Общество  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проявления Добра и Зла в древних мифах

(на материале мифов Древней Греции)

Мифы открывают перед нами целую сокровищницу представлений людей о жизни и её проявлениях. Мы черпаем из этих фольклорных источников знания, которые помогают нам стать не только умнее, но и, возможно, духовнее.

Древнегреческие мифы знакомят нас со многими героями и богами и не ограничивают наше представление о них только как о положительных или отрицательных персонажах, не дают нам, в отличие, например от русского фольклора: сказок и былин, - готовых ответов на вопрос: что несет с собой тот или иной бог, герой – Добро либо Зло. Мифы в течение многих веков приглашают нас к размышлению о том, что представляет собой герой, каковы его взаимоотношения с окружающим миром и можно ли однозначно какого-либо бога или героя назвать добрым или злым. Как воспринимать персонажей мифов, каждый читатель решает для себя самостоятельно, а стало быть, миф даёт ему возможность думать, сравнивать, анализировать. Я полагаю, что сегодня, в период почти полной утраты интереса к настоящей литературе, глубокое «погружение» в мир письменной литературы и фольклора нам просто необходимо.

В течение веков менялось многое, в том числе и конкретные представления о Добре и Зле. И сегодня нельзя сказать, что персонажи мифов – это статичные фигуры, олицетворяющие собой какую-то одну сторону жизни. Есть, конечно, исключения (Прометей, Атэ), но их совсем немного. Именно многоликость богов и героев, многогранность их характеров заставляет нас ещё внимательнее вчитываться в мифы и искать в этих давным-давно созданных произведениях устного народного творчества ответы те вопросы, которые волнуют нас сегодня.

Добро и Зло как нравственные категории

Добро и Зло – это категории, присущие человеческому обществу в течение всего его развития. С того времени когда так или иначе сформировалось человеческое общество, существуют такие понятия, как Добро и Зло. Попытаемся определить, с точки зрения современного человека, что такое Добро и Зло. В универсальной электронной энциклопедии – Википедии слово Добро определятся как «понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему»* (здесь и далее в цитатах курсив мой А. К. ), Зло как «намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий». Добро и Зло проявляются в нашей жизни постоянно и, следовательно, не могут не отражаться в письменной художественной литературе и в устном народном творчестве, поскольку последние отражают жизнь во всех её проявлениях. Человек с древнейших времен задумывался над этими понятиями. Народное творчество: мифы, сказки, легенды - пронизано описаниями добрых и злых поступков героев. Слушая, читая, изучая произведения фольклора, люди постигали - и постигают до сих пор - азы нравственности.

В мифах, как отмечают ученые-литературоведы, отражены представления о мире на ранней стадии человеческого общества. Однако, прочитав ряд мифов разных народов, я обратила внимание на то, что, например, легенды и сказания народов Древней Греции, Древнего Египта, Китая, Японии были созданы на определенном уровне цивилизации. В частности, древнегреческие мифы - это творения народа, который имел ещё в далекие времена высокую культуру. Когда я начала их читать, мне стало интересно и захотелось узнать, какими представали в мифах древних греков боги, герои, животные. При чтении мифов я обратила внимание, что поступки и характеры их персонажей значительно отличаются от поступков персонажей сказок. Именно это меня заинтересовало. Заинтересовала многогранность характеров героев древнегреческих мифов, об этом я и буду говорить в своём исследовании. Кроме того, прикосновение к культуре других народов, к культуре древних веков, всегда не только интересно, но и познавательно. Изучению проявлений Добра и Зла в древнегреческих мифах посвящена данная работа.

Отмечу, что, прочитав много древнегреческих мифов и познакомившись со многими их персонажами, в силу определенного формата работы провожу исследование только характеров и поступков отдельных, наиболее интересных, на мой взгляд, персонажей.

Проблема: являются ли главные герои мифов представителями Добра или Зла.

Объект: мифы Древней Греции.

Предмет: боги – герои – животные.

Гипотеза: персонажи мифов Древней Греции разделены на добрых и злых.

Цель: выявить формы и способы проявления Добра и Зла в греческой мифологии (боги – герои - животные).

Задачи:

• На основе внимательного прочтения текстов греческих мифов определить, можно ли выделить две статичные, вполне определённые группы персонажей - добрых и злых;

• определить, какие проявления добра и зла характерны для богов и древнегреческих героев; понять причины их поступков;

• выявить, как «ведут себя» животные в мифах и можно ли однозначно ответить на вопрос, носителями Добра или Зла они являются;

• провести письменное анкетирование друзей-одноклассников по теме «Проявление Добра и Зла в характерах и поступках мифологических богов и героев»;

• выявить, одинаковы ли представления о Добре и Зле и проявлении их в характерах и поступках богов и героев греков времен Античности и современного читателя (меняет ли время, государственный строй, общественно-политическая ситуация представления людей о Добре и Зле).

План исследования.

1. Вступление. Добро и Зло как нравственные категории.

2. Основная часть. «Что за прелесть эти » мифы!

- Добро и Зло в народных сказках.

- В чем сущность мифа.

- Формы и способы проявления Добра и Зла в древнегреческих мифах.

• Боги. Особенности их характеров и поступков.

• Древнегреческие герои (Ясон, Медея, Геракл) и их взаимоотношения с Добром и Злом.

• Животные (Цербер), их роль в «создании» Добра и Зла.

Многоликость и многогранность проявления Добра и Зла в мифах. Прикладное значение работы.

«Что за прелесть эти» мифы!

- Добро и Зло в русских народных сказках

В прошлом году моими одноклассницами была проведена исследовательская работа «Добро и зло в русских народных сказках», в неё были введены данные мини-исследований пятиклассников по данной теме.

В результате исследования мы пришли к выводу, что Добро и Зло в народных сказках категории в целом устойчивые, статичные. Герои, как правило, делятся на положительных и отрицательных, добрых и злых. С одной стороны, герои – Иваны (разные: и царевичи, и крестьянские сыновья), Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка – Хаврошечка, Падчерица из сказки «Морозко» – носители добра, не способные на жестокость, предательство, коварство. А с другой стороны, перед нами Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, чаще всего Баба Яга (не во всех сказках она злая, но в большинстве из них) – герои, которые представляются в сказках носителями зла и коварства. В русских народных сказках Добро всегда побеждает Зло, справедливость торжествует.

А как же складывается подобная ситуация в мифах? Интересно

- В чём сущность мифа.

