Общество  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вечные ценности в восприятии русского народа

(по материалам устного народного творчества)

В течение двух лет коллектив учителей нашей школы совместно с учащимися работает над формированием ценностного отношения к образованию со стороны учеников. Это направление в работе педагогов выбрано неслучайно, поскольку во всей стране у школьников наблюдается снижение интереса к учёбе, а значит. И качество образования.

• Цель данной работы: Из материалов устного народного творчества, как-то: пословицы, поговорки, сказки – выявить традиционные ценностные ориентиры русского народа и сравнить с тем, какие ценности сформированы у современных школьников, проследить, что изменилось и насколько.

Любовь

Каждый человек нуждается в любви, без неё невозможно чувствовать себя полноценной, состоявшейся, счастливой личностью. Поэтому, пожалуй, самой главной ценностью в жизни является любовь. Русский народ понимал любовь очень широко, исходя из библейской истины: «Бог есть любовь». Каждый , имея в душе Бога, имел и любовь. В пословицах это нашло своё отражение. Прежде всего, необходимо сказать о любви к Родине. Русские всегда были патриотами, уезжая надолго, брали с собой горсть родимой земли, веря, что это придаст сил в лихую минуту и избавит от тоски по Родине. Можно назвать такие пословицы:

Нет в мире краше Родины нашей;

Родная сторона – мать, чужая – мачеха;

Своя земля и в горсти мила;

Любовь к Родине сильнее смерти.

Для благополучия своей страны люди готовы были отдать свою жизнь:

За край свой насмерть стой;

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся;

Родина – мать, умей за неё постоять

С родной земли – умри – не сходи.

В повседневной жизни без любви тоже нельзя обойтись:

Где любовь, там и согласие;

Где любовь, там и совет4

Любовь да лад – не надобен и клад;

Любви золотом не купишь.

По любви совершались браки6

Любо – так к венцу, не любо – так к отцу;

Мил да люб, так и будет друг;

Хоть топиться, коли не с милым сходиться;

Хоть хлеб с водою, зато милый с тобою.

Любовь всегда ценили, её берегли, ради неё терпели множество испытаний и лишений:

Любовь – это зеркало: разобьёшь – не склеишь;

Любовь сильнее страха;

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить;

Для милого не жаль потерять и многого.

Все волшебные сказки сложены о любви: их герои и героини семь каменных сапог изнашивают, семь каменных хлебов съедают («Финист – ясный сокол») , терпят голод и холод, сражаются с чудовищами(«Иван – крестьянский сын»), и всё ради того чтобы найти и заслужить любовь.

Во многих сказках прославляется любовь матери к своим детям, детей – к матери, Сестры – к братьям и братьев - друг к другу («Марья-искусница», «Старуха», «Гуси-лебеди», «Брат и сестра» и другие. )

Из всего сказанного видно, что Любовь действительно главная ценность, без которой не прожить. Любовь рождает семью, где. формируются все другие ценности. Что ценно для матери и отца, то будет ценно и для детей. О ценности семьи в народе тоже сложено много пословиц, например:

В семье и каша гуще;

В своей семье сам большой;

Дружно не грузно. Семьёй и горох молотят;

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Труд

В сказках тоже герои живут семьёй или стремятся её создать. Например, Кот Котофеевич женится на Лисе Патрикеевне и обеспечивает обоим сытную жизнь. Или дружный труд по вытягиванию репки: не было бы семьи у деда, кто бы ему помог?

В семье дети учились трудиться, семья давала образование, поэтому теперь следует назвать именно эти ценности.

Умение трудиться во все времена ценилось очень высоко, так как

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Не потопаешь – не полопаешь», «Без дела жить - только небо коптить»,»Всякое уменье трудом даётся». Поэтому для создания семьи мудрый народ даёт хороший совет:

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде;

Гляди семью, отколь берёшь жену

Требовательно относились люди и к воспитанию детей:

Умел дитя родить, умей и научить;

Родители трудолюбивы, и дети неленивы;

Учи дитя, пока поперёк лавочки лежит, а как повдоль ляжет, тогда поздно учить.

