть до недавнего времени в изготовлении кукол преобладала народная традиция.

Стоит непременно упомянуть ещё одну куклу, которую изготавливали из дерева и соломы, она не имела прорисовки лица. Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла древнейших верований, дело всё в том, что Великую богиню, которая по преданиям стояла за гранью добра и зла, люди боялись изображать с чертами лица, так как их изображение могло нанести вред людям. С культом этой богини связано появление чадры на Востоке, а так же представление о сглазе и порче, в некоторых источниках высказывается мнение, что её вырожденным потомкам является Медуза Горгона. Это ещё можно обосновать и тем, что все дошедшие до нас древнейшие изображения Богини Матери не имеют лица.

Стоит так же отметить и тот факт, что кукла всегда изображала идеального человека, этот факт можно отнести и к разным странам и к разным векам. Кукла выступает как своеобразная иллюстрация исторической или бытовой жизни.

Если говорить еще об одном типе – о куклах для любования, то самые яркие их представительницы это декоративные японские куклы, хотя с этим вполне можно поспорить, декоративные куклы были так же и в ДревнейГреции.

Знаменитые японские куклы – кимэкоми превратились в отдельный жанр декоративно-прикладного творчества. Выставки кукол стали своеобразной формой соревнования лучших мастеров. Процесс изготовления таких кукол сложен и долог, зато в итоге появляется настоящее произведение искусства. Это самые дорогостоящие куклы: сначала мастер изготавливает из дерева голову, туловище, затем костюмер наряжает куклу в нарядное кимоно – ткань для которых зачастую ткалась вручную или же расписывалась ручным способом, а ещё один художник вытачивает ноги и руки. Настоящий портной одевает куклу, а затем повязывает ей непременную принадлежность национального наряда – широкий пояс оби. Раньше по кимоно и оби определяли богатство и социальное положение владельца. Пояс складывают вдвое, дважды оборачивают вокруг тела и завязывают узлом позади. Но как ни завязать оби – «бабочкой» или «рюкзачком» – умение повязать и носить оби считается своеобразным мастерством показателем способностей японки. В Японии так же существовали куклы обереги, одно из них кукла Госе. Эту куклу дарили новорожденным, она становилась талисманом ребёнка и охраняла его.

Как и в других странах, в Японии куклы первоначально имели два предназначения: для совершения магических обрядов как олицетворение духов, злых и добрых сил, и для игры. Со временем выделилась третья роль кукол – выполнять роль предметов интерьера, созданных для любования. Первоначально, как уже было сказано выше, у древних кукол были специфические цели – их изготавливали для ритуалов и традиций, позже они постепенно утрачивали это значение, но детализация и эстетическая красота продолжали оставаться главными для японцев. Глядя на японских кукол, без сомнения можно сказать – их создавал настоящий художник. И любуешься ими не как игрушкой, а как произведением искусства, в котором нашли свое отражение простота и лаконизм решения задуманного образа, умение скупыми средствами выявить наиболее характерное, строгость и четкость формы в сочетании с большой декоративностью. В игрушке мы находим черты, присущие другим видам японского искусства.

К куклам для любования, можно так же отнести и художественную авторскую (профессиональную) куклу. На фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, – авторская, художественная кукла. ХХ век – век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине этого столетия появился новый вид искусства – авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы – плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей.

Судьба и предназначение современной художественной куклы породили бесконечное многообразие её видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значения, они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, безукоризненную красоту и выразительность форм. Эти куклы подлинное произведение искусства, задумываются и рождаются подобно музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы до поистине фантастических пределов.

Принято считать, что первой художественной куклой была «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица), выполненная Эдгаром Дега в 1881 году и представленная на выставке импрессионистов в Париже. Прекрасная восковая статуэтка, одетая в тканевое платье, покорила тогда сердца публики. В России авторские куклы начали изготавливать в XVII веке, а к XIX столетию они стали известными во всем мире. Это были изысканные фарфоровые красавицы, призванные воспитывать хороший вкус и бережливость. Как правило, такие куклы изготавливаются в единственном экземпляре, так называемые one-of-a-kind, эксклюзив, выпущенные в одном единственном экземпляре и, соответственно, совершенно неповторимые.

Стоит непременно упомянуть о современных художниках – кукольниках, представительницей которых является Александра Дубровина. В её работах очень тонко чувствуется родство с этикой и духом серебряного века, воспроизведение принципов «Мира искусств». Куклы А. Дубровиной существуют на грани классического театрального искусства весёлого мира ярмарочного и балагана. Отличительными чертами её творений являются одновременно буйство цвета, но в тоже время его безукоризненная и неоспоримая гармония, так же её работам свойственна безупречность пропорций, точность композиции, изысканность силуэта и линий.

А. Дубровина собрала воедино все роли и маски кукол, смешала и переплавила их. Каждая из её кукол неповторима и это неоспоримый факт это – сказочные существа, ангелы, дамы, шуты, скоморохи и т. д. В её кукла заложена, легко читаемая театральность и это, прежде всего, связано с её работой, она театральный художник. Стоит упомянуть так же об ещё одном факте, что при всем своём сходстве с ярмарочными и балаганными персонажами, её куклы довольно сложны и глубоки, поэтому их и называют игрушками для взрослых «А внешняя обманчивая незатейливость подобна самой жизни, умеющая облекаться покровом простоты и безыскусности повествуя о величии и тайне бытия» (3, С. 138).

Стоит так же упомянуть ещё нескольких известных мастеров – кукольников это Роман Шустов, Татьяна Баева, Олина Вентцель. Так, куклы Романа очень интеллектуальные, мудрые, тонкие, его мир его образов, прежде всего, несёт печать и порождён необычным городом, мистическим Петербургом. Его куклы пронизаны его духом и очень четко раскрывают его внутренний мир, его переживания, взгляд на этот мир, и являются своего рода проекцией его внутреннего Я.

В данном типе важно, какую эмоцию несет кукла. Все они должны нести заряд добра. Важно, чтобы совпадало то, что чувствует зритель, и то, что пыталась вложить в куклу автор. Кукла статична в своей эмоции. Ее судьба заданна. Она такая, какая есть. Поэтому ее настроение должно быть созвучно настроению человека, для которого она сделана.

Кукольник должна знать о человеке очень много, чтобы сделать для него куклу. Конечно, можно просто вписывать куклу в интерьер, но это скучно. Это уже поделка.