Александр Сергеевич Пушкин, восхищаясь сказками своей няни Арины Родионовны, говорил: «Что за прелесть эти сказки!». Наверное, он не обиделся бы на меня, если я, взяв за основу его слова и обращаясь к мифам, сказала бы: «Что за прелесть эти мифы!». Чем же до сих пор привлекают современного читателя мифы? Может быть, тем, что они есть прежде всего выражение чувства, а не разума, а сильное чувство – это прекрасно!

Сначала вспомним, что есть миф? В «Школьном словаре литературоведческих терминов» находим такое определение: «Мифы (от греческого mythos – сказание, предание, повествование) – произведения народной фантазии, олицетворяющие действительность в образе богов, демонов, духов, героев. Родились в глубокой древности, предшествуя религиозному и тем более научному осмыслению и объяснению мира».

Немецкий экономист Карл Маркс, увлекавшийся историей и литературой, говорил: "Предпосылкой греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа, уже переработанная народной фантазией. Возраст мужества выше младенчества - нет спора, но отчего же звуки нашего детства, его воспоминания даже и в старости потрясают все струны нашего сердца радостью и грустью и вокруг поникшей головы нашей вызывают светлых духов любви и блаженства. В поре детства есть нечто такое, чего нет в разумном сознании, что бывает только раз в жизни и больше не возвращается. Так и для народа; он все тот же и в эпоху разумного сознания, как и в эпоху непосредственного чувства; но его непосредственное чувство было почвой, из которой возник и развился цвет и плод его разумного сознания. страна мифов есть страна, полная очарований и чудес "**. Маркс считал греческие мифы «колыбелью человечества».

Мифы, в отличие от сказок, отражают реальные представления человека о мире, но это представления определенной ступени цивилизации. Конечно же, многого в Древней Греции люди ещё не знали, поэтому в их легендах и сказаниях возникала такая картина мира, когда неумение научно объяснить те или иные явления включало фантазию, воображение. Так, в мифах Древней Греции соединились различные представления людей о мире и о том, кто этим миром управляет.

- Формы и способы проявления Добра и Зла в древнегреческих мифах.

• Боги. Особенности их характеров и поступков.

Поговорим о тех, кто венчает собой греческие мифы, кто восседает на Олимпе, кто, по сути, вершит, с точки зрения древних людей, их судьбы. Посмотрим, как проявляется Добро и Зло в характерах и деяниях тех или иных богов.

Нельзя, говоря о богах, не сказать о Зевсе. Зевс - верховный олимпийский бог, царь и отец богов и людей. Это очень своеобразная фигура, которая, в отличие от героев народных сказок, сочетает в себе, с одной стороны, проявления добра, справедливости, желания помочь тем, кто нуждается в помощи, а с другой, - жестокости, коварства, даже желания смерти противника.

Мифы представляют нам несколько периодов в жизни Зевса: рождение, борьбу за власть, период олимпийского правления. В каждом из них Зевс по-разному предстает перед читателем.

Жестока судьба по отношению к Зевсу-младенцу. Его дед и отец - тираны и в борьбе за власть готовы убить своих детей. Дед Зевса Уран - Небо заключил своих детей «в глубокий мрак Земли и не позволил им выходить на свет». Только младший сын Урана – титан Крон хитростью и коварством низверг отца и отнял у него власть. Сам Крон, опасаясь, что его дети восстанут против него и лишат власти, проглотил пятерых новорожденных младенцев. Только обманом жене Крона Рее удалось спрятать новорожденного Зевса на острове Крит, отдав его на попечение нимф Адрастеи и Идеи. Именно поэтому главной задачей Зевса, когда он вырос, стало желание «восстать против отца и заставить его вернуть на свет проглоченных им детей», что он и выполнил. Вместе со своими братьями, сестрами и некоторыми титанами Зевс начал борьбу с Кроном и стоящими на его стороне титанами за власть над миром. Новое, уже третье, после детей Хаоса и титанов, поколение богов пришло к власти. Зевс в упорной борьбе низверг Крона и противоборствующих титанов в Тартар, т. е. сверг своего отца.

Как можно охарактеризовать такое поведение Зевса? Думаю многие оценят его положительно, как праведную борьбу сына Крона с несправедливостью, тиранией, как победу Добра над Злом. Вероятно, так считали и древние греки, иначе они не сделали бы Зевса предводителем богов-олимпийцев. Вспомним здесь великого греческого полководца и мудрого правителя Александра Македонского, который, взойдя после смерти своего отца Филиппа на престол, по совету матери Олимпиады, уничтожил всех соперников, которые могли бы помешать ему в захвате власти. Жестоко? Да уж явно не проявление добросердечия. Но почему же тогда так почитали древние греки Александра, называли его Великим и считали сыном самого Зевса? Напрашивается вывод: не всё так очевидно.

Вначале, читая о борьбе титанов с богами, я хотела сравнить битву богов и титанов с битвой Архангела Михаила с Сатаной, описанной в Ветхом Завете. Но потом, при более пристальном рассмотрении, оказалось, что на самом деле это совершенно разные битвы. Если в битве с Сатаной Архангел Михаил – воплощение Добра, посланник справедливого Бога, а сама битва есть низвержение с небес Сатаны, коварного, злобного, – настоящего воплощения Зла; то в битве олимпийских богов с титанами и Кроном, узурпатором власти Урана, мы не увидели ясного, однозначного воплощения Добра или Зла ни в одной из противоборствующих сторон. В этой многолетней битве идет борьба за верховную власть второго поколения богов, которыми руководит титан Крон, с третьим поколением богов, которых возглавляет Зевс. А в борьбе за власть нередко используются недостойные методы и приёмы. Да и смертельная схватка отца и сына само по себе печальное зрелище

После победы над отцом Зевс поселился на горе Олимп, но предаваться олимпийскому спокойствию не мог: теперь уже он боялся быть свергнутым кем-то из своих, более могучих, чем сам, детей. Вот уж истинно: власть, даже среди богов, добывалась силой, коварством и злодеяниями. Известно, что первой женой Зевса стала одна из дочерей Океана Метида (метис по-гречески «мысль»). Муж проглотил (!!!) её только потому, что боялся, что жена родит могучего сына и мудрейшую из богов дочь, которые уничтожат отца. Чем же здесь Зевс лучше Крона? Он тоже выступает в этой ситуации носителем Зла. Но это прежде всего современный взгляд на ситуацию. А древние греки, вероятно, не считали Зевса кровожадным, иначе, как уже говорилось, не сделали бы его верховным богом. Опять-таки обратимся к истории. В воинственной Спарте, одной из областей Древней Греции, существовал обычай: слабых, нежизнеспособных новорожденных младенцев сбрасывали со скалы в море. Кощунственно? Во всяком случае, для нас сегодня такое неприемлемо, потому что считается убийством. Но понять спартанцев можно: маленькой области Греции постоянно угрожали враги, родную землю необходимо было защищать, а сделать это могли только крепкие, выносливые воины.

