Общество  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История чукотской культуры

У истоков культуры

Добро пожаловать в виртуальный музей Чукотской культуры Жанны Нутевги.

Я живу в северной стране. Ее населяют чукчи и эскимосы. Мой отец абориген этой страны. Он мне много рассказывал про жизнь своего народа, занятия, природу, обычаи, культуру. Его рассказы меня очень взволновали и заинтересовали, и я собрала материал про эту землю. Я учусь в Певекской школе искусств Чукотского АО, на музыкальном отделении. Свой виртуальный музей я создала с целью помочь ребятам, живущим в отдалённых посёлках, не имеющим возможности посетить краеведческий музей и библиотеку с полной подборкой книг по истории, культуре, искусству Чукотки. Я думаю, что и городским детям было бы полезно посетить мой музей, так как на уроках истории изобразительного, хореографического, театрального, музыкального искусства изучаются только русское и западноевропейское творчество, а чукотскому - не уделяется ни единого часа.

Почти во всех залах постоянно будет звучать тихий камерный голос самодеятельной исполнительницы народных песен К. Геутваль. Её приглушённое пение создаст эмоциональный фон для необычной экскурсии. (К сожалению, не удалось озвучить залы виртуального музея в программе Microsoft PowerPoint из-за ограничения объема файлов).

Мой виртуальный музей содержит очень большой объём информации и фотоматериалов. На правах экскурсовода (в своём реферате) я буду излагать лишь самое основное об искусстве Древней Чукотки: музыкальном, художественном, танцевальном творчестве моих предков. Давайте вместе совершим небольшую экскурсию в далёкое прошлое нашего чукотского края.

Учёные-археологи считают, что первые люди пришли на Чукотку 25 тысяч лет назад из Центральной и Восточной Азии. Это были охотники на мамонтов, бизонов, диких лошадей и северных оленей. Их назвали «полярными первопроходцами». В 3 тысячелетии до н. э. далёкие предки чукчей вместе с родственными племенами стали продвигаться на север. Расселяясь по Чукотке они встретились с потомками «полярных первопроходцев» и ассимилировали их. Учёные-лингвисты назвали эти народы «северо-восточными палеоазиатами». Археологи нашли стоянки переселенцев на берегах реки Анадырь и в континентальных районах Чукотского АО.

Давайте войдём в зал № 1 виртуального музея «Историческое прошлое народов Чукотки». На одной из витрин в качестве экспонатов мы увидим орудия труда древних жителей чукотского края эпохи палеолита: резцы, скребки, ножи. Их изготавливали грубо оббивая гальку. Более поздние каменные орудия обрабатывались с обеих сторон, среди них - кремневые наконечники копий и дротиков. Охотничье вооружение древних людей эпохи мезолита - миниатюрные ножи и узкие листовидные наконечники стрел, выполненные из тонких кремневых пластинок. В виртуальной витрине эпохи неолита (4 - 1 тысячелетие до н. э. ) мы обнаружим наконечники стрел, ножи, скребки, тщательно выполненные из чёрного вулканического стекла – обсидиана. Какие удивительные вещи делали мои древние предки! Как хочется потрогать их руками! Но – нельзя.

Здесь же мы познакомимся с Основными занятиями чукчей

На протяжении 5 - 7 столетий чукчи вели комплексное хозяйство: охота на животных тундры и морского зверя, рыболовство, разведение оленей.

Со временем чукотские племена разделились на тех, кто жил постоянно на побережье (береговые чукчи), и тех, кто круглый год кочевал в континентальных районах Чукотки (оленные чукчи). В 15 -16 вв. с окончательным разделением чукотских племен на морских зверобоев и оленеводов и с установлением тесных контактов между жителями тундры и морских побережий завершился процесс формирования чукчей в самостоятельный народ. Народ, обладающий самобытной национальной культурой. Безгранично восхищаюсь моими далёкими предками! Не каждый может выжить в ледяных просторах Севера.

В зале № 2 разместится макет так называемой «Арктической Трои», возникшей около 2 тыс. лет назад. Так назвали археологи поселок охотников на моржей, тюленей, китов Эквен, в честь города, воспетого древнегреческим поэтом Гомером. Мы внимательно рассмотрим макет поселения, который представляет собой десятки домов, построенных из китовых костей. На стендах зала можно будет познакомиться с подробным описанием того, как первобытные охотники возводили особенные жилые постройки. Такие, что в доме всегда сохранялось тепло без всякого центрального отопления!