Современный кукольный рынок (кукол-сувениров, подарочных кукол, элементов интерьера) непредсказуем. Люди заказывают совершенно разные вещи. Все зависит от того, что человек в детстве любил, смотрел, читал. Очень любят ангелов. Их можно подарить кому угодно как оберег – на крестины, день рождения или любой другой праздник.

Еще большей популярностью пользуются свадебные куклы-пупсы. Раньше было модно наряжать куклу и садить на капот. Теперь предпочитают дарить куклу как оберег, чтобы она переходила из поколения в поколение. Это итальянский обычай. Кукла начинающего мастера стоит порядка ста долларов. Чтобы цена была выше, мастер должен иметь имя. Для этого нужно очень много кукол дарить. «Кукла – древнейшая формула жизни, и вместе с тем кукла – это первая попытка пластического изображения».

К куклам для любования так же относятся антикварные куклы. Интерес к антикварным куклам понятен, ведь они дают возможность ближе познакомиться с историей: взглянуть на то, какие наряды носили парижанки и англичанки в XIX столетии, какие были вкусы и что, считалось истинным воплощением красоты.

Необходимо также упомянуть и об игровых куклах. Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки, которые изготавливались очень просто. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла-«полено».

Куклы специально созданные для игры так же несут глубокое символическое значение. Родители верили в то, что чем красивее кукла, тем привлекательнее вырастет дочь.

Куклы для шествий, но если сначала, они использовались в ритуальных целях, то в начале XX века, американцы придумали им другое применение. В 1927 году некий американский бизнесмен начал использовать кукол в рекламных целях. Это были надувные куклы гигантских размеров, предназначенные для уличных рекламных шествий. Но ещё в революционной России использовались куклы для шествий, это были фигуры капиталистов, которых затем сжигали подобно масленице. Стоит так же упомянуть и про заводную куклу. Сейчас же заводная игрушка считается вредной для ребёнка, так как препятствует развитию у ребёнка творческих начал и фантазии, но всё большей популярностью пользуются компьютерные игры. Рождением заводной игрушки, можно назвать тот период, когда была изобретена пружина, то этого тоже были заводные игрушки, но они носили более примитивный характер. Наличие в доме механической игрушки свидетельствовало о богатстве её владельца. Механическая игрушка всегда обособлена от жизни, существуют определённые рамки, именно данная ситуация и создаёт ощущения зрелища и даже своего рода театра. Если говорить об античности, то в тот период, античная техника не могла переступить границы практического изобретательства. Христианство же изменило отношение к технике. Игра стала более серьёзной и вернулась к своей мистерийной основе.

Техническое творчество начинает постепенно увядать. Но всё же механизм – это особая форма существования идей, особый способ построения самоидентификации человеком. Эти идей живут вне времени и пространства. Механическая игрушка увековечивает движение, так как она разыгрывает одну и туже пьесу о времени.

Механическое движение – это мёртвое движение, эта тема особенно ярко разворачивается, как было сказано выше в романтической литературе, здесь ими разрабатывается своеобразная тема оборотничества. Машины – оборотни, в этот период противостоят традиционным лешим и т. д. , но они оказываются для человека ещё более страшнее тех, так как относятся к чуждому человеку миру. Именно на этой почве зарождается представление о человеке винтике и о мёртвой машине государственного устройства. Неестественное, неорганическое, непочвенное, немузыкальное, ненародное – вот, что для романтиков «механическое». Чуткий слух романтиков, как известно, умел различать едва слышные звуки, например музыку грядущих революций. Конечно, естественно и закономерно впадение в другую крайность: негативное отношение ко всему механическому сменяется экзальтированным ему поклонением в эстетике футуризма, конструктивизма и некоторых других течений начала XX века.

Заводная кукла-игрушка стала своеобразным антропологическим поворотом – знаком перемен, образом мира того времени стали часы с маятником. Было, однако, что-то глубоко символическое в том, что регулировавший приблизительно в течение пяти веков жизнь христианских народов колокольный звон оказался в услужении у механизма. Медленная эволюция колокольного звона в звон будильника – разве это не образ секуляризации? Любопытно, что повсеместное появление часов совпадает с началом Возрождения, а их радикальное усовершенствование – с началом Нового времени.

Докомпьютерные говорящие куклы-игрушки ХХ века использовали струны и пружины, связанные с записывающим устройством и шарнирами на шее и других частях тела. Часто игрушки являлись и не только элементом игры, но и выражали социальные симпатии и этику. Тяга к игрушкам может сопровождать человека всю жизнь, и, не желая расстаться с детством, люди становятся коллекционерами. Известно, что у китайского императора, желавшего иметь механического соловья, главной была идея – управляя наслаждаться. А вот автор бессмертной “Алисы в стране чудес” Л. Кэррол собирал игрушки, потому что ощущал ценность игры для освобождения от стереотипов. По его столу ходил механический медведь, а по комнате летала заводная летучая мышь. Складывая из букв слова и передвигая их внутри коробочки, он придумал игру «Скрэббл», а путешествуя поездом – магнитные дорожные шахматы да и сегодня в кружках технического творчества учащиеся собирают заводные игрушки, иллюстрирующие действие законов механики, оптики, магнетизма.

Начало серийного производства кукол связано c использованием папье-маше. Бумажная масса вминалась формой и засыхала, готовая для полировки и раскраски. Куклы из папье-маше были полыми внутри, что позволяло вставлять туда механизмы. Голова куклы могла быть покрыта воском, повторяющим черты лица. В те времена некоторые европейские куклы были ростом с маленького ребенка, так что могли даже носить его одежду. Другим материалом стала штампованная жесть, впервые примененная мастерами из Германии: с 1850 года Нюренберг становится центром по промышленному выпуску игрушек, а в конце XIX века там же появляется первая игрушка из целлулоида, который вскоре признал весь мир.

История японских механических кукол связана с Китаем, откуда на острова пришли марионетки и заводные игрушки, изображающие героев мифов и легенд. Интересно, что одна из известных старых китайских игрушек служила одновременно и сейсмическим прибором, помогающим предсказывать скорое землетрясение, а другая была – снабжена стрелкой-компасом. Яркие костюмы, выразительная пластика и сегодня делают азиатские куклы популярными во всем мире.