Второй супругой главы Олимпа стала богиня справедливости Фемида. Это не просто так: Зевс, женатый на богине справедливости, утвердил в мире порядок и законность, оказывал помощь людям и богам в сложных ситуациях. Вспомним, например, что именно Зевс освободил Прометея от вечных мук.

И эти деяния верховного бога греков заслуживают безусловное одобрение, потому что в них заложено Добро.

Известно, что любвеобильный Зевс (его похождения, кстати, вызывали законный протест третьей, и главной, жены верховного олимпийца Геры) имел много детей не только от богинь, но и от земных женщин. Богиня памяти Мнемосина родила ему девять муз, которые стали в Древней Греции покровительницами искусств и наук: Клио – истории, Урания – астрономии, Полигимния – религиозных гимнов, Каллиопа – эпической поэзии, знаний, Мельпомена – трагедии, Эрато – лирической поэзии, Эвтерпа – лирической песни, Терпсихора – танца, Талия – комедии. Это помогло превратить мир в царство не только закона и порядка, но и наук и искусств. Разве не Добро творил величественный олимпиец? Разве не заслуживает он всеобщего уважения в этом случае?

Кстати, что касается любовных похождений Зевса, то греков они не слишком беспокоили: в отличие от богини Геры, люди относились к этим «шалостям» снисходительно, Гораздо больше их привлекало то, что владыка неба был, используя сегодняшнюю терминологию, ГАРАНТОМ всеобщего порядка. Вспомним, как воспевает Зевса легендарный Гомер:

Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня!

Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,

Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.

Милостив будь, громкозвучный Кронид, - многославный, великий!

Таким образом, мы видим, что Зевс сочетает в себе Добро и Зло. Желание построить справедливый мир и помочь нуждающемуся в помощи соединяется в нём с желанием жестоко мстить своим обидчикам. Я думаю, Зевс похож на виночерпия, только вместо вина он черпает из разных сосудов и разливает Добро и Зло.

А теперь обратимся к богине Афродите, которую в Древнем Риме называли Венерой. Почему именно к ней? Прежде всего потому, что это самая красивая из богинь, богиня любви и красоты. Символично её рождение: дочь Урана

(я принимаю эту версию, хотя знаю и другую: по иным источникам, Афродита – дочь Зевса), она вышла из белоснежной морской пены близ острова Кипр. По словам сказителей, Афродита «будит в сердцах богов и смертных любовь» и, благодаря этому, царит над всем миром. Вот что замечает известный сказитель древнегреческих мифов Овдий о всемогуществе Афродиты: «Она первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшейся грубостью и жестокостью, она научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Она первая предала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности»***. Казалось бы, почти идеал Добра и Красоты. Но так ли это, а если так, то всегда ли?

Для выяснения обратимся к текстам мифов. Какой же предстает Афродита перед нами? Любопытный факт: богиня, которая считалась символом красоты и благородства, оказывается, спровоцировала десятилетнюю кровопролитную войну между Троей и Грецией и выступила на стороне Трои только лишь потому, что поддерживала Париса, отдавшего ей яблоко – приз за красоту. Характерно, что гибли не только греки, но и троянцы, которым Афродита вроде бы зла не желала. Чего стоит только смерть от руки Ахиллеса троянского царевича Гектора, оставившего сиротами верную жену Андромаху и маленького сына! Вспомним, с чего всё началось. Богиня раздора Эрида подбросила на Олимп золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между тремя богинями: Герой, Афродитой и Афиной - возник спор, в котором Зевс назначил судьей Париса.

Афина сулила за яблоко троянскому царевичу мудрость, Гера – всю Азию, но Парис отдал яблоко Афродите, обещавшей ему Елену, прекраснейшую из смертных. Богиня выполнила обещание: привела Париса в дом Менелая, где жена царя Елена под воздействием её чар увлеклась красавцем Парисом и бежала с ним в Трою.

Как оценить этот поступок Афродиты? Я бы сегодня сказала, что в ней взыграло себялюбие, когда ради собственной славы она, не задумываясь, пожертвовала тысячами жизней простых смертных, среди которых находились и знаменитые греческие и троянские герои. А ведь должна была задуматься – на то она и богиня! ЗЛО, ДАЖЕ НЕВОЛЬНОЕ, ВСЁ РАВНО ЕСТЬ ЗЛО!

В поисках Золотого Руна, я думаю, Афродита тоже сыграла важную роль. Обратимся к мифу «Золотое Руно». Как только смелые мореплаватели на знаменитом корабле Арго прибыли в Колхиду, Гера, супруга Зевса, и его дочь Афина-Мудрость начали совещаться, как помочь аргонавтам. Они решили, что так как героям не преодолеть чар волшебника, защищающего Золотое руно, то против волшебства может устоять только любовь, и пошли к Пенорожденной Афродите, потому что только она могла управлять пестрокрылым шалуном Эротом, стрелы которого пропитаны непреодолимой любовью, заставляющей богов и людей совершать великие подвиги и великие безумства. Именно Афродита, послав Эрота в Колхиду, вселила в Медею любовь к Ясону. Конечно, чувство любви прекрасно, и именно любовь помогла аргонавтам добыть Золотое руно, но – об этом нельзя не упомянуть! - не сделала ни Медею, ни Ясона счастливыми. Что же принесла Афродита Медее и Ясону – добро или зло? Однозначно ответить трудно, и всё же, зная о трагическом конце отношений этих героев и гибели Ясона под обломками «Арго», думаю, что Зла оказалось больше. И меньше всего напоминает мне здесь красавица Афродита Василису Прекрасную из русских сказок, несущую людям только Добро.

В Афродите мы, конечно, видим ряд достоинств: прежде всего это соединение людей любовью и священным союзом - браком, но и придание людям (прежде всего – женщинам) более привлекательной внешности со счетов тоже не сбросишь.