Как видим, труд и учение издревле люди не очень разделяли, понятно, что учение – тот же труд, иногда даже более тяжёлый.

Ученье и труд всё перетрут;

Ученье – путь к уменью;

Что вымучит, то и выучит.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Всякое уменье трудом даётся.

Трудолюбие – положительная черта многих добрых сказочных героев, таких как Настенька из сказки «Морозко» или дочери-сиротки из «Крошечки-хаврошечки». Именно про них такие пословицы, как

Не бывает скуки, коли заняты руки,

Без труда нет добра

Всякий человек у дела познаётся.

Не случайно в финале добро побеждает зло, труженики вознаграждаются, а ленивые наказываются. К слову надо сказать, что бездельники и ленивцы у народа никогда не были в чести:

Дела не делает, и от дела не бегает;

От безделья руки не болят;

А сколько иронии в этих пословицах:

Хорошо бы пахать, и рук не марать;

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда

Ещё в пелёнках, а лень с телёнка.

В народе никогда не смешивали дело с развлечением, говоря: «Делу – время, а потехе – час».

Образование

Ценность образования очень хорошо понималась во все времена.

Об этом свидетельствуют такие пословицы:

Без наук как без рук;

За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут;

Кто грамоте горазд, тому не пропасть;

С книгой поведёшься, ума наберёшься.

То, что «книга – источник знаний», русские люди не сомневались:

Хорошая книга – лучший друг;

Испокон века книга растит человека;

Книги не говорят, а правду сказывают.

О том, что учение – дело трудоёмкое, уже говорилось, но вот ещё одна жемчужина народной мудрости:

Корень учения горек, да плод его сладок.

Мы не устаём повторять:

Учиться никогда не поздно;

Для учения нет старости

На ошибках учатся.

Хотелось бы, чтобы наше поколение приобщалось к народной мудрости и приобретало «привычку к труду благородную» вовремя, а не училось потом на своих ошибках.

Здоровье

Ещё одна из многих ценностей, о которой хотелось бы сказать, - это ценность здоровья. То, что в народе не приветствовалось пьянство, объедение, малоподвижный образ жизни, тоже видно из пословиц:

Кто винцо любит, тот сам себя губит;

Хмель не вода – человеку беда;

Если много съешь, то и мёд горьким покажется;

Много есть – невелика честь.

Работа силушку копит, а лень её топит.

Видно, что трудовому человеку не до роскоши и разнообразия в еде

Всё полезно, что в рот полезло

Щи да каша – пища наша;

Без хлеба сыт не будешь

Много пословиц и о здоровье как ценности:

Здоровье всего дороже;

Быстрого и ловкого болезнь не догонит;

Здоров будешь – всё добудешь

Умеренность – мать здоровья.

О здоровом образе жизни русского народа можно сделать и по сказкам. Нет ни одного героя, который бы пил, курил. А присказка «утро вечера мудренее» позволяет сделать вывод, что к любому делу люди подходили взвешенно, то есть когда хорошо отдохнут, тогда и проблемы легче решаются.

В здоровом теле – здоровый дух

Анкета

Для реализации поставленной цели была составлена анкета. Перед вами перечень истинных непреходящих ценностей, таких как «любовь», «семья», «труд», «образование». Сюда же входят и ложные ценности, как-то: «машина», «квартира», «дача», «красивая одежда», «деньги» и некоторые другие.

Мои ценности или без чего я не смогу быть счастливым (ой).