В виртуальном зале № 3 можно будет познакомиться с загадочными наскальными изображениями, обнаруженными на скалистых берегах реки Пегтымель. Эти уникальные рисунки были созданы первобытными художниками 2-3 тыс. лет назад. Они содержат важные сведения о людях того времени и являются первыми произведениями художественного искусства. Самые северные в мире наскальные рисунки эпохи неолита называют пегтымельскими петроглифами.

Древние художники любили рисовать охотничьи сцены на оленей, китов, белух, ритуальные обряды и танцы. В «Пегтымельской картинной галерее» представлены изображения животных: оленей, песцов, собак, птиц, а также морских зверей – лахтаков, косух, нерп. А вот и загадочные фантастические существа, напоминающие человека и гриб-мухомор! Учёные-исследователи высказали предположение, что эти таинственные фигурки олицетворяли магических духов. В эту экзотическую пинакотеку юные художники будут приезжать на байдаре, прихватив мольберты и краски.

Миниатюрный архитектурный комплекс «Китовая аллея» разместится в воображаемом зале № 4. Он был создан около восьми столетий назад на острове Ытыгран, протянувшись вдоль берега моря на 500 метров. «Китовая аллея» состоит из двух параллельных рядов. Первый ряд – вкопанные в землю черепа кита, второй – вертикально стоящие китовые челюсти. Между рядами – ямы для хранения продуктов, загадочные кольца, выложенные камнями. В конце аллеи – каменная дорога длиной 50 метров, заканчивается она круглой площадкой, окружённой валунами. Неподалёку находится очаг, сложенный из камней. Это – главное святилище. Здесь проходил ритуальный обряд посвящения в охотники на китов. Участники праздников приносили жертвоприношения духам, устраивали спортивные состязания и обильные пиршества. Если вы желаете научиться искусству китовой охоты, то должны стремиться попасть в «тайный мужской союз». Но сначала необходимо пройти обряд посвящения в охотники на китов, а уж потом вам, может быть, окажут честь и примут в мужское китобойное братство.

Зал № 5 – «Письменность Тыневиля». Здесь находится самый дорогой для меня экспонат. В конце 20-х гг. чукотский оленевод Тыневиль создал письменность. Основой её стали иероглифы – абстрактные знаки с конкретными значениями. К сожалению, письменность Тыневиля не получила широкого распространения и, в конечном итоге, была вытеснена русской. Чукотские шаманы объявили Тынэвиля воплощением Тэнамтовгына (Творца – высшего чукотского божества). Почему? Да потому, что своя письменность – это, действительно, чудо.

С особенным, трепетным чувством я вхожу в зал № 6 – «Духовная культура». Модель мира древних чукчей состояла из трёх уровней. Нижний – мир злых духов и людей, умерших от болезней. Средний – мир людей. Верхний – мир умерших естественной смертью и добровольно ушедших из жизни. В верхнем мире обитает главное божество – Творец, с которым отождествлялись Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда и др. В некоторых чукотских мифах в роли Творца выступает Ворон Куркыль.

Чукчи одухотворяли всё, что окружает человека: животных, растения, предметы, они верили, что их окружают добрые и злые духи. Посредником между духами и людьми был шаман. Он умел разговаривать с духами-покровителями и предками, имитировать их голоса, предсказывать будущее, впадать в экстаз, а главное - лечить больных. Для всего этого он использовал защитные свойства бубна – ярара.

В каждой семье имелись священные «охранители» - амулеты (связки разных предметов: развилка веточек кустарника, коготь медведя, клюв ворона и т. п. ).

Деревянное огниво – главная семейная святыня. Во время празднеств из него добывали священный огонь, который передавался по мужской линии среди родственников.

В зале № 7 будут отмечаться традиционные праздники. По мановению волшебной палочки зал будет вмиг превращаться в тундру (если праздник связан с осенним и зимним забоем оленей, отёлом, откочёвкой стада и др. ) или море (праздник байдары в связи с первым выходом в море, праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей, жертвоприношение морю – праздник по случаю добычи кита, медведя). Как и в древние времена состоятся состязания в беге, борьбе, стрельбе, гонках на оленях и собаках, а также танцы, песни, игра на музыкальных инструментах. Вот уж где ученики школы искусств и общеобразовательных школ самого северного в мире города Певека смогут показать свои таланты! Чтобы расположить духов в жертву будут принесены олени (как это было у оленных чукчей) и собаки (у приморских). Конечно, не настоящие!