А, с другой стороны, как расценить тот же каприз обладания «яблоком раздора», приведший к десятилетней троянской войне, в которой погибло множество простых людей и героев? Уверена: только как несомненное Зло.

Полагаю, что Афродиту нельзя отнести к абсолютно злым или абсолютно добрым персонажам греческой мифологии: в её сердце есть место и для Добра, и для Зла.

Но вот другая богиня – почитаемая греками как мудрость и воинственная покровительница с п р а в е д л и в о й войны Афина.

Известно, что появление на свет этой богини необычно. Зевс-Громовержец проглотил свою беременную супругу, богиню разума Метиду, так как боялся, что она родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Но через некоторое время его пронзила страшная головная боль. Пришлось его сыну Гефесту разрубить Зевсу голову, что бы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Из головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула дева в полной одежде война с копьем в руке. «Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу», - говорится в мифе о рождении богини.

Афина - покровительница героев Греции: Одиссея, Ахилла, Ясона, Геракла и других. Она дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Афина хранит города, крепости, дает людям мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. В Древнем Риме Афину называли Минервой. Уважение к необычайной мудрости богини прошло через века: с Минервой, например, сравнивали русскую императрицу Екатерину II, именно за разумное государственное правление. Но значит ли это, что, в отличие от Зевса и Афродиты, Афина – олицетворение только Добра? Попробую разобраться.

Обратимся к мифу о споре искусной ткачихи Арахны из города Лидия с богиней Афиной. Смертная Арахна дерзнула бросить вызов на состязания в ткачестве самой Афине, известной своими способностями к рукоделию, которому она научила греческих девушек. Афина, перевоплотившись в старуху, пришла к ткачихе и предупредила её о том, что не следует вызывать богиню на состязание. Но надменная Арахна не послушалась мудрого совета. Состязание началось. А когда покрывала были вытканы, то боги присудили победу Афине: по красоте покрывало Арахны не уступало покрывалу, вытканному Афиной, но в изображениях богов, созданных смертной, олимпийцы усмотрели неуважение, даже презрение к ним, поэтому присудили победу Афине. Несчастная Арахна не перенесла позора, свила веревку и повесилась. Но Афина освободила Арахну из петли и в наказание превратила её в паука, чтобы она вечно висела и вечно ткала.

Было ли это справедливое наказание за дерзость? Что это - проявление жестокости или мудрости? Достойна ли Арахна наказания? Да ещё вечного? Давайте поразмышляем. Во-первых, Арахна наказана за себялюбие. Бросить вызов самой богине – это неоправданный риск. Мы даже представить себе не сможем, чтобы, например, женщина-христианка могла бросить вызов кому-то из святых. Её подвергли бы самой жестокой, мучительной казни за святотатство! Эгоистическая любовь к себе и хвастовство - вот чем был поступок смертной ткачихи. С моей точки зрения – наказание суровое, но заслуженное. Попробую объяснить. Давайте силой воображения перенесемся вглубь веков. Мы увидим множество храмов, посвященных богам, в том числе и Афине-Палладе, воинствующей деве, богине мудрости, научившей людей ремёслам, в том числе ткачеству, т. е. давшей им в руки ремесло, помогавшее добывать средства к существованию. Как могли греки отнестись к поступку Арахны и последовавшему за ним наказанию? Полагаю, они посчитали бы его заслуженным. Посмотрите: Афина спасает Арахну от царства мертвых, после того как, проиграв состязание, ткачиха в порыве отчаянья свила веревку и повесилась. Наверное, это мудрое решение богини, так как во многих религиях (не знаю, правда, как к такому уходу из жизни относились в Древней Греции) самоубийство осуждается. А теперь подумаем: права ли была Афина, превратив Арахну именно в паука? Но ведь богиня сделала это не просто так: не в муху, не в муравья или червя, а именно в паука превращена Арахна, мечтающая заниматься ткачеством и достигшая в этом искусстве значительных успехов. Теперь в образе паука, по воле богини, она продолжает заниматься любимым делом. И когда мы смотрим на паутину, то видим, насколько красив ее рисунок, неповторяющийся узор тончайшей нити порой просто завораживает. Кроме того, люди, видя паутину и пауков, вспоминают, что за свои грехи, в частности, за грех строптивости и бахвальства, они могут быть наказаны высшей силой.

В таком случае, что же злого в действиях Афины? Думаю, наоборот, наказание Арахны – это проявление и мудрости богини, и - в известной степени - Добра.

И всё же всегда ли Афина добра и благородна? Оказывается, нет. Миф о Марсии - наглядный тому пример. Афина, «заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает её прекрасное лицо, прокляла свое изобретение и сказала: “Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту”. » Флейту нашел фригийский сатир Марсий, научился играть на ней, возгордился и осмелился состязаться с богом муз Аполлоном. Но разве мог Марсий выиграть состязание у предводителя муз? Конечно, победил Аполлон и, разгневанный вызовом, повелел содрать с противника кожу. Что и было сделано. А кто виноват в случившемся изначально? Думаю, Афина. Она богиня, и должна была предвидеть события. Ведь именно забота о собственной красоте и неожиданный гнев Паллады погубили сатира Марсия, заставив его принять мучительную смерть. Не знаю, согласятся ли со мной, но мне думается, что богиня мудрости, послав проклятие ни в чем неповинному существу, поступила одновременно и жестоко, и легкомысленно. Только вот расплачиваться за её жестокость и легкомыслие пришлось другому.

В то же время Афина - Паллада, в отличие от сына Зевса Ареса, в древнеримской мифологии Марса, жестокого, кровожадного бога войны, является богиней войны справедливой. «Часто приходится уступать Аресу на поле битвы Афине. Побеждает она Ареса мудростью и спокойным знанием силы», - отмечается в мифах об Афине.

Но Афина, как мы уже поняли из мифа о сатире Марфии, подвержена эмоциям. Ведь отдай Парис яблоко ей, на чьей стороне - греков или троянцев - она бы выступила? Афина помогает героям Греции в выполнении их воинского долга, но порой её помощь приводит к неоправданным жертвам. Троянский конь, создание которого подсказано хитроумному Одиссею Афиной, заканчивает Троянскую войну, но греческие воины, на стороне которых Паллада была десять лет, практически стирают Трою с лица земли, убив почти всех её жителей и разрушив город. При этом убийство греками людей на пороге храма в Трое так разъярило богиню, что она приложила все усилия, чтобы потопить многие(!!!) греческие корабли, возвращающиеся после победы из Трои домой, на землю Греции. Как воспринять поведение Афины в этой ситуации? Думаю, в очередной раз мы не найдём однозначного ответа.