Сегодняшняя игрушка все чаще становится электронной, компьютерной и безличной, рождаясь на стыке живописи, скульптуры и дизайна, обладая арсеналом выразительных средств и материалов. Но порою, игровая память авторов, создателей народной игрушки, выбирает для них старую, но не забытую дорогу, возвращая к простоте, схожей с величием и естественностью мира. И может быть, поэтому, несмотря на технические новации, многих из нас ещё долго будут радовать старинные игрушки – глиняные копилки в виде веселых свинок, тряпичные куклы, потерявшие счет годам, заводные клоуны, делающие шпагаты и кланяющиеся зрителям: игрушки, несущие в себе приметы нынешнего мира и ушедшего, который кажется нам, когда смотришь издалека, более теплым и человечным. Позже, в 60-е годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья – андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

Куклой – объектом приложения детской игры занимался философ Л. С. Выгодский, игры, игрушки вообще и кукол в частности исследовал в своём труде «Homo ludens» («Человек играющий») культуролог и философ И. Хейзинга, куклой интересовались представители знаменитой французской школы Анналов – Ф. Бродель, Ле. Февр, М. Блок.

Й. Хейзинг, говорил о том, что игра старше культуры «ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть». По его мнению, человеческая цивилизация не внесла ничего нового в понятие игры. Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.

Игра для него это свободная деятельность. Игра, которая осуществляется по приказу больше не является игрой, в лучшем случаи она может быть только воспроизведением игры. Разумеется, свободу тут следует понимать в более широком смысле слова, при котором не затронуты проблемы детерминизма. Ребёнок и животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода.

Как бы то ни было, для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись. Игра есть некое излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть. Во всякое время игра может быть отложена или же не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время».

Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Изолированность составляет третий отличительный признак игры. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, сцена - все они по форме и функции игровые пространства. Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. И это ещё одна новая положительная черта игры – творить порядок. Игра есть порядок. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри ограниченного игрой временного мирка. Правила игры, безусловно, обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила и игра становиться невозможной, она перестаёт существовать.

Исключительность и обособленность игры проявляются самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет». Это игра для нас, а не для других. Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует.

Инобытие и тайна игры вместе наглядно выражаются в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Й. Хёйзинга создал культурологическую концепцию игры, в которой игра рассматривается как важнейшая характеристика человека, как культурного существа.

Эрик Берн в своей работе «Трансакционный анализ и психотерапия», обосновывает игру с другой точки зрения. Люди, которые предаются определённой игре, предположительно могут играть какие угодно роли». Таким образом, Берн говорит в своей работе, что взаимоотношения между людьми, это тоже своего рода игра, с определённым сценарием. По его мнению, игра передаётся от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущие. В этом и состоит её историческое значение. Он считает, что воспитание детей, прежде всего, зависит от того, что разные варианты игр детей зависят от культуры, социального класса семьи. Для людей игры нужны для того, что бы избавиться от скуки и не подвергать себя опасностям. Так же люди выбирают себе друзей, которые играют в те же игры, что и они.

Таким образом, игра с куклой – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. В игре ребёнок, как и взрослый, становятся на голову выше себя самого. открывая горизонты своих страхов и возможностей, потребностей и мечтаний.

Кукла как проекция картины мира россиян

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.

Русская игрушка за рубежом известна мало, исключение разве, что составляет матрёшка, олицетворяла модель мира. На самом же деле русская игрушка самая разнообразная и богатая в мире. Её изготавливали из самых разных материалов: глины, дерева, бумаги, папье-маше. «Чем проще материал – тем традиционнее кукла». Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. «С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов о дедов ».

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. «Ребёнок не только играл ими, но и стремился повторить сделать их самостоятельно – это побуждало его к труду, к творчеству – вот одно из главных достоинств крестьянской игрушки». Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. «Девушки рукодельницы даже кукол делали для хранения своих иголок. Звали куклу в честь любимой святой всех рукодельниц – Параскевой. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. «Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных кукол в России кукла “полено”» (2, С. 26).

Русская кукла развивалась разными путями (в том числе деревянными). В северных деревнях России до XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Именно там сохранился наиболее древний вид игрушки, так называемые «панки», которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. «Панками» назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, зверей. Само слово «панк» происходит от слова «панг», что означает «корень», «ствол». Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена. Игрушки-панки близки детям младшего возраста. Цельность игрушки, ее скупая обработка, схематичность и типологичность в передаче образа – все это будит фантазию ребенка, дает возможность трансформации этой игрушки, позволяет выразить с ее помощью любой образ-характере. Была ещё одна разновидность кукол – талии. «Тонкая кукла с тонкой изящной фигурой, в красивом платье».

В России кукольники расселились по Соловьёвке. Но к концу XIX – началу XX века, куклы начинают отличаться от своих предшествующих собратьев небрежностью, грубостью исполнения, так как крупные мастерские пустеют, цены на материалы поднимаются очень высоко, многие просто разоряются. В Россию так же экспортировалось очень много иностранных кукол, но позволить купить их могли позволить себе немногие. «Учитывая стоимость кукол, счастливая хозяйка скорее всего могла наслаждаться обществом своей немецкой или немецкой красавицы лишь час – другой по воскресеньям да и то под неусыпным наблюдением старших».

В конце XIX века как уже было замечено ранее происходят большие изменения, и они также отражаются в кукле все работы того периода, хотя и сделаны в традиционных формах, но нет уже «остроты характера». Это было можно скорее назвать копированием, большинство прежних элементов просто утратило свой первоначальный смысл, превратившись во всего-навсего украшение или орнамент. Выделяется также ещё один очень известный тип кукол «пеленашка». «Любимые детьми спеленатые куклы бывают: просто раскрашенные, с пищиком внутри, с цветком в руке, с мастичным лицом, с закрывающимися глазами, в вязанных «вязалами» чепцах; пелены бывают с отделкой из бархата, кумача, кисеи, из цветной золотой бумаги». Стоит так же заметить, что в основе изготовления этой куклы лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В данной кукле выделяли голову, тело и ещё одно очень важное место располагалось в районе пупа, это по поверьям был район жизненных сил. Надо так же упомянуть о материале, данная кукла изготавливалась из ношенной домотканой ткани, считалось, что именно так кукле передавалась частичка жизненных сил. Изготовления данной куклы символизировало таинство рождения. Пояс, которым перетягивали куклу, символизировал пуп, оставшиеся концы шнура отрезали, это символизировало отрезание пуповины при рождении ребёнка. Главное в этой кукле был именно узел, если его развязать, то вся целостность рушиться. Кукла соизмерялась именно с пропорциями младенца. Кукла «пеленашка», представляла собой женщину, нижняя часть которой заплетена семью или с другом случай девятью оборотами ткани, для объяснения данного явления надо заметить, что во времена матриархата, небо олицетворяли именно женские божества, а землю соответственно мужские. Семь витков материи олицетворяли семь или девять небес. Небеса – это женщина – мать, прародительница (Ржанка). Можно выделить ещё один тип кукол это «горбачи», у них были довольно своеобразные пропорции большая голова, маленькие ручки у них были стеклянные глаза, которые специально выписывали из-за границы. Но если до середины XIX века они были довольно миловидными, то уже к концу XIX века, они имели бледные лица как у мертвецов, и очень большие глаза, которые как замечали современника, неприятно быстро мигали. Был ещё один тип кукол «талии», они были довольно стройными, их выпускали двух видов: голова из папье-маше с тряпичным туловищем, которое набивали опилками и второй тип полностью изготовленные из папье-маше.