Живёт народ – живут его сказанья.

Живут сказанья, - значит, жив народ.

Антонина Кымытваль

В нём будут находиться компьютерные диски с произведениями художественной чукотской литературы и народного творчества.

К основным жанрам повествовательного фольклора чукчей относятся мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Сказания о Вороне выделяются в отдельный цикл. Ворон – главное действующее лицо, совместно с Творцом он создаёт Землю, творит жизнь, добывает свет. На основе фольклора в дальнейшем формируется чукотская художественная литература.

А сейчас послушайте самую замечательную сказку на свете, её написала Антонина Кымытваль, а называется она «Железный малыш».

«Жили законным браком муж с женой. Деток любили, когда где находили: то под кустом ольховым, то в морошке спелой, а то просто в ягеле. А уж кэлы, злой дух, тут как тут. Через всю тундру вьюгой-вьюном несется, сопит- свистит, за дитятей новым торопится. Мать плачет-убивается, торбаса его поганые обнимает, а тому смех, да и только! Мужчин наших в смертный час вгонял: не то, говорит, дитя возьму, не то, говорит, зверье изведу, да птиц поморожу, да рыб заставлю друг дружку поедать. У мужиков после таких слов с пол-луны до полнолуния руки тряслись – не охотники.

И опять пустая колыбель, на ремнях кожаных в темном пологе покачивается. Всю ночь кэлы свой шабаш справляет, день в сопках спит, а под вечер опять на разбой собирается.

Вот однажды муж и говорит жене:

Однако, стар становлюсь, кто ж меня на охоте заменит, в белом возрасте утешит, род наш продолжит?

А жена перед тем дитя в ярангу принесла. Длинноглазенького, круглолицего крепыша-малыша, что у камня нашла. И муж сказал:

Не отдам кэлы, будь что будет. Спрячь ребеночка, а уж я что-нибудь придумаю. Сказал так и в тундру ушел. Раньше в тундре, кроме следов звериных, да запахов смутных, да иных примет охотницких, ничего и знать не знал. А тут за камни принялся: какой одной рукой поднимет - тот бросит прочь, а какой двумя еле одолеет – к яме волочет. Вот он под камнями теми огонь развел, большой огонь, с черным дымом.

Кэлы думает: совсем чукча ум потерял. В ярангах думают: никак, самого умку поймал, медвежье мясо коптит. А жене в ту пору думать не положено было: сказано - прячь дитя, она и спрятала.

Меж тем из каленых камней железо в яму натекло. Отковал чукча из того железа дитя не дитя, а так – железного удальца, с ручонками корявыми, с тюленя весом. Еле в ярангу втащил. Пришлось к колыбельке еще ремней навязать, чтобы под железным ребеночком не упала.

Сидят под вечер в яранге муж с женой, кэлы поджидают. Засвистело над тундрой, заухало. Шкуру у входа в ярангу откинуло. Из черного холода кэлы явился.

Ох, - говорит, - по деточкам соскучился. С утра, - говорит, - икается мне от голоду. Показывай женщина, кого принесла.

А как заглянул в колыбелечку, чуть до слез не растрогался. Железный – то ребятеночек не ревет со страху, а сам к кэлы ручонки свои тянет, будто обнять хочет. Кэлы говорит:

Я вам за такого дитя керосину дам. Я, - говорит, - корабль купеческий вчера потопил, так керосину этого у меня - бочек сто, не менее!

А сам уж ребятеночка к себе тащит. Тут железные ручонки и хвать кэлы - у того глаза на лоб, еле дышит.

Ой, - кричит,- спасите, ой, совсем пропадаю!

И вон из яранги! А железный малыш не отпускает кэлы. Бежит тот, вопит, вся тундра ходуном ходит. А как до Ледовитого океана дотопал, тут свой дух-то злой испустил.

Утром пошел охотник к океану взглянуть, точно ли кэлы помер. Смотрит – и верно: того и дух простыл. Так только – куски льда ребристого, вроде торосов. А на них – железный удалец, им откованный лежит, снежком припорошенный.

Однако тот охотник умный был. «Хоть железное дитя, - рассудил,- а мое. На охоту ходить с ним буду, пока в яранге другой подрастет».