Мудрая и справедливая, готовая прийти на помощь героям – само воплощение Добра, богиня способна быть ревнивой и гневной, сознательно применять Зло как против троянцев, так и против любимых ею греков: Афина Паллада – образ сложный и многогранный.

Очень интересен, на мой взгляд, образ титана Прометея. Напомню, что титаны – доолимпийские боги по силе и могуществу равны богам, а Прометей среди них, пожалуй, самый известный и чуть ли не единственный положительный герой, носитель Добра.

Вспомним, что титан Прометей помог Зевсу и другим олимпийским богам в борьбе с Кроном, убедил мать свою Фемиду и богиню земли Гею встать на сторону младшего Кронида. Но не любил Зевс Прометея, боясь его грозной силы. Обладая поистине добрым сердцем, Прометей не мог спокойно смотреть на людей, не обладавших разумом, не хотел, чтобы по воле Зевса они все сошли в царство Аида, и помог людям: вдохнул надежду, которой они ещё не знали, и похитил для них божественный огонь. В трагедии Эсхила «Прометей прикованный», написанной по мотивам мифов о титане, говорится: «Даже страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям». В мифах говорится, что Прометей научил людей владеть ремеслами, считать, писать, поклоняться богам. «Когда же между богами и людьми возник спор о том, какую часть жертвенного животного следует отдавать богам, Прометей встал на сторону людей. Разрубив на куски тушу принесенного в жертву быка, он сложил в одну часть мясо, прикрыв его шкурой и желудком, а в другую – кости, прикрыв их жиром, и предложил Зевсу самому сделать выбор. Зевс выбрал вторую часть, но, поняв, что ошибся, разгневался на людей и лишил их огня. Прометей вновь похитил с Олимпа огонь и передал его людям», - сказано в мифе о Прометее.

За это поступок Прометей по приказу Зевса на целые века был прикован несокрушимыми цепями к скале в горах Кавказа. Огромный орел главного олимпийца каждый день прилетал и клевал печень титана, причиняя ему мучительную боль. Не простил Зевс Прометея даже тогда, когда выпустил из Тартара бывших своих грозных врагов - титанов во главе с Кроном.

Известен и провидческий дар Прометея. Зная будущее, он предсказал Ио, возлюбленной Зевса, превращенной ревнивой Герой в корову, что в Египте она обретет свой прежний вид и избавится от чудовищного овода, посланного ей женой Зевса для причинения мучительной боли. Прометей предвидел и свое освобождение далекими потомками людей, которым он принес огонь. Даже своему обидчику Зевсу Прометей помог: он предостерег его от брака с морской богиней Фетидой, так как знал, от любого мужа у неё родится сын, который будет могущественнее отца. После этого предостережения Зевс смягчился и поручил Гераклу освободить Прометея.

А теперь я обращусь к читателям и слушателям моей работы с вопросом: своими жертвами во имя людей, своими тяжкими страданиями вам никого не напоминает Прометей? Да, он языческий, а не христианский бог, но нельзя ли его считать предшественником Иисуса Христа, который был распят на кресте и пожертвовал собой во имя спасения рода человеческого? Конечно, я не провожу прямых аналогий, но невольно это сравнение приходит на ум.

Итак, именно Прометея, единственного из богов, можно, по моему мнению, назвать носителем Добра за помощь страждущим богам, героям, людям. Но Прометей, к сожалению, не является главным действующим лицом древнегреческой мифологии.

Хочу коротко сказать о полной противоположности Прометею – воплощении Зла в греческой мифологии - богине безумия и глупости Атэ. Именно она помутила разум Зевса, и он на короткое время забыл о своей возлюбленной Алкмене и её ребенке – будущем герое Геракле, который должен будет царствовать в Аргосе. Временного помутнения рассудка хватило ревнивой Гере для того, чтобы ускорить рождение сына аргосского царя Эврисфея, который и стал царём Аргоса, Геракл же должен был повиноваться ему во всём. За это Зевс сбросил Атэ с Олимпа, и с тех пор она стала вредить людям. Это богиня безумия одурманила разум Геракла, и он в припадке безумия убил своих детей и детей своего брата. Это она вселилась в Медею, лишила её рассудка. В припадке безумия Медея убила своих спящих детей, рождённых в браке с Ясоном, а потом убила себя.

Действия Атэ всегда злонамеренны, вызваны завистью к счастью и благополучию семейных пар. Она с удовольствием выполняет приказы гневной жены Зевса Геры, являясь орудием мщения. Единственное, чего я не смогла понять: почему греки поклонялись этой коварной и жестокой богине? Но, наверное, для этого были свои причины.

• Древнегреческие герои и их взаимоотношения с Добром и Злом.

Не только боги и титаны являются носителями Добра и Зла. Добро и Зло часто тесно сплетаются в душах мифических героев, являющихся смертными. Я думаю, это прекрасно. Великая заслуга античных мифотворцев в том, что они позволяют людям, пусть и героям, часто представителям царского рода и родственникам богов, стоять рядом с богами. Пройдет несколько столетий, и с принятием христианства в Европе будет утрачено понимание величия ЧЕЛОВЕКА, а языческие боги будут забыты на долгие годы, языческие храмы будут разрушены. Особенно отчётливо это проявлялось в период средневековья, когда человеку внушалось, что он жалок, низок и что над ним высоко довлеет всемогущий Бог. В античных мифах мы этого не встретим – напротив, люди часто выступают здесь почти наравне с богами.

Древнегреческая мифология знала многих героев, но я хочу исследовать характер и поступки двух из них – Язона (или Ясона), предводителя отважных аргонавтов, и могучего Геракла, сына Зевса и смертной Алкмены.

Аргонавты, участники героического похода на легендарном корабле «Арго» в Колхиду за Золотым руном, претерпели множество приключений: спасли страну юного царя Кизика от ужасных шестируких великанов (отличились здесь Геракл, братья Бореады) спасли Финея, царя Фракии, от страшных гарпий, моривших по воле Зевса старика голодом (отличились: братья Бореады), Ясон с помощью Медеи выполнил условия волшебника Ээта: запряг огнедышащих быков и засеял поле зубами дракона, добыл Золотое Руно, убил стража острова Крит медного великана Талоса.