Но упадок производства кукол уже нельзя было остановить. К концу XIX века кукла окончательно превратилась в игрушку. То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Французские дома мод посылали таких кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда – лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.

В конце XIX века во Франции появились куклы-дети. В Bebe Jumeau воплотились представления о классической красоте, доминировавшие в последней четверти XIX века. Для того, чтобы создавать изысканные фарфоровые головки, Эмиль привлекал к их созданию известных скульпторов. С самого начала Эмиль Жумо решил специализироваться на одном основном продукте: идеализированной кукле-ребенке. Однако в компании было введено разделение на "бюджетную" и "элитарную" линии кукол. Различия между ними заключались в художественном уровне отливки, тщательности росписи, богатству костюма. Куклы из "элитарной" серии часто называют "портретными", хотя они не обладают портретным сходством с каким-то конкретным ребенком. Само производство куклы было очень дорогостоящим. Тогда ребенка все еще воспринимали как маленького взрослого, и только к началу XX века начали осознавать его особый внутренний мир и признавать детскую индивидуальность. «Германия быстрее всех откликнулась на изменившиеся на рубеже веков отношения к детям, интерес к психологии ребёнка и его эмоциональному миру».

Однако все в мире, вплоть до самых малых проявлений, пронизано едиными законами. Постигая суть отдельных вещей, человек способен понять Вселенную. Вся японская культура испокон веков была неразрывно связана с Природой, Любовь, восхищение, уважение со временем стали основой отношения японцев к окружающему миру и породили уникальную систему поэтико-эстетического восприятия жизни Природы. Тяготение к естественности, к выявлению красоты изначальных форм, линий, текстур всегда отличали работу кукольников.

В современной России, необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, также выглядит вполне очевидной. Делаются попытки поставить какие-то фильтры на пути этого потока. Например, известный Приказ министерства образования № 1917 «О временном порядке экспертизы игрушек» был подписан еще в 2000 году. В 2002 году Министерство вышло в правительство с предложением о создании постоянно действующей комиссии для проведения такой экспертизы. В составе Федерального экспертного совета был создан Федеральный экспертный совет по психологии под руководством профессора Вячеслава Иванникова. В психологический совет вошли три группы — одна отвечает за экспертизу игрушек, ею руководит сам Иванников. Вторая — за здоровьесберегающие технологии, ею руководит Марьяна Безруких, третья — за инструментарий для психологической службы (методики, диагностические материалы и так далее), ею руководит Сергей Малых, одновременно работающий и заместителем руководителя экспертного совета по психологии». Однако создание комиссии не внесло коренных изменений в ситуацию. В указанной статье профессор С. М. Малых прямо признается, что эффективных методик психологической экспертизы игрушек не существует ни в России, ни за рубежом. В результате приказ № 1917 остался на бумаге.

Как справедливо отмечают О. А. Шамшикова и О. А. Белобрыкина, «на сегодняшний день, как это не странно, не существует ни единой психологической концепции игрушки не только в отечественной психологии, но также и за рубежом». После этого небольшого отступления продолжим наш разговор касаемый Барби. Кукла была очень похожа на актрису Джейн Менсфилд, которая в то время соперничала с Мерлин Монро. Для Барби был создан огромный гардероб, образцами для платьев служили модели ведущих французских Домов моды, у куклы появился собственный дом, по началу это была копия дома Джейн. Так же стоит заметить и Барби много подруг разных национальностей. Ещё в 1967 году у Барби появилась подруга афроамериканка, но вследствие межрасовой неприязни её сняли с продажи и она появилась в продаже только через тринадцать лет. В 1980 году были выпущены куклы Барби разных национальностей. Образ куклы Барби олицетворял лозунг феминисток: «Женщина может всё». У неё очень много профессии от самых простых до почти нереальных. «Популярность Барби в том, что у куклы нет ярко выраженной индивидуальности, её облик – идеальная, как бы всеобщая внешность, позволяющая каждому ребёнку наделять её теми качествами и чертами, какими он сам захочет, она оставляет простор игре и воображению, будучи некой моделью, в которую нужно вдохнуть жизнь. Производители Барби словно вернули те далёкие времена, когда куклы намеренно создавались без индивидуальных черт, чтобы не привлекать духов и не пугать своей излишней схожестью с человеком». Многие учёные полагали, что пропорции Барби понижают самооценку молодых девушек, так как они реально почти недостижимы. Барби так же обвиняли, в том, что образ её жизни, заставляет считать многих девочек, что главное в жизни это безделушки. Так же неоднозначное отношение вызвал, тот факт, что Барби примеряла на себя множество мужских профессий, многие полагали, что это даёт девочке неверное представление о её гендерной роли в обществе.

Но Барби, это не просто игрушка, она, прежде всего, учила и учит детей моделированию жизни, американский образ жизни очень ярко проецируется на этой игрушке. С этим утверждением можно поспорить, проблема Барби в том, она слишком натуралистична, она воспитывает ребёнка общества потребления. Играя с куклой, девочки примеряли множество ролей, готовясь к взрослой жизни, но так же ребёнок начинает проецировать на себя данный образ жизни. «Барби символ перемен, гибкости, и готовности принимать новое, а это были именно те качества, которых не хватало в послевоенное время».