1. Семья

2. Любовь

3. Дружба

4. Книги

5. Образование

6. Умение трудиться

7. Деньги

8. здоровье

9. Весёлые компании с пивом и куревом

10. Вкусная еда

11. Красивая и модная одежда

12. Квартира

13. Машина

14. Дача

15. Общение

16. Честь

Результаты анкетирования учащихся с целью выявления рейтинга ценностей

назвакол-во чел%кол-во чел%кол-во чел%кол-во чел%
семья311003080356142100
любовь2891246526462970
дружба31100287529513686
книги1361559513
образование2272308032562354
умение трудиться1239174522392354
деньги31100287527472661
здоровье31993710043753686
веселая компания1341012716
вкусная еда2891267024422354
красивая одежда2477287511192458
квартира133710035614096
машина3097287524422970
дача00205513232764
общение3098339030533890
честь51761711191332
число анкетируемых31100371005710042100

Анализ анкетирования учащихся школы№67

Остановимся подробнее на результатах анкетирования, в котором приняли участие 167 учащихся нашей школы. Мы привлекли к заполнению анкеты ребят 5-ой, 7-ой, 9-ой и 11-ой параллелей. Анкетирование проводилось анонимно с целью получения наибольшей объективности результатов, с которыми сейчас познакомитесь и вы.

Самые актуальные для ребят ценности – «семья», «дружба», «деньги», «общение», «здоровье». Их выбрали 90 – 100% ребят. Настолько же высоко оценили они наличие квартиры и машины.

А вот ценность образования признают от 54 до 80% учеников, причём удивительно, что самый низкий процент у выпускников: девятиклассники – 56, а 11-тиклассники – 54%. При этом книги ценят от 3-х до 15% школьников. Интересно, что «любовь» имеет те же показатели, что и «вкусная еда». «Умение трудиться важно для 39% пятиклассников и девятиклассников, для 45% семиклассников и 54% самых старших учащихся. Наличие дачи, где не только отдыхают, но и работают, важно для 55% семиклассников, 23% девятиклассников и 64% учащихся 11-го класса. И, наконец, такая ценность, как «честь» отмечена 17-ю% 5-тиклассников и 7-микласников, 19-ю% 9-тиклассникови 32-мя% 11-тикласников. Против нашего ожидания, «весёлые компании с пивом и куревом» как ценность важна всего для 3-х% пятиклассников, 10-ти% семиклассников, 2-х% 9-тиклассников и 16-ти% выпускников.

Приступая к исследованию, мы выдвинули гипотезу, озвученную в начале доклада.

Надо сказать, эта гипотеза полностью нашла своё подтверждение.

Из анализа произведений устного народного творчества видно, какие ценности были важны для русского народа. Это – «любовь» и «труд», «семья» и «честь», «учение» и «здоровье».

Исходя же из нашего анкетирования, ясно, что те ценности, которые раньше были важны, сейчас значительно утратили своё значение для многих молодых людей.

Если в народе вкусная еда не имела почти никакого значения, лишь бы она была, то сейчас же люди стали гурманами и чревоугодниками.

Раньше для русских людей любовь была важнее всего, ею дорожили, её берегли и боялись потерять. Сейчас любовь – это не самое важное в жизни, хорошо, если она есть ,но для некоторых это неважно.

Зато стремление иметь образование, чтобы потом приобретать материальные ценности в виде квартиры, машины, красивой одежды и развлечений, на высоком уровне.

Мы видим, что утрачиваются духовные ценности, но при этом растёт рейтинг материальных ценностей.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что меняется время и люди, утрачиваются какие-то очень важные понятия, поэтому для изменившихся людей меняются и ценности. Но ценности потому и вечные, их утрачивать нельзя, иначе человек потеряет способность быть счастливым, перестанет быть цельным. В результате теряется связь слова и дела, человек теряет здоровье.

Поскольку целью данного исследования было выявить, какие ценности актуальны для учащихся нашей школы и на каком месте отношение к образованию, попросту учёбе, мы видим, что есть о чём задуматься и нам, школьникам, и нашим учителям, потому что нежелание учиться- очень тревожный фактор: все хотят потреблять материальные ценности, при этом ничего не создавая. Общеизвестна истина: «Труд создал человека». А не получится ли так, что, перестав трудиться, человек перестанет быть человеком?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)