Вспомним, что могучий Геракл совершил множество подвигов достойных богов:

- убил Немейского льва, страшного волшебного зверя, сына огнедышащего дракона Тифона и гигантской змеи Ехидны;

- прикончил Лернейскую ядовитую болотную гидру с девятью головами;

- поймал Эвриманфского вепря;

- поймал золоторогую Киренейскую лань;

- прогнал из Стимфальского леса медноперых птиц;

- очистил Авгиевы конюшни за одни сутки;

- обуздал морского быка на острове Крит;

- забрал в бою у жестокого царя Диомеда шесть коней – людоедов;

- добыл у амазонок знаменитый волшебный пояс;

- убил трехголового великана Гериона, похитил его стадо волшебных быков;

- убил великана Антея, перехитрил могучего титана Атланта и принес три яблока из сада, который охраняли дочери ночи Геспериды;

- привел адского трёхголового пса Кербера (Цербера) из Тартара на землю.

Что и говорить, все эти деяния иначе, как подвигами, не назовёшь. Они требуют силы, мужества, смекалки (например, очищение авгиевых конюшен за одну ночь). И греки славили героев, отдавая им дань уважения, преклоняясь перед ними.

Но опять-таки давайте поразмышляем: все ли подвиги, которые совершали аргонавты, Ясон, Геракл, были нужными для людей? Проведём параллель с героями русских былин: Алёша Попович, Добрыня Никитич и, конечно, крестьянский сын, любимый народом, Илья Муромец совершали подвиги во имя своей страны, во имя того, чтобы жизнь русичей была спокойной, чтобы не мог ворог «слезить отцов-матерей да сиротить малых детушек», и за это им заслуженная честь и хвала. А все ли подвиги древнегреческих героев были проявлениями Добра? Я думаю, что не все. И отправляться на совершение подвигов не всегда было необходимо. Обратимся к текстам мифов и вспомним, что Ясон, например, был коварно обманут своим дядей, царем Пелием, который не хотел отдавать свое царство в руки молодого царя. Пелий отправляет Ясона в путешествие за Золотым Руном для того, чтобы избавится от соперника. И только вмешательство богов, в частности Афродиты, искательницы приключений, помогает Ясону и его товарищам- аргонавтам пройти все испытания и привезти на родину Золотое Руно – символ богатой жизни. Но во время великого подвига Ясон случайно убивает юного царя Кизика и многих его подданных. «Мирные гости пролили кровь своих радушных хозяев», - говорится в мифе о похищении золотого Руна. Спасаясь от погони царя Ээта, Ясон убивает в храме беззащитного пленника, царевича Абсирта, брата своей возлюбленной Медеи. Вняв совету братьев Бореадов, Медея и Ясон спрятали отрубленные руки и ноги убитого царевича в разных частях острова, чтобы остановить погоню на время поисков и похорон царевича. Как отнестись к такому поступку героя и его возлюбленной? Вспомним далее, что Ясон, не задумываясь, обманывает и убивает медного великана Талоса, верного охранника жадного царя острова Крит Миноса. Он действует во имя спасения собственной жизни, но, по-моему, действия его жестоки.

Титанические подвиги Геракла, тоже не всегда направлены на защиту Добра. Скажем, Немейский лев, Линейская ядовитая болотная гидра, Стимфальские меднокрылые птицы были ужасны и приносили жителям Греции только страх и страдание. Их смерть от руки героя принесла грекам освобождение, и в этом случае мы не сомневаемся в том, что Геракл совершил Добро. Но когда тот же Геракл выпускает на волю в Греции свирепого Эвриманфского вепря, бешеного критского быка, коней-людоедов, подвергая соотечественников опасности – это точно недоброе дело. Еще менее понятно мне, ради чего Геракл убивает хозяина быков, которых ему нужно было украсть, великана Гериона; пастуха-великана Эвритиона (десятый подвиг Геракла); верного слову, данному богам, великана Антея (одиннадцатый подвиг Геракла)? Получается, как у поэта-барда Владимира Высоцкого, «началися его подвиги напрасные, с баб-ягами никчемушная борьба, тоже ведь она по-своему несчастная, эта самая лесная голытьба».

Получается, что Добро и Зло в мифах Древней Греции как сообщающиеся сосуды, чьё содержимое порой смешивается, образуя нечто неопределённое, и в содержании этого неопределённого трудно разобраться, трудно однозначно определить, что хорошо, а что плохо.

Многие русские народные сказки заканчиваются словами: «И жили они долго и счастливо»: всё закономерно, герои сказок, победив Зло (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, бабу Ягу), заслужили счастливую жизнь.

В мифах же так бывает далеко не всегда. Посмотрим, к примеру, как складывается жизнь Ясона, вернувшегося домой победителем. Читая миф, мы видим, что Ясон, который так хотел в юности вернуть престол своему отцу, а после его смерти желал сам стать царем вместо коварного Пелея, а после изгнания с родины мечтал увидеть на царском престоле своих детей, после подвигов и разочарований (он остался без жены, детей, не смог жениться вторично – гибель будущего тестя и невесты была ужасной) умирает один, под руинами легендарного корабля «Арго». Надеждам его так и не суждено сбыться. Золотое Руно не принесло счастья ни Ясону, ни царю Пелию, ни народу, который так хотел вернуть его на свою землю. Только память о трудных подвигах греческих героев, благодаря мифам, остается в веках.

Трагическим персонажем греческих мифов является и жена Ясона Медея. Трудно однозначно ответить, чего больше в её желании помочь возлюбленному: благородства души, желания спасти его от гибели или предательства отца, брата, родного дома - всего того, что её окружало до встречи с Ясоном. Однако в тех же мифах мы узнаём, что Медея получает тяжелый удар судьбы – нелюбовь и отдаление Ясона от неё после приезда в Грецию, его желание жениться на другой женщине, так как Медею не приняли греки, считая её колдуньей

(и, кстати, в этом были правы). Гнев покинутой мужем Медеи страшен: она убивает своих детей, шлет невесте Ясона смертельный подарок, от которого девушка и её отец в муках погибают. Ясон, покинутый женой Медеей, убившей их детей и его невесту, приходит к кораблю Арго, который сулил ему когда-то большие надежды, и погибает под его обломками. Кара? Да, Медея убивает детей, для того чтобы причинить боль тому, кто так коварно поступил по отношению к любящей женщине. Что мы можем сказать о характерах героев Медеи и Ясона? Можно ли назвать их положительными или отрицательными героями? С точки зрения современного читателя, поступок Медеи, отомстившей Ясону, жесток. Но, с другой стороны, этот поступок обращен на человека, предавшего любовь. Медея любила Ясона страстно, всей душой. Но не будем забывать, почему боги так наказали Медею. Могли олимпийцы не допустить отречения Ясона от жены? Конечно, могли, на то они и всемогущие. Почему же этого не произошло? Ответ напрашивается сам собой: да, Ясон предал Медею, но ведь и Медея предала родных (отца, брата). Она в сущности и наказана за предательство. Так что в отношениях Медеи и Ясона счастливый финал невозможен однозначно.