Так и сделал. Ребятенка этого Капканом назвал. Злые духи с тех пор в капканы редко попадаются – почти все перевелись. А вот лис черно-бурый, песец голубой или волки зубастые попадаются часто.

Другая жизнь в тундре пошла. В каждой яранге детей много, еды много, шкур много. Оттого и сказок много рассказывают».

Мой любимый, то есть музыкальный. Здесь будут проходить концерты, посвящённые чукотским праздникам, организована выставка народных музыкальных инструментов. На полках музейных витрин разместятся грампластинки, магнитофонные кассеты, компьютерные диски с записью чукотских народных песен и танцев. Здесь будут храниться расшифровки народной музыки, собранной различными фольклорными экспедициями.

А пока я познакомлю вас с некоторыми особенностями чукотской музыки. Она состоит из пяти сфер интонирования: «голос звучащий», «горло звучащее», «голоса животных звучащие», «инструмент звучащий». Древние чукотские напевы исполняют и в наши дни. От поколения к поколению передавались семейные и общинные песни. Не успел ребёнок появиться на свет – ему родители подарили именную песню. Стал взрослым – сам сочинил персональную мелодию. Пилчэйнген в переводе с чукотского – «горлохрипение» или «горловое пение». С его помощью можно изобразить картины быта, явления природы, создать сонорные образы, например: олень, чайка, нерпа. Опытные певцы могут сочетать гортанное пение с обычным, образуя два самостоятельных голоса-тембра.

Среди музыкальных инструментов чукчей первое место занимал ярар – бубен с колотушкой. Реже использовались другие фоно инструменты - погремушки, хлопушки, плётки-свистелки, бубенцы, колокольчики, вертушки, жужжалки. Существовали разновидности лютни, варгана, флейт, даже трёхструнная скрипка. По обилию музыкальных инструментов чукчи отличались от своих соседей. К сожалению, такой необычный оркестр мне никогда не приходилось слышать. Но в моём виртуальном музее всё возможно, в том числе и национальный оркестр.

Зал № 10. Традиционное танцевальное искусство входило в состав обрядов и праздников. Ведущее место в нём занимали элементы пантомимы, подражаниия. Это скорее пляски-пантомимы. У оленных чукчей они связаны с изображением оленя, его повадок, а также моментов охоты.

У береговых чукчей – в танцах охотничьи сюжеты, повадки зверей. Часто и у тех и у других пляски носили импровизационный характер. Танцующие исполняли их, не договариваясь друг с другом. Береговые чукчи заканчивали свои импровизации обязательным благодарственным танцем духам. Были танцы «с гримасами», т. е. мимические. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства. Исполнялись танцы по 12 – 14 часов. Особым почётом пользовался тот, кто дольше всех танцевал.

В отличие от музыкального, хореографическое искусство чукчей, на мой взгляд, прошло успешный путь развития. Возникший в 1968 году чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» («Рассвет») творчески развивал и совершенствовал искусство танца. Обогатил его новыми элементами, основанными на собственных наблюдениях и творческой фантазии. Кассеты с народными танцами – это бесценные экспонаты любого музея.

Зал № 11 – « Косторезное искусство». Художественной обработкой кости чукчи начали заниматься в глубокой древности. Из моржового клыка они изготавливали дрели, свёрла, наконечники гарпунов, крюки, снеговые очки. Возраст древнейших изделий – 2 тыс. лет. Они найдены археологами в районе Уэлена.

Древние костяные предметы напоминали фигуры моржа, их украшали рельефные изображения людей и животных, гравированный криволинейный орнамент. Распространённый орнамент – кружок с точкой в центре – символизировал зоркий глаз охотника и имел магическое значение. Костяные фигурки животных служили амулетами и привешивались к одежде, чтобы обеспечить удачную охоту.

Традиции искусства косторезов Чукотки устойчиво сохранялись до наших дней. Благодаря созданию косторезной мастерской в 30-х гг. ХХ века («Северные сувениры» имени М. Вуквола), оно достигло подлинного расцвета.

Вот и подошла к концу наша маленькая экскурсия по виртуальному музею искусства. На самом деле в моём музее неисчислимое количество экспонатов. Они не запрятаны в тёмных хранилищах под семью замками. Мои экспозиционные залы всегда открыты и доступны для вас, ребята.

Добро пожаловать в виртуальный музей искусства!

До скорого свидания! По-чукотски: «Аттау!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)