Между тем, интонации материалов на тему психологии игрушки в России становятся все более тревожными. Особенно острые выпады наблюдаются по поводу одной из самых популярных игрушек современности – куклы Барби. Психологи, настроенные традиционалистски, обвиняют Барби в трансляции чуждого, потребительского образа жизни. Более сдержанные исследователи выражают озабоченность тем, что «Барби представляет собой массовую «красоту», не имеющую индивидуальности. Мы подозреваем, что массовость такого клише может сформировать у девочки штампованный идеал красоты. В подростковом возрасте это может привести к проблемам, связанным, например, с адекватной самооценкой». Наиболее резкую критику можно обнаружить в материалах православных психологов, которые прямо связывают популярность Барби с разгулом наркомании и проституции среди подростков.

Наиболее взвешенные положительные отзывы о кукле Барби указывают на психоаналитический характер этой игрушки. Она позволяет девочкам усвоить важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком.

Нарушения целостности образа игрушки соответствуют разорванному образу мира. Цельное и связное мировосприятие является весьма ценным психологическим свойством, основой здравого смысла. Здоровый ребенок интуитивно чувствует это – отсюда любовь детей к играм в «небылицы» и «перевертыши»: в них ребенок получает удовольствие, замечая и высмеивая нарушения образной связности и логичности. Подобная тренировка здравого смысла активно присутствует во всех традиционных культурах воспитания. Напротив, скрытая и незаметная трансляция внутренне нелогичного образа может усилить склонность ребенка воспринимать мир вокруг как бессвязный, разорванный и лишенный логики.

Мы далеки от того, чтобы подозревать руководство фирмы Маттель в злонамеренном распространении агрессии среди подрастающего поколения. Как и любое коммерческое предприятие, производитель Барби стремится лишь к достижению конкурентного преимущества и увеличению объемов продаж. Однако ужесточение рыночных отношений диктует использование все более эмоционально насыщенных образов. С другой стороны, распространение идеологии «общества потребления», консюмеризма понуждает воспитателей активнее прививать детям навыки конкурентной борьбы и храброго отстаивания своих интересов. Агрессия на грани фанатизма становится социально востребованным эмоциональным состоянием. Точно так же, разорванная картина мира является неотъемлемой частью современного массового сознания, пораженного «социальной шизофренией». Необходимость балансирования между невротизирующими требованиями социума и необходимостью все же удержать ребенка от впадения в откровенный невроз ставит перед психологами непростую задачу. Очевидно, не существует какого-то абсолютного решения, пригодного для ребенка любого типа и в любом состоянии. В каждом конкретном случае экспертиза игрушки может дать заключение о том, для каких детей и в какой ситуации данная игрушка полезна, а для каких – опасна и вредна

Горизонты куклатворчества в России как перспективного направления помощи семье и решения проблемных ситуаций в школе

Судьба авторской куклы

Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие её видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значения; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, безукоризненную красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе — художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы до поистине фантастических пределов. Мир авторской куклы — это своеобразная мастерская, где, подобно от-кутюр в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное царство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной проблемы в искусстве куклы — проблемы подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен, например, мгновенно менять форму или управлять несколькими парами рук и ног. Из огромного мира художественной куклы мы, ни в коей мере не претендуя на всеохватность, выбрали лишь несколько образов, чтобы показать беспредельность пластики и внутренней выразительности этого необыкновенного искусства. Куклы петербургского мастера Александры Дубровиной – потрясающий сплав безудержной фантазии, тончайшего мастерства и бесчисленных пластов художественных реминисценций. Положив на ладонь маленькую фигурку, напоминающую чудесную драгоценность, невозможно поверить, что она создана человеческими руками в прямом смысле слова её и куклой-то сложно назвать.

В фигурках проступает таинственным образом возрождённое древнее магическое начало – служить амулетом или оберегом. Хочется прижать их к сердцу и уже не расставаться никогда. Но это лишь первое впечатление; постепенно начинаешь понимать, что куклы несут в себе нечто гораздо большее. В них присутствует родство с эстетикой и духом русского Серебряного века, воспоминание о художественных принципах «Мира искусства». Куклы Дубровиной существуют на грани классического театрального искусства и весёлого мира ярмарочного балагана. Их фонтанирующая, брызжущая через край, словно саморождающаяся форма на самом деле есть сплав безукоризненной точности композиции, изысканности силуэта и линий, безупречности пропорций, гармонии и буйства цвета. При всем изобилии декора, иногда сплошь покрывающего тела кукол, они кажутся лёгкими и воздушными, словно парящими над суетой жизни. Александра Дубровина собрала воедино все роли и маски куклы, смешала и переплавила их в котле творческого воображения, подобно средневековому алхимику. Так на свет появились неправдоподобные, яркие куклы, мир которых напоминает пёстрый карнавал, слитый воедино с тонкой эстетствующей изысканностью ушедшей эпохи Серебряного века. Каждая кукла – неповторима. Кажется, сама природа не могла бы создать такое разнообразие форм. Здесь ангелы и вельможи, дамы и кавалеры, шуты и скоморохи, щелкуны, сказочные существа, звери – целое кукольное царство. Родились эти дивные существа благодаря тому, что однажды мастер, известный театральный художник (по её эскизам сделаны десятки костюмов к постановкам Петербургского театра комедии, театра имени В. Ф. Комиссаржевской, театра музыкальной комедии, Детского ледового театра и др. ) захотела во плоти увидеть задуманный костюм и. сделала трёх куколок. За короткий срок появилось около тысячи моделей кукол, исполненных в различных техниках и материалах. Театральность, заложенная в самой природе кукол Дубровиной, ведёт своё начало от профессионального театра со свойственными ему жёсткими правилами воздействия и восприятия, где всё – образность и художественная условность. И от Карнавала Жизни, где всё перемешано и, безусловно, как сама любовь.

При всем своём сходстве с ярмарочными, балаганными персонажами куклы Дубровиной необыкновенно глубоки и сложны. Недаром их иногда называют игрушками для взрослых. А внешняя обманчивая незатейливость подобна самой жизни, умеющей облекаться покровами простоты и безыскусности, повествуя о величии и тайне бытия. Куклы Александры Дубровиной экспонировались во многих странах мира – США, Японии, Австралии, Южной Африке, европейских государствах. Её работы выставлялись в Летнем дворце и Русском музее в Петербурге. Роман Шустров – один из самых известных мастеров-кукольников Петербурга. Мир его образов – особый, тонкий, интеллектуальный и одновременно мудрый – порождён необычным городом и несёт на себе печать его духа. Куклы-ангелы.

В нашей обыденной, заполненной дневными заботами жизни они кажутся существами странными и мистическими. Но ангелы Романа – не возвышенно недосягаемые, как на картинах барочных мастеров, а земные, тихие, словно заблудившиеся в покровах материального и лишь вспоминающие, трогательно вглядываясь в небеса, о своём прежнем доме. Они похожи на нас, вернее, на слепок с нашей души, запутавшейся в прельстительной яркости тварного мира, но неизбывно стремящейся к той нездешней красоте, в коей она пребывала изначально. Невозможно точно определить, что такое куклы Романа: символы, притчи, аллегории, да и не нужно, ведь то, что доступно логическому объяснению, уже перестаёт быть искусством, чья истинная природа и есть зыбкость, неоднозначность, рождающие одновременно множество трактовок, а бесчисленность интерпретаций – его родовой признак.

Предназначение же настоящего мастера в том, чтобы напоминать людям о «мирах иных», цепляя сознание, заставляя его выпасть из механического повседневного существования и увидеть то, что привносит в него красоту, утончённость, воспоминание о подлинной природе вещей. Глядя на куклу Икара, мы понимаем, что, стремясь к своей мечте, смогли бы вознестись над суетой дней, как и он. Образы кукол лишены назидательности, они теплы, лиричны, проникнуты тонкой поэзией, мудростью, артистизмом и. романтикой (впрочем, как и сам мастер, являющий собой безукоризненное соединение личности творца и сотворённого). У кукол нет ярких индивидуальных черт, словно вечность, держа их за невидимые нити, как и подобает Божественному хозяину, стёрла с ликов, как с зеркал, пыль замутнённости, обусловленную личностью, приблизив к небесам. Лица едва очерчены, а настроение и образ создаются пластикой движения, лёгкого и почти неуловимого, поворотом головы. Они приглашают нас остановиться и заглянуть в глубь себя. Без всякого нравоучения, одной лишь гармонией образов и любовью, как умеет только настоящее искусство, куклы учат (а ангел, кроме всего прочего, есть ещё и символ стремления человека к контакту со своим внутренним существом) самым глубоким и важным вещам на свете – не забывать о том Божественном начале, что живёт внутри каждого под покровом индивидуальности. Птицеловы, шуты, клоуны, циркачи –любимые образы Романа Шустрова. Куклы почти монохромны, будто само время поглотило все краски, оставив лишь главное – пластику и обнажённость сущности. И вновь потрясающее соединение художественного замысла и воплощения: образ, «выпавший» из обыденности, выполнен словно с печатью патины времени. Так большой мастер сплетает воедино идею и воплощение до полного неразличения и неузнаваемости, кто диктует – образ или материал.

К сожалению, интерьерная, декоративная кукла пока остаётся в наше время редким гостем, но, вероятно, настанет день, когда художественные куклы вернутся в нашу жизнь. Кемерово тому яркий пример.

И ещё. Для мастера кукла полна мистического начала и потому предназначена служить Добру, поддержанию Гармонии в отношениях человека со Вселенной, Космосом, но еще важнее – она воспитывает понимание важности Мира в самом себе, в Душе человека. В противном случае человеку не избежать конфликтов, потерь. При кукле, по словам Вентцеля, нельзя не только злословить, но даже думать о плохом. Куклы оберегают мастера, таинственным образом давая знаки-советы, помогая в трудные минуты, благодаря чему в наше время стала активно развиваться куклатерапия.

Возможности куклы в работе с детьми и специфика куклатерапии

Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы: от психологических до идеологических, от творческих до государственных. Несмотря на то, что куклы на уровне массового сознания считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль и в жизни взрослых. Даже тот, кто не собирает игрушки и не увлекается их изготовлением, время от времени разглядывает одежду на манекенах, невольно общается с ними, например, в ходе промо-акций.

Как уже было сказано в предыдущих главах, на Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что современные учёные, да и их предшественники, поставили куклу на службу науке психологии и задачам воспитания навыком бесконфликтной межличностной коммуникации, а их все чаще становиятся не только дети, но и взрослые.

Автора термина «куклотерапия» трудно четко определить, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. «Популярная в конце XIX века теория «свободного воспитания» так же активно поддерживала и настоятельно рекомендовала использование народной игрушки для максимально полного раскрытия творческих способностей ребёнка». Существует несколько определений куклатерапии.

Куклатерапия – это направление арт-терапии (терапии искусством), основным приёмом которого является использование идентификации и обособления с художественными образами, средствами выразительности (цветом, пластическими формами, звуком) как основных механизмов развития личности, снятия ситуаций конфликтности и напряженности. Под «куклатерапией» понимается раздел частной психотерапии (арт – терапия), использующий в качестве основного приёма психокорреционного воздействия куклы как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Куклатерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры, а в сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом. Так, не только психотерапевты прибегают к помощи этих методик, но и педагоги могут подчерпнуть в них не мало полезного. Например, сторонники индивидуальной работы устраивают для пациента своеобразный «театр одного актера». В таком случае предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица.

Многое поведает уже сам выбор образа куклы ее создателем. В этой связи среди старшеклассников часты межличностные конфликты, при разборе которых можно предложить его участникам сменить куклу, чтобы он попробовали сыграть другую роль в сложной жизненной ситуации. В этой связи для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Можно надеть на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа «Добрый день» или «Который час?». Эти виды куклатерапии полезно использовать для профилактики в образовательных учреждениях «синдрома эмоционального выгорания».

Итак, кукла в руках ее создателя– специфичная ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. «Надевая на руку куклу и становясь за ширму, ребёнок оказывается в ситуации «защищённого актёра»: если выступление прошло успешно, он чувствует себя счастливым победителем, если же оно было не совсем удачно, то ребёнок подсознательно перекладывает вину на куклу, которая в данном случае для этого и предназначена». В этой методике есть много плюсов, во-первых, ребёнок ведёт себя более спокойно, уверенно, это помогает ему достичь успеха и он начинает верить в свои силы.

В куклатерапии используются так же ростовые куклы. Спрятавшись за кукольной маской, не ребёнок, но что особенно важно – и взрослый, перестаёт ощущать свои комплексы и постепенно они исчезают. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Особенно импонируют беседы с куклами детям. Для ребенка именно игрушки– наперсники, а с равными общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности. «Именно в игре легализуются представление девочек о семье». Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Изначально под арт-терапией понималось выражение своих чувств и состояний через живопись, графику, скульптуру, дизайн. Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности, изготовление кукол.

Итак, должна ли кукла быть копией человека? Какая доля условности дозволена ей, чтобы стать художественным произведением? В чём смысл самого искусства куклы, издревле балансирующего на тонкой грани между миром живым, наделённым душой и миром механическим, бездушным?

Так сложилось, что мир авторской куклы в большинстве своём следует пути, проложенному ещё в XIX в. , когда кукла являлась копией человека, возможно эстетически привлекательной, но внутренне пустой — игрушкой, украшением интерьера. Но существует в тиши мастерских, в тесноте закулисных комнат иная область искусства куклы – немногочисленная, неброская, не стремящаяся напоказ. Здесь, как и много веков назад, кукольники от Бога создают свои необычные творения, образы, заставляющие задуматься: то ли мы называем куклой? Ушедший век принёс понимание того, что мир гораздо более взаимосвязан, чем мы думали; что в основе всего лежат одни и те же законы; что материя не уничтожается, а лишь трансформируется. Искусство XX в. засвидетельствовало все эти изменения представлений о мире. А кукла? Если понимать куклу как искусство, то, безусловно, да. Что сегодня несёт в себе образ куклы? Как и прежде, здесь больше вопросов, чем ответов. Живя рядом с человеком, кукла вступила в сложные взаимоотношения с его обликом. Расширив свои пластические возможности, она превратилась из игрушки в скульптуру, портрет, обрела многогранность.

Общеизвестно, что кукла — образ человека. Но образ чего в человеке? Намеренно безликие куклы древности отражали представление, что в слишком точное изображение человека вселяются злые духи. Что же влекло их к человеческой форме, изначально несущей на себе печать Божественного? В самой ли форме таились прельстительная красота и манящее совершенство? Или в той индивидуальности, что стояла за этой формой, столь же не проявленная в начале и лишь постепенно, тысячелетиями набирающая силу? Эволюция куклы шла от условности, символизма, от предельной абстракции через постепенное нарастание внешнего подобия человеку к полному, иногда гротескно-пугающему гиперреализму. Плохо это или хорошо – не вопрос искусства.

Такова реальность глазами мастеров-кукольников, отражение которой мы увидели на коллекциях авторских кукольных моделей МОУ ДОД «Рудничного района г. Кемерово». Именно благодаря своему философскому и эстетическому началу эти модели оказались крайне востребованы кузбасскими торговыми компаниями, запатентовавшими ряд кукол для своих брендов. Как отмечали заказчики, эта – кукольная антропологическая реальность – есть «точное отражение нашего постижения самих себя».

Когда в форме, в материальности кукла доходит до пугающего предела (яркий пример тому – куклы членов кемеровских ассоциаций и организаций «лиц с ограниченными возможностями», которые проводят регулярно свои выставки), а индивидуальность её становится абсолютной, в своей способности уподобляться человеку и внешне, и внутренне она достигает цельности произведения искусства.

Незамутнённостью обликов – светлых, тонких, одухотворённых, лишённых даже тени человеческих пороков их куклы схожи с ликами ангелов. Буд-то само высшее начало, ещё не погрузившееся в пучину страстей, предстало перед нами. Соединяя невинность и умудрённость, куклы словно доказывают, что каждый раз, приходя в мир, возможно, удержать свою изначальную чистоту, не предаваясь жажде обладать – женщинами, деньгами, властью.

Классический пример куклатерапии в арт-терапии– создание плоскостной куклы, с созданием которой мы и попытались познакомиться в исследовании кемеровского кукольного рынка. Работы, созданные, например, коллективов «лиц с ограниченными возможностями», передающими плоскостной образ куклы ассоциируется со страхом человека, в результате человек получает возможность, буквально, управлять своим страхом, устраивая в своем воображении своеобразный «театр теней» с ним в главной роли.

С другой стороны изученные нами работы, созданные на базе МОУ ДОД «Рудничного района г. Кемерово» участниками творческого коллектива «От сказки к звездам (Рук. Безрученкова О. А. )» (их авторы – дети вместе с родителями, которые создают образы кукол в технике тестопластики) Итог – появляется новый жанр– куклартина (кукольная картина). Это объемная открывающаяся конструкция типа высокого рельефа, она украшена рамкой, внутри, на заднем плане– помещается либо живописное полотно, либо коллаж, например, интерьер, выполненный посредством экодизайна, а на переднем плане предстают– самодельные куклы, вписанные в этот интерьер. Излюбленные герои– персонажи мировой литературы, наиболее ярко способные отразить настроения или состояния души их авторов и самодеятельных кукольников. Практически всегда эти куклы оказываются в буквальном смысле похожими на них самих, в кукле отражаются черты характера её создателя, его творческий потенциал. «Игрушки приносят большую радость, являются украшением жизни».

Арт-терапию подразделяют на экспрессивную (или активную), если участник практики творит сам, и импрессивную (пассивную), если он «потребляет» искусство. При таком подходе кукольные спектакли– тоже арт-терапия. Опять же иногда и кукольным спектаклям предшествует создание реквизита. «В педагогической литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что для слабых учеников особенно важно создавать ситуацию успеха. В стремлении решить эту проблему возникла идея организовать кружок кукольного театра». И можно сказать с увечностью, что они привнесли большой вклад в кукла-терапия и на своём примере уже помогли многим детям.

У куклотерапии много плюсов, стоит также отметить, что выбор, навыки игры в куклы формируют первые жизненные ориентиры. В процессе игры девушка отождествляет себя с куклой, это же действие применяется в куклотерапии. Есть так же ещё один важный плюс. Благодаря кукле ребёнок соприкасается с народными традициями. У него просыпается интерес к народной культуре, к обычаем наших предков.

В последние десятилетия в России открыты многочисленные кружки и курсы по изготовлению кукол, это то же своего рода арт-терапия. На курсы приходят люди самых разных возрастов и профессий. Некоторые из них давно хотели заняться, некоторые попали случайно, но увлечены все. Создание куклы – это 100% арт-терапия. В этом доступном всем и каждому процессе художественного творчества высвобождается творческая энергия личности, выходящий на уровень Космоса и Логоса в поисках Гармони, т. е. в человеке проявляется целостность его личности.

В нашей стране интерес к куклотерапии и соответственно и игре в куклы за последнее время очень сильно возрос и это связано с процессами модернизации и гуманизации образования. Как уже видно из всего выше сказанного, «функции игры значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях».

Данная методика развивает в каждом участнике такие личностные качества: уверенность в себе, инициативность, навыки коммуникативного общения, самостоятельность. Можно сформировать определённые умения и навыки, он начинает лучше познавать себя и окружающий его мир, так же развиваются мускулы, высвобождается избыток энергии, ребёнок усваивает определённые нормы морали и переходит на новый уровень развития, у него развивается способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки. Происходит расширение кругозора ребёнка. Развивается внимание, речь, память, умение сравнивать, сопоставлять, развивается фантазия, воображение, нестандартное мышление, развиваются творческие способности.

Таким образом, куклотерапия достаточно эффективно способствует определению места и роли человека в мироздании, а также успешной социализации ребёнка, приобщает его к нормам и ценностям, того общества в котором он живёт.

Детям, которым трудно пойти на контакт с незнакомыми людьми, помогает именно кукла. Она, безусловно, привлекает к себе внимание любого ребёнка, этот метод очень часто используют психологи, проводя свои тренинги с детьми, ведь куклу детям хочется потрогать, пообщаться с ней. Этот аспект и облегчает знакомство участников тренинга. Так же основной функцией куклатерапии является катарсис, это специальный приём терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, переживании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. Средствами для достижения катарсиса являются проигрывание своих проблем. Куклы специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их разрешения. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, разрешению над ней и поиску решения.

Как уже было сказано выше куклы позволяют ребёнку чувствовать себя защищённым при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь. Ещё одним критерием является сублимация – это один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путём трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Вне психоаналитической трактовки термин используется для обозначения переключения активности субъекта на высокий уровень. Манипуляция куклами с целью снятия нервного напряжения, агрессии можно считать сублимацией.

Устанавливая эстетический, эмоциональный контакт с куклами, наши современники вне пола, возраста и социального статуса смогут намного более точно, чем бы словами, передать всё, что происходит в их жизни. В итоге мы способны осознать, что мы чувствуем, какие отношения у него складываются с окружающими людьми. Игра в данном случае является языком, а куклы – символическими средствами взаимодействия, выполняя функцию слова. В этой связи вслед за Х. Дж. Джиноттом мы рекомендуем для профилактики конфликтов и диагностики стабильности и доверительности семейных отношений или отношений в классе использовать в разборе проблемных ситуаций гибкие резиновые куклы, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует реакцию нестабильных членов коллектива.

Для диагностики и решения проблем у подростков в классном пространстве мы рекомендуем педагогам организовать во внеклассной работе процесс самостоятельного изготовления кукол. На начальном этапе как показал наш кемеровский опыт сотрудничества с авторами-кукольниками МОУ ДОД «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово» эффективна организация мастер-классов для родителей с детьми. Основные техники, которые позволяют в короткий промежуток времени (не более 2-х часов) – художественная глина и краска для росписи керамики. Для достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции, рекомендуем применять также методики с использованием театральных кукол. Для приобретения социальных навыков, используется игра с куклами – героями сказок, поскольку каждая из этих кукол несёт в себе определённый нравственный эталон. Для развития коммуникативных навыков эффективно использовать техники изготовления марионеток, пальчиковых кукол. Когда целью работы, является решение внутренних конфликтов, тот для этой цели предпочтительнее применять тряпичную куклу, так как она обладает гибкостью и пластичностью, а это помогает облегчить анализ личных вопросов. Для профилактики и коррекции страхов, мы рекомендуем применять куклы теневого театра, а так же пальчиковые куклы. Так же куклу используют при оказании помощи тем участникам творческого процесса, которые сопротивляются вредным привычкам и/или болезням.

В свете вышесказанного, можно допустить, что в конфликтных, кризисных ситуациях в семье, в учебном процессе перспективно использовать как специалистам, так и родителям для нормализации их отношений куклатерапевтические методики (одна из наиболее легких и популярных – театр марионеток). В то же время взрослым необходимо помнить при выборе подарков не только детям, но и подросткам не стоит игнорировать выбор куклы, которые так же помогают при становлении гендерной идентичности мальчиков и девочек.

Тем не менее, остается без ответа вопрос о том, готовы ли педагоги и родители к сотрудничеству в данном направлении?

Вместо заключения

Итак, должна ли кукла копировать человека или в своём стремлении походить на нас во всём она бросила вызов миру, как умеет это делать только большое искусство? Бываем ли мы столь тотально погружены в себя? Слышим ли мы голос своего сердца так же ясно и отчётливо? Способны ли мы отдаваться нежности и любви столь же безоглядно? Можем ли мы стать такими же непривязанными и отрешёнными от своей полной прелести и очарования внешней красоты? Куклы смогли. А мы? Это далеко не все вопросы, ответы на которые, полученные нами от кемеровских мастеров-кукольников, позволили нам лишь прийти к следующему выводу. Кукла – это антропологический двойник-близнец человека, смотря на которого человек способен обрасти путь к себе и понять окружающий мир людей. Она поднимается над историей, видя в ней не хитросплетения фактов, а подлинные истории духа. Поэтому для художника нет границ. Если историки стремятся установить определённые пределы, делая упор на том, что нас разделяет, то для мастера история — это то, что нас объединяет. Это поток времени, в который втянуты народы и цивилизации. И правит здесь не частное, а общее. Трудно, даже невозможно осознать в рамках данного исследования все образы куклы, все повороты её истории, все оттенки её мистической власти. Но скажем ещё об одном свойстве, не всегда явственном, но важном. Нередко кукла нейтральная в момент возникновения, позже обретает несомненное знаковое могущество, освещая дальнейшую жизнь своего владельца. Можно даже сказать, что присутствие кукольных образов способно повлиять на нашу судьбу, поскольку ее авторы как в кристалле стремятся лаконичными художественными, символическими средствами найти способ установить контакт между человеком и Вселенной, ушедшими поколениями предков и грядущими поколениями наших детей. Иногда же в моделях куклы откровение сценария грядущей жизни настолько грандиозно, что сразу не осознаётся. Его смысл прочитывается лишь по свершении судьбы, когда расступаются слои времени, событий и страстей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)