Не принесло близкое родство с Зевсом радости земной жизни и великому Гераклу. Необходимость смыть грех детоубийства заставила героя совершить

12 величайших подвигов, а также многие другие, например, освобождение Прометея. Но месть богини Геры смертному сыну Зевса не позволила Гераклу жить дружно в супружестве с Мегарой, матерью убитых Гераклом детей. Благодаря коварству, умирающего кентавра Несса, сын Геракла от любимой жены Деяниры - Лихас становится невольным отцеубийцей, принеся ему отравленный плащ. В страданиях умирает Геракл. Узнав, о смерти мужа, Деянира, не выдержав душевных страданий, убивает себя. Лишь после того как Геракл заканчивает свой земной путь, Зевс забирает его на Олимп и делает его бессмертным богом. Но не слишком ли велика цена, которую величайший из греческих героев заплатил за бессмертие?

• Животные и их роль в «создании» Добра и Зла.

Очень коротко остановимся на одном представителе животного мира – трёхглавом (по другим вариантам – стоглавом) псе Цербере (или Кербере). Его имя давно стало нарицательным: оно символизирует жесткость, кровожадность. Да, действительно, этот персонаж греческой мифологии жесток и кровожаден. Но в то же время он, охраняя, по приказанию бога Аида (Гадеса), вход в подземное царство мёртвых, делает это не ради себя и своих благ, но, как говорится, служит не за страх, а за совесть. Подумаем: что было бы, если бы пёс был не свирепым, а добродушным? Мог бы он быть настоящим стражем царства мёртвых? Думаю, нет. Он, именно в силу добродушия, сделал бы вход (или выход) в Аид открытым, свободным. Но тогда нарушилось бы равновесие земной жизни и посмертного существования, т. е. нарушился бы общемировой закон и порядок. Мир опять погрузился бы в царство мрака и хаоса. Боги, и прежде всего великий Зевс, не могли этого допустить, поэтому и поставили Цербера охранять врата Аида. Стало быть, функция свирепого пса очень важна. Да, он проявляет жестокость, но жестокость обоснованную. И чего в его действиях больше – Добра или Зла, - опять-таки нельзя ответить однозначно.

Во время настоящего исследования среди друзей-одноклассников, было проведено анкетирование на тему: «Проявление Добра и Зла в характерах и поступках мифологических богов и героев». Одноклассники, так же как и я, обратили внимание на то, что среди богов нет абсолютно добрых или злых, все они совершают поступки, некоторые из которых можно назвать добрыми, некоторые – злыми. Одна из четырех работ представлена в Приложении 3.

Заключение.

Многоликость и многогранность проявления Добра и Зла в мифах. Прикладное значение работы.

Проанализировав ряд древнегреческих мифов, выявив черты характера и поведения богов, героев, животных, мы можем прийти к выводу:

1. Мифы открывают перед нами целую сокровищницу представлений людей о жизни и её проявлениях, о любви, о подвигах, о тех или иных событиях, в том числе и имеющих историческую основу. Мы черпаем из этих фольклорных источников знания, которые помогают нам стать не только умнее, но и, возможно, духовнее.

2. Древнегреческие мифы знакомят нас со многими героями и богами и не ограничивают наше представление о них только как о положительных или отрицательных персонажах, не дают нам, в отличие, например, от русского фольклора: сказок и былин, - готовых ответов на вопрос: что несет с собой тот или иной бог, герой – Добро либо Зло. Более того, мифы уже в течение многих веков приглашают нас к размышлению о том, что представляет собой герой, что он несет окружающим и можно ли однозначно какого-либо бога или героя назвать добрым или злым. Как воспринимать персонажей мифов, каждый читатель или слушатель (не забудем, что мифы – это устное народное творчество) решает для себя самостоятельно, а стало быть, миф даёт ему возможность думать, сравнивать, анализировать. Я полагаю, это очень важно было всегда, но сегодня, в век бешеных скоростей и компьютерных «стрелялок», в период почти полной утраты интереса к настоящей литературе, подлинной (а не написанной в угоду тем или другим политикам) истории человечества, глубокое «погружение» в мир литературы и фольклора нам просто необходимо.

3. В течение веков менялось многое, в том числе и конкретные представления о Добре и Зле. И сегодня нельзя сказать, что персонажи мифов – это статичные фигуры, олицетворяющие собой какую-то одну сторону жизни. Есть, конечно, исключения (Прометей, олицетворяющий идею жертвенности во имя людей, позднее подхваченную христианством; Атэ – богиня глупости и безумия), но их совсем немного. Именно многоликость богов и героев, многогранность их характеров заставляет нас ещё и ещё внимательнее вчитываться в мифы и искать в этих давным – давно созданных произведениях устного народного творчества ответы те вопросы, которые волнуют нас сегодня: почему люди так поступают, что ими движет, как познать себя.

4. Анализ творческих работ друзей-одноклассников подтверждает, что характеры персонажей древнегреческих мифов не однозначны, многогранны и вызывают интерес, спустя многие века.

5. Представления о Добре и Зле со времен Античности до наших дней изменяются, становятся более человечными. Жестокость, несправедливость, себялюбие по-прежнему вызывает у людей отторжение, а мудрость, красота, уважение, самопожертвование, добрые поступки вызывают уважение. Но современный читатель уже не может оправдать кровожадность, жестокость богов и людей в борьбе за власть.

6. Таким образом, моя гипотеза о том, что персонажи мифов Древней Греции можно разделить на две статичные группы добрых и злых не подтвердилась. Проанализировав, характеры богов, героев, животных древнегреческих мифов, я доказала, что в отличие от героев народных сказок герои древнегреческих мифов (боги, смертные герои, животные) не статичны, их характеры изменчивы и многогранны и именно многогранность делает их возможно более глубокими, более жизненными, более достоверными.

Литературовед Е. В. Жаринов отмечал, что «мифы помогают нам на протяжении многих и многих веков находить ответы на существенные вопросы бытия: что такое Смерть, Любовь, Судьба, Подвиг». **** Думаю, очень верно сказано.

Что же касается прикладного значения моей работы, полагаю, она вполне может быть использована и на уроках литературы, посвященных мифологии, и на занятиях литературного кружка, и на факультативе, так как в ней представлен достаточно обширный и интересный материал.

«Проявления Добра и Зла в характерах и поступках мифологических богов и героев»

Добро прослеживается в различных деяниях бога Гермеса. Гермес - являлся покровителем путников. Он несёт им удачу в пути. Как бог торговли он посылает людям богатство. Изобретя и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей, чем способствовал их развитию и положил начало образованию. К его помощи взывали и юные атлеты.

Но кроме добрых поступков, Гермес совершал и неблагоприятные. Являясь богом красноречия, он был ловок, хитёр и изворотлив. Ещё будучи в колыбели, он проявил себя как ловкий вор, украв стадо коров у Аполлона. при совершении этой кражи проявились зло и жестокость в его характере, чём свидетельствует расправа над стариком, не сдержавшим своё слово.

Делать добро — причинять зло. «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки зла погубили их» С. Михалков. «К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы» М. Лермонтов «Дума». «Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного» А. П. Чехов «Скучная история».

Википедия

ДОБРО — понятие нравственности, противоположное понятию ЗЛА, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.

В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.

Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом (дуализм – двойственность. – К. А. )

ЗЛО — понятие нравственности, противоположное понятию «добро», означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий. Следует различать вред, ущерб, с одной стороны, и собственно зло. Злом является не всякий ущерб или вред, а только такой, который осуществляется намеренно, т. е. подпадает под определения нравственности. Стихийные бедствия, случайное стечение обстоятельств, случайный вред или ущерб - не являются злом, поскольку не характеризуются как нравственные или безнравственные действия (см. нравственность). В этом смысле зло может причинить только свободное существо, обладающее волей. Различают добрую волю и злую волю. Один и тот же вред или ущерб может быть и результатом случайности и результатом злой воли. Только в последнем случае вред или ущерб становятся злом. Вред, причиненный неумышленно или явившийся неудачным стечением обстоятельств, игрой случая, а не намерением свободной воли (злой воли) не является злом. Именно стереотипическое мышление человека, привычка что за вредом всегда стоит чья-то злая воля, порождает религиозное представление о потусторонних злых силах, некоем сверхсуществе поставившем целью разрушить мир, разгневавшихся богах, как неких незримых но наделенных нечеловеческими способностями существ и тому подобное.

В философии и богословии, бытие есть добро (благо). С этой позиции, зло стоит на стороне небытия, зла не существует, зло есть только отсутствие добра. В иерархии мира, зло есть удаление от высшего добра (высшего блага): чем больше удаление - тем больше зла. Именно поэтому, в философии и богословии, различают зло и вред. Вред - реален, он проявляет себя как уничтожение, ущерб, поломка, страдание в мире, а зло есть только определенная характеристика вреда, а именно - со стороны намеренности некоторой воли осуществить вред. Именно поэтому зла в мире не существует. Однако, не всякий вред становится злом. Например, вред, причиненный врачом телу больного при лечении болезни, в итоге оказывается для него благом. Вред приобретает характеристику зла только в том случае, если этот вред является результатом намеренности свободной воли человека причинить вред. При этом собственно зло коренится только в намеренности самой воли причинить вред, в реальности мы всегда сталкиваемся только с тем или иным вредом.

Новейший философский словарь

ДОБРО и ЗЛО - категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях. Основными этическими версиями Д. и 3. являются натуралистическая, исходящая из природы человека, его удовольствий и наслаждений (гедонизм), счастья и несчастья (эвдемонизм), стремления к пользе и выгоде (утилитаризм), деловому успеху (прагматизм); субъективистская, интерпретирующая Д. и 3. как акты свободного выбора (экзистенциализм), выражение языка и эмоций (неопозитивизм); метафизическая с поисками безусловного внешнего источника Д. и 3. , в роли которого выступает космос, абстрактная идея Блага, природа, вечные идеи, Бог, априорный моральный закон, абсолютный дух; социальная, объясняющая Д. и 3. особенностями общественной практики, системой конвенций. Феноменологически Д. и 3. проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления, и, в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относят со времен Сократа мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, любовь, понимание. Проявления Д. в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, экологии, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, самоидентификацией, отношением к человеку как цели. К распространенным проявлениям 3. относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, невежество, греховность и порочность, корыстные ориентации. Д. и 3. следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру Д. , за пределами которой оно становится 3. Оппозиция Д. и 3. показывает несоответствие между должным и сущим, идеалом и действительностью, мотивами и поступком, самооценкой и общественным мнением. Очевидна предельная степень относительности данных понятий морального сознания, зачастую их неразличимость по причине индивидуальных предпочтений, динамики ситуации с ее переменчивым и необратимым смыслом, определенных социокультурных условий, по причине полисемич-ности и многофункциональности самого феномена морали. Критерий понимания Д. и 3. - в признании абсолютной ценности жизни и самоценности индивидуальности. Эта схема имеет множество оттенков и смыслов, связанных с эстетической привлекательностью 3. и его утонченными моральными проявлениями, с возможностью выбора 3. свободным человеком. Технологии нравственного поведения рекомендуют в затруднительных ситуациях правила наименьшего 3. и наибольшего Д. При этом английская пословица гласит, что из двух зол выбирать не стоит, а Н. Бердяев пишет, что "нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо". Способы противостояния 3. связаны с ответной справедливой реакцией на злое деяние, с развитием и приращением сил Д. , снижающих реальную и потенциальную опасность аморализма. Очевидна зависимость Д. и 3. от социокультурного контекста и от нравственного благополучия человека: форм его деятельности и общения, опытов самопознания. Ф. М. Достоевский писал: "Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать 3. , а такого именно, чтоб я мог делать всякое 3. , но не хотел его делать сам".

Библиографическая справка Лосев А. Ф.

ЛОСЕВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1893-1988), русский философ, ученый. Родился 10 (22) сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе.

В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука, Философия имени, Диалектика художественной формы, Музыка как предмет логики, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии, Диалектика мифа. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л. М. Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)).

В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком.

Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная История античной эстетики — глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. В самые последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя.

Умер Лосев в Москве 23 мая 1988